- 15 АС-4 «Вега»
- 15 АС-404
- 84 комментария: 15 АС-404
- Колонки вега 15ас 104
- Первое, что я сделал — это установил динамики снаружи корпуса и проклеил внутренность слоем технической ваты (хлопком).
- Пришло время заняться акустическими фильтрами.
- Вот и со вторым недугом разобрался, теперь пора заняться герметичностью.
- Остался последний пункт в меню — внешний вид.
- Подведём итог.
15 АС-4 «Вега»
Изготовитель: Бердский радиозавод, выпуск с 1976 года.
Назначение: для высококачественного воспроизведения звуковых программ, совместно с бытовой аппаратурой.
Технические характеристики:
2-х полосная АС закрытого типа
Диапазон воспроизводимых частот: 63 – 20000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 63–18000 Гц: 15 дБ
Чувствительность: 87 дБ
Среднее звуковое давление в диапазоне 63–18000 Гц: 0,15 Па
Сопротивление: 4 Ом
Номинальная мощность: 15 Вт
Паспортная мощность: 25 Вт
Габаритные размеры (ВхШхГ): 400х250х190 мм
Описание конструкции:
15 АС-4 является предшественником 15 АС-204 и 15 АС-404. Корпус выполнен в виде прямоугольного не разборного ящика из фанеры со съемной задней и передней стенками. Внешне отделан натуральным шпоном и покрыт несколькими слоями прозрачного лака. Внутри корпуса для уменьшения внутренних резонансов помещен ватный мешочек. Передняя панель обтянута акустической тканью.
Внутри, на дне акустической системы, на отдельной доске расположен электрический фильтр. НЧ динамик включен без фильтра, ВЧ фильтр 2 порядка – катушка на воздушном сердечнике и конденсатор МБГО. Так же на входе ВЧ фильтра стоит гасящий резистор.
Данные АС входили в состав аппаратуры Вега-104, Вега-108, Вега-117 и др:
Источник
15 АС-404
Изготовитель: ПО «Вега», г. Бердск, Новосибирская область, Россия.
Назначение: малогабаритная акустическая система предназначена для использования в качестве выносных монофонических и стереофонических систем высококачественного воспроизведения звука.
Технические характеристики:
Описание:
Корпус выполнен в виде прямоугольного не разборного ящика из фанеры со съемной задней и передней стенками. Внешне отделан натуральным шпоном и покрыт несколькими слоями прозрачного лака. Внутри корпуса для уменьшения внутренних резонансов применен так называемый «ватный валик».
В акустической системы применяются динамики 25 ГД-26Б в качестве низкочастотного и 3 ГД-31 высокочастотный. Громкоговорители установлены с внутренней стороны передней панели. Динамик 25ГД-26Б, имеет магнит альнико, это сплав железа (53%), алюминия (10%), никеля (19%) и кобальта (18%). Сплав обладает высокой остаточной намагниченностью. Альнико получают литьем, из порошков и горячей деформацией слитка. Он обладает высокой коррозионной устойчивостью, большим значением силы магнитного поля и стабильностью при высоких температурах (до 550 °C).
Так же внутри на дне акустической системы на отдельной доске расположен электрический фильтр. НЧ динамик играет в широкополосном режиме, а ВЧ обрезается 2 порядком. Катушки на воздушном сердечнике, конденсаторы МБГО.
НЧ динамик вместо 10ГД-30Е стоит 25ГД-26Б
84 комментария: 15 АС-404
Хорошие дины – такие можно дёшево купить и провести бюджетный апгрейд – звучать будут вполне прилично.
Я вот так сделал: увеличил объём, немного переделал фильтры, герметизировал, окрасил купола безопастным способом, а ткань и раму динов матовой аэрозолькой.
Вот тут подробно всё описано: http://repairacousticsnsk.blogspot.ru/2016/01/VEGA15AC-404.html. Мож кому пригодится.
Отлично! Прочитал, просмотрел, теперь вот тоже загорелось в одном месте!))
С фильтрами у Вас в апгрейде нестыковочка выходит – нельзя лепить катушку 0,45мГН последовательно басовику, так как она рассчитана исходи из сопротивления вч-головки, а там 8 ОМ. Даже по примитивным рассчетам выходит примерно 0,25 мГН и кондёр почти 4 мкф, если хотите резать басовик 2м порядком. Иначе у вас басовик завалится примерно с 2500 ГЦ. Поправьте меня в комментах, если я не прав
т.н. “бюджетный апгрейд” советских АС это все равно, что раскрашивание маркером шедевров мировой живописи
Роман, Вы не правы. Простейший апгрейд – добиться хорошей компрессии – уже очень многое дает. У нас всегда гений мысли разработчика разбивался о быт и бескультурье производства, когда ради плана вечнопьяные работяги клепали наспех кривой ширпотреб. Очумелым ручкам есть над чем поработать всласть. А Вам, рафинированные особы, испорченные Эленбергами и всякими Альфардами, сюда лучше не соваться.
Действительно. Причем здесь “апгрейд”? Большинство акустических систем советской эпохи и так неплохи для своих задач. Достаточно только их отреставрировать, привести в порядок и самое главное подключить к достойному усилителю и хорошему источнику звука.
А шедевры “мировой живописи” типа Sven, Microlab, Defender – на помойку.
Если совковы АС – шедевр, то зачем им апгрейд ?))
Источник
Колонки вега 15ас 104
Сегодня хочу поделиться с Вами тем, как я провёл апгрейд советской акустической системе ВЕГА 15АС-404, 1979 года вупуска — всего на год младше меня 🙂
Несмотря на такой почтенный, для колонок возраст, сохранились они в замечательном состоянии — как будто только вчера куплены в магазине Мелодия.
Полировка без царапин и потёртостей. Пластик тоже целый и ровный.
Всё это видно на фото — нажимайте на картинку для увеличения.
Маркировка была ещё старо-гостовской не 15АС — 404, а просто 15АС-4
Начинка так же порадовала.
На винтах стояли заводские пломбы и все внутренние компоненты дошли до нашего времени не тронутыми.
Динамики и фильтры своим видом как будто говорили —
» Дааа.. таких как мы сейчас найти трудно!»
Переделывать акустику в таком прекрасном состоянии всегда приятно.
Хочется, чтобы звучание соответствовало состоянию .
И я принялся за работу.
Не хотелось делать ничего сверхъестественного, как известно лучшее — враг хорошего.
Целью было избавиться от всех слабых мест и посмотреть что из этого получится в итоге.
Слабые места в подобной бытовой советской акустике следующие:
- недостаточный объём корпусов
- отсутствие фильтра на НЧ динамике
- плохая герметичность
- внешний вид (не у всех, но у этих явно требует доработки)
Вот их я и решил максимально устранить, и дать этим колонкам вторую жизнь
Первое, что я сделал — это установил динамики снаружи корпуса и проклеил внутренность слоем технической ваты (хлопком).
Для этих целей использовал клей ПВА.
Вата, идёт в комплекте с акустикой — родные «маты» которые лежали в колонках отлично расслаиваются и можно отделить куски необходимой толщины. Я делал толщиной примерно в сантиметр.
Пересадка динамиков позволила увеличить внутренний объём примерно на треть, а оклеивание звукопоглотителем ещё немного его увеличила и устранила паразитные резонансные призвуки.
Итак с объемам я сделал всё, что мог в формате данных корпусов.
Пришло время заняться акустическими фильтрами.
У этих колонок фильтр установлен только на высокочастотном звене.
Его функцию выполняет динамик 3ГД-31 ( более современная маркировка 5ГДВ-1-8).
Он применялся и во многих других акустических системах, самая известная из них, это пожалуй КОМЕТА 25АС-225 (она же 15АС-225).
Кто то ругает этот динамик, кто то его хвалит. Тут на вкус фломастеры у всех разные.
Мне он нравится и когда я собирал себе напольную трёхполосную акустику (о ней подробно напишу в другой раз), то эти динамики заняли в ней почетное место ВЧ звена.
ВЧ фильтр второго порядка в виде конденсатора и катушки у них присутствовал.
У низкочастотного звена фильтра нету вообще. Динамики 25ГД-26-30 (дедушка динамика 35гдн-1-4) выполняющие здесь роль низкочастотников, подключены напрямую.
Кстати очень похожи на данную акустику колонки ВЕГА 10МАС-1М.
Собственно 10МАС-1М — это стероидный клон наших 15АС-404 — разница только в размерах корпуса, у 10МАС они в полтора раза больше и в сопротивлении — в 10МАС установлены 8 Омные 10ГД-30.
К слову сказать на основе этих корпусов я построил себе замечательные полочники, о них тоже как нибудь напишу, материал есть — фотки храняться где-то в закромах жесткого диска.
Вот как я поступил с фильтрами: из ВЧ фильтра второго порядка удалил катушку и добавив к ней современный конденсатор получил НЧ фильтр второго порядка.
Остатки же ВЧ фильтра в виде резистора и конденсатора так же заменил современный кондёр, сделав тем самым ВЧ фильтр первого порядка — его будет достаточно, чтобы не подпустить низкие частоты на пушечный выстрел.
Отсечь высокие частоты на НЧ звене было просто необходимо, дабы не мешать высокочастотным вибрациям воспроизводить бархатистые и сочные басы, на которые способен динамик 25ГД-26-30.
Вот и со вторым недугом разобрался, теперь пора заняться герметичностью.
Внутренние швы в этой акустике промазаны каким — то советским столярным клеем.
Не знаю что это за клей, но сохранился он великолепно. Мои попытки отковырять кусок не увенчались успехом — тверд и прочен как камень. Значит пусть остаётся.
А вот прокладка из поролона, которая герметизирует заднюю крышку превратилась от времени в желеподобную тёмно-рыжую субстанцию — её надо заменить.
Если Вы когда-нибудь разбирали советскую акустику, особенно колонки Радиотехники (S30,S50, S70 или S90), то видели, что часто герметизация проводилась липучкой (на подобии той, что закладывали в межпанельные швы советских хрущёвок) или пластилином.
В этом вопросе я не стал далеко отходить от истоков, так как метод весьма практичный.
Ведь если садить, к примеру, на герметик, то при необходимости вскрыть и поремонтировать — затратишь не мало сил.
К сожалению запасов липучки со школьной поры у меня не сохранилось, а обычный пластилин использовать не хотелось — он мог оставить после себя жирные пятна.
Поэтому я выбрал оптимальный вариант — оконную замазку. Она очень пластична — как пластилин, только размягчается в руках гораздо быстрее и не оставляет жирных следов.
Ей я и воспользовался при запечатывании корпусов.
Остался последний пункт в меню — внешний вид.
Рамы динамиков и лицевая панель были окрашены аэрозольной матовой краской и стали выглядеть очень массивно и симпатично.
Но вот к окрашиванию динамиков такой подход категорически недопустим — аэрозольная краска сильно отразится на качестве их звучания не в лучшую сторону.
В интернете предлагают различные варианты того, как покрасить сами диффузоры динамика, но у каждого есть свои недостатки:
- специальная краска для динамиков — очень дорого
- натёртым грифелем простого карандаша — мажется и со временем осыпается
- сердечником от черного маркера — на любителя, цвет будет с коричневатым отливом
- краской от струйного принтера — не прокрашивает места замазанные клеем
Я тоже задумался чем покрасить динамики.
И путём некоторых логических размышлений сделал предположение о идеальном варианте краски и оказался прав.
С удовольствием делюсь им с Вами: краска на водной основе, безопасна для пропитки динамиков, прокрашивает все места с клеем, а после высыхания даёт благородный матовый цвет.
После высыхания цвет идеально совпадает по тону с родным цветом подвесов.
Это штемпельная краска! Та самая которую заливают в подушечки для печати.
На случай того что этих красок много разных, выкладываю фото той, которой пользуюсь я.
Красил ватным тампоном в один слой.
Ну вот и почти всё.
Остался последний штрих — замена древних проводов на нормальные клеммы.
Ну с этим проблем нет — можно купить в каждом радиомагазине любые на свой вкус, я выбрал вот такие:
То, что было и то, что получилось Вы сами можете увидеть на фото,
Звучание стало совсем другим — объемным и мелодичным.
Для примера S30 от Радиотехники звучат хуже.
Но как говорится лучше один раз услышать, чем два раза прочесть, поэтому на днях я запишу видео, в котором сравню звучание S30(есть они в моей коллекции) и этих ребят.
Подведём итог.
Достаточно небольших вложений, а так же немного умения, чуточку терпения и большое желание.
И тогда самые заурядные отечественные колонки былых лет, похожие на ботаника-заучку легко превратить в мускулистого атлета.
Который вполне способен потягаться как по внешнему виду, так и по звучанию со многими импортными коллегами, имеющими пятизначные ценники!
Звук получился сочным, мелодичным и объёмным — гораздо лучше по сравнению с тем что было.
Апгрейд удался.
Спасибо за внимание, подписывайтесь, чтобы быть в курсе, на днях выложу обещанное видео.
В живую конечно всё это звучит лучше, да и микрофон подкачал — забивался на басах, на днях перезапишу с хорошим микрофоном.
Источник