Активные стереоколонки Microlab SOLO-3 MK-2
Вслед за колонками Microlab SOLO-2 MK-2 мы представляем нашим читателям самую старшую модель модифицированной линейки SOLO-3 MK-2.
Как вы уже знаете из обзоров, посвященных младшим моделям SOLO-1 MK-2 и SOLO-2 MK-2, в модифицированных колонках MK-2 теперь используются совершенно другие динамические головки. Вместе с тем, был заново рассчитан фазоинвертор. Также вместо фильтра первого порядка на пищалку в колонках применяется кроссовер, собранный из фильтров второго порядка. А последовательное подключение среднечастотных головок в SOLO-3 MK-2 осуществлено теперь через фильтр первого порядка.
Высокочастотный динамик, используемый во всех трех модифицированных колонках МК-2 совершенно одинаковый: пищалка с тканевым куполом диаметром три сантиметра.
Используемые СЧ-динамики в тестируемых колонках совершенно одинаковые. Точно такие же динамики применяются и в модели SOLO-2 MK-2. Диаметр диффузора, изготовленного из кевлара, составляет 14 сантиметров. Гибкий подвес выполнен из резины и на наш взгляд тактильно жестковат.
Не совсем понятно, почему производитель применяет две одинаковые среднечастотные головки, так как можно было сделать полноценные трехполосные колонки с одним среднечастотником меньших размеров. Тем более, что в SOLO-1 MK-2 используется СЧ-динамик меньших размеров и затрат на дополнительное производство не потребуется. Напомним, что в колонках SOLO-3 использовались также одинаковые СЧ-динамики. По всей видимости, такая схема производителя вполне устраивает.
Магнитные системы динамиков имеют магнитное экранирование. Наполнителя внутри корпуса колонок нет.
Усилительный тракт SOLO-3 МК-2 остался абсолютно без изменений и используется как в младших моделях SOLO-1 МК-2 и SOLO-2 МК-2. Ш-образный трансформатор обеспечивает биполярное питание 16В на 1,6АВ. В качестве усилителя производитель использует стереомикросхему TDA7265 от STMicroelectronics. Мы измерили напряжение питания на соответствующих выводах микросхемы и получили значения ±20,5 В. А измерив напряжение при значительном увеличении громкости сигнала, обнаружили падение напряжения всего на 1 В.
Давайте посмотрим на графики зависимости искажений от мощности, взятые из спецификации на микросхему.
Из приведенных графиков зависимости мощности от напряжения и искажений от мощности, следует, что при данном напряжении питания ±20V TDA7265 имеет показатели мощности, достигающие 19-20 Вт при уровне искажений менее 1%. Учитывая, что при значительном прибавлении громкости падение напряжения составит максимум 1 В, график искажений сместится чуть влево и значение мощности составит 17-18 Вт уровне искажений менее 1%.
Давайте обратим внимание на график АЧХ тестируемых колонок, полученный воспроизведением тестируемой системой логарифмически нарастающего синуса (swept sine).
Судя по измеренной на оси ВЧ-динамика спектрограмме АЧХ, неравномерность составляет ±8 дБ в диапазоне частот от 60 до 20 000 Гц.
Для более четкого представления о работе регуляторов тембра, мы провели следующие измерения: график АЧХ белого цвета (fr) был измерен при среднем положении регуляторов тембра; график АЧХ зеленого цвета (-) измерялся при выставленном минимальном уровне; синий график (+) соответствует положению обоих регуляторов на максимум.
Таким образом, на измеренных спектрограммах можно видеть, что амплитуда сигнала на соответствующих частотах изменяется в пределах 18 дБ.
При измерении гармонических искажений (2+3 гармоники) используется наша собственная уникальная методика измерения искажений. Мы используем 200 плавно нарастающих некратных логарифмических синусоида фиксированной частоты. В отличие от традиционного параметра КГИ, подверженного влиянию отклонения амплитуды, мы измеряем нормированный уровень искажений. Как показала практика, это даёт более достоверный результат.
На измеренных спектрограммах гармонических искажений колонки SOLO-3 MK-2 можно видеть довольно низкий уровень искажений. Во всем диапазоне воспроизводимых частот уровень искажений не превышает -42 дБ (1%). Это хорошие результаты. Такое количество искажений с запасом удовлетворяет требованиям устаревшего стандарта DIN 45500 на искажения для Hi-Fi акустики — менее 2% (-34 дБ) в СЧ-диапазоне.
Звучание
При субъективном тестировании акустика подключалась к звуковой карте Audiotrak ProDigy 7.1 и Audigy2 Platinum Pro входящим в комплект акустики соединительным проводом. В качестве тестовых композиций использовался DVD-Audio диск с высококачественными треками AIX Records и специальная подборка лучших записей на CD-DA. Прослушивание проводилось в течение времени, достаточного, чтобы получить исчерпывающее представление о качестве звучания.
В целом, звучание колонок SOLO-3 является хорошим. Очень спокойное, детальное и без компрессионного оттенка практически на любом уровне громкости. К сожалению, на момент тестирования в нашей лаборатории не оказалось колонок SOLO-3. Однако, как вы помните, основное различие в звучании между колонками SOLO-2 и SOLO-3 было в превосходящем запасе по громкости старшей модели. Таким образом, сравнивая звучание колонок SOLO-3 MK-2 с SOLO-2 и SOLO-2 MK-2, мы сможем определить каким образом изменилось звучание новой модели.
Сравнивая звучание SOLO-3 MK-2 с колонками SOLO-2 можно отметить ощутимые улучшения в качестве у новой модели: во всем диапазоне частот звучание более детальное и является ближе к эталонному. Таким образом, модернизации колонок SOLO-3 можно считать успешной.
С появлением улучшений в качестве звучания модели SOLO-2 MK-2, описанных в соответствующей статье очень интересно знать какие отличия можно наблюдать между этой моделью и SOLO-3 MK-2.
Звучание SOLO-3 MK-2 нам понравилось больше чем SOLO-2 MK-2. Особенно хорошо разница прослушивается на средних частотах. У старшей модели лучше проработана верхняя область средних частот. Все инструменты попадающие в этот регистр имеют более яркое и полноценное звучание, более приближенное к эталонному. По сравнению со старшей моделью у SOLO-2 MK-2 в этом диапазоне наблюдается ощутимый провал.
Чуть в меньшей степени наблюдаются различия на низких частотах. Как ни странно, но складывается ощущение, что в SOLO-2 MK-2 низкие частоты чуть лучше. Это выражено в большей насыщенности и лучшей проработанности на самых низких частотах. Однако эта разница очень незначительна и прослушивается только при моментальном переключении с одних колонок на другие в композициях с насыщенным нижним регистром.
Также стоит отметить в звучании старшей модели хорошую объемность звучания, как на высоких, так и в области средних частот.
Выводы
В целом, произведенная модернизация старшей модели SOLO-3 MK-2 получилась успешной и более удачна, чем в колонках SOLO-2 МК-2. Если прежние эти модели (до модификации) практически не отличались по звучанию, то сегодня разница ощутима.
Плюсы
- удачная модернизация;
- хорошее звучание;
- наличие второго стереовхода;
- невысокая стоимость.
Минусы
- неудобно расположенные на задней панели регуляторы громкости и тембров;
- низкочастотный сетевой фон из динамиков.
Cредняя цена по Москве на акустику SOLO-3 MK-2 составляет Н/Д(0)
Источник
Активные стереоколонки Microlab SOLO-2 MK-2
Мы продолжаем знакомить наших читателей с модернизированными колонками серии SOLO от компании Microlab и сегодня рассмотрим модель SOLO-2 МК-2.
В статье, посвященной младшей модели SOLO-1 MK-2, мы описывали улучшения, произведенные в новых моделях. Напомним, что в модифицированных колонках MK-2 теперь используются совершенно другие динамические головки. Вместе с тем, был заново рассчитан фазоинвертор. Также вместо фильтра первого порядка на пищалку в колонках применяется кроссовер, собранный из фильтров второго порядка.
Дизайн колонок SOLO-2 МК-2 отличается от своего предшественника SOLO-2 только другими динамиками. Габариты пассивной колонки составляют 21 × 36 × 25 сантиметров.
Высокочастотный динамик, используемый во всех трех модифицированных колонках МК-2, совершенно одинаковый: пищалка с тканевым куполом диаметром три сантиметра.
Среднечастотный динамик в модели SOLO-2 МК-2 кроме размеров диффузора, внешне практически не отличается от применяемого в SOLO-1 МК-2. Диаметр диффузора, изготовленного из кевлара, составляет 14 сантиметров. Гибкий подвес выполнен из резины и на тактильно жестковат. Магнитные системы динамиков имеют магнитное экранирование. При подключении динамиков теперь используется кроссовер. Платка с распаянными элементами расположена внутри корпуса и обильно залита клеем. Наполнителя внутри корпуса нет.
Усилительный тракт SOLO-2 МК-2 остался абсолютно без изменений и используется как в модели SOLO-1 МК-2. Ш-образный трансформатор обеспечивает биполярное питание 16 В на 1,6 А. Следует учитывать, что значение напряжения питания на трансформаторе указано в Vrms! Мы специально провели измерения цифровым осциллографом EZ Digital OS-310M ($1400). Измеренное пиковое значение напряжения питания составляет 22,5B. В качестве усилителя производитель использует стереомикросхему TDA7265 от STMicroelectronics. Мы измерили напряжение питания на соответствующих выводах микросхемы и получили значения ±20,5 В. А измерив напряжение при значительном увеличении громкости сигнала, обнаружили падение напряжения всего лишь на 1 В. Таким образом, теория некоторых читателей о возникновении диких искажений вследствие резкого проседания питающего напряжения при увеличении громкости не подтвердилась ни на слух, ни по измерениям напряжения и уровня искажений колонок. Более того, приведенные ниже графики зависимости искажений от мощности, взятые из спецификации на микросхему, являются достоверными и вполне адекватно отражают ее характеристики.
Из приведенных графиков зависимости мощности от напряжения и искажений от мощности, следует, что при данном напряжении питания ±20V TDA7265 имеет показатели мощности, достигающие 19-20 Вт при уровне искажений менее 1%. Учитывая, что при значительном прибавлении громкости падение напряжения составит максимум 1 В, график искажений сместится чуть влево и значение мощности составит 17-18 Вт уровне искажений менее 1%. Как вы можете видеть никаких диких искажений и в помине нет. Таким образом, мы выяснили, что усилитель в колонках Microlab SOLO-2 MK-2 не является узким местом, а мощности порядка 18 Вт для акустики подобного класса вполне достаточно.
А теперь давайте посмотрим на график АЧХ тестируемых колонок, полученный воспроизведением тестируемой системой логарифмически нарастающего синуса (swept sine).
Судя по измеренной на оси ВЧ-динамика спектрограмме АЧХ, неравномерность составляет ±8 дБ в диапазоне частот от 60 до 20 000 Гц. В переходной зоне можно наблюдать неприятный провал на 12 дБ. По всей видимости падение амплитуды на этих частотах обусловлено применением кроссовера.
У нас есть возможность заново измерить и сравнить графики АЧХ колонок Microlab SOLO-2 и SOLO-2 MK-2.
Как можно видеть из сравнительных характеристик, неравномерность у прежней модели SOLO-2 меньше. Виной тому провал в районе 1 кГц. Если вы помните, у колонок SOLO-1 и SOLO-1 MK-2 ситуация была с точностью до наоборот.
Для более четкого представления о работе регуляторов тембра, мы провели следующие измерения: график АЧХ белого цвета (fr) был измерен при среднем положении регуляторов тембра; график АЧХ зеленого цвета (-) измерялся при выставленном минимальном уровне; синий график (+) соответствует положению обоих регуляторов на максимум.
Таким образом на измеренных спектрограммах можно видеть, что амплитуда сигнала на соответствующих частотах изменяется в пределах 18 дБ.
На графиках АЧХ, измеренных под разным углом, можно видеть, что колонки имеют весьма неплохие показатели диаграммы направленности. При отклонении измерительного микрофона от оси ВЧ-динамика на 30 градусов, падение амплитуды на 15 кГц составляет всего 3 дБ. При отклонении на 45 градусов падение составляет уже 12 дБ. Таким образом, для более комфортного прослушивания можно порекомендовать немного повернуть колонки в сторону слушателя.
При измерении гармонических искажений (2+3 гармоники) используется наша собственная уникальная методика измерения искажений. Мы используем 200 плавно нарастающих некратных логарифмических синусоида фиксированной частоты. В отличие от традиционного параметра КГИ, подверженного влиянию отклонения амплитуды, мы измеряем нормированный уровень искажений. Как показала практика, это даёт более достоверный результат.
На измеренных спектрограммах гармонических искажений колонки SOLO-2 MK-2 можно видеть довольно низкий уровень искажений. Во всем диапазоне воспроизводимых частот уровень искажений не превышает -42 дБ (1%). Это хорошие результаты. Такое количество искажений с запасом удовлетворяет требованиям устаревшего стандарта DIN 45500 на искажения для Hi-Fi акустики — менее 2% (-34 дБ) в СЧ-диапазоне.
Сравнивая спектрограммы гармонических искажений колонок SOLO-2 и SOLO-2 МК-2 можно видеть, что в целом уровень искажений в модифицированной модели практически такой же. О значительном преимуществе какой либо модели говорить не приходится.
Звучание
При субъективном тестировании акустика подключалась к звуковой карте Audiotrak ProDigy 7.1 и Audigy2 Platinum Pro входящим в комплект акустики соединительным проводом. В качестве тестовых композиций использовался DVD-Audio диск с высококачественными треками AIX Records и специальная подборка лучших записей на CD-DA. Прослушивание проводилось в течение достаточного количества времени, чтобы получить исчерпывающее представление о качестве звучания.
Сразу хочется отметить, что в новых колонках МК-2 по сравнению с предыдущей моделью SOLO-2 низкочастотный сетевой фон из динамиков значительно уменьшился и за шумом системного блока уровень фона неслышен.
Звучание колонок Microlab SOLO-2 МК-2 можно охарактеризовать как хорошее. Во всем диапазоне воспроизводимых частот звучание достаточно чистое и детальное. В отличие от младшей модели SOLO-1 МК-2 разница в звучании колонок SOLO-2 и модифицированных SOLO-2 МК-2 выражена в гораздо меньшей степени.
В модели MK-2 немного иная передача тембральных оттенков инструментов, диапазон которых попадает на средние частоты. Однако разница настолько мала, что её можно услышать только при мгновенном переключении между колонками. Вероятно многим пользователям столь незначительные различия брать во внимание вообще не стоит. Зато более отчетливо прослушиваются изменения в области низких и высоких частот.
В колонках SOLO-2 низкие частоты имеют характерный подвывающий оттенок, что придает звучанию тусклость в этом регистре. В MK-2 складывается ощущение меньшего количества низких частот, но в тоже время благодаря лучшей атаке и проработанности средних частот нижний диапазон звучит более разборчиво и натурально. Что касается высоких частот, то на наш взгляд разница выражена главным образом в детальности. Кроме этого верхние средние частоты, на наш взгляд, у MK-2 чуть более яркие и открытые.
В субъективном тестировании нет сравнения звучания SOLO-2 МК-2 с колонками Defender Mercury 50A, Defender Volcano1 и JetBalance JB-381, так как на момент тестирования этих моделей в нашей лаборатории не оказалось. Считаем, что сравнение звучания колонок некорректно, если разрыв между прослушиванием участников тестирования составляет более 30 секунд, особенно если речь идет о высококачественной акустике аналогичной по форм фактору.
Выводы
На наш взгляд модифицированные колонки SOLO-2 МК-2 не повторяют успеха младшей модели SOLO-1 МК-2. Между тем улучшения в звучании есть, а значит модернизацию колонок SOLO-2 можно считать успешной.
Плюсы
- удачная модернизация;
- качественное звучание;
- наличие второго стереовхода;
- невысокая стоимость.
Минусы
- неудобно расположенные на задней панели регуляторы громкости и тембров.
Cредняя цена по Москве на акустику SOLO-2 MK-2 составляет Н/Д(0)
Источник