Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3
Когда в составе серии, идущей в затылок к топовой Mille Legend, появляется коаксиальная акустика, трудно удержаться от вопроса: «Что этим хотел сказать автор?»
СТАВИМ ТОЧКУ
Наверняка было что сказать, а то бы промолчали. Итальянцы вообще не любят показывать остальному миру полдела. Не потому что считают остальной мир… Ну просто – не любят.
Впрочем, главное, что хотели сказать авторы разработки, отчётливо видно на самом первом снимке. Шестидюймовая коаксиальная акустика серии Mille Pro реализована по принципу точечного излучателя, когда пищалка установлена не на стойке в центре диффузора, загораживая в зависимости от угла излучения то одну его часть, то другую, а в самом центре, в точке пересечения образующих диффузора и работает с ним настолько в гармонии, насколько реальный мир близок к абстрактной модели.
Строго лингвистически такие динамики полагалось бы называть не «коаксиальными», то есть имеющими общую ось, а «концентрическими», то есть – с общим центром излучения. Впрочем, погодите, они же и сами так написали, на упаковке: Two way concentric coaxial. Знали, выходит, что хотели сказать…
За такие конструкции в разное время брались многие и достигали успеха в очень разной степени. Главная проблема в том, что пищалка – никакая не точка. У неё есть размеры. Её надо поместить внутрь звуковой катушки. Увеличим её диаметр – отберём часть площади у диффузора, ведь это – не мидбас с колпаком в центре, а мидбасовая часть коаксиала с дыркой в том же центре. А пищалка всё равно получается небольшой, откуда уменьшенная чувствительность и повышенная нижняя граничная частота.
Вот в этой паутине и бились многие вполне уважаемые производители акустики, многие рано или поздно бросали биться. Посмотрим, что получилось у Hertz.
Заглядывая с тыла, видим: та же оптимизированная для всех компонентов Mille литая корзина, материал диффузора – вновь целлюлоза с армирующими волокнами, с вводящим в заблуждение полимерным покрытием с лицевой стороны (вы уже видели и подумали, что полипропилен).
Габаритные размеры «концентрика» MPX 165.3 совпадают с размерами компонентного мидбаса того же калибра MP 165.3 до миллиметра (именно, одного). Там посадочная глубина 63 мм. Опытный глаз, однако, заметит: здесь диаметр звуковой катушки больше. У компонентника – традиционные 25 мм, здесь – 36. Туда ведь ещё пищалку грузить.
Гофр и здесь – Boundary Free. Коаксиалу, уже пожертвовавшему частью площади диффузора, это ещё нужнее: помимо повышенной линейности, такой гофр позволяет немного увеличить полезную площадь диффузора. Кто успел забыть, что такое Boundary Free, повторим иллюстрацию из презентации серии Mille третьего поколения (полный текст будет в конце по ссылке, как обычно).
Тут, собственно, вот в чём дело: внешний край гофра выходит не наружу, а внутрь, весь гофр подбирается ближе к краю фланца, увеличивая эффективный диаметр диффузора, а геометрия внешнего края делает более симметричными (и, значит, более линейными) упругие силы, возникающие при колебании диффузора.
А вот, собственно, пищалка. Тетолоновый купол диаметром 20 мм (больше не поместить даже в 36-миллиметровую катушку) с довольно обширным апертурным фазовыравнивающим телом, закреплённым на двух пилонах. Как оказалось, в этой детали содержится интересная недокументированная особенность MPX 165.3. Увидите…
И, как и на всех прочих компонентах Mille – QR код системы опознавания eID, позволяющий всякому проверить законнорождённость доставшегося ему экземпляра, а профессионалам – и продлить на год гарантию. За лояльность к официальным поставщикам и умение считывать QR коды.
Измерения
Предельную мощность акустики изготовитель заявляет как 100 Вт RMS и 200 Вт пиковой. Должно хватить.
Параметры Тиля-Смолла | ||
---|---|---|
Параметр | Заявка | Факт |
Резонансная частота Fs, Гц | 90 | 88,1 |
Эквивалентный объём Vas, л | 4 | 4,36 |
Электрическая добротность Qes | 1,06 | 0,844 |
Механическая добротность Qms | 5,5 | 4,88 |
Полная добротность Qts | 0,88 | 0,719 |
Масса подвижной системы, г | 18,9 | 17,3 |
Силовой фактор, Тл м | 5,8 | 6,39 |
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 92* | 89,5** |
** при 2 В в среднем по рабочему диапазону
Измеренные параметры близки к заявленным, иное с этим производителем случается редко. Что интересно: масса подвижной системы здесь, несмотря на отсутствие центрального колпака, больше, чем у компонентного мидбаса. Почему? Именно потому: чтобы сохранить жёсткость диффузора с большой прорехой в центре, не поддерживаемой колпаком, конструкторы сделали усиливающее кольцо вокруг центрального отверстия (его видно на фото в профиль), оно и увеличило массу. С чувствительностью – обычная история: в таблице параметров написано просто «92 дБ», на графиках – «при 2,83 В». Это – как раз 3 дБ разницы.
C импедансом – никаких сюрпризов, 4 Ома минимум.
Теперь – звуковое давление. Чувствительности у 20-миллиметровой пищалки, как выяснилось, вполне хватает, но на оси излучения (и под небольшим углом к ней) отдача выше 12 кГц падает быстро и решительно. А как могло быть иначе, если перед куполом установлен фазовыравнивающий «пятак» диаметром в половину купола? Его задача, как раз, за счёт подавления части осевого излучения, выровнять внеосевое. Что мы во многом наблюдаем на АЧХ, снятой под углом 50 градусов. Но всё же…
В материалах компании, посвящённых серии Mille Pro, которые мы дали себе труд почитать, особый упор делался на то, что характеристики MPX 165.3 оптимизировались именно и исключительно с точки зрения внеосевой работы. Что не просто правильно, а единственно правильно. Твитер компонентной системы может быть установлен «в лоб», твитер коаксиала, сделанный качающимся на стойке, в принципе – тоже. Или почти. Но он при этом будет бросать такую причудливую акустическую тень на диффузор мидбаса, что АЧХ неизбежно станет похожа на бурное море (видели, и не раз). Твитер «концентрика» по определению всегда будет излучать под углом. Дальний – под меньшим, ближний – под большим. Причём в обоих случаях, внимание, речь идёт об углах в вертикальной плоскости, в горизонтальной коаксиал, установленный в передней части двери, разворота не требует. Но всё же нам показалось, что и внеосевые АЧХ какие-то не очень. И мы предположили (потому что молодцы и хорошо учились в школе), что пилоны, на которых установлено фазовыравнивающее тело, тоже принимают участие в акустической деятельности. Чёрная клякса на предыдущем графике показывает, в какой плоскости мы его поворачивали. Переставили динамик в бокс, повернув его на 90 градусов и всё повторили.
Теперь гляньте: по оси, разумеется, ничего не изменилось (с чего бы?), но осевая АЧХ такой акустики, как уже говорилось, никого не интересует. Зато под большим углом к оси АЧХ стала просто великолепной, трудно поверить, что это – 50 градусов. На 30 градусах – тоже лучше, и тут получается своего рода автоматическая регулировка: дальний – погромче, ближний – потише, в завидно широкой полосе.
Возникает вопрос: почему конструкторы об этом не сообщают в подробных и хорошо составленных документах? А не надо, решили они. Вернитесь к первому снимку и посмотрите на относительное положение пилонов пищалки и логотипа Hertz на фланце корзины. Если его поставить в нормально читаемое положение, то оптимальная внеосевая работа будет происходить именно в вертикальной плоскости, как и требуется. А если такая акустика досталась идиоту, способному поставить надпись боком, туда ему и дорога, не заслуживает он хороших АЧХ. Всё учтено…
Искажения в характерных частотных полосах при звуковом давлении 90 дБ (1 м) | |
---|---|
100-300 Гц | 0,68% |
300-1000 Гц | 0,41% |
1-3 кГц | 0,49% |
3-10 кГц | 0,23% |
Содержание гармоник близко к тому, что мы видели у компонентной пары того же калибра и той же серии, на верхней середине и ВЧ чуть выше, но и там остаются на уровне лучших образцов.
Личный опыт
Уже зная, что хотел сказать автор, мы даже не пытались поставить акустику при прослушивании себе в лоб. Зачем? Поставили головки надписью Hertz вертикально (не потому что идиоты, а условия теста требовали) и развернули боксы «носками врозь», максимально имитируя условия работы в салоне.
Очень выразительное оказалось звучание, без малейшего дефицита верхних частот, который предрекали глаза, видящие сильно отвёрнутые оси динамиков. В области баса коаксиальная модель даже в чём-то превосходит компонентную, пусть здесь выше резонансная частота мидбаса, зато выше и полная добротность, что делает средний бас более наполненным и лёгким для восприятия. На средних частотах довольно ясно выражен «эффект присутствия» – подчёркивание и выделение из общей картины основных голосовых формант. Детальность и ощущение пространства – неожиданные для коаксиалов, пусть и наиболее продвинутой конструкции.
МЁД & ДЁГОТЬ
Отважное решение – включить коаксиальные динамики в премиальную серию, не было безрассудным, а основывалось на расчёте: ключевые компоненты – диффузор, «бескраевой» гофр и прочее, было отработано на компонентниках. Разыгрывать, не впервые в истории car audio, карту точечного излучателя, всегда сопряжено с некоторым риском, однако здесь, по нашему мнению, создателям MPX 165.3 во многом удалось превзойти классиков прошлого столетия – KEF UniQ и Morel Integra, которые и сами добились немалого. А то, как инженеры Elettromedia решили вопрос с правильной ориентацией динамика при установке – даже остроумно. Не умеешь читать – не лезь в Mille Pro. Ты, значит, не Pro…
Источник
Тест компонентной акустики Hertz CK 165 и CK 165 L
На смену знаменитой Hertz Energy пятого поколения приходит новая серия акустических систем Hertz Cento. Компонентные системы CK 130, CK 165, CK 165 L и CK 165 F заменят соответствующие модели Energy.5 с индекcом ESK; коаксиальные акустические системы CX 100, CX 130, CX 165, CX 570 и CX 690 – модели с индексом ECX. Отдельные компоненты Hertz Cento предназначены для простой ОЕМ интеграции и замены штатных динамиков в пассивных и процессорных системах среднего ценового диапазона.
TORMENTI DI SCELTA (МУКИ ВЫБОРА)
(Глубинный смысл заголовка скоро станет ясен)
Учим итальянский: Cento (читается «Ченто») по итальянски означает «100» и, таким образом новая, «сотая» серия логично дополняет модельный ряд акустических систем Hertz: название младшей серии Uno значит «1», следующей по старшинству Dieci – «10», легендарной флагманской серии Mille – «1000».
В процессе создания новой «сотой» серии акустических систем Hertz Cento были в полной мере реализованы все новые возможности проектирования и производства, впервые применённые во флагманской серии Mille. Параметры магнитных систем оптимизированы с помощью программного обеспечения, моделирующего электромагнитные процессы по методу конечных элементов (Finite Element Analysis – FEA). Традиционное моделирование и измерения параметров по методу Тиля-Смолла для простоты расчета предполагают, что магнитное поле в зазоре звуковой катушки неизменно. Метод конечных элементов позволяет оценить реальное изменение магнитного поля из-за влияния подводимого к катушке мощного сигнала и изменения положения катушки/диффузора динамика по отношению к стационарному магниту. В конечном счете, этот анализ позволяет существенно снизить искажения и улучшить линейность громкоговорителя, в том числе и при больших уровнях подводимого сигнала.
Внедрение продвинутых систем проектирования и освоение измерительного оборудования Klippel осуществлялось поэтапно, измерения прототипов сопровождались тестами, в которых оценивалось их качество звучания.
Самый популярный типоразмер – 165 мм – представлен тремя моделями компонентных систем, помимо СK 165 это плоские CK 165 F с монтажной глубиной всего 43 мм и басовитые CK 165 L с диффузором из непрессованной целлюлозы. В этом материале мы сравним комплекты СK 165 и CK 165 L по компонентам и в целом.
Двухполосная компонентная акустическая система CK 165 включает в себя НЧ/СЧ динамик C 165, твитер C 26 и кроссовер ССХ 2 (на фото в заголовке слева). Её дальнейшее развитие, система CK 165 L с таким же твитером построена на НЧ/СЧ динамике C 165 L и комплектуется раздельными проводными кроссоверами ССХ 2Т и ССХ 2W (соответственно, на фото они справа).
КОМПОНЕНТЫ
Сверхлёгкий тетолоновый купол твитера CP 26 и открытая конструкция защитной сетки обеспечивают ему широкий частотный диапазон. Полуволновый подвес обеспечивает великолепную линейность. Звуковая катушка диаметром 20 мм охлаждается ферромагнитной жидкостью
У «стандартного» твитера С 26 есть вариант С 26 OE с «открытым» дизайном для установки за штатными сетками, за исключением фронтального фланца конструкция одинакова. Благодаря геометрии фронтальных фланцев твитера и профилю купола частотная характеристика С 26 гладкая, в том числе и вне оси излучения, и простирается далеко в высокочастотную область. Низкая резонансная частота твитера (1,5 кГц) позволяет оптимально согласовать его с НЧ/СЧ динамиком на более низких частотах, что положительно влияет на высоту звуковой сцены при установке в автомобиле.
Внутреннее устройство твитера на примере С 26 OE. Помимо феррожидкостного демпфирования есть также и акустический демпфер – пористый звукопоглотитель под куполом. Магнитная система неодимовая, с внутренним магнитом
Слева C 165, справа – C 165 L. Не видите отличий? А они есть. Нужно просто перевернуть
Диффузор C 165 L (слева) изготовлен из непрессованной целлюлозы (NPP – Non Pressed Paper), у C 165 он выполнен из прессованной смеси целлюлозы с наполнителем из слюды (SPP-M – Semi Precced Paper-Mica). Вогнутый пылезащитный колпачок V-cone в обоих случаях из полипропилена
Материал диффузора динамиков обеспечивает оптимальный баланс таких параметров как вес, жесткость и внутреннее демпфирование диффузора, но характер звучания несколько отличается. Динамики обеспечивают отличный панч даже на малой и средней мощности, что даёт возможность с удовольствием слушать композиции с богатым низкочастотным спектром даже на большой громкости. Кроме того, C 165 L отличаются увеличенным ходом диффузора, что обеспечивает лучшую отдачу на низких частотах – об этом говорит суффикс L, традиционно присваиваемый головкам с диффузором из непрессованной целлюлозы (Low – «низкий»).
Внутреннее устройство рассмотрим на примере C 165 L.
Магнитная система вентилируемая с профилированным отверстием в керне. Конфигурация керна обеспечивает оптимальное распределение магнитного поля в окрестностях магнитного зазора. Прочная корзина отлично заглушена, а кожух магнитной системы играет важную роль не только в защите динамика, но и в демпфировании паразитных колебаний. Звуковая катушка однослойная – это обеспечивает ей надёжное охлаждение
Габаритные и монтажные размеры динамиков одинаковы
Схемотехника пассивного кроссовера ССХ 2 (для СK 165) тщательно согласована с характеристиками отдельных компонентов, в нем применяются высококачественные компоненты. Низкая частота раздела 2,5 кГц и фильтры второго порядка положительно влияют на высоту звуковой сцены в автомобиле.
Габариты кроссовера 102 х 76,5 х 32,5 мм. Индуктивность ФНЧ для снижения активного сопротивления снабжена ферромагнитным сердечником, индуктивность ФВЧ «воздушная». Предусмотрена регулировка уровня твитера (0/+3 дБ)
Кроссоверы комплекта СK 165 L выполнены раздельными для удобства интеграции в штатную проводку автомобиля. Частота раздела повышена до 3,8 кГц. ССХ 2W – ФНЧ первого порядка, ССХ 2Т – ФВЧ второго порядка.
Габариты кроссоверов одинаковые – 72 х 45,5 х 23 мм. Перепутать их сложно – на боку ССХ 2Т выступает переключатель аттенюатора твитера, и клеммы не такие крупные, как у CCX 2W
В оба комплекта входят чашки для установки твитера и защитные грили CG 165, выполненные из металлической сетки и высокопрочного ABS-пластика
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Звучание обоих комплектов детальное и реалистичное. Звучание CK 165 более панчевое. Звучание CK 165 L более сочное, вместе с тем прозрачное и воздушное, перегрузочная способность на низких частотах несколько выше, чем у CK 165. В целом различия в звучании не настолько сильны, чтобы безоговорочно отдать предпочтение какому-то одному комплекту – хороши оба, хотя и каждый по-своему.
ИЗМЕРЕНИЯ
Измерения выполнены на комплексе CLIO (итальянского, кстати, происхождения), Земляки встречей взаимно удовлетворились. Начнём с твитера – он одинаков в обоих комплектах, дальше повествование будет идти параллельно для удобства сравнения.
Параметры Тиля-Смолла твитера
Заявка | Факт | |
---|---|---|
FS, Гц | 1500 | 1673,3 |
RE, Ом | 3,7 | 3,7 |
dBSPL, дБ/Вт/м | 89 | 89 |
QTS | 1,6 | 1,48 |
QMS | 2,9 | 1,8 |
QES | 3,5 | 8,36 |
L1kHz, мГн | — | 0,11 |
L10kHz, мГн | 0,02 | 0,01 |
Чувствительность совпала, составляющие полной добротности немного не сошлись – итог, впрочем, изменился незначительно, для твитера полная добротность особой роли не играет.
Обратите внимание на масштаб оси сопротивлений – максимальный импеданс 4,9 Ом, минимальный – 3,8 Ом. Невысокая собственная индуктивность и поистине чудовищное демпфирование (феррожидкостное плюс акустическое) – в результате механическая добротность весьма низкая, даже ниже заявки
Хотя частота резонанса чуть выше полутора килогерц, спад отдачи начинается уже ниже 4,5 кГц. Искажения, соответственно, растут – поэтому оптимальной представляется частота раздела 3,5—4,5 кГц. Дисперсия широкая, отклонение от оси излучения влияет главным образом на отдачу, АЧХ при этом изменяется слабо. С «фирменной» АЧХ коррелирует неплохо (с учётом разных масштабов и условий измерения)
Параметры Тиля-Смолла мидбасов
Параметр | Hertz С 165 | Hertz С 165 L | ||
---|---|---|---|---|
Заявка | Факт | Заявка | Факт | |
Xmax, мм | 3,5 | — | 5,1 | — |
dBSPL, дБ/Вт/м | 90* | 88,5 | 88 | 88,0 |
FS, Гц | 60 | 65,2 | 60 | 76,2 |
VAS, л | 13,24 | 13,26 | 13,66 | 8,07 |
RE, Ом | 3,2 | 3,3 | 3,2 | 3,3 |
QTS | 0,59 | 0,63 | 0,6 | 0,69 |
QMS | 3,9 | 3,38 | 3,8 | 3,2 |
QES | 0,69 | 0,78 | 0,7 | 0,88 |
B*l, Тл*м | 4,9 | 4,7 | 4,9 | 5,2 |
MMS, г | 13,9 | 12,1 | 14,2 | 14,6 |
* в пересчёте с SPL@2,83V
Здесь картина становится уже интересной – частота резонанса в свободном пространстве и добротность для обоих динамиков оказалась немного выше заявки. Видимо, разминать их нужно долго и тщательно, да на приличном уровне сигнала. Часа «ленивого синуса» 30 Гц явно мало, разыгрываться эти динамикам нужно недельку-другую, но столько времени в распоряжении не было…
Подвижная система Hertz C165 оказалась легче заявленной почти на два грамма, это всё объясняет. А у Hertz C165L диффузор хоть и тяжелее, но центрирующая шайба оказалась более жёсткой, чем у предсерийных образцов (обратите внимание на VAS). В результате частота резонанса подросла, хотя на слух криминала нет. Это всё происки COVID-2019…
Осевая АЧХ довольно гладкая, но с небольшой седловиной в области средних частот. Угловые характеристики хорошие, АЧХ сохраняет форму примерно до 2,5—3 кГц, выше по частоте начинается спад – традиционный для динамиков такого калибра без «архитектурных излишеств» в виде пуль и конусов
Вот что мятая бумага животворящая делает! АЧХ в области средних частот заметно ровнее, без провалов и всплесков. Но угловые характеристики практически такие же, как у диффузора C165
Осталось сравнить характеристики комплектов в сборе. Производитель эти графики не приводит (и правильно делает), ибо результат зависит от конкретного места установки динамиков в салоне, их взаимной ориентации и «фазовых игр». В нашем случае использован «домашний» вариант – излучатели установлены на одной плоскости, осевая АЧХ снята при обоих положениях аттенюатора твитера, угловые – в положении «+3 дБ», так будет справедливо. Полярность подключения излучателей – в соответствии с маркировкой кроссовера.
Результат любопытный. Неравномерность АЧХ CK 165 L комплекта существенно меньше не только в области средних частот, но и на ВЧ. В этом повинны и разные частоты раздела фильтров, и более широкая зона совместного действия излучателей у CK 165 L (за счёт меньшей крутизны ФНЧ). И угловые характеристики у него интереснее. Низкочастотный участок у CK 165 L выглядит очень удачным – даже с такой частотой резонанса. Разомнётся – станет ещё краше…
Нелинейные искажения в полосах частот
Hertz CK 165 | Hertz CK 165 L | |
---|---|---|
100—300 Гц | 1,96% | 1,53% |
300—1000 Гц | 1,15% | 0,8% |
1—3 кГц | 1,04% | 0,56% |
3—10 кГц | 0,37% | 0,2% |
Результат налицо. Диффузор из непрессованной целлюлозы и здесь сработал на «отлично», менее плотная внутренняя структура способствует лучшему демпфированию паразитных колебаний в материале диффузора.
МЁД И ДЁГОТЬ
Ну что сказать – оба комплекта демонстрируют традиционное энергичное и детальное звучание Hertz и выбрать один из двух будет непросто. Безоговорочно высококачественная акустика, для покупки которой не надо брать ипотеку в банке. Штатные кроссовер оптимизированы именно под используемые головки, а более впечатляющего результата можно достичь в поканальной системе.
Источник