Колонки долби атмос своими руками

СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. НА ЗАМЕТКУ

Строим домашний кинотеатр Dolby Atmos

Ресивер Denon AVR-X5200W с процессором Dolby Atmos

Новый формат для получения окружающего звука Dolby Atmos уже знаком всем, кто интересуется домашним кинотеатром. Популярность этой технологии растет очень быстрыми темпами, она уже взята на вооружение всеми ведущими голливудскими киностудиями, а многие компании-изготовители AV-техники давно выпускают совместимые с Dolby Atmos модели. При этом, что не маловажно, цены на AV-ресиверы с Dolby Atmos (например, таких компаний как Yamaha, Onkyo или Denon) становятся вполне доступными по стоимости для большинства пользователей.

Коротко напомним, что процесс создания звуковых дорожек Dolby Atmos принципиально отличается от того, как до этого записывался многоканальный звук. Режиссер при производстве фильма имеет дело не с каналами, в которые помещает тот или иной источник звука, а работает непосредственно с источниками звука (или объектами, с этими звуками связанными). Dolby Atmos позволяет расположить эти источники-объекты в любом месте окружающей (трехмерной) звуковой картины, и, что еще более важно, добиться их плавного перемещения по любым траекториям. Принципиальным же отличием домашнего кинотеатра Dolby Atmos от привычного 5.1-канального, кроме, разумеется, наличия соответствующего декодера, является использование дополнительных «высотных» каналов. Именно они позволяют получить настоящий 3D-звук, сделав происходящее на экране максимально реалистичным.

Домашний кинотеатр Dolby Atmos

Читайте также:  Телевизор колонки как соединить

Можно сказать, что технология Dolby Atmos — это самое серьезное улучшение звуковой части домашнего кинотеатра за последние лет 15, а прирост в качестве окружающего звука, который дает Dolby Atmos, можно сравнить с переходом от матричных декодеров Dolby Surround (Pro-Logic) к полностью цифровым процессорам Dolby Digital. Появлению Atmos предшествовали весьма серьезные многолетние исследования в области акустики и программного обеспечения, которые провела Dolby Laboratories.

Atmos-процессор и высотные каналы

Итак, для создания домашнего кинотеатра, подходящего для воспроизведения звуковых дорожек Dolby Atmos, в самом простом случае потребуются AV-ресивер с соответствующим декодером, а также дополнительные колонки. Если с ресивером все понятно, и список Atmos-совместимых моделей можно найти на множестве интернет-ресурсов, то с высотной акустикой дело обстоит немного сложнее.

Технология Dolby Atmos предусматривает несколько конфигураций домашнего кинотеатра, самой простой из которых является 5.1.2. В такой системе к уже имеющемуся комплекту колонок 5.1 добавляется еще две, расположенных на потолке. В расширенной 7.1-системе возможно использование 4-х дополнительный высотных колонок, то есть достройка ее до конфигурации 7.1.4. Если речь идет о вновь создаваемой системе, особенно в комнате на стадии капитального ремонта, то размещение потолочной акустики не вызовет каких-либо сложностей. Однако если необходимо «нарастить» до Atmos уже имеющийся домашний кинотеатр, то могут возникнуть проблемы.

Колонка Klipsch RP-140SA для Dolby Atmos

Решение изготовителями АС было найдено довольно быстро — собственно, оно было подсказано самой Dolby. Что бы получить эффект «звук сверху», не обязательно монтировать колонки на потолке — достаточно установить над АС фронтальной и/или тыловой пары (или непосредственно на верхние панели этих колонок) дополнительную акустику, динамики которой направлены под определенным углом вверх. Отражаясь от поверхности потолка, эти колонки создадут эффект работы настоящей потолочной акустики, разумеется, при соответствующей обработке звука процессором Dolby Atmos.

Если планируется использовать высотные колонки, то наличие горизонтального потолка высотой от 2,3 до 4,2 метра, изготовленного из акустически отражающего материала (капитального или подвесного) было бы идеальным вариантом. Однако даже при наличии сводчатых или двухуровневых потолков возможно получение эффекта Dolby Atmos благодаря специальной процессорной обработке. И только если потолок выполнен из какого-либо звукопоглощающего материала, от использования таких высотных АС придется отказаться, заменив их на потолочные.

Необходимо отметить, что акустика, предназначенная для использования в высотных каналах Atmos, должна иметь соответствующую сертификацию Dolby — только в этом случае можно будет гарантировать получение настоящего трехмерного звука. И важнейшим параметром, который влияет на правильность работы высотных колонок в системе Dolby Atmos, является характеристика диаграммы направленности. Это, кстати, и ответ на частый вопрос, можно ли в качестве высотных АС Dolby Atmos использовать обычные полочники, развернув их вверх? Теоретически можно, но получить такой же по качеству 3D-звук, как и c Atmos-сертифицированными колонками, не получится.

Акустическая система Klipsch RP-280FA со встроенной секцией Dolby Atmos

Преимущества рупора

В настоящее время уже несколько ведущих компаний производят подобную сертифицированную Dolby Atmos акустику для домашнего кинотеатра. Это комбинированные (как правило, напольные) АС, у которых дополнительная высотная секция встроена в верхнюю панель, или специальные колонки, которые размещаются на верхних панелях стереопары, или на полках над ней.

Требования Dolby к диаграмме направленности Atmos-акустики заставляет изготовителей использовать в ней один широкополосный динамик (за исключением компаний, имеющих запатентованные коаксиальные излучатели).

Однако, фирмы, специализирующиеся на выпуске рупорной акустики, уже предложили двухполосные АС для Dolby Atmos. Первой такие колонки выпустила американская компания Klipsch, причем как комбинированную напольную модель RP-280FA, в которой высотная АС встроена в верхней части, так и дополнительную колонку RP-140SA. Последнюю можно размещать на верхних панелях полочных или напольных колонок Klipsch, или АС любых других брендов. Кроме того, эту колонку можно установить на настенной полке на высоте, примерно соответствующей корпусу средней напольной колонки.

Благодаря контролируемой диаграмме направленности и высокой чувствительности, которые обеспечивает запатентованный рупор Tractrix, акустика Klipsch полностью соответствует требованиям, предъявляемым к потолочной акустике Dolby Atmos.

Потолочные или высотные?

Говорить именно о «преимуществах» настоящей потолочной акустики перед работающей на отражение, на самом, деле, не вполне корректно. В идеале для Dolby Atmos нужны потолочные колонки, как это и сделано в настоящих кинотеатрах по всему миру. Однако на практике не все пользователи готовы мириться с теми неудобствами, которые возникнут при монтаже потолочных колонок в их гостиных, да и интерьер помещения (если оно не предназначено только для домашнего кинотеатра) может пострадать. Поэтому компании и предлагают комбинированные или дополнительные высотными АС, которые, в случае сертификации их согласно требованиям Dolby Atmos, способны обеспечить такое же качество трехмерного звука.

И в заключение можно сказать несколько слов о встраиваемой потолочной акустике, которую было бы вполне логичным использовать в системах Atmos. На самом деле Dolby пока не сертифицирует такие АС для применения в домашнем кинотеатре Atmos, хотя модели с контролируемой диаграммой направленности вполне подойдут для этой цели. Подобная встройка есть в каталогах многих фирм, например, ее выпускает компания Klipsch (такие модели, как CDT-5650-C II или CDT-5800-C II).

Источник

Инсталляция потолочных колонок для окружающих форматов своими руками [перевод]

Dolby Atmos — продвинутый многоканальный звуковой формат для домашних кинотеатров. Скорее всего, вы уже знакомы с ним, поэтому рассказывать о нем еще раз мы не станем [от переводчика: если хотите узнать больше о Dolby Atmos, читайте наши статьи «Что такое Dolby Atmos, или Многоканальный звук без каналов» и «Декодируем Dolby Atmos дома: решения от Cirrus Logic, Analog Devices и Trinnov», также потолочная акустика нужна и для формата Auro 3D, подробнее о ней — «Что такое Auro-3D или Трехмерный звук как он есть»]. Давайте сразу перейдем к основной теме — потолочным колонкам.

Вам действительно нужны потолочные колонки?

Прежде чем начать, давайте еще раз всерьез подумаем точно ли в вашем ДК нужны потолочные Atmos-колонки? Установить акустику такого типа не так уж просто. Если вам не хватит осторожности и терпения, то все может закончиться испорченным потолком, кучей свисающих проводов и не очень довольной женой, которая отныне будет видеть вас как человека, разрушившего ее любимую комнату. И никакого Atmos-звука у вас тоже не будет.

Не забывайте, что существуют альтернативные решения: Dolby Atmos-саундбары, полочные колонки с Atmos-модулями, установить которые не сложнее, чем акустику 7.1-канальной системы. Имейте это в виду! Вот теперь мы со спокойной душой продолжим.

Планируем, планируем, планируем

Залогом любой успешной инсталляции является хорошо продуманный план. Возможно, непредвиденные обстоятельства заставят вас отойти от плана, но начинать всегда нужно именно с него. В нашем случаем план примерно таков:

Сколько высотных колонок вы хотите установить?

Некоторые Atmos-ресиверы поддерживают до четырех высотных каналов, но обойтись можно и двумя. Нужно решить будет ли акустика располагаться над зрительными местами (оптимальный вариант) или же колонки будут установлены в зоне экрана. Допустим, ваш ресивер поддерживает только две потолочные колонки, но в будущем вы купите систему, рассчитанную на четыре такие АС. Если есть желание, то можно установить сразу четыре колонки. На будущее. Однако решить этот вопрос нужно сразу.

Расположение колонок

Компания Dolby Labs предлагает несколько схем с различными вариантами размещения потолочных колонок. Эти схемы учитывают расположение посадочных мест и ранее установленные окружающие колонки вашей ДК-системы.

Скорее всего, в ходе монтажа вам придется немного изменить заранее намеченные точки для колонок — могут помешать потолочные балки [от переводчика: здесь и далее идет речь о стандартных потолках для американских домов, в условиях обычных российских квартир вам потребуется второй навесной потолок]. О таких вещах как светильники, электропроводка или вентиляция вы должны знать наверняка. Что-то из этого может стать преградой для установки потолочных колонок.

Проводка

Каким образом будет проходить проводное подключение колонок к ресиверу? Если вам повезло работать с незаконченным потолком (или на мансарде), то все гораздо проще. Если же потолок кинозала полностью закончен, то придется решить несколько задач, и в этом вам помогут наши советы.

Комфорт

Это один из важнейших пунктов нашего плана. Если вы будете устанавливать колонки в готовый потолок [от переводчика: в квартире потолок может представлять собой бетонную плиту, поэтому сначала вам нужно сделать второй потолок], то придется резать гипсокартон, протаскивать провода специальной протяжной проволокой и использовать разные инструменты. Все должно быть под рукой. Высока вероятность, что вам понадобится сверлить балки. Если что-то пойдет не так, то потом придется грунтовать гипсокартон и красить его. Все должно быть наготове.

Для подобных работ специалист необязателен, но нужно рассчитывать свои силы: если у вас не хватает терпения, и работать руками вы толком не умеете, то сейчас самое время еще раз обо всем подумать.

Список инструментов:
• Детектор неоднородностей
• Карандаш
• Рулетка
• Пила
• Отвертка или шуруповерт
• Протяжная проволока
• Набор стержней для протяжки кабеля

Выбираем акустику

До начала работ нужно подготовить абсолютно все, включая колонки. Лучше всего подобрать потолочные колонки, которые по характеристикам подойдут к остальной акустике вашей системы, но это некритично. Также не волнуйтесь о низких частотах — за басы отвечает сабвуфер. Обратить внимание нужно на дисперсию звука. Она должна быть широкой. Потолочные колонки нужны для создания эффекта купола у вас над головой. Точно направленная акустика справится с такой задачей хуже.

Сумма, которую вы потратите на потолочную акустику зависит от вашего бюджета и от используемого в ДК оборудования. Если ваш ресивер и усилитель стоят недорого, то нет особого смысла тратиться на дорогие потолочные колонки. Также не стоит обманывать себя и покупать дешевую акустику к хайэндному ресиверу.

Глубина встройки

Диаметр ваших новых потолочных колонок, скорее всего, составит примерно 15-30 см. Это не станет проблемой, если учесть, что потолочные балки, как правило, расположены на расстоянии 35 см друг от друга. Глубина колонки — вот, что может стать проблемой. В старых домах использовался толстый потолочный брус, но в новых строениях балки делаются из низкопрофильного бруса. Таким образом, глубины для встройки АС может не хватить. Разберитесь с этим вопросом заранее. Большинство потолочных колонок обладает глубиной встройки 7-10 см, но есть модели, требующие до 20-23 см.

Если над потолком находится чердачное помещение, то беспокоиться не о чем. В противном случаем вам придется замерить доступную глубину. Проделав небольшое отверстие в потолке, просуньте туда проволоку (можно использовать разогнутую вешалку для одежды) до упора и сделайте на ней отметку снаружи. Затем достаньте проволоку и замерьте расстояние от отметки до конца проволоки.

Ищем точки встройки

Определение конечной точки встройки акустики будет зависеть от рекомендаций Dolby и особенностей вашего потолка. Как уже было сказано, балки могут помешать. Поэтому сперва придется найти их. В этом деле поможет детектор неоднородностей, но имейте в виду, что потолки отличаются от стен: между потолочным брусом и гипсокартоном часто бывает зазор.

Здесь мы можем столкнуться с двумя моментами. Во-первых, детектор может не обнаружить деревянную балку из-за имеющегося зазора. Во-вторых, металлические подвесы, которые держат потолок, слишком тонки для детектора — их он тоже может пропустить.

Чтобы откалибровать детектор, нужно включить его, приложить к стене и подержать на месте несколько секунд

К счастью, есть простой и надежный лайфхак: воспользуйтесь набором редкоземельных магнитов. Возьмите один магнит, приложите его к потолку и движениями по спирали «просканируйте» зону предполагаемой встройки АС. Магнитит нужно перемешать медленно. Когда он примагнитится к подвесу или саморезу (по сути, разницы нет), оставьте его на месте и возьмите следующий магнит. Проделайте ту же процедуру с несколькими магнитами, чтобы найти следующий подвес. В итоге у вас должна получиться линия из магнитов, по которой будет понятно расположение балки.

Чтобы найти следующую балку, нужно отступить в сторону примерно 40 см. Теперь задача упрощается — искать новые подвесы нужно параллельно уже найденным на предыдущей балке (по крайней мере, так должно быть, если вам повезет).

Дыру диаметром до 10 см можно заделать специализированной шпаклевкой для гипсокартона

Итак, вы нашли все балки в зоне установки колонок. Теперь пора окончательно наметить точки для встраивания колонок. Как правило, потолочные АС идут в комплекте с шаблонами для выреза отверстий. Если такого шаблона нет в комплекте, то зайдите на сайт производителя и скачайте его оттуда. Шаблон нужно распечатать на принтере, но не ошибитесь с масштабом.

С помощью двухсторонней липкой ленты приклейте шаблоны к потолку. Обязательно делайте замеры по два раза: вырезы должны быть расположены симметрично в соответствии с рекомендациями Dolby. От балок нужно отступать минимум 2,5 см. Край шаблона не должен примыкать к балке, так как каждая колонка оснащена фиксаторами, которым тоже понадобится место.

Выбираем кабель для колонок

Кабель для потолочных колонок отличается от обычного акустического кабеля толстой противопожарной изоляцией. В процессе протяжки провода могу быть повреждены: подвес или острый край бруса может разрезать изоляционный слой обычного акустического кабеля, что приведет к замыканию или даже пожару.

Стандартный акустический кабель — это кабель с двумя медными проводами калибра 16 AWG или 14 AWG. Чем меньше цифра, тем толще кабель. По идее, более толстый кабель лучше справится с передачей сигнала без потерь, но это чаще применимо к масштабным инсталляциям с большими расстояниями и высокомощным оборудованием.

Кабеля 16 AWG будет вполне достаточно для небольших потолочных колонок. Вряд ли почувствуете разницу с кабелем большего калибра. С другой стороны, если речь идет о большом ДК с премиальным ресивером и колонками уровня High End, то есть смысл использовать кабель 14 AWG.

Сколько понадобится кабеля?

У профессиональных инсталляторов таких вопросов не возникает — они пользуются кабелями в бухтах. Если есть возможность, то сделайте также. Если хочется сэкономить, то нужно тщательно все промерить, чтобы потом не пришлось наращивать провода (так делать настоятельно не рекомендуется). Если вы уверены, что сможете проложить кабель от ресивера до колонок напрямую, то просто замерьте дистанцию обычной рулеткой, которая будет выполнять роль проводов. Если же на пути кабеля встречаются какие-либо перегородки, то добавьте дополнительно 3 метра. Возможно, весь кабель не пригодится, но лучше взять с запасом. Кстати, эти советы с замерами актуальны только в том случае, если ваш потолок еще не закрыт гипсокартоном. В противном случае, нужно сделать приблизительные замеры, учитывая все возможные преграды на пути кабеля (закрытые стены и потолок не позволят заранее высчитать нужную длину, поэтому берите с запасом).

Проделываем отверстия

Когда все шаблоны будут на своих местах, обведите их карандашом и отклейте. При помощи ножа для гипсокартона нужно сделать разрез от центра окружности к краю. Затем двигайтесь по периметру, стараясь вести лезвие точно по линии карандаша. Как только четверть круга будет пройдена, можно убрать кусок гипсокартона и просунуть руку или проволоку в отверстие, чтобы убедиться в отсутствии препятствий по всему периметру. Если все хорошо, то продолжаем резать. Если на пути попался металлический подвес, то часть подвеса можно убрать с помощью ножовки по металлу. Если попался брус, то лучше сделать новое отверстие. Смысл в том, что восстановить гипсокартон гораздо проще, чем убрать балку (и это небезопасно).

Шаблон для выреза отверстий должен быть в комплекте со встраиваемой акустикой

Когда отверстие будет готово, возьмите колонку (без гриля) и попробуйте установить ее. Колонка должна встать на место легко (минимальное сопротивление допускается), а по краям не должно быть зазоров. Если колонка не проходит в отверстие, то следует снять еще немного материала по периметру, равномерно подрезав дыру по краям. Если все делать правильно, то АС обязательно встанет на место.

Протягиваем кабель

Прежде чем приступить к протяжке кабеля, стоит пометить каждый провод, чтобы было понятно какой куда идет (например, «Потолочный правый канал» или «Правый Atmos»). Лучше промаркировать сам кабель, обойдясь без наклеек, которые могут потеряться.

Вы должны понимать, что каждый случай индивидуален, поэтому четкой пошаговой инструкции по протяжке кабеля мы дать не можем. Все зависит от помещения. В сети есть много полезных ресурсов с информацией на эту тему. Поищите статьи, посвященные установке внутристенных колонок, прокладке кабеля, работе с противопожарными перегородками и плитами перекрытий. Также можно поискать обучающие ролики. Чтобы вам было проще, ниже мы обсудим два очень полезных инструмента: протяжную проволоку и гибкие стержни.

Протяжная проволока

Протяжная проволока представляет собой подобие строительной рулетки с катушкой пружинной стали. Этот инструмент идеально подходит для протяжки кабеля в трубопроводах, стенах и любых других закрытых местах, где практически нет препятствий. Пружинная сталь достаточно жестка для того, чтобы проталкивать ее силой, но в то же время она обладает хорошей гибкостью. Протяжная проволока подойдет для прокладки проводов на большие расстояние, но на пути должно быть чисто.

Протяжная проволока с автоматической системой намотки

Вот хороший пример использования этого инструмента. Если вы протягиваете кабель за стеной, то протяжную проволоку нужно протолкнуть от плинтуса до верхнего стыка. Когда проволока вылезет сверху, нужно надежно примотать к ней кабель изолентой. Сначала намотайте изоленту на саму проволоку, потом вокруг кабеля. Получится закрытый «чехол» для кабеля, который не позволит проводу зацепиться за гипсокартон или еще что-то. Лента должна быть намотана максимально плотно.

Как закончите с намоткой, плавно опустите проволоку вниз, чтобы ее кончик вместе с проводом спрятался обратно в стену. Теперь можно приступать к протяжке. Не торопитесь и следите за тем, чтобы кабель и проволока двигались вниз легко и без зацепов. Будет лучше, если вы попросите кого-то помочь вам. Как только вы почувствуете, что проволока застряла, прекратите тянуть и попробуйте протолкнуть проволоку обратно вверх, одновременно прокручивая ее. Возможно, придется проделать эту операцию несколько раз, но в итоге проволока продолжит свой путь также, как она делала это, когда шла снизу вверх в начале.

Стержни для протяжки кабеля

Гибкие стержни для протяжки, по сути, представляют собой аналог протяжной проволоки. Эти стержни также обладают повышенной прочностью и гибкостью. В продаже имеются разные наборы стержней, соединяемых в одну большую цепь. Часто в комплекте со стержнями идут резьбовые наконечники в виде крючков, колец и зажимов. Стержень отличается от протяжной проволоки тем, что он не ложится на поверхность, а всегда проходит над ней: гибкий стержень с легкостью пройдет над потолком, не задевая проводку, освещение и другие объекты, встроенные в гипсокартон. Для полностью закрытого потолка лучше подойдет именно гибкий стержень.

Набор для протяжки кабеля

Как и в случае с протяжной проволокой, гибкий стержень можно проталкивать или, наоборот, вытягивать назад. Какой из методов вам лучше подходит нужно решать в зависимости от ситуации. Небольшой совет. Если вы проталкиваете закрепленный на стержне кабель и упираетесь во что-то, то придется тянуть обратно. Кабель может соскочить со стержня и закрепить его уже, конечно, не получится. Чтобы избежать этого, нужно тянуть стержень и одновременно вращать его вокруг своей оси. Это поможет намотать кабель на стержень для надежности.

Устанавливаем акустику

Предположим, что вы справились с прокладкой кабелей. Теперь нужно зачистить кончики медных проводов приблизительно на 2 см. Оголенные жилы нужно плотно скрутить (каждый провод отдельно) и подсоединить к соответствующим терминалам на колонке.

Аккуратно вставьте АС в отверстие, убрав излишки провода с внутренней панели колонки, чтобы не было вибраций. С помощью отвертки проверните винты до щелчка, который говорит о том, что крепежная лапка встала на свое место. Затем закрутите все винты (их должно быть четыре) до упора. В самом конце проверьте надежность с помощью аккуратных нажатий на каждый из винтов. Не стоит закручивать слишком сильно — так можно сорвать резьбу. Осталось установить гриль и готово! Запомните, черный провод всегда подсоединяется к отрицательной клемме.

Настраиваем систему

Не забудьте настроить ваш ресивер после установки новых высотных Atmos-каналов. Найдите в меню раздел с настройками колонок и следуйте подсказкам на экране. Возможно вам придется заново запустить автоматическую калибровку, если в комплекте с ресивером шел микрофон. Также в меню может быть пункт с настройкой частоты разделения диапазона частот для каждого канала. Здесь необходимо задать настройки в соответствии с рекомендациями производителя акустики.

Слушаем и наслаждаемся

Наконец, пришло время заняться самым интересным — выбором Atmos-контента. Мы рекомендуем задействовать в вашей системе хороший UHD Blu-ray-плеер и прикупить несколько фильмов на дисках. Все! Расслабьтесь и приятного просмотра.

Источник

Оцените статью