Колонка для гитарного усилителя

Гитарные динамики: как выбрать свой?

Любой хороший гитарный техник, мастер, производитель или просто опытный гитарист скажет вам, что ваши динамики очень сильно влияют на ваше звучание. Несмотря на такой общеизвестный факт, динамик часто — последняя вещь, о которой думает гитарист, который недоволен своим звучанием и пытается его улучшить. Замена стоковых динамиков на новые в вашем комбо или кабинете мгновенно отразится на вашем звуке, причем намного сильнее, чем если вы будете менять провода, эффекты и даже усилители. Это самый простой, быстрый и потенциально наиболее дешевый способ превратить посредственный комбик в настоящую яростную тон-машину. Смена динамика на более дорогой и качественный или просто замена неисправного динамика на рабочий, увы не всегда даст вам желаемый результат.

Разбираться в характеристиках динамиков — очень полезное знание, которым должен обладать любой серьёзный гитарист. Динамики различаются в размерах, мощности, характере резонанса, конструкции диафрагмы и магнита, эффективности (отношение громкости к мощности, также называемое чувствительностью), и т.д. Чтобы максимально быстро ввести вас в курс дела, мы разобьём динамики по жанрам. В современном мире, переполненном самыми разнообразными продуктами будет не совсем честно классифицировать динамики так, как это сделали мы. Все производители говорят об универсальности, однако, мы считаем что такая классификация наиболее подходит для конечного потребителя — музыканта. В конце концов, сам гитарист будет решать какой именно звук ему нужен. Итак, разделим все динамики на две группы — винтаж и модерн, в каждой из групп будет две подгруппы — американская и английская.

Винтаж

В 40х годах 20 века, в 50х и в начале 60х в гитарных усилителях динамики от 15 до 30 Вт с очень редкими исключениями из правил, о которых мы также упомянем. Ранние гитарные усилители очень редко делались мощными и звучали громче чем 30 Вт. Так было до появления 80 Вт монстра Fender Twin в конце 50х и еще парочки его конкурентов. Динамики небольшой мощности вполне были достаточными для игры в небольших помещениях и студиях звукозаписи, а также в гитарных кабинетах. Этого вполне хватало чтобы озвучить небольшой танцпол. При раскачке эти динамики легко перегружались, добавляя вкусные искажения в звук гитарного усилителя. Однако, для этого нужно было играть на предельной громкости.

Читайте также:  Усилитель для колонок одиссей

Концертные залы становились всё больше, гитарная музыка набирала популярность. Требовались усилители, которые бы могли звучать чисто на большой громкости, не перегружаясь. Производители динамиков были вынуждены придумывать новые решения. Такие динамики в итоге появились в продаже, но стоили на порядок дороже обычных маломощников, поэтому далеко не все могли их себе позволить. Надо сказать, в этом был большой плюс.

Многие гитаристы не нуждались в абсолютно чистом звучании, им нравился перегруз, дополнительная яркость, резкость, кусачесть и компрессия, которые получались при перегрузе динамика. Маломощные динамики со своими «правильными» недостатками стали основой звучания рок-н-ролла и блюза, и так было на протяжении более чем 50 лет. Jensen — была очень известной компанией в США, которая производила маломощные динамики в 50х и начале 60х годов.

До сих пор компания сохранила репутацию самого крутого винтажа в американском стиле, за которым гоняются профессионалы. Jensen P10R и P12R (15-Вт, 10″ и 12″ альнико-динамики), P10Q и P12Q (20 Вт), P12N (30 Вт) и несколько других моделей сыграли большую роль в фирменном звучании легендарных американских усилителей 50х годов — Fender, Gibson, Ampeg, Magnatone, Premier, Silvertone, и др. Аналогичные модели с керамическими магнитами имеют схожие артикулы, разница лишь в первой букве — у керамики префикс “C” вместо “P”.

Звук динамиков с керамическими магнитами также стал классикой. 60-е гг. — яркий образец этого. Каждый из таких динамиков обладает своими отличительными особенностями, но в целом они имею следующие общие черты: звонкие колокольные верха, немного картонные но при этом открытые и прозрачные средние и сочные насыщенные низы (на большой громкости такие динамики пердят, хлопают и вообще всячески брыкаются в нижних частотах). Какие бы прилагательные мы не употребляли для их описания, основная характеристика динамика с керамическим магнитом — сладкий, осязаемый чистый звук на небольшой громкости и шикарный, богатый обертонами перегруз при основательной раскачке.

В зависимости от наличия на складах производителей динамиков, производители усилителей использовали динамики Utah, Oxford, CTS и др. Все они были в чем-то похожими на динамики Jensen, но пользовались гораздо меньшей благосклонностью гитаристов. Оригинальная компания Jensen давно уже не существует, права на производство выкупила итальянская фирма Recoton, они сейчас собирают самые популярные в 50-х и 60х гг. модели с альнико и керамическими магнитами.

Новые динамики пытаются передать то самое звучание и вроде как имеют те же характеристики, но увы, материалы, используемые в производстве уже не те. Крупный американский производитель динамиков Eminence — это компания, которая выросла из фирмы CTS. Они выпускают большой ассортимент гитарных громкоговорителей. Американский звук — это их тема. Большим спросом уже довольно долго пользуется серия Legend, а также новая серия Patriot. Есть еще один небольшой производитель динамиков в Индиане, США — компания Weber Speakers. Они производят динамики в винтажном стиле, большинство из которых являются переизданием легендарных чикагских Jensen’ов.

На другом берегу океана такие компании, как Elac, Goodmans и Celestion в 50-е годы выпускали динамики, во многом похожие на своих американских братьев. Они делали целлюлозно-бумажные динамики с кольцевыми альнико-магнитами, при этом сравнительно маломощные — 12-20 Вт. Самые известные представители того времени — Goodmans Audiom 60, и, конечно же, Vox Blue — это динамик Celestion G12 с другой этикеткой по просьбе производителя усилителей.

Celestion “Blue” производится до сих пор, стоит недешево, но стоит того. Alnico Blue — известен своим ярким, богатым обертонами звучанием, очень музыкальной серединой, искристыми верхами и округлым низом. Это очень агрессивный динамик, если хорошенько его раскачать. Blue всегда был эффективным динамиком, то есть передача ватт в громкость у него выше средних значений. G12 имеет чувствительность 100 дБ (это измеряется, подавая на динамик 1 Вт и оценивая громкость с расстояния в 1 м).

По сравнению с цифрами от 90 дБ до 97 дБ у аналогичных моделей винтажных динамиков Jensens и др. Что это даёт нам гитаристам, так это то, что пара G12s в комбо 2×12 Vox AC30 будет звучать очень громко, несмотря на то, что усилитель всего-лишь 30 Вт. Сравнить громкость можно с 60 и даже 100 Вт усилителями с менее эффективными динамиками. Вам может показаться, что эффективность — это всегда хорошо. Для некоторых гитаристов — да, но увы, громче — не значит лучше. Менее громкие динамики лучше раскачиваются и поэтому звучат более динамично.

В середине 60х Celestion выпускает свой легендарный динамик с керамическим магнитом G12M “Greenback” (20-25 Вт), эти динамики становятся постоянными жителями закрытых 4х12 кабинетов Marshall. Это уже стандарт, классика рокового звучания. Greenback звучит тепло, немного грязно и остро, низкие частоты не очень упругие, но если в закрытом кабинете 4 таких динамика, бас весьма и весьма выразителен.Эти динамики являются эталоном и неотъемлемой частью британского звука, за которым до сих пор гоняются гитаристы. Классический рок и блюз рок — с этим динамиком будет звучать так, как надо.

В конце 60х была выпущена более мощная версия G12H с более тяжелым магнитом, чуть более эффективным. Больше баса, чуть больше громкости и более пробивное звучание. Сегодня Celestion выпускают два варианта динамика — Greenback и G12H в двух сериях — британской Heritage и китайской Classic. Компания Eminence старается перекрыть обе стороны Атлантики, также выпуская большой список динамиков в английском стиле — серия Red Coat.

Знаменитая калифорнийская фирма Tone Tubby со своими динамиками из конопли также не отстаёт,выпуская свой вариант альнико G12. Weber Speakers также предлагают множество динамиков, разработанных на основе классических Celestion, а техасская компания Kendrick выпускает очень крутые динамики Blackframe, Brownframe и Greenframe. Kendrick также является дистрибьютором динамиков Fane в США.

В следующей части статьи мы поговорим о современном звуке. Оставляйте ваши комментарии и вопросы!

Источник

Колонка для гитарного усилителя

Гитарные динамики являются столь же важным компонентом звучания музыкальной системы, как и сам инструмент. Правильный выбор динамика для гитарного комбо позволит исполнителю не только получить желаемую окраску звука, но и в полной мере передать все индивидуальные нюансы исполнения. Гитарные динамики выпускаются специализированными компаниями, обладающими необходимым опытом и технологиями, и придающим своим изделиям характерный узнаваемый звук, который имеет множество поклонников среди музыкантов.

Гитарные динамики обычно имеют бумажные диффузоры, обеспечивающие сбалансированный звук при минимальных искажениях на большой громкости, и оснащаются эффективными неодимовыми магнитами. Динамики для гитарных кабинетов, как правило, имеют больший диаметр, чем те, которые предназначены для установки в гитарные комбики. В случае подбора динамика для кабинета (пассивной АС), главным параметром будут габариты (диаметр) излучателя, которые должны соответствовать отверстию, имеющемуся в корпусе, а также, возможно, внутренним монтажным элементам. Также не лишним будет убедиться в том, что частота настройки фазоинвертора, которым оборудован корпус, сочетается с резонансной частотой динамика.

Динамик для гитарного комбика требует более внимательного подбора, и здесь, кроме перечисленных выше параметров, необходимо учесть его правильное согласование со встроенным усилителем мощности. С учетом всего этого купить гитарный динамик лучше всего в специализированном магазине, который не только предоставит полную информацию о выбранной модели, но и, при необходимости, обеспечит дополнительный сервис по монтажу и настройке готовой АС.

Источник

Выбор первого гитарного усиления для начинающего гитариста

Всё, электрогитара выбрана, возможно, даже уже куплена, но это еще не всё. Для электрогитары нужен целый арсенал, а именно комбоусилитель, чехол, шнур, медиаторы, тюнер, возможно, процессор эффектов и т.п. Давайте начнем с выбора гитарного усиления, а об остальном наборе электрогитариста я еще поговорю в следующей статье.

Гитарное усиление.

Электрогитара – это гитара со звукоснимателями, если говорить совсем просто. Звукосниматели, в свою очередь – это устройство, которое преобразует колебание струн в электрический ток и передает сигнал в усилитель. Т.е., чтобы услышать звук электрогитары нам нужно гитарное усиление, о нем и пойдет речь.

В этой статье я рассмотрю виды гитарного усиления, основные отличия и особенности, как и всегда, я постараюсь быть максимально объективным, не смотря на свое личное мнение, которое сформировалось с опытом. Буду делать упор на то, что мы выбираем аппарат для начинающих гитаристов, поэтому буду описывать все плюсы бюджетных и многофункциональных устройств. Также, немного расскажу об основных моментах эксплуатации и правил пользования.

Не играйте через линейный вход любых устройств, которые не предназначены для музыкальных инструментов! При желании электрогитару можно подключить к старому магнитофону, но звучание будет не таким, каким должно быть. Поэтому нам нужен гитарный усилитель и гитарная акустическая система (динамики).

Гитарное усиление по форме и комплектации бывает:

Гитарный усилитель («голова») – это устройство для усиления электрогитары, которому требуется внешняя акустическая система.

Гитарная акустическая система («кабинет») – это устройство для воспроизведение гитарного звука, которому требуется внешний усилитель. Такая акустическая система специально разработана для гитарных усилителей и гитарного звука.

Гитарный стэк – это комплект гитарной «головы» и «кабинета».

Гитарный комбоусилитель («комбик») – это акустическая система и усилитель для электрогитары, которые объединены в одном устройстве. Это самый распространенный вариант для дома, студии и небольших концертов благодаря своей компактности. Конечно, многое зависит от мощности устройства.

Классификация гитарных усилителей.

Гитарные усилители бывают ламповыми, транзисторными, гибридными и цифровыми. Классификация для комбоусилителя и гитарной «головы», естественно, одинаковая. Постараюсь максимально просто объяснить особенности и плюсы каждого аппарата.

Ламповый усилитель – это усилитель с электронной лампой (как в ламповом телевизоре), тут все просто. Множество играющих гитаристов скажут, что настоящий качественный звук можно получить, только играя через него. Мое мнение, что звук такого усилителя более теплый и мягкий, чем звук транзисторного, однако стоимость качественного лампового агрегата будет весьма высока. Кроме того, чтобы получить тот самый «ламповый» звук нужен не только ламповый усилитель, но и гитара самого высокого качества и самые лучше комплектующие, не говоря уже об обработке звука (гитарные эффекты). Не думаю, что для бюджетного инструмента стоит покупать такой дорогой усилитель, тем более, если он первый и для начинающего. С другой стороны, если у вас есть такая возможность, то почему бы и нет.

Транзисторный усилитель – это полупроводниковый (аналоговый) усилитель, он более дешевый в изготовлении, чем ламповый, а радиодетали не требуют своевременной замены. Звук, не будет намного хуже, он просто будет другой. Как я уже говорил, транзисторный звук чуть мене теплый и не такой мягкий, но, многое зависит от того, на каком инструменте вы играете, как играете и какие эффекты используете. Главный плюс – это цена, транзисторные усилители намного дешевле, а если подбирать качественные, то можно получить очень хорошее звучание.

Гибридный усилитель – это гибрид лампового и транзисторного усилителя, который был создан в целях экономии. В основном гитарные усилители состоят из предусилителя (preamp) (усиливает и корректирует гитарный сигнал) и усилителя мощности (amp) (усиливает сигнал небольшой мощности в более мощный сигнал). Если кратко, то изобретатели этого устройства взяли ламповый предусилитель и «связали» его с транзисторным усилителем мощности. Уменьшилась цена, уменьшился вес, а качество звука вполне может конкурировать с ламповыми усилителями. В последнее время стал очень распространен, но тем не менее стоит ощутимо дороже, чем транзисторный.

Цифровой усилитель – это усилитель способный эмулировать различные гитарные усилители и эффекты. Эмуляция – это уже не аналоговый звук. Дело в том, что звучание инструмента оцифровывается и обрабатывается, затем мы слышим из динамика эмуляцию гитары через тот или иной усилитель и эффект. Главным плюсом остается то, что начинающий гитарист имеет возможность «пощупать» все эффекты и понять, какие ему нужны. Это хорошее решение для тех, у кого не вписывается в бюджет комбик и педали эффектов или процессор эффектов по отдельности.

Прежде чем перейти к следующему пункту я расскажу про еще один вид гитарного усиления.

Карманный усилитель для наушников.

Мной было упомянуто, что звук электрогитары выходит через гитарное усиление. Это значит, что играть без усиления нельзя. Когда вы занимаетесь на инструменте, то должны слышать его звук. Что делать, если вы часто оказываетесь в условиях, когда инструмент есть, а комбика или возможности его включить нет? Для таких случаев существует гитарный усилитель для наушников.

Вы всегда можете достать свою гитару, включить это устройство, надеть наушники и играть никому не мешая. Прибор недорогой, о качестве говорить не приходится, но отлично подойдет для занятий в «полевых условиях».

Акустическая система.

Что касается акустической системы для комбоусилителя или для кабинета, то тут все очень просто.

Если вы все-таки решили взять отдельно голову и кабинет, то при выборе кабинета придерживайтесь простым правилам:

1) Сопротивление у кабинета должно быть либо таким же, либо больше, чем у усилителя (например, если голова 8Ом, то кабинет 8Ом, можно 16Ом, но потеряете в мощности).

2) Мощность у кабинета должна быть больше, чем у головы (например, если усилитель 100Вт, то кабинет 120Вт будет оптимально).

3) Нужно слушать и подбирать. Бывает, что усилитель с одним кабинетом звучит хуже, чем с другим.

Если все же вы решили взять комбоусилитель, то рекомендации еще проще, ведь динамик подбирают оптимально для каждого усилителя еще на заводе. Я считаю, что гитара лучше всего звучит через динамик 12 дюймов, но это часто дорого. Я рекомендую брать комбик с динамиком хотя бы 10 дюймов, в крайнем случае, не меньше 8 дюймов.

Когда-то давно, в одном из самоучителей по электрогитаре я прочитал, что комбоусилитель для электрогитары должен быть минимум 15Вт. Возможно это и так, а может и нет. Я много раз выбирал аппарат для дома и рассматривал модели от 10Вт, но в итоге брал от 15Вт. Мне просто не нравился звук комбиков до15Вт, часто не хватало низких частот или был перебор с высокими. В данном случае нужно слушать и выбирать тот комбоусилитель, который будет оптимально звучать за имеющийся бюджет.

Устройство комбоусилителя.

Хочу выделить отдельный пункт про устройство комбоусилителя, ведь важно знать, что и куда подключать, что и как крутить. Мной будет рассмотрен комбоусилитель с распространенным функционалом.

Об устройстве комбоусилителя в интернете очень много информации. Постараюсь очень коротко рассказать самое основное для уверенного подключения электрогитары к комбику начинающему гитаристу.

Включение электрогитары.

Электрогитара подключается в разъем “input”. Обязательно поставьте ручки громкости на минимум перед включением. Сначала подключается гитара, потом включается усилитель.

Кнопка включения может находится как на задней, так и на передней панели.

Настройка звука.

Ручка громкости, чаще всего называется «Volume».

На большинстве усилителей есть стандартный перегруз, кнопка его включения часто называется «Drive».

В данном комбике звук можно менять с помощью ручки выбора предусиления. В арсенале этого агрегата целых 6 аналоговых перегруза.

Ручки эквалайзера должны стоять в среднем положении перед его настройкой. Чаще всего комбики оснащены трехполосным эквалайзером (высокие, средние и низкие частоты, в основном в таком порядке).

Ручка «Gain» — это ручка чувствительности усилителя. На схеме аналогово усилителя она находится на входе предусилителя. Если меньше теории, то она регулирует ту самую «подгруженность» звука.

Очень часто на усилителях есть такие эффекты как «reverb». Это эффект эха, если простыми словами. Если добавить этот эффект, то звук станет ярче и объемнее.

Большинство усилителей оснащены дополнительным входом для внешнего проигрывающего устройств, чтобы вы могли играть под минус и просто слушать музыку, а также выходом для наушников, чтобы заниматься на инструменте и никому не мешать.

В этом комбике есть разъем «FOOT SW». Так как этот аппарат оснащен двумя самостоятельными каналами, то вы можете настроить каждый из них отдельно. С помощью кнопки переключения их можно менять, но иногда нужно сменить звук во время песни, для этого существует специальная педаль переключения, которая включается в разъем «FOOT SW» для того, чтобы сменить канал без помощи рук.

Рекомендации при выборе первого гитарного усиления.

Подводя итог, хотел бы дать несколько рекомендаций при выборе усилителя:

1) Не выбирайте самый дешевый вариант, если у вас небольшой бюджет, лучше посмотрите б.у. аппарат, но будьте осторожнее, лучше взять с собой знающего человека для диагностики устройства.

2) Если вы все же решили взять новый комбоусилитель, имея небольшой бюджет, то возьмите дороже самого дешёвого хотя бы на 60%.

3) Смотрите интернет-ролики, слушайте в магазинах, а главное, советуйтесь со знающими людьми, если есть такая возможность. Звучание гитары в равной степени зависит и от ее усиления, а значит к выбору нужно подходить так же серьезно, как к выбору электрогитары.

Играйте на гитаре, самообразовывайтесь и помните, что главное в гитаре – это гитарист.

Источник

Оцените статью