Когда появилась первая колонка jbl

Передовые акустические системы JBL

Один из главных признаков всеобщей популярности бренда – появление подделок, имитирующих его продукцию. В 2018 года компания JBL подала в России 114 исков, в которых она требовала наказания для тех, кто нарушал права на ее товарный знак. Крупные оптовые рынки, сетевые и оффлайновые магазины продают контрафакт. Проверки показали, что пиратская продукция присутствует в 80% торговых центров Москвы и Петербурга.

Доля подделок прямо пропорциональна успешности марки. В статье мы расскажем о том, как компания JBL создавалась и завоевывала свое нынешнее положение на рынке.

Содержание

Создание именного бренда

Основателем компании JBL стал Джеймс Буллоу Лэнсинг – один из первых американских инженеров аудиотехники. Он работал в выпускающей аудиоэлектронику компании Altec Lansing, и после ухода в 1946 году основал собственный бизнес. Название JBL произошло от имени James Bullough Lansing.

Одной из первых удачных разработок Джеймса Лэнсинга стала линейка динамических головок и сопутствующих компонентов, нашедших себе применение в кинотеатрах и домашних медийных системах. Еще одним заметным изобретением основателя JBL стал громкоговоритель D130, популярность которого сохранялась более полувека после создания.

Лэнсинг был высококлассным инженером и авторитетным акустиком. В то же время ему недоставало опыта и хватки для ведения бизнеса. Положение компании из-за этого постепенно ухудшалось – она перестала приносить прибыль, а затем и вовсе оказалась крупным должником. Провал собственного дела усугубился личными проблемами, и в 1949 году Джеймс покончил с собой, повесившись в собственном доме в Сан-Маркосе. Ему было 47 лет.

Читайте также:  Мыши не работает наушники

Дело живет

После смерти основателя компанию JBL возглавил Билл Томас, до этого занимавший пост вице-президента. Предпринимательский талант Томаса обеспечил бренду уверенный рост и развитие в течение следующих 20 лет. К концу 1960-х годов за компанией прочно закрепилась репутация производителя высококачественной домашней акустики. Наибольшим спросом у покупателей пользовались две выпускавшиеся тогда акустические системы – «Paragon» и «Hartsfield».

В 1969 году марка JBL была продана Сиднею Харману, в результате чего она вошла в состав Harman International Industries. Известность ее после этого стала только расти. В 1970 году начался выпуск акустической системы L-100, которая била рекорды продаж. Тогда же JBL начала выпускать студийные мониторы – главным хитом среди них оказалась модель 4310. К концу 1970-х годов большинство студий звукозаписи в США пользовалось акустикой JBL.

В 1980-е годы производитель продолжил совершенствовать свою продукцию и разработал звуковые головки из более современных материалов. Низкочастотные головки стали делать из многослойного композита, а для высокочастотных применялись титановые излучатели. Результатом инженерных прорывов стало появление целой серии новых звуковых систем, среди которых оказалась и хорошо известная L-250ti.

Компания JBL перебралась в город Нортридж в штате Калифорния. В новой штаб-квартире у нее появились особые звукопоглощающие помещения, в которых тестировались динамические головки.

Для повышения прибыли производитель решил сосредоточиться на масс-маркете и стал развивать серию акустических систем «Northridge». Одновременно с этим он выпускает крупные High End системы в линейках «K2» и «Everest». Акустика JBL становится обязательным элементом концертных туров известных рок-музыкантов и всех крупных музыкальных фестивалей.

На основе разработок JBL создается стандарт THX, применяющийся при озвучивании в системах домашних кинотеатров. Динамические головки марки входят в базовые комплектации автомобилей BMW, Mercedes-Benz, Mini, Toyota, Volkswagen, SAAB, Subaru и Kia, а также мотоциклов Harley-Davidson.

В ноябре 2016 года компанию Harman вместе с брендом JBL купил конгломерат Samsung. По сделке было заплачено 8 миллиардов $ наличными – для Samsung это приобретение стало крупнейшим за всю историю.

Пиратские дела

Объединение компетенций в аудио у Harman и видео у Samsung предполагает появление новых еще более совершенных продуктов для потребителей обоих технологических гигантов. Однако для успешных разработок нужны инвестиции, которые обеспечиваются денежными поступлениями из ритейла. Здесь новому владельцу марки JBL и мешает контрафакт.

В Россию пиратские портативные колонки и наушники JBL ввозятся из Китая через территорию Казахстана. Чтобы партии подделок вызывали меньше вопросов у таможенников, их разделяют на составляющие. Отдельно везут сами товары, брендированную упаковку и шильдики. Все это собирается в единый комплект уже к моменту продажи. В крупных сетях контрафакт обычно не появляется, основное его распространение идет через островки в торговых центрах.

В Harman признают, что рейды правоохранительных органов далеко не всегда показывают желаемую эффективность. Однако у материнской компании JBL слишком большие планы по завоеванию рынков, чтобы отступать от намеченного пути.

Источник

Шедевры мирового колонкостроения: эволюция трехполосного стандарта, студийный культ JBL

Акустические системы, о которых пойдет речь, известны тем, что установили новый отраслевой стандарт в звукозаписи, а несколько позже и в домашнем аудио. Эта разработка JBL стала значимой частью истории не только этой компании, но также мировой звукозаписывающей индустрии, акустического дизайна студий и в какой-то степени истории музыки.

Речь пойдет об одной из самых популярных линеек студийных мониторов за всю историю электроакустики. Эволюционную преемственность в ней можно проследить с конца 60-х до настоящего времени. Иными словами, пост о мониторах JBL 4310 и разработках, созданных на их основе.

Именно благодаря решениям, реализованным в этих АС, к 1977-му году подавляющее количество звукозаписывающих студий в мире использовало студийные мониторы JBL. Более того по данным опроса Billboard, к концу 70-х общее количество студий, использующих оборудование JBL, превышало общее количество студий с оборудованием всех остальных брендов.

Необходимость в новом форм-факторе

Всё началось с габаритов. К концу 60-х росла популярность многих жанров рок и поп музыки. В свою очередь это потребовало расширения возможностей звукозаписывающей аппаратуры, увеличения количества студий и повышения качества записей.

Стали расти возможности микшеров и их габаритные размеры. Кроме того, в студиях стало появляться множество новых приборов, которые в конце 60-х также занимали немало места. И как результат всей этой цепочки — для мониторов места оставалось всё меньше.

Таким образом, напольные мониторы для студий, которые были распространены с конца 50-х, должны были уйти в прошлое, при этом верность воспроизведения, которая, как многие знают, во многом зависит от внутреннего объема АС, должна была остаться на прежнем уровне, а в идеале стать лучше.

В JBL решили, что смогут реализовать эту, на первый взгляд, парадоксальную задачу, и в 1968-м году началась разработка новой АС. Известно, что ведущим разработчиком системы стал инженер Эд Май, которому принадлежит авторство концепции и принятие основных технических решений.

Также в создание системы внес большой вклад Барт Локанти, который занимался экспериментальной работой и измерениями, для некоторых применялось компьютерное моделирование, что для конца 60-х крайне необычно и инновационно. Общее руководство проектом было поручено Джеймсу Бартхеллу. За внешний облик новой системы отвечал дизайнер Арнольд Вольф.

Именно благодаря этим ключевым фигурам в коллективе разработчиков в течение одного насыщенного и тяжелого года удалось реализовать, без преувеличения, революционную АС, JBL 4310.

Следует также отметить, что внушительная часть исследований для создания новой АС проводились на протяжении всех 60-х. Очень много подготовительной работы было проведено при разработке напольной системы JBL 4320 Studio Monitor, которая пользовалась серьезным успехом в США на протяжении почти всех 60-х.

«безразмерный» и беспощадный JBL 4320 Studio Monitor

4310 — студийный бестселлер

Можно сказать, что массовый полочный форм-фактор для студий появился именно тогда и изначально был именно трехполосным. Разработчики быстро поняли — размеры АС должны быть меньше, чтобы разместить её на подоконнике студийного окна, на консольном мостике или подвесить под потолок. При этом важно сохранить широкий частотный диапазон и низкие искажения.

JBL 4310 в сравнении с типичными мониторами своего времени — начало 70-х

Итогом многомесячного “интенсива” по разработке новой акустической системы стали колонки, которые с натяжкой можно назвать компактными по современным меркам. Их габаритные размеры составляли 60 x 36 x 30 см, весила пара новых мониторов 23 кг.

Для 1969-м они были одними из чемпионов по массогабаритным характеристикам в своей мощностной «категории» (т.е. при 50 Вт программной мощности, при чувствительности 45 дБ при входной мощности 1 мВт на 30 футов).

В целом, основные характеристики мониторов выглядели следующим образом:

  • Программная мощность: 50 Вт;
  • Частотный диапазон: 45-15,000 Гц (+- 3 dB);
  • Частоты разделения кроссовера: 1500 Гц, 7000 Гц;
  • Номинальное сопротивление 8 Ом;
  • Коэффициент гармонических искажений: до 0,8 % (1Вт, 1 кГц), до 1,5 % (100 Гц).

Несмотря на большую (по современным меркам) неравномерность АЧХ (+-3 дБ), у этой АС получился достаточно плавный график. Также характерной особенностью стали крайне низкие значения КНИ на НЧ, что было нехарактерно для акустики того времени.

Во многом такого сочетания звуковых и габаритных характеристик удалось добиться благодаря применению новых динамиков с увеличенным ходом и полимерными диффузорами, которые превосходили классические целлюлозные мембраны. Такими драйверами стали модели НЧ — 123А, СЧ-динамик LE5-2 и купольный твитер LE20.

НЧ драйвер, схема из документации к системе

Практически все известные звукорежиссеры того времени отмечали, что именно эта система является оптимальной по сочетанию таких факторов, как верность воспроизведения, громкость, равномерность АЧХ, массогабаритные характеристики, цена.

Хит для студий идет в дома

К началу семидесятых система завоевала не только сердца саунд-продюсеров, но и аудиофилов, которые в те годы, вопреки некоторым современным представлениям, очень котировали мониторную акустику.

Более поздний вариант, названный 4311, поменял твитер, который заменили блоком меньшего размера. Убрали плоские дефлекторы, не оправдавшие надежд разработчиков. Также ВЧ-излучатель подняли в акустическую плоскость НЧ-драйвера, что в те годы казалось более логичным решением. В подобном усовершенствованном виде модель просуществует наряду с 4310 до конца 70-х.

Внешний вид 4311

Интерес непрофессионалов был подогрет высокой востребованностью мониторов в студиях, но совершенно ясно, что дизайн студийного отпугивал взыскательных эстетов брутальным, особенно для начала 70-х, обликом. 4311 не оставляли равнодушных среди меломанов, но большинству из них хотелось видеть что-то более эстетичное в качестве источника любимой музыки.

Пик популярности 4310 пришелся на момент, когда JBL стала частью корпорации Jervis, которую контролировал Сидней Харман. Для внедрения новых подходов в продвижения продуктов на потребительском рынке, последний назначил талантливого маркетолога Ирвинга Стерна. Тот в свою очередь “пошаманил” с командой дизайнеров и превратил студийные мониторы 4311 во вполне эстетичные дизайнерские колонки, которые, между всем прочим, не потеряли в акустических свойствах. Чудо-акустика для простых смертных была названа L100.

Для L100 упростили электрическую схему, устранив управление аттенюатором, и оптимизировали акустическое оформление. Иными словами, привели в соответствие с представлениями среднестатистического пользователя. Интересно, что основные характеристики устройства от этого не пострадали.

Не обошлось без инноваций. Для того чтобы оживить скучный и грубоватый дизайн мониторов, Арнольд Вольф предложил рельефный гриль. Ткань, традиционно использующаяся в подобных случаях, для создания объемного рельефа подходила мало.

После пары недель изысканий разработчики обратили внимание на эластичный пенополиуретан, как наиболее легкий и акустически нейтральный материал. Так, по утверждению Арнольда Вольфа, в L100 им был впервые применен поролоновый гриль.

Результаты совместной работы дизайнеров, инженеров и маркетологов можно оценить статистически. L100 стали самой продаваемой акустической системой в США в 70-е годы.

1982-й — новая ступень эволюции — JBL 4312

В 80-е годы подходы к музыке в очередной раз изменились, работникам студий требовалась большая громкость, а соответственно, мощность и чувствительность мониторов. Более того, за десятилетие технические возможности звуковоспроизводящей аппаратуры значительно выросли, а соответственно, выросли требования к верности воспроизведения.

Рынок и индустрия звукозаписи ждали от JBL новое устройство, причем настолько же актуальное для 80-х, каковым стали JBL 4310 в свое время. И инженеры JBL в очередной раз сделали это. Новая система появилась в 1982-м году — это опять были полочные 3-х полосные мониторы, в формах которых явно угадывалась 4310.

Новая АС была названа 4312 и несмотря на то, что очень напоминала своего эволюционного предка, была принципиально новой. Новые мониторы получили набор актуальных для того времени характеристик:

  • Программная мощность: 100 Вт;
  • Частотный диапазон: 45 Hz -20 кГц, (+-3 дБ);
  • Чувствительность более: 91 dB, 1 Вт, 1 м;
  • Номинальное сопротивление: 8 Ом;
  • Разделение кроссовера: 1,5 кГц, 7кГц.

Интересно, что документация к устройству снабжалась подробными данными о частотных и нелинейных искажениях. Глядя на представленные графики, понимаешь, что многие современные АС (сравнимые по стоимости) не дотягивают до уровня 25-летней давности. Вероятно поэтому некоторые современные производители не готовы предоставить подробные результаты измерений.

Jbl 4312 выдержали несколько переизданий. Модификации, имевшие в качестве основы единое акустическое оформление, могли отличаться динамиками и элементной базой кроссоверов. Например, выпущенная в 1982-м 4312 была оснащена классическими целлюлозными и целлюлозно-тканевыми драйверами, а экспериментальные версии 4312 — A, B и BS получили металлический купольный твитер (в случае с BS — титановый).

Второе рождение

В 2000-м году была выпущена последняя ностальгическая серия 4312 mk2 с новыми динамиками и старым дизайном и акустическим оформлением.

Характеристики обновленной системы:

  • Диапазон частот: 45 – 22000 Гц
  • Чувствительность: 93 дБ (2,83 В/м)
  • Рекомендуемая мощность усилителя: 150 Вт
  • Номинальный импеданс: 6 Ом
  • Частота раздела кроссовера: 2000 Гц и 5000 Гц
  • Динамики:
  • НЧ: 300 мм (бумага на ткани)
  • СЧ: 125 мм (бумага на ткани)
  • ВЧ: 25 мм (титан)
  • Варианты отделки: серый, темный орех, черный
  • Цвет решетки: синий, черный
  • Размеры (ВхШхГ): 597х368×298 мм
  • Вес: 21,7 кг

Интересной особенностью стала конструкция фильтра, которая мало изменилась с 80-х. В отличие от многих современных изделий в нем не стали экономить на элементной базе и номиналах. Как и в устройстве из 80-х в фильтрах “рестайлинговой” версии использованы неполярные конденсаторы, рассчитанные на высокое напряжение.

В текущем году на CES-2108 была представлена и обновленная версия L100- L100 Classic, которая также выдержала множество переизданий.

Известно, что в создании ремейка поучаствовал инженер Крис Хаген, которому доводилось создавать, признанную культовой, АС — L100T3 в 1988-м.

Можно спорить о том, какой именно компании и какому инженеру принадлежат такие изобретения, как полочный формфактор и трехполосное разделение в мониторной акустике. Мне ясно одно, действительно массовыми эти две инновации стали после применения их в студийных мониторах JBL. Сегодня 4310 могут показаться примитивными и ограниченными в возможностях, но для своего времени они были почти безупречны.

Настоятельно рекомендую эти богатые информацией ресурсы всем, неравнодушным к теме аппаратуры высокой верности воспроизведения.

Источник

Оцените статью