Когда наушники стали популярны
В наши дни существует изобилие наушников на любой вкус и кошелек, но вкладыши, накладные, беспроводные и другие варианты изменяются и модернизируются уже на протяжении более 100 лет. Предшественники персональных мониторов были запатентованы в далеком 1891-м, пройдя долгий путь перед тем, как превратиться в хорошо знакомые сегодня Pioneer, Koss или Sennheiser. Некоторые ранние модели — например, Beyerdynamic DT48 (1937) — сыграли решающую роль в популяризации технологических решений, которые популярны по сей день.
Авторитетное издание The Guardian составило список 10 самых влиятельных наушников в истории, благодаря которым прослушивание музыки стало по-настоящему личным: от первых прототипов до беспроводных моделей с активным шумоподавлением и другими смарт-функциями, которые пользуются популярностью сегодня. MIXED•NEWS публикует адаптированную версию материала.
Первые вкладыши (1891)
История вставляемых в уши моделей берет начало в конце 19 века, когда Томас Эдисон присоединил похожие на стетоскоп «слушательные трубы» к фонографу. Первый патент датируется 1891 годом, когда французский инженер Эрнест Жюль-Пьер Меркадье разработал «двойной телефон» для связисток. В последующие 90 лет технология персональных мониторов получила сильное развитие (в первую очередь, в сегменте слуховых аппаратов и других вспомогательных устройств), но к современному виду наушники, к которым мы так привыкли и хорошо знаем, пришли лишь в 80-е после выпуска легендарного Sony Walkman.
Мониторы Натаниэля Болдуина (1910)
Создание в 1910-м устройства, ставшего основой для всех современных накладных моделей, приписывают американскому инженеру-мормону Натаниэлю Болдуину — по легенде, он придумал концепцию прямо за кухонным столом. Как и в случае со вкладышами Меркадье, Болдуин спроектировал устройство для работы, а не для развлечений — военно-морской флот США быстро оценил новинку и активно закупал наушники для радистов.
Beyerdynamic DT48 (1937)
Немецкий производитель, который начал работу на рынке аудиооборудования с создания громкоговорителей для кинотеатров, является автором первой в истории пары динамических наушников. В конструкции DT48 применялась прикрепленная к задней стороне излучателя проволочная спираль, на которую подавалось напряжение, в результате чего колебания катушки в магнитном поле выдавали звук. Динамические драйверы по-прежнему остаются самым популярным решением для наушников и колонок, а последние вариации DT48 сошли с конвейера в 2012 году.
«Стереофоны» Koss SP/3 (1958)
В 1958 году американский музыкант Джон Косс в сотрудничестве с инженером Мартином Ланже разработал первые в мире стереонаушники. Модель SP/3 позиционировалась в качестве маркетингового хода по продвижению нового портативного проигрывателя винила, но после успешных демонстраций на несколько ярмарках Косс запустил так называемые «стереофоны» в отдельное серийное производство, задав аппаратные и дизайнерские стандарты на годы вперед.
Наушники Walkman (1979)
В комплекте с оригинальным кассетным Walkman шла пара накладных накладных наушников Sony MDR-3L2 с мягкими амбушюрами из пеноматериала. Благодаря легкости и удобству наушники мгновенно стали хитом (как и относительно новый на тот момент аудиоразъем на 3,5 мм).
Bose QuietComfort (2000)
Компания Bose выпустила модель Quiet Comfort в 2000 году, но сама концепция появилась на несколько десятилетий раньше. В 1978 году во время трансатлантического перелета устав от шума авиадвигателей, основатель бренда доктор Амар Боус начал исследования в области шумоподавления. Эта технология использует внешние микрофоны для определения уровня шума вокруг, и затем подавляет его, воспроизводя этот же звук в противофазе. Перед коммерческим запуском для широкой аудитории Bose выпустила экспериментальную модель с шумоподавлением — для защиты слуха пилотов — в 1986-м.
Вкладыши Apple (2001)
Первые комплектные наушники Apple не могли похвастаться беспроводным подключением, дистанционным управлением или хотя бы микрофоном — это были обычные бюджетные вкладыши белого цвета, которые практически не отличались от других моделей. Залогом успеха стало включение в комплект к плееру iPod, который вышел на рынок в 2001-м, став отличительным знаком «для своих». Даже без выдающихся характеристик, наушники задали новый стандарт в сегменте портативного аудио и привели к появлению целой индустрии, когда другие фирмы выпускали премиальные модели для владельцев iPod с более высокими требованиями к качеству звука. Но сегодня на авансцене новая звезда Apple — беспроводные и дорогие AirPods.
Первые стереофонические Bluetooth-наушники (2004)
Названный в честь древнего датского короля Харальда I Синезубого, популярный сегодня стандарт беспроводного подключения Bluetooth дебютировал в 1999-м. Именно благодаря этой технологии сегодня мы наблюдаем медленный уход мини-джека из мейнстрима в пользу беспроводных наушников. Первые беспроводные стереонаушники появились в продаже в 2004 году, но серьезной альтернативой традиционным они стали лишь десять лет спустя. Это время потребовалось на то, чтобы добиться высокого качества звука и стабильности сигнала при адекватной стоимости.
Beats Studio By Dre (2008)
Музыкальный антрепренер Джимми Ловин и Dr Dre основали компанию по производству наушников в 2006 году как ответную меру на гегемонию вкладышей Apple, которые своим упрощенным звуком «уничтожили ощущения от работ Dr Dre». Первые Beats появились в 2008-м. Не обладая особыми акустическими характеристиками (кроме избыточных басов), они, тем не менее, убедили массового покупателя, что массивные наушники могут быть модным аксессуаром. С помощью звезд-эндорсеров и дорогой рекламы, продажи Beats достигли очень внушительных показателей и привели к оживлению рынка, продемонстрировав, что потратить на наушники больше 100 долларов готовы не только аудиофилы и гики. По иронии судьбы, Apple поглотила Beats в 2014-м.
Полностью беспроводные наушники (2016)
Сегодня Bluetooth-моделями уже никого не удивишь, но по-настоящему беспроводные варианты — без кабелей или любых модулей подключения — до сих пор находятся на этапе обкатки. Первые версии не всегда справлялись с синхронизацией звука между наушниками, часто теряли сигнал, но с появлением AirPods с технологией стали считаться всерьез. И хотя стоимость пока далека от демократичной, будущее портативного персонального аудио именно за беспроводными наушниками.
Источник
История портативного звука: эволюция наушников
Сегодня их можно встретить повсеместно: в вагоне метро, у случайного прохожего, в профессиональной студии, на радио и телевидении. Они заполонили нашу жизнь и окрасили ее музыкой самых различных стилей и направлений, сумели сделать звук индивидуальным и неповторимым. Все это заслуга привычных устройств, которые всегда находят место на голове человека, напрямую не связанного с музыкой. Наушники. Тысячи моделей, сотни брендов, десятки типов. Эта статья посвящена истории наушников. От тяжелых и неповоротливых моделей с жутким звучанием, до ультрасовременных беспроводных наушников.
История
Знакомство с любым устройством следует начинать с его истории. Только так можно понять к чему привело развитие технологий и как оно сказалось на качестве конечного продукта, за который вы готовы отдать свои кровные.
В конце XIX века звукозапись начала делать свои первые шаги. О возможности взять с собой десяток-другой песен, нажать клавишу Play и, прибавив на портативном плеере громкости отправиться по делам, тогда никто не задумывался. Мир мыслил иначе, но также жадно и с воодушевлением поглощал новые музыкальные тенденции и делал робкие шаги по развитию технической составляющей музыки.
Тяжелая работа телефонисток в середине XIX века предусматривала постоянное взаимодействие с двумя устройствам: передатчиком и приемником звука. В 1881 году ассистентка телефонной компании Белла Эзра Джиллилэнд предлагает закрепить части телефона к металлическому пруту, зафиксировав 3-килограммовую конструкцию, состоящую из микрофона и динамика, на голове. Это решение, несмотря на свою несуразность и сложность в использовании, положило начало эволюции наушников, а изобретение Джиллилэнд стало первой телефонной гарнитурой.
1891 год, французский инженер Эрнест Меркадье патентует набор вставных наушников – прадедушек современных вкладышей. Именно Меркадье можно назвать миниатюристом-Левшой в мире звука. Конструкция наушников, описанных в патентной заявке № 454,138, стала революционной для того времени – миниатюрные наушники-пуговки с резиновым колпачком, уберегающим ушную раковину от раздражения и, вместе с тем, использующимся в качестве шумоподавления.
Увы, данная конструкция будет забыта на многие годы, а ближайшие 50 лет индустрией будут править громоздкие головные телефоны.
Еще одна попытка создания прототипа внутриканальных наушников принадлежит известному изобретателю Томасу Эдисону. В 1895 году он патентует устройство, получившее имя «кинетофона». Запатентованный аппарат умел воспроизводить звук и кино одновременно. Его принцип работы основывался на передаче звука от фонографа по полым трубкам прямо в ушной канал. В основе лежал медицинский стетоскоп и никакой электроники.
Понимая запросы потребителя, в 1896 году британская компания Electrophone System предложила жителям заманчивый сервис. За 5 фунтов в год подписчик получал возможность удаленного прослушивания прямых трансляций с более, чем 30 церквей и театров, разбросанных по всем уголкам страны.
Необходимое для этого оборудование выглядело в виде небольшого деревянного столика и двух пар наушников с громоздкой ручкой.
За дополнительный фунт слушатель мог получить еще один комплект «ушей». Сравнить Electrophone System можно с современным сервисами потоковой музыки, вроде Spotify или Deezer, вот только возможности самостоятельного выбора композиций у подписчиков не было. Эту задачу на себя брали телефонистки.
Уже к 1908 году количество подписчиков компании достигло 600 человек. Но вернемся к нашему главному герою – наушникам.
За всю историю развития технологий первая отрасль, куда попадали новейшие изобретения и «технические прорывы» всегда становилась военная промышленность. В 1910 году Натаниель Болдуин предлагает ВВС США несколько чертежей с описанием конструкции головных телефонов. Первая модель наушников, предусматривающая размещение дуги над головой, а не в области шеи. Через несколько лет именно предложенная Болдуином модель, будет главным средством связи для всех операторов военно-морского флота.
Тяжеловесная конструкция наушников претерпела еще несколько изменений, оголовье получило обтяжку из кожи и регулировку размера. Усовершенствование конструкции наушников принесло Болдуину звание отца всех современных наушников.
В 1921 году на рынок США выходит серийная модель радиоприемника Western Electric. В комплекте с устройством покупатель получал высокоомные наушники CW-834.
Тридцатые годы XX века. Наушники повсеместно используются для связи, они заполоняют дома жителей крупных городов. Популярные развлекательные передачи по радио предпочитают слушать именно в наушниках. Вместе с этим, их конструкция и технические характеристики были далеки от совершенства. Прослушивание музыки в наушниках было похоже скорее на самоистязание – они прекрасно справлялись с речью, но с музыкой дела обстояли совсем плачевно. Кардинально изменить ситуацию решил 18-летний Ойген Байер, выходец из Швеции, взявший на себя роль революционера аудиотехники.
В 1926 году Байер основывает фирму с громоздким названием Elektotechnische Fabrik Eugen Beyer. Приоритетным продуктом компании долго оставались микрофоны, но в 1937 году Байер все же решается на выпуск наушников.
Первая модель динамических наушников компании Beyerdynamic DT-48. Сегодня именно наушники такого типа являются самыми доступными и распространенными. Легендарная модель наушников Beyerdynamic DT-49 выйдет спустя 16 лет – в 1953 году. Они были рассчитаны на массового покупателя в первую очередь благодаря своей дешевизне.
Но компания, которая действительно смогла встряхнуть мир и выпустить наушники «для всех и каждого», изначально занималась прокатом телевизоров. В 1958 году Джон Косс представляет на выставке потребительской электроники портативный виниловый плеер. По сути, устройство представляло собой традиционную вертушку, установленную в чемодан. В комплекте с плеером поставлялись и наушники, для изготовления которых Джон Косс и Мартин Ланге воспользовались моделью стандартных авиационных головных телефонов. Вооружившись деталями от старого телевизора, изобретатели сумели преобразить качество звука.
Сам проигрыватель особо никого не заинтересовал, а вот звучание наушников сумело поразить всех, присутствовавших на выставке посетителей. Сообразив, что за наушниками большое будущее, Джон Косс выпускает первую серийную модель Koss SP-3.
Именно модель Koss SP-3 стала прототипом современных внутриканальных наушников. Направление звука в SP-3 осуществлялось не в ушную раковину, а в ушной канал. Успех первой серийной модели наушников компании Koss сделал ее практически монополистом на рынке. К 1967 году оборот компании превысил $1 млн. Позднее, в 1983 году, на рынок выйдет еще одна легендарная модель Koss Porta Pro.
За 13 лет продажи SP-3 значительно упали, а конкуренты в лице Beyerdynamic и Sennheiser свою долю рыночного пирога уступать не думали. Именно модель наушников Koss Porta Pro сумела вновь вывести компанию из затянувшейся финансовой депрессии. Доступная цена, выделяющийся из толпы дизайн и главное – хорошее качество звучания сделали очередную революцию в мире портативного звука, а поклонники компании Koss спустя 35 лет отдают предпочтение олдскульным Porta Pro.
Категорию наушников электростатического типа впервые представила японская компания Stax в 1959 году. Наушники Stax невозможно купить в обычном магазине бытовой техники, ими никогда не комплектуются портативные плееры. Эти наушники изначально были созданы для узкой аудитории профессионалов.
Использование сверхтонкой мембраны, размещенной между двумя электродами и усилитель высокого напряжения вызывают звуковые колебания при минимальном уровне гармонических искажений и завидной чувствительности. Из-за высокой цены массовый рынок не готов к такой модели и сегодня, хотя звучание электростатических наушников близко к эталоному.
Свой ответ компании Stax позднее даст и компания Koss, выпустив модель эдектростатических наушников Koss ESP-6.
Вес в 900 грамм и немалая цена не позволили модели прижиться на рынке и в скором времени ее сняли с производства.
В 1964 компания Beyerdynamic выпускает вставной наушник DT 507, вес которого составляет всего 11 грамм. Он поставлялся в комплекте с фирменным радиоприемником. Год спустя в СССР появится «самый маленький радиоприемник», двухдиапазонный «Микро», размер которого не превышал спичечный коробок.
«Микро» комплектовался миниатюрным моно-наушником TM-2M с несколькими резиновыми насадками и гибкой заушиной.
Вплоть до 1968 года весь ассортимент наушников был представлен исключительно моделями закрытого типа. Слышать музыку мог только один человек, а весь звук оставался в «раковине» наушника. Закрытый с обратной стороны уха драйвер не только полностью изолировал музыку, но и делал наушники тяжелыми и громоздкими. Существенно облегчить конструкцию и открыть драйвер решилась немецкая компания Sennheiser, судьба которой пересекается с Beyerdynamic: вплоть до 1960 года Sennheiser занималась исключительно производством микрофонов.
Первыми наушниками с открытой конструкцией стала модель Sennheiser HD 414.
Sennhеizer HD 414 взорвали рынок. Количество проданных наушников превысило 10 миллионов, а слава производителя молниеносно облетела весь мир. Получив патент на наушники открытого типа в далеких 60-х, компания Sennheiser продолжает получать пожизненные отчисление с каждого бренда, выпускающего такой тип наушников.
Поддержать истерию вокруг массового использования наушников сумела и компания Sony. В 1979 году на рынок выходит первый портативный плеер Walkman. Его главным партнером становятся наушники Sony MDL-3L2: легкие, удобные и недорогие.
Дальнейшая история наушников имеет целый ряд ответвлений, появлением новых категорий устройств, основанных на старых принципах. Использование в авиации системы шумоподавление не могло не повлиять и на сферу наушников для рядового потребителям. Начиная с 1986 года, компания Bose стала одним из крупнейших поставщиков наушников с системой активного шумоподавления для пилотов. На массовый же рынок запатентованная компанией система QuietComfort, используемая в наушниках, добралась лишь в 2000 году.
Появление первых беспроводных наушников можно отнести еще к началу девяностых, когда компания Koss анонсировала модель, позволяющую при помощи инфракрасного луча подключаться к усилителю или источнику звука при помощи идущей в комплекте приставки.
Идею беспроводных наушников тут же подхватила и компания Recoton, представив модель наушников, работающих на частоте в 900 МГЦ и имеющих радиус действия вплоть до 45 метров.
В 1997 году Recoton получило отказ от правительства Великобритании на производство беспроводных наушников, работающих на частоте в 900 МГЦ, в связи с тем, что данная длина волны уже используется. В поисках комфорта и альтернативной технологии отказа от проводов в 1998 году перед производителями открываются новые возможности трансляции «звука без проводов» – Bluetooth.
Шесть лет развития технологий и в 2004 году на рынок выходят первые беспроводные наушники Bluetake i-PHONO BT420EX с собственным передатчиком (в 2004 году рынок не заполнен достаточным количеством мобильных Bluetooth-устройств. Спустя год на рынке начнут появляться первые наушники, использующие для передачи звука беспроводную сеть Wi-Fi.
Сегодня производители продолжат творить историю, создавая новые неординарные решения к осознанию того, как именно должны выглядеть наушники. Такая гонка брендов нередко приводит к тому, что конечный покупатель обращает внимание в первую очередь не на качество звучания конкретной модели, а на их дизайн. Но ведь вся долгая эволюция развития портативной музыки и наушников начиналась с желания инженеров улучшить звук и сделать возможным прослушивание не только речи, но и музыки. Такое желание привело к появлению сложной иерархии видов и категорий наушников, с которыми познакомимся во второй части статьи.
Источник