JBL Club
Клубу не обязательно быть привилегированным, чтобы устанавливать свои правила. Но обязательно их соблюдать.
Серия акустических систем JBL Club приходит на смену серии GTO, главной чертой которой была не элитарность, а как раз наоборот: массовость и доступность. В новой серии все эти достоинства получили дальнейшее развитие. Какие? Сейчас разберём и рассортируем.
Во-первых, это – массовость в другом, но тоже очень полезном смысле. В смысле диапазона типоразмеров. На снимок в заставке мы поместили лишь несколько членов клуба наиболее характерной внешности, а всего их в клубе гораздо больше.
Во вторых, все без исключения акустические системы, входящие в серию Club, оптимизированы для установок, не требующих больших ассигнований и временных затрат. Именно поэтому подавляющая часть членов клуба – коаксиальные, наиболее простые в установке системы. Базовые технологии и материалы, использованные в JBL Club – классика «народной» акустики: штампованные диффузородержатели, полипропиленовые диффузоры, ВЧ-излучатели на основе сбалансированных куполов из полиамида. А дальше – особенности, характерные только для этого клуба.
Акустика такого класса рассчитана в первую (да почти в единственную) очередь на работу от встроенных усилителей головных устройств, мощность которых, по очевидным причинам, невысока. Значит – требуется повышенная чувствительность, а хорошо бы – и пониженный импеданс. Вот – первая особенность JBL Club: все входящие в серию динамики 3-омные. Фирменное название этого решения — True 4 Ohm — «Настоящие 4 Ома». Идея здесь в следующем: если при установке новой акустики в машине оставляют штатную акустическую проводку и разъёмы, это добавит к импедансу акустики в среднем где-то около одного Ома. Головное устройство будет недодавать мощности процентов на 20. Предвидя это, конструкторы JBL уменьшили импеданс акустики, чтобы отчасти скомпенсировать потери.
Если же JBL Club будет работать от внешнего усилителя с нормальными проводами, его мощность возрастёт на те же 20 – 25%, все оказываются в выигрыше.
Вторая мера, принятая для повышения чувствительности – не столь очевидна и проста в реализации. Вот, взгляните:
Вот крупно гофр одной из моделей (5-дюймовой). Здесь использована фирменная технология Plus One, унаследованная от GTO. Суть дела в том, что за счёт изменения способа крепления внешнего края резинового гофра на фланце корзины увеличивается полезная площадь диффузора. А мы знаем: больше площадь – больше чувствительность. По данным разработчиков только за счёт Plus One для некоторых калибров выигрыш в чувствительности может составить до 2 дБ.
Другое требование, вытекающее их массовости – простота установки. Одна из главнейших здесь характеристик — установочная глубина. Теперь – опять смотрите.
Это – вид в профиль одного из динамиков «клуба». И без размерных линий видно, что посадочная глубина невелика. Позже мы приведём конкретные значения для всех моделей в этом обзоре. И ещё: обратите внимание на окна вентиляции в месте сопряжения корзины с магнитной системой. Пусть JBL Club и не предназначены для работы со сверхмощными усилителями, поддержание стабильного температурного режима важно и на умеренной мощности, поскольку не даёт проявиться эффекту тепловой компрессии.
Что ещё требуется для беспроблемной установки? Ну, скажем, чтобы крепёжные отверстия на фланце динамика совпали с имеющимися в двери. Для некоторых калибров это – давно устоявшийся стандарт и беспокоиться не о чем. Для других, менее распространённых, побеспокоиться следует, и заранее. Вот фрагмент опорной плиты-адаптера динамика сравнительно редкого, но нужного фордоводам и маздоводам типоразмера 4 х 6 дюймов. Отверстия здесь предусмотрены на все случаи.
От «народного» твитера требуются чувствительность, не уступающая чувствительности мидбасов (а она сделана повышенной, не забываем) и характеристики направленности, учитывающие особенности установки коаксиалов в реальной жизни. В серии Club все пищалки с полиимидными сбалансированными куполами, а у них чувствительность высокая, а обрамление диафрагмы – апертурное тело в центре и антидифракционное рельефное кольцо по периферии – как раз и предназначена для создания оптимальных условий внеосевого излучения.
Наиболее солидный член клуба с габаритами 6 х 9 дюймов для обеспечения должной поддержки на СЧ и ВЧ оснащён двумя центральными излучателями с разной геометрией диафрагмы.
Итак, милости просим в клуб…
JBL Club 4020 калибра 100 мм. Не так часто нынче ставят «четвёрки», но когда надо, лучше, чтобы они нашлись. Посадочная глубина здесь всего 47 мм, максимальная мощность 90 Вт, чувствительность 90 дБ (здесь и всюду далее чувствительность приведена для сигнала 2,83 В), заявленный диапазон частот 75 Гц — 20 кГц.
JBL Club 5020 (130 мм). Посадочная глубина даже ещё меньше, 45 мм. Максимальная мощность 120 Вт, чувствительность 91 дБ, полоса воспроизводимых частот 75 Гц — 20 кГц.
Уже упоминавшаяся «фордовская» модель JBL Club 6420 калибра 6 х 4 дюйма. Установочный адаптер за счёт своей толщины уменьшает посадочную глубину до 44 мм. Максимальная мощность 105 Вт, чувствительность 91 дБ, полоса частот 75 Гц — 20 кГц.
Наиболее универсальная модель JBL Club 6520 калибра 160 мм. Максимальная мощность 150 Вт, чувствительность 92 дБ, полоса частот 55 Гц — 20 кГц.
В комплектацию модели Club 6520 входит кольцо-адаптер со всеми мыслимыми вариантами расположения отверстий крепления. Здесь же предусмотрена и защитная решётка: ею комплектуются не все модели, некоторые целевым образом предназначены для установки по штатным местам и под штатные же грили.
JBL Club 8620: другой нечастый, но, бывает, позарез нужный калибр 6 х 8 дюймов. И тоже с разнообразием крепёжных отверстий, мало ли, как сложится… Посадочная глубина и здесь невелика, 59 мм, максимальная мощность 165 Вт, чувствительность 93 дБ. Рабочий диапазон частот 65 Гц — 20 кГц.
Самый представительный член клуба: трёхполосный JBL Club 9630 типоразмера 6 х 9 дюймов. Здесь в комплекте и сетка, и проставочное кольцо, позволяющее при необходимости уменьшить посадочную глубину с исходных 78 до 68 мм. Пищалок две: с куполами 22 и 18 мм. Максимальная мощность 240 Вт, чувствительность 93 дБ, полоса частот 50 Гц — 20 кГц.
И хотя правила и традиции отдают предпочтения коаксиальным моделям, в клуб принята и компонентная модель JBL Club 6500C с мидбасом калибра 160 мм, 19-миллиметровой пищалкой с полиимидным куполом и выносным компактным кроссовером. Посадочная глубина мидбаса – всего 45 мм, максимальная мощность 180 Вт, чувствительность 92 дБ. Входящий в комплект набор установочных аксессуаров для твитера предельной универсальности, получил собственное имя I Mount. Аллюзия понятная: имена самых универсальных устройств нашего века начинаются с буквы «i». Да вы это и сами знаете…
Применяемая в комплекте Club 6500C пищалка Club 750T поступает в продажу и как отдельный компонент, в традициях фирмы корпус снабжён резьбой для крепления к облицовке гайкой, а сам твитер может поворачиваться в корпусе на некоторый угол.
Как вам в новом клубе? Вход открыт для всех, здесь без церемоний… Возникает закономерный вопрос о размере членских взносов, не на облаке живём. Для ориентации: за большинство моделей предлагается внести сумму 2500 – 3500 рублей, а самый-пресамый VIP пропуск – ценник на компонентую модель Club 6500C, не переваливает за 5000.
Источник
Коаксиальные колонки jbl club
Как всегда, сразу о ценах. На момент теста рекомендованная цена компонентной модели JBL Club 605CSQ – 9990 рублей (вполне вменяемо). А коаксиальные «компаньоны» JBL Club 625SQ стоят 7990 рублей. Коаксиалы построены на той же базе, что и компонентная модель. Различия – только в исполнении твитеров и кроссоверов, остальное мелочи.
Номинальный импеданс 3 Ом, это призвано слегка форсировать усилители по мощности, но сложностей для него ещё не создаст (может оказаться плюсом при апгрейде штатки). Фактический импеданс ниже 2 Ом действительно ни на каких частотах не просаживается, порой и при номинальных 4 Ом бывает ниже. Но до измерений ещё дойду, а пока – внешнее изучение.
Первое изучение конструкции
Динамики построены на пластиковых корзинах. Материал в описании явно не указан, но похоже на что-то из конструкционных композитов. Прочность достаточная, резонансы отсутствуют как класс – лично у меня отношение к пластиковым корзинам в последние годы заметно поменялось, раньше я их как-то недолюбливал.
Диффузоры – плетёное углеволокно в скрепляющем связующем.
Магнитные системы полностью скрыты в пластиковых кожухах. Описание указывает, что используется феррит марки Y40 (в динамиках попроще в основном встречается Y30). Диаметр звуковой катушки – 1 дюйм (25 мм).
Твитеры очень компактные, с текстильными 20-миллиметровыми излучающими куполами. Для себя приметил два момента. Первый – подвесы закрыты (часто такое делается намеренно, чтобы они не вносили свой вклад в излучение основной купольной части). Второй – апертурная шайба (вернее, уже практически кольцо) перед куполом. Потом посмотрим, как это всё работает. Забегая вперёд, твитеры тут очень удачные.
В комплекте идёт огромное (почти рекордное) количество крепежа для них – есть для врезного монтажа, для установки на поверхность, для штатных мест… В общем, для любого случая.
К слову, о комплектации и о штатных местах. Для мидбасовых динамиков тоже имеются вот такие установочные колечки.
Кроссоверы в компонентных JBL Club 605CSQ небольшие, с установкой проблем не возникнет. Логотип – это на самом деле кнопка переключения уровня твитера. На мой взгляд, получилось двояко. С одной стороны, настраивать систему очень удобно. С другой, если кроссовер смонтировать открыто, случайных нажатий будет не избежать. Так что скрытый монтаж примем за основной.
При инсталляции снимать крышку нет нужды, но как же не заглянуть внутрь. Плата зафиксирована жёстко, проследить схему не получилось, но с большой вероятностью, первый порядок для НЧ/СЧ и второй – для ВЧ. Впрочем, кроссовер лучше оценивать по его работе, а не по схеме.
В коаксиалах JBL Club 625SQ центральные колпачки уступили места стойкам с твитерами. Насчёт их размеров сказать сложно, видимая часть куполов у них чуть поменьше, чему у компонентной модели. Но очень похоже, что тут они те же 20-миллиметровые.
Твитеры имеют небольшой наклон – при установке можно будет поэкспериментировать с ориентацией.
Интересная фича, которую не встретишь в большинстве коаксиалов – переключение уровня твитера. Маленькая кнопка – прямо на самом твитере, её нажатием можно немного добавить верхов.
Кроссовер тоже непрост для коаксиалов. НЧ/СЧ динамик подключен через катушку (фильтр первого порядка). В цепи твитера увидел только конденсатор, остальные элементы, судя по всему, скрыты в стойке (даже если это первый порядок, где-то должен быть, как минимум, ещё один резистор).
В комплекте к обеим моделям идут защитные грили в общем стиле. Кстати, ничего так, симпатичные.
Логотипы идут отдельно, можно сориентировать их на своё усмотрение.
Измерение электромеханических параметров
Очевидно, что компонентная и коаксиальная модель построены на одном и том же мидбасовом динамике. Разве что из-за отсутствия центрального колпачка у коаксиалов меньше Mms и чуть ниже добротность. Остальное – в пределах естественного разброса.
Измеренные параметры компонентных JBL Club 605CSQ:
- Fs (собственная резонансная частота) – 57 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 13,3 л
- Qms (механическая добротность) – 7,38
- Qes (электрическая добротность) – 0,62
- Qts (полная добротность) – 0,57
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,1 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,89 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,0 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,1 дБ
Измеренные параметры коаксиальных JBL Club 625SQ:
- Fs (собственная резонансная частота) – 58 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 13,8 л
- Qms (механическая добротность) – 6,97
- Qes (электрическая добротность) – 0,60
- Qts (полная добротность) – 0,55
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,8 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,92 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,0 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,6 дБ
Основные моменты следующие. У динамиков лёгкие подвижные системы и достаточно сильные магниты: силовой фактор выше среднего (для 2-омных), да и добротность ниже классической баттервортовской. Подвесы не откровенно нежные, но всё же относительно мягкие, из-за чего и резонансная частота получилась невысокой.
Несмотря на низкую Qts, в корпуса эти динамики не пойдут (подвесы мягкие, Vas высокий, корпус нужен большой, иначе динамики потеряют басовитость). Только дверная установка. При работе на большой объём динамики обещают хорошую проработку баса, но, скорей всего, по уровню его может оказаться маловато. Собственно, это потом подтвердилось при прослушивании, чуть позже отмечу, что с этим можно сделать.
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков компонентных JBL Club 605CSQ
Мидбасовые динамики имеют достаточно ровную АЧХ. К верхнему краю диапазона она немного поднимается, но без откровенной «ломки».
Небольшой одинокий резонанс в подвесах (скорей всего, в центрирующей шайбе) наблюдается лишь в области 600-900 Гц. Очень похоже, что с полной разминкой динамика должен уменьшиться ещё.
Более-менее заметный рост искажений начинается только ниже 50 Гц, т. е. где уже должен играть сабвуфер. Всё же динамики с пониженной добротностью имеют свои плюсы – баса по уровню немного (хотя это поправимо), но зато контроль намного лучше, динамики не уходят в разнос при попытке поддать громкости.
Анализ работы твитеров компонентных JBL Club 605CSQ
Сразу скажу, твитеры очень удачные. Играют ровненько, при снижении частоты не начинают трепыхаться в истерике, ведут себя образцово.
Давненько я такой фазовой характеристики не видел – ни одного резонанса в излучающем куполе. Очень круто.
При снижении частоты рост искажений начинается ниже 5 кГц. Невысоко, но для 20-миллиметрового излучателя нормально.
А вот так кроссовер сводит полосы по частоте. А что, хорошо. В мидбасовом звене явно использован фильтр первого порядка, который выровнял наклон АЧХ. А в звене твитера, судя по всему, фильтр второго порядка. Акустически полосы стыкуются где-то в районе 5 кГц.
Анализ работы коаксиальных JBL Club 625SQ
У коаксиалов самая интересная характеристика получается под небольшим углом, так что поэкспериментировать с направлением твитера смысл есть, не поленитесь.
Как и в компонентной модели, есть небольшой резонанс в подвесах в районе 600-900 Гц, но оно и понятно, ведь здесь, по сути, используется один и тот же мидбасовый динамик.
И, кстати, обратите внимание на область перехода от мидбасового динамика к твитеру (где-то между 4 и 7 кГц) – полосы сведены практически идеально. В коаксиалах это большая редкость, обычно в этой области фаза излучения начинает скакать как дурная, а на АЧХ появляются провалы и горбы. А тут вон оно как, реально SQ.
Характер звучания, потенциал компонентов
Лишнее подтверждение, что слушать автомобильную акустику в стенде нужно правильно. Потому как если она разработана с учётом автомобильных условий, первое впечатление может оказаться обманчивым. Если же разобраться, всё встаёт на свои места. Итак, по порядку.
Основное внимание – компонентной модели. Сначала выставил динамики как обычно: НЧ/СЧ с лёгким разворотом друг к другу, твитеры – под углом 15-20 градусов (условно – «в точку между подголовниками»). Твитеры реально зачётные: верха от музыки не отрываются, звучание слитное, неожиданно много деталей, красиво, живенько. Но верх хочется прибрать по уровню, как-то он слишком обращает на себя внимание.
Немного развернул твитеры, как если бы в машине они были направлены в центр противоположного бокового стекла. Воздушность звучания немного ушла, но лёгкость в целом сохранилась, тональный баланс стал ровнее.
Подозреваю, что такой акцент на ВЧ явно сделан намерено: в последние года в Штатах и Европе самые популярные инсталляции – с минимальными переделками. И в JBL, очевидно, всё сделано под них. Даже комплектация это подтверждает – вон сколько крепежа для штатных мест положили. Соответственно, и характер ВЧ подогнали под такую установку – под плотные сетки, с разворотами от слушателей, а то и вовсе на отражение от стекла. Так что стараться их вытащить куда-то открыто в данном случае нет необходимости.
Идём дальше, что у нас по басу. Динамики имеют невысокую добротность, а значит, как и предполагал при измерениях, звучание без особой массивности и даже немного легковесное. Но при этом сама структура баса хорошая, и даже если захочется поддать низов (и не болтайте, что не любите этого делать по настроению), динамики не загудят, бас сохранит свою чёткость, не превратится в бубнящую мешанину. Разумеется, в разумных пределах, это всё же не сабвуфер.
Так что вот вам наглядно – на стенде нужно слушать не звучание как оно есть, а потенциал компонентов, т. е. на что они способны и при каких условиях. В целом же акустика понравилась, звучит динамично, скорострельно, легко. В машине результат должен получиться хорошим.
Коротко по делу
Считаю, присутствие в названии аббревиатуры SQ правомерно. Но не путайте, это не диковато-фанатичный High End, под который нужно перелопатить полмашины, забетонировать двери и долго и нудно подбирать углы динамиков. Здесь тот самый случай, когда это даже навредит: акустика явно учитывает особенности штатных мест, причём именно на инженерном уровне. Всё сведено так, чтобы избавить покупателя от сложной установки и долгой и не всегда результативной настройки системы. По сути, попытка вытащить максимум возможного из штатных мест, причём вполне удачная. «Народный SQ»? Пожалуй, что да.
- В комплекте много аксессуаров для установки в штатные места
- Характеристики тоже оптимизированы под установку в штатные места
- Одни из немногих действительно удачных твитеров в размере 20 мм
- Интересный дизайн (к слову, победитель Red Dot Awards 2020)
- Кнопки переключения уровня твитеров легко задеть случайно
Источник