- Особенности студийной записи вокала!
- Как правильно записывать вокал у себя дома: 8 обязательных правил для начинающих музыкантов
- №1. Подберите технику для записи вокала
- Микрофон
- Наушники
- Поп-фильтр
- Аудиокарта
- №2. Подготовьте помещение к звукозаписи
- №3. Расположите микрофон правильно
- №4. Устраните возможные помехи
- Свист и хлопки
- Дыхание на аудиозаписи
- Эффект близости
- Вибрация пола и звуки шагов
- №5. Подберите программу для записи и постобработки
- №6. Разогрейте голос перед записью вокальной партии
- №7. Используйте дабл-трекинг и бэк-вокал
- №8. Не переусердствуйте в постобработке
- Эквалайзер
- Реверберация
- Быстрые итоги: чек-лист перед записью вокала дома
Особенности студийной записи вокала!
Запись вокала — один из самых частых занятий звукорежиссера, поэтому он просто обязан хорошо разбираться в вокальном исполнительстве и особенностях голосовых качеств певца.
Специфика вокала помогает звукорежиссеру легко находить общий язык с исполнителем, чтобы совместными усилиями достичь лучшего результата. Для певцов, особенно начинающих, запись в студии похожа на стрессовую ситуацию, из-за того, что нет слушателей, акустика непривычна, порой даже нет и аккомпанирующего состава. Скорее всего поэтому мастерство исполнителя больше всего проявляется при студийных записях. Для звукорежиссера так же как и для певца, этот процесс является одновременно и очень сложным, и параллельно очень интересным.
Для записи вокала в студийных условиях как правило создается акустическая среда без реверберации. Помещение должно быть оформлено правильно с точки зрения акустики. Для избавления от реверберации обычно используют специальную кабинку — отдельный вокальный бокс, обитый материалами гасящими звуковые отражения, и позволяющую зафиксировать голос в его истинном звучании. Преимущество такой записи состоит в том, что не приходиться заниматься сопряжением искусственной и естественной реверберации.
Если помещение не имеет специальной акустической обработки, следует максимально минимизировать ее влияние на вокал. Известно, что микрофоны воспринимают не только прямой звук вокала, но и его отражения. Поэтому так важно пространство за спиной у певца. Можно снизить влияние комнаты, если поставить микрофон подальше от стен и окон или расположить экраны (звукопоглощающие щиты) по боками и сзади вокалиста и микрофона.
Звукопоглощающий щит выполнен из плотного деревянного каркаса, который имеет две стороны. Одна состоит из поглощающего материала (вата, ковролин), другая – из отражающего (линолеум, дерево). Во время записи экраны нужно располагать за спиной певца (так как в ту же сторону направляется и микрофон) и повернуть их поглощающей стороной к нему.
Если нужно подчеркнуть реверберацию (например, для звукового спецэффекта), можно добавить искусственную реверберацию, которая может быть стереофонической и придавать голосу дополнительный объем и глубину.
К тому же можно поставить микрофон в контрольной (аппаратной) комнате. Это необходимо при записи в домашних условиях ( также и студиях), в которых нет изолированного вокального помещения. К тому же есть случаи, когда популярные исполнители, не могущие пожаловаться на недостаток персонала или помещений в собственных студиях, частенько записываются именно в аппаратной комнате.
Идеального микрофона для записи вокала не существует. Каждая песня, каждый исполнитель, каждый музыкальный жанр нуждаются в индивидуальном подходе.
В любом случае на этот процесс влияет множество факторов: сила голоса, его подача, тембр, характер звучания, сама манера исполнения, особенности строения голосового аппарата и наличие дефектов .
На выбор микрофона также могут повлиять личные предпочтения исполнителя. При наличии нескольких микрофонов, следует провести также несколько пробных записей вокала: разные микрофоны последовательно на несколько треков. При дальнейшем прослушивании звукорежиссер выявляет, какой из них лучше всего подходит голосу конкретного певца.
В профессиональной студии для записи вокала используются самые качественные (дорогие по цене) конденсаторные микрофоны. Но и с менее дорогими моделями (порой даже и с динамическими) можно добиться довольно хороших результатов, в зависимости от поставленной задачи.
Для чего нужен «паук»?
Во время записи вокала, певец частенько перетаптывается с места на место или топает ногой в такт музыке, в следствии чего создается вибрация пола, которая передается на микрофонную стойку. В конечном итоге все эти лишние звуки будут присутствовать в записи. Поэтому между стойкой и микрофоном устанавливают подвес — паук, конструкция которого позволяет погасить любые создаваемые вибрации, которые могут передаться на микрофон.
При записи вокала необходимо всегда использовать «поп-фильтр» (ветрозащитный экран). Он предохраняет от резких звуков (по-английски и есть -«pop»), которые возникают при неаккуратном произношении твердых согласных «б» и «п», а с ними зачастую практически нереально бороться в процессе микширования треков. Ко всему прочему, экран позволяет удерживать наиболее импульсивных вокалистов от слишком сильного приближения к студийному микрофону. Тем самым защищая его мембрану от окисления, которое возникает после попадания на нее брызг слюны певца.
Но не стоит забывать о защитном экране, который тоже требует частой очистки от все той же слюны, а иногда даже от губной помады.
Следует знать и помнить, что существующие поролоновые ветрозащитные экраны, применяемые в репортажной и концертной практике, малоэффективны в студии для записи вокала.
Стереофоническая запись вокала
Вокал как правило записывается одним из существующих способов записи: моно или стерео (XY, MS). Любая стереосистема позволяет расширить голос певца в рамках своей стереобазы. В итоге, его голос звучит объемнее, «жирнее», но тут еще многое зависит от акустического пространства.
XY-технология:
Микрофоны ставят в одну вертикальную линию один над другим, в таком случае их оси максимальной чувствительности находятся под углом 90° по отношению друг к другу. Данную систему стереофонии также можно реализовать с помощью одного стерео-микрофона.
MS-технология:
Сегодня этот способ не очень часто используется при записи эстрадных групп, но отлично подходит для записи акустических инструментов. Поэтому в современных пультах редко встречается преобразователь для MS-записи. Фактически MS-технология позволяет точно захватить звуковую атмосферу акустического пространства. С использованием этой технологии в 50-60-х годах были записаны многие джазовые и классические коллективы. Даже по современным меркам они звучат очень интересно.
Дело в том, что для MS-записи не подходит полностью заглушенная студия (помещение). Скорее наоборот, нужен просторный зал, который бы имел свое собственное звучание.
И все таки, наиболее распространенной является монозапись, потому что вокал — это точечный исходящий звук, который имеет узкую направленность.
Вокалист для данной задачи одевает профессиональные стерео наушники, как правило закрытого типа, стенки которых позволяют максимально сохранить звук идущий от динамиков внутри чашек. Таким же образом они предохраняют от проникновения посторонних звуков из вне. Получается своего рода, как индивидуальная шумоизоляция, которая помогает вокалисту сконцентрироваться и не допустить ошибок во время пения.
В тоже время оператор за пультом выводит звук уже для себя, через акустическую систему, тем самым воспринимая более объемный микс. Поэтому качество мониторов должно быть на достойном уровне. Для того чтобы слышать весь спектр выводимого сигнала, используется 3-х полосная акустическая система, которая позволяет воспроизвести низкие, средние и высокие частоты разными динамиками.
Источник
Как правильно записывать вокал у себя дома:
8 обязательных правил для
начинающих музыкантов
Вокальная партия – важнейшая составляющая создания музыкальных композиций. Голос певца может сделать посредственную песню популярной или, наоборот, испортить даже гениальное творение. Если вы любите петь – поделитесь с другими своим талантом! Для этого вовсе не обязательно искать профессиональную студию звукозаписи – оборудуйте ее в своей квартире. В статье мы расскажем, как записать вокал в домашних условиях, каких правил нужно придерживаться и как выбрать программу для записи и обработки звука.
№1. Подберите технику для записи вокала
Если вы создаете профессиональную запись, вам не обойтись без профессиональных инструментов. Для качественного результата лучше отказаться от дешевой техники. К счастью, весь выбор сводится всего к трем вещам: микрофону, поп-фильтру и наушникам.
Микрофон
Микрофоны для вокала делятся на три вида: динамические, конденсаторные и ленточные. Выбор подходящего варианта зависит от типа записываемой музыки.
- Если вы впервые записываетесь самостоятельно, лучший микрофон для записи вокала в домашних условиях – конденсаторного типа. Благодаря широкой диафрагме он позволяет записать чистый звук и детальный звук.
- Если вы записываете громкие вокальные партии, например, рок-музыку, лучше отдать предпочтение динамическому микрофону. Они лучше выдерживают и записывают высокие ноты и громкие звуки.
- Ленточный тип схож по принципу работы с конденсаторным. Его отличие в том, что он дает более «теплое», глубокое звучание, за счет чего снижает высокие ноты в записи. Ленточный микрофон более хрупкий и ненадежный, чем два предыдущих, поэтому для него обязательно требуется поп-фильтр.
Основные типы микрофонов: конденсаторный AT4050, ленточный Coles 4038 и динамический SM57
Лучше отказаться от микрофонов, которые подключаются к ПК через USB. Они более привлекательны по цене, но не подходят для качественной записи, так как легко «подхватывают» сторонние шумы и системные звуки.
Наушники
Наушники помогут исполнителю услышать в тончайших деталях музыку, на которую записывается вокал, чтобы, например, избежать ошибок в тональности. Также они понадобятся во время постобработки, чтобы устранить дефекты, которые не были заметны во время звукозаписи. Лучшим выбором станут студийные наушники закрытого типа. Но если вы проводите любительскую запись на минус, подойдут любые модели, главное, чтобы вокалист мог слышать свой голос.
Поп-фильтр
Поп-фильтр создает барьер между вами и микрофоном и действует как сеть, «вылавливая» «взрывные» звуки и пропуская обычные. Он также не позволяя певцу подойти слишком близко к микрофону.
Аудиокарта
Еще один технический пункт – звуковая карта для записи вокала на компьютер. Его можно пропустить, если вы будете записываться не через студийные DAW программы, а простой рекордер на компьютере. Такие программы обычно используют встроенную аудиокарту и не требуют дополнительной настройки. Качества большинства аудиоплат современных ПК вполне достаточно для качественной аудиозаписи.
Подбирайте аудиокарту по количеству и типу выходов – это показывает, сколько звуков она может захватить. Для вокальных и акустических партий хватит карты с одним входом под микрофон и выходом под наушники.
Внешняя звуковая карта Universal Audio Apollo
№2. Подготовьте помещение к звукозаписи
Не у всех есть доступ к студийному помещению, поэтому придется создавать его в домашних условиях. Это может стать проблемой, потому что в обычной жизни мы не замечаем звуки, которые улавливает микрофон, например, реверберацию в помещениях с высокими потолками. В таких комнатах голос отражается от стен и на записи появляется эффект эха.
В первую очередь нужно подобрать правильную комнату. По возможности выберите помещение с мягкой мебелью, как спальня или гостиная. Избегайте комнат с большими окнами и массивной деревянной мебелью.
Вокальную кабинку можно сделать даже на балконе, главное — создать звукоизоляцию из материалов, поглощающих звук
Если у вас в квартире нет ничего подходящего, оборудуйте специальный изолированный бокс. Используйте все, что может использоваться в звукоизоляции: пенопласт, поролон, простое большое полотенце. Вы можете сделать кабинку для себя или оградить от внешних звуков только микрофон.
№3. Расположите микрофон правильно
Многие звукорежиссеры и певцы отмечают, что расположение микрофона дает разный результат. Чтобы добиться нужного эффекта, обратите внимание на то, как при этом звучит ваш голос.
- Уровень рта. В этом случае слова будут слышны наиболее чисто и понятно. В нужные моменты исполнитель может приближаться к устройству, чтобы изменять громкость звучания. В этом случае повышается чувствительность микрофона к свистящим и «взрывным» звукам.
- Фронтальное дистанционное. Удалив устройство на расстояние метра, можно добиться естественного звучания. Но на запись могут попасть посторонние шумы, особенно если комната плохо изолирована.
- Над головой. Такой вариант хорошо блокирует свистящие звуки и дыхание исполнителя. Следует применять, если нужно записать быстрый речетатив, когда певец не может контролировать произношение.
Устанавливайте микрофон не слишком далеко от вокалиста, чтобы устройство не могло захватить лишние звуки, но также не слишком близко, чтобы на записи не было слишком много басов. Многие профессионалы называют оптимальным расстояние от 10 до 30 см. Подберите удобный уровень, делая несколько дублей для пробы при разном положении и расстоянии.
№4. Устраните возможные помехи
Чтобы понять, как сделать качественную запись голоса в домашних условиях, нужно знать возможные ошибки и помехи во время записи и способы их устранения. Существует несколько основных проблем, которые могут проявиться во время аудиосессии.
Свист и хлопки
Некоторые согласные создают дополнительные звуки, к которым очень чувствителен любой микрофон. К примеру, «б» и «п» – «взрывные»согласные, при близком расположении устройства они создают резкую подачу звука. В итоге на записи может появиться шум, похожий на хлопок.
Шипящие согласные могут стать причиной неприятного свистящего звука на пленке. Оба явления нейтрализуются при помощи поп-фильтра. Если же он не справится с проблемой, исправить это можно в постобработке.
Многие проблемы можно решить правильным позиционированием микрофона и поп-фильтра
Дыхание на аудиозаписи
Профессиональные певцы умеют правильно распределять дыхание во время пения таким образом, чтобы на пленке не возникали шумы от дыхания. Новичкам, которые не овладели этой техникой, стоит на вдохе слегка отодвигаться от микрофона.
Эффект близости
При слишком близком расположении микрофона появляется избыточное количество низких частот. Иногда этот эффект используется в художественных целях, но обычно этого пытаются избегать. Этот пункт регулируется правильным расположением микрофона.
Вибрация пола и звуки шагов
Соседи могут стать серьезной проблемой при оборудовании домашней звукозаписывающей студии, в том числе они могут добавить ненужную вибрацию по полу. Используйте плотные ковры, чтобы устранить эту проблему. Также этот трюк можно применить, чтобы поглотить шумы от шагов. Если у вас нет подходящего коврового покрытия, подложите под стойку микрофона кусочек поролона.
№5. Подберите программу для записи и постобработки
Теперь, когда комната готова к записи, разберемся, в какой программе лучше всего записывать вокал и проводить постобработку. Профессиональные звукорежиссеры используют специальное оборудование для захвата на компьютер звука со множеством настроек. Такие ПО обычно дорогие и требуют длительного освоения.
АудиоМАСТЕР позволяет создавать и обрабатывать аудиозаписи
Для новичков и полупрофессиональной записи требуется что-то более доступное по стоимости и управлению, не перегруженное, в то же время со всеми нужными опциями. В этом случае отлично подойдет АудиоМАСТЕР – он вмещает в себя функции рекордера и редактора. Подключив микрофон, вы можете записать качественное аудио и обработать его в эквалайзере, добавить эффекты для изменения голоса, скорректировать тональность. Еще один плюс редактора в том, что он совместим с любыми устройствами и аудиокартами.
№6. Разогрейте голос перед записью вокальной партии
Перед любой вокальной записью требуется разогреть связки, особенно если вам предстоит такая масштабная сессия, как запись песни. У всех певцов свои техники подготовиться к записи: некоторые читают скороговорки, чтобы размять губы и яснее произносить слова, другие предпочитают распеваться нотами.
Прогрейте связки перед началом записи, исполнив пару куплетов любимой песни
Как вариант, попробуйте разогреться той композицией, которую вы собираетесь записать. Так вы снизите количество дублей и лучше проработаете текст, чтобы не запинаться во время пения. Можете попробовать пропеть песню в другой тональности, изменить темп. Так вы привыкнете к композиции и будете чувствовать себя комфортно во время записи.
№7. Используйте дабл-трекинг и бэк-вокал
Дабл-трекинг – это процесс, когда вокалист записывает дорожку несколько раз, а потом они сводятся в единую запись. Это дает интересный эффект двойного голоса и добавляет объем аудиозаписи. Также этот прием полезно использовать, когда композиция перенасыщена музыкальными инструментами и голос «теряется» на их фоне. Таким образом дабл-трекинг выделяет вокал в песне.
Самое популярное применение этой техники – в припевах или «мостах», то есть повторяющейся части перед припевом. Таким образом можно также записать бэк-вокал. Так вы создадите эффектное «панорамное» звучание, которое выделится посреди основной композиции.
№8. Не переусердствуйте в постобработке
Современное ПО предлагает большой выбор инструментов для записи и обработки вокала. Вне зависимости от того, есть ли у вас опыт работы с такими программами или вы только начали осваивать подобный софт, не стоит слишком увлекаться и применять все и сразу. Для качественной обработки хватит двух настроек.
Эквалайзер
Невозможно отследить весь процесс записи и проникновение на запись ненужных звуков. Для этого пригодится эквалайзер – используйте функцию подавления шумов, чтобы убрать шипение и другие посторонние звучания. Еще одна настройка, которая может пригодиться в эквалайзере – усиление или подавление басов.
Внутренний эквалайзер программы АудиоМАСТЕР
Реверберация
Зачем нам реверберация, могут спросить новички, если мы так старались избавиться от нее во время изоляции помещения. Однако факт в том, что слишком чистая запись звучит неестественно и сухо. Во время аудиосессии практически невозможно добиться идеального звучания, поэтому обычно небольшой уровень реверберации добавляется в постобработке, чтобы добавить глубину.
При обработке вокала, старайтесь редактировать большие партии, чтобы не нарушить общность мелодии и не испортить атмосферу. Применяйте автотюнинг, только если намеренно добиваетесь искусственного звучания.
Быстрые итоги: чек-лист перед записью вокала дома
Итак, мы рассказали, как правильно записывать вокал дома. Чтобы не забыть ни один из пунктов, можете подготовить для себя небольшую подсказку и сверяться с ней перед сессией звукозаписи. Пошаговый алгоритм:
1. Выберите оборудование. Убедитесь, что у вас есть все необходимое: микрофон, наушники, поп-фильтр.
2. Подготовьте помещение. Сделайте вокальную кабинку из подручных средств: поролона, одеял, матраца.
3. Подберите положение микрофона. От этого зависит итоговое звучание.
4. Устраните возможные проблемы.
5. Выберите программное обеспечение.
6. Разогрейте связки. вокалист должен хорошенько подготовиться.
7. Используйте дабл-трекинг. Необязательный пункт, но он придаст дополнительную глубину и объем.
8. Обработайте аудиозапись. Держитесь золотой середины и не увлекайтесь различными эффектами.
Помните, что 80% успеха композиции кроется в процессе звукозаписи, а не обработки. Тщательно подбирайте технику и подготавливайте помещение. Выбор средства для записи – также важный пункт в создании песни.
Если вы начинающий музыкант, использование сложного профессионального софта может только испортить положение, ведь многое в них зависит от настроек. АудиоМАСТЕР – лучшая программа для записи вокала в домашних условиях для новичков-вокалистов и звукорежиссеров. Аудиоредактор обладает простым управлением и позволяет записать и настроить звучание с помощью эквалайзера. Скачать программу и испробовать ее функции можно совершенно бесплатно.
Источник