- Делаем подиумы для автомобильных динамиков своими руками
- Зачем устанавливать динамики на подиумы
- Каким должен быть подиум
- Внутренний подиум
- Таблица: достоинства и недостатки внутренних подиумов
- Внешний подиум
- Таблица: достоинства и недостатки внешних подиумов
- Как сделать и установить своими руками
- Изготовление и монтаж внутреннего подиума в дверь
- Видео: подиум из стекломата
- Изготовление и установка в стойку внешних подиумов для твиттеров
- Галерея: оклейка подиума искусственной кожей
- Видео: изготовление подиума для твиттера
- Изготовление и установка подиума в потолок
- Видео: установка тыловой акустики под потолок
- Описание врезки колонок в заднюю полку (много)
- Как правильно вырезать отверстия под динамики в полке ВАЗ 2110?
Делаем подиумы для автомобильных динамиков своими руками
Установка автомобильной акустики требует творческого подхода. Качество звучания в значительной мере зависит от того, где и как расположены динамики. Подиумы для них — элементы акустического оформления. Элементы полезные, а в некоторых случаях необходимые. Что важно, сделать такие подиумы можно своими руками.
Зачем устанавливать динамики на подиумы
Первое и очевидное обоснование необходимости использования подиумов — с их помощью можно выдвинуть динамическую головку из штатного посадочного места, если она туда не входит по глубине. Однако это не единственная причина.
Чтобы любой динамик зазвучал, ему необходимо правильно рассчитанное акустическое оформление и жёсткое основание, призванное гасить паразитные вибрации.
В домашних и сценических системах используют тяжёлые, жёсткие корпуса, выполняющие сразу обе функции. Для автомобильных систем подобным образом изготавливают сабвуферы.
Акустическое оформление среднечастотных динамиков и «мидбасов» образуют элементы конструкции автомобиля. В этом случае в роли внутреннего пространства звуковой колонки выступают полости за обшивкой.
Во время работы автомобильная акустика испытывает значительные вибрационные нагрузки. Если их не гасить, они передаются на панели обшивки и другие конструктивные элементы, выполненные, как правило, из довольно тонких материалов. Эти колебания искажают звук.
Задача подиумов — принять вибрации на себя и погасить их. Не допустить распространения паразитных колебаний.
Каким должен быть подиум
Как следует из изложенного выше, подиум для среднечастотника или мидбаса не простой декоративный элемент, а необходимый компонент аудиосистемы, влияющий на качество звучания. Чтобы эффективно выполнять возложенную на него задачу — гашение ненужных вибраций — подиум должен быть тяжёлым. Чем тяжелее, тем лучше.
Чтобы деталь была тяжёлой, её следует изготовить из соответствующего материала. Но на практике чаще всего используют фанеру, так как её несложно обрабатывать в домашних условиях.
Известно ли вам, что первый археологический артефакт из напоминающего современную фанеру материала археологи обнаружили на территории Древнего Египта. Фанерный ларец датируют XV—XVI веком до н. э.
Фанера — относительно лёгкий материал. Для увеличения веса подиумы делают по возможности большими. Конечно, учитывая особенности салона автомобиля.
Определяя размеры, ориентируются не только на качество звука, но и следят, чтобы дополнительный элемент не препятствовал работе основных устройств. Например, установленный в дверь динамик не должен мешать использованию ручек.
Подиум для динамика не следует крепить к обшивке, только к жёстким металлическим элементам. Во-первых, слабое основание не способствует гашению вибраций. Во-вторых, тяжёлый подиум с динамиком оно не выдержит.
Внутренний подиум
Различают внутренние и наружные подиумы. Первые устанавливают, когда хотят сохранить заводской внешний вид без изменения. Например, когда меняют штатный динамик на близкий по диаметру диффузора.
Внутренний подиум целиком скрыт во внутренней полости двери или потолка под обшивкой, которая должна плотно прилегать к динамику. В противном случае возможны искажения, так как динамик будет «играть под обшивку».
Таблица: достоинства и недостатки внутренних подиумов
Достоинства | Недостатки |
|
|
Внешний подиум
Наружный или внешний подиум позволяет установить любой динамик больше или меньше штатного. Кроме того, головку можно разместить как параллельно плоскости двери, так и под наклоном, направив в сторону слушателя. Дополнительный плюс внешнего подиума — он плотно прижимает обшивку, уменьшая вибрацию.
Таблица: достоинства и недостатки внешних подиумов
Достоинства | Недостатки |
|
|
Внешний подиум не просто подставка, а единая конструкция. Его составные части необходимо подгонять и крепить плотно, без зазоров и щелей. Это обеспечивает максимальную жёсткость конструкции и предотвращает «уход» звука под обшивку.
Элементы акустического оформления, в том числе подиум, не должны препятствовать свободному движению воздуха через окна корзины динамика. Помехи могут ухудшить воспроизведение низких частот.
Когда динамик сильно утоплен в подиум, диффузор работает через тоннель, что заметно влияет на качество звука при глубине всего 1 см.
Ухудшает качество звука и слишком длинный тоннель со стороны магнита динамика. Лучше избегать подобной конструкции, но если она необходима, проём делают как можно шире.
Особенность внешних подиумов — необходимость декоративной отделки. Если внутренний спрятан под обшивкой, то наружный всегда на глазах. Он не должен портить внешний вид.
Эту проблему обычно решают обтяжкой и оклейкой готового подиума натуральной или искусственной кожей. В некоторых случаях, когда подиум довольно высокий, перед обтяжкой приходится сшивать чехол по форме основания, так как материал допускает натяжение лишь в определённых пределах.
Ещё один способ декоративной отделки — окраска в подходящий цвет после шпаклёвки и тщательной зачистки поверхности.
Твиттеры не развивают большой мощности и в меньшей степени подвержены вибрациям. Поэтому подиумы для них в большей степени декоративные подставки, чем элементы акустического оформления. Их изготавливают в виде накладок на боковые стойки либо встраивают в панели обшивки стоек, ориентируя по субъективным ощущениям слушателей примерно в центр салона.
Подиумы-переходники с круглых посадочных мест на овальные динамики принципиально не отличаются от обычных внешних. Трудность состоит лишь в разработке чертежа и установке головки с соблюдением изложенных выше требований.
Как сделать и установить своими руками
Для самостоятельного изготовления любого подиума понадобятся следующие материалы:
- фанера или другой аналогичный материал для вырезки кольцевых деталей;
- вибропоглощающий листовой материал для обработки элементов автомобильного кузова в местах установки подиумов;
- стекломат (стеклоткань) для изготовления деталей сложной формы;
- эпоксидная смола с отвердителем;
- капрон или другая аналогичная синтетическая ткань для изготовления деталей по «чулочной технологии»;
- искусственная (натуральная) кожа или краска для декоративной отделки внешнего подиума;
- акустическая ткань для отделки решётки динамика;
- эластичный клей;
- шпаклёвка;
- монтажная лента;
- наждачная бумага;
- монтажная пена;
- метизы.
Для работы необходим инструмент:
Изготовление и монтаж внутреннего подиума в дверь
- Снимите обивку (карту) двери. Определите оптимальное место установки подиума.
Видео: подиум из стекломата
Изготовление и установка в стойку внешних подиумов для твиттеров
- Продумайте место установки твиттеров.
- Вырежьте из фанеры кольца по размеру динамиков.
Галерея: оклейка подиума искусственной кожей
Видео: изготовление подиума для твиттера
Изготовление и установка подиума в потолок
Малая высота потолка легкового автомобиля — главная помеха для установки подиумов и динамиков. Обычно их монтируют в двери, полки и стойки. Если места достаточно, подиумы устанавливают в потолок, соблюдая изложенные выше общие рекомендации.
- Снимите обшивку потолка. Определите оптимальное место установки подиумов. Продумайте трассу прокладки акустических проводов для подключения динамиков.
- Определите размеры подиумов, учитывая рекомендации, наличие свободного места и высоту креплений обшивки потолка.
- Выпилите из фанеры подходящей толщины заготовки, вырежьте в них отверстия под динамики.
- Оклейте потолок вблизи места установки подиумов вибропоглощающим материалом.
Видео: установка тыловой акустики под потолок
Аккуратные подиумы для автомобильных динамиков не только улучшают качество звука в салоне, но и хорошо смотрятся. Самостоятельное изготовление их дело хотя и хлопотное, но вполне посильное аккуратному энтузиасту «с руками». Затраченные усилия стоят полученного результата.
Источник
Описание врезки колонок в заднюю полку (много)
1. Откидываем спинку заднего сиденья.
2. Отгибаем ушки крепления декоративной полки, обтянутой дерматином.
3. Снимаем декоративную полку (тянем на себя).
4. Под ней — войлок. Снимаем и его.
5. Под ним — накидка из непрозрачной пленки(как обшивка потолка).Ее просто откидываем на себя.
6. Видим металлическую полку с дырочками. В ней мы будем высверливать отверстия под динамики.
7. Открываем багажник, застилаем его газетами, чтоб опилки было легко убрать.
8. Лезем опять в салон, кладем динамики на полку диффузором вниз (магнитом вверх) там, где они
будут стоять. Очерчиваем их контуры ручкой или карандашом, также отмечая места для дырок
крепления.
9. Берем электродрель со сверлом
4-5мм и по кругу высверливаем отверстия в полке «Стык в стык»,
так, чтоб перемычек между дырками не оставалось или оставались очень маленькие(1-2мм), которые
можно рассверлить, держа дрель под углом с тем же сверлом или перекусить кусачками. При этом
сверлим не по очерченной линии, а чуть ближе к центру, так, чтоб между краем просверливаемых
дырок и очерченной линией оставалось 3-5мм (в зависимости от конфигурации самого динамика). В тех
местах, где будут дырки для крепления пока ничего не сверлим, т.е. «обсверливаем» только контур
динамика (овал ил круг), как будто на нем нет «ушек крепления».
10. После «обсверливания» и перекусывания(высверливания) перемычек мы получаем корявую, но
похожую на динамик дырку. Можно примерить динамик на место (уже магнитом вниз). Напильником
убираем зубья, может быть чуть увеличиваем дырку. Напильник надо брать средней зернистости.
11. Высверлив таким образом дырки под оба динамика и обработав их напильником, Кладем первый
динамик на место, намечаем карандашом место под дырки крепления. Убираем динамик. Сверлим дырки.
Делаем то же со вторым динамиком.
12. накидываем пленочную накидку обратно. Вырезаем в ней дырки при помощи скальпеля(лезвия, ножа,
ножниц). Там где будут дырки под крепления, делаем маленькие дырочки (не вырезы, сообщающиеся с
большой дырой, а именно дырочки, чтоб динамик лежал на подкладке — будет меньше звона в звуке,
высокие частоты не будут давать резонанса).
13. Кладем на место войлок. Тонким шилом или узким и острым ножом намечаем места для вырезов не
большего или чуть меньшего диаметра. Динамик будет ложиться сверху на войлок. Поднимаем войлок,
ножницами прорезаем в нем круглые(овальные) отверстия. В местах крепления нам нужны такие же
маленькие дырочки, как и в пленочной накидке. Но сделать их в войлоке сложно, по сему можно
просто сделать одиночные прорези в местах крепления (не вырезы, а просто прорези, надрезы
короче).
14. Ура. Почти все готово. Лезем в багажник, вытаскиваем газеты с опилками.
15. Промежуточный шаг: кладем временно (без войлока) декоративную полку на ее законное место,
лезем в багажник с карандашом, обрисовываем проекции отверстий динамиков на эту полку. Потом мы
будем в ней резать отверстия. Убираем размеченную полку.
16. Кладем войлок на место, кладем сверху динамики. Понадобятся винты(можно — болты) (по кол-ву
креплений, обычно — 8), с двумя шайбами, одним гровером и гайкой. (гровера не обязательны, но
желательны). Вставляем болты с шайбой в крепежные отверстия.
17. Сажаем подружку(друга, маму, бабушку, тещу, соседа) в салон, вручаем отвертку (ключ на 8) и
даем ему(ей) указание держать по очереди винты(болты). Сами лезем в багажник, ложимся в нем на
спину и поочередно затягиваем гайки (под гайку — шайбу+гровер). Отвинтить из салона такое
крепление невозможно. После ослабления гайка внизу начнет прокручиваться. Пионерам облом.
18. Осталось сделать декоративный верх. Берем декоративную полку, прикладываем к очерченному
месту пластиковое кольцо (без декоративной сетки). Корректируем карандашом очертания
проектируемых отверстий.
19. Для круглого варианта все просто: Берем штангенциркуль, измеряем диаметр, делим на 2,
выставляем на штангеле, находим центр, острым краем штангеля вырисовываем круг. Царапаем, пока не
надоест. Остатки доводим острым ножиком. Для овала можно взять гибкую линейку (бывают такие
дизайнерские штучки) или подобрать лекало или прямо по пластиковому кольцу, только чуть с
отступом внутрь, выцарапываем постепенно шильцем борозду. Далее — также, ножом доводим до конца.
20. Получаем два отверстия. Осталось прорезать дерматин. Находим центр и через него режем
скальпелем радиусы. Полученные «дольки» загибаем внутрь и сажаем на клей (с обратной стороны
полки получатся «звездочки»). Кол-во долек тем больше, чем больше дырка.
21. После подсыхания клея маленькими шурупчиками (не штатными) сажаем декоративные кольца на
место, вставляем сетки.
22. Берем прилагаемый провод, пропускаем под металлической полкой в багажник, подключаем
контакты, убираем лишнее, прокладываем провод.
22. Кладем полку на место, загибаем ушки. Возвращаем сиденье на место.
Вот, вроде, и все. Скоро буду ставить передние динамики — там надо будет вырезать в декоративной
обшивке отверстия (как мы это делали в декоративной полке сзади), но крепиться динамики будут
прямо на нее.
Будут вопросы — спрашивайте, корректируйте.
Удачи .
Источник
Как правильно вырезать отверстия под динамики в полке ВАЗ 2110?
Машина в отличном состоянии и полка тоже, а динамики нужны. Как аккуратно вырезать отверстия под динамики в полке авто ВАЗ 2110?
Как правильно вырезать отверстия под динамики в полке ВАЗ 2110?
Последовательность Ваших действий будет зависеть от конфигурации Ваших колонок (они могут быть и круглыми или овальной и даже квадратной формы), крепежных мест и т.д.
На первом этапе, Вы должны исходя из конфигурации нарисовать вырезаемое место на лицевой стороне полки, куда будете вставлять саму колонку. Для вырезания отверстия можно использовать:
Полка в ВАЗ 2110 изготавливается из не очень твердых материалов, поэтому у Вас получится это сделать любым из предложенных инструментов.
После аккуратного вырезания монтажного места, вставляете динамик в отверстие и с обратной стороны фиксируете саморезом, шурупом или болтом нужного размера.
Материал основы такой полки может быть фанера, может быть ДВП (причём и штатная задняя полка под акустику могут быть из фанеры).
Сама полка обшита, или карпетом (специальный материл, полное название авто-карпет (плотная ткань), или винилскожей.
Отверстие может быть круглым, овальным и.т.п.
В начале определитесь с размерами отверстия и местом их положения.
Динамики (я понял под них делается отверстие) могут крепиться снизу, могут сверху.
В продаже есть сетки (проставки) под динамики,
Разметка, лучше циркулем, если отверстие круглое.
Если полка штатная и уже обтянута материалом, то вариантов несколько, ножом вырезать материал, или делать отверстие прямо через него, смотрите по месту.
После разметки очерчиваем круг маркером, мы должны чётко видеть где режем.
Если нет электро-лобзика, высверливаем отверстие дрелью, обороты средние, толщина полки не большая (основы).
Полку лучше снять.
Если есть электро-лобзик, вставляем пилку по дереву и режем отверстие по намеченному контуру.
Источник