- Делаем подиумы для автомобильных динамиков своими руками
- Зачем устанавливать динамики на подиумы
- Каким должен быть подиум
- Внутренний подиум
- Таблица: достоинства и недостатки внутренних подиумов
- Внешний подиум
- Таблица: достоинства и недостатки внешних подиумов
- Как сделать и установить своими руками
- Изготовление и монтаж внутреннего подиума в дверь
- Видео: подиум из стекломата
- Изготовление и установка в стойку внешних подиумов для твиттеров
- Галерея: оклейка подиума искусственной кожей
- Видео: изготовление подиума для твиттера
- Изготовление и установка подиума в потолок
- Видео: установка тыловой акустики под потолок
- Акустические двери в авто своими руками
- Шум и как с ним бороться
- Дверь автомобиля как место под динамики
- Самостоятельная шумоизоляция дверей
- Установка акустики
Делаем подиумы для автомобильных динамиков своими руками
Установка автомобильной акустики требует творческого подхода. Качество звучания в значительной мере зависит от того, где и как расположены динамики. Подиумы для них — элементы акустического оформления. Элементы полезные, а в некоторых случаях необходимые. Что важно, сделать такие подиумы можно своими руками.
Зачем устанавливать динамики на подиумы
Первое и очевидное обоснование необходимости использования подиумов — с их помощью можно выдвинуть динамическую головку из штатного посадочного места, если она туда не входит по глубине. Однако это не единственная причина.
Чтобы любой динамик зазвучал, ему необходимо правильно рассчитанное акустическое оформление и жёсткое основание, призванное гасить паразитные вибрации.
В домашних и сценических системах используют тяжёлые, жёсткие корпуса, выполняющие сразу обе функции. Для автомобильных систем подобным образом изготавливают сабвуферы.
Акустическое оформление среднечастотных динамиков и «мидбасов» образуют элементы конструкции автомобиля. В этом случае в роли внутреннего пространства звуковой колонки выступают полости за обшивкой.
Во время работы автомобильная акустика испытывает значительные вибрационные нагрузки. Если их не гасить, они передаются на панели обшивки и другие конструктивные элементы, выполненные, как правило, из довольно тонких материалов. Эти колебания искажают звук.
Задача подиумов — принять вибрации на себя и погасить их. Не допустить распространения паразитных колебаний.
Каким должен быть подиум
Как следует из изложенного выше, подиум для среднечастотника или мидбаса не простой декоративный элемент, а необходимый компонент аудиосистемы, влияющий на качество звучания. Чтобы эффективно выполнять возложенную на него задачу — гашение ненужных вибраций — подиум должен быть тяжёлым. Чем тяжелее, тем лучше.
Чтобы деталь была тяжёлой, её следует изготовить из соответствующего материала. Но на практике чаще всего используют фанеру, так как её несложно обрабатывать в домашних условиях.
Известно ли вам, что первый археологический артефакт из напоминающего современную фанеру материала археологи обнаружили на территории Древнего Египта. Фанерный ларец датируют XV—XVI веком до н. э.
Фанера — относительно лёгкий материал. Для увеличения веса подиумы делают по возможности большими. Конечно, учитывая особенности салона автомобиля.
Определяя размеры, ориентируются не только на качество звука, но и следят, чтобы дополнительный элемент не препятствовал работе основных устройств. Например, установленный в дверь динамик не должен мешать использованию ручек.
Подиум для динамика не следует крепить к обшивке, только к жёстким металлическим элементам. Во-первых, слабое основание не способствует гашению вибраций. Во-вторых, тяжёлый подиум с динамиком оно не выдержит.
Внутренний подиум
Различают внутренние и наружные подиумы. Первые устанавливают, когда хотят сохранить заводской внешний вид без изменения. Например, когда меняют штатный динамик на близкий по диаметру диффузора.
Внутренний подиум целиком скрыт во внутренней полости двери или потолка под обшивкой, которая должна плотно прилегать к динамику. В противном случае возможны искажения, так как динамик будет «играть под обшивку».
Таблица: достоинства и недостатки внутренних подиумов
Достоинства | Недостатки |
|
|
Внешний подиум
Наружный или внешний подиум позволяет установить любой динамик больше или меньше штатного. Кроме того, головку можно разместить как параллельно плоскости двери, так и под наклоном, направив в сторону слушателя. Дополнительный плюс внешнего подиума — он плотно прижимает обшивку, уменьшая вибрацию.
Таблица: достоинства и недостатки внешних подиумов
Достоинства | Недостатки |
|
|
Внешний подиум не просто подставка, а единая конструкция. Его составные части необходимо подгонять и крепить плотно, без зазоров и щелей. Это обеспечивает максимальную жёсткость конструкции и предотвращает «уход» звука под обшивку.
Элементы акустического оформления, в том числе подиум, не должны препятствовать свободному движению воздуха через окна корзины динамика. Помехи могут ухудшить воспроизведение низких частот.
Когда динамик сильно утоплен в подиум, диффузор работает через тоннель, что заметно влияет на качество звука при глубине всего 1 см.
Ухудшает качество звука и слишком длинный тоннель со стороны магнита динамика. Лучше избегать подобной конструкции, но если она необходима, проём делают как можно шире.
Особенность внешних подиумов — необходимость декоративной отделки. Если внутренний спрятан под обшивкой, то наружный всегда на глазах. Он не должен портить внешний вид.
Эту проблему обычно решают обтяжкой и оклейкой готового подиума натуральной или искусственной кожей. В некоторых случаях, когда подиум довольно высокий, перед обтяжкой приходится сшивать чехол по форме основания, так как материал допускает натяжение лишь в определённых пределах.
Ещё один способ декоративной отделки — окраска в подходящий цвет после шпаклёвки и тщательной зачистки поверхности.
Твиттеры не развивают большой мощности и в меньшей степени подвержены вибрациям. Поэтому подиумы для них в большей степени декоративные подставки, чем элементы акустического оформления. Их изготавливают в виде накладок на боковые стойки либо встраивают в панели обшивки стоек, ориентируя по субъективным ощущениям слушателей примерно в центр салона.
Подиумы-переходники с круглых посадочных мест на овальные динамики принципиально не отличаются от обычных внешних. Трудность состоит лишь в разработке чертежа и установке головки с соблюдением изложенных выше требований.
Как сделать и установить своими руками
Для самостоятельного изготовления любого подиума понадобятся следующие материалы:
- фанера или другой аналогичный материал для вырезки кольцевых деталей;
- вибропоглощающий листовой материал для обработки элементов автомобильного кузова в местах установки подиумов;
- стекломат (стеклоткань) для изготовления деталей сложной формы;
- эпоксидная смола с отвердителем;
- капрон или другая аналогичная синтетическая ткань для изготовления деталей по «чулочной технологии»;
- искусственная (натуральная) кожа или краска для декоративной отделки внешнего подиума;
- акустическая ткань для отделки решётки динамика;
- эластичный клей;
- шпаклёвка;
- монтажная лента;
- наждачная бумага;
- монтажная пена;
- метизы.
Для работы необходим инструмент:
Изготовление и монтаж внутреннего подиума в дверь
- Снимите обивку (карту) двери. Определите оптимальное место установки подиума.
Видео: подиум из стекломата
Изготовление и установка в стойку внешних подиумов для твиттеров
- Продумайте место установки твиттеров.
- Вырежьте из фанеры кольца по размеру динамиков.
Галерея: оклейка подиума искусственной кожей
Видео: изготовление подиума для твиттера
Изготовление и установка подиума в потолок
Малая высота потолка легкового автомобиля — главная помеха для установки подиумов и динамиков. Обычно их монтируют в двери, полки и стойки. Если места достаточно, подиумы устанавливают в потолок, соблюдая изложенные выше общие рекомендации.
- Снимите обшивку потолка. Определите оптимальное место установки подиумов. Продумайте трассу прокладки акустических проводов для подключения динамиков.
- Определите размеры подиумов, учитывая рекомендации, наличие свободного места и высоту креплений обшивки потолка.
- Выпилите из фанеры подходящей толщины заготовки, вырежьте в них отверстия под динамики.
- Оклейте потолок вблизи места установки подиумов вибропоглощающим материалом.
Видео: установка тыловой акустики под потолок
Аккуратные подиумы для автомобильных динамиков не только улучшают качество звука в салоне, но и хорошо смотрятся. Самостоятельное изготовление их дело хотя и хлопотное, но вполне посильное аккуратному энтузиасту «с руками». Затраченные усилия стоят полученного результата.
Источник
Акустические двери в авто своими руками
Акустические двери автомобиля
Как известно, делают акустические двери в автомобиле по одной причине – повысить качество и объемность звука автомагнитолы. Двери акустические в автомобиле и их подготовка подразумевает проведение шумоизоляции, с чем можно справиться и своими силами.
Шум и как с ним бороться
Не стоит говорить, что первый враг качественного звука в салоне автомобиля, это шум. Чтобы устранить его и применяется издавна шумоизоляция.
В данном случае, так как динамики для автомагнитол в современных автомобилях большей частью размещаются в дверях, провести шумоизоляцию в этой части автомобиля будет наиболее рационально.
Шумоизоляция дверей под акустику
Некоторые автопроизводители предусматривают готовое место для динамиков, другие нет. В любом случае проводить шумоизоляцию придется, если хотим получить качественный звук.
Дверь автомобиля как место под динамики
- Дверь автомобиля – это по сути, металлическая коробка, не дающая правильно играть динамику, независимо от его качества или размера.
- Акустику устанавливают обычно в деревянную коробку, а как известно, этот материал отлично взаимодействует с металлом, имея ввиду акустические свойства.
Акустика в двери 2109
- Динамики, встроенные в дверь автомобиля посредством акустического подиума, дают чистый, объемный и насыщенный звук.
Примечание. Чтобы добиться наибольшего звукового эффекта, дверь автомобиля дорабатывают и модернизируют, проводя шумоизоляцию.
Акустика в дверях 2109
Шумоизоляция дверей автомобиля – процесс не такой уж и сложный. Основной принцип, которым руководствуются, это не дать стоячим волнам задерживаться в двери, а исходящим волнам обеспечивать полный выход в салон автомобиля.
Делают шумоизоляцию обычно в один слой, но если акустическая система приобретается серьезная, то рациональнее будет сделать два слоя шумоизоляции. Проклеиваются в данном случае не только внутренний, но и внешний слой двери.
Самостоятельная шумоизоляция дверей
Самостоятельная шумоизоляция дверей авто
Итак, прежде чем начать процесс шумоизоляции своими руками, необходимо вооружиться следующими материалами:
Калина установка акустики в передние двери
Из инструментов обязательно нужно будет подготовить прокаточный ролик, который можно сделать и самому. Использовать можно старую кисточку, с которой убирается щетина и заостряется квадратная сторона.
Получается неплохой прокаточный шпатель для разглаживания шумопоглащающего материала.
Начинаем:
- Внутренние части дверей обиваем выброизолирующим материалом. После этого двери станут заметнее тяжелее.
Проверить, все ли сделано правильно, можно следующим образом: простучать дверь и если не будет слышен глухой звук и не будет наблюдаться никаких вибраций, значит все отлично. - Проклеивается шумовка тщательно. Для наилучшего эффекта берется как много больше тряпок и ацетон или растворитель.
Двери сначала очищаются изнутри, а потом клеится виброматериал.
Установка акустики в передние двери Калины
Примечание. Особое внимание нужно уделить чистке растворителем нижней части двери, где всегда скапливается много грязи и песка. Если же двери обработаны антикоррозийным материалом, то виброматериал туда точно не приклеится. Нужно будет все очищать.
- Клеим шумовку с помощью строительного фена. Процесс оклеивания желательно проводить летом, в конце весны или начале осени, когда стоит хорошая плюсовая погода.
Если все же работы приходится проводить в холодное время года, к процессу надо отнестись с большой осторожностью. - Строительным феном греем металлическую поверхность двери, делая это постепенно. От резких перепадов температуры, краска на двери может сойти, поэтому спешить никуда не стоит.
- После того, как нагреем поверхность двери, переходим к нагреванию виброматериала, который будем клеить на дверь. Липкий слой материала доводим до температуры плавления, затем прикладываем к двери и начинаем процесс разглаживания.
- Разглаживаем прокаточным роликом или самодельным шпателем до тех пор, пока все рельефные неровности перестанут выделяться на общем фоне.
- Теперь нужно будет взять сплен на 8 мм и обклеить им всю внутреннюю часть двери. Помним, что клеить надо без зазоров и обязательно встык.
Примечание. Ввиду того, что на двери при подготовительных работах и чистке была удалена часть антикоррозийного покрытия, то нужно обработать по новой. Можно использовать в качестве хорошего средства спрей мовиль.
- Тяги и приводы замков можно обтянуть моделином.
- Теперь очередь за картами двери, которые также нужно оклеить спленом, но уже на 4 мм.
Карта автомобильной двери
Примечание. Карты нужно будет оклеить изнутри, а стыки закрыть моделином и установить новые пистоны.
Аналогичным образом проводим шумоизоляцию и на остальных дверях автомобиля.
Некоторые советуют еще заклеить монтажные дыры, но делать это лучше не надо по следующим причинам:
- Зачем нужны лишние траты на виброизолятор, который стоит дорого.
- Двери автомобиля и без того стали после операции тяжелые, а еще добавить пару килограмм груза не имеет никакого смысла.
- Клеить виброизолятор на пустые места очень неудобно.
- Если в дальнейшем владелец автомобиля надеется установить реечные стеклоподъемники, которые намного удобнее тросиковых, то доступ внутрь двери должен быть открыт.
Установка акустики на передние двери Калины
Установка акустики
Устанавливаем акустику в передние двери:
- В первую очередь, нужно будет подрезать кармашек.
Подрезанный кармашек двери
- Вставляем динамик, желательно установленный заранее на подиум и акустическую полку.
- Наслаждаемся совершенно иным звучанием.
Инструкция, представленная выше, поможет все сделать своими руками, но использование фото и видео – материалов, как наглядного пособия только приветствуется. Цена такой модернизации вряд ли будет высокой, ведь придется покупать только расходный материал.
Источник