Как правильно установить тыловые колонки в нише за диваном и можно ли ее закрыть?
Здравствуйте уважаемые форумчане!
Сколько же времени мечтал это написать.) Очень давно читаю форум, интересно все. Все участники мне как родные, знаю предпочтения каждого.
Вот наконец созрел вопрос, два. Делаю ремонт в новой квартире, хочу для тыловых колонок-полочников сделать нишу в монолитной кирпичной стене, она толстая 70 см. Диван будет вплотную к стене. Комната небольшая, передние колонки по длинной стене, треугольник метра 3-3,5 получается. Это спальня, супруга лютует, поэтому тыловые колонки необходимо прятать.
Вопрос в следующем: на какой высоте делать ниши, на сколько больше они должны быть акустики по ширине, высоте и глубине (фазоинвертор спереди), и главное можно ли ниши закрыть? Картины тканевые повесить или в идеале лист фанеры с отверстиями вмонтировать в стену и обоями заклеить. Из чего сделать нижнюю грань ниши? Керамогранита плитку вмонтировать или плиту из мраморной крошки. И вообще будут ли полочники играть в таких маленьких кабинетах или нужна специальная встраиваемая акустика?
Кинотеатр постольку поскольку, музыка-фильмы 90/10. Но вдруг пристрастия поменяются, хочется все продумать сейчас.
И второй вопрос. Хочу сделать стойки для передних колонок (B&W 685). Есть прямоугольная профильная труба 100*120 (стенка 4 мм), большой стальной лист толщиной 30 мм, плиты из мраморной крошки, сварочный аппарат, краскопульт и гараж. Из чего лучше сделать нижнюю плиту, верхнюю и каких размеров. По высоте понятно.
Очень жду ваших советов, и это. господин Bluesevich, я вас не минусовал. )
Ответы
Игорем меня зовут:))
Не стоит прятать тыловую акустику в нишу, звук пойдёт мимо вас. Рассмотрите плоскую акустику, которая вешается на стены. Их производят многие бренды — Кантон, Хеко, Кэмбридж, ДАЛИ, да много. Или рассмотрите дипольную или биполярную акустику.
Плиты если есть из мраморной крошки — их и используйте и вниз и наверх, это будет очень неплохо, Можете сделать сэндвич из стали и мрамора, с прокладкой из пористой резины, герлена или автошумки. Вообще по хайэндски будет.
Ну а минусы меня скорей уже веселят, нежели расстраивают :))))
Удачи вам и да прибудет с вами музыка!
https://www.canton.de/en/hifi/. Можно встроить в стену, даже бетонную или просто повесить на стену.
https://heco-audio.ru/product/. можно рассмотреть именно встройку, а решётки и корпус покрасить в цвет стеновых покрытий.
https://heco-audio.ru/product/. а можно и в потолок встроить, если он из гипсокартона(с натяжными морока).
Это всё просто примеры, а не рекомендации. Выбирать — только вам самому !
Приветствую! Если жена лютует — то однозначно встройка. И красиво и эффективно. И лучше монобрендовую, т.е. бивни.
Тут у вас две опции — либо диван от стены отодвигать и тогда в стену еще можно что то вставлять, либо диван у стены и тогда колонки тыловые в потолок. Смысла в колонках которые будут играть в переднюю стену из задней стены мимо дивана примерно никакого.
Биполи размещенные на стене справа и слева от дивана могут дать не плохой эффект, но без пролета за спину, конечно. У самого так сделано. Встраивать в стену нет никакого смысла в вашем случае, только стену раздолбите и потратите время, а звучать это будет, а никак не будет.
Давайте мыслить логически. тылы в кино это и не саб и не центр и не фронты. по сути главное чтобы ухали и ойкали. даже если получится криво это все равно лучше чем когда их нет. если взять кино Казино Рояль и послушать только тылы можно заметить что они 90 процентов времени молчат. издавая лишь иногда тыловые звуки. но если так не делать то и в голову не приходит что тылы так редко звуки издают. в других фильмах типа Трансформеров тыл конечно трудится наравне с фронтом. особенно на второй части.
В общем это я все к чему. с тылами можно делать все что угодно. главное обоями не заклеивать. есть такая штука как радиоткань. лень ссылку искать, виноват. именно этой тканью грили обтягивают на колонках. она доступна в продаже по цене футболки. так же есть варианты со встраиваемой акустикой. можно автомобильные динамики приладить. в общем все что хотите. я одно время юзверил колонки 2.1 компьютерые фирмы Свен.
по части установки в 5.1 конфигурации в киношках звук сводят из расчета того что тыловые колонки на линии дивана. т.е. перемещение их назад это как раз плохо. на пол метра еще ничего а вот дальше уже не стоит. в 7.1 там уже другое расположение. там уже 6й и 7й как раз сзади.
п.с. по нишам. если они скрытые будут то каким нить утеплителем(можно носками-футболками главное антимоль не забыть) заднюю и бововые и прочие поверхности проложите. чтобы отраженка от переднего щита эхом по кирпичам не гуляла.
Да что ты будешь делать?! Опять родня нарисовалась! Накрывайте стол! Еду в гости! Не ел три дня. Заодно и покумекаем как колонки расставить.
Раз у вас уже есть колонки 6й серии, то на тылы советую или дипольные bowers DS6, можно и не делать ниши. Или версию этих колонок попроще для встройки bowers cds6 s3. Их хоть больше и не выпускают, но можно легко найти на вторичке. Если уж надо совсем спрятать, то подбирать из серии bowers CWM.
Благодарю за советы и потраченное время. Попробовал мыслит логически. ) Про то что колонки из ниш будут играть мимо наших затылков около стены понятно. Но у нас не совсем диван, а кровать с боковой стенкой, несобираемая, вдоль стены. Когда вдумчиво слушаю стерео сижу целиком на кровати, облокотившись на стенку у стены пока в соседней комнате падежи склоняют. А кино с супругой смотрим, сидя на краю кровати, размешивая джек дениэлс с пепси колой на табуретке. И от ушей до задней стены метр, до телевизора 1,5-2. Большинство советов направлены на выбор встраиваемой акустики, но я на данном этапе ремонт делаю, а не тылы вибираю. ) Какая то акустика на зад у меня есть. Из путного для кино Nad t743 и бивни фронт. В будущем, когда вырасту из бауэрсов спереди, поставлю их на тыл, вот тут то мне и понадобятся ниши в стене. Разломать стену и сделать ниши для меня никакой проблемы, я это делать умею и люблю. В случае замены передних колонок, их продажа позволит мне купить встройку напр heco inw 802 или B&W CWM 362 из предложенного. Ну неужели они будут ухать и ойкать сзади на Трансформерах наравне с моими бивнями в нишах? Метр ведь все-таки до задней стены. Может колонки в нишах на шипы разной высоты поставить, чтоб направлены были немного вниз и развернуть к слушателям? Про радиоткань и утеплитель понял, спасибо. А про супругу зря вы так, она с уважением относится к моим увлечениям, у нее машина дешевле стоит всей моей аппаратуры.
Любая ниша — это своеобразный рупор. Соответственно имеющий и направленность звукового поля и свои фирменные призвуки. Не мучайтесь нишами, уж если вам не терпится разобраться со стеной :))), то лучше сделайте корпусную встройку, она будет заподлицо со стеной, а направленность звука вам создадут поворачивающиеся ВЧ динамики.
Так выглядит тыловая встройка
Ну а так вообще встройка.
Ойкать будут ) а охать они не обязаны ) Для этого как раз саб нужен. Даже топовые диполи Bowers DS8S явно не так ухают как допустим bowers 802 на фронтах. Однако же их ставят в киношных комплектах 8 серии (в случае, если нужны диполи)
Моей бывшей тоже не нравились провода, говорила зачем тебе такие огромные колонки, почему не купить маленькие, как у всех, вот тупая шлюха.Не прогинайтесь под каблук!
если прогнулся то все кончено) это уже не жизнь а тюрьма. Тоже выбрал свободу.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Источник
Домашний кинотеатр на практике. Часть 1
Эта статья открывает цикл материалов, рассказывающий о наиболее волнующих вопросах, которые, так или иначе, возникают при подборе и инсталляции домашнего театра. Сегодня мы поговорим о возможных вариантах расстановки акустических систем в комнате. Само собой, будут рассмотрены и типичные ситуации с отечественными малогабаритными комнатами.
Как всё должно быть в идеале
Не секрет, что построить серьёзный домашний кинотеатр, соблюдая все правила, можно только при наличии двух вещей: желания и больших денег 🙂
В идеале для домашнего театра отводится специальное помещение. Особо состоятельные ценители кино часто строят комнату специально под домашний театр. Геометрия комнаты в таком случае рассчитывается специально под определённую аудиосистему, которая и будет установлена в помещении. Да и акустическая оптимизация помещения проводится очень серьёзная. Но в этом случае площадь комнаты часто зашкаливает за сотню квадратных метров, а стоимость оборудования и работ может оцениваться во многие десятки или даже сотни тысяч долларов. Именно поэтому таких проектов в наше время не так много, как можно подумать. Чаще при наличии достаточной суммы денег выделяется отдельная комната (обычно 30-80 м²) под домашний кинотеатр, а стоимость оборудования и работ не превышает нескольких десятков тысяч долларов.
Но большинство людей не имеют таких серьёзных финансовых возможностей, да и выделить специальное помещение для этого мероприятия часто бывает нереально, поэтому строить театр приходится в одной из жилых комнат своей квартиры. Сегодняшняя статья будет интересна как раз этой категории людей.
Но первым делом необходимо рассказать об отправной точке. То есть о том, каким образом акустические системы домашнего кинотеатра должны располагаться в комнате, если соблюдать все правила. Сразу оговорюсь, что про установку сабвуфера в данной статье речь не пойдёт, поскольку расположение сабвуфера в комнате — это персональное мучение каждого кинотеатрала. Дело в том, что звучание сабвуфера сильно зависит от акустики помещения, от расположения в комнате предметов интерьера и, собственно, от места расположения самого сабвуфера и слушателя. И тут существует огромное количество возможных комбинаций, описать даже часть которых просто нереально. А по сему, могу предложить два метода решения проблемы установки сабвуфера:
1. Включите какую-нибудь музыкальную композицию с чётким и выразительным басом (скажем, такую, в которой будет звучать акустический контрабас) и начните экспериментировать: поставьте сабвуфер в какое-либо место комнаты, сядьте на заранее определённое место прослушивания системы домашнего театра и слушайте. Если бас чёткий, чистый и не гудящий, если вы слышите не «кашу» и «грохот», а именно контрабас, то можете оставлять сабвуфер на том месте и радоваться, что эксперимент так удачно и быстро закончился. Если же бас вас не устраивает — продолжайте пробовать ставить сабвуфер в другие точки комнаты и слушать результат. Не исключено, что придётся сделать в комнате небольшую перестановку мебели.
2. Второй вариант называется «от противного». Он проще, эффективнее и отнимает меньше времени. Но помните, что бас в тестовой музыкальной композиции дожен быть как можно более продолжительным по времени и однообразным по звучанию, ведь вам предстоит… ползать по комнате. Итак, поставьте сабвуфер на то место, где вы предполагаете сидеть во время просмотра кино. Включите тестовый трэк и начинайте неспеша ползать по комнате. К сожалению, ползать придётся на четвереньках, чтобы голова оказалась на высоте около 30-40 см. от пола. Это не очень-то удобно, но делать нечего. Цель этого мероприятия — найти то место в комнате, где бас работающего сабвуфера будет наиболее комфортным и корректным. Туда и ставьте сабвуфер.
Ну а далее мы будем говорить лишь об установке основных каналов — полнодиапазонных акустических систем фронтальных каналов, тыловых каналов и центрального канала.
Если представить, что все акустические системы совершенно одинаковы, акустика помещения также идеальна и есть свободное место, то ставить колонки следует, глядя на эту схему. В данном случае описывается модель расстановки системы для работы комплекса по схеме 5.1 (пять каналов, один сабвуфер). Именно при таком расположении АС и производится сведение многоканальных саундтрэков к кинофильмам в современных студиях:
Центр и фронтальная пара расположены на линии виртуальной окружности, радиусом которой является расстояние от слушателя до центральной АС, а центром окружности — голова слушателя. Расстояние от слушателя до каждой из фронтальных АС и центральной АС равны. Расстояние между фронтальными АС равно расстоянию от слушателя до каждой из АС. Тыловые каналы расположены на таком же удалении от слушателя (также на виртуальной окружности) под углом примерно 110° к оси «слушатель — экран».
В этом случае минимизируются все возможные неточности, связанные с искусственной задержкой, вводимой для компенсации звучания при некорректном расположении АС в пространстве, а также уравнивается влияние акустики помещения на все АС. В теории все каналы совершенно равнозначны как по громкости, так и по звуковоспроизведению, что нам и нужно в настоящем домашнем театре.
На практике же многие неточности в подборе и размещении АС можно скомпенсировать электроникой AV-ресивера или AV-процессора.
На следующей схеме приведена схема идеального размещения АС в домашнем кинотеатре, работающим с 7.1 звуком.
В данном случае тыловых АС не 2, а 4 — две из них расположены строго по бокам слушателя, а две других — сзади.
Так что, если позволяют возможности и ситуация, при расстановке АС в домашнем театре нужно ориентироваться именно на эти две схемы размещения (для 5.1 системы и для 7.1 системы), ибо они являются референсными. Только не забудьте про акустическую обработку помещения — это очень важная деталь при постройке домашнего театра. И отнестись к этому нужно серьёзно, поскольку плохая акустика помещения с лёгкостью «убьёт» звук даже самого дорогого и грамотно подобранного комплекса.
Как это выглядит на практике
Если попытаться построить 5.1 домашний кинотеатр по референсной схеме, то выглядеть это будет примерно вот так:
Если же у вас есть желание построить кинотеатр не только для двух-трёх человек, а устраивать просмотр всей семьёй или с друзьями, то самым логичным решением будет просто поставить несколько лишних кресел. Однако, и тут есть свои подводные камни. Например, размещать всех сидящих вот таким образом не стоит.
Дело в том, что сидящие по краям (на креслах) слушатели будут находиться вне зоны сбалансированного звукового поля (зелёная зона на рисунке), потому что будут ощущать явный дисбаланс каналов театра: ближайшая тыловая АС будет буквально «долбить» в ухо (нет-нет, название Dolby Digital не от этого пошло), а наиболее удалённой от сидящего в крайнем кресле фронтальной колонки практически не будет слышно. Ввиду чего, полностью пропадёт эффект присутствия в гуще событий, и удовольствия от просмотра не будет никакого.
Разместить всех корректно можно, поставив диван и кресла следующим образом:
Если комната, в которой установлен домашний театр, имеет площадь около 25-30 м², то одна пара тыловых АС не сможет охватить всех сидящих (а размещать в такой комнате более 5-6 человек не следует) — в этом случае крайне желательно установить вторую пару тылов (как на схеме). То есть, получится, что каждая пара тыловых АС работает для определённой зоны (в данном случае, для одного ряда сидящих людей) — именно так и происходит в больших кинотеатрах: в зале устанавливается множество АС тыловых каналов, чтобы каждый сидящий не чувствовал дисбаланса каналов в системе.
Ну а если ваша комната прослушивания имеет площадь 40 м² и более, то создать корректное звуковое поле для всех сидящих (до 10 человек по схеме «3 ряда по 3 кресла») можно и одной парой достаточно мощных АС, ведь колонки будут располагаться на приличном удалении от сидящих, а значит их звук будет успевать распространяться более широко.
Если попробовать построить домашний театр 7.1 по референсной схеме, то выглядеть система будет примерно так:
Опять же, в случае желания обустроить театр для 5-6 человек, можно воспользоваться дополнительной парой боковых АС окружающего звука (пара тыловых АС будет в любом случае одна). Если же комната достаточно большая, то можно воспользоваться референсной схемой размещения для 7.1 систем (рисунок выше). И ещё: в случае построения 7.1 системы по схеме с двумя парами боковых АС окружающего звучания (как на рисунке ниже) необходимо первую пару боковых АС окружающего звучания чуть сместить назад, относительно первого ряда сидящих, и сориентировать динамики этих боковых АС на первый ряд (как на схеме ниже), иначе зрители второго ряда будут слышать звук боковых АС первого ряда, то есть тыловые колонки первого ряда окажутся для сидящих во втором ряду впереди, и, следовательно, перестанут быть тыловыми — получится не очень хорошо, так как многие эффекты будут воспроизводиться не совсем корректно.
Если комната не слишком велика
В совсем небольших комнатах наиболее распространённой является схема с расположением телевизора у одной стены, а дивана — у противоположной, строго напротив. И это наиболее логичная схема с точки зрения референса. Однако, многие люди пытаются втиснуть в зону эффективного озвучивания ещё пару кресел, как, например, на рисунке:
Нет, уважаемые, так делать не надо. Причина та же самая: сидящие в крайних креслах всё равно не будут находится в «зелёной зоне» (поэтому удовольствия от просмотра не будет никакого), да ещё и тыловые АС будут загораживать собой. Так что наиболее правильной является вот такая схема размещения, если речь идёт о комнате площадью 10-20 м²
«Я так хочу!» или «по-другому не получается»
Очень часто встречается ситуация, когда домашний театр пытаются поставить по диагональной схеме. И должен вам сказать, уважаемые читатели, что это весьма неудачная идея.
Часто многие приносят план комнаты и говорят: «у меня будет система стоять вот так — это уже решено».
И затем следует второй вопрос: «куда повесить тыловые АС, чтобы всем сидящим было комфортно?». Ответ — это невозможно.
При таком расположении слушателей создать корректное звуковое поле можно только для одного человека, сидящего в угловом кресле. Просто при попытке повесить тыловые АС широко, дабы охватить всех сидящих, получится ситуация, когда для сидящего в угловом кресле тыловые АС окажутся впереди, а сидящие на диване всё равно будут слышать заметный дисбаланс каналов. Так что остаётся «театр для одного человека»
При этом, крайне желательно разнести фронтальные АС немного в стороны, дабы соблюсти принцип равностороннего треугольника (см. референсную схему).
При желании, вместо кресла можно поставить диван — в этом случае фильмом смогут насладиться двое или трое, но тогда тыловые АС придётся вешать немного шире. Главное не перестарайтесь: помните, что желательно соблюдать угол 110° для тыловых АС (см. референсную схему).
А вот примеры совсем некорректного размещения АС комплекса. Думаю, не надо объяснять причину — достаточно взглянуть на референсную схему.
Насущные вопросы
На какую высоту надо вешать тыловые АС?
— Поскольку колонки часто имеют разные характеристики направленности, то вымерять каждый градус или сантиметр не стоит. Постройте угол 30-40° с вершиной в точке прослушивания, где за нулевую высоту принимается уровень головы слушателя. Старайтесь максимально точно следовать референсным схемам (для систем 5.1 и для систем 7.1). Получится, что тыловые АС будут висеть выше головы слушателя (примерно на 0,6-1,5 метра в зависимости от расстояния тыловых АС до слушателя).
На картинке изображены рекомендации по размещению настенных тыловых АС в 5.1 системе. В комплексе 7.1 высота АС определяется аналогичным образом, а размещение в горизонтальной плоскости — согласно схеме.
Если же тыловые колонки в системе не будут располагаться на стене, а будут стоять на полу, то сильно переживать не стоит. Хотя лучше, когда тыловые АС являются «полочниками», ведь в этом случае есть возможность использовать довольно высокие подставки (1-1,5 метра — в зависимости от расстояния от слушателя до АС) или даже повесить эти АС на стену (существует множество кронштейнов для этого).
А как вешать дипольные тыловые АС?
— Что касается высоты, то здесь всё остаётся без изменений, а что касается расположения, то обычно к каждой модели подобных колонок даётся рекомендация производителя. Если описать в общих чертах, то обычно такие колонки вешаются строго по бокам от слушателей, но с учётом, что за спинами слушателей есть некоторое пространство и стены (диван стоит хотя бы на расстоянии 1,5-2 метра от задней стены и на таком же — от каждой из боковых), поскольку для корректной работы таких АС нужно обеспечить корректные отражения звуковых волн этих АС от стен. В этом плане диполи более требовательнее, чем обычные однонаправленные АС.
Имеет ли смысл строить 7.1-систему в небольшой комнате площадью 10-15 м²?
— Особого смысла в этом нет, поскольку АС окружающего звучания будут находиться довольно близко от головы слушателя, а значит легко локализовываясь на слух, что не есть правильно. А в случае расположения дивана вплотную к стене театр 7.1 вообще не возможен. Так что лучше построить 5.1, но с умом.
Насколько можно отступать от референсной схемы?
— Что касается вариантов расположения АС, то это уже описано выше. Можно лишь сделать одно дополнение: если домашний театр строится в относительно большой комнате с расчётом на размещение нескольких (более 3) человек, то центральную и фронтальные АС лучше размещать в одну линию. Если же говорить о расстоянии от слушателей до тыловых АС, то крайне желательно соблюдать хотя бы симметрию. То есть, расстояние до левой и правой АС должны быть равны в идеале. Но если это не так, или если возникают ещё какие-то небольшие отклонения от референсной схемы (особенно, в плане расстояния), то бить тревогу не стоит, поскольку в современных AV-ресиверах и процессорах существует множество настроек для компенсации не корректного размещения АС в довольно широких пределах.
«Мой дизайнер отвёл под компоненты домашнего театра и колонки следующие места в комнате: вот тут, тут и тут»
— Начнём с главного: какое отношение дизайнер интерьеров имеет к инсталляции домашних театров? Верно — никакое. Поэтому, самое страшное, когда дизайнер, исходя из своих художественных задумок, пытается оставить место для компонентов и колонок системы не по принципу «так должно быть», а по принципу «так гармонично выглядит». Должен предупредить, что в ещё пустой комнате надо заранее спланировать где и как будут расположены компоненты и колонки домашнего театра, а потом, с учётом этого, уже додумывать остальную обстановку в комнате, иначе может получиться не театр, а не пойми что. Так что, дизайнера в этой ситуации можно тактично попросить не лезть не в свои дела. Если Вы сами не готовы составить проект комнаты с планом театра, то лучше пригласите инсталлятора домашних театров, который сможет обговорить с дизайнером все аспекты будущей инсталляции — будет и в комнате красиво, и система будет установлена корректно.
Источник