- Как разобрать динамик пионер. Ремонт и восстановление старых колонок
- Диагностика состояния динамика
- Разбираем и очищаем динамическую головку своими руками
- Собираем динамик
- Страницы 2
- Как разобрать головку громкоговорителя?
- Демонтаж подвеса.
- Что представляют собой обычные колонки
- Штекер
- Выход из строя «пищалки»
- Выход из строя динамика средних частот
- Выход из строя динамика низких частот
- Отрыв спайдера (центрирующей шайбы диффузора)
- Попадание в зазор катушки мусора
Как разобрать динамик пионер. Ремонт и восстановление старых колонок
Современное состояние рынка с ценами на громкоговорители делает ремонт динамиков фактически ненужным, но если в приобретении нового динамика взамен испорченного или поврежденного возникают затруднения, то имеет смысл попробовать восстановить испорченный громкоговоритель своими руками. Ко мне попало несколько акустических систем коаксиального типа с различных автомобилей. К сожалению 2/3 динамиков при воспроизведении выдают искаженный сигнал, а остальные просто не работают. Ниже будет изложен материал только по восстановлению «замусоренных» автомобильных динамиков коаксиального типа для использования в дальнейшем при конструировании или установке в многополосные стационарные акустические системы. До начала работ проведем диагностику состояния динамика.
Диагностика состояния динамика
1. Проверка на «замусоренность». Динамики коаксиального типа не защищены полностью от попадания в магнитный зазор посторонних предметов, особенно это опасно для старых автомобилей подернутых ржавчиной или автомобилей прошедших кузовной ремонт. Проверка проста – аккуратно пальцами двигаем диффузор внутрь магнитной системы, если при этом отчетливо слышны посторонние звуки: шорохи, трески, скрежет, то это означает, что в магнитный зазор возможно попал металлический мусор.
2. Берем тестер и в режиме омметра проверяем сопротивление катушки. Если сопротивление есть, то это наш случай. Если сопротивления нет, то имеет смысл проверить на обрыв толстые гибкие медные проводники от клемм динамика до диффузора. Если обрыва нет, то скорей всего обрыв в катушке динамика и этот случай самостоятельного ремонта в данной статье не рассматривается. Инструкция проведения самостоятельного ремонта приведена ниже.
Разбираем и очищаем динамическую головку своими руками
1. Отпаиваем гибкие выводы катушки от контактных лепестков подключения динамика и контактных лепестков коаксиального динамика.
2. Удаляем коаксиальные динамики. Ремонт акустической системы производителем не предусмотрен и коаксиальные динамики установлены намертво . Колонну с укрепленными высокочастотными динамиками удалял высверливанием алюминиевой заклёпки. Работаем аккуратно, главное ничего не порвать или повредить.
3. На форумах по ремонту динамиков приведены способы демонтажа диффузора и центрирующей шайбы. Пошел и я по этому пути. Работы проводим на открытом воздухе при отсутствии источников открытого огня! Истратив 100мл ацетона, отклеить диффузор и шайбу не получалось. Растворитель быстро испарялся не размягчая клеевой шов. В целях экономии времени и растворителя на место склейки клался жгут из хлопчатобумажной ткани и смачивался ацетоном, при необходимости смачивание по мере испарения продолжалось до тех пор, пока клей не размягчался. После размягчения тонкой отверткой поддел край центрирующей шайбы и поднял над местом склейки. С гофром диффузора из тонкой резины надо поступать аккуратнее и деликатнее, чтобы не повредить резину.
4. Извлекаем диффузор. От попавшего внутрь магнитной системы мусора заметны повреждения-задиры изоляции катушки динамика. Полезно под увеличительным стеклом посмотреть степень повреждений на предмет наличия короткозамкнутых витков (царапины на глубину больше 40% диаметра провода катушки), если подозрение на короткозамкнутые витки есть, то лучше браковать динамик. С помощью влажной салфетки очистил диффузор, центрирующую шайбу и катушку внутри и снаружи от загрязнений. Выполнять очистку надо аккуратно, чтобы не повредить катушку.
5. Зазор магнитной системы представляет печальное зрелище. Сильный магнит прочно удерживает мелкий металлический мусор и пыль. Пытался очищать механическим способом, но малый размер зазора и его кривизна не позволяли успешно извлекать мусор. Решил использовать сильную струю воздуха от воздушного компрессора – очистить зазор не удалось! Пришлось применить еще одно средство – использовать струю воды высокого давления от автомобильной мойки. Результат — я весь мокрый, но зазор очищен на 100%, а заодно и вся рамка каркас заблестела как новая. Старался сделать это аккуратно так как, давление струи воды очень высокое и допускаю при особом рвении можно разрушить приклейку магнита акустической системы. Для недопущения ржавчины необходимо сразу просушить рамку и магнит. После просушки полезно под увеличительным стеклом проверить чистоту зазора. И как показал опыт неплохо заклеить зазор скотчем для защиты от попадания случайного металлического мусора.
Собираем динамик
1. После очистки и просушки составных частей динамика собираем конструкцию. Важно не спешить. Цель — установить катушку в магнитной системе точно по центру и обеспечить зазор и отсутствие касания катушки. Из полоски офисной бумаги формата А4 шириной 10см длиной порядка 18см сворачиваем цилиндр и вставляем внутрь катушки диффузора. Цилиндр должен плотно прилегать к катушке и не иметь выступов или вспучин внутри.
2. Попытаемся вставить такую конструкцию в магнитную систему. Не спешите! Лучше потренироваться несколько раз. Цилиндр должен опуститься на всю глубину магнитного зазора и при этом катушка с трудом должна перемещаться по вставленному цилиндру. Если катушка двигается по цилиндру с большими усилиями, то необходимо укоротить длину бумажной полоски, а если катушка движется свободно, то необходимо увеличить длину бумажной полоски.
Катушка плотно движется в цилиндре
Навигация по FAQ-у.
Страницы 2
Как разобрать головку громкоговорителя?
Будьте осторожны, не подносите близко к магнитной системе стальные инструменты, особенно со стороны диффузора или центрирующей шайбы! Это может привести к повреждению диффузора или пылезащитного колпачка!
Если всё же требуется использовать инструменты вблизи магнитного зазора, используйте инструменты из немагнитных материалов.
Если центрирующая шайба приклеена с помощью эпоксидной смолы, то ремонт громкоговорителя в отсутствии запасных частей может оказаться весьма проблематичным.
В остальных случаях сложность ремонта зависит только от конструкции динамика и клеев, используемых при сборке. Если клей, которым приклеен подвес и центрирующая шайба поддаётся растворению ацетоном, то можно смело начинать разборку.
Большинство клеев лучше растворяются, когда возраст динамика ещё невелик. Бывало, что такие динамики удавалось разобрать за считанные минуты. Лучше всего поддаются демонтажу клеевые соединения, выполненные клеем БФ-2, БФ-4 или клеем с похожими свойствами.
Для разборки динамика понадобятся следующие инструменты и материалы.
- Ацетон – растворитель.
- Спирт – растворитель.
- Пипетка* – для дозирования растворителя.
- Скальпель – для разделки клеевых соединений.
- Лопатка – для разделки клеевых соединений.
- Спички – в качестве прокладок.
- Бязь (х/б ткань) – для удаления остатков клея.
- Ключ гаечный накидной – для демонтажа магнитной системы.
Могут понадобиться также и другие инструменты и материалы.
Химически чистый ацетон** предпочтительнее других растворителей из-за своей сравнительно низкой токсичности. Поэтому, лучше выбирать ацетон даже тогда, когда он уступает другим растворителям. Например, клеевые соединения, выполненные с использованием клея «88Н», лучше растворяются этилацетатом, но он намного токсичнее.
Правда, если диффузор и центрирующая шайба приклеены клеем «БФ-2» или «БФ-4», то тогда в качестве растворителя можно применить этиловый спирт. Однако вероятность того, что в спирте может оказаться вода, делает ацетон предпочтительнее.
В зависимости от того, что именно демонтируется, выбирается и соответствующие приёмы демонтажа. Так, например, если отклеивается бумажный подвес, то растворение клея следует вести с максимальной осторожностью. Если же отклеивается резиновый подвес от корпуса динамика, то работы можно производить более агрессивно.
* Удобную пипетку можно изготовить из стеклянного рейсфедера и «искусственной вены» от капельницы (такой резинки, в которую втыкают иголки прямо во время подачи лекарства в вену). Обычная медицинская пипетка быстро выходит из строя под действием ацетона, да и длина её не позволяет добираться до некоторых клеевых соединений.
** Чистый ацетон несложно отличить по запаху. Вот только этот запах нужно знать. К сожалению, в настоящее время, под названием «Ацетон» продают всё что угодно. Часто в бутылки наливают какой-нибудь произвольный растворитель или смесь разных растворителей. И это не удивительно, ведь у нас 400 гр. ацетона, стоит столько же, сколько бутылка водки. Это хорошая причина, чтобы выменять бутылку водки на бутылку чистого ацетона на каком-нибудь производстве.
Демонтаж подвеса.
Если вы испытываете трудности с усидчивостью, то включите в качестве фона свой любимый кинофильм, так как демонтаж подвижной системы крупного динамика может занять много времени.
Демонтаж резинового подвеса начинают с какого-нибудь края, где наплывы клея меньше. Подливая ацетон и приподнимая край подвеса, создают полость, в которую снова подливают ацетон.
Работа пойдёт быстрее, если начать растворять клей сразу в нескольких местах.
Каждый раз, добавляя по несколько капель ацетона в образовавшиеся полости, понемногу приподнимают края. Чтобы подвес не приклеился обратно, под него подставляются спички. По мере растворения клея, спички сдвигают к краям полости.
Демонтаж картонного подвеса со стороны корпуса отличается от демонтажа небумажных подвесов лишь тем, что требует большей аккуратности и терпения.
Не следует прилагать больших усилий, чтобы не повредить подвес, который становится особенно уязвимым под действием растворителя.
Если использовать слишком много растворителя, то можно повредить крепёжную плоскость подвеса, да и сам гофр. Поэтому, если клеевое соединение плохо поддаётся растворению, то нужно использовать механические воздействия. Тут сгодится не очень острый скальпель.
Если Вы заметили, что картонный гофр начал расслаиваться, то лучше приостановить работы и подумать о другой технологии.
После демонтажа бумажного подвеса, плоскость крепления может деформироваться. Вернуть ей первоначальную форму можно, если уложить диффузор на ровную стеклянную или другую, стойкую к растворителю поверхность, и снова немного размягчить ацетоном плоскость крепления. Во время этой операции можно удалить и остатки клея.
В некоторых случаях, например, когда самый край бумажного гофра со стороны корпуса уже повреждён, можно отрезать подвес по краю и нарастить утраченную крепёжную кромку при помощи ткани или бумаги. Может показаться, что это слишком трудоёмкий вариант ремонта, но в случае разрушения подвеса под воздействием растворителя, восстановить динамик, не имея запасного диффузора, будет и вовсе невозможно.
В других случаях подвес легче отклеить со стороны диффузора, а не со стороны корпуса. Этот способ давал хорошие результаты при ремонте динамиков 10ГДШ-1 (10ГД-36) с поролоновыми подвесами, правда, пока они были новыми.
В некоторых случаях, при перемотке динамика, центрирующую шайбу отклеивают только со стороны корпуса. Обычно так поступают, когда клей, которым шайба приклеена к диффузору, плохо растворяется и при демонтаже диффузор может пострадать.
Но, бывает и наоборот, что расклеить стык между центрирующей шайбой и диффузором намного проще, чем по её внешнему периметру. Тогда появляется возможность не центровать динамик при сборке.
Однако, иногда, после перемотки и сборки такого динамика, ему может потребоваться дополнительная центровка. Это касается в основном динамиков, у которых центрирующая шайба приклеена не к диффузору, а к гильзе, и может быть обусловлено слишком большим зазором между гильзой и центрирующей шайбой.
При демонтаже центрирующей шайбы со стороны корпуса, клеевое соединение размачивается растворителем сразу по всему периметру. По мере размягчения клея, край шайбы приподнимается, и под него подкладываются спички.
При демонтаже центрирующей шайбы со стороны диффузора, клеевое соединение пропитывается растворителем тоже сразу по всему периметру.
Чтобы не допустить повреждения диффузора при длительном воздействии растворителя, процесс можно ускорить при помощи небольшой лопатки.
В конце демонтажа диффузора и центрирующей шайбы, со всех поверхностей удаляют остатки клея при помощи растворителя и бязи (х/б ткани).
Чтобы мусор не попал в магнитный зазор, щель заклеивают изолентой.
Колонки ломаются довольно часто. Случается это в большинстве случаев от долгого прослушивания музыки на большой громкости, поскольку на максимальной мощности обычные бытовые динамики долго функционировать не могут. Ломаются и от подачи на них слишком сильного напряжения, иначе — от подключения к чересчур сильному усилителю. Но об этом вам вряд ли скажут в магазине. Там расписывают, какой они мощности, но вот о том, что, работая на пределе долгое время, они могут сломаться, вам никто не скажет. Но свой гарантийный срок они, скорее всего, отслужат. Поэтому у обычного обывателя и возникает вопрос, как починить колонки собственноручно, что там, вообще, ломается и не проще ли их попросту выкинуть?
Что представляют собой обычные колонки
Колонки — это несложный тип радиотехники. Они представляют собой корпус и встроенные в него или, по-простому громкоговоритель, может быть и один. Но в более продвинутой модели их может быть несколько. Если динамики одинаковые, значит они отлично воспроизводят обширный диапазон частот. Но часто их бывает несколько разных. Если в колонке имеется три разного размера динамика, то самый большой воспроизводит низкие частоты, средний — средние и самый маленький, как его обычно называют в народе «пищалка» — высокие частоты.
Как починить колонки обычного типа, то есть, неактивные, в которые не встроен усилитель? Это зависит от того, какого рода поломка случилась. Так как треснувший корпус починить легко, на такого рода нюансах мы останавливаться не будем. Переберем поломки, связанные с выходом из строя динамиков, поскольку кроме них в обычных (не активных) колонках больше ломаться нечему.
Штекер
Очень часто дело бывает в штекерах. В этом случае потребуется прозвон мультиметром. Вот как починить колонку в таком случае:
- Вначале диагностируем проблему. Для этого, в первую очередь, снимаем крышку, открутив крепеж.
- Ставим мультиметр (тестер) на прозвон и, поочередно дотрагиваясь до всех контактов штекера в местах паек проводника, приходящих от штекера на плату колонки, ищем совпадения. Если хотя бы один из контактов не звонится, то есть, не отклоняет стрелку или отклоняет еле-еле, то проблема либо в проводе, либо в штекере.
- Меняем провод и штекер вместе, чтобы «голова не болела».
- Закручиваем крышку колонки, проверяем, ремонт окончен.
В нынешних колонках штекеры не предусмотрены. Поэтому прозвонить нужно сам провод, отжав контакты (прищепки) на колонке и на усилителе. Если хоть одна жила не звонится, меняйте провод, и все в порядке.
Выход из строя «пищалки»
На вопрос о том, можно ли починить колонку, если в ней перегорел один из динамиков, ответим — можно. Но в случае с «пищалкой», то есть, с динамиком высоких частот, это лечится только заменой, поскольку у таких динамиков корзина диффузора закрытая и разбирать ее не стоит и пытаться. Эта деталь одноразовая.
Определяется поломка на слух. Если колонка перестала цыкать, то есть — выдавать высокие частоты, или верхний динамик выдает скрежет, значит проблема в «пищалке». Что делаем:
- Открываем крышку, открутив крепежные винты.
- Проверяем наличие целостности пайки на контактах динамика низкой частоты, то есть, не отвалились ли провода от контактов громкоговорителя. Если все в норме, значит проблема 100 % в самой «пищалке».
- Отпаиваем от нее проводники, заметив какой провод был на плюсе, какой на минусе (сбоку возле контактов есть обозначения).
- Берем новую (или б/у, но рабочую) пищалку в магазине радиотехники или у знакомых, если у кого валяется без дела. Главное, чтобы динамик подходил по мощности. Лучше всего взять его с собой в магазин. Там люди, если что, подыщут аналог по размеру.
- Ставим на место. Чтобы колонка работала без посторонних шумов и выдавала качественное звучание, лучше всего сажать динамик по окружности на герметик, следя, чтобы он ни в коем случае не попадал на воронку диффузора.
- Припаиваем провода. Плюсовой — к плюсу, минусовой — к минусу.
- Закрываем крышку колонки, закрутив все винты.
- Проверяем. Все отлично работает.
Выход из строя динамика средних частот
Этот динамик можно починить в случае, если оторвалась мембрана, удерживающая диффузор по центру или внутрь круговой прорези магнита, в которой ходит катушка диффузора попал мусор. В этом случае динамик хрипит. И если хрипит только один из трех динамиков, то проблема только в нем. Как починить колонку для музыки в этих случаях, мы расскажем ниже. Если же вы не хотите заморачиваться с ремонтом динамика, а желаете заменить его на другой такой же или его аналог, действуйте так же, как и в случае с «пищалкой».
Выход из строя динамика низких частот
Если верхний малый динамик цыкает как положено, средний поет, а хрипит лишь большой нижний динамик, проблемы с ним решаются так же, как и с динамиком средних частот. Поломки у него могут быть те же. Чтобы заменить на новый, попросту купите его и действуйте по инструкции, указанной выше.
Отрыв спайдера (центрирующей шайбы диффузора)
Как починить динамик на колонке, если оторвана мембрана центрирующей шайбы? Действуем по следующей инструкции:
Попадание в зазор катушки мусора
Это тоже лечится, но здесь придется повозиться дольше и не факт, что у вас получится качественно снять диффузор и очистить прорезь от загрязнений, а потом посадить его на клей обратно. Как можно починить колонку в этом случае:
- Открываем крышку.
- Отпаиваем (отключаем) провода и снимаем динамик.
- Берем хлопчатобумажную или иную веревочку, пропитываем ее в ацетоне и располагаем по периметру прилегания верхней части воронки диффузора к корпусу корзины.
- То же самое проделываем с центрирующей шайбой, поскольку диффузор придется демонтировать полностью.
- Когда клей достаточно размягчается, аккуратно отрываем диффузор от верхнего обода корзины, а спайдер от своей окружности-постели.
- Снимаем диффузор и чистим прорезь от мусора. Это можно сделать компрессором, пылесосом, различными механическими приспособлениями, например, картонкой. Ни в коем случае нельзя ковыряться в прорези магнита железками. Если поцарапаете поверхности стенок, динамик будет скрипеть, поскольку катушка будет тереться о заусенцы.
- Когда все очищено, собираем динамик в обратном порядке, как разбирали.
- После погружения в щель магнита катушки, перед тем, как намертво посадить на клей, диффузор следует тщательно отцентровать, чтобы при погружении диффузора вниз не раздавалось скрипов. Катушка в щели должна ходить бесшумно.
- Далее даем клею просохнуть 24 часа, собираем и тестируем. Если все отлично звучит, вы — молодец. Если нет, то вы все равно молодец. Хотя бы попытались. Но динамик придется заменить на новый.
А как починить колонки для компьютера, спросите вы. Ответим. Компьютерные колонки все активные, то есть, со встроенными усилителями. В них, чаще всего, сгорают звуковые микросхемы. Если лампочка питания горит — значит блок питания в порядке. Скорее всего, в порядке и сами динамики. И придется выпаивать и впаивать микросхему. Она может сгореть и не одна, может сгореть сопротивление, конденсатор и пр.
Поскольку наша статья пишется для несведущих в радиотехнике, мы не будем описывать как исправить эту поломку. Тут лучше всего обратиться к мастерам. Где можно починить колонки к компьютеру? В любом сервисном центре. Там все сделают недорого и быстро. Но, зачастую, некоторые модели колонок стоят столько, что лучше купить новые, поскольку, как бы дешево это не было, иной раз за ремонт (если он не по гарантии) возьмут половину стоимости самих колонок.
Поломки динамиков и методы их устранения
1. Не играет совсем (нет звука)
Сгорела катушка, или обрыв провода. Наверное, из-за перегрузки большой мощностью.
Разборка и перемотка звуковой катушки
2. Не играет и разрушена подвижная система
механические повреждения
В таких случаях – серьезный ремонт.
3. Динамик (прошу прощения за точность формулировки) «подпёрдывает»
Здесь может быть несколько вариантов:
а) надломились подводящие провода и поэтому они искрят, отсюда и такой звук…
Ремонт – нормально заделать гибкие выводы.
б) Но может быть нарушена центровка катушки и при большой амплитуде происходит касание катушки о керн (или фланец).
Вот здесь-то и нет однозначного решения…
Если, действительно, нарушена центровка, то можно оклеить центрирующую шайбу и снова ее приклеить, предварительно сняв колпачок и вставив в зазор прокладки.
в) дефект может быть вызван не из-за нарушения центровки, а из-за деформации катушки, по причине перегрузки динамика большой мощностью катушка может потерять круглую форму и стать овальной.Тогда никакая центровка не поможет. Нужно разбирать динамик и перематывать катушку
4. Если динамик не «подпёрдывает», а «шкрябает»
В принципе, это то же самое, что и вп.3, но эффект выражен в меньшей степени
5. Посторонние призвуки, но не постоянные, а только изредка
Вероятно, грязь попала в зазор (опилки, например)
Разбирать динамик и чистить зазор…
6. Дребезжащий звук, постоянный и во всем диапазоне частот
Расслоение витков звуковой катушки.
Разборка и перемотка катушки
7. Тот же дребезжащий звук, но только на какой-то одной частоте (обычно от 100 Гц до 1 кГц), что то вроде резонанса
Это что-то отклеилось в подвижной системе. Надо проверить клеевые стыки на колпачке, на подвесе, на центрирующей шайбе.
И подклеить, разумеется
8. «Сопящие» или свистящие призвуки на большой амплитуде
Это «шум» от воздуха, проходящего в узкие щели зазора и в дырки на диффузоре, заклеенные тряпочкой в рижском динамике 75ГДН-1. Это не лечится, это дефект конструкции.
Кстати, в 75ГДН-3 такого нет, т.к. там для выравнивания давлений сделано отверстие в керне (и нет заклеенных тряпкой отверстий в диффузоре)
9. Да, еще… Если «пердит», но непостоянно
Отклеилась катушка от диффузора…
Приклеить катушку к диффузору
Ремонт при соскочившем витке катушки.
Сначала отпаяй гибкую подводку, потом пропитай прокладку и подвес (гофр и нижнюю центрирующую шайбу из ткани) диффузора по диаметру в месте его приклейки к диффузородержателю (силуминовая или стальная корзина) растворителем 646-648 (растворитель иногда не размягчает клей, можно попробовать ксилол, толуол, бензол),
и дождаться размягчения клея (от 10 до 20 минут), когда можно будет сдвинуть легко пальцем приклееную поверхность на гофре и центрирующей шайбе от силумина диффузородержателя. Аккуратно (НЕ ОТРЫВАТЬ! ДОЛЖНО ВСЁ ОТКЛЕИТСЯ САМО, иначе просто мало растворителя полил или мало подождал) извлечь диффузор из диффузородержателя. Поставить витки виток к витку на место и закрепить тонким слоем клея БФ-2, (можно, но хуже, использовать нитро-клей) в особо мощных головках катушка пропитывается тонким слоем эпоксидного клея. Собирать в обратной последовательности, обильно смочив все поверхности растворителем, размочив тем самым старый клей снова, поставить диффузор на место, после центрирования катушки в зазоре начинать приклеивание — прижав ткань центрирующей шайбы и резиновый (поролоновый — в зависимости от конструкции головки) гофр к силуминовой (стальной) поверхности диффузородержателя на положенное место. Центрировать при помощи свёрнутой фотоплёнки (для мощных головок можно использовать прямоугольные кусочки плотного картона, равномерно распределённые по диаметру зазора, длинной, достаточной для их лёгкого извлечения из зазора после сборки головки), введённой в зазор керна и звуковой катушки (колпак для этого с диффузора предварительно аккуратно отклеить, поливая растворителем клеевой шов — следить при этом за тем, чтобы растворитель не попал под колпак, иначе может отклеиться каркас звуковой катушки от горла диффузора)<Как раз это у меня и произошло: прим. Serzhi >. При сборке не забыть про наличие гибкой подводки к катушке, и не приклеить мимо совпадения выводов катушки с клеммами на диффузородержателе. Приклеить таким же методом прокладку по периметру диффузора на место поверх гофра.
При нехватке во время сборки клея нанесённого на заводе, подклеивать при сборке СТРОГО нитроклеем типа Момент или Феникс (те, что в больших тюбиках). Это гарантирует возможность разобрать головку снова для ремонта, или в случае неправильной сборки <у меня старый клей не хотел клеить - тщательно растворил и удалил его и нанёс тонкий слой нового>.
Растворителя надо лить много, чтобы стоял и переливался в клеевых соединениях. Можно потихоньку лить прямо из горла бутылки (лучше конечно из маслёнки, которая сделана из химически стойкого пластика). Растворитель токсичен, не отравись! Сильно гоняет в туалет после его вдыхания — видно почки сразу выводят яд. Работай в проветриваемом месте!
Береги от попадания растворителя клеевые соединения самой магнитной системы и центр диффузора под колпаком (приклеенный каркас звуковой катушки), а не то головка развалится вся на составные элементы. Лей только на периметр диффузора, центрирующую шайбу аккуратно смачивай обильно пропитанным ватным тампоном.
Главное АККУРАТНОСТЬ! Испортить можно всё, бумага все же, помять каркас катушки и порвать и измять диффузор, измять и порвать колпак.
В общем ОЧЕНЬ НЕЖНО И АККУРАТНО!
Саму магнитную систему расклеивать никогда не нужно и недопустимо — может упасть чувствительность (отдача) головки после склейки заново. По этой причине не всегда достигаются хорошие результаты в ремонте головок с расклеившейся магнитной системой. Склеить магнит с керном можно, а вот магнитная сила в зазоре может снизится.
Перемотка сгоревшей звуковой катушки.
Смотай аккуратно сгоревшую катушку с каркаса (если плохо сматывается — капни растворителя), для облегчения смотки и предупреждения смятия каркаса изготовь оправку, о которой ниже. При смотке зарисуй, где было начало старой катушки, и как заделывались выводы. Сосчитай витки старой катушки. <или смотри информацию по динамикам на этом сайте. Если её ещё нет - то скоро будет:)>Подбери провод точно по диаметру (можно померять микрометром, а если его нет, тогда намотай 10 витков провода на подходящий стержень, измерь ширину 10 витков штангенциркулем, и раздели на 10) и аккуратно, виток к витку, мотай на туго вставленной в каркас катушки, оправке. Оправка изготавливается из чуть большего, относительно внутреннего диаметра каркаса катушки, отрезка металлической (лучше не сильно толстой — не сжать будет) трубы с продольным пропилом, чтобы при введении оправки в каркас можно было трубу сжать, а потом она распрямится и плотно подожмёт каркас изнутри. Пропил в трубе сделаешь ножовкой по металлу. Трубу возьми такой длины, чтобы удобно было сжимать свободный конец при одевании на неё каркаса. Первый виток мотай согласно началу намотки старой катушки (как правило, первый виток находится у горла диффузора и подпаивается прямо к контактной заклёпке). Первый виток закрепи ниткой, которую после намотки удали. При намотке иногда проворачивай диффузор с катушкой на оправке для предотвращения залипания каркаса на оправке. Натяжение при намотке не сильное — иначе можно сжать каркас вместе с оправкой (по этой причине разрезную оправку иногда полезно заклинить изнутри, вставив в пропил подходящую проволоку или внутрь трубы жёсткий предмет). При намотке первый слой пропитываешь жидким клеем — крайне тонкий слой. С проводом обращаться нежно, иначе можно содрать лаковую изоляцию. После намотки катушки, пропитай её (тонким слоем) жидким клеем БФ-2 — разбавляется спиртом (эпоксидным — разбавляется нитрорастворителем 646-648), облуди с канифолью выводы и подпаяй к контактным заклёпкам. При пайке использование кислоты и кислотосодержащих флюсов недопустимо, только канифоль!
Как попытаться расправить замятый колпак.
Попробуй его отклеить аккуратно — обильно поливая периметр склейки нитрорастворителем 646-648 (или другим — смотри выше). После отклейки СЛЕГКА увлажнить его водой и сильно зажать в тисках, подобрав для него пуансон и матрицу подходящей формы по выпуклости. <у меня просто выпрямился пальцем - был вмят немного>После нескольких дней выдержки в тисках обработать внутреннюю сторону очень жидким эпоксидным клеем, разведённым нитрорастворителем — очень тонкий слой!
Выждать пока схватиться полностью (может сохнуть более 3 суток разжиженная эпоксидка), потом аккуратно подклеить на место нитроклеем типа «МОМЕНТ» — тем, который в больших тюбиках.
Хотя по идее, такую голову надо конечно менять на новую.
При вдавливании колпачка на пищалке или среднечастотнике, можно попытаться наклеить на него скотч и быстро дёрнуть на себя. Должен выпрямиться.
Как удалить металлические опилки из магнитного зазора.
Очень часто при разборке головок, у них в магнитных зазорах обнаруживается большое количество металлических опилок и кусочков магнита. Удаляются они проведением в зазоре куском скотча (изолентой), сложенным пополам, липким слоем наружу. Некоторые специалисты рекомендуют заливать в зазор резиновый клей, и после его высыхания вытаскивать его из зазора вместе с опилками. Сам не пробовал, и могу сказать, что этот метод скорее всего не подходит ко многим зазорам, в которых есть свободные полости между кольцевым магнитом и шайбой керна и фланцем диффузородержателя (практически все низкочастотные и широкополосные головки высокой мощности с кольцевым феррит бариевым магнитом). Для тех головок, в которых таких полостей нет, и зазор представляет из себя ровную продольную щель в глубину, этот метод вероятно возможен.
Если катушка задевает, иногда это связано с провисом диффузора вниз от старости головки. Тогда можно попробовать поменять его положение в колонке — провернуть в панели колонки низ динамика вверх на 180 градусов. Тогда если катушка не слетела, а просто задевает от провиса диффузора от времени, то может провис скомпенсируется.
Иногда задевающую катушку можно вылечить путём создания противоположного перекоса диффузора при помощи вставки в диффузородержатель (тряпка, поролон). Оставить в таком положении головку на несколько недель, и возможно перекос после извлечения вставки скомпенсируется.
К сожалению эти хитрости помогают редко, и приходится разбирать головку.
Принцип устройства электродинамической ГГ показан на рис 1.
Рис 1. Устройство электродинами-ческой головки громкоговорителя / — диффузородержатель, 2 — подвиж 1 ная система, 3-магнитная цепь
Головка громкоговорителя состоит из трех основных частей- магнитной цепи 3, подвижной системы 2 и диффузородержателя 1.
Магнитная цепь ГГ может быть выполнена в двух вариантах: экранированном или неэкранированном, в зависимости от требований к аппаратуре, в которой применяется ГГ. Различные варианты экранированных керновых, кольцевых с литыми магнитами и кольцевых с дополнительным экраном и неэкранированных цепей показаны на рис. 2.
Рис 2. Конструкция магнитной цепи головки громкоговорителя а — экранированная цепь с керновым магнитом, б — неэкранированная цепь с кольцевым магнитом, в — цепь с кольцевым магнитом и внешним экраном, 1- керн, 2-верхний фланец, 3 — постоянный магнит, 4 — нижний фланец (или стакан), 5 — экран, 6 — наконечник
Магнитная цепь ГГ состоит из элементов магнитопровода верхнего фланца 2, стакана 4, керна 1 и постоянного магнита 3 с наконечником 6 (рис. 2., а) или верхнего и нижнего фланцев 2 и 4, керна 1 и постоянного магнита 3 (рис. 2, б). Иногда она помещена в экранирующий стакан (рис. 2,в). Постоянный магнитный поток, создаваемый магнитом с помощью магнитных фланцев и керна, направляется в воздушный рабочий зазор, имеющий вид кольцевой цилиндрической щели между керном и верхним фланцем
В качестве постоянных магнитов в неэкранированных цепях обычно применяются кольцевые ферритбариевые магниты (25БА170, 28РА180), в экранированных — используются литые кобальтосодержащие (ЮН13ДК24) или редкоземельные магниты. Для изготовления деталей магнитопровода обычно применяют мягкую электротехническую или конструкционную сталь (Ст. 10)
Эффективность работы ГГ как электромеханического преобразователя характеризуется произведением индукции магнитного поля в зазоре на длину проводника (т. е. длину провода звуковой катушки) На величину индукции и структуру распределения магнитного поля влияет ширина и высота рабочего зазора, конфигурация фланцев и керна, а также объем и ширина постоянного магнита.
Рис 3. Конструкция подвижной системы головки
громкоговорителя а — с коническим диффузором, б — с купольной диафрагмой,
1- звуковая катушка 2-центрирующая шайба, 3 — гибкие выводы, 4 —
подвес, 5 — диффузор (диафрагма), 6-пылезащитный колпачок
На рис.3 показана подвижная система ГГ. Она включает в себя подвес 4, конический диффузор или купольную диафрагму 5, центрирующую шайбу 2, пылезащитный колпачок 6, звуковую катушку 1, гибкие выводы 3.
Подвес 4 имеет вид гофрированной кольцевой оболочки, обладающей большой гибкостью в осевом направлении, что позволяет диффузору совершать осевые колебания с большой амплитудой смещения. Подвес отливается вместе с диафрагмой из бумажной массы или изготавливается из специальных мягких материалов (резины, пенополиуретана и др)
Диафрагма (диффузор) 5 представляет собой упругую оболочку вращения (конусную, купольную или плоскую), которая под действием осевой механической силы со стороны катушки колеблется, возбуждая колебания воздушной среды и излучая звук. В настоящее время в большинстве ГГ используются диффузоры из естественных целлюлозных материалов, обладающих удачным сочетанием физико-механических параметров. В последние годы применяются в качестве материалов для диафрагм (диффузоров) полимерные, сотовые, металлические и композитные материалы.
Центрирующая шайба 2 представляет собой гофрированную мембрану, которая обеспечивает центровку звуковой катушки в зазоре, препятствует возникновению круговых колебаний, позволяя совершать диафрагме большие смещения в осевом направлении. Центрирующие шайбы обычно изготавливаются из хлопчатобумажной ткани, батиста или шифона, пропитанных бакелитовым лаком.
Пылезащитный колпачок 6 — купольная или плоская мембрана, которая предохраняет зазор от попадания пыли, выполняя роль дополнительного ребра жесткости на диафрагме. Изготовляется обычно из бумажной массы, ткани или металлической фольги.
Звуковая катушка 1 представляет собой цилиндрический каркас с намотанным в несколько слоев изолированным проводником. Как правило, количество слоев звуковой катушки четное, чтобы ее выводы выходили в одну сторону. При протекании по звуковой катушке, помещенной в радиальный цилиндрический зазор магнитной цепи переменного тока,на нее будет действовать механическая сила, под воздействием которой возникают колебания звуковой катушки и связанной с ней диафрагмы. Каркас катушки обычно изготавливается из ка-бельной бумаги или металлической фольги, в качестве проводника используется медный или алюминиевый про-вод в эмалевой изоляции.
Гибкие выводы 3 соединяют проводник звуковой катушки с выходными соединительными клеммами ГГ.
Диффузородержатель служит для соединения магнитной цепи, подвижной системы ГГ и обеспечивает крепление в корпусе той аппаратуры, где она используется. Диффузородержатель обычно изготавливают методом штамповки из стали или методом литья из силумина.
Все элементы подвижной системы и магнитной цепи оказывают существенное вляние на электроакустические характеристики и качество звучания ГГ.
Разборка и сборка динамика
Сначала у пациента были отпаяны гибкие подводящие провода (со стороны контактных площадок)