Как собрать хорошую стереосистему [перевод]
Стереосистема — это цепь компонентов, результатом совместной работы которых становится конечный звук. Правильно подобранное (согласованное) оборудование — ключ к хорошему и, что самое важное, правильному звучанию.
У каждого компонента аудиосистемы свое предназначение. И не так просто подружить технику друг с другом, как кажется со стороны. Чтобы получить действительно хороший результат — нужно найти компоненты, которые по отдельности оказывают минимальное воздействие на звук или же дополняют друг друга. У каждого устройства есть свои слабые места, и в хорошей системе они незаметны, в то время как достоинства выведены на первый план.
Если говорить в общем, то существуют две философии построения аудиосистемы. В первом случае она собирается под определенного слушателя со сформировавшимся вкусом. Речь может идти о теплом, о максимально детализированном звуке, о звуке с выраженными басами или верхами и т.д. Кому-то нравится широкая и глубокая звуковая сцена, другие предпочитают прямолинейный звук мониторов. Понимание того, что нужно слушателю, упростит подбор компонентов.
Есть и другая философия построения стерео: и в этом случае мы не говорим о привычках слушателя, а строим систему с правильным, «настоящим» звучанием. Те, кому приходилось слушать музыку на системах с точно согласованными референсными компонентами, знают, что у всех лучших домашних аудиосистем есть несколько общих черт. Во-первых, звучанием можно действительно наслаждаться. Лучшие конфигурации заставляют слушателя забыть обо всех спецификациях и полностью погрузиться в музыку. Во-вторых, запись транслируется честно: плохая запись на хорошей системе заиграет плохо, а хорошая — потрясающе. Наконец, правильная система всегда воспроизводит музыку с динамикой и громкостью, соответствующими жанру. Лучшие системы одинаково хорошо справляются со всеми динамическими изменениями в записи.
Реклама акустики University Speakers, 1963 год
Если послушать систему, которая строилась для реалистичного и чистого звука,— вернуться потом к комплекту, собранному для звука с определенным выраженным характером, будет весьма сложно. Все эти термины вроде «теплоты» и «яркости» станут бессмысленными, когда стереосистема начнет передавать звук записанных инструментов таким, какой он есть.
В большинстве случаев, чтобы достичь идеального результата в построении системы, нужно потратить немалую сумму денег, но иногда можно подобрать компоненты так, чтобы цена не получилась слишком высокой. В этом помочь может опытный продавец, если вы найдете с ним общий язык. Помните: продавец, имеющий длительный опыт работы в индустрии, прослушал гораздо больше систем, чем вы. И если он честен — подружитесь с ним. Да, на интернет-форумах тоже найдется немало «знатоков» (и их число постоянно растет), но большинство из них слышали несравнимо мало систем в разных комбинациях и помещениях. Их идеальный звук может сильно отличаться от ваших предпочтений.
При сборке аудиосистемы нужно учитывать, насколько сильно влияет работа того или иного компонента на чистоту конечного звучания. В первую очередь обратите внимание на акустику, а в последнюю (вопреки распространенному мнению) — на силовые кабели.
Акустическая система
Звучание системы зависит от колонок примерно на 80%. Акустическая система — это набор подвижных частей. Колонка работает эффективно при четком движении драйверов и их правильном расположении, также важен резонанс (или его отсутствие) корпуса АС.
Разные модели акустики отличаются друг от друга гораздо сильнее, чем любые другие компоненты. Но с другой стороны, при выборе АС есть возможность избежать ненужных вам свойств, поэтому советуем выбирать колонки, у которых отсутствует то, что вам и так не нужно.
Промоизображения магнитофонов,
Например, акустика, играющая только от верхнего баса, чаще всего обладает замечательным тональным балансом по сравнению с полнодиапазонной колонкой за ту же цену. Потому что получить качественный бас от недорогой АС — задача очень сложная. Кроме этого, следует учитывать параметры помещения — звучание будет лучше, если опять же выбрать модель с немного меньшим уровнем баса, чем хочется изначально.
Есть и другие вопросы, которые хорошо бы себе задать: насколько громкой должна быть система, помещение — большое или маленькое, как далеко от стен вы поставите колонки? Ответы на них позволят грамотнее подойти к выбору акустики.
Усилитель
Усилитель — главный партнер акустики. К этой паре следует относиться как к единому целому. Звучание АС во многом зависит от работы усилителя — импеданс, чувствительность колонок и общий тональный баланс. Нередко случалось, что, согласно паспортным данным, акустика и усилитель подходят друг другу идеально, однако в реальности усилитель не мог раскачать колонки. И часто бывало, что усилители со скромными техническими параметрами выдавали внушительный звук.
Источник
Источник — это место исходного сигнала, поэтому очень важно подобрать нейтральный источник, который не внесет в сигнал ничего от себя. К счастью, сегодня большинство техники сделано достаточно качественно. Цифровые плееры даже начального уровня работают с гораздо большей степень точности, если сравнивать их с акустикой по той же цене. Хорошие ЦАПы можно найти по цене около 1200 долларов США, и это будет достойная аудиофильская техника.
Реклама аудиосистем The Fisher,
Однако если вы слышали дорогой первоклассный проигрыватель виниловых пластинок в хорошо собранной системе, то с большой вероятностью согласитесь с утверждением, что винил превосходит другие форматы по звучанию. Пластинка, согласно нашему мнению, лучше CD и имеет лишь один недостаток — фоновый шум. Кстати, даже относительно недорогая вертушка может по качеству звука переиграть дорогой CD-проигрыватель.
Покупать или нет аналоговый источник — решать вам. Но мы бы советовали сходить в магазин, где вы сможете послушать разные примеры. Современные проигрыватели виниловых пластинок с новыми картриджами звучат лучше, чем те, что продавались 20 лет назад. И это удивительно.
Межкомпонентные кабели
Межкомпонентные кабели передают самые низкоуровневые сигналы в аудиосистеме и очень разнятся в зависимости от их структуры. Как правило, звучание кабеля не зависит от его цены, поэтому остерегайтесь «драгоценных» кабелей.
Межблочные кабели не испортятся от того, что их лишний раз послушают в составе системы — попросите продавца дать пару рекомендаций, и возьмите кабели напрокат домой. Кабель может повлиять на тембр таким образом, что устранит небольшие недочеты в аудиосистеме. Однако может и наоборот выдать все ее недостатки. Некоторые аудиофилы тратят тысячи долларов на провода, но мы уверены, найдутся кабели стоимостью 100-500 долларов, которые идеально подойдут вашей системе.
Реклама домашней системы из усилителя Regency HF-150, вертушки Webcor Diskchanger и динамика Jensen Duette, 1956 год
Никогда не думайте о межкомпонентных кабелях как о способе решить проблемы со звуком — лучше поищите компонент, который портит звук. Его прежде всего и следует заменить.
Акустический кабель
Акустические кабели обладают примерно теми же свойствами, что и межблочные. Мы советуем тщательно выбирать кабель, от усилителя к колонкам. Особенно актуальным этот вопрос становится, когда речь заходит о длине больше 3,5 метров — в этом случае нужно искать провода, рассчитанные на такие расстояния. Как и в случае с межблочниками, акустические кабели лучше всего протестировать дома в своей системе.
Стойки для аппаратуры
Сделать из хорошей аудиосистемы отличную поможет правильная установка, и особую роль здесь играют стойки для акустики. Для одних колонок нагрузка от собственной массы не является помехой, но другим моделям для достижения верного тонального баланса требуется больший резонанс. Поэтому важно подобрать правильные стойки для своих колонок.
Каталог Cabiart, 1957 год
И для аналоговых, и для цифровых компонентов также желательно использовать стойки. Довольно часто причиной неприятных артефактов в звуке становятся нежелательные вибрации в плеере и стойке. Аналоговым источникам особенно нужна хорошая защита от внешних вибраций. Наконец, вся техника должна быть точно выстроена по уровню (без наклонов).
Силовые кабели
От силовых кабелей зависит общее качество работы системы, однако ажиотаж, который наблюдается в последние годы, на наш взгляд, совершенно не обоснован. О кабеле питания следуют думать в самую последнюю очередь, когда хорошо звучащая система уже собрана. Силовой, идущий в розетку, не спасет плохо играющую систему. Лучше потратьте деньги на новый компонент или колонки, чем на дорогой кабель. В бюджете системы силовые кабели не должны составлять больше 10%.
Пока собираете аудиосистему, временно забудьте о собственных вкусовых предпочтениях. Думайте о ней именно как о системе, т.е. связанном комплексе различных устройств. И когда будете докупать новый компонент в уже сложившуюся систему — не забывайте об этом, не нарушьте случайно тонкую взаимосвязь.
Кстати, если вы нашли систему, звук которой вам нравится, зачем искать к ней другие компоненты? Просто купите эту систему.
Реклама аудиосистемы Empire Grenadier, конец 1960-хх
Наконец, если вы все-таки решили улучшить свою систему — уделите этому больше времени в начале. Изучите ее заново, послушайте внимательно, поменяйте места установки колонок (таким образом уже можно выявить слабые и сильные места). Послушайте системы других людей. Подумайте, как добиться желаемого звука именно в вашем помещении.
Самые счастливые аудиофилы — те, кто завершив наконец подборку компонентов системы, больше ничего менять в ней не собираются. Представьте только, насколько это здорово — иметь такую стереосистему в своем доме и просто наслаждаться музыкой!
Комментарии
Хорошо и своевременно!
У вас есть некоторое количество денег и вы хотите приобрести хороший звук? Не получится! Приобретите геморой в виде постоянного поиска звука, неврозы от того, что не звучит. Кажется что звучит? Через некоторое время вы снова что нибудь поменяете! Продавцы делают всё, чтобы вы потратили как можно больше.
По многим параметрам правильная статья.
Меньше дроча на мелочах, больше концентрации на главном.
И не забыть ради чего все это — ради музыки, а не ради вечного поиска недостижимых, зачастую субъективных и даже порой не существующих в реальности, идеалов, рисуемых маркетологами и фанатиками!)))
очень важно подобрать нейтральный источник, который не внесет в сигнал ничего от себя.
винил превосходит другие форматы по звучанию
Самые счастливые аудиофилы — те, кто завершив наконец подборку компонентов системы, больше ничего менять в ней не собираются.
Я счастливая аудиофилка 😉
Значит вы вернулись к истокам — снова стали меломанкой 😉
Только не дружите с продавцами! Они такие пративные бывают. И счастье аудиофилки может закончиться.
В целом все написано правильно, и совпадает с моим мнением в частности. Даже голые тетки есть для комплекта. Одно только из разряда «опять туда же». Все правильно написано про два пути построения стерео системы, под себя или под правильный звук. Этим отличаются, если грубо сказать, меломаны и аудиофилы. Но приезжаем туда же, куда всегда: в итоге правильно думать, что система должна соответствовать понятиям «правильного звука». Во первых, кто это решил? Определенная группа людей сложила эти критерии. Это как у нас в России по Конституции мультиконфессиональное государство, но принято исповедовать православие. Во вторых, сразу выяснится, что правильный звук — это однозначно дорого, или очень очень дорого. Да кто бы сомневался то? Начинаем разбираться подробнее, выясняется что эти кто-то слушают только тяжелый рок или классическую музыку, то есть во всем соответствуют канонизированному в сети образу аудиофила. Остальные жанры они нередко презирают и считают, что с повышением класса аппаратуры все от своего убожества вкуса рано или поздно придут туда же, где они. Затем они делают логичный с виду вывод, что если аппаратура отыграет отлично большой симфонический оркестр, то она легко справится с такими мелкими тварями, как поп или электроника. А вот и неа. На деле в хай-энде различия в характере звука разных аппаратов зачастую большие, чем в бюджете. Одни играют «сладко», другие «мягко», третьи «нейтрально», четвертые «брутально», пятые «выпукло», четвертые «жизнерадостно» и т.п. Потому что разные жанры зачастую требуют противоположных качеств от исполнителей. Аппарат, отлично исполнивший звук БСО, на более нежных жанрах может показаться слишком навязчивым и резким, а на изначально резких — просто тупо режущим слух. Извините, грузовик замечательно привезет кирпичи на стройку, но с задачей доставить семью на пикник с комфортом он справится не очень. А уж на охоту в тайгу лучше УАЗик взять. Нигде нет такого, что создано универсальное решение для любой возникшей проблемы.
Очень полезный во всем совет сдружиться с честным продавцом. Предположим, он действительно честный и не делает рекламу для какой-то продажи лежалого товара. На этом сайте такое проявляется достаточно часто. Проблема в том, что из своего опыта прослушивания дорогой техники, да еще на ней большого симфонического оркестра, он делает оценки для дешевой и совсем дешевой аппаратуры, не обращая внимания на предпочтения спрашивающего, а там попса нередко. Предположим, человек, задающий вопросы, совсем дилетант. И денег у него совсем немного. Он разинув рот будет слушать «опытного продавца». И что получается? Нет, скажет то продавец верно, не соврет, но согласно принятым в вышеозначенном сообществе правилам и критериям. Примеры с этого сайта: «Marantz диктует свой подход к звуку», «У Onkyo недостаточная атака», «у Marantz проблемы с блоком питания», «у Onkyo проблемы с блоком питания». Нет, все это ПРАВДА, так и есть! Но что усвоит «друг продавца» и потенциальный покупатель? Фирма Marantz — минус 1, фирма Onkyo — минус 1. Что там не так конкретно, дилетант вряд ли поймет. Более того, он наверняка бы, начав слушать и не услышит этого, что где-то завал атаки, поскольку еще мало опыта. И мог бы купить и наслаждаться музыкой, но уже посеяны сомнения, раз что-то не то, то это равносильно Совсем Что-то Не То. Часто пациент потом искренне думает, что там ужас ужасный для него заиграет. Чаще всего в конце дается совет идти слушать самому. Нет, это ПРАВИЛЬНО! Но после такой информации дилетант пойдет слушать все эти фирмы? Для него уже двух нету, они себя запятнали навсегда. Мало того, он ведь начнет транслировать эту мысль дальше! У него 20000 руб на прибор, что он на них купит? Слушает или читает еще, выясняется, что Yamaha — это вообще никто, не стоит внимания. Pioneer — завал полный. Denon — еще со скрипом туда-сюда. А в этом ценовом сегменте этих фирм всего шесть! Из них почти все — не то. Попрется покупать Denon, а что делать, если умные дяди так думают! Более того, научно доказано, что большинство людей внушаемо настолько, что начинают реально видеть и слышать согласно мнению, которое им навязывается группой людей, в которой они хотят участвовать. То есть зачастую человек после таких «советов» реально начинает слышать то, что ранее и не услышал бы, или что услышать очень сложно. Так возникают мифы в сети, ходящие десятилетиями. На деле то что? Если человек не внушаемый, и думает своей головой, что не характерно для «друзей продавцов», он начинает понимать что все не так уж и плохо. И наслаждаться звуком можно уже за 20000-30000 руб за блок, почти на любом аппарате этих фирм. На уровне 15000 руб проблемы бывают. А с блоком питания за эти деньги у них у всех все плохо, но для простых случаев хватает. Естественно, за большие деньги лучше будет, но не факт, что каждый обязан следовать аудиофильским правилам. Многим вполне достаточно, чтобы звучало приемлемо и комфортно, останутся деньги на пополнение фонотеки.
Так называемая ,,дружба» с продавцом стоит не дёшево!
Видать народную пословицу «Краткость — сестра таланта» Вы и не слышали никогда.
Тема очень актуальна, а вот реализована в статье процентов на десять. В ней просто общие рассуждения и никакой ценной информации.
Посудите сами, представив на момент, что вы абсолютный новичок, желающий собрать свою первую стерео систему и ищете ответы на свои вопросы. В статье нет ни одного дельного совета с чего начать и на что необходимо обратить внимание, за исключением, может быть того, что нужно подружиться с продавцом. Понятно, что если рассматривать все вопросы, то статья получится большой, зато и ценность написанного многократно возрастёт.
И ещё. Сегодняшние реалии таковы, что салоны возят аппаратуру только по предоплате, а то, что имеется в наличии не всегда позволяет грамотно составить систему, поэтому надежды найти честного продавца, способного предложить хотя бы тройку-пятёрку компонентов для вашей системы просто призрачны. И бесчисленное количество вопросов на этом форуме от новичков лишь подтверждают это.
Если были бы конкретные советы, то это стал бы очередной холивар!
К сожалению или счастью нет единых золотых решений! Тут каждый сам за себя. А в статье изложены принципы, которыми следует руководствоваться и по мне все они верные (ну разве что винил немного зачем то пропиарили по сравнению с другими источниками, а это не совсем политкорректно)!
Люди десятилетиями не могут найти ответы на свои вопросы, а тут в статье как их изложить.
Это надо воспринимать не как руководство к действию, а как философию при построении системы!
Мне кажется так верно будет!
Хотя, конечно, отдельная более развернутая статья с соответствующими основополагающими советами тоже была бы в тему!)
Однако если вы слышали дорогой первоклассный проигрыватель виниловых пластинок в хорошо собранной системе, то с большой вероятностью согласитесь с утверждением, что винил превосходит другие форматы по звучанию.
ключевая фраза здесь » если вы слышали «
Поскольку аудиофилия и меломания — разновидность обсессивно-компульсивного расстройства психики (проще говоря — мании), эта статься больше смахивает на советы заядлого наркомана обычным людям, как правильно приобщаться к веществам: Надо употреблять только чистые наркотики! Для этого разумно подружиться с драгдилером, он подскажет, какие лучше брать. Все это не так уж и дорого. Героинчик. Кокаинчик. Амфетаминчик. Шприцы нужны конечно одноразовые и спиртовка для нагрева. Разумеется, лучше не злоупотреблять, все в меру! Но мы вот сейчас немного нюхнем вместе. Фффффф. . Аааооохххх.
Простые решения сложных проблем обычно обходятся очень-очень дорого.
Фотографии,очень интресные. Люблю рассматривать,фото с аудио 50-70х. Может есть,сайт какой,где их много. Если,кто в курсе,дайте ссылочку плиз!
Была такая фирма Radioshack в США. У них есть сайт со своими каталогами. Там нет хайэнда, но определенное представление о технике эти каталоги дают! Вот посмотрите например 1979 год:
Спасибо,за ссылку!Посмотрел,но там пишут,что плагин не открывается. Но ничего,забью в поисковике фото аудио 60-70х,и всего делов!!
хорошая статья, про силовые кабели мне понравилось. А то покупают усилитель за 300$ и к нему шнур за 500$. Вот это как. По мне так 10% на всю кабельную обвязку достаточно. Если , конечно , система не за 50 т.р. а под миллион. Про стойку правильно написали. Странно, совсем ничего про сетевой фильтор и акустическое оформление комнаты для прослушивания.
Вы таких встречали? Тех, кто к 300-т долларовому усилку силовик за 500-т покупает.
да. У знакомого в младшему ресу ямахи кабелей подключено на сумму дай. Бог ((
Самоуспокоение приятная, но непродуктивная вещь. Вот «висит» у меня проигрыватель на Эбби Роаде (ну, полосатенький). Сейчас его не отключить, потому что «заделал» я его минуя сетевой коннектор, но до этого пару раз баловался, меняя на провода попроще. Сказка сразу испаряется. По-моему, разделять участки тракта на «важные» и «неважные» сродни вопросу: — А ты кого больше любишь .
Очень грамотная статья с отличной «теплой» рекламой. И приоритеты верно расставлены. И главное — никаких конкретных советов, кои будут умничающими, в меру своей неполноценности, тут же обосраны. Про акустику я бы добавил аксиому, что в 99% случаев при одной цене полочники звучат несравненно лучше башен, да и для комнаты до 22-24 м подойдут лучше. Равно как и то, что деньги лучше тратить на старое доброе стерео, чем на многоканальную чепуху.
Да, полочники отлично играют ! Особенно трехполосные объемом от 60л. и имеющие 12″ на борту :)))))))))))
«Звучание системы зависит от колонок примерно на 80%.» По моему субъективному предположению, если, скажем, брать в процентном соотношении колонки — усилитель, то примерно 58 — 42 ). Интересно было бы узнать кто что об этом думает, какие цифры назовёт.
Если не брать во внимание комнату, расстановку АС, и источник — то 50х50, с поправкой на то, что усиление и акустика одноклассники (имхо).
Выкиньте любой пункт — музыки не услышите 😉 А вообще говорить о системе в отрыве от КДП некорректно.
20% раскачивание амплитуды
20% токовая нагрузка
P.S. В разные времена решить одни вопросы было сложнее других. Инженеры настаивают, что сейчас все плохо именно с последним пунктом.
колонки — усилитель 40-60
Не плохая статья от Кирилла Шипакина.Как собрать идеальную стереосистему?Довольно интересный вопрос-это своеобразный путь музыкального развития, своего вкуса,который отнимает нимало времени и денег. Владею довольно дорогой стереосистемой, но все равно идеала не получается. И чем дальше грузишься по этому поводу, тем хуже. Идеальных всеиграющих стереосистем даже с самыми дорогими и согласованными компонентами нет-это МИФ. Чуда нет! Не может груда железа, мёртвого железа передать идеально звучание того или иного натурального инструмента или живого исполнителя!И чем раньше прийдет понимание этого, тем лучше. Но сам путь ошибок тоже по своему интересен.
Подбирать нужно компоненты в первую очередь согласно вашего помещения, его звонкости, объема, места прослушивания.Одна и та же великолепно подобранная стереосистема в разных помещениях будет играть по разному, хотя общий жанровый характер музыкальной подачи сохраниться.
Затем выбрать систему согласно ваших жанровых предпочтений. Например: если рок, то система должна иметь довольно внушительную басовую составляющую,это как правило большие напольники или небольшие но с двумя сабами, т.к. на всех концертах рок групп используется множество низкочастотной акустики. Но такая система не потянет инструментал, будет много бубнежа и т.д.
Потом определиться с суммой, которую вы собираетесь потрать на систему.
Я рекомендую сначала приобрести недорогую стереосистему, которая соответствует всем вашим вкусовым предпочтениям, а потом по мере вашего развития, вкуса и предпочтений, которые со временем меняются, уже докупать аппараты довольно высокого класса. Все ошибки происходят из за того, что покупатель сам ещё не сформировал свой музыкальный вкус или находится в самом начале. И конечно продавец соответсвенно не может предложить ничего определенно, я говорю о грамотном продавце. Когда приходят в магазин и при мне, обычном покупателе, продавцу задают вопрос: мне нужна крутая система и шобы усё ыграла. Смешно становится.
Если интересно, то распределение финансов должно быть таким образом:
Многое зависит от качества материала, который вы слушаете!
Если материал высокого качества позволить не можете, то дорогая система вам никчему.Она выявит все худшие стороны записи!
Для рока и попсы дорогая система не нужна, она просто нормально играть не будет.
А вот если вы пришли в силу своего музыкального развития вкуса к пониманию живого вокала и инструментала, вот тогда можно и вложиться.
Запомните: высшая цель хорошей стерео системы-это дарить вам те или иные эмоции, радости, грусти, задумчивости, когда мурашки по телу.
Я часто бываю в различным hi fi салонах и многократно наблюдал, как многомиллионная хорошо подобранная стереосистема выдавала абсолютно стерильный, не жизнеспособный звук. Хотя и сцена и диапазон и все остальные составляющие были на высоте. Я называю это «красивое дорогое железо», как говорится «дораго и багато».
Музыка создана для вызова тех или иных эмоций, так вот если вас стереосистема не задела, лучше пройдите мимо от греха подальше. С такой системой счастья не будет.
Словами все не изложишь. Развивайтесь и развивайте музыкальный вкус. Удачи всем.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Источник