Как правильно подобрать полочную акустику

Как выбрать колонки – часть 1. Несколько полезных советов по выбору акустических систем

Акустические системы (или иначе – колонки) – это, пожалуй, самый широко представленный на сегодня класс аудиотехники. На рынке имеются сотни предложений, и процесс их выбора весьма непрост. Поэтому мы решили написать небольшое руководство, способное облегчить решение этой задачи.

Сохранить и прочитать потом —

Можно купить колонки за сто долларов, а можно – за миллион. Частотный диапазон в 10 октав и динамический в сотню децибел – это необходимость воспроизвести звуковые волны длиной от сантиметра до десятков метров и звуки от гробовой тишины безэховой камеры до громоподобного рёва реактивного самолета. Даже банальные корпуса колонок дают разброс от «обувных коробок» до огромных «шкафов» и от килограммов до центнеров.

Классификация акустических систем по стоимости

Цены приведены за пару

Несмотря на свой заявленный начальный статус, колонки этой категории могут смело претендовать на ключевую роль в создании полноценной стереосистемы. Комплект на их базе будет играть, как минимум, существенно лучше большей части музыкальных центров и беспроводных колонок, хотя последнее – с оговоркой, потому что эти колонки могут быть в несколько раз дороже обычных. Говорить о каких-то тонких музыкальных материях в этой категории, вероятно, не совсем корректно, но что касается частотного и динамического диапазона (проще говоря – разных частот и разных громкостей), а также уровня искажений, они совершенно точно будут в рамках дозволенного. Экономят тут, чаще всего, на внешности – например, заменяя натуральный шпон виниловой плёнкой, но и её качество в последнее время существенно выросло.

Читайте также:  Беспроводная колонка форза плюс инструкция

Колонки бюджетного уровня являются таковыми разве что по отношению к своим более дорогим собратьям. Что же касается их сравнения с начальными моделями, то они уже в большинстве случаев переставляют собой совершенно полноценные акустические системы. Применительно к ним вполне осознанно можно рассматривать такие критерии, как детальность звучания или построение звуковой сцены – это не говоря уже про все более привычные параметры. Экономический фактор может присутствовать в использовании не самых дорогих динамиков от сторонних производителей или же в корпусах, изготовленных из традиционных материалов (чаще всего MDF), а не экзотики типа металла, дерева или даже стекла.

Средний уровень – та самая пресловутая золотая середина, причем главная её особенность – отнюдь не в усреднении объективных параметров и субъективного качества, но в достижении той планки, преодолеть которую, во-первых, можно лишь с гораздо более существенными затратами, а во-вторых, оценить превышение которой по достоинству смогут лишь некоторые заядлые любители музыки – те самые аудиофилы. Что же касается абсолютного большинства среднестатистических покупателей, то для них эта категория – разумный максимум, а порой – и предел мечтаний.

В категории премиум используются самые дорогостоящие комплектующие и технологии, применяются различные инновационные решения, задействуется буквально весь потенциал сил и средств, чтобы обеспечить предельно возможное качество звучания, как с точки зрения объективных параметров (все тех же амплитудного и частотного диапазона, фазовых неравномерностей и прочих искажений), так и с позиции субъективно воспринимаемого качества звучания, включая пресловутые вовлечённость и музыкальность.

Так что же такое High End audio и собственно говоря колонки этой категории, как по большому счету самое очевидное воплощение этого термина? Есть мнение, что достаточно близкое по ощущению качество звучания можно обеспечить и меньшими затратами. Но суть в том, что процесс улучшения качества в подобных терминальных стадиях носит сугубо нелинейный характер. Другими словами, чтобы сделать лучше на одну десятую, возможно потребуется потратить в десять раз больше. Это раз. И два: настоящий High End – это не только абсолют с точки зрения качества звучания, но и такой же абсолют с точки зрения материалов и технологий по отношению к производителю, к которому тот порой идёт годами, если не десятилетиями.

Бытует мнение, что домашние колонки следует выбирать исключительно по цене и внешней привлекательности. Однако даже если вы не намереваетесь становиться экспертом в этом вопросе, наша статья поможет без труда сократить число «вероятных претендентов» и отмести заведомо неприемлемые варианты.


Великое множество представленных на рынке акустических систем делает процесс выбора непростой задачей

Страна-производитель

Аудиотехника разных стран (и в первую очередь – акустика) воспроизводит звук по-разному.

Скажем, Америка – страна больших пространств, больших автомобилей и внушительных акустических систем. Такие колонки способны «озвучить» просторные американские гостиные, а их внешний вид поражает своей монументальностью. Эту тенденцию наглядно иллюстрирует модель Ultimate III компании Magico – ведь её высота составляет неполных 2.5 метра! И звучание – под стать размерам: очень динамичное, мощное, агрессивное и напористое.


Американцы – создатели Ultimate III – предпочитают крупные формы

В противовес им Япония, где небольшие помещения обеспечивают своеобразную передаточную функцию, наоборот старается «подсушивать» бас в своих колонках. Характерный пример – проект JBL Everest, для курирования которого был приглашён известный рецензент Кейзо Яманака. Собственно говоря, итоговое звучание и планировалось, и получилось типично японским: акцентируется «внешняя» атрибутика, сочность тембров и красота подачи, иногда на грани пресыщения и еле уловимого синтетического привкуса – иначе говоря, они звучат не вполне естественно. Вследствие этого, на сегодняшний день мы не имеем ни одного действительно популярного производителя качественной акустики из Страны Восходящего Солнца.


JBL DD55000 Everest – прекрасный пример «типично японского» подхода к созданию акустики

Далее – в первую очередь Великобритания, со своими B&W и Monitor Audio. Британское звучание – не размашистое и не разухабистое, а достаточно точное и сдержанное. Этот звук передаёт внутреннее содержание музыки за счет каких-то плавных и мелких жестов. Считается, что «середину», наиболее важную часть диапазона, английская аппаратура отрабатывает особенно хорошо.


«Британское звучание» Monitor Audio Gold уместно даже в бывшей церкви

Затем Германия с их Canton и ELAC. Немцев принято упрекать в педантичности, доходящей до стерильности. На самом же деле в их продукции наглядно прослеживается скрупулёзность по отношению к деталям музыкальной композиции и железная дисциплина при воспроизведении. Характер звучания – нордический!


Немецкая точность – большой плюс акустики ELAC из Германии

И последняя, но не по значению – Дания: маленькая страна с большим потенциалом, европейский лидер в количестве производителей АС «на душу населения», тут уместно вспомнить Dynaudio и System Audio. Фирменные решения – много небольших динамиков в узких корпусах – позволяют получить характерное «быстрое» звучание: вместо одной тяжёлой мембраны динамика больших размеров применяется несколько маленьких и лёгких с увеличенным ходом диффузора. А дизайн корпусов, как правило, отличается известной во всём мире скандинавской строгостью.


Акустика System Audio – скорость, динамика, мощь

Размеры

Какие лучше – большие или маленькие?

Сейчас при выборе «калибра» акустических систем стоит руководствоваться скорее габаритами помещения. Я бы назвал площадь в 20 м² «Рубиконом» между полочным и напольным решением. Хотя при грамотном подходе к вопросу напольники вполне могут ужиться и на 15 метрах, а вот в 10-метровом кабинете или спальне я бы настоятельно рекомендовал ограничиться полочной стереопарой.

В первую очередь следует учитывать геометрию и акустические свойства помещения, в котором колонки будут установлены. Комната может быть большой, но при этом пустой и гулкой, и большие колонки с полноразмерным басом создадут в ней настоящую какофонию. В тоже время, относительно небольшое помещение может обеспечить условия для комфортного прослушивания.

Второй важный фактор – расстановка колонок: как минимум, не следует ставить их слишком близко или далеко друг от друга, близко к стене и тем более в углы. Оптимальная схема – равносторонний треугольник из слушателя и пары акустических систем.

Как гласит старая пословица, все колонки делятся на хорошие и полочные (шутка). На самом деле, если бы меня спросили, когда именно полочные акустические системы стали восприниматься полноценными участниками процесса, я бы назвал 1974 год, в который вышли две знаковые модели — минимониторы LS3/5 и крупные полочные АС Yamaha NS-1000. Первые – это фанерный корпус габаритов обувной коробки и пара пластиковых динамиков, цена вопроса на момент выпуска – сотня фунтов за пару, место назначения – мобильные телестудии BBC. Эта модель, пожалуй что, рекордсмен по числу последующих клонов и оммажей. Вторые – полноразмерные трёхполосные полочники массой более 30 кг и с бериллиевыми (!) диффузорами, самая известная и чуть ли не единственная удачная модель у японской компании Yamaha.

В многополосных системах спектр всех слышимых частот разбивается на несколько перекрывающих друг друга полос. Диапазон каждой из полос подаётся на отдельный динамик, который имеет наилучшие характеристики в этом диапазоне. Таким образом достигается наиболее высококачественное воспроизведение слышимых человеком звуковых частот.

Трёхполосная схема включает низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный динамики.

Wilson Audio Tiny Tot в 1985-ом году и Sonus faber Extrema в 1991-ом как мне кажется закрепили полноценный статус полочных моделей.

Подбор усилителя

Раз уж мы упомянули согласование колонок с комнатой, то давайте определимся и с таким критерием, как согласование колонок с усилителем. Хотите честно? В большинстве случаев явных признаков подобного согласованности или несогласованности просто нет. Безусловно, «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»:

  • Не следует подключать колонку с чувствительностью выше 90 децибел к солидному усилителю мощностью в несколько киловатт.
  • Не стоит пытаться раскачать 500-ваттный напольник интегральным усилителем с 50 ваттами на выходе.


Так нужна ли высокая мощность для «раскачки» подобной акустики?

Но я имею в виду вовсе не такие тривиальные случаи, а довольно частый вопрос: «Скажите, тут на колонках написано «X Вт», а на усилителе – «Y Вт». Это значит, что они не подходят друг к другу?». Это, ровным счётом, ничего не значит.

Для усилителя указывается долговременная либо кратковременная выходная мощность на определенную нагрузку.

Для колонок может указываться мощность потребляемая, продолжительно либо в пике.

Да и с точки зрения надёжности: вы сильно удивитесь, но сжечь колонки у вас скорее получится дешёвым маломощным усилителем, чьи искажения в режиме перегрузки приведут к поломке.


Наметив для себя несколько подходящих вариантов, сделайте окончательный выбор после тестового прослушивания

Обобщим

Описанные принципы помогут подобрать несколько наиболее приемлемых для вас моделей колонок. А окончательный выбор «самой-самой» подходящей акустики лучше всего делать по результатам прослушивания. Не поленитесь, загляните в ближайший салон и послушайте сами. Причём не столько консультанта, сколько технику. Если же определённость с размерами и фирмой-изготовителем ваших потенциальных колонок не принесла удовлетворения и оставила слишком много вариантов для выбора, во второй части этой статьи мы попытаемся разобраться с сугубо технической стороной вопроса.

Источник

Нельзя так просто взять и выбрать акустическую систему: более десяти экспертных гайдов, тестов и обзоров

Вновь обращаемся к экспертизе, собранной в нашем «Мире Hi-Fi». Ранее мы посмотрели, где производят аудиотехнику, рассказали о теории и практике DIY-акустики и настройке домашнего кинотеатра. На этот раз — решили поделиться с вами руководствами по теме подбора акустики.

Фотография: Jeff Sheldon. Источник: Unsplash.com

Как правильно выбрать акустическую систему. Эксперты «What Hi-Fi?» делятся рекомендациями и искрометными метафорами в гайде для тех, кто только начинает знакомиться с темой Hi-Fi-акустики. Для этого здесь есть все необходимое: глоссарий с базовыми терминами и важные нюансы, которые следует знать еще до начала подбора акустики, плюс — ответы на следующие вопросы. Как подойти к расположению акустической системы в интерьере с учетом размеров последнего. На какую акустику смотреть? Что нужно обязательно взять с собой в магазин на пробное прослушивание? Как общаться с продавцами? Здесь вы найдете комментарии по этим моментам и не только, а еще советы о том, как разместить акустику дома.

Активная и пассивная акустика: что лучше. Справочный материал от журналистов «What Hi-Fi?» поможет быстро разобраться, что к чему. Рекомендуем пролистать и изучить его, чтобы быть на одной волне с консультантами в магазинах, которые будут вам что-то рекомендовать. Если вы сами разберетесь в «теории», процесс подбора подходящей акустики будет в разы эффективнее.

Как выбрать колонки: дополнительные критерии. Двигаемся от общих моментов к частным — в заметке Barnsly вы найдете базовую классификацию акустики по стоимости, обсуждение различий и особенностей в зависимости от страны-производителя, пару слов о форм-факторе систем и подборе усилителей. Помимо этого — компактный рассказ о динамиках — о том, как они устроены, какой может быть конструкция диффузора, что есть из альтернативных типов излучателей и разных вариантов акустического оформления — так называемых «кабинетов».

На что смотреть. Издание «What Hi-Fi?» делится подборкой бюджетной акустически Hi-Fi-класса. Это избранные модели 2020-го: ELAC Debut B5.2 без запросов к расположению и с точным звучанием, еще более доступные DALI Spektor 2 и десяток других систем. Для каждой эксперты журнала приводят «паспортные данные» и делятся мнением о «плюсах» и «минусах».

Помимо этого мы опубликовали два компактных обзора: первый подготовили для колонок ELAC Debut Reference DBR62, а второй — для DALI Oberon 3. Еще рекомендуем изучить наш топ-5 акустических систем, сформированный на основе предпочтений клиентов «Аудиомании».

Тридцать две рекомендации для Sonos. Экспертный обзор возможностей системы мультирумных колонок — от интеграции с уже имеющейся акустикой до использования различных стриминговых сервисов. Как засыпать под музыку? Что нужно, чтобы слушать подкасты? Зачем нужна функция Trueplay? Как здесь работает голосовое управление? Можно ли подключить внешний ЦАП? На все вопросы отвечают эксперты издания «What Hi-Fi?».

Смотрим на беспроводные Denon Home 150/250/350. Специалисты SalonAV рассказывают о концептуальном повороте мультизонной линейки в сторону «классических» сменщиков HEOS. Они принесли с собой поддержку большего числа стриминговых сервисов, знакомые интерфейсы с новыми возможностями для расширения и прекрасную синхронизацию звучания. В материале — мнение о каждой из трех моделей и соответствующие «паспортные данные».

Инопланетные гости: Technics Ottava S SC-C50 и SC-C30. Изучаем эти аудиосистемы с помощью журналистов Stereo.ru. В этом материале они делятся своим видением того, что предлагают данные модели с точки зрения дизайна, юзабилити и звука. Здесь вы найдете огромное количество подмеченных нюансов, обсуждение технологической начинки вроде автокалибровки Space Tune и всего, что связано с синхронизацией и проигрыванием контента.

Особенности саундбара Sony HT-ZF9. Еще один обзор от Stereo.ru, включающий в себя экспертный анализ конструктивных моментов, многочисленных «коммуникативных возможностей» и различных режимов звучания системы. Как оценили Vertical Surround Engine? Справились ли «виртуальные колонки» с контентом в формате Dolby Atmos? Что показало прослушивание «хайрезов» с флешки? Выводы, достоинства и недостатки модели — по ссылке.

Два теста полочников: ELAC Vela BS 403 и ELAC Carina BS 243.4. Журналисты Stereo.ru подготовили пару детальных обзоров акустических систем известной немецкой компании. В первом представлена флагманская модель, разобраны ее конструктивные особенности и подробно описаны впечатления от прослушивания. Во втором — миниатюрные полочники, подходящие как для домашнего кинотеатра, так и для проигрывания самых разнообразных аудиокомпозиций. Что можно сказать об их звучании и специфике? Читайте в материале.

Как добавить сабвуфер к стереосистеме. Поможем дополнить полочные колонки или компактные напольники. Рассказываем, какие предложения на рынке стоит считать необходимым минимумом; что следует учитывать при подборе саба; какие есть достойные модели за разумные деньги; что нужно знать об интерфейсах, форм-факторе и позиционировании системы.

Лучшие колонки Bowers & Wilkins 2020 года. Обсуждаем бюджетные и премиум модели, полочники и напольники этого бренда вместе со специалистами «What Hi-Fi?». Здесь вы найдете восьмерку наиболее примечательных моделей с характеристиками и подробностями о том, чем они хороши и что может, наоборот, оттолкнуть покупателя. В подборке есть как акустика в районе тридцати, так и чуть менее доступные собратья за семьдесят с лишним.

Что еще посмотреть и почитать по теме:

Источник

Оцените статью