- Звук везде, или мультирум как способ сделать музыкальным весь дом
- Разновидности мультирум-систем
- Базовый вариант
- Более сложные системы
- Сложно и просто
- Как выбирать
- Установка колонок по всей квартире
- Меломан
- Дядя Митя
- Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате
- Профилактика лучше, но лечение чаще
- Четыре плохих комнаты
- Спасение звука подручными средствами
- О пользе зеркал и вреде отражений
- Комментарии
Звук везде, или мультирум как способ сделать музыкальным весь дом
Мультирум — это уже не часть элитной аудиосистемы дорогих квартир или коттеджей, а вполне доступное решение для “озвучки” всего дома. Какие они бывают, из чего состоят и какие нюансы следует учесть при установке и настройке? Подготовили небольшой обзор.
Что мы знаем о мультирум? Еще совсем недавно этот термин можно было услышать лишь из уст профессиональных инсталляторов и продавцов дорогостоящего оборудования для умного дома. Стоимость самых простых решений исчислялась десятками тысяч долларов. Для того, чтобы установить такую систему, необходимо было сначала разработать индивидуальный проект, учитывающий особенности материала стен дома, планировки, пожеланий владельца. А начинать установку желательно было во время постройки или капитального ремонта жилья, задолго до стадии чистовой отделки. Например, та же прокладка кабелей требовала штробления стен и другой грязной работы.
Но технологии меняются и становятся доступнее. С развитием возможностей Wi-Fi систем появилась возможность беспроводной передачи сигнала, что заметно упрощает задачу. Вместо музыкальных серверов с космическим ценником появились недорогие высококачественные медиапроигрыватели и устройства с поддержкой DLNA-протокола, позволяющего передавать мультимедийные файлы по локальным сетям. C таким набором можно построить несложный мультирумный комплекс, не прибегая к услугам дорогостоящих инсталляторов и не нанося ущерб обстановке.
Однако на самом деле все одновременно и радужно, и не очень. Но обо всем по порядку.
Разновидности мультирум-систем
Многокомнатные аудиосистемы можно условно разделить на несколько классов. Главный критерий — масштабность и сложность установки. Здесь и далее мы рассмотрим те из них, которые можно инсталлировать без приглашения специалистов.
Базовый вариант
Итак, самые простейшие решения базируются на беспроводных колонках, где в качестве источника звука выступает смартфон (а может и планшет, ноутбук – по желанию). Здесь все очень просто. Берете любые понравившиеся по звуку и дизайну беспроводные аудиоколонки и соединяете с вашим гаджетом. Обычно телефон поддерживает одну-две колонки, но с помощью дополнительного софта можно подключить и более десяти.
Ключевой элемент – способ соединения колонок с гаджетом. Например, Bluetooth в самой свежей версии может предложить довольно высокое качество звука, но при этом ограничивает количество одновременно подключенных устройств, а также работает лишь на небольших расстояниях, в пределах одной-двух комнат. Поэтому лучше воспользоваться Wi-Fi.
Для смартфона/планшета необходимо установить специализированное программное обеспечение, которое предлагает сейчас каждый производитель беспроводных колонок. Как пример, корейская Samsung разработала собственный беспроводной протокол Multiroom Link, работающий на базе домашней сети. Пользователю достаточно лишь установить желаемое количество колонок, поддерживающих эту функцию, по всему дому и соединить их с домашней сетью. После этого останется лишь направить музыку в нужную комнату или сразу во все.
ПО предлагает множество сценариев использования аудиосистем, есть даже алгоритм создания многоканального звукового сопровождения по принципу домашнего кинотеатра. Схожие функции с небольшими отличиями присутствуют и у других производителей – LG Electronics, BOSE, JBL и прочих.
Более сложные системы
Беспроводные аудиосистемы более высокого качества представляют собой уже целую экосистему, состоящую из самих колонок (в том числе сабвуферов), усилителей мощностей, проводных и беспроводных ресиверов и передатчиков. Яркий пример – Sonos. В линейке этого производителя есть как колонки, воспроизводящие потоковую музыку из ваших гаджетов, так и компактные мультимедийные проигрыватели, которые поддерживают передачу музыки из различных сетевых сервисов: DLNA, стриминговых служб. Есть у Sonos даже собственные устройства, обеспечивающие устойчивую беспроводную связь между всеми подключенными устройствами.
Sonos не только поддерживает работу с собственными акустическими системами, но и позволяет подключать сторонние высококачественные колонки, для чего в линейке есть ресивер Sonos Connect:AMP. Все управляется при помощи смартфона.
Сценарии работы позволяют направлять разную музыку в разные зоны или использовать один плей-лист для всего помещения. При этом не обязательно использовать сторонний источник музыки — смартфон, планшет или сетевой накопитель: многие устройства Sonos имеют встроенный интернет-радиоприемник, что заметно упрощает жизнь любителю потокового радио.
Более сложный и дорогостоящий вариант, но он же и более интересный – Hi-Fi компоненты с беспроводными возможностями. Проще говоря, это тот же стереофонический или AV-ресивер с системой Multiroom. Качество звука при этом напрямую зависит от владельца системы, так как выбор подходящих колонок целиком лежит на его плечах.
Здесь необходимо озаботиться прокладкой кабеля от ресивера как минимум в еще одну комнату. Однако часть производителей, например Yamaha и Onkyo, предложили вариант с беспроводной передачей звукового потока из одной комнаты в другую при помощи своих фирменных устройств. Несколько ресиверов одной из этих марок, поддерживающих фирменную технологию беспроводного мультирум, позволят целиком озвучить все жилище или передавать музыку от одного устройства другому. Например, можно включить в гостиной интересный концерт по TV, а звук передать на музыкальный центр, находящийся в спальне или в кабинете. Так предлагает поступить Yamaha со своим фирменным протоколом MusicCAST. В линейке компании на сегодняшний день уже множество устройств, поддерживающих этот протокол: ресиверы, микро- и минисистемы, саундбары, беспроводные АС и даже наушники. И, да – многие другие известные компании, например, Pioneer или Onkyo, имеют свои собственные мультирумные решения.
Сложно и просто
На первый взгляд, все вышеописанные системы просты в установке и использовании. Но это не совсем так.
Основной камень преткновения на сегодня – несовместимость протоколов. Каждый производитель старается оснастить свою технику фирменной технологией, которая не «дружит» с технологиями конкурентов. Из этого следует, что для создания полноценной мультирум-системы необходимо покупать технику только одного производителя. Хорошо, когда будущий владелец является поклонником одной марки. Но иногда бывает, что даже у любимой марки нет той функциональности, которая нужна конкретному адепту бренда. В этом случае задача усложняется либо приглашением системного интегратора (решения которого, как мы уже говорили, стоят на порядки дороже) либо поиском компромиссного варианта.
Одним из таких вариантов могут быть уже упомянутые устройства Sonos Connect:AMP, позволяющие подключать любую акустику и не зависящие от других. Однако в этом случае вырастет и конечная стоимость. Если же будущий владелец хочет построить основную систему на базе какой-то определенной марки, используя в качестве источника центральное устройство (ресивер), то здесь уже без компромиссов не обойтись.
Еще один спорный момент – управление современными мультирумными системами. Практически все производители предлагают на эту роль смартфон. Казалось бы, отличный вариант. Но только не для тех, кто до сих пор предпочитает умным гаджетам обычные «звонилки».
И еще один, не самый очевидный, минус – такая схема не позволяет хоть на время отложить смартфон в сторону и наслаждаться только музыкой, не отвлекаясь на гаджет. Остаются вопросы и к поддержке определенных операционных систем разными производителями и совместимости с конкретными гаджетами. Но по сути это уже детали.
Как выбирать
Наверно, это самый простой пункт. «Выбирай сердцем!» – было сказано в одном предвыборном слогане. Но и здесь могут подстерегать ошибки. Например, избыточная мощность или функциональность вряд ли добавят комфорта владельцу, установившему мощную стереопару (нередко и с сабвуфером) в комнату или саундбар в кухню. Логичнее применять разные подходы для разных помещений.
Так, для гостиной лучше подойдет многоканальная система или хорошее напольное стерео, а в кухне, где мы не сидим долгое время на одном месте, можно обойтись качественной монофонической колонкой. Для коридора, лоджии или иных небольших помещений хорошим выбором будут встраиваемые или навесные сателлитные колонки, поскольку там нужен скорее просто музыкальный фон, а не идеально точная стереопанорама или все нюансы записи.
Не стоит забывать про удобный доступ к розеткам и устойчивое покрытие беспроводной сети во всех уголках жилища. Например, в двух и более этажном доме наверняка понадобятся дополнительные точки доступа Wi-Fi. А в многоквартирном доме лучше предварительно проанализировать соседские сети, чтобы выбрать максимально свободный канал, а не полагаться на автоматическую настройку роутера.
Беспроводная аудиосистема Samsung WAM7500
Стоит ли подробно говорить о дизайне? Наверно, вы сами сможете правильно оценить внешность будущей техники и понять, насколько гармонично она будет смотреться в вашем интерьере. А вот о звуке точно переживать не стоит – практически все современные мультирум-системы имеют очень неплохое звучание. Поэтому выбор за вами.
Источник
Установка колонок по всей квартире
Меломан
Новичок
Дядя Митя
АудиоДоктор
Плохо искали. ПОИСК — «Встраиваемая акустика»
начать со школьного курса физики:
http://www.soundforum.ru/forum144/thread3291.html#post12840
в обычном бытовом усилителе предусмотрено подключение 2х пар(переключаемое). Большее кол-во можно подключив, если акустику соеденить последовательно/параллельно — п оссылке там всё подробно.
Усилитель необходим к любым динамикам, т.к. динамик это электро-механическое устройство.
в бытовой аппаратуре — нет. В проф. — микшер называется.
К тому же эта затея ваша — на все динамики будет транслироваться одно и тоже одновременно?
Куда угодно. Хоть в радиоточку
С источника берётся линейный сигнал низкого уровня. С выхода звуковой карты или выхода муз.центра — усилителю всё равно.
Да, самое главное. Затея «акустика в потолке» для жилого помещения — квартиры — ерунда! Потолочная акустика изначально предназначена для общественных помещений, типа магазины-шоурумы, в общем где имеенно требуется фоновая музыка с возможностью вставки каких то рекламных объявлений, джинглов. Качество воспроизведения будет среднее и ниже не только из-за ненаправленности звучания. Бываю конечно исключения, где нормально звучать будет — например пустое помешение где пол и стены покрыты кафелем.
Источник
Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате
Вообще-то основной идеей данного ликбеза должен был стать грамотный выбор акустики. Но приступив к работе, я понял, что начинать логично с самой первой проблемы — звуковых свойств комнаты, где эта акустика будет стоять. В итоге получилось, что до процесса выбора колонок на этот раз я так и не добрался, зато написал несколько полезных советов о том, куда и как поставить уже купленную систему, чтобы раскрыть ее лучшие свойства. Сразу скажу, материал рассчитан на новичков-меломанов, только делающих первые шаги в поисках лучшего звука.
Судите сами: интересные продвинутые источники, усилители и АС появляются практически непрерывно, поэтому всегда есть соблазн попробовать что-то новое. Ну а если выбор компонента вдруг оказался не слишком удачным, поиск кандидата на замену из тягостной неизбежности практически всегда превращается в дополнительное приключение. С другой стороны, шанс выбрать новое помещение для музыкальной системы или домашнего кинотеатра большинству из нас представляется очень редко, некоторым — вообще никогда.
По этой причине лихорадка перманентного апгрейда на комнату прослушивания, как правило, не распространяется. Но ведь именно она – самый главный компонент звуковой инсталляции, от которого самым драматическим образом зависит характер и качество звучания аппаратуры независимо от её класса. Ну а раз так, вариант остается только один: оставить на время покупательский азарт и заняться приведением имеющейся недвижимости в акустический порядок.
Профилактика лучше, но лечение чаще
Работники Hi-Fi-салонов не дадут соврать, фраза «У вас играло, а у меня дома не играет» — лучшая иллюстрация к проблеме интерьерной акустики. То есть у самой акустики проблем нет, а появляются они у тех, кто пытается игнорировать ее существование.
Допустим, обрела молодая семья собственную квартиру. Первым делом составляется план обустройства и ремонта. «Холодильник поставим здесь, стиральную машину в ванной, а диван — в гостиной». Телевизор вешаем напротив дивана, если, конечно, кому-нибудь не придет катастрофическая идея загнать его в угол. Затем, кстати, вполне может выясниться, что экран оказался напротив смотрящего на юг окна — лично видел такое не один раз.
Ради бескомпромиссной борьбы с ранними отражениями, оптимизации басов и снижения времени реверберации некоторые обладатели домашних студий пускаются на самые радикальные меры, вроде постройки стен из акустических ловушек
О колонках чаще всего вспоминают в последнюю очередь, и дай бог, если это происходит хотя бы до установки пресловутого дивана. Почему — понятно: даже если будущие обитатели квартиры действительно любят послушать музыку, забот и расходов во время масштабного ремонта выше крыши, тут бы унитаз не забыть заказать…
Итог предсказуем. Колонки оказываются загнанными в углы комнаты, а сабвуфер затравленно выглядывает откуда-нибудь из-за занавески. В результате звук, скорее всего, окажется достойным первой машины молодого поклонника хип-хопа, испытывающего острый дефицит финансовых средств и музыкального вкуса.
А вот чисто случайно расставить акустику так, чтобы ваша тёща — потомственный музыковед, придя в гости, погрузилась в глубокую эйфорию, не получится никогда. Дело в том, что правила оптимального расположения источников звука практически всегда идут вразрез с устоявшимися нормами (чтобы не сказать штампами) интерьерного дизайна.
О том, что акустика комнаты влияет на многое, говорит, например, профиль работы британской фирмы Oscar Acoustics. Они делают специальное оформление в переговорных комнатах офисов, которое улучшает разборчивость речи всех участников встречи
Важно понимать, что любая комната всегда работает как резонатор, формируя характер звучания не в меньшей степени, чем, скажем, скрипичная дека. Однако в отличие от корпуса скрипки, форма комнаты в подавляющем большинстве случаев благозвучию не способствует.
Например, прямоугольная топология с параллельными поверхностями большой площади неизбежно приводит к возникновению нежелательных отражений и стоячих волн, превращающих более-менее плоскую (в лучшем случае) АЧХ колонок в кривую, больше всего напоминающую сейсмограмму землетрясения. Причем в разных точках пространства форма этой кривой может меняться самым причудливым образом.
Четыре плохих комнаты
Перечислим основные факторы негативного влияния комнаты на звук:
1. Недостаточное, или, наоборот, слишком большое время реверберации. Этот параметр характеризует «звонкость» помещения, то есть длительность затухания звука, и выражается временем, необходимым для его ослабления в тысячу раз (на 60 дБ). Слишком гулкая комната так же малопригодна для нормального восприятия музыки, как и абсолютно глухая, лишающая слушателей малейшего ощущения пространственного объема.
2. Стоячие звуковые волны. Возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых сопоставимы с размерами помещения. На слух воспринимаются как резкие подъемы и провалы басов в строго определенных точках пространства.
Да-да, так оно и происходит не только с разговорами позади вас, но и с отражениями звука от акустики, стоящей перед вами
3. Ранние отражения. Высокочастотные (в меньшей степени — среднечастотные) колебания, отраженные от поверхностей, расположенных неподалеку от АС (в основном голых боковых стен, пола и потолка). Они попадают к нам в уши почти одновременно с прямым сигналом, нарушая правильное восприятие локализации источников звука в стереопанораме. Более того, несовпадение фаз прямой и отражённой волн (к тому же гуляющее по частоте) приводит к резкому ухудшению равномерности частотной характеристики.
4. Порхающее эхо. Череда быстрых повторений звука на определенных частотах, возникающих при расположении колонок между двумя параллельными, хорошо отражающими поверхностями.
Спасение звука подручными средствами
Существует масса способов обуздания звуковой анархии, самые радикальные из которых предполагают построение точной акустической модели комнаты посредством ее лазерного сканирования. Задуматься об акустической подготовке крайне желательно ещё в начальной стадии капитального ремонта, и доверить её лучше проверенному специалисту. Причем именно инсталлятору, а ни в коем случае не интерьерному дизайнеру. Потому что последний (если он, конечно, по совместительству не аудиофил), не знает, что большие площади гипсокартона поглощают басы с удивительным аппетитом, а средние и высокие отражают с характерными призвуками. Или что незашторенная стеклянная стена — воплощённый кошмар любого меломана с ушами.
Так выглядит акустическая обработка одного из залов студии Manifold Recording. Это к вопросу о том, сколько труда надо вложить, чтобы помещение зазвучало по-настоящему
Однако если этот поезд уже ушел, оставив как данность комнату со сложившимися отделкой и интерьером, можно попробовать улучшить её акустические свойства и собственными силами. Кстати, шансы заметно облагородить звучание системы в этом случае довольно высоки. Полностью избавиться от всех проблем, конечно, не получится, но зато и денег в сравнении с «инсталляторским» вариантом удастся сэкономить изрядно.
Начнем с осмысленной расстановки колонок. Первым делом отодвиньте их от задней стены, особенно если порты фазоинверторов направлены как раз на неё. Это позволит сделать басы менее гулкими и более разборчивыми, улучшить глубину музыкальной сцены. На сколько двигать? Универсального ответа нет, так что первым делом прочтите мануал к колонкам, а затем слушайте и экспериментируйте. Самому слушателю, кстати, по той же причине не стоит упираться затылком в стену. Хорошо помогают мягкие подушки на спинке дивана, а в идеале — тканый гобелен или тяжелая портьера за спиной.
Близость боковых стен способствует возникновению ранних отражений и стоячих волн, так что от них акустику так же стараемся держать подальше. В борьбе с последними, кстати, очень полезно получить детальную информацию о модах – то есть частотах, на которых возникают резонансные явления, заодно выяснив и их примерное расположение в комнате. Для этого потребуется лишь рулетка и онлайновый акустический калькулятор, например, вот этот.
Акустически калькулятор
Еще один способ определения оптимального положения колонок — метод четных и нечетных сечений. Например, длина комнаты делится на четный коэффициент, а ширина — на нечетный. Поделив, допустим, ширину на два, а длину на три, получим своего рода разметку, на пересечениях линий которой и рекомендуется устанавливать АС.
Правда, если меломан живет не один, в этот момент крайне вероятно возникновение конфликтной ситуации с домочадцами, не считающими хорошей идеей установку двух полутораметровых деревянных столпов прямо посреди комнаты. Что ж, видимо придется идти на компромиссы, главное, чтобы они опять-таки были осмысленными с точки зрения акустики. И имейте в виду, что с уменьшением расстояния между колонками верхняя составляющая басового спектра, как правило, начинает звучать ярче, а самые глубокие низы — наоборот. Кроме того, всегда старайтесь минимизировать длину проводов, соединяющих колонки с оконечным усилителем. Скорее всего, для этого придется удлинить межблочники, но овчинка стоит выделки.
После того как АС обрели стабильное положение в пространстве, сориентируйте их акустические оси прямо на место прослушивания. Любые отклонения от «прямого выстрела» чреваты искажением АЧХ, особенно на высоких частотах, ведь разработчики стремятся получить наилучшее звучание именно для такого положения излучателей. Правда, некоторые производители (например, Dali для колонок с ленточными твитерами широкой направленности) рекомендуют не разворачивать их на слушателя, но данное исключение лишь подтверждает общее правило. В варианте с полочниками из этих же соображений ВЧ-излучатели колонок должны находиться на уровне уха сидящего человека.
Стены и потолок, сходящиеся под прямым углом — главная акустическая проблема большинства помещений. Большие акустические ловушки помогут даже в самых тяжелых случаях, главное суметь вписать их в интерер
Если же речь идет о конфигурации 2.1 (многоканальные системы для домашнего кино мы рассмотрим в отдельном материале), самое время заняться сабвуфером. С понижением частоты звука направленность его распространения снижается, но это совершенно не означает, что саб можно задвинуть куда угодно — лишь бы не мешал и проводов хватило.
Индивидуальный для каждой комнаты набор мод и потенциальных источников резонансов (застекленный шкаф с посудой) делает поиск оптимального расположения сабвуфера делом увлекательным, творческим и далеко не простым. Не поленитесь поэкспериментировать с его положением — и вы удивитесь, насколько по-разному могут звучать «ненаправленные» низкие частоты.
Чтобы не таскать в процессе экспериментов тяжеленный ящик, некоторые поступают наоборот: усаживают саб в кресло, а сами в поисках правильного баса (не более громкого, но более разборчивого и равномерного) ползают по комнате на четвереньках, а потом в лучшее на слух место и ставится саб. Отправная точка в поисках нам уже известна: ближе к стенам и углам — больше баса, и, чаще всего, неуправляемого гула. Кстати, в процессе перемещений не забудьте о регулировках частоты среза и поворота фазы, тоже помогает.
О пользе зеркал и вреде отражений
Во время всех манипуляций с акустическими системами важно помнить, что самые большие неприятности обычно доставляют хорошо отражающие звук поверхности большой площади, особенно, когда они расположены симметрично. Именно поэтому студии звукозаписи и концертные залы высокого класса не имеют прямых углов и параллельных стен, а потолки их сформированы панелями сложной формы, работающими, в зависимости от конкретной задачи, на поглощение или рассеивание звуковой энергии.
Применительно к нашей ситуации, «настройка комнаты» может включать три этапа. Сначала определяем уровень реверберации (самый простой способ — громко хлопнуть в ладоши и внимательно вслушаться в реакцию помещения). Слишком звонкие комнаты встречаются куда чаще, чем переглушенные. Для корректировки сгодятся любые звукопоглощающие материалы и объекты: мягкая мебель, плотные занавески, картины и книжные полки на стенах (ни в коем случае не застекленные), и даже большие плюшевые игрушки. Если же звук от хлопка исчезает чуть ли не раньше, чем вы свели ладони, значит с элементами украшательства и комфорта явный перебор, и от некоторых из них неплохо бы избавиться.
Этап второй — борьба с ранними отражениями. Тут отлично помогает ковер на полу (чем толще, тем лучше), и потолок, облицованный звукопоглощающими плитками (отлично работает и натяжная ткань). Компромиссный вариант: декоративный коврик непосредственно перед колонками. Не забудьте и про стены, вместо картин на них лучше разместить специальные звукопоглощающие панели, некоторые из которых выглядят вполне стильно и симпатично. Оптимальное место для размещения поглощающих элементов найти не сложно. Приложите к исследуемой поверхности зеркало или лист зеркальной пленки и перемещайте до тех пор, пока сидящий в месте прослушивания не увидит в нем отражение динамиков. Ну а поскольку угол падения равен углу отражения, в данной области и нужно располагать звукопоглощающий материал.
Пример эффективного размещения звукопоглощающих панелей
В финале еще пара слов об укрощении басов. Эффективный способ борьбы с их избытком, неравномерным распределением и характерным бубнением — размещение в углах (иногда и вдоль стен тоже) акустических ловушек — цилиндрических конструкций, поглощающих энергию низкочастотных колебаний. Для их установки не придётся затевать ремонт, однако нужно быть морально готовым к появлению в комнате ещё нескольких громоздких объектов.
Комментарии
Спасибо за статью. Сам имею гостиную сложной формы, и меня не покидает мысль, правильно ли я расположил колонки? (Напольники Фокал 836W). Гостиная метров 35, вокруг только монолитные стены. Сейчас колонки стоят по длинной стене, между ними расстояние где-то 2,5 метра и до точки прослушивания около 2 метров, колонки повернуты на слушателя, от стены колонки подвинуты сантиметров на 20. Из мебели, пока, только диван, и телевизор на стене. Позади дивана сейчас игровая зона для ребенка.
Растоянее вроде верное а за диваном или в левый угол пробовать нодо , саб напрашивается с направлением динамика в пол жилательно с такой гостиной
у меня стандартная квартира в панельке, — пол — ковролин, стены обклеены половой пробкой 3мм, потолок — штукатурка , но с приклеенными кружками от упаковок сд дисков. ресивер — marantz m-cr 603, акустика jamo e 350 ppl, саб — mordaunt short ms 308, кабели — толстые медь. звучит, что медь тарелок, что струны контрабаса. слушаю в основном джаз, но и классика, и рок и альтернатива всё звучит пристойно, и самое главное цена всему этому мизер. я бывал у своих зажиточных товарищей у них всё на порядки дороже, кроме звука, мой иногда убирает их дорогущую технику. правда, монтировал у себя всё я сам, и работал давно звукорежиссёром и звукооператором.
Хорошая и достаточно полезная статья! Вот к стати наглядный пример того как меняется звук:
К сожалению, Youtube не дает скопировать сюда
«Задуматься об акустической подготовке крайне желательно ещё в начальной стадии капитального ремонта, и доверить её лучше проверенному специалисту». Это конечно замечательно, вот только где их взять этих «проверенных специалистов»? 99,999% всех инсталляций сводится к элементарному разводу заказчика на деньги. У самого дачный дом построен на основательном фундаменте и стены из толстого специального финского бруса, 2 этажа, с гостиной на первом этаже около 50 кв.м. Простора для творчества МОРЕ, никаких ограничений на пространство и применяемые материалы, единственная задача максимальная отдача от уже приобретенной аудиосистемы из АС JBL Everest D6600, преда Audio Research LS27, пары моноблоков Audio Research
Reference 250SE, источника NAS (сетевой аудио сервер хранения Integrita X5 на 20 Тб и сетевой плеер Krell Connect) + Audio Research CD9 (работает в т.ч. как USB-ЦАП) и аналогового источника LP Avid HiFi Sequel SP с башкой MC Goldring Legacy и фонокорректором Avid HiFi Pellere phono stage. Все установлено на разных независимых стойках. Учитывая просто нереально огромный вес АС (150 кг) и остального «железа», посчитал выполнение задачи по грамотной расстановки и, при необходимости, доводки помещения, сложно выполнимой. В результате обращался в четыре известных салона Hi-Fi в Питере, но все заканчивалось на стадии убеждения, что вот их компания самая что ни на есть профессиональная. В результате приезжали «господа», цокали, восхищались, затем предлагали СРАЗУ купить: кабели, аудио процессоры, цифровые эквалайзеры и т.д. и т.п. Причем по большей части даже без хотя-бы получасового вдумчивого прослушивания системы, не говоря уже о каких-то измерениях. В общем в итоге получилось нечто похожее на описанное пользователем vova-mozeswork, но сделанное самостоятельно. В принципе помещение было вполне приемлемым по своим акустическим свойствам изначально (может быть совсем чуть-чуть «звонким» из-за пустоты, высокого потолка и довольно большой площади, но в нем возникали жуткие стоячие волны, способные заставить резонировать даже такой монолитный девайс, как Avid Sequel с максимальной вибро развязкой! После экспериментального определения наилучшего положения для АС (около 1м от боковых стен и около 60 см от задней стены), постеленного коротковорсного ковролина и размещенного (на расстоянии 70 см от задней спинки до стены) дивана, проблема все еще имела место быть. Как-то систему услышал мой друг, совершенно равнодушный к музыке, аппаратуре и т.п., занимающийся проектирование, изготовлением и монтажом высококлассных (и дорогих) интерьеров клубов, яхт, домов и именно ему пришла идея приподнять АС немного над полом (примерно на 20 см). Его компанией были изготовлены соответствующие профилю и подходящие по цвету постаменты на массивных регулируемых шипах из искусственного камня (с шильдеками, повторяющими таковые на фасаде АС) и в целом это устранило в значительной степени проблему стоячих волн и переотражений. В довершение был полностью переделан потолок и тут уже доверился буйству фантазии интерьерщиков, а главным требованием было его максимальная «изломанность» при сохранении эстетического приличия, применение экологических материалов с приемлемым акустическими свойствами и многозонное светодиодное освещение. В общем эта проблема была устранена, но нарисовалась другая — выжигающие мозг ВЧ (видимо приподняв АС несколько снизилась инфразвуковая составляющая и ВЧ «выскочили» на передний план). Тут все оказалось проще: достаточно было повесить ковер позади дивана и проблема разрешилась. К сожалению в этом помещении до сих пор рискованно размещать какие-то стеклянные или хрустальные предметы, посудные шкафы и т.п. (они просто и без всякого драмматизма или шуток взрываются!), а потому из элементов интерьера только книжные полки по одной стене и полки для аудионосителей по другой стене (коллекция винила около 2000 LP). Многие мои гости недоумевают, когда я разливаю им достаточно приличные алкогольные напитки в пластиковые стаканчики во время прослушивания очередного интересного альбома, но те-же стаканы для виски или бокалы для вина «шарахают» иногда прямо в руках. Может быть кто-то сталкивался с этой проблемой и у него есть рецепты «лечения», готов с удовольствием выслушать. Сейчас меня все устраивает в этой системе, при том, что она абсолютно не имеет жанровых предпочтений: пластинка Slayer «South of Heaven» отправит вас прямиком в место, обратное обещанному, а
Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор С. Рахманинова заставит рыдать навзрыд крокодильими слезами.
Из описанного больше похоже на проблемы с КНТ, но это предположение, а надо проводить инженерные изыскания. (Частотный отклик, (EDT, T10, T20, T30 ) в треть октавных как минимум. Из учета, что народ уже порезвился, (я так понял, без инженерных изысканий), предполагаю, что простыми советами не обойтись. Архитектурная акустика, как ни крути, связана со строительными работами.
Источник