Как делать стерео звук

Учимся делать из моно-звука стерео и
наоборот – превращаем стерео дорожки в одноканальные треки

Иногда при прослушивании стерео-записей, вытянутых из видео, а также аудиоподкастов, музыка звучит только с одного канала. Слушать такие записи в наушниках неудобно, поэтому их следует преобразовывать в звук моно. В этой статье мы покажем, как это сделать, а также расскажем, как из моно сделать стерео, чтобы получить объемный звук. Для этого будем использовать АудиоМАСТЕР – звуковой редактор на русском языке с большим набором инструментов и простым управлением.

Из моно – в стерео

При звукозаписи в монорежиме создается одна звуковая волна, и все инструменты «смешиваются» в итоговом звуке. При этом пропадает пространственное восприятие музыки и невозможно добиться объемного звучания. Чтобы создать эффект панорамы в динамиках или наушниках, потребуется перевести звук из моно в стерео.

Стоит учитывать, что при этом нельзя добиться оригинального стереозвука. Двухканальные дорожки записываются с использованием разных сигналов: в монорежиме для голоса исполнителя и отдельной дорожкой музыкального сопровождения. При преобразовании готовой песни такого эффекта добиться не получится, поэтому мы будем использовать эффект псевдостерео. Аудиоредактор самостоятельно распределяет оригинальный монозвук.

Для создания дорожки с двумя звуковыми волнами профессионалы используют специальный секвенсор, но новички могут обойтись простым приложением для обработки аудио. В инструкции ниже мы рассмотрим, как сделать стерео звук из моно в программе АудиоМАСТЕР.

Читайте также:  Лучшие проводные наушники для honor

Шаг 1. Установите софт и создайте проект

Скачайте бесплатный инсталлятор АудиоМАСТЕРА по кнопке ниже и установите на компьютер.

После этого запустите софт, выберите пункт «Открыть файл» и импортируйте монотрек. При этом можно загрузить с жесткого диска готовый файл, вытащить звуковую дорожку из видео и копировать треки с CD-дисков.

Откройте аудиодорожку подходящим способом

Шаг 2. Преобразуйте звук из моно в стерео

Как видите, у загруженного монотрека в редакторе отображается только одна волна. Для создания стереоэффекта нам нужно одноканальный звук сделать двухканальным. Делается это предельно просто: в главном меню редактора найдите пункт «Файл» и выберите подпункт «Сохранить как».

В настройках сохранения трека вы найдете все нужные опции

Укажите, в каком формате экспортировать аудиотрек: WAV, MP3, MP2, WMA, AAC, AC3, OGG, FLAC. При выборе любого варианта, кроме MP3, для создания стереофонического звука в пункте «Каналы» установите режим «Стерео». Примените изменения кнопкой «Сохранить».

Для каждого расширения есть свой набор дополнительных параметров экспорта

При переводе музыкального трека в аудиофайл мп3 раскройте меню «Стереорежим». Чтобы переделать аудиодорожку, выберите один из трех вариантов: Stereo, Join Stereo, Dual Channel.

  • Stereo: две дорожки содержат разную информацию, за счет чего создается ощущение панорамы. Это оптимальный выбор практически для любой аудиозаписи.
  • Stereo:Joint stereo: двухканальная дорожка, в которой левый и правый каналы идентичны. Он звучит так же, как монодорожка, только разделен на два аудио канала. Итоговое стереозвучание получается не очень хорошего качества, поэтому лучше использовать, если на записи присутствует только голос.
  • Dual Channel: два канала конвертируются отдельно друг от друга, на каждую волну приходится 50% общего файла. Его применяют, чтобы голос диктора выделялся на фоне музыкального сопровождения.

При сохранении в MP3 вы можете применять разные способы переобразования в стерео

Шаг 3. Сохраните файл

Выберите оптимальный режим стерео и нажмите «Сохранить». Дождитесь, когда аудиоредактор обработает дорожку и сформирует новые графики. Запустите проигрывание в окне редактора и прослушайте результат. В нашем случае голос певца и музыкальный фон стали звучать более объемно и не «сливаются» друг с другом.

После обработки в редакторе будут отображаться уже два аудиоканала

Теперь можно дополнительно обработать песню: очистить аудио от шумов, наложить эффекты реверберации, применить эквалайзер, изменить тембр голоса и многое другое. В том числе вы можете провести обратную операцию и объединить стерео сигнал в моно.

Из стерео – в моно

Что делать, если нужно поменять двухканальную дорожку на один канал? Так бывает, если вы скачали с интернета аудиоподкаст или вытянули музыку из фильма. Такие дорожки часто бывают двухканальными, но по факту звук идет только с одной волны. При прослушивании в наушниках вы слышите звук только в одном ухе, проигрывание на динамиках также звучит некачественно.

В этом случае можно преобразовать стерео в моно, так как это не отразится на качестве звука. Монодорожки также удобны для создания рингтонов: весят они меньше и не займут память устройства, а для короткого звонка совсем не обязательно стереозвучание.

Чтобы соединить аудио каналы, потребуются практически те же шаги, что в предыдущей главе. Добавьте в программу аудиозапись, вытяните звуковой файл из видеоряда или скопируйте диск. Затем в верхней панели управления раскройте пункт меню «Файл» и кликните строчку «Сохранить как».

Этот простой трюк поможет сжать объем аудиозаписи без потерь в качестве

Чтобы стерео канал перевести в моно, в окне настроек сначала выберите аудиоформат. Найдите пункт «Стереорежим» при экспорте в mp3 или «Каналы» для других вариантов. Установите режим Mono и нажмите «Сохранить», чтобы запустить процесс преобразования трека.

Никаких сложных настроек, перевести стерео звук в моно можно в один клик

В итоге мы получили аудиотрек с одной волной. Если вы прослушаете звуковой файл, то заметите, что звучание изменилось: в монотреке обе дорожки звучат на одинаковом уровне, из-за чего становится сложнее уловить нюансы фоновой музыки. Именно поэтому mono больше подходит для записи ораторских выступлений и артистов стендапа, а не музыкальных композиций.

После обработки в программе будет отображаться только один канал аудио

Как видите, чтобы из стерео дорожки сделать моно в программе АудиоМАСТЕР, понадобится буквально несколько минут. С такой же легкостью вы можете проделать обратную операцию и превратить одноканальный звук в панорамный. И это далеко не все, что можно сделать в редакторе – в нем есть такие продвинутые инструменты, как частотная обработка аудиофайлов, уменьшение веса файла без потери качества и многое другое. Вы можете сами опробовать все функции, скачав с сайта инсталлятор. Ко всем инструментам в АудиоМАСТЕРЕ даются понятные объяснения, так что вы не запутаетесь в управлении, даже если никогда раньше не работали с подобным софтом.

Источник

Как сделать широкий и полный стерео-трек?

18 сентября , 2018

Что такое ширина стерео?

Стерео-ширина — это иллюзия левого к правому размеру звукового поля (то есть звуковой сцены или панорамы) в записи, воспринимаемой слушателем. Представьте, что вы стоите на тротуаре, слушая движение в центре города. Вы слышите, как машины постоянно мчатся вперед и назад, слева направо и справа налево. Эта «область звука» довольно широка. Поскольку мы слышим бинаурально, то это трехмерный мир. Но давайте упростимся на мгновение и сосредоточимся на том, что автомобили движутся с одного или другого направления, и мы в основном слышим это движение вперед и назад по звуковому полю, потому что у нас есть два уха, и мы можем понять, где каждый из звуков находится.

Допустим вы записали несколько минут того, что происходит на тротуаре, с помощью стерео-рекордера. Отбросив качество микрофона, технику и другие факторы, вы услышите грубое представление о том, что вы испытали находясь на улице. Ваша запись покажет, как движение перемещается слева направо и справа налево по звуковому полю, снятому с помощью рекордера. Покажите эту запись кому-то еще, кого там не было, и он сможет представить себе, как это стоять на тротуаре, потому что запись имеет достаточно информации в ней, чтобы воссоздать картину происходящего.

Теперь представьте, если вы используете моно (то есть монофонический диктофон), чтобы захватить то, что вы слышали на тротуаре. Вы услышите гораздо другое представление, потому что в вашей записи отсутствует огромное количество информации. Моно-диктофон имеет только один микрофон (т.е. одно ухо), поэтому он не может захватывать стерео информацию. Ваша запись покажет беспорядок шума двигателя, нечетное количество автомобилей, но всё будет переполнено и неразборчиво.

Таким образом, ширина стерео зависит от стереофонической информации, которую записывают и подают обратно слушателю. Ширина стерео проста. Вы создаете стерео ширину, создавая или усиливая разницу между левой и правой сторонами звукового поля, которые передаете своим слушателям.

Еще один пример, прежде чем двигаться дальше. Представьте себя сидящим перед сценой с двумя музыкантами, стоящими бок о бок, в нескольких метрах друг от друга. Забывая акустику комнаты и другие факторы, вы фокусируетесь на двух музыкантах, и с вашей точки зрения они будут относительно близки. Поэтому они будут восприниматься из центра звукового поля. Теперь представьте, что каждый музыкант подходит к противоположному концу сцены. Теперь вы воспринимаете их как совершенно отдельные каналы, где разборчиво слышны партии левого музыканта и правого. Они просто «расширили панораму», представляемую вам. Вы можете радикально изменить то, что представляете слушателю — что влияет на их восприятие ширины — просто путем изменения размещения объекта(ов) по отношению к микрофонам, или же выстраивая картину непосредственно в миксе DAW программы.

Когда вы создаете микс, то создаете звуковое поле со слоями звука. Стерео-ширина — это иллюзия размеров звукового поля слева направо. Чем больше вы можете создавать различия между тем, что вы представляете, тем шире будет казаться микс.

Как создавать широкие стереомиксы

Вы можете увеличить ширину стереобазы только в том случае, если она существует в некоторой степени. Сделайте микшер громче, используя различия в левом и правом усилении, времени, тональности, тоне или полярности.

Монозвук — это одноканальный звук, а стерео (стереофонический) использует два канала. Если вы воспроизводите монофонический звук двумя громкоговорителями, вы услышите звук, исходящий из узкой зоны между двумя громкоговорителями (в центре). Это называется фантомным изображением, потому что оно может быть совершенно ощутимым для слушателя. Это может звучать почти так же реально и отчетливо, как звук, который исходит только от левого или правого динамика сам по себе. Фантомное изображение звучит сфокусированным (узким), поскольку каждый громкоговоритель представляет ту же информацию, и нет ничего, что наш мозг может использовать, чтобы установить разницу между звуками, идущими с левого и правого громкоговорителя.

Звучит ли ваш микс слишком узким? Ширина — ключевой компонент современных треков. Многие слушатели прослушивают музыку в стерео наушниках. Мы воспринимаем микс как слишком «узкий», когда чувствуем, что музыка приходит из центра. То есть, центрально помещенные инструменты могут быть прекрасны, если звучат естественно, но вы понимаете, что слушатели это будут воспринимать «в лоб», где панорама не экспансивна или не достаточно убедительна. Вы можете сделать свои миксы более широкими, максимизируя разницу между тем, что вы представляете в левом и правом канале. «Разница» может быть во времени, усилении, компоновке нот, тональности или полярности.

Pan (Panning) используется для настройки «разницы в коэффициентах» между левым и правым каналами. Самый простой способ максимизировать разницу: возьмите два разных звука в вашем миксе, и поместите в противоположные каналы на 100%. Будет максимальное разделение. Чем больше вы «втягиваете их» к центру, чем больше уменьшаете информацию о различиях.

Вы можете использовать синхронизацию, чтобы создать разницу лево-право, задерживая один канал относительно другого. Достаточно сделать задержку в 25мс, чтобы получить стереофонический звук. Если вы экспериментируете с этим, 15 мс задержка является хорошей отправной точкой. Когда определитесь с «шагом», рекомендуем прослушать трек в моно-режиме, чтобы убедиться не была ли создана проблема моносовместимости. Если вы слышите что тон резко меняется и не разборчив в моно, но при этом отчетливо слышен в стерео — это проблема. Также слушайте части атаки нот. Более резкие (гитары, вокал, ударные и т.д.) будут терпеть более короткие задержки, поскольку если она слишком длинная, то получите эффект, отвлекающий слушателя от остальных элементов микса. Звуки с более мягкими или медленными атаками часто будут нормально прослушиваться с задержкой более 20 мс. Подобный эффект дает хорус (с различными современными пресетами). Вы можете создавать тональные различия между левым и правым, выравнивая каждый канал по-разному. Обычная техника с моно-фортепианными дорожками заключается в том, что эквалайзер слева имеет больше басов и нижней середины, а справа — более высокие средние и высокие частоты. Так создается ощущение движения слева направо.

Миксинг-инженер использует эти методы различными способами для создания или увеличения ширины стерео. Идеи почти бесконечны. Творческий подход зависит от ситуации. Например, реверберация на одной стороне поля будет отличаться от помещения на противоположном канале. Другим вариантом является установка вибрато на один канал, а не на другом, или моно-хорус на одном канале или другом. Популярный эффект «Лесли» Хэммонда, захваченный стерео, эффективно работает, ибо он использует эффект Допплера, который существенно создает синхронизацию и настраивает изменения между тем, что было зафиксировано в левом и правом микрофоне.

Стерео расширители, извлечение атмосферы или другие формы пространственных энхансеров стали очень популярными. Они используют различные комбинации вышеприведенных методов для расширения и углубления звуковой сцены. Это быстрое решение. Мы предостерегаем от их использования в своих миксах, потому что это может сильно исказить звуковое поле. Используйте плагины экономно и рассматривайте их только на определенных дорожках.

«FreeHaas» и «FreeOutsider» — бесплатные плагины, предлагаемые разработчиками VescoFX. Они будут полезными при сведении и мастеринге. FreeHaas добавляет Haas Delay (см. Эффект Хааса), который можно настроить по своему вкусу. FreeOutsider — гораздо более очевидный эффект. Вы можете их комбинировать, чтобы максимизировать разницу между каналами. Процессоры Mid / Side широко предлагаются для обработки, но это просто корректировка отношения моно к стерео. Они не будут работать так хорошо, как создание дополнительных эффектов. Вот почему многие пространственные энхансеры включают в себя регулятор регулировки Mid/Side. Если источник полностью в моно такие инструменты ни чем не помогут.

Расширение смесей

Объединив различные методы, мы можем воссоздать сложные комбинации бинауральных сигналов, которые наш мозг использует, чтобы определить, где находится звук. Это достойно отдельной статьи, но вот простой пример. Когда мы слышим звук, идущий слева от нас, наше левое ухо слышит его чуть громче, чуть раньше и немного ярче, чем наше правое ухо. Наш мозг использует эту комбинацию различий в громкости, времени и тоне, чтобы воспринимать, где этот звук находится в трехмерном звуковом поле. Мозг анализирует, что наряду с информацией об окружающей среде (ранние отражения и громкость, временные и тональные различия звуков в окружающей среде) определяет, насколько велика площадь и где находится звук внутри нее. Чем больше информации о местоположении мы можем представить нашему мозгу, тем больше мы можем создать восприятие местоположения, будь то внутри или вне громкоговорителей.

Если вы сидите между любыми двумя громкоговорителями, вы будете слышать оба громкоговорителя с обоими ушами в разной степени, тогда как в наушниках каждое ухо слышит только один громкоговоритель. Поэтому гораздо легче воссоздать эти сложные сигналы, когда вы микшируете в наушниках, потому что вам не придется преодолевать перекрестные помехи. Создание этих сигналов для наушников может быть таким же простым, как использование бинаурального микрофонного массива для захвата источника, а затем для сохранения этих сигналов в течение всего производственного процесса. Вы также можете добавить сигналы по факту с помощью процессора HRTF (Head Related Transfer Function).

При микшировании для воспроизведения по громкоговорителям единственным способом эффективного воссоздания этих сигналов является поиск способов минимизации воспринимаемых перекрестных помех. Доступны технологии отмены перекрестных помех, такие как QSound, Ambiophonics и BACCH, которые достигают этого в разной степени. Эти типы фильтров хорошо подходят для ситуаций, когда ваши слушатели сидят в фиксированном положении, перед двумя громкоговорителями, что делает их хорошо подходящими для игровых приложений или небольших портативных устройств. BACCH может быть наиболее перспективным с точки зрения чистой производительности, но, к сожалению, на момент написания этой статьи он оценивается вне диапазона большинства пользователей и производств.

Помимо перекрестных помех существуют и другие проблемы с воспроизведением трехмерного звукового поля двумя громкоговорителями. Невозможно точно узнать, где будет размещаться ваш слушатель, но мы можем быть уверены, что большинство из них не останется в том же положении. Мы также не можем знать, какой уровень производительности их системы прослушивания, будь то моно или стерео. Мы даже не можем догадаться, как динамики будут настроены. Поэтому, если вы планируете создавать сложные бинауральные сигналы в своих миксах, внимательно изучите все возможные конечные точки (наушники, громкоговорители, телевидение, кинотеатр и т.д.). Именно поэтому проверка совместимости с моно и громкоговорителем против совместимости с наушниками так важна. Заказывая профессиональный мастеринг в студии AREFYEV Studio, мы детально проверяем, как Вам трек будет звучать на различных носителях, чтобы наиболее точную картину получил каждый слушатель Вашего творчества!

Источник

Оцените статью