Акустические системы 10 МАС-1 (10МАС-1М, 10АС-201, 10АС-401) предназначены в качестве выносных для высококачественного воспроизведения звуковых фонограмм в монофонических и стереофонических системах. Цена 70 рублей.
Производство 10МАС-1 (по новому ГОСТу — 10АС-201) начато с 1972 года в составе Электрофонов «Аккорд-001-стерео» и «Аккорд-101-стерео» Рижским электромеханическим заводом и в комплекте с бобинным магнитофоном Юпитер 201 Киевского завода Коммунист. Также 10МАС-1 комплектовалась Радиола «Эстония-006 стерео». Изготовитель: Таллинский завод Пунане-РЭТ. Модель 1973 года.
В 1974 г. Начат выпуск модернизированной Акустической системы 10МАС-1М (по новому ГОСТу — 10АС-401) Бердским радиозаводом и Киевским заводом Коммунист в комплекте с бобинным магнитофоном Юпитер 202. Был изменен фильтр – добавлена катушка индуктивности параллельно ВЧ динамику, сам фильтр переместился с передней стенки колонки ниже ВЧ головки в низ колонки.
С 1979г. Начат выпуск 10АС-401 в комплекте с бобинным магнитофоном Юпитер 203 Киевского завода Коммунист.
Колонки 10АС-201 и 10АС-401 поставляемые в комплекте с бобинными магнитофонами Юпитер выпускались Раховским лесокомбинатом Объединения «Закарпатлес»
10МАС-1, 10МАС-1М, 10АС-201 и 10АС-401 идентичны и имеют одинаковую конструкцию и размеры за исключением незначительных изменений фильтра и установленных НЧ головок: 10ГД-30, 10ГД-30 Е, 10ГД-30Б, он же 20ГДН-1-8 по новому ГОСТу. Отличались эти три модификации магнитной ситемой:
10ГД-30 — магнитная система из сплава ЮНДК (АльНиКо — англ. Alnico – акроним от входящих в состав элементов), это сплав железа (53%), алюминия (10%), никеля (19%) и кобальта (18%)). Сплав обладает высокой остаточной намагниченностью. Альнико получают литьем, из порошков и горячей деформацией слитка. Он обладает высокой коррозионной устойчивостью, большим значением силы магнитного поля и стабильностью при высоких температурах (до 550°C); 10ГД-30Е — повышенная виброустойчивость;
10ГД-30Б — вариант с ферритовыой МС.
10МАС-1 и Аккорд-001
Технические характеристики:
Номинальная подводимая мощность 10 Вт, максимальная 15 Вт. Номинальное входное электрическое сопротивление 8 Ом. Диапазон воспроизводимых звуковых частот 63. 18000 Гц Неравномерность АЧХ в диапазоне 70–18000 Гц: 15 дБ Чувствительность: 87 дБ Среднее звуковое давление не менее 0,15 Па. Габариты одной акустической системы 425х272х234(255) мм. Вес АС 7,5 кг. Тип акустического оформления – закрытый ящик
Источник
3-х полосная АС из 10 МАС-1М
Очень тяжело менять ничего не меняя, но мы будем!
Акустические системы 10 МАС-1М в прошлом веке были настолько популярны и многочисленны, что некоторые экземпляры дожили до наших дней. Они имеют вполне презентабельный внешний вид и не потеряли свои основные свойства, то есть – если их включить, то они играют.
Рано или поздно находится непоседливый обладатель таких АС, который обязательно попробует их «модифицировать», что бы они стали играть ещё лучше. Для этого, любитель музыки заходит в интернет, находит целый ассортимент вариантов «доработки» и скорее всего видит эту статью, в которой описано, как можно из фабричной 2-х полосной АС достаточно легко сделать 3-х полосную, с обязательным сохранением аутентичности внешнего вида!
К какому выводу можно прийти после прослушивания стокового варианта 10МАС-1? Середина мутновата, а верха недостаточно разборчивы. За середину отвечает НЧ динамик 10 ГД-30, за ВЧ – 3 ГД-31.
Задача для «модификации»: вместо 3 ГД-31 поставить динамик, который сможет лучшим образом воспроизвести СЧ и ВЧ диапазон частот.
Предлагаемое решение: Использовать 10 см коаксиальный автодинамик, 2-х полосный, например, Sony-xs-f1025, сделанный во Вьетнаме. У этого динамика пластиковый диффузор на тканевом подвесе. «Пищалка» смонтирована на керне и подключена к основному динамику через разделительный конденсатор.
Официальный мануал от фирмы-производителя указывает следующие характеристики: Sony XS-F1025 – коаксиальная 2-канальная система. Низкочастотный 10 см, конического типа. Высокочастотный 3,5 см, тип B.D. Пиковaя мощноcть 130 Вт. Hоминaльнaя мощноcть – 30 Вт. Сопротивление – 4 Ом. Чувствительность – 90 дБ/Вт/м. Диапазон воспроизводимых частот: 40 – 25000 Гц. Масса одной акустической системы около 405 грамм.
Реальные характеристики скорее всего гораздо скромнее, но для АС вполне подойдут.
Операция по замене динамиков начинается. Снимается задняя стенка, удаляется 3 ГД-31 (он же 5 ГДВ-1) и демонтируется фильтр-кроссовер.
Прежде чем установить на освободившееся место головку Sony XS-F1025, необходимо приклеить к ней уплотнительную резинку-прокладку, как показано на фотографии:
Такая прокладка приподнимает головку относительно передней панели и не позволяет касаться подвесу динамика с декоративной тканью АС. Динамик прижимается родными скобами и герметизируется пластилином.
Так как Sony XS-F1025 будет работать только на СЧ и ВЧ диапазонах, то его необходимо отделить от НЧ объема АС. Для этого подойдёт любой колпак, например, укороченный бокс от 25 АС-027.
На нём бокорезами выкусываются выемки под крепление. Колпак заполняется ватой:
Монтируется на панель и герметизируется:
Следующий этап – изготовление и монтаж фильтра-кроссовера:
Дополнительный резистор поднимает сопротивление СЧ/ВЧ излучателей до необходимого общего 8 Ом. Этот же резистор уменьшает более «громкую» Sony до уровня чувствительности 10 ГД-30.
Если подходящего номинала 4 Ом нет, то можно при помощи нихромовой проволоки, намотать на высокоомном резисторе необходимое сопротивление.
Так как Sony изначально является НЧ динамикой, обладающим по меркам СЧ динамиков очень низкой резонансной частотой, то вполне можно обойтись простым фильтром первого порядка, не боясь вызвать соответствующий тип искажений.
Так как частота раздела между НЧ и СЧ/ВЧ излучателями выбрана равной 500 Гц, то, катушки индуктивности наматываются на ферритовых сердечниках, чтобы сэкономить медный провод. Для эмалированного провода диаметром 1 мм требуется намотать 200-212 витков, это соответствует 0,5 Ом постоянному току.
На заднюю стенку АС устанавливаются терминалы, для подключения соединительных проводов. Задняя стенка крепиться обратно к АС. Можно слушать.
Видео работы АС:
15 комментариев: 3-х полосная АС из 10 МАС-1М
предположительно частота раздела 850Гц будет лучше– Sony динамик маловат для 500Гц.А точнее можно сказать если укажете точное расстояние между динамиками(по центрам динамиков) .
Автодинамик изначально НЧ (от 40 Гц, как заявляет даташит -могу фото на 10 языках привести ). С чего это “инженер” решил, он “маловат” для 500 гц? Вот лишь бы с умничать.
Не надо “мудрить”. Частота раздела для 10ГД30Е – не выше 500 Гц.
Конструктив автошириков с пищалкой на оси басовика обычно наваливает хрени в ачх немеряно. Чего-то там жужжать из двери машины годится, но ставить этот коктейль Ерш в приличное изделие мало смысла. И сразу, как увидел эти фото, то ёкнуло внутре, не нравится мне этот наборчик, ой не нравится.
А мне не нравиться. что некоторые диферамбы поют 10 Гд 30. Кто слаще морковки ничего не пробовал, утверждают, что она (морковка) шедевр. И, как то странно от вас слышать восторги в адрес упомянутой ГГ.
Моя особенность- создавать о себе совершенно неверное мнение. А это уже некий стиль, чем можно гордиться. Я не утверждал, что 10ГД-30 лучший в мире динамик. Имел дело с настоящими динамиками , о многих есть своё мнение. И всё. Речь о том, что динамик 10ГД-30- с хорошим звуковым потенциалом. Но ему не дали ума, попал в руки безголовых и лишенных слуха . А экономия на всем довела конструкцию 10МАС до полного тупика. А то, что до сих пор не удается сочинить удачную простую конструкцию на них , наводит на мысли. Жаль, до сих пор не довелось повозиться с этими динамиками, жизнь только оживает после чумы, авось получится заняться.
Нет у него хорошего звукового потенциала. Скажем так, что 10МАС1 только усугубляет то, на что способен динамик. Инапрасно его многие обожествляют. Как только это большенство будет иметь опыт послушать нечто лучшее, поймут свое заблуждение. А пока, разумеется, доказывают обратное. Мол, просто руки приложить или как надо рассчитать и все будет путем. Плавали-знаем… Вот тут я этим басовикам супер-пупер динамики по качеству предлагал. Не стоят они этого.
Источник
10 МАС-1 может звучать лучше
Несколько лет назад наша промышленность освоила производство компрессионных динамических головок 6ГД-6 и 10ГД-30 и на их базе начала выпуск малогабаритных двухполосных громкоговорителей 6АС-2 и 10МАС-1. Особенностью компрессионных головок является применение особо гибкого подвеса подвижной системы, что значительно снижает их собственную резонансную частоту. Для уменьшения нелинейных искажений на низких частотах звуковые катушки этих головок имеют большую, чем у обычных динамических головок, длину. Это позволяет увеличить рабочий ход диффузора и при сравнительно небольших размерах акустического оформления получить достаточное звуковое давление на низких частотах. Однако повышенная гибкость подвеса подвижной системы ограничивает область применения компрессионных головок: их нельзя использовать в каких-либо других, кроме закрытых, системах. Для акустического демпфирования колебаний подвижной системы на частотах, близких к резонансной, внутренний объем громкоговорителей закрытой системы заполняют звукопоглощающим материалом (ватой, поролоном и т. п.).
Недостатком малогабаритных громкоговорителей является значительное снижение эффективности (КПД) работы головок на низких частотах. Причина этого в том, что длина излучаемых ими звуковых волн оказывается намного больше линейных размеров громкоговорителя. Попытки улучшить воспроизведение низких частот соответствующим подъемом частотной характеристики усилителя НЧ обычно приводят к резкому увеличению нелинейных искажений даже при средней громкости, чем, по-видимому, и объясняются различные мнения среди любителей музыки о качестве звучания малогабаритных громкоговорителей. Это побудило авторов статьи испытать наиболее распространенные сейчас громкоговорители 10МАС-1 в заглушенной камере.
Частотная характеристика громкоговорителя по звуковому давлению изображена на рис. 1 штриховой линией. Как видно из рисунка уровень звукового давления на низких частотах (ниже 63 Гц) примерно на 10 дБ ниже, чем на средних (1000 Гц), поэтому, для получения сбалансированного (то есть одинакового) звукового давления во всем рабочем диапазоне, на низких частотах к громкоговорителю необходимо подводить мощность в десять раз большую, чем на средних и высоких частотах. А поскольку номинальная мощность громкоговорителя 10МАС-1 равна 10 Вт, то для нормального звуковоспроизведения электрическая мощность, подводимая к нему на средних и высоких частотах, не должна превышать 1 Вт (при 10 Вт на низких частотах).
Обращает на себя внимание значительная неравномерность частотной характеристики в диапазоне частот от 1200 до 4000 — 5000 Гц, что свидетельствует о частных резонансах диффузора головки 10ГД-30. А надо сказать, что к колебаниям частотой 1000 — 3000 Гц ухо наиболее чувствительно, поэтому желательно, чтобы частотная характеристика в этом диапазоне была равномерной. Это существенно улучшает субъективное ощущение повышения качества звучания.
Из характеристики видно также, что и на высоких частотах (выше 5000 Гц) ее неравномерность довольно велика (10 дБ), а общая неравномерность в рабочем диапазоне частот (63 – 18000 Гц) достигает 15 дБ. Все это свидетельствует о том, что заводу-изготовителю еще есть над чем поработать.
Поскольку форма частотной характеристики по звуковому давлению в области средних и высоких частот определяется конструкцией диффузора, было решено изменить акустическое оформление громкоговорителя, поставив цель повысить эффективность его работы на низких частотах за счет применения панели акустического сопротивления (далее в тексте — ПАС). Для этого из корпуса громкоговорителя вата была удалена, а в его задней стенке (рис. 2) просверлено 13 отверстий диаметром 24 мм, площадь которых составляет примерно 30% от площади диафрагмы головки 10ГД-30 (137 см 2 ).
Такие же отверстия выпилены и в фанерной накладке толщиной 6 мм, закрепленной на задней стенке с помощью винтов и гаек М3 (для ясности, эта накладка изображена на рисунке с наружной стороны, на самом же деле она обращена внутрь корпуса громкоговорителя). Демпфирующей тканью служило туго натянутое простиранное льняное полотно, помещенное между накладкой и стенкой корпуса.
Частотная характеристика по звуковому давлению громкоговорителя с такой ПАС (сплошная линия на рис. 1) измерялась в условиях открытого пространства. Из сопоставления частотных характеристик до и после переделки видно, что неравномерность в области низких частот уменьшилась с 4 до 2 дБ, но главный выигрыш от введения ПАС — это увеличение звукового давления на этих частотах на 3—5 дБ. Другими словами, на громкоговоритель с такой частотной характеристикой можно подавать низкочастотные сигналы вдвое меньшей мощности или увеличить громкость звучания, не опасаясь появления заметных искажений.
Повышение звукового давления и некоторое (на 8 — 10 Гц) расширение рабочего диапазона в сторону низших частот объясняется возрастанием амплитуды колебаний подвижной системы головки 10ГД-30, что неизбежно связано с небольшим увеличением коэффициента нелинейных искажении (Кг). Результаты сравнительных испытаний громкоговорителей при номинальной мощности (10 ВА) приведены в таблице.
Из нее видно, что коэффициент Кг заметно увеличился лишь на самых низких частотах (на 63 Гц — до 3,8%, на 30 Гц — до 4,2%). Однако с этим можно мириться, так как нелинейные искажения на этих частотах малозаметны на слух (допускается Кг, равный 7%).
Для оценки демпфирующих свойств громкоговорителя с ПАС была снята зависимость полного входного сопротивления Z головки 10ГД-30 от частоты во всем рабочем диапазоне (рис. 3). Из сравнения кривых (штриховая линия соответствует громкоговорителю с ватой, сплошная — с ПАС) следует, что при использовании ПАС колебания подвижной системы в области частот 40 — 70 Гц приобретают чисто апериодический характер, а это значит, что демпфирование подвижной системы и переходная характеристика головки улучшаются.
Определенный интерес представляют результаты субъективно-статистической экспертизы на предпочтительность звучания, организованной следующим. образом. Громкоговорители (один — закрытого типа, другой — с ПАС) были установлены у одной из стен помещения площадью 80 м2 на расстоянии 2,5 м друг от друга.
Музыкальная программа, состоящая из 10 отрывков различных по характеру произведений, воспроизводилась магнитофоном МЭЗ-62 и через усилитель мощности с линейной (горизонтальной) частотной характеристикой подавалась на один из испытываемых громкоговорителей. К экспертизе было привлечено десять специалистов различной квалификации, причем об изменениях в конструкции одного из громкоговорителей, они не знали. Эксперты должны были определить предпочтительность звучания того или другого громкоговорителя при воспроизведении каждого из десяти отрывков и сделать соответствующую пометку в специальной карточке. Всего таким образом было получено 100 экспертопоказаний.
Обработка результатов показала, что 74% экспертопоказаний были сделаны в пользу громкоговорителя 10МАС-1 с ПАС (согласно ГОСТ 11515—65 уверенно заметным считается 75% заметности). Можно предположить, что эксперты заметили более высокий уровень отдачи громкоговорителя с ПАС на низких частотах. Однако не подвергая сомнению правильности сказанного ранее, необходимо все же отметить, что особенности слухового восприятия не позволяют уверенно заметить одну лишь разницу в звуковом давлении 3— 5 дБ, да к тому же на низких частотах. Как показали исследования заметности искажений вещательного сигнала, проведенные в 1959 году под руководством проф. И.Е. Горона, крутой спад частотной характеристики в области низких частот на слух малозаметен и не может дать уверенной заметности.
Остается предположить, что введение панели акустического сопротивления, существенно улучшая демпфирование подвижной системы низкочастотной головки, повышает качество звучания на низких частотах за счет уменьшения интермодуляционных и переходных искажений.
Необходимо помнить, что громкоговоритель с ПАС нельзя ставить вплотную к стене: между ними должен оставаться зазор не менее 25 мм.
В. Шоров, С. Торбаев Москва (журнал “Радио” №5, 1975 г.)
7 комментариев: 10 МАС-1 может звучать лучше
Да, модернизировал личные 10 – МАС – 1 в своё время, по рекомендациям, приведённым в статье. Да, субьективно низы стали лучше, “естественне”, без МАС’овского бубнения. Единственный недостаток – нежелательно вешать на стену, либо придумывать на задней стенке упоры, оставляющие пространство между стеной и АС. Либо изобретать стойку-подставку для размещения на полу.