- Что нужно знать о домашнем кинотеатре. Часть третья. Расставляем колонки правильно
- Выбор расположения сабвуфера в комнате на слух
- Тип и размещение тыловых АС
- Выбрать 5.1 или 7.1?
- Можно ли использовать фронтальные колонки как тыловые
- New-Reality
- Фронтальные и тыловые колонки в чем разница
- Основные требования и параметры
- Расположение фронтальных динамиков
- Виды исполнения громкоговорителей
- Подключение качественным кабелем
- Фронтальная, тыловая акустика — разбираемся в понятиях
- Что такое фронтальная акустика
- Что такое тыловая акустика
- Общие нюансы
- Почему во всех системах 5.1 на тыл ставят полочные колонки?
- Акустика JBL. Можно ли поменять тыл и фронт?!
- Soundaholic › Блог › О тыловой акустике замолвим словечко.
Что нужно знать о домашнем кинотеатре. Часть третья. Расставляем колонки правильно
Читайте также две предыдущие статьи цикла, посвященные азам компоновки ДК и акустической обработке комнаты.
Пусть вас не вводит в заблуждение то обстоятельство, что в каждой части статьи мы делаем упор на важность выполнения того или иного этапа работ по созданию домашнего кинотеатра. В действительности все этапы важны, и влияние каждого сложно переоценить. Ненадлежащее выполнение требований какой-либо стадии построения ДК может обернуться существенным ухудшением качественных показателей работы системы, главный из которых – эмоциональный эффект.
Как и подбор аппаратуры и подготовка помещения, столь же важной процедурой является правильная расстановка акустических систем и зрительских мест в комнате. Главная задача – соблюдать те условия инсталляции, на которые рассчитаны современное оборудование и колонки. Ведь только в этом случае домашний кинотеатр одарит вас полноценным окружающим звучанием – захватывающим и объёмным.
Несмотря на всё многообразие систем окружающего звука, массовое распространение получили две: 5.1 и 7.1. Первая цифра обозначает количество основных акустических систем, а цифра после точки – количество каналов сабвуфера. На всех современных фонограммах низкочастотный канал один, так как человек не локализует на слух источник звука, воспроизводящий частоты ниже 100 Гц, – разделение НЧ-канала на несколько независимых попросту не имеет смысла. Хотя самих сабвуферов, играющих одну и ту же партию, может быть два и более, в зависимости от объёма/конфигурации помещения и характеристик самих сабвуферов.
Вариант идеального расположения громкоговорителей по схеме 5.1 приведён на рисунке ниже. Все АС находятся на равном удалении от места прослушивания, выстроившись по линии виртуальной окружности, в центре которой слушатели.
Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 5.1
Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 5.1
Аналогично и для 7.1. Только колонок окружающего звучания будет не две, а четыре: так называемые боковые (side surround) и тыловые (rear surround).
Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 7.1
Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 7.1
Идеальная реализация подобных схем на примере реальных инсталляций будет выглядеть следующим образом:
Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 5.1
Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 5.1
Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 7.1
Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 7.1
Однако даже неспециалисту понятно, что в обычной жилой или даже специально отведённой для ДК комнате идеальные условия расстановки АС выполнить непросто. Хотя бы потому, что в домашнем кинотеатре редко бывает один зритель, ещё реже удаётся обеспечить значительное удаление тыловых колонок и зрительских мест. К счастью, вариации допустимы, скомпенсировать же отступления от нормы помогут настройки AV-ресивера или AV-процессора. Таким образом, даже не придерживаясь идеала (в разумных пределах, как описано ниже), можно добиться «правильного» многоканального звучания. Если ресивер оборудован современной системой автоматической калибровки колонок – воспользуйтесь ею, электроника скорректирует параметры самостоятельно при помощи прилагаемого к ресиверу измерительного микрофона. Его следует располагать на месте прослушивания, желательно на уровне головы. В то же время даже самые совершенные алгоритмы не в силах исправить ситуацию, если колонки расставлены со значительными отступлениями от приведённых выше схем. Вот допустимые компромиссы.
- Три АС впереди слушателей (фронтальные и центральная) могут располагаться в одну линию, а не по «окружности». При этом фронтальные колонки должны по возможности образовывать с местом прослушивания равносторонний треугольник.
- Тыловые громкоговорители могут находиться на меньшем удалении от зрителей, чем фронтальные, однако крайне желательно обеспечить расстояние хотя бы 1,5 м от каждого тылового громкоговорителя до ближайшего зрителя. Если зрительские места расположены вплотную к задней стене помещения, тыловые колонки должны быть настенными (подробнее см. далее).
- Сабвуфер не показан на схемах, поскольку его расположение напрямую зависит от помещения. В процессе инсталляции должны производиться расчёты акустики комнаты для заблаговременного выбора размещения НЧ-модуля. Либо выбор места установки сабвуфера производится в процессе инсталляции на слух. В среднестатистическом домашнем кинотеатре применяется один сабвуфер, в более продвинутых системах, а также в комплексах класса THX используются два одинаковых «низкочастотника», которые обычно располагаются под фронтальными колонками (или рядом с ними) либо в районе центрального спикера. В любом случае, должна сохраняться симметрия размещения АС.
Если комната небольшая (18-25 кв. м), то предпочтительной является поперечная схема размещения системы: экран в центре длинной стены, по бокам от него фронтальные АС, зрители находятся у противоположной длинной стены, желательно не вплотную к ней.
Выбор расположения сабвуфера в комнате на слух
Данная процедура производится после подключения и настройки всей системы. Ставьте сабвуфер по очереди в разных местах комнаты, включайте запись с хорошим басом и слушайте, находясь в зоне зрительских мест. Когда бас будет наиболее разборчивым и не гудящим – это и есть оптимальная для сабвуфера дислокация. Другой метод называется «от обратного». Сабвуфер размещается там, где будут находиться зрительские места, а инсталлятор начинает перемещаться на четвереньках вдоль стен помещения. Как только обнаружится область, где бас будет звучать наиболее чисто и разборчиво, – туда и можно поставить сабвуфер. Если он в системе один, обратите внимание в первую очередь на область рядом с одной из фронтальных колонок. Сабвуфер должен находиться в 20-30 см от стены, но в углу.
Тип и размещение тыловых АС
Одно из основополагающих правил выбора акустики – однородность. Подразумевается, что все основные колонки многоканальной системы (сабвуфера это не касается) должны принадлежать к одной серии одного производителя. Тем не менее условия инсталляции часто вносят свои коррективы. Бывает, что отсутствует возможность поставить зрительские места (кресла или диван) на расстоянии хотя бы одного метра от задней стены. И если сложилась именно такая ситуация (что нежелательно), единственный способ обеспечить более-менее корректное окружающее звучание – использование настенных АС с корпусами малой глубины. Они должны быть смонтированы на высоте примерно 2 метра от пола и по возможности ориентированы немного в сторону зрителей. Далее производится коррекция настройками ресивера. Также высокое расположение тыловых настенных АС имеет смысл применять при необходимости озвучить зрительские места в несколько рядов. Наглядные примеры того, как реализуется подобная схема, вы можете увидеть в любом современном коммерческом кинотеатре. Если же мест 2-3 и они установлены в один ряд, то для озвучивания тыловых каналов прекрасно подойдут более доступные и обладающие более полновесным звучанием корпусные колонки полочного типа на высоких подставках или на настенных кронштейнах. Они должны располагаться чуть выше голов зрителей, на расстоянии минимум 1,5 м (лучше – дальше) от них.
Выбрать 5.1 или 7.1?
Этот вопрос всё менее актуален, а с приходом Blu-ray и HD DVD «в каждый дом» совсем потеряет актуальность: для новых форматов 7.1 является стандартом де-факто. Однако в некоторых случаях 5.1 бывает предпочтительнее. Например – в небольших комнатах, в которых установленные под углом 110 градусов тыловые колонки будут располагаться дальше от ушей зрителей, чем боковые и тыловые по схеме 7.1. Значит, и окружающее звучание будет более объёмным за счёт лучшего рассеивания звука, несмотря на меньшее количество каналов в системе.
Источник
Можно ли использовать фронтальные колонки как тыловые
New-Reality
Фронтальные и тыловые колонки в чем разница
Фронтальные колонки — главный компонент домашнего кинотеатра. Именно через них проходят основные каналы звука, составляющие основу любого саундтрека. Остальные каналы — тыловые, сабвуфер, центр — являются, по сути, вспомогательными, подмешивающими в основной сигнал фоновые шумы, речь, воспроизводящие низкие частоты. При необходимости без них можно обойтись, но игнорировать сигнал, который транслирует акустика фронтальная, нельзя. В любых системах, будь то 5.1 или 7.1, главным элементом являются фронтальные колонки, а остальные лишь добавляют объм и усиливают эффект присутствия.
Фронтальные колонки это задние или передние?
Фронтальные колонки располагаются перед слушателем в непосредственной близости от телевизора или экрана как показано на картинке ниже.
Основные требования и параметры
Правила размещения системы 5.1
Фронтальные акустические колонки транслируют основной сигнал с любого источника — мп3 плеер, ТВ или интернет. Современный формат подачи аудиоданных представляет собой стереопару, двухканальный сигнал, предназначенный для воспроизведения парой наушников или акустических систем. Это обусловлено строением человеческого организма, в частности — слухового аппарата. Фронтальные колонки, использующиеся для домашнего кинотеатра, реализуют стереофонический звук, состоящий из двух каналов — левого и правого. Небольшие расхождения между ними создают эффект объема, ощущение пространства.
Чем выше качество акустики, тем реалистичнее звук, меньше искажений, отсутствуют фоновые и паразитные призвуки. Поэтому требования, предъявляемые к фронтальным системам, намного жестче, чем к остальным компонентам. Для получения хорошего звука необходима акустика с минимальным уровнем искажений, возможностью воспроизводства частотного диапазона, соотносимого с возможностями восприятия человеческого уха. Для изготовления акустических систем высшего уровня используются специальные материалы и технологии, большинство из которых являются секретными «ноу-хау» производителя.
Важным показателем является динамический диапазон, соотношение между уровнями наиболее тихого и самого громкого сигнала. Чем он шире, тем реалистичнее, естественнее звучание. Качество звука во многом зависит от конструкции динамика. Для воспроизведения низких частот нужен диффузор большого диаметра, с повышением частотной характеристики размеры динамиков уменьшаются. Современные фронтальные системы многополосные, т.е. имеющие несколько динамиков, «ответственных» за определенный частотный диапазон. Количество полос фронтальных колонок определяет, на сколько частотных «слоев» разделен звук. Существуют простые двухполосные системы, имеются и многополосные колонки, позволяющие максимально тонко регулировать частотную палитру звука.
Расположение фронтальных динамиков
Правила размещения системы 7.1
Существуют специальные требования к установке акустики домашнего кинотеатра. Фронтальная колонка, расположение которой не соответствует этим нормам, не сможет создать нужный эффект. Оптимальными условиями являются:
- Левая и правая фронтальная колонка должны быть расположены на 30-35 градусов влево и вправо от центральной оси направления
- Расстояние между колонками в идеале должно быть равно расстоянию от слушателя до каждой из них, т.е. колонки и слушатель должны образовать вершины равностороннего или хотя бы равнобедренного треугольника.
- Громкоговорители должны быть направлены в центр зоны сидящих мест слушателей, располагаясь не параллельно линии стены, а по осям треугольника, образованного слушателем, левой и правой колонками. Это поможет избежать возникновения «акустической ямы», образующейся при неправильном угле излучения динамиков.
- Высота размещения центра динамика в идеале должна быть равна центру видеоизображения.
- Не следует устанавливать акустику вплотную к стенам. Звук будет передаваться материалу стен, который начнет резонировать, гудеть на определенных низких звуках. Кроме того, все соседи по дому (не только те, что живут через стенку) будут вынуждены разделять музыкальные пристрастия владельца колонок, что чревато скандалами и конфликтами.
В случае отклонения от идеального расположения колонок ситуацию может исправить настройкой эффектов с помощью АВ-ресивера или процессора.
Виды исполнения громкоговорителей
Существуют разные варианты исполнения фронтальных колонок для домашнего кинотеатра. Рассмотрим их подробнее:
Напольные
Устанавливаются прямо на пол, что делает возможной оптимальную настройку или быстрое изменение положения при необходимости. Обычно имеют продолговатый, довольно высокий корпус, обеспечивающий приблизительное расположение динамиков на уровне головы сидящего человека.
Устанавливаются на полки, закрепленные на стене. Необходимо следить, чтобы колонки не были прижаты к ней, особенно, если сзади имеется фазоинвертер. Высота полок должна обеспечивать оптимальную высоту акустики относительно головы сидящего слушателя.
Подвеска колонок позволяет убрать мешающие провода и максимально акустически развязать громкоговорители с полом или стенами квартиры. При этом, приходится делать отверстия в потолке, что может быть невозможным — например, мешает натяжной или подвесной потолок. Существуют также настенные подвесные акустические системы, позволяющие более точно настроить положение, но плотно соприкасающиеся со стенами и передающими им вибрацию.
Этот вариант позволяет несколько скрыть акустику, сделать ее менее выделяющейся в интерьере комнаты. Проблема может возникнуть из-за появления лишнего объема, резонирующего на собственной частоте и искажающего звучание.
Установка на твердую опору
Для акустической развязки колонок с полом используются специальные массивные подставки, препятствующие передаче колебаний от корпуса к напольному покрытию или иным материалам, хорошо распространяющим звуковые волны. Распространено использование в качестве подставок мраморной плиты толщиной от 2см. Она устанавливается на специальные шипы, исключающие прикосновение плоскости плиты к полу. Использование таких подставок устраняет искажение низких частот, гудение и паразитные резонансы, звук становится чище, низкие частоты — мягче. Ставить колонки прямо на мрамор не рекомендуется, следует использовать шипы или приклеить резиновые ножки.
Подключение качественным кабелем
Подключение фронтальных колонок домашнего кинотеатра должно производиться качественным акустическим кабелем. Обязательно соблюдать фазность подключения — если на усилителе провод присоединен к красному контакту, то на колонке надо его также подключать к красному, иначе можно вызвать акустическое короткое замыкание с потерей качества звука. Если на колонках установлены по две пары клемм на каждый контакт, то можно использовать систему подключения Bi-Wiring, когда от усилителя идет двойной провод к каждому из контактов. Существует также система подключения Bi-amping, когда к акустике с двумя парами клемм присоединяется два усилителя (на одну пару клемм один, а другой — на вторую пару). Такой способ позволяет добиться высокого качества звучания и уменьшить искажения.
Фронтальная, тыловая акустика — разбираемся в понятиях
Впервые с этими терминами пользователь сталкивается, когда планирует собрать домашнюю музыкальную или кинотеатральную систему. Такие аудиокомплексы в обязательном порядке включают в себя фронтальную акустику, центральный канал, тыловые громкоговорители и басовик. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой фронтальная и тыловая акустика.
Что такое фронтальная акустика
Первое, что необходимо запомнить: фронтальные громкоговорители ответственны за первое впечатление от аудиокартины. Качество выдаваемого системой звука напрямую будет зависеть от качества изготовления фронтальной акустики.
Фронтальная акустика Yamaha NS-777
Поэтому, как правило, на фронтальной акустике не экономят, приобретая для выполнения «передовых» обязанностей напольные модели (например, Yamaha NS-777 или DALI Ikon 6 MK II). Чуть меньшей популярностью в качестве фронт-спикеров пользуются полочники (Klipsch RB-81 II и Heco Victa Prime 302) и настенные комплекты (Monitor Audio SHADOW 50 или Paradigm Cinema 200).
Напольная акустика DALI Ikon 6 MK II
Ну а встраиваемая акустика (Klipsch KL 7800 THX или Klipsch R-5800-W II) — аутсайдер по частоте использования в этом случае. Дипольные же аудиокомплексы вообще не применяют в качестве фронтальных громкоговорителей. При выборе модели ориентируются на финансовые возможности и возможность размещения системы в комнате.
Полочники Klipsch RB-81 II
Есть и другие особенности, которые нужно учитывать при выборе. Например, полочная акустика может быть либо вовсе без диффузора либо с диффузором, расположенным в передней или задней части конструкции.
Встраиваемая в стену акустика Monitor Audio WT 165
Дело в том, что при размещении диффузора на задней стенке корпуса, такие системы нужно ставить не ближе 30 см от стены. Также полочный вариант предполагает наличие альтернативы: поместить систему на полке или закрепить на стойке.
Акустика Heco Victa Prime 302
Что такое тыловая акустика
Тыловая акустика отвечает за разнообразие мельчайших аудиоотенков. Она обеспечивает максимально плотный звуковой узор. Для такой подзвучки оптимальным решением станет полочный комплект (Monitor Audio Bronze 1 или Dali Lektor 1) или настенный вариант (Monitor Audio Bronze FX или DALI Ikon On-Wall MK II).
Полочный комплект акустики Monitor Audio Bronze 1
Здесь, наоборот, диффузор находится в передней части, поскольку при расположении у задней стенки он не даст никакого эффекта. Устанавливать такую акустику можно на подставке либо на стене.
Акустика Dali Lektor 1
Также можно использовать в качестве тыловых спикеров акустику, встраиваемую в потолок (Klipsch R-1800-C II или Monitor Audio CT 180) или в стену (Klipsch R-1650-W II или Monitor Audio WT 165).
Встраиваемая в потолок акустика Klipsch R-1800-C II
Общие нюансы
* Если размеры квартиры и состояние кошелька позволяют, то лучше всего будет оборудовать для домашнего кинотеатра отдельную комнату.
* Как правило, изготовители выпускают серию устройств, в которой представлены и тыловая, и фронтальная акустика. Приобретение комплектов из одной серии обеспечит вам максимальную синхронность звучания динамиков. Кроме того, в состав одного набора устройств обычно входят также центральный канал и сабвуфер.
* Фронтальные громкоговорители должны обладать немалым показателем мощности. Обращайте внимание на этот показатель при покупке.
* Если вы остановились на варианте встраиваемой акустики, помните, что для таких динамиков нужно оставлять 10 см в глубину. Проще всего встроить спикеры в гипсокартон. А вот в кирпич и бетон акустику встраивают гораздо реже.
Почему во всех системах 5.1 на тыл ставят полочные колонки?
Репутация: 0
Почему во всех системах 5.1, причем даже очень дорогих, тыловые колонки маленькие полочные, в отличие от фронтальных напольных? Есть ли в этом какой-то смысл?
Если я на тыл вместо маленьких полочных поставлю пару больших напольных — не будет хуже? Или только лучше?
(Отредактировал 23-09-2018 в 14:51 #1.)
Выразили согласие: | FiLiN |
ivan ivanov Сообщений: 7 802 | RE: Почему во всех системах 5.1 на тыл ставят полочные колонки? / 25-09-2018 23:26
Будет хуже,чем высоко висящие специализированные настенные биполярные колонки.Будет немного лучше,чем полочники на стандартных стойках высотой 60 см.Лучше-по НЧ и масштабу ,все остальное-также. |
Boostaddict Сообщений: 7 045 Репутация: 1021 | RE: Почему во всех системах 5.1 на тыл ставят полочные колонки? / 26-09-2018 00:11 У одного знакомого на тылах стоят B&W 802D ( на фронтах 800D ). На звук не жалуется. Другой на тылах тоже установил напольники, но он повесил их под потолок в горизонтальном положении. У меня когда-то в моём комплекте ДК дома стояло 6 напольников. 5 и 6 — front wide каналы, стояли почти в углах вдоль длинной фронтальной стены. Насчёт 50-60 см выше ушей — всё относительно. Многое зависит от расстояния до слушателя, наклона колонок и пр. Antipodes Audio, Torus Power, Synergistic Re, Black Cat, RAL, NHT, Adcom, VooDoo Cable, Curious Cables. |
Boostaddict Сообщений: 7 045 Репутация: 1021 | RE: Почему во всех системах 5.1 на тыл ставят полочные колонки? / 27-09-2018 04:38
Вы правда считаете, что я этого никогда не видел? Всё это было давным-давно прочитано, схемы распечатаны, а интересующие вопросы, которые не освещены на сайте, заданы техподдержке. Antipodes Audio, Torus Power, Synergistic Re, Black Cat, RAL, NHT, Adcom, VooDoo Cable, Curious Cables. |
serapion1984 Сообщений: 3 179 Репутация: 367 | RE: Почему во всех системах 5.1 на тыл ставят полочные колонки? / 29-09-2018 17:05 А ну да. Я дополнил про первый вопрос)) Да можно напольники ставить, главное все настроить микрофоном на штативе. И все будет ок. Не проигнорируйте, штатив можно и одолжить даже, чтоб не покупать, но он существенно улучшает точность настройки ДК. А то как бывает ставим микрофон на подушечки на диване, типа я тут сижу. Все через это прошли, наверняка)) Скажи мне что ты слушаешь и я…. ничего о тебе не скажу! Это просто твой выбор музыки. Пользователи просматривают эту тему: Акустика JBL. Можно ли поменять тыл и фронт?!Сообщений: 6 Регистрация: 08.12.2004 Привет. Такой вопрос. У меня есть акустика JBL. две фронтальные Е60, две тыловые E30 и центральная EC25. Так вот такой вопрос можно ли поменять местами тыл и фронт? Просто у меня некуда поставить фронтальные колонки так, чтобы они смотрели на меня, а на место тыловых они отлично бы встали. Как это повлияет на ощущения при прослушивании? Собираюсь слушать через компьютер подключенный к ресиверу Yamaha 440. Звук карта Audigy. P.S. И еще вопрос. Что такое межблочный кабель? И какой лучше купить акустический кабель для моей конфигурации? Сообщений: 6 Регистрация: 08.12.2004 Ку-ку» Неужели никто не может помочь?! Сообщений: 117 Регистрация: 01.12.2003 Можно переставить колонки — пачиму бы и нет Но тогда и экран перевесить (в смысле телек переставить если телек используется) и центр тоже переставить. В вашей конфигурации E60 только на фронты и E30 только на тылы можно использовать. Иначе получиться фигня. Фронты всегда доминируют им и колонки лучшие требуются. Межблочный кабель — это типа то что соединяесть компоненты хайфай системы А акустический кабель должен быть по возможности большого сечения и чем дороже тем лучше. Но в разумных пределах. Ваши колонки поддерживают Bi-Wiring. Потому лучше это использовать — 4 провода от ресивера до каждой из колонок вести. В этом случае большое сечение требуется от проводов, идущих на бас. |
Стас Макеев Сообщений: 6 Регистрация: 08.12.2004
Это как я понял если подключать усилитель и т.п.
|