- Фингерстайл акустика или классика
- Fingerstyle — что и как?
- Что такое fingerstyle?
- Посмотрим пару роликов игры в стиле Fingerstyle
- Бас партия
- Мелодия
- С чего начать изучение?
- Фингерстайл (Fingerstyle)
- Фингерстайл на гитаре
- Фингерстайл – метод игры на гитаре
- Техника
- Преимущества и недостатки фингерстайл
- Гитарные стили
Фингерстайл акустика или классика
А: Сегодня у нас чудесный гость, фантастический фингерстайл-гитарист, идеолог, создатель и организатор единственного в России фингерстайл-фестиваля — Юра Полежаев. Сегодня мы поговорим о фингерстайле. Попробуем разобраться и рассказать о том, что это такое.
Ю: Я постараюсь максимально просто ответить на этот вопрос. Самое базовое определение мне очень близко. Фингерстайл — это то, что играется просто пальцами. Но чем это отличается от классической гитары? Определённым набором техник и самое главное эстрадной музыкой. Это не классическая музыка и не то, что играется медиатором. Пальцами! Может быть ногтями или специальным медиатором на большой палец (коготь) и к нему добавляются остальные пальцы. Плюс эстрадная музыка. Это не обязательно что-то конкретное, определенное.
Если мы говорим о профессиональном фингерстайле, когда гитаристы начали играть пальцами без медиатора какие-то эстрадные темы, это уже по сути фингерстайл, но они начали углубляться в этом направлении и создавать какие-то перкуссионные техники, слэповые техники, перенимать у других инструментов какие-то приемы. К слову, это же послужило созданию техники «бум-чик». Есть такая смешная история, когда гитаристы завидовали пианистом, потому что пианист может играть одной рукой и бас и ритм, а второй рукой только мелодию. Гитаристы думали, как же им это сделать и придумали прием бум-чик, который называется также как и звучит бум-чик-бум-чик. Бас играется бум, а чик — это аккорд. Все это играется большим пальцем (для этого, кстати и придумали медиатор-коготь). А остальные пальцы в этот момент свободные и могут играть тему. Если все это правильно разделить тембрально и звуковым техническими приемами получается эффект двух гитар. И это тоже фингерстайл, но это не означает, что фингерстайл — это только это.
Если углубляться в эту сферу, то, конечно, сейчас гитаристы сильно продвинулись в этой технике. Иногда если слушаешь в наушниках, то можно подумать, что одновременно играют четыре инструмента: две гитары, плюс еще кто-то стучит или шуршит и кто-то еще бьет по басу. И это все тоже фингрестайл.
А: Есть какой-то период зарождения фингерстайла? Есть ли отцы-основатели? Или это тихий поток?
Ю: Конечно, есть гитаристы, которые как бы считаются отцами. Я думаю, что есть гитаристы, которые тоже могут считаться отцами, но они просто менее известные, чем другие. Не исключаю тот факт, что какой-то вообще неизвестный гитарист придумал что-то, а известный посмотрел и вынес это в массу. Я не знаю, и мало кто знает, поэтому твёрдо утверждать о каких-то людях будет несправедливо. Но есть, например, Чет Аткинс, Майкл Хеджес, Томми Эммануэль — они внесли большой вклад в развитие фингерстайла. Есть еще Энди Макки, который также привнес многое в фингерстайл. Список, на самом деле, может быть большим, это одни из самых знаковых имён. Каждый гитарист пытается в фингерстайле передать свою индивидуальность и находит какие-то фишки, приемы, именно его и это все работает на жанр весь в целом.
А: При таком развитии, это набор индивидуальностей или все-таки есть какие-то направления в фингерстайле?
Ю: Это все фингерстайл, нет конкретного названия для всего этого. Есть определённые палитры техник. Ребята ищут себя, ищут новые ходы, что-то изобретают и в этом есть творчество, и оно имеет место быть. И главное, что все это работает на благо направления.
Источник
Fingerstyle — что и как?
Не так давно появившийся стиль Fingerstyle стал все больше набирать популярность среди гитаристов.
Fingerstyle техника раскрывает в большей мере потенциал гитары, а большая насыщенность различных приемов заставляет думать слушателя, что звучит не один инструмент, а сразу несколько. Этот стиль один из самых сложных в освоении, но если вы новичок — не отчаивайтесь, терпение и усердие дадут свои результаты .
Что такое fingerstyle?
Fingerstyle (фингерстайл) — это пальцевая техника исполнения, причем большой палец как правило ведет бас партию, остальные пальцы играют мелодию, так же попутно рука выстукивает ритм — это перкуссионные приемы.
Посмотрим пару роликов игры в стиле Fingerstyle
Из видео видно, что правая рука играет бас партию и мелодию
Бас партия
Бас партия играется большим пальцем на трех верхних струнах (самых толстых).
Мелодия
Мелодия играется указательным, средним, безымянным пальцами на трех нижних струнах (тонких).
С чего начать изучение?
К сожалению самоучителей на русском, совсем мало по данному направлению, но все же несколько есть. Anthology of Fingerstyle Guitar — книга в полной мере раскрывает основные базовые элементы техники фингерстайл. С самого нуля: от постановки рук до сложных приемов.
Второй самоучитель Фингерпикинг — стиль легендарных музыкантов. составлен по принципу от простого к сложному, с интересными примерами и изложением материала.
Так как направление сложное, то попутно изучению необходимо постоянно заниматься под метроном.
Ищите и изучайте уроки по данному направлению.
Так же в этой технике применяются приемы, позаимствованные из классической гитары, приемы фламенко (особенно перкуссионные), поэтому имеет смысл изучать самоучители по классической гитаре и фламенко.
И самый эффективный способ добиться результата — это играть табулатуры различных произведений данного направления.
Источник
Фингерстайл (Fingerstyle)
П режде всего хотелось бы сказать то, что фингерстайл — это не какой-либо вид инструмента, а определенный стиль исполнения, как технический так и музыкальный.
В принципе для игры в таком стиле подойдет любая акустическая гитара, но с развитием этого направления для наибольшей выразительности и удобства игры сложились конструктивно отличительные инструменты. Например, гитара должна быть с металическими струнами и оборудована звукоснимателями и звукоусиливающим трактом, в котором часто применяются разного рода эффекты, такие как реверберация. Ширина грифа в районе нулевого порожка больше, чем у обычной акустической гитары, но немного уже чем у классической. Обычно у акустики 42 мм., у классики 50 мм., у фингерстайл 47,6 мм.
Некоторые производители делают гитары специально для игры фингерстайл. Например, гитара как у Игоря Преснякова Takamine EN30C, которая в данное время снята с производства и на смену ей пришедшая Takamine ETN30C. Самый сильный инструмент фингерстайл Takamine TF740FS (Finger Style) (см. картинку слева). Кстати этот инструмент очень хорошо подойдет тем, кто долгое время занимался на классической гитаре и решил освоить технику фингерстайл. Дело в том, что помимо широкого верхнего порожка у этой гитары двенадцатать свободнах ладов, как у классики (12 ладов до корпуса) в отличие от других акустик, где свободных четырнадцать.
В большинстве случаев в таких гитарах присутствует вырез в корпусе (катавей), облегчающий доступ к высоким нотам далее 12 лада.
Ф ингерстайл (fingerstyle — в переводе с английского пальцевый стиль) — техника игры на гитаре (преимущественно на акустической гитаре), при которой звук извлекается пальцами правой руки и имеет полифонический характер (позволяет играть аккомпанемент и мелодию одновременно) подобно классической гитаре. Отсюда эта техника берёт начало у классической гитарной.
Как правило для этого стиля используются акустические гитары с металлическими струнами.
Данная техника характерна для кантри, блюграсса и других подобных стилей. В этом стиле преимущественно играют ногтями, как и на классической гитаре, но зачастую вместо ногтей гитаристы используют «медиаторы-когти» — фингерпики.
Игра в этом стиле позволяет шире раскрыть возможности акустической гитары, так как используются различные способы извлечения звука: пиццикато, тэппинг, флажолеты, слэп и другие. Используется также перкуссионная техника, которая представляет собой извлечение любых «мёртвых нот»: удары по корпусу, струнам, какие-либо свисты (например, простой провод рукой по струнам) и многое другое. У каждого фингерстайл-гитариста свой набор приемов.
К примеру, Andy McKee использует тэппинг, перкуссию. Antoine Dufour применяет fingerpick на большом пальце. Trace Bundy использует различные каподастры и луп-машину. В связи с этим множеством приёмов техника Fingerstyle является одной из самых сложных. Помимо этого фингерстайл-гитаристы используют различные альтернативные строи гитар.
Известные гитаристы фингерстайл
Chet Atkins, Tommy Emmanuel, Andy McKee, Doyle Dykes, Ewan Dobson, Игорь Пресняков, John Butler, Trace Bundy, Sergio Altamura, Antoine Dufour, Erik Mongrain, Sungha Jung, John Gomm, Massimo Varini, Yuki Matsui, Andrea Valeri, Don Ross, Pierre Bensusan, Ulli Bogershausen, Sergio Altamura, Jimmy Wahlsteen, Mike Dawes, Bruno Simas, Calum Graham, Stefano Barone, Laurence Juber и др.
Подробнеее о каждом с биографиями смотрите здесь >>
Источник
Фингерстайл на гитаре
Существует несколько видов стилей игры на гитаре. Бой, смена аккордов, баррэ, многие другие. Фингерстайл это относительно новое направление. Становится популярным, отличается техникой игры, имеет значительный арсенал приемов.
Фингерстайл – метод игры на гитаре
Фингерстайл на гитаре – техника игры пальцами, «фингер» значит «палец». Большой палец отвечает за звучание басов, другие наигрывают мелодию. В основном методика используется на акустическом инструменте. Одновременно ведется несколько партий – бас, соло, ритм. Другое название – фингерпикинг. Исполнение позволяет создать ощущение игры на нескольких гитарах через одну.
Характерно применение для разных музыкальных стилей. Например, кантри, блюграсс. В основном на струны воздействуют ногтями, иногда используют медиаторы, в форме когтей – фингерпики.
Главное отличие методики – раскрывается больший потенциал акустической гитары. Приемы дают одновременно мелодию аккомпанемента, основной линии. Извлечение звукового ряда производится разными способами – тэппинг, слэп, флажолет, пиццикато, другими. Перкуссионные движения фингерстайла извлекают множество звуков инструмента, называемые «мертвыми нотами» (удар по материалу корпуса, струнам, свистящие – проведение пальцами, рукой по струне).
Внимание! Каждый исполнитель выбирает, разрабатывает свои приемы – тогда фингерстайл-музыка получается неповторимой, не похожей на исполнение других гитаристов.
Например, известный Энди Макки выбрал перкуссию, тэппинг. Сергио Альматура, Джонни Гринвуд – смычок виолончели.
Одна сторона направления – фингерстайл дает выбор, полет фантазии, неограниченные средства выражения. Другая – большое количество приемов делает методику одной из наиболее сложных к изучению, повторению. Новичкам может показаться неповторимой.
Техника
Что такое фингерстайл на гитаре – это сочетание автономных «отчеканенных» движений. Невозможно обеспечить правильное звучание без отработки техники.
В набор необходимых навыков включены:
- посадка;
- освоение инструмента, положений рук;
- отработка приемов.
Положение тела во время игры на гитаре необходимо отрабатывать. Многие начинающие гитаристы относятся к освоению посадки недостаточно серьезно. Результат – появляются боли в мышцах спины, рук, длительные занятии невозможны. Акустическая легче электрогитары, поэтому ремень обычно не требуется. При наличии ремня важно корректно подогнать длину. Нельзя допускать слишком низкого положения – руки быстро будут уставать, увеличится нагрузка на спину.
Играть в положении сидя удобнее – нет сильной нагрузки на позвоночник. Лучше оставить ноги не скрещенными, спина прямая (избегать опоры на инструмент). Гитару располагают на правом бедре, гриф смотрит на левую сторону. Для левшей – обратная позиция. Правильное расположение – задняя стенка гитары упирается в солнечное сплетение, гриф располагается максимально параллельно полу.
Внимание! Следует ответственно отнестись к отработке правильной посадки, осанки. Неправильное положение помешает полноценной игре.
Настрой звучания струн – необходимый этап. Проводят на слух или с использованием профессионального приспособления – тюнера. Ненастроенный инструмент звучит неприятно, сыграть выбранную композицию станет невозможно. Подобрать даже простую мелодию на «сбитом» инструменте будет непросто.
Положение рук следует отрабатывать до уровня бессознательных движений. Реал фингерстайл содержит ряд непреложных правил:
- Для правой руки. Бас – большой палец, струны E, A, D (низкие). Мелодия, ноты — безымянный, средний, указательный (мизинец не задействуется), струны G, B, E (верхние). Следует научиться работать пальцами автономно, независимо. В противном случае правильной техники звучания не добиться. Потребуется время, усилия, терпение.
- Для левой руки. Большой палец на середине грифа. Ладонь отстранена. На некоторых аккордах требуется зажатие большим пальцем шестой струны – исключение из правила. Остальные – перебирают по струнам, кончиками под 90° к поверхности.
Отрабатываются движения по отдельности, постепенно соединяя басы, мелодию. Виртуозность исполнения, высота мастерства достигается путем постоянной практики. Для обучения фингерстайлу струны годятся обычные.
Преимущества и недостатки фингерстайл
Техника фингерпикинг имеет школы, профессионалов, кумиров, поклонников. Часто новички, впервые взявшие гитару, стремятся начинать с техники перебора фингерстайл. Подобная методика обладает плюсами, минусами. К однозначным плюсам относят неповторимое звучание. Создается ощущение одновременного звучания нескольких (иногда разных) инструментов. Стиль дает полную свободу в самовыражении. Играть можно чем угодно.
С противоположного взгляда, добиться полноценного виртуозного звучания не так просто. Требуется отработка определенных приемов. Нельзя просто взять посторонний предмет (смычок, к примеру) и назваться фингерпикинг-гитаристом. Сложность постановки пальцев – басы и мелодия исполняются отдельными струнами, смешивать нельзя. Учиться автономному движению пальцами одной руки бывает непросто. Классические приемы (pinch, pluck, глушение) требуют сложной подготовки.
Гитарные стили
Разнообразие гитарных стилей поражает. Баррэ, свип, слайд, теппинг, легато – немногие из них. Мастера советуют начинать с классических стилей, переходить на более сложные, когда рука поставлена, имеются отработанные навыки.
При Баррэ фиксируется большая часть струн. Различают большое (только большим) и малое (все пальцы задействованы).
Теппинг – легкие удары по струнам, задействуют одну или обе руки.
Легато – извлечение звука левой кистью, вторая не участвует. Легато бывает нисходящее, восходящее, смешанное.
Слайд – особое приспособление для игры, отсюда и название. Одевается на палец, движения скользящие, не задевающие.
Свип – движения немного смещаются, комбинируясь с проигрываемым ладом. Звучание – быстрое, резкое, «размазанное». Часто используется виртуозными исполнителями.
Обучение мастерству игры на гитаре может занять продолжительное время. Упорство, старание, терпеливость, тщательный разбор техники – главные союзники. Следует внимательно смотреть за профессиональной игрой, слушать и разбирать песни самостоятельно. Наградой станет удовольствие от процесса, прекрасный звук.
Источник