Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
ЗВУКОМАНИЯ
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
Почему фильтры в акустике не всегда хороши
Почему фильтры в акустике не всегда хороши
Sony SA-20F акустика
Привет всем любителям хорошего звука. В этой статье немного коснусь такой темы как: фильтры колонок и почему фильтры в акустике не всегда хороши.
Почему фильтры в акустике не всегда хороши
Ведь для всего хорошего кроссовер, что он делает для динамика, он также извлекает минусы.
Точно так же, как практически невозможно создать активный предусилитель, который был бы таким же прозрачным, как и никакой предусилитель, так же сложно создать кроссовер, который не изменяет временную область и не влияет на групповую задержку в пределах этой области кроссовера.
Но большинство кроссоверов, особенно с более постепенным уклоном, имеют слышимые проблемы с фазовым сдвигом, вызванные кроссовером, в пределах их областей кроссовера.
GRUNDIG AUDIORAMA 4000
Почему акустике нужны кроссоверы?
Потому что очень немногие динамики любого типа — динамические, электростатические или пленочные — могут воспроизводить весь звуковой диапазон с равной линейностью. Кроссоверы позволяют конструктору акустики использовать несколько драйверов (динамиков, панелей), специально созданных для определенных частотных диапазонов, трехполосный дизайн обычно имеет драйверы низких, средних и высоких частот с одной схемой кроссовера между низкочастотным динамиком и средним диапазоном, а второй — между средним и твитером.
Spendor-A4-динамики
Вернемся к основам на мгновение — кроссовер — это фильтр (или набор фильтров), который снижает частоты выше или ниже определенной точки. Утверждение снижения фильтра выше или ниже этой определенной частоты количественно определяется наклоном (или серьезностью) фильтра кроссовера, который измеряется в дБ на октаву.
Электростатическая акустика Статик ЗМ — мини и клон NAIM 200
Срез 12 дБ на октаву, который является типичной конфигурацией кроссовера с «минимальным уклоном», имеет очень постепенное переключение между драйверами — это означает, что частотные диапазоны, в которых оба драйвера играют одну и ту же ноту, намного больше, чем с более крутым cрезом.
Sony SA-20F акустика
Проблема заключается в том, что в этом частотном диапазоне, где оба драйвера воспроизводят одну и ту же ноту, существует вероятность того, что они будут немного не в фазе друг с другом из-за временных и групповых задержек, вызванных перекрестной схемой. Лучшие колонки — которые владеют искусством уменьшения или маскировки искажений, присущих кроссоверу.
Есть ли способ сделать кроссовер без этих проблем? Возможно, но это должно быть виртуальным. Существующая технология существует для создания цифрового кроссовера, который делает все с сигналом, который делает физический, но без задержек, вызванных резисторами в физическом фильтре кроссовера. Так что, если технология существует, почему бы не использовать это для производителей колонок? Потому что для его использования у вас должен быть цифровой, а не аналоговый сигнал. Если вы разместите компонент в тракте аналогового сигнала, который имеет аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП), у вас не будет виртуального кроссовера.
акустика Pioneer S-F1
Для этого используется недорогая коробка Behringer Ultra-Curve DE2496. И хотя Behringer определенно не является последним словом в современном цифровом конструктиве, он все же демонстрирует меньше негативных звуковых эффектов, чем 99% физических кроссоверов, которые я слышал. Однако, Behringer Ultra-Curve DE2496 — не панацея.
Акустика Altec A7
Конечно, если у вас есть компьютерная аудиосистема, нет никаких причин, по которым вы не можете управлять виртуальным кроссовером вашего динамика в программном обеспечении для воспроизведения. Любой пакет программного обеспечения для воспроизведения, который поддерживает многоканальные каналы, может поддерживать виртуальный кроссовер.
Акустика на 2А-12У4 фильтра
Некоторые программы, такие как Fab Filter , позволяют создавать собственные кроссоверы, сохранять их как плагины и использовать их с Pure Music. В сочетании с многоканальным ЦАП ввода-вывода, таким как Apogee Ensemble , вы получаете все возможности для гораздо более прозрачного и согласованного по времени кроссовера, чем любой физический дизайн, независимо от качества деталей.
Может быть, кроссовер не так уж и плох для акустики …
Электростатическая акустика Статик ЗМ на рабочем столе
Источник
Зачем нужны разделительные фильтры в АС
В теории идеальный источник звука — точечный, а уже максимально приближенный к нему широкополосный имеет целый ряд недостатков, среди коих первое место занимают его внушительные размеры. К сожалению, практически невозможно создать широкополосный громкоговоритель, способный воспроизвести достаточно широкую полосу частот при ровной АЧХ, удовлетворяющий хотя бы устаревшему стандарту Hi-Fi Din 45500. Кроме того, причин поручить воспроизведение различных диапазонов специализированным излучателям более чем достаточно, перечислим лишь некоторые из них:
- С повышением рабочей частоты излучатель внушительных размеров становиться более направленным и всегда имеет большую неравномерность АЧХ в области высоких частот
4 кГц как на оси излучателя, так и под углом.
Казалось бы, не бывает правила без исключений, но в данном случае даже исключения — такие нетрадиционные излучатели как электростатические или, к примеру, плазменные — имеют свои недостатки.
На настройку разделительного фильтра (кроссовер) тратится львиная доля времени при проектировании и изготовлении АС. После предварительных расчетов, многочисленных экспериментов и последующих корректировок конечный результат настройки выглядит таким образом:
- Создать максимально ровную АЧХ, ровный тональный баланс. Как в самих поддиапазонах излучателей, так и в области стыковки каждого из них друг с другом, несмотря на большую неравномерность АЧХ излучателей.
- Максимально сузить зону совместного излучения НЧ- / СЧ- / ВЧ-излучателей. В области совместной работы разность фаз головок близка к нулю и головки имеют схожую диаграмму направленности. Это необходимо, чтобы при отклонении от оси акустической системы на частоте раздела не возникало провалов на АЧХ и не искажался тональный баланс.
- Излучатели должны работать в оптимальном режиме, то есть среднечастотный излучатель не перегружается низкочастотными составляющими, а твиттер среднечастотными.
- Обеспечить разгрузку ВЧ-излучателей от воспроизведения частот, на которых твитер излучает звуковые колебания со значительными искажениями и может сгореть или просто выйти из строя при подведении даже обычной эксплуатационной мощности. Следует заметить, что ВЧ-излучатель должен работать на частотах в два раза превышающих частоту его собственного резонанса. Ну а в самих фильтрах следовало бы понижать звуковое давление на частоте резонанса излучателя на 20 дБ, но обычно понижают только на 12 дБ.
- Добиться такой частоты стыковки ВЧ- и СЧ-излучателей, при которой они будут иметь одинаковые угловые характеристики по горизонтали в пределах +/-30 градусов.
- Во избежание частоты стыковки поддиапазонов в 2,5 кГц и расположения зоны совместного излучения в диапазоне от 2–3,5 кГц, добиться максимально низкой частоты раздела.
- Импеданс АС по возможности постоянный, чтобы усилителю было комфортно работать.
- Порядок фильтра, крутизна и область раздела подобраны таким образом, что слух не локализует область раздела полос.
Согласно вышеперечисленному, далеко не полному, списку принципов конструирования разделительных фильтров выбираются порядки ФВЧ и ФНЧ. Если АЧХ и другие характеристики динамиков позволяют, следует применять фильтры максимально низких порядков. Но на самом же деле, в целях экономии (бюджетная акустика) для ВЧ-излучателя чаще всего используют фильтры первого порядка, а СЧ-излучатель и вовсе остаётся без фильтра, и лишь иногда при подборе специально сконструированных СЧ- и ВЧ-излучателей некоторым производителям, даже при использовании фильтров первого порядка, удаётся достичь хорошего качества звука.
Следовательно, если вы хотите уменьшить зону совместного излучения громкоговорителей друг с другом (к примеру, твитера и вуфера), ликвидировать и надежно защитить ВЧ-излучатель при работе на максимально низких частотах, устанавливайте хорошее программное обеспечение (Visaton, linearX и т.д.) и проектируйте фильтры по конкретным замерам, чтобы их порядки соответствовали используемым излучателям.
Источник
Имеет ли смысл заменять компоненты фильтра акустики на более качественные?
Если заменить компоненты фильтра на более «качественные», будет ли результат? Имеет ли смысл этим заниматься?
Ответы
А что у Вас за ас? Полагаю, что если в колонках стоят неплохие динамические головки, то имее смыл замена некоторых элементов кроссовера, но хорошие детали стоят прилично и не будет никакого смысла их менять чисто экономически, если в колонках копеечные динамики.
да было бы тут чего улучшать. частота раздела на 1300 гц примерно. по сути весь звук воспроизводит пищалка а не основной динамик. вы это дело где нашли? дк из одной коробки? или компьютерные колонки какие? платка до жжути универсальная производится в Китае отдельным заводом и под нее никто динамики не подбирает. тыкают что в дизайн попадает и погнали. я так понимаю и корпус у колонок пластиковый?
ну и у кого тут выраженное антиаудиофильское поведение. мы тут с такими минусами до обсуждаения китайских кассетных магнитол с крошечными среднечастотниками вместо приличных широкополосников скатимся.
Здравствуйте а какая акустика?
нет, не стоит ничего менять.
Просто так менять нет смысла, другое дело если есть желание и умение свести динамики поточнее. А иначе можно и ухудшить звучание при неверно добавленном номинале радиодеталей.
А по какой причине вы упоминаете вообще несоответствие номиналам? Как раз номиналам и схемным решениям все должно соответствовать. А вот электролитам и катушкам с сердечниками в фильтрах акустических систем действительно не место. И экономика здесь ни причем ( если конечно думать о хорошем звучании) и в акустике хорошие динамики.
Зависит от динамиков в частности и акустики в целом (целесообразность)
А так — однозначно ДА
если не сможешь сам, обращайся
Менять однозначно и провода и демпфировать корпус
Приветствую, как с Вами можно связаться?
Акустика полочники Onkyo d-055. Не компьютерные колонки)
Звучат довольно не плохо.
и почему я не удивлен. 🙂 колонки за 14 тыщ р. предназначенные для маленьких музыкальных центров данного бренда. скажем так этот кроссовер улучшать смысла нет. а вот улучшить звук колонок за счет другого кроссовера более подобранного к динамикам и за счет улучшения «шумки» внутри корпуса все таки можно. но не сильно. тыщ 5-8 к звуку прибавить получится. может быть получатся чуть чуть лучше чем Дали за двадцатку.
я бы предложил вариант с самодельным унч чтобы на каждый динамик свой усь и активный кроссовер на рц-цепочках. их и подбирать проще(в т.ч. и на звук на макетке перетыкая без всяких замеров) и магнитных «инерций» в катушках индуктивности нет. ну и пред собрать на 315х транзисторах по схеме Худа. а мощники в классе-д. такая схемка еще тыщ 5-8 в звуку подтянет. получите уровень колонок почти как за сороковник.
Хочу попробовать подключить напрямую без фильтра, а на ЦАПе
Teac NT-503 выставить частоту среза для твитера и нч. Только вот «на слух» врят-ли нормально поймёшь частотный диапазон, я так полагаю нужен измерительный микрофон.
не только микрофон, но и программное обеспечение хотя б ARTA softvare
я баловался на слух. если стык криво получился с провалом или еще как то это все слышно. в конце концов главная цель у нас не под измерения праметры сделать а для того чтобы ушам результат нравился. микрофон конечно пригодится тут я ничего против не говорю но главная цель все таки уши. поэтому если его нет то все равно пробуйте. а чего за ЦАП? он такие частоты раздела потянет. пищалку на всякий случай все равно конденсатором(фильтром первого порядка) по нч ограничте. где нить герцах на 800. я так понимаю синус вы с компа выдать можете? и тестер у вас тоже есть?
Программный кроссовер, вроде как настроек много и отзывы положительные. Хочу с помощью её попробовать настроить фильтр.
аааа! ну тогда можно. тогда ждем результатов. для описания их вам на этом сайте 2 раздела доступны! здесь в вопросах и в статьях в разделе разогрев. ждем. требуем. и с фотками и видосиками с музончегом. на ютубе есть весьма не плохие легально-бесплатные треки!
я бы поменял фильтра, мидбасы вроде не плохие с неподвижной фазовыравнивающей пулей на вид(может ошибаюсь), но что бы менять, подбирать какой то фильтр или проектировать и изготавливать самому фильтр, надо параметры динамиков знать.
Параметры к сожалению не могу найти. Звучат они действительно не плохо для своей цены, менять не собираюсь итак устраивают. Подумал может можно «выжать максимум» не особо замарачиваясь.
Если не планируете конденсаторы стоимостью в полакустики — почему бы и нет. Но тогда надо менять и провода. И неплохо бы задемпфировать корпуса, хотя бы герленом. Тогда результат будет более выраженным.
Старайтесь подыскивать элементы как можно ближе к номиналам.
катушки тоже не внушают доверия )
Какова примерная стоимость сие мероприятия мне обойдётся?)
если по моей методе то усилки на 1000 рублей понятнут даже со склада в мск. бп тоже рублей на тыщу-две. пред на 315х вообще бесценен. ну и корпус. с ним уж как заморочаетесь так и будет. может в какую мерамическую шкатулку сделанную на заказ в ближайшем кружке лепки забабахает вас. расписную во всех лучших традициях Гжели или Жостово.
вообще я вам завидую. у вас ситуация когда вам можно все и вся без всяких оглядок на каноны и правила.
Для принятия решения нужно оценить:
Провода (не виден калибр провода AWG) — колонки 4 омные, 70 Вт. Электролит, может быть, на пленочный. Цементный резистор — на безиндуктивный. Катушки — на аналогичной индуктивности без сердечника, плюс сечение провода больше. По корпусу — присоединяюсь к высказанным мнениям (оценить толщину стенок, и что там внутри).
Благодарю за информацию)
Без микрофона и анализа АЧХ каждого динамика настроить на слух невозможно. Надо видеть эти измерения и их изменения на мониторе. Да и динамики то не особо мощные по 25 ватт. Мидбас то ладно, а вот ВЧ динамик можно и испортить неправильным фильтром. Будете экспериментировать начинайте с 3 кГц.
я думаю просто надо повторить номиналы деталей фильтра а детали поставить уровня повыше, ну и само собой поменять проводку, терминалы подключения к акустики(если они совсем плохи), задемпфировать корпус или минимизировать стоячие волны внутри (если это требуется) более что-то делать не вижу смысла, если только правильный би-ампинг но это уже другие деньги.
Так-как на самоизоляции заняться особо нечем, притащил я домой акустику товарища на динамиках Seas, KIT MIMIR http://www.seas.no/index.php?o.
Начал сравнивать со своими, для меня особой разницы нет, НО в сравнении, при прослушивании определённой композиции (стиль музыки который я ранее не слушал), я понял, что моя акустика значительно сильнее гудит по сравнению с Seas. Ощущение что, будто бы искусственно подняли частоты примерно от 100 до 250 Гц. Теперь хочется это исправить, а получится ли?)
Касательно замены деталей фильтра, подскажите, а как узнать номиналы? Если на кондере стоит маркировка, на других деталях нет.
Буду очень признателен если кто поможет подобрать детали и подробнее расскажет как узнать номиналы)
Касательно демпфирования корпуса. Можно вибропластом стенки залепить, но ведь вероятность сделать ещё хуже есть)
Что посоветуете с этим вопросом делать?
номиналы ищите в инете.
По поводу демпфирования эксперементируйте с разными материалами с разным наполнением(если это будет синтепон какой нибудь), можно акустическим поролоном(волна) не очень толстым попробовать, вобщем методом проб и ошибок получится наилучший результат.
Всем спасибо за ответы, советы. Акустику продал товарищу, решил сделать проект на динамиках SEAS.
Радикально. Осознанно. Впереди — муки творчества, и это похвально. Видимо, в цехе пополнение. Единственное, может быть, сначала сделать новые, а потом продавать старые?
Желаю сотворить задуманное!
Как говорится поздно пить боржоми когда почки отказали) Акустику уже продал.
Сегодня аудиомания должна привезти заказ, сделаю обзор на купленные комплектующие, выложу сюда, если оно конечно надо кому)
Благодарю за добрые пожелания)
Обязательно делайте! Приятно смотреть на творчество.
Провода не помешало бы заменить. Которые на фото, выглядят так себе.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Источник