- Сайт установщиков
- НУЖНЫ ЛИ ТЫЛОВЫЕ ДИНАМИКИ?
- РОЛИ ТЫЛОВЫХ ДИНАМИКОВ.
- ЗВУК ВОКРУГ
- SOUND BOARD, ИЛИ ЗВУКОВЫЕ ПАНЕЛИ
- ОЗВУЧИВАНИЕ МЕСТ ЗАДНИХ ПАССАЖИРОВ
- ТЫЛОВОЙ КАНАЛ КАК ДИФФУЗНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗВУКОВОЙ КАРТИНЫ
- МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
- СОПРЯЖЕНИЕ С КАНАЛОМ САБВУФЕРА
- КАК УСТАНОВИТЬ И КАК НАПРАВИТЬ ДИНАМИКИ ТЫЛОВОГО КАНАЛА
- ВЫВОД
- Тыловая акустика для домашнего кинотеатра
- Ответы
Сайт установщиков
Вспомним, что всего лишь 10 лет назад наличие в автомобиле тыловых акустических систем, состоящих из большеразмерных коаксиальных динамиков, говорило о весомых аудиофильских пристрастиях ее владельца. А что же сегодня, когда из огромного количества моделей АС на прилавках магазинов выбрать становится трудней, чем раньше достать «по блату»? К тому же, если раньше тыловые динамики использовались для добавления уровня баса в общую звуковую картину, то сегодня с этой задачей намного проще и лучше справляется отдельный канал сабвуфера.
Приоритеты явно поменялись и, как следствие, поменялась сама концепция тылового звука. О том, что сегодня подразумевается под тыловыми каналами, какие динамики используются для их организации, мы беседовали с Виталием Рабботом, техническим консультантом компании «Русская Игра».
Для начала необходимо уточнить, что установку тыловых громкоговорителей без фронтальных можно смело назвать неприемлемым для любого варианта озвучивания салона. Этот тезис очень хорошо воспримут те, кто хоть раз ездил в качестве пассажира на заднем сиденье в автомобиле, где стоят только тыловые динамики. В тот момент, когда водитель делает звук погромче (ему ведь действительно их плохо слышно), задние пассажиры просто глохнут, испытывая сильный дискомфорт. Поэтому в дальнейшем обсуждении темы мы будем подразумевать обязательное наличие фронтальных акустических систем.
НУЖНЫ ЛИ ТЫЛОВЫЕ ДИНАМИКИ?
По большому счету, при установке высококачественных фронтальных акустических систем наличие тылового канала становится необязательным. Это подтвердила и практика. Например, во многих автомобилях, победителях автозвуковых соревнований по качеству звучания (sound quality), тыловые каналы не используются. За расширение звукового спектра в НЧ-область в таких аудиосистемах отвечает сабвуфер, и при правильном согласовании его с фронтальными громкоговорителями мы получаем отлично сбалансированное звучание в полном диапазоне частот с четкой фронтальной звуковой сценой. Другими словами, те деньги, что вы собирались потратить на тыловые АС, лучше вложить во фронтальные компоненты более высокого качества. Речь идет об обычной музыкальной системе для водителя или водителя и пассажира. Даже если использование сабвуфера не предусматривается (либо временно, либо в принципе), без тыловых АС вполне можно обойтись, используя на фронте достаточно басовитые АС. Однако есть ряд ситуаций, где назначение тыловых динамиков может поменяться.
РОЛИ ТЫЛОВЫХ ДИНАМИКОВ.
Называть тыловые акустические системы атавизмом все же не стоит. Во-первых, у данных систем осталось немало поклонников, во-вторых, при грамотном включении они совершенно не мешают звуковой сцене и даже дополняют ее, а в-третьих, существует ряд ситуаций, где без них просто не обойтись.
На современном этапе инсталляторы выделяют несколько вариантов использования тыловых динамиков. Давайте рассмотрим их подробнее.
ЗВУК ВОКРУГ
Суть данной установки в равном звучании как фронтальных, так и тыловых акустических систем. Заметим, что этот тип озвучивания салона с каждым годом применяется все реже. Обычно к нему прибегают те, кто в силу привычки не может перестроиться на системы более высокого качества или прельщается простотой установки в заднюю полку. Говорить о хорошем звучании этих систем не приходится, поэтому для них, как правило, используют недорогие коаксиальные динамики большого типоразмера, подключаемые к усилителю головного устройства. В данном варианте озвучивания акустические системы устанавливаются как в заднюю полку, так и в передние двери. Очень важно, чтобы применяемые динамики обладали высокой чувствительностью, в противном случае для получения хорошего звукового давления вам понадобится еще и внешний усилитель.
SOUND BOARD, ИЛИ ЗВУКОВЫЕ ПАНЕЛИ
Этот вариант установки – самый популярный у поклонников клубной музыки. Суть концепции – в получении мощного окружающего звучания, такого же, как и на танцплощадке, а принцип установки: чем больше динамиков, тем лучше. В данном варианте к построению тыловых каналов относятся не менее тщательно, чем к формированию фронтального звука. Обычно в качестве тыловых динамиков применяются двух- или трехполосные компонентные системы, способные развивать высокое звуковое давление. Их размещают на специально подготовленной жесткой панели (отсюда и название0, устанавливаемой вместо задней полки, при этом динамики работают на весь объем багажника (free air) в широкополосном режиме. Для раскачки таких акустических систем применяется мощный внешний усилитель, а воспроизведение баса не уступает по мощности сабвуферному каналу (а иногда и заменяет сабвуфер, хотя все же лучше использовать и саб, и sound board). В итоге получается танцпол на колесах.
ОЗВУЧИВАНИЕ МЕСТ ЗАДНИХ ПАССАЖИРОВ
Следующий вариант применений тыловых динамиков в автомобиле – забота о задних пассажирах. Эта установка имеет свою специфику. В таких системах для комфортного звучания динамики желательно устанавливать не в заднюю полку, а по аналогии с фронтальными – в дверь. В этом случае звуковая картина будет строиться, как и на фронте – спереди. При грамотном согласовании уровней, работа установленных таким образом тыловых каналов практически не влияет на построение фронтальной звуковой сцены. В подобных системах применяются как компонентные, так и коаксиальные типы динамиков. Все зависит от требуемого качества звука и финансовых возможностей владельца автомобиля.
ТЫЛОВОЙ КАНАЛ КАК ДИФФУЗНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗВУКОВОЙ КАРТИНЫ
Данный способ построения тылового канала имеет большое число сторонников, поскольку позволяет получить весьма интересный эффект звучания фронтальных АС. Суть концепции состоит вот в чем. Когда вы сидите в концертном зале, то помимо прямого звука со стороны сцены слышите и отраженный от различных препятствий звук (стены, потолок и другие предметы), так называемую диффузную составляющую звукового поля. И хотя интенсивность диффузного поля ничтожно мала по сравнению с прямым звуком, именно ее наличие позволяет создавать реальную акустическую атмосферу зала.
Поскольку в диффузном поле отсутствуют ВЧ и НЧ-составляющие, то в качестве тыловых динамиков применяются небольшие и не очень мощные, но особо качественные СЧ-динамики типоразмера 3,5 – 5,5 дюймов с эффективным диапазоном частот от 300 Гц до 4-5 кГц. Подавать на такие динамики широкополосный сигнал нецелесообразно. Предварительно его надо ограничить полосовым фильтром первого, максимум, второго порядка. Получить лучшее звучание от тыловых динамиков можно, включив их по схеме Хаффлера, которая позволяет использовать в тыловом канале только один динамик. Эффект тот же, что и от двух, а экономии больше.
МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Если в предыдущих вариантах установки тыловых каналов есть свои сторонники и противники, то в форматах многоканального звука Dolby Digital и DTS тыл является частью концепции построения и его наличие обсуждению не подлежит. Как показала практика, при монтаже многоканальных систем следует руководствоваться теми же принципами, что и в домашней технике. Для построения тылового канала необходимо использовать динамики с максимально широким диапазоном частот (звук в этих системах изначально прописан в диапазоне от 20 до 20000 Гц). Устанавливать динамики желательно как можно выше – например, во внедорожниках их устанавливают вверху задних арок. Предпочтение отдается высококачественным коаксиальным динамикам, но иногда из-за конструктивных особенностей автомобиля используют и компонентные. При этом разнесение ВЧ и НЧ/СЧ-компонентов относительно друг друга желательно сделать минимальным.
СОПРЯЖЕНИЕ С КАНАЛОМ САБВУФЕРА
Как показывает переписка с нашими читателями, основной вопрос при установке тыловых динамиков совместно с каналом сабвуфера в общих чертах звучит так: необходимо ли устанавливать тыловые динамики в корпус, чтобы их звучание не модулировалось звуком сабвуфера?
Теоретически – да, но на практике реальный сабвуфер не в состоянии раскачать воздух объема багажника настолько, чтобы сильно влиять на жесткий подвес тылового динамика, пусть даже небольшого типоразмера. При этом, если рабочий диапазон частот тыловых динамиков ограничен снизу частотой 150 Гц, то наложения звуковых волн (редко какой сабвуфер играет выше этой частоты) не происходит – проблемы с согласованием в данных системах не существует. Другое дело, если вы включаете тыловые динамики без ограничения полосы частот снизу. В этом случае их желательно поместить в акустический экран. Правда, следует помнить, что подавляющее большинство автомобильных АС рассчитаны на работу в бесконечном акустическом экране (free air) и ограничение объема может весьма негативно сказаться на качестве их звучания. Как показывает практика, основные проблемы при использовании колпаков с динамиками free air возникают в диапазоне от 150 до 350 Гц и выражаются как неприятное «бубнение» с сильно окрашенным тембром этого частотного диапазона. В такой ситуации следует основательно подойти к подбору АС;достаточно вспомнить, что в тестах “Car&Music” не так уж редко встречаются АС, оптимизированные как раз для малых объемов акустического оформления.
КАК УСТАНОВИТЬ И КАК НАПРАВИТЬ ДИНАМИКИ ТЫЛОВОГО КАНАЛА
Правила установки тыловых динамиков ничем не отличаются от установки фронтальных. Первое – максимальная жесткость монтажной поверхности. Для этого штатную заднюю полку необходимо усилить более жесткими и прочными материалами, например, толстым листом фанеры или MDF. Максимально просто это сделать в автомобилях с типом кузова седан, сложнее – с кузовом хэтчбек. Второе – избегать акустического замыкания. Для этого надо закрыть все технологические щели между объемом багажника и салона. Третье – не создавать «акустических ям». То есть, если динамик прикручен к металлическому основанию задней полки, то декоративную накладку нельзя ставить выше его основания, иначе в получившемся пространстве будет гаситься большая часть звукового давления, а характер звука приобретет неприятную окрашенность.
Направленность динамиков, работающих в качестве подзвучки на отражение, учитывать не надо, более того – воспроизведение высоких частот желательно вообще ограничить фильтром ВЧ первого порядка с частотой среза 4-5 кГц. Подключать тыловые динамики лучше через отдельный усилитель, пусть менее мощный, чем работающий на фронтальные АС, но внешний. Если для этой цели используется отдельный 2-канальный усилитель, то его зачастую берут из самой младшей линейки. В качестве компромиссного варианта подойдет и подключение тыловых АС к встроенному в головное устройство усилителю, тогда как фронт может работать от внешнего, однако в подобных случаях очень часто возникает проблема согласования уровней.
ВЫВОД
Из всего вышесказанного главный вывод такой: тыловые динамики могут и не понадобиться, но если они все-таки нужны, то к их подбору и установке следует подходить не менее тщательно, чем к фронтальным АС. Заметим «под занавес», что затронутая нами тема далеко еще не исчерпана – все большее распространение систем «мобильного кинотеатра» наверняка вдохнет в нее вторую жизнь.
Материал предоставлен журналом Car&Music, №4/2004.
Источник
Тыловая акустика для домашнего кинотеатра
Существуют ли определенные правила при выборе тыловой акустики. Будут ли озвучивать хуже тылы с частотными характеристиками 80-20000 и 89дб чем тылы с характеристиками 70-20000 и 86 дб.
предыдущие bbk были 70-20000, 86 дб. Никакого дискомфорта они не приносили, равно как и щенячьего восторга.
так как имел ресивер еще начала двухтысячных, то самая крутая звуковая дорожка была dts. Сейчас другие многоканальные дорожки с которыми я не знаком еще. Например true HD. Существует ли связь между выбором тыловиков и нынешними звуковыми декодированными дорогами? Ну типа характеристики колонок должны быть какими то особенными.
Ответы
Проверить качество своей тыловой акустики весьма просто, поставьте их на место фронтальных АС и подключите вместо фронтов. Понравится Вам качество звука тыловых АС на фронтальных каналах-оставляйте на тылах данные АС. Это если не хотите заморачиваться высококачественным звучанием своей многоканальной системы.
А по делу, если Вы задумали построить у себя дома высококлассную систему многоканального звучания, то для создания эффекта равномерного заполнения звуком вашей комнаты с однородным тональным балансом все АС в вашей многоканальной системы, т е фронт, тыл, задний тыл, центр должны быть от одного производителя и из одной линейки АС. У ВВК — свой уровень КАЧЕСТВА звучания, а у Вилсон Аудио -совершенно другой уровень КАЧЕСТВА звучания, В идеале, вообще ставить однотипные АС на все каналы окружающего звучания. Для примера может служить система окружающего звучания ТНХ сертификации, где все АС многоканальной звуковой системы должны отвечать строго определённым требованиям данного стандарта.
во, спасибо Алекс. Понял на что ориентироваться. А частотные характеристики важны?
жаль, что вы пропустили 10-15 лет назад DVD-Audio/SACD
это и есть по теме. Зависит от того, для прослушивания какого материала вам нужны тыловые конфигурации. Я использую для кино, и для двух вышеуказанных форматов. Если бы они у вас были, вопрос бы так не стоял. В идеале — это биполярная акустика, конечно. В норме — адекватно воспроизводящая весь диапазон частот без значимых провалов
в предыдущем топике от себя я обозначил приоритеты, а именно просмотр кино и музыкального видео без маньячества, в формате 5.1 или 5.0.
сейчас много новых многоканальных форматов. Придется приобретать новый или бу ресивер с данными декодерами. Слишком навороченный не нужен.
двд аудио слушал с 2009 года
прошел этот этап.
сейчас подсел на стерео
старую акустику от кинотеатра распродал. Покупал ее без соблюдения всех норм озвученных в моем вопросе данного топика. Не скажу что она в кино меня огорчала. Наоборот, радовала, но не до восторга(если таковой можно получить от системы ДК). но по сравнению со звуком в городском кинотеатре, мой лучше был, да и комфортнее дома сидеть))
Важны и не только частотный хар-ки, а так же чувствительность и неравномерность АЧХ, чем шире частототка и меньше перепады АЧХ в рабочей полосе колонок, тем полнокровнее и масштабнее будет звучать ваша многоканальная система.
покопался в теме. Почти все полочники для тыла имеют чувствительность 86 и ниже.
Добавлю и я немного.. Сам большой любитель DVD-Audio + Sacd,в совокупности у меня в этих форматах видимо до 200 дисков. Конечно есть концерты на блюрэй в многоканала,в том числе и чисто аудио.. Что очень важно.. Брать акустику одной серии и брэнда,тогда сохранится манера подачи звука со всех направлений.. Исключения допустимы только для саба и колонок для Долби Атмос. Так как я большой любитель ленточных твиттеров,то и колонки выбрал такие. У меня 7 колонок Дали Айкон разных калибров,к примеру за спиной висят колонки на стене On Wall. Если покупать сейчас,то им есть замена в серии Оптигон. Таким колонкам нужен топовые ресивер как минимум,а в идеале АВ пред/проц + мощник..
Хочу немного дополнить Alex.. Стандартизация под THX,может быть не очень полезна для прослушивания музыки,тут все зависит от брэнда.. Я как то был целую неделю на курсах по ДК. Жили и пили в одном уютном месте в Подмосковье,кроме лекций слушали многое.. К примеру слушали THX сертифицированную акустику от Клипш,для кино терпимо,для музыки полный изврат.. Совсем другое дело было на Дали Оптигон. Все прослушивалось на АВ пред/проц+мощники от Марантс,а результат был разным. Очень хорошая идея,если конечно есть возможность,поставить /повесить одинаковые колонки на все каналы,тогда однородность звука будет одинакова со всех направлений.. В этом случае-очень важна роль сабвуфера,а то и 2х. Я к примеру предпочитаю слушать стерео в режиме трифоник. Тут саб додает «мяса» в звуке вокалу и инструментам,которые даже близко не опускались в этот диапазон..
Георгий, я с Вами полностью согласен, что ТНХ АС идеальны для просмотра кино, но что бы это заработало, как нужно должна быть соответствующая инсталляция и настройка системы по всем требованиям ТНХ. А слушать ТНХ АС на конференции в неподготовленном помещении-пустое занятие и «цимуса» ТНХ Вы никогда в полной мере не ощутите.
И, конечно, ТНХ сертифицированная система-она исключительно для качественного озвучивания кино.
Я привел ТНХ АС, как пример однотипных АС во всех каналах многоканального звучания. И для музыки это условие тоже, в идеале должно соблюдаться. Если у Вас во фронтах стоят большие мощные трехполосные АС, то и на остальные каналы лучше ставить такие же АС. Конечно, это не всегда реализуемо в наших помещениях, но в идеале это именно так и должно быть.
Alex !! Да все это я понимаю и про конференцию тоже.. Зал был абсолютно не подготовленным,потолок для колонок Долби Атмос был инертным,пришлось направлять динамики на плафоны освещения !! Но тем не меннее,результат был разным.. А источник был один.. А если еще про звук,вчера я долго слушал изделия Schiit Audio,там возглавлял все это действо Михаил Борзенков,я ему лично симпатизирую,мало кто может так простыми словами все объяснить..Слушали и крутые напольники от Сонус Фабер примерно за 900000р,тем не менее,хорошая активная акустика у меня в предподчтении..
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Источник