Эдда о шипах, или почему уменьшение площади опоры не гасит резонансы
Поводом к этой публикации стала дискуссия о шипах после нашей последней статьи об АС Neat IOTA Alpha. Так некоторые читатели утверждали (снабжая комментарии «пруфами»), что использование шипов в качестве развязки между акустической системой и полом гасит паразитные резонансы, таким образом, существенно улучшая звук акустической системы.
Это расхожее представление укоренилось в сознании многих аудиофилов и меломанов, которые, не теряя времени, ринулись приобретать остроконечные подставки под колонки, в надежде получить «тот самый» «божественный звук» (тм) без паразитных вредных резонансов. Однако всё оказалось несколько сложнее, чем просто купить шипы и прикрутить их к системе, так как они (шипы) сами по себе ничего не гасят и не устраняют. Уменьшение площади опоры, безусловно, многократно увеличивает давление в точках соприкосновения с полом, при этом энергия вибрации остаётся практически неизменной и прекрасно передаётся в пол. По какой причине так происходит, и каким образом можно заставить шипы работать рассмотрим далее.
Справедливости ради хочу отметить, что при определённых условиях шипы начинают работать в качестве «звукоулучшителя», но для этого нужны не только шипы и они не являются виброизолятором. Именно поэтому ряд товарищей, которые пишут о «шипованном» эффекте на форумах не всегда лгут и заблуждаются. Для того, чтобы понять, что и как, имеет смысл рассмотреть как сами псевдонаучные воззрения о влиянии шипов, так и вполне научное обоснование того, как они могут работать.
Прорицание вельвы о шипах
Традиционно немного мифологии и юмора.
На самом деле шипы для акустических систем появились в средневековой скандинавии около 9-го века н.э. Суровые викинги интуитивно почувствовали, что такой подход позволит им избавиться от паразитных резонансов, устранить вибрацию корпуса драккара при прослушивании pagan metal и боевых барабанов.
Среди упоминаний о шипах сохранился фрагмент тематической эдды. Привожу небольшой отрывок из этого произведения:
Внимайте мне все священные роды,
Великие с малыми дети Хеймдалля,
О, Один, я расскажу им, о прошлом шипов,
Что выковал Велунд для радости смертных.
В начале времен, когда жил Имир,
Не было в мире шипов для колонок,
А музыки звуки и мощь резонанса,
Драккары в походах трещать заставляли.
Раскалывал лодки тот звук паразитный,
И храбрые воины в хель отправлялись,
Пока не придумал великий бог Велунд,
Шипы, что избавят от вредных вибраций.
Как явствует из эдды, чудесные свойства шипов приписывали великому богу-кузнецу Велунду. Из опыта древних скандинавов их современные последователи сделали вывод:
Для того, чтобы максимально редуцировать передачу вибрации акустического оформления АС соприкасающимся с ним предметам (перекрытиям помещения, полкам, например). Эффект применения шипов основан на радикальном снижении площади контактирующих поверхностей, которая сводится к площади острия шипов/конусов. Важно понимать при этом, что установка АС на шипы НЕ устраняет вибрации корпуса, а лишь снижает эффективность их дальнейшего распространения.
Цитата: пользователь Древний Юзер — audioportal.hi-fi.ru)
Песнь о пятаках и каменных плитах
Но шутки шутками, а если серьёзно, то теория, оправдывающая антивибрационное влияние шипов, гласит о том, что уменьшение площади соприкосновения с поверхностью позволяет уменьшить резонансы. При этом из рассуждений такого плана куда-то исчезает фундаментальный закон сохранения энергии, гласящий среди прочего о том, что энергия (любая) никуда не пропадает. Шип штука твёрдая и, соответственно, является превосходным проводником вибрации.
Грубо говоря, единственное, что делает шип с резонансами – это концентрирует энергию вибрации (резонанса) в точках соприкосновения шипа с полом, а это в сущности ничего не меняет, так как полу передается тоже количество энергии (подробнее о плотности энергии — здесь).
При этом ряд производителей продукции такого рода рекомендует устанавливать их на так называемые «пятаки» (подставки с углублениями). Подставки изготавливаются из металлов с плотностью меньшей чем у шипов (последние, как правило, производят из калёной стали). Подобное решение, с точки зрения физики, обладает незначительными виброизоляционными свойствами, относительно мягкие металлы (медь, алюминий) способны отчасти поглощать резонансы за счет деформации сдвига.
Однако эффект «пятаков» в большей степени обусловлен применением специальных толстых накладок на днище (которые сделаны подобно стандартным ножкам АС из силикона, войлока или ПВХ). Фактически, основным звеном, гасящим вибрации в таких ситуациях, является эластичный поглотитель, т.е. тот самый войлок или силикон, которые имеют значительно большую деформацию сдвига, нежели металлы.
Путь энергии резонанса можно представить следующим образом: шип из твердого металла – проводник вибрации, «пятак» из мягкого металла – частичное поглощение, эластомер – значительное поглощение. Такая система действительно будет работать, но я так и не понял, зачем в ней 2 первых звена. При использовании подобной конструкции многие люди субъективно отмечают существенные изменения в звуке (остается не понятно, сравнение проводилось с голыми шипами или со стандартными ножками АС).
Наиболее эффективным способом антивибрационного применения шипов из всех методик, которые являются True с точки зрения филофонистской философии (аудиофилии) – это применение массивного основания (каменных плит и т.п.). Использование тяжелого основания обосновано тем, что оно действительно способно эффективно гасить ВЧ-вибрации. Особенно это касается АС со сравнительно небольшой собственной массой.
В данном случае, как и во всех предыдущих, шипы применяются в качестве проводника вибрации, массивная гранитная или мраморная плита выступает в качестве поглотителя. Следует также отметить, что таким образом гасятся высокочастотные вибрации, а для НЧ-вибраций имеет смысл размещать под плитой войлок. В случае, если у вас каменный пол, то покупка плит для вас не актуальна.
И ещё немного об использовании шипов
Шипы, равно как и подставки другой формы, могут «помочь» звуку в ситуациях когда нужно чтобы закреплённый на дне АС динамик не терся о подвесами диффузора об пол, например, или когда по тем или иным причинам необходимо просто понять АС на определённую высоту.
Шипы в качестве вибропоглотителя (изолятора) не работают никогда, в связи с тем, что не могут в силу фундаментальных физических законов снизить амплитудуду вибрационных колебаний, но могут быть использованы в системе, которая будет с той или иной эффективностью выступать в качестве развязки колонок с полом.
Для тех кто осознаёт необходимость в шипах, а также для любителей скандинавского эпоса и в нашем каталоге припасено товаров такого профиля (шипов, пятаков) по самым различным ценам от 119 рублей до $ 50-60. Между тем хотим подчеркнуть, что производители акустических систем, которые представлены в нашем каталоге, серьёзно подходят к созданию аппаратуры. Это значит, что продающиеся у нас АС полностью готовы к полноценному использованию (воспроизведению качественного звука) и не требуют дополнительных доработок.
Источник
О подставках на шипы и их эффекте на конкретном примере
Добрый день/вечер уважаемые.
Хочу немного поделиться, может развеять домыслы о подставка на шипы, даже не совсем о каких- то конкретных, а сам факт их наличия.
Особо не думал, нужны они мне или нет, но углубившись в теорию, понял, что проверить необходимо.
Поскольку желания тратить N-сумму денег не хотелось будучи не уверенным в их эффекте (да и какой сам эффект? Этого я не знал, только все пишут «ВАУ, СТАЛо ЛУЧШЕ»), было принято решение воспользоваться монетками разных номиналов
Как у меня установлена акустика??
На полу застелен ковролин со среднем ворсом, под ним спец подложка для ковролина в 1 СМ, потом наливной пол, потом стяжка, потом сама плита.
Колонки просто установлены на шипах продавливая ковролин, наверное даже немного задевая его.
С сабвуферами шипы выше, тоже продавливают, но ковер не задевают.
В общем подложил я монетки под каждый шип
Эффект: не прям что-бы «ВАУ», но положительный эффект в моем случае есть
Фронты — более четкие детали в середине (не исключу плацебо конечно) и пропал Резонанс на некоторых низких частотах, бас стал более «упругий» (тут уже меня не обмануть, разницу заметил )
Почему такой эффект получился, скорее всего корпус колонки перестал передавать свою работу на ковер, а может и пол и сам перестал от этого резонировать, а из за этой «кривой работы» глушились или смазывались другие частоты
Сабвуфер — бас перестал идти по полу, в связи с этим в другой комнате он стал менее выделенный
Сам бас стал менее давящий, и теперь в основном он весь бьет в ТЕЛО, его сильнее чувствуешь и он менее выделен в плане перегруза, тоесть если в некоторых местах были микро проблемы по перегрузу, то их теперь нет.
Саб только в кино.
Почему так: да думаю такая же ситуация, что и с фронтами, саб перестал работать в пол своим корпусом
Немного фото ниже.
Опять же, это не значит, что положительный эффект будет при использование на паркете или другом покрытии, вполне возможно хватит просто шипов
А теперь самое интересное: а дадут ли эффект спец подставки от того же ColdRay или иного производителя, по сравнению с монетками??
Источник
Что такое шипы Soundcare SuperSpikes и зачем их использовать?
Сохранить и прочитать потом —
Любая из попыток отказаться от шипов или использовать различные подкладки, которые бы предотвращали повреждение поверхностей, приводит к очевидному снижению качества звучания.
Использование шипов для акустики бесспорно дает лучший звук!
Кроме того, стойки для колонок традиционной конструкции неидеальны и с механической точки зрения, так как также подвержены внутренним колебаниям и резонансам.
Результатом серьезного изучения проблемы специалистами Soundcare стала разработка специализированных стоек для акустики и Hi-Fi компонентов SuperSpike, которые благодаря своей уникальной конструкции не только улучшают качество звучания, но и предотвращают повреждение поверхностей, на которые устанавливается акустические системы и оборудование.
Soundcare SuperSpike получили многочисленные положительные отзывы в во многих ведущих периодических изданиях, в частоности таких, например, как HiFiChoice, HiFi+, Haute Fidelite, High Fidelity, Audeo и других.
Экспертами были отмечены заметное улучшение звуковой сцены, увеличение прозрачности воспроизведения средних частот и лучшая отдача в низкочастотном диапазоне.
Технические испытания Soundcare SuperSpike, проведенные в Норвегии, Японии, США, Германии и Англии, также показали превосходные результаты.
Как результат, целый ряд производителей акустических систем высшего класса уже поставляют свою продукцию с установленными Soundcare SuperSpike.
Что такое Soundcare SuperSpikes?
SuperSpike является опорой (стойкой) для акустических систем и другого Hi-Fi оборудования, конструкция которой запатентована Soundcare. Обладая всеми достоинствами стоек традиционной конструкции, SuperSpike имеет ряд существенных преимуществ, в частности решает известную проблему царапин, которая неизбежно возникает при использовании обыкновенных шипов. Неразборная конструкция SuperSpike включает в себя собственно шип особой формы и специальную опорную плиту, объединенные в пластиковом кожухе, что позволяет пользователю передвигать оборудование не разбирая его и не царапая пол и другие поверхности.
Зачем использовать Soundcare SuperSpikes?
Использование шипов в качестве стоек для колонок и/или аппаратуры звуковоспроизводящего тракта разрывает нежелательную механическую связь оборудования с поверхностью, на которой оно установлено. Это предотвращает распространение паразитных вибраций и их влияние на процесс звуковоспроизведения.
С физической точки зрения это означает концентрацию всего веса оборудования на поверхностях крайне малой площади, что приводит к чрезвычайно высокому давлению в точке опоры.
Как результат — заметное улучшение звуковой сцены и увеличенная отдача на низких частотах.
Soundcare SuperSpike не просто шип!
Благодаря качеству применяемых материалов и высокой точности изготовления стойки Soundcare SuperSpike имеют крайне малую площадь контакта опорного острия с основанием, а значит — и чрезвычайно эффективную механическую развязку оборудования и поверхности, на которой это оборудование установлено.
Кроме того, благодаря особой конструкции SuperSpike обеспечивается эффективное подавление собственных внутренних резонансов стойки, которые также негативно влияют на качество звуковоспроизведения.
Результаты многочисленных прослушиваний и тестов показали безусловную эффективность применения SuperSpike не только в качестве опор для акустических систем, но и для другого Hi-Fi оборудования, в первую очередь CD-транспортов, усилителей и, естественно, проигрывателей виниловых дисков.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос 1: Зачем вообще нужно использовать шипы?
Ответ: Во время звуковоспроизведения вибрации пола (стен, полок, подставок. ) передаются на оборудование и являются причиной дополнительных искажений. Шипы устраняют эту паразитную обратную связь, так как их конструкция предполагает чрезвычайно малую площадь контакта с опорой. Результат — существенно лучший звук с более строгим басом и более чистой серединой.
Вопрос 2: На какую нагрузку рассчитаны шипы?
Ответ: Soundcare SuperSpike были испытаны под нагрузками до 400 килограмм (на один шип). При этом деформация стального основания составила пренебрежимо малую величину – всего 0,02 мм. Сам шип вообще не получил никаких измеримых деформаций при этой нагрузке. Эта «нереальная» прочность заложена в конструкции SuperSpike: выполненный из высоколегированной стали шип со сферическим острием опирается на плоское основание, выполненное из мягкой стали. При этом достигается максимальная нагрузочная способность и минимальная контактная поверхность. Вы можете спокойно устанавливать на наши шипы любые существующие акустические системы и другое Hi-Fi оборудование.
Вопрос 3: Почему самоклеющиеся шипы поставляются в упаковке по три штуки?
Ответ: Из школьного курса геометрии известно, что любая плоскость определяется тремя точками. Таким образом, установленные на три шипа акустические системы всегда будут идеально устойчивы без каких-либо дополнительных регулировок.
Вопрос 4: На какой период эксплуатации рассчитаны Soundcare SuperSpike?
Ответ: Основными материалами для наших шипов являются сталь и цинк. Легированная сталь, из которой выполнены все нагружаемые детали шипов, является очень прочным материалом. Мягкий, не имеющий кристаллической структуры цинк эффективно гасит возникающие в шипе резонансы, что позволяет уменьшить износ шипа под действием вибрации. SuperSpike прошли испытания, которые моделировали их ежедневное использование в течение десяти лет. Остаточная деформация и износ деталей шипа обнаружены не были. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что срок службы наших шипов составляет как минимум 20 лет.
Вопрос 5: Как вы думаете, одобрит ли моя жена приобретение Soundcare SuperSpike?
Ответ: Мы придаем очень большое значение внешнему виду наших изделий и уверены, что SuperSpike выглядят в любом случае лучше обыкновенных шипов. Кроме того, Вы можете твердо обещать супруге, что Ваша Hi-Fi аппаратура и акустические системы больше никогда не будут оставлять царапины на полках и полу.
Вопрос 6: Могут ли Soundcare SuperSpike улучшить мои отношения с соседями?
Ответ: Скорее всего, Ваши соседи будут весьма признательны Вам за использование SuperSpike, ведь они будут избавлены от вибраций и резонансов, легко распространяющихся по зданию через стены и перекрытия.
Вопрос 7: Почему именно использование шипов SoundCare обеспечивает наилучшее качество звучания?
Ответ: Конечно, в Soundcare SuperSpike и в шипах обычной конструкции используется в основном один и тоже принцип (приложение нагрузки к минимальному пятну контакта). Однако, многие эксперты и наши клиенты утверждают, что они отчетливо ощущают улучшение качества звучания при использовании именно SuperSpike. Подобный факт легко может быть объяснен особой конструкцией изделий Soundcare с применением большого количества цинка, эффективно поглощающего возникающие в шипе резонансы.
Источник