Для чего демпфировать колонки

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

ЗВУКОМАНИЯ

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

Демпфирование акустики

Демпфирование акустики

Ну что же придётся написать и полностью осветить эту ну оооочень интересную тему «демпфирования акустики».

Давайте сначала разберёмся по материалу для демфирования акустики.

Демпфирование акустики

Самое простое и наиболее доступное — это синтепон или обычная вата. Также очень хорош — войлок.
Формул для того чтобы хоть как то математически просчитать «демпфирование акустики» я так и не нашел, да и не существует.

Делаем всё своими руками — это просто

И почти каждая акустика по-своему индивидуальна. А самодельная акустика или акустика своими руками — тем более.

Если ЗЯ то наполнения демпфером может достигать до 50% от объёма позади самого динамика.
Если ФИ то в основном это задняя стенка и желательно боковые стенки.
Кстати, очень часто путают демпфирование акустики т.е. подавление волновых колебаний от звука внутри самого корпуса с шумоизоляцией или виброизоляцией стенок короба, это когда при простукивании стенок они начинают «звенеть».
Вот для этого — именно демпфирования акустики – используют такие материалы как вата и синтепон.

Есть очень много фирменных.
Демпфирующий материал для акустических систем.

В общем демпфирование акустики зависит от объёма короба, а наполнение попробуйте опытным путём.

Добавили немного ваты, поролона, синтепона — послушали. Передемфирование акустики опасно «ватным» размазанным звуком, причём уйдёт вся детальность. Бас тоже уйдет или его станет мало и т.д.

Если у вас звонкий корпус — это очень плохо, при верном подборе материалов вообще такого быть не должно.

ПВА отличный клей для демпфирования акустики!

Но если корпус звенит – то можно сделать самоклеющимися битумными виброгасящими материалами для автомобилей это всё исправить.

Они для шумоизоляции машин (двери , капот и т.д.) применяются.

В любом случае эффект демфирование акустики обязан быть больше в лучшую сторону.

Bozak Concert Grand внутри

Вот недавно видео сделал демпфирование акустики, корпус в ОЯ на динамиках 4а32 на кобальте.

Я надеюсь, статья «Демпфирование акустики» была интересной и помогла кому-то. Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам.

Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб, Одноклассники

Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.

You may manage your subscription options from your profile

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!

На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.

Источник

Акустическое демпфирование громкоговорителей

Громкоговоритель, как правило, вносит наибольшие нелинейные искажения по сравнению с остальными звеньями звуковоспроизводящего тракта. Причем, если в области высших частот искажения вносит сам громкоговоритель, то в области низших частот (до 300-400 Гц) — решающее значение играет его акустическое оформление.

Неудачно выполненное акустическое оформление громкоговорителя может привести к появлению на частотной характеристике чувствительности пиков и провалов, что свидетельствует о плохих переходных характеристиках подвижной системы громкоговорителя. Демпфирование подвижной системы громкоговорителей приводит к уменьшению частотных и нелинейных искажений в области низших частот.

Существует несколько способов демпфирования подвижной системы громкоговорителя. Для радиолюбителей наибольший практический интерес представляет акустический способ демпфирования громкоговорителя в ящике или фазоинверторе.

Ряд зарубежных фирм наряду с тщательным изготовлением громкоговорителей широко применяет акустическое демпфирование подвижной системы с помощью панелей акустических сопротивлений — ПАС (Асоustical Resistance Unit — ARU).

Авторами экспериментальным путем подбирались параметры панелей акустического сопротивления для громкоговорителя в закрытом ящике и фазоинверторе. Работа в основном была проведена в лаборатории электроакустики НИКФИ.

Рис. 1:

Была предложена следующая конструкция ПАС: между двумя ластами фанеры толщиной 5-6 мм каждый, в которых соосно просверлены сквозные отверстия диаметром 10-30 мм, помещается и туго натягивается демпфирующая ткань; листы фанеры должны быть затем плотно стянуты между собой винтами или шурупами. Конструкция такой панели изображена на рис.1. Если панель изготавливается для закрытого ящика, то вместо одного слоя фанеры используется задняя стенка ящика так, как показано на рис.2 (лист фанеры и ткань, конечно, должны быть помещены внутри ящика).

Рис. 2:

Суммарная площадь отверстий панели ПАС должна составлять не менее 40% от площади диафрагмы. Под площадью диафрагмы понимается площадь проекции диффузора на плоскость, перпендикулярную его акустической оси. В том случае, когда для воспроизведения низших частот используется несколько громкоговорителей, площадь отверстий панели ПАС должна быть не менее 40% от общей площади их диафрагм. При использовании в одном ящике вместе с низкочастотными отдельных громкоговорителей для воспроизведения средних и высших частот, их необходимо прикрыть изнутри плотными, без щелей, деревянными или металлическими крышками. В противном случае из-за влияния низкочастотных компонент сигнала в этих громкоговорителях могут появиться нелинейные н интермодуляционные искажения.

В фазоинверторе панель акустического сопротивления вставляется в фазоинверсное отверстие. Соотношения между суммарной площадью отверстий панели ПАС и площадью диафрагмы те же, что и для закрытого ящика. Это соотношение обычно удается реализовать, не увеличивая площади фазоинверсного отверстия. Влияние ПАС легко продемонстрировать с помощью частотной характеристики полного входного электрического сопротивления громкоговорителя.

Рис. 3:

На рис.3 представлены такие частотные характеристики громкоговорителя 6ГД-1 (ВЭФ), работающего в фазоинверторе без панели и с панелью ПАС. На рис.4 даны частотные характеристики чувствительности того же громкоговорителя. Из характеристики, изображенной на рис.3, видно, что при слабом демпфировании подвижной системы на частоте механического резонанса резко возрастает входное электрическое сопротивление, что объясняется ростом колебательной скорости диффузора и колеблющейся с ним массы воздуха. Из сопоставления частотных характеристик чувствительности громкоговорителя 6ГД-1 в фазоинверторе, изображенных на рис.4, видно, что панель ПАС эффективно работает только в области низких частот, где объем воздуха, заключенный в фазоинверторе, колеблется как целое и воздух «продувается» через демпфирующую ткань. При этом очень важно обеспечить неподвижность самой ткани. Если ткань колеблется, то демпфирование практически отсутствует. Чтобы ткань была неподвижна, диаметр отверстий в панели не должен быть слишком большим (не более 30 мм).

Рис. 4:

На рис.5 представлены частотные характеристики чувствительности кинотеатрального громкоговорителя 10ГДН, установленного в ящике, заполненном ватой (пунктир) и с панелью ПАС в задней стенке (без ваты). Несмотря на то, что частотные характеристики отличаются незначительно, звучание громкоговорителя в ящике с ПАС при сравнительном прослушивании было признано более приятным.

Рис. 5:

Изготовить ПАС можно следующим образом. Сначала нужно рассчитать общую площадь отверстий, а затем их количество по выбранному диаметру. Чтобы не было сколов фанеры при сверлении отверстий расстояние между ними не следует брать слишком малым. После разметки отверстий на одном листе фанеры его следует свинтить с другим и просверлить отверстия. Затем разъединить ласты и между ними поместить демпфирующую ткань таким образом, чтобы на ней не было складок. При затягивании винтов ткань надо все время подтягивать, чтобы она не ослабла. Если ПАС изготовляется для фазоинвертора, то наиболее подходящей тканью является хлопчатобумажное полотно в один слой. При этом отдача громкоговорителя на низших частотах практически остается неизменной, а неприятное подчеркивание низших частот, характерное для фазоинвертора и воспринимаемое как «бубнение», полностью устраняется. Для закрытого ящика более подходящим является льняное полотно или хлопчатобумажное в два слоя. Ткань, используемая для демпфирования, должна быть предварительно простирана для удаления крахмала.

Панель акустического сопротивления проста в изготовлении и универсальна, так как ее можно использовать для любого акустического оформления громкоговорителя. При установке панели ПАС в задней стенке ящика его не следует вплотную придвигать к стене. Минимальное расстояние от стены должно быть не менее 30 мм. В тех случаях, когда нежелательно наличие зазора между стеной и ящиком, панель ПАС можно разместить в одной из боковых стенок в месте, наиболее удаленном от низкочастотного громкоговорителя.

При применении панели ПАС обработка внутренней поверхности ящика необязательна. В некоторых случаях полезно разместить на оборотной стороне громкоговорителя – слой ваты или очесов толщиной 30-40 мм. При этом устраняется влияние резонансных явлений в области частот 300-600 Гц, где панель не работает.

Кандидат технических наук: Молодая Н.
Инженеры: Шоров В., и Храбан И.

Источник

Материал для демпфирования стенок акустики

Хорошо бы вибропоглотитель наклейть.
Сейчас точно не помню названия, помоему bitumex или как то еще. Посмотри в автомобильных магазинах, где шумоизоляцию продают. А еще можно герленом проклеить — дешевле получится, правда гемору больше.

Я так самодельныую акустику проклеивал — результат был заметен — сначала проклеил одну колонку, подключил обе и подал тестовый сигнал. У той что не проклеил был характерный «деревянный» призвук.

Резонанс 60-65 может быть резонансом комнаты (боковае стены и пол-потолок).

Что вам сказать? Если делать по уму, то нужно вынимать НЧ звено, снимать его параметры, затем делать расчет необходимого объема корпуса, и если окажется, что объема недостаточно, то наращивать колонку вниз, оформляя добавку эстетически в виде подставки. Саму же колонку внутри лучше заполнить сотовой структурой из фанерных переборок, наподобие некоторых моделей B&W. Не хватайтесь за голову, это программа максимум. Можно ограничиться частью. Просто такое решение даст максимальный эффект. Наклейка на стенки вибропоглотителя даст меньший эффект и украдет драгоценный объем, который и так в 99% промышленных колонках взят меньше необходимого для уменьшения размеров.

Андрей
если Вы еще ни чего не делали то послушайте немного меня
1) все дешевые а.с. клеються на термоклей — в результате стенки соеденены между собой не жестко и стенки корпуса гуляют = залейте в углы раствор смеси цемента на ПВА но перед этим ,что-бы не разбухли стенки из дсп их надо раза 2-3 прогрунтовать тем-же пва
2) ребра жесткости — лучший вариант для усиления стенок = но делать как делает B&W нельзя — убьете звук = можно наклеить на стенки бруски из мдф по диагонали
3) наклейте на стенки гидростеклоизол — 1-3 слоя на обычный 88 клей — звук станет более наполненым и богатым , хотя даже этим резонансы стенок убрать не удасться полностью
4) ни какой паралон или вспененый полипропилен не ставьте — эффект отрицательный = получите безжизненый , тупой звук = лучше купите шерсти VISATON или на худой конец хорошего синтепона
5) обязательно поменяйте внутреннюю разводку = очень большой прирост качества нч дают провода SOUND TECHNOLOGY , на вч VAN DEN HULL в карбоновом экране =вч станут более утонченными и ненавязчивыми
6) если у ваших а.с. клемник пластиковый и стоит в рабочем объеме это очень плохо — нужно обязательно заменить его на панель из того-же мдф или если есть средства на фирменные WBT или RAIMUND MUNDORF
7) обязательно поменяйте в фильтрах катушки индуктивности на катушки с плоским проводом — сами удивитесь как сильно изменится звучание = оно станет легким , динамичным , появится воздух

ну вот по минимуму наверное и все — есть еще много способов улучшить звучание но это уже нужно делать мне самому

Источник

Как сделать маленький бокс большим или кое-что о заполнении

Слово «волокно» прочно вошло в нашу жизнь — мы встречаем его в различных проявлениях: от волоконно-оптических кабелей опутавших весь мир, до экзотических кушаний в дорогих ресторанах, когда пища измельчается до состояния волокон. Но для могущественных бокс-билдеров, термин «волокно» означает в первую очередь волшебный ингредиент*, способный помочь в достижении максимума баса из минимальных размеров**.

*(Речь идет о волоконной вате из дакрона-полиэстера. Что это такое — понять трудно, но я, с помощью супруги, нашел некоторое подобие. Этот материал называется в простонародье «синтепон» и применяется в качестве подстежки в одежде и набивки мебели. Причем речь идет именно о вате, а не о листовом синтепоне, хотя последний продается в любом магазине тканей и может быть использован если его слегка распушить).

**(Хотя для меня термин «волокно» в первую очередь означает MDF, или, говоря по-русски ДВП — древесно-волокнистая плита. Уж очень удобно из нее боксы ваять. Не могу тут же не поделиться собственным наблюдением — MDF очень гигроскопична и главное — пропускает воздух! Пусть немного, но пропускает. Советую пропитывать ее какой-нибудь гадостью, например олифой).

Нет никакого секрета почему использование волоконного заполнителя с успехом применяется опытными установщиками уже много лет. Возмите два совершенно одинаковых бокса, вставьте в них совершенно одинаковые динамики, заполните один из них, и вы воочию убедитесь что заполненный бокс дает гораздо более убедительный низкий бас.

Проще говоря, наполнитель обманывает динамик, заставляя его считать что он стоит в ящике, большем по объему чем есть на самом деле. А чем больше бокс, тем ниже частоты он может воспроизводить.

Заполнение бокса — альтернатива для людей, кто не хочет отдавать много места под сабвуферный ящик.

Другой похожей альтернативой является изобарическая конструкция, где работает пара динамиков. Недостатком изобариков считается более сложная конструкция, необходимость покупать два динамика вместо одного, и потеря чувствительности почти на 6 дБ, поскольку масса подвижной системы увеличивается в два раза. Правда последнее, как правило, компенсируется параллельным включением динамиков.

Физическая сторона работы демпфирования внутри акустики не менее интересна: воздух внутри бокса при работе динамика сильно нагревается и при этом становится жестче***. Когда внутреннее пространство бокса заполнено волоконной ватой, шевелящиеся волокна рассеивают тепло, создавая для динамика видимость бокса большего размера.

Теоретически заполнение ящика акустики может дать виртуальную прибавку объема до 40% от истинных размеров. Проще говоря если у вас есть бокс объемом 20 литров, то при правильном его заполнении, с точки зрения динамика он будет выглядеть как бокс размером 28 литров.

***(Различают нагрев от сжатия воздуха и нагрев от выделяемого катушкой тепла, в некоторых источниках приводились данные о повышении температуры воздуха на два градуса на каждые 10Вт мощности. Очевидно под жесткостью воздуха автор подразумевал его тепловое расширение, в результате которого, с точки зрения динамика, воздух «за спиной» действительно становится жестче).

На сегодняшний день наиболее часто используют три типа заполнителя: стекловату, просто вату и полиэстерную вату. Полиэстерная вата является лучшим выбором, поскольку не имеет мелких частиц, способных повредить динамик или вашу кожу как стекловата и стоит гораздо дешевле, чем простая вата. Вы можете купить ее в мебельном отделе ближайшего K-Mart или Home Depot или на ближайшей мебельной фабрике. (Живущим в Росии просьба принять это как шутку и поискать ее в более подходящих для этого местах, например в американских матрасах).

Для измерения эффективности заполнения автор использовал анализатор MLSSA и три тестовых бокса — закрытые боксы 39 литров и 144 литра, и фазоинверторный бокс 39 литров (фазоинвертор 7.5см диаметром и 15 см длиной) с различной плотностью заполнения. Для закрытых боксов эффективный объем определялся по резонансной частоте системы и значению Qes. Для фазоинверторного бокса сравнвалась частота настройки пустого бокса с частотой настройки заполненного с помощью программы Speak for Windows, которая позволяет рассчитать эффективный объем по разности резонансов.

В каждом случае результаты эксперимента были более чем многообещающе: во всех трех боксах было получено увеличение эффективного объема от 25 до 35 процентов от объема фактического, используя заполнение на уровне от 16 до 28 грамм заполнителя на литр внутреннего объема.

Таблица 1. Закрытый ящик 39 литов

Плотность заполнения (грамм/литр ) Резонансная частота (Fsb, Гц) Эффективный объем (литров) Процент увеличения
0 56.6 39
8 53.0 45.3 14%
12 52.7 48 21%
24 51.7 51 29%
28 50.8 53.8 36%
41.9 50.4 45.3 14%
49.6 52.6 34 -14%

Таблица 2. Закрытый ящик 144 литров

Плотность заполнения (грамм/литр ) Резонансная частота (Fsb, Гц) Эффективный объем (литров) Процент увеличения
0 42.0 144
4 42.0 144 0%
8 41.2 164 14%
12 40.3 175.5 22%
16 39.4 184 27%
20 38.6 184 27%
24 40.2 158.6 9%

Таблица 3. Фазоинвертор 39 литов

Плотность заполнения (грамм/литр) Резонансная частота (Fsb, Гц) Эффективный объем (литров) Процент увеличения
0 42.0 39
6.4 39.1 45.3 14%
13.6 37.2 51 29%
20 35.2 53.8 36%
22.4 34.2 56.6 43%
28 35.2 53.8 36%

При создании системы на основе этих данных надо иметь в виду, что Qes и, следовательно, Qts закрытых боксов понижается. Для фазоинверторного бокса уменьшается нижний пик импеданса, а верхний пик смещается чуть ниже по частоте. Также обнаружен еще один интересный эффект — при повышении плотности заполнения резонансная частота системы снова начинает повышаться. Причиной этого следует считать то, что волокна лежат так плотно, что не могут двигаться и эффективно распределять тепло.

Также следует отметить что заполнение менее эффективно в боксах больших размеров.

Мораль: чем больше ваш бокс, тем труднее обмануть динамик.

Несколько полезных закономерностей: Заполняйте небольшие боксы — до 85 литров — с плотностью 24 грамма на литр объема и вы получите 30% прибавку к объему без каких либо серьезных побочных эффектов. Для больших по объему боксов заполнение должно быть примерно 16 граммов/литр и увеличение объема будет около 25%.

Перевод статьи «Fill’er up» или «Make a small box act like a larger one with polyester fiberfill» by Tom Nousaine, опубликованной в 1995 году в журнале Car stereo review®, 1999.

Источник

Читайте также:  Для чего одевать наушники когда поют
Оцените статью