Для активных колонок нужен усилитель

Что нужно для качественного звучания

Содержание

Содержание

Домашняя аудиосистема или кинотеатр состоят из кучи компонентов, но в том, чтобы собрать их воедино, нет ничего сложно. Для начала нужно выбрать помещение под аудиосистему или домашний кинотеатр. От комнаты будет зависеть все остальное — мощность системы, ее формат, размеры колонок и итоговое качество звука. Дальше дело за малым.

Выбор колонок. Вид и формат

Для начала нужно выбрать вид аудиосистемы. Самые популярные форматы:

  • 2.0— две фронтальные колонки, классическое стерео. Все зависит от размера динамиков, но в большинстве случаев две колонки без саба не выдают частоты ниже 50 Гц. Это не всегда плохо, а в небольшой комнате, где сабвуфер будет гудеть, скорее даже преимущество. Поэтому стереосистема без саба вполне популярна и среди аудиофилов, которые ценят средние и высокие частоты.
  • 2.1— две фронтальные колонки и сабвуфер. Популярное решение, компенсирующее недостатки первого варианта добавлением саба. Оно позволяет получить больше впечатлений от взрывов и эффектов в фильмах и баса с бочкой в музыке, однако за все приходится платить. В случае с сабвуфером главная проблема — как его разместить и настроить так, чтобы не мешать соседям (об этом ниже).

  • 5.1 и выше — аудиосистемы для просмотра фильмов, к стереоколонкам и сабу прибавляются две колонки сзади для эффектов и одна по центру, спереди, для диалогов. Можно также добавлять колонки по бокам, сверху, сзади для усиления эффекта присутствия. Но больше колонок — больше проблем с их расположением и с выбором усилителя. Те, кто не хотят этим заморачиваться, выбирают саундбары — они позволяют получить объемный звук сразу из коробки.
  • Читайте также:  Как зарядить беспроводные наушники sony

    Далее надо определиться с тем, куда поставить колонки. Есть два варианта:

    • Полочная аудиосистема. Это так называемая полочная акустика. Ее нередко ставят на столе или на полке, однако, вопреки названию, лучше всего она раскрывается на специальных стойках при правильном позиционировании. Обычно колонки-сателлиты домашних кинотеатров тоже полочные, для удобства размещения.
    • Напольные колонки. Куда менее компактное решение для средних и больших помещений. Если это система 5.1, то бывают смешанные типы — две напольные стереоколонки и три полочных сателлита.

    Здесь самый лучший момент, чтобы решить, стоит ли заморачиваться с выбором усилителя, или стоит пойти по пути активной акустики. Первый вариант обычно выбирают те, кто нацелился на определенную модель пассивных колонок, либо у кого уже есть неплохой усилитель. Однако нюансы характера усилителя лучше всего слышно на большой громкости с большими мощными колонками, поэтому для небольших помещений можно остановиться и на активной акустике.

    Характеристики колонок

    Определившись с основными параметрами и выбрав пару вариантов колонок, нужно заглянуть в их характеристики.

      Мощность. Здесь обычно указывается два параметра — максимальная и номинальная мощность. Первая говорит лишь о том, насколько громко колонки можно будет раскачать без последствий, однако динамики при этом могут хрипеть и гудеть из последних сил. Поэтому смотреть нужно на номинальную, при которой звук воспроизводится с минимумом искажений.

    Мощность влияет на громкость колонок, но не напрямую, а взаимодействуя с их чувствительностью. В целом, принято выбирать мощность исходя из размеров помещения. Примерные рекомендации такие:
    ○ 25–50 Вт на канал — для небольшой комнаты
    ○ 50–100 Вт — для большой комнаты
    ○ 100–150 Вт — для большого зала или гостиной коттеджа

  • Чувствительность. Измеряется в децибелах и означает громкость на мощности в 1 Вт и расстоянии в 1 м от динамика. При выборе колонок очень важно смотреть на чувствительность, поскольку ее снижение на каждые 3 Дб требует удвоения мощности колонок, чтобы громкость осталась на том же уровне. Есть калькуляторы, позволяющие рассчитать уровень громкости в зависимости от мощности и чувствительности.
  • Импеданс. Это полное сопротивление колонок, его нужно знать, чтобы подобрать усилитель. Последний обычно работает в некоем диапазоне, к примеру, 4–8 Ом. Большинство колонок также имеют сопротивление 4 или 8 Ом, так что здесь проблем возникнуть не должно. Если колонок много, можно играться с импедансом с помощью последовательного и параллельного соединения, подробнее об этом здесь.
  • Диапазон воспроизводимых частот мало что скажет о качестве звучания акустики, поскольку неизвестно, на каком уровне громкости она эти частоты воспроизводит. Более полезным станет график АЧХ, иногда его можно найти на сайте производителя, иногда его измеряют энтузиасты.

    Непосредственно качество звучания лучше всего оценивать своими ушами — прийти в магазин и попросить консультанта поставить несколько любимых треков. Вот здесь есть руководство, по каким параметрам оценивать звучание аудиосистемы, а здесь — готовая подборка тестовых треков для сабвуфера.

    Усилитель

    Если акустика пассивная, к ней нужен усилитель. Подбор усилителя сводится к определению необходимой мощности (должна быть эквивалентна суммарной мощности колонок) и импедансу (обычно усилители работают в диапазоне импедансов, так что тут проблем возникнуть не должно).

    Аудиофилы сломали много копий в спорах о качестве звучания усилителей, однако в целом все сводится к уровню искажений и соотношению сигнал\шум (определяющему, будет ли шипеть аудиосистема в тихих моментах песни). В современных транзисторных усилителях уровень искажений измеряется сотыми долями процента, а соотношение сигнала к шуму перевалило за 100 Дб (шум при этом абсолютно неразличим). Кстати, поэтому в студиях звукозаписи и на концертных площадках все усилители для линейной акустики всегда транзисторные.

    Современные усилители часто имеют на борту ЦАП и оснащены Wi-Fi и Bluetooth, что позволяет подключать их к ПК, смартфону и другим портативным девайсам, а также к беспроводным колонкам.

    Провода

    О проводах для аудиосистем ценою в дом ходят легенды. Однако для бытовых нужд есть два пути. Если колонки и усилитель\проигрыватель стоят недалеко друг от друга, то в большинстве случаев будет достаточно обычных качественных RCA-кабелей, в простонародье — колокольчиков.

    Если же комната большая, а система многоканальная, тогда можно взять акустический кабель в катушках, а нужный джек прикрепить самостоятельно. Главное правило при выборе почти любого провода: чем толще сечение проводника, тем лучше, поскольку сопротивление провода будет меньше. При недостаточном сечении часть мощности усилителя будет уходить в провода, в итоге начнут проседать низкие частоты (как самые энергоемкие).

    Проигрыватель

    Не менее частый предмет споров — вопрос об источнике звука и его формате. На самом деле это скорее вопрос личных предпочтений — кто-то считает удобным цифровое аудио и слушает все через ПК или цифровой проигрыватель, а то и создает свой медиасервер, тем более, с него и фильмы можно запускать.

    У кого-то накопилась большая коллекция CD, а, значит, понадобится соответствующий плеер. А кто-то предпочитает винил, и для пластинок потребуется проигрыватель (который, впрочем, у ценителя винила скорее всего уже есть). Вопрос про качество аудио с разных носителей рассмотрен здесь.

    Аудиокарта

    Владельцам активных колонок, планирующим запускать аудио с ПК или ноутбука, звуковая карта принесет много пользы. Встроенные в материнскую плату аудиочипы не всегда могут похвастаться хорошим качеством конвертации нулей и единиц в звук, и нередко шипят, пищат и гудят из-за наводок в корпусе.

    Карты с профессиональным аудиочипом позволят проигрывать аудио с ультравысоким битрейтом, не шумят и имеют удобный софт для настройки. К тому же, аудиокарты часто имеют оптический выход для подключения усилителя по S\PDIF, который передает объемный звук по одному цифровому кабелю и избавляет от кучи проводов.

    Как выбрать место для колонок

    Правильное расположение колонок — залог хорошего звука. В студиях звукозаписи с этим строже всего — у звукорежиссера есть лишь небольшая зона, именуемая sweet spot (сладка точка), где звук лучше всего. При этом студийные мониторы и слушатель равноудалены друг от друга и представляют собой равносторонний треугольник. Более того — нижний угол этого треугольника должен упираться в центр одной из стен. При таком симметричном расположении отражения звука от стен достигают ушей одновременно, звуковая сцена становится идеальной. Для домашних аудиосистем правила те же.

    Также желательно отодвинуть и колонки, и точку прослушивания от параллельной стены хотя бы на полметра, чтобы снизить уровень паразитных отражений от стен, которые будут восприниматься как мутность звучания. По высоте колонки лучше всего расположить так, чтобы твитеры были примерно на уровне ушей. Для этого полочную систему лучше всего поставить на стойки. Если система многоканальная, то про ее позиционирование будет написано в мануале, но обычно колонки располагают по кругу вокруг слушателя также на уровне ушей.

    Сабвуфер издает низкие частоты, источник которых не локализуется человеческим ухом, поэтому ставить его можно куда угодно.

    Простой лайфхак — поставьте саб в точке прослушивания и походите по комнате. Там, где звук будет самый разборчивый и читаемый, самое место для сабвуфера.

    Изоляция

    Звук в твердом веществе распространяется значительно быстрее, чем в воздухе, и это большая проблема. Вибрации от акустики, стоящей на голом полу, не только сделают звук хуже, но и будут мешать жить соседям. Еще больше неудобств может доставить сабвуфер, он способен свести с ума целый подъезд.

    Проблема частично решается виброизолирующими подставками — можно купить готовые, можно сделать самому из плотного поролона. Также не помешает звукоизолировать саму комнату.

    Звук выливается из щелей помещения как вода из дырявого аквариума. Поэтому самое простое, что можно сделать — залить розетки акустической пеной и поставить резиновый порожек под дверь, это наиболее частые причины утечки звука к соседям. Также поможет шкаф или стеллаж у стены, противоположной колонкам — он будет задерживать звук и вибрации.

    Акустическое оформление

    Акустические волны — реальный физический объект, который взаимодействует с окружающим пространством, то есть с комнатой, где стоят колонки. Они ведут себя подобно волнам на воде, только в трехмерном пространстве. В маленьком и пустом помещении будут образовываться стоячие волны, ведь им некуда рассеиваться. Бас будет гудеть. В большом помещении будет проблема с отражениями. Из-за эха верха станут мутными, диалоги в фильмах будет сложно разобрать.

    Совладать с низкими частотами поможет диван и шкаф с одеждой в углу (более профессиональное решение — басовые ловушки из минваты по углам).

    Если хлопнуть в ладоши, и хлопок отдается звонким металлическим эхом, то нужно глушить реверберацию.

    Иногда достаточно просто добавить много мебели — поставить диван напротив колонок, установить стеллажи с книгами и дисками, расстелить ковер и расставить горшки с крупными цветками по углам. Здесь — целая статья о простых способах улучшить акустику в комнате. Если это не помогло — можно смастерить акустические панели из минваты и развесить по стенам, инструкцию можно найти на ютубе.

    Заключение

    Самые щепетильные проводят ремонт в помещении — делают звукоизоляцию и акустическое оформление, прячут провода в стены, да и просто наводят фен-шуй, ведь в комнате должно быть уютно.

    Но сегодня есть и беспроводные аудиосистемы, позволяющие избавиться как минимум от головной боли с проводами. Особенно актуально для многоканального звука, появляется возможность переставлять колонки в поисках оптимального положения.

    Источник

    Зачем нужен усилитель для акустических систем?

    Скажите честно, задумывались ли вы хоть раз, как появляется звук в колонке? Вы наверняка слышали, что для того, чтобы акустика работала и играла музыку, нужен усилитель. В некоторых акустических системах усилитель уже спрятан внутри, но в большинстве случаев в системах используются отдельные устройства – усилители.


    На фото: » Black Power Set » — вот так выглядит классический стерео комплект: источник, усилитель и акустическая система

    Конечно, большое количество людей весьма подкованы в этом вопросе и прекрасно разбираются в типах усилителей, их назначении, да и вообще, как собрать хороший акустический комплект. Но мы все чаще сталкиваемся с вопросом от представителей самых разных поколений, а зачем нужен усилитель? И как понять, в каких системах он нужен, а в каких нет? Так давайте разберемся.


    На фото: SYNTHESIS Soprano — вот так может выглядеть современный ламповый усилитель высокого класса

    На самом деле, усилитель нужен всегда, когда требуется, чтобы динамик начал звучать – он есть в смартфонах и телевизорах, да даже в «говорящих» детских игрушках.

    В этой статье мы попробуем максимально простым языком ответить на вопросы: «что такое усилитель?» и «зачем он нужен для звука в акустических системах?»

    Как вообще рождается звук?

    Самое простое объяснение принципа работы любого усилителя для акустики кроется в самом процессе, как рождается звук нашей любимой музыки, которую мы слышим из колонок. И вот несколько простых определений для нашей базы:

    Звук – это физическое явление, энергия, которая распространяется в пространстве в виде упругих волн вследствие механических колебаний.

    Т.е. движение какого-то объекта создает колебания в воздухе, эти колебания волнами начинают заполнять пространство вокруг, а наше ухо слышит характерный этому движению звук. Если резко махнуть рукой, то тот самый звук «шух», который вы услышите – это и есть новорожденный звук, появившийся после конкретного механического движения вашей рукой.

    В данной статье частотные диапазоны, амплитуды колебания и прочие термины мы затрагивать намеренно не будем.

    Как появляется звук в колонке?

    Излучатель звука – это устройство для преобразования электрических сигналов в акустические волны (звук) и излучения их в окружающее пространство.

    Излучатели различают сразу нескольких типов по принципу действия, но мы пока остановимся, пожалуй, на самом распространенном и понятном примере – электродинамический громкоговоритель или, просто, «динамик».


    На фото: фирменный медный динамик Klipsch Reference — таким мы, чаще всего, динамик себе и представляем

    Мы обязательно напишем отдельную и подробную статью об устройстве динамика и принципе его работы. Сейчас же акцентируем внимание на самой сути, простыми словами.

    Электрический сигнал приходит в динамик и дает ему информацию, как ему «толкать воздух», он создает механические колебания и толкает воздух таким образом, чтобы в звуковых волнах мы услышали именно ту музыку, которая и была заложена в исходном электрическом сигнале.

    Сам этот электрический сигнал берется из источника звука – проигрыватель винила, CD-плеер, кассетный плеер, медиа плеер, телевизор, плеер внутри смартфона (и все другое виды, какие только сможете придумать).

    На фото: проигрыватель винила Pro-Ject Essential III — классический аналоговый источник, золотой стандарт Hi-Fi индустрии

    Извлечение звука и его усиление

    Но почему этот сигнал изначально «слаб» и его нужно усиливать? Здесь важна небольшая историческая справка.

    Очень давно процесс извлечения звука и его воспроизведения был полностью механическим. Например, помните громоздкие патефоны с огромным рупором? Так вот, там механическая игла «скребет» канавки пластинки, а считанные колебания усиливаются с помощью раструба-рупора. Когда мы говорим в рупор, наш голос тоже становится громче по такому же принципу.

    На фото: патефон с рупором начала XX века

    С развитием Hi-Fi индустрии в середине 20 века в такую чисто механическую схему приходит преобразование этих механических колебаний в электрический сигнал. Как раз в погоне за более высоким качеством воспроизведения звука. Первооткрывателем этого стандарта стала легендарная датская компания Ortofon, которая разработала звукосниматель (картридж проигрывателя винила) как раз для решения этой задачи.

    Полученный с помощью этого картриджа электрический сигнал сам по себе не обладает достаточной мощностью, чтобы быть сразу преобразованным в звук динамиком. Вот тут-то и появляется задача для усиления этого сигнала.


    На фото: Ortofon MC Windfeld Ti — звукосниматель считывает с пластинки механический сигнал и преобразовывает его в электрический

    Причем, на нашем примере, чем громче мы хотим услышать звук, тем более мощный динамик нам нужен, а это значит, что еще более мощный сигнал должен приходить в этот динамик.

    С цифровым сигналом ситуация слегка иная, но схожая. Для того чтобы цифровую музыку в виде электричества подать на динамики, ее сначала нужно преобразовать из цифры в аналог. Для этого используются цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП), о них мы много и подробно поговорим в других статьях. Важно то, что и у них электрический сигнал на выходе точно также «слаб» для любого динамика и тоже требует усиления.

    На фото: SYNTHESIS Roma 14DC+ — пример современного CD-проигрывателя класса High End

    Усилитель – это устройство (цепочка устройств), которое позволяет исходному электрическому сигналу от источника обрести достаточную мощность, чтобы быть поданным на динамик акустической системы. И в результате получится громкий и четкий звук, которым мы с вами и будем наслаждаться.

    На фото: современный ламповый усилитель Hi-Fi класса TAGA Harmony

    Надеемся, что на таких простых примерах нам удалось объяснить, зачем же нужен усилитель и какова его роль в звуке Hi-Fi-системы. Еще лучше вы сможете разобраться в вопросе, поняв внутреннее устройство усилителя, его самые важные параметры, принцип работы, а также, какие типы усилителей бывают и где используются. И об этом мы поговорим с вами в следующих статьях.

    Источник

    Оцените статью