- Тыловая акустика и ее установка
- Общий взгляд на тыловую акустику
- Основные правила, которыми надо руководствоваться при создании тыловой акустики в автомобиле
- Выбор тыловой акустики
- Установка тыловой акустики
- Делаем отверстия под динамики
- Делаем акустическую полку
- Фронтальная, тыловая акустика — разбираемся в понятиях
- Фронтальная, тыловая акустика — разбираемся в понятиях
- Что такое фронтальная акустика
- Что такое тыловая акустика
- Общие нюансы
- Тыловые АС — когда они нужны?
- 6 комментариев к статье: Тыловые АС — когда они нужны?
- Панель отправки комментариев Отменить комментарий
Тыловая акустика и ее установка
Тыловая акустика в автомобиле, как правило, устанавливается лишь после того, как решены все вопросы с фронтальной акустической системой. Акустика тыловая устанавливается легко и практически всегда в багажнике или сзади на акустической полке.
Общий взгляд на тыловую акустику
Грамотный автоакустики выбор
Фронтальная акустика несет на себе основную функцию, давая пассажирам гладкий и чистый частотный звук. Установленная впереди, эта акустика уже должна решить вопрос звуковой сцены, а монтаж тыловой акустики станет лишь неким дополнением, но очень и очень важным.
Сейчас объясним почему:
- Недооценивать тыловую акустику может лишь тот, кто в музыке понимает недостаточно и для кого чистота звука второстепенна. Тыловая акустика всегда поддерживает общую звуковую картину и даже больше впереди, чем сзади.
- Именно в автомобиле тыловая акустика играет роль дополнительной. Это своеобразная добавочная система, но какая!
Редко тыловая акустика настроена так, чтобы давать самостоятельный звук. Нет, она создана именно для того, чтобы подзвучивать фронтальную акустику.
Каковы же цели и задачи подзвучки:
- Глубина звука.
- Реализм звучания общей акустической системы.
Тыловой динамик в фанерном каркасе
Примечание. Заблуждением является мнение, что якобы тыловая акустика должна быть мощной и широкополосной. Сегодня этот взгляд считается пережитком прошлых лет, когда наиболее подходящим местом установки акустики считалась задняя полка.
Кстати, некоторые недобросовестные автопроизводители, не желая углубляться в сферу правильной компоновки аудиосистемы, по-прежнему устанавливает штатную акустику сзади на акустической полке. Сделано это, в первую очередь, по причине не обременения себя проблемами, связанными с установкой фронтальной акустики.
И даже больше, идя на поводу ошибочных взглядов, производители автомагнитол ставят усилители и RCA выходы так, что сигнал на выходе обозначался, как тыловой.
- Стоит понимать любителю высокой музыки, что звук, идущий сзади, доходит до ушей рассеянным и отраженным. Если быть внимательным, то наблюдая за схемой установки аудиосистем, например, в концертном зале, замечаешь, что всегда музыканты и громкоговорители размещаются в последнем ряду партера, но никак не спереди.
Зачем нам отраженный звук:
- Отраженный звук, как известно, не имеет осмысленных басов. Отражаясь, эти низкочастотные звуки не несут какой-либо реальной информации, что подразумевает установку сабвуфера(см.Как сделать сабвуфер: дельные советы) куда-угодно.
- В отраженном звуке нет практически ВЧ, ведь они ослабляются с расстоянием и исчезают при отражении с поверхностями.
- Что касается средних частот, то те доходят до ушей пассажиров сзади также после нескольких отражений. Такой сигнал профессионалы называют диффузным или размытым.
Схема подключения тыловой акустики
- Обычно тыловой сигнал бывает на 18-24 дБ слабее, чем фронтальный звук.
Примечание. Как бы это парадоксально ни звучало, но при создании тыловой акустики и для ее реалистического воссоздания установщик должен лишить ее всех преимуществ фронтальной системы и напротив, добавить туда все то, от чего отказываешься при создании фронтальной акустики.
Основные правила, которыми надо руководствоваться при создании тыловой акустики в автомобиле
- Не ставить сзади ВЧ динамиков, ведь все равно их звук не нужен. Лучше, сэкономленные на этом средства, направить на приобретении качественных пищалок для фронтальной системы.
- Не нужно устанавливать сзади динамики большого размера. Идеальными для тыловой акустики считаются размеры в 6 и даже в 5 дюймов. Небольшие по размерам излучатели создадут меньше проблем с диаграммой направленности.
- Не нужно ставить сзади также мощных динамиков, ведь сила звука будет все равно меньше к фронтальной в 20-100 раз.
- Излучение тыловой акустики должно идти так, чтобы достигать слушателей в результате отражения, к примеру, от заднего стекла, а не непосредственно. Все это способствует созданию диффузного звукового поля.
- Если саб установлен в багажнике, то тыловые динамики должны быть изолированы от этого отделения автомобиля. В противном случае НЧ колебания воздействуют на тыльную сторону диффузоров, создавая неизбежные и очень неприятные на слух искажения. Создав своими руками герметичные боксы, этой неприятности можно избежать.
Общая схема подключения автомобильной акустики
Несколько важных советов перед установкой тыловой акустики:
- Прежде чем серьезно задуматься о создании тыловой акустики, надо изучить способности фронтальной. Обратить внимание надо обязательно на частотные характеристики фронтальной акустической системы и на то, правильно ли там идет направление звука, хорошо ли чувствуются басы и т.д.
- Как и говорилось выше, фронтальный звук является основным и об этом забывать никогда не стоит. Тыловая акустика – это всего лишь, дополнительное звуковое поле.
Выбор тыловой акустики
Выбор автоакустики тыловой
Как правило, выбирать тыловые динамики нужно с должным вниманием, ведь сегодня моделей очень много:
- Выбирая тыловую акустику, следует всегда обращать внимание на ее согласованность с фронтальной системой, установленной в вашей машине.
- Лучше подбирать тыловую акустику той же марки, что и динамики фронтальной акустики.
Установка тыловой акустики
Как и говорилось выше, заниматься монтажом тыловой акустики надо только лишь после стабилизации фронтальных динамиков.
Материалы и инструменты:
- В первую очередь, подбираем нормальные динамики(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами), которые идеально подходят для тыловой акустики. В частности, это может быть коаксиальная акустика на 16 см.
- Покупаем фанеру (нужно будет 2 куска размером 140х50).
- Нужен качественный столярный клей.
- Лист вибропласта 90х60 см, который прослужит нам, как виброизоляционный материал.
- Кусок карпета 140х100 см.
- Электролобзик, которым легко пилить фанеру. Вручную сделать это очень трудно и затратно по времени.
- Дрель, желательно с батареей.
- Ножницы по металлу.
Делаем отверстия под динамики
Разметка отверстия под динамики
- Для начала проложем провода назад. Сделать это можно вдоль туннеля пола.
- Размечаем затем отверстия под динамики.
Примечание. Делая разметку, обращаем внимание на то, чтобы места для отверстий были как можно дальше от центра салона.
- После разметки нужно будет вырезать отверстия. Отлично подойдут для этого компактные ножницы по металлу. Сначала надо будет дрелью сделать дырки рядом и затем уже вырезать ножницами.
- После этого все изготовленное оклеивается вибропластом.
Делаем акустическую полку
- Разметим шаблон будущей полки. В качестве лекала может подойти сама обивка полки, размещенная сзади.
- Отмечаем на заготовке отверстия под динамики. Лучше сделать их больше по размеру, чем меньше – это надо помнить!
- Подгоняем фанерные листы и склеиваем их. Клей в данном случае надо мазать по всей поверхности фанерных листов. В итоге должна получиться довольно монолитная доска, имеющая толщину 15 мм.
Доска акустическая своими руками
Примечание. Вырезать доску надо в двух вариантах. После прикладывания их друг на друга, получается второй уровень и места под динамики автоматически получают что-то наподобие подиумов. С другой стороны сделать эти самые подиумы можно и в отдельности, опять же используя фанеру и несколько коротких брусьев.
Подиум на акустической доске
- После окончательного подгона доски на место, проверяем, как встают на место динамики.
- Обшиваем доску и подиумы карпетом.
- Устанавливаем на место.
В авто сделать такую акустическую полку своими руками не составит никакого труда. Инструкция, приведенная выше, не единственная.
В сети можно найти массу пошаговых инструкций по изготовлению и установке тыловой акустики на авто. В процессе рекомендуется пользоваться фото и видео – материалами.
Изготовленная и установленная самостоятельно тыловая акустика для авто, не скажется на семейном бюджете. Цена такой операции очень низкая, и средства уйдут только на расходный материал и динамики.
Источник
Фронтальная, тыловая акустика — разбираемся в понятиях
Фронтальная, тыловая акустика — разбираемся в понятиях
Впервые с этими терминами пользователь сталкивается, когда планирует собрать домашнюю музыкальную или кинотеатральную систему. Такие аудиокомплексы в обязательном порядке включают в себя фронтальную акустику, центральный канал, тыловые громкоговорители и басовик. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой фронтальная и тыловая акустика.
Что такое фронтальная акустика
Первое, что необходимо запомнить: фронтальные громкоговорители ответственны за первое впечатление от аудиокартины. Качество выдаваемого системой звука напрямую будет зависеть от качества изготовления фронтальной акустики.
Поэтому, как правило, на фронтальной акустике не экономят, приобретая для выполнения «передовых» обязанностей напольные модели (например, Yamaha NS-777 или DALI Ikon 6 MK II). Чуть меньшей популярностью в качестве фронт-спикеров пользуются полочники (Klipsch RB-81 II и Heco Victa Prime 302) и настенные комплекты (Monitor Audio SHADOW 50 или Paradigm Cinema 200).
Ну а встраиваемая акустика (Klipsch KL 7800 THX или Klipsch R-5800-W II) — аутсайдер по частоте использования в этом случае. Дипольные же аудиокомплексы вообще не применяют в качестве фронтальных громкоговорителей. При выборе модели ориентируются на финансовые возможности и возможность размещения системы в комнате.
Полочники Klipsch RB-81 II
Есть и другие особенности, которые нужно учитывать при выборе. Например, полочная акустика может быть либо вовсе без диффузора либо с диффузором, расположенным в передней или задней части конструкции.
Встраиваемая в стену акустика Monitor Audio WT 165
Дело в том, что при размещении диффузора на задней стенке корпуса, такие системы нужно ставить не ближе 30 см от стены. Также полочный вариант предполагает наличие альтернативы: поместить систему на полке или закрепить на стойке.
Акустика Heco Victa Prime 302
Что такое тыловая акустика
Тыловая акустика отвечает за разнообразие мельчайших аудиоотенков. Она обеспечивает максимально плотный звуковой узор. Для такой подзвучки оптимальным решением станет полочный комплект (Monitor Audio Bronze 1 или Dali Lektor 1) или настенный вариант (Monitor Audio Bronze FX или DALI Ikon On-Wall MK II).
Полочный комплект акустики Monitor Audio Bronze 1
Здесь, наоборот, диффузор находится в передней части, поскольку при расположении у задней стенки он не даст никакого эффекта. Устанавливать такую акустику можно на подставке либо на стене.
Акустика Dali Lektor 1
Также можно использовать в качестве тыловых спикеров акустику, встраиваемую в потолок (Klipsch R-1800-C II или Monitor Audio CT 180) или в стену (Klipsch R-1650-W II или Monitor Audio WT 165).
Встраиваемая в потолок акустика Klipsch R-1800-C II
Общие нюансы
* Если размеры квартиры и состояние кошелька позволяют, то лучше всего будет оборудовать для домашнего кинотеатра отдельную комнату.
* Как правило, изготовители выпускают серию устройств, в которой представлены и тыловая, и фронтальная акустика. Приобретение комплектов из одной серии обеспечит вам максимальную синхронность звучания динамиков. Кроме того, в состав одного набора устройств обычно входят также центральный канал и сабвуфер.
* Фронтальные громкоговорители должны обладать немалым показателем мощности. Обращайте внимание на этот показатель при покупке.
* Если вы остановились на варианте встраиваемой акустики, помните, что для таких динамиков нужно оставлять 10 см в глубину. Проще всего встроить спикеры в гипсокартон. А вот в кирпич и бетон акустику встраивают гораздо реже.
Источник
Тыловые АС — когда они нужны?
Вспомним, что всего лишь 10 лет назад наличие в автомобиле тыловых акустических систем, состоящих из большеразмерных коаксиальных динамиков, говорило о весомых аудиофильских пристрастиях ее владельца. А что же сегодня, когда из огромного количества моделей АС на прилавках магазинов выбрать становится трудней, чем раньше достать «по блату»? К тому же, если раньше тыловые динамики использовались для добавления уровня баса в общую звуковую картину, то сегодня с этой задачей намного проще и лучше справляется отдельный канал сабвуфера.
Приоритеты явно поменялись и, как следствие, поменялась сама концепция тылового звука. О том, что сегодня подразумевается под тыловыми каналами, какие динамики используются для их организации, мы беседовали с Виталием Рабботом.
Для начала необходимо уточнить, что установку тыловых громкоговорителей без фронтальных можно смело назвать неприемлемым для любого варианта озвучивания салона. Этот тезис очень хорошо воспримут те, кто хоть раз ездил в качестве пассажира на заднем сиденье в автомобиле, где стоят только тыловые динамики. В тот момент, когда водитель делает звук погромче (ему ведь действительно их плохо слышно), задние пассажиры просто глохнут, испытывая сильный дискомфорт. Поэтому в дальнейшем обсуждении темы мы будем подразумевать обязательное наличие фронтальных акустических систем.
Нужны ли тыловые динамики?
По большому счету, при установке высококачественных фронтальных акустических систем наличие тылового канала становится необязательным. Это подтвердила и практика. Например, во многих автомобилях, победителях автозвуковых соревнований по качеству звучания (sound quality), тыловые каналы не используются. За расширение звукового спектра в НЧ-область в таких аудиосистемах отвечает сабвуфер, и при правильном согласовании его с фронтальными громкоговорителями мы получаем отлично сбалансированное звучание в полном диапазоне частот с четкой фронтальной звуковой сценой.
Другими словами, те деньги, что вы собирались потратить на тыловые АС, лучше вложить во фронтальные компоненты более высокого качества. Речь идет об обычной музыкальной системе для водителя или водителя и пассажира. Даже если использование сабвуфера не предусматривается (либо временно, либо в принципе), без тыловых АС вполне можно обойтись, используя на фронте достаточно басовитые АС.
Однако есть ряд ситуаций, где назначение тыловых динамиков может поменяться.
Роли тыловых динамиков.
Называть тыловые акустические системы атавизмом все же не стоит. Во-первых, у данных систем осталось немало поклонников, во-вторых, при грамотном включении они совершенно не мешают звуковой сцене и даже дополняют ее, а в-третьих, существует ряд моментов, где без них просто не обойтись.На современном этапе инсталляторы выделяют несколько вариантов использования тыловых динамиков. Давайте рассмотрим их подробнее.
Звук вокруг.
Суть установки в равном звучании как фронтальных, так и тыловых акустических систем. Заметим, что этот тип озвучивания салона с каждым годом применяется все реже. Обычно к нему прибегают те, кто в силу привычки не может перестроиться на системы более высокого качества или прельщается простотой установки в заднюю полку.
Говорить о хорошем звучании этих систем не приходится, поэтому для них, как правило, используют недорогие коаксиальные динамики большого типоразмера, подключаемые к усилителю головного устройства. В данном варианте озвучивания акустические системы устанавливаются как в заднюю полку, так и в задние двери. Очень важно, чтобы применяемые динамики обладали высокой чувствительностью, в противном случае для получения хорошего звукового давления вам понадобится еще и внешний усилитель.
Sound Board, или Звуковые панели.
Этот вариант установки — самый популярный у поклонников клубной музыки. Суть концепции — в получении мощного окружающего звучания, такого же, как и на танцплощадке, а принцип установки: чем больше динамиков, тем лучше. В данном варианте к построению тыловых каналов относятся не менее тщательно, чем к формированию фронтального звука.
Обычно в качестве тыловых динамиков применяются двух — или трехполосные компонентные системы, способные развивать высокое звуковое давление. Их размещают на специально подготовленной жесткой панели (отсюда и название), устанавливаемой вместо задней полки, при этом динамики работают на весь объем багажника (free air) в широкополосном режиме. Для раскачки таких акустических систем применяется мощный внешний усилитель, а воспроизведение баса не уступает по мощности сабвуферному каналу (а иногда и заменяет сабвуфер, хотя все же лучше использовать и саб, и sound board). В итоге получается танцпол на колесах.
Озвучивание мест задних пассажиров.
Следующий вариант применений тыловых динамиков в автомобиле — забота о задних пассажирах. Эта установка имеет свою специфику. В таких системах для комфортного звучания динамики желательно устанавливить не в заднюю полку, а по аналогии с передними пассажирами — в заднюю дверь. В этом случае звуковая картина будет строиться, как и на фронте — спереди. При грамотном согласовании уровней, работа установленных таким образом тыловых каналов практически не влияет на построение фронтальной звуковой сцены. В подобных системах применяются как компонентные, так и коаксиальные типы динамиков. Все зависит от требуемого качества звука и финансовых возможностей владельца автомобиля.
Тыловой канал как диффузная составляющая звуковой картины.
Данный способ построения тылового канала имеет большое число сторонников, поскольку позволяет получить весьма интересный эффект звучания фронтальных АС. Суть концепции состоит вот в чем. Когда вы сидите в концертном зале, то помимо прямого звука со стороны сцены слышите и отраженный от различных препятствий звук (стены, потолок и другие предметы), так называемую диффузную составляющую звукового поля. И хотя интенсивность диффузного поля ничтожно мала по сравнению с прямым звуком, именно ее наличие позволяет создавать реальную акустическую атмосферу зала.
Поскольку в диффузном поле отсутствуют ВЧ- и НЧ-составляющие, то в качестве тыловых динамиков применяются небольшие и не очень мощные, но особо качественные широкополосные или СЧ-динамики типоразмера 3,5-5,5 дюймов с эффективным диапазоном частот от 300 до 8000 Гц. Подавать на такие динамики широкополосный сигнал нецелесообразно. Предварительно его надо ограничить полосовым фильтром первого, максимум, второго порядка. Получить лучшее звучание от тыловых динамиков можно, включив их по схеме Хаффлера, которая позволяет использовать в тыловом канале только один динамик. Эффект тот же, что и от двух, а экономии больше.
Многоканальные системы .
Если в предыдущих вариантах установки тыловых каналов есть свои сторонники и противники, то в форматах многоканального звука «Dolby Digital» и DTS тыл является частью концепции построения и его наличие обсуждению не подлежит. Как показала практика, при монтаже многоканальных систем следует руководствоваться теми же принципами, что и в домашней технике. Для построения тылового канала необходимо использовать динамики с максимально широким диапазоном частот (звук в этих системах изначально прописан в диапазоне от 20 до 20 000 Гц).
Устанавливать динамики желательно как можно выше — например, во внедорожниках их устанавливают вверху задних арок. Предпочтение отдается высококачественным коаксиальным динамикам, но иногда из-за конструктивных особенностей автомобиля используют и компонентные. При этом разнесение ВЧ- и НЧ/СЧ-компонентов относительно друг друга желательно сделать минимальным.
Сопряжение с каналом сабвуфера.
Как показывает переписка с нашими читателями, основной вопрос при установке тыловых динамиков совместно с каналом сабвуфера в общих чертах звучит так: необходимо ли устанавливать тыловые динамики в корпус, чтобы их звучание не модулировалось звуком сабвуфера?
Теоретически — да, но на практике реальный сабвуфер не в состоянии раскачать воздух объема багажника автомобиля настолько, чтобы сильно влиять на жесткий подвес тылового динамика пусть даже небольшого типоразмера. При этом, если рабочий диапазон частот тыловых динамиков ограничен снизу частотой 150 Гц, то наложения звуковых волн (редко какой сабвуфер играет выше этой частоты) не происходит — проблемы с согласованием в данных системах не существует.
Другое дело, если вы включаете тыловые динамики без ограничения полосы частот снизу. В этом случае их желательно поместить в акустический экран. Правда, следует помнить, что подавляющее большинство автомобильных АС рассчитаны на работу в бесконечном акустическом экране (free air) и ограничение объема может весьма негативно сказаться на качестве их звучания.
Как показывает практика, основные проблемы при использовании колпаков с динамиками free air возникают в диапазоне от 150 до 350 Гц и выражаются как неприятное «бубнение» с сильно окрашенным тембром этого частотного диапазона. В такой ситуации следует основательно подойти к подбору АС; достаточно вспомнить, что на наших тестах не так уж редко встречаются АС, оптимизированные как раз для малых объемов акустического оформления.
Как установить и как направить динамики тылового канала.
Правила установки тыловых динамиков ничем не отличаются от установки фронтальных. Первое — максимальная жесткость монтажной поверхности. Для этого штатную заднюю полку необходимо усилить более жесткими и прочными материалами, например, толстым листом фанеры или MDF. Максимально просто это сделать в автомобилях с типом кузова седан, сложнее — с кузовом хэтчбек.
Второе — избегать акустического замыкания. Для этого надо закрыть все технологические щели между объемом багажника и салона. Третье — не создавать «акустических ям». То есть, если динамик прикручен к металлическому основанию задней полки, то декоративную накладку нельзя ставить выше его основания, иначе в получившемся пространстве будет гаситься большая часть звукового давления, а характер звука приобретет неприятную окрашенность.
Направленность динамиков, работающих в качестве подзвучки на отражение, учитывать не надо, более того — воспроизведение высоких частот желательно вообще ограничить фильтром ВЧ первого порядка с частотой среза 7-8 кГц. Подключать тыловые динамики лучше через отдельный усилитель, пусть менее мощный, чем работающий на фронтальные АС, но внешний.
Если для этой цели используется отдельный 2-канальный усилитель, то его зачастую берут из самой младшей линейки. В качестве компромиссного варианта подойдет и подключение тыловых АС к встроенному в головное устройство усилителю, тогда как фронт может работать от внешнего, однако в подобных случаях очень часто возникает проблема согласования уровней.
Вывод.
Из всего вышесказанного главный вывод такой: тыловые динамики могут и не понадобиться, но если они все-таки нужны, то к их подбору и установке следует подходить не менее тщательно, чем к фронтальным АС. Заметим «под занавес», что затронутая нами тема далеко еще не исчерпана — все большее распространение систем «мобильного кинотеатра» наверняка вдохнет в нее вторую жизнь.
6 комментариев к статье: Тыловые АС — когда они нужны?
Ох уж эти задние пассажиры. Поверьте мне как пассажиру — когда в уши играют динамики да ещё многополосные да ещё и сзади… ехать так отвратительно… Так что забота о задних пассажирах методом увеличения количества динамиков, играющим полный спектр правого и левого каналов создаёт для всех очень не комфотртное звучание и является тупиковой ветвью эволюции автозвука в плане повышения комфортности звучания. Звук над панелью перед водителем более комфортный для всех. При применении выигрывателей музыки Pioneer с функцией (прямой привод сабвуфера) могу предложить вариант динамиков в заднюю полку.С другими аппаратами(без прямого привода сабвуфера) такой вариант то же предпочтительнее,так как больше баса,чем с полки, а середина и верх достаточно сильно рассеиваются под закрытой полкой и почти не мешают формированию сцены. При отсутствии пионера можно применить недорогой усилитель с ФНЧ. На природе можно отключать, в повседневном случае — использовать как сабик.И самое главное — при продаже или другой крайней необходимости демонтируется за …20 секунд, если будущий хозяин пожалеет на эту красоту 200 уе.На природе даже от магнитолы озвучивание поляны… друзья будут вам очень благодарны.Практикую такой метод. Перед поездкой на природу подъезжаете ко мне, быстренько устанавливаем,подключаем… Оставляем залог (200). По возвращении отдаю залог за минусом 5 уе в сутки. В 9 случаях из 10 за залогом никто не возвращается.
Получить лучшее звучание от тыловых динамиков можно, включив их по схеме Хаффлера
Не первый раз читаю и слышу об этом способе подключения тыловых динамиков. А можно ли выложить фото вариантов установки таких динамиков, не подключения — это уже понятно, а именно фото того, как это может выглядеть в автомобиле?
Да музыку дома надо слушать, а не в машине
Панель отправки комментариев Отменить комментарий
Авторизуйтесь используя свой аккаунт в социальных сетях Войти чтобы оставить комментарий.
Источник