Гитарный преамп
Гитарный предусилитель или преамп (от англ. pre amp) представляет собой устройство, которое играет наиболее важную роль в процессе формирования гитарного звука во всем тракте усиления. Задачей такого предусилителя является, как правило, создание основного гитарного эффекта, который принято называть дисторшном, перегрузом или овердрайвом. Чтобы понять, какое место занимает предусилитель в цепи формирования гитарного саунда, стоит взглянуть на всю систему усиления в целом.
Схема гитарного усилителя обычно состоит из трех основных компонентов:
- Предусилитель
- Оконечный усилитель, другими словами, усилитель мощности
- Кабинет, колонка или любая другая акустическая система
Все три компонента гитарного усилителя могут быть объединены в одно целое, а могут существовать и по отдельности. Предусилитель, в сочетании с характеристиками звучания самой электрогитары, формирует звук инструмента, придает ему индивидуальность, тогда как на оконечный усилитель в большей мере возложена задача обычного усиления готового сигнала. Вот почему существует такое большое разнообразие преампов для электрогитары, обусловленное желанием производителей подобных устройств получить уникальный, неповторимый, индивидуальный звук! Зачастую преамп для гитары имеет возможность регулировки частотных характеристик звука, так называемый эквалайзер с регуляторами высоких, средних и низких частот. Так же встречаются модели с возможностью более углубленной настройки. Такие эквалайзеры называют параметрическими.
Преамп для гитары конструктивно может быть реализован как напольный, настольный или рэковый.
Гитарный преамп
Предусилители изготавливают на основе ламповых, аналоговых и цифровых схем. Так же существуют моделирующие и гибридные варианты преампов, сочетающие в себе четкость и прозрачность звука, присущую транзисторным аппаратам, и в то же время имеющие возможность окрасить звучание характерной теплотой и насыщенностью лампового предусилителя. В схеме моделирующего преампа, в отличие от гибридного, роль настоящей лампы играет цифровая обработка. Не смотря на огромный выбор, для многих музыкантов эталоном качественного звучания принято считать полностью ламповый преамп.
Ламповый преамп
В качестве примера достаточно популярных сегодня предусилителей можно привести: напольный Hughes & Kettner TubeMan или рэковые Marshall JMP-1, Mesa Boogie TriAxis. Напольный процессор POD от Line 6 представляет собой полностью цифровое решение.
Marshall JMP-1
Mesa Boogie TriAxis
Итак, выбирая преамп для гитары по характеру звука следует руководствоваться несколькими основными правилами:
1. Нужен плотный, густой и жирный звук-тогда ваш выбор это ламповый преамп.
2. Если необходим четкий, окрашенный звук с подчеркнутой атакой — транзисторный преамп будет лучшим выбором.
3. Гибридный преамп стоит выбирать тогда, когда вы хотите получить мощную динамику и четкость с возможностью добавить в звучание теплоту и плотность лампы.
4. Необходимо большое количество эффектов и возможность экспериментировать со звуком- тогда следует остановить свой выбор на цифровом исполнении преампа.
Наиболее популярными и распространенными производителями сегодня являются:
- Damage Control
- DigiTech
- Hughes & Kettner
- Koch
- Line 6
- Marshall
- Randall
- Rocktron
- Vox
- AMT Electronics
Гитарные преампы пользуются огромной популярностью среди гитаристов во всем мире и являются не просто обычным оборудованием, а предметом культа наравне с легендарными электрогитарами.
Напольный преамп AMT
Источник
Что такое стерео преамп
Как показывает практика, полезной информации много не бывает.
Заранее оговорюсь, всё что описанно ниже — это моё личное мнение, написанное от руки, нескопированное со сторонних источников. Прислушиваться ли к подобному мнению или нет — решать Вам.
Итак, попробуем разобраться, что же такое «преамп» и почему они так дорого стоят, ведь, зачастую, эффектов в них особо то и нет никаких.
Преамп, прежде всего, это предварительный усилитель (preamp=preamplifier).
Любая гитарная голова\комбик имеет предварительный усилитель и оконечный усилитель (power amplifier).
Имея «преамп» — по сути, мы получаем в наличии половину ламповой гитарной головы, конечно если речь идет о ламповом же преампе.
В преампе формируется характер звука. Зернистость\резкость\теплота\войлочность и тд и тп. Оконечный усилитель (он же «Усилитель мощности») — только раскачивает готовый сигнал с преампа до величины, требуемой громкости. В оконечном каскаде звук не формируется, а только усиливается по амплитуде. В то время как в преампе — наоборот, звук формируется, но громкость его настолько мала, что даже на самой тихой громкости он не будет звучать (если подключить его к динамику). Конечно, усилитель мощности так же оказывает влияние на звук, который мы слышим из гитарного кабинета, но, т.к. речь в данной теме идет о преампе, работу оконечного усилителя, его особенности и разновидности мы не будем рассматривать.
Следует обратить внимание на две главные особенности отличия преампов от примочек, а именно:
преамп не имеет «тру байпаса»\холодного байпаса\чистого разрыва и тд. То есть даже когда мы слышим чистый звук от преампа — мы слышим звук, который прошел обработку в преампе. Сигнал от гитары НЕ идёт напрямую в усилитель мощности, когда в преампе выключен дисторшен.
Преамп имеет очень большую величину выходного сигнала. Подключая преамп в оконечный усилитель, мы получаем полную раскачку выходного каскада посредством предварительного усилителя, соответственно, если преамп нужен для записи в линейный вход компьютера — обязательно следует уточнять в инструкции\у продавца, наличие линейного выхода в преампе, иначе вы рискуете просто спалить звуковую карту компьютера. В тоже самое время, примочку можно подключать напрямую в линейный вход компьютера и не волноваться за сохранность оборудования.
Стоит упомянуть еще о том, что преампы бывают:
а) рэковые (от английского rack – стеллаж\стойка\шкаф), то есть любое устройство в корпусе рэкового типа должно быть стандартного размера, который подходит в рэковую стойку. Размеры данных корпусов принято считать в «рэковых единицах». Преампы, в большинстве своем, делаются в корпусах 1U или, реже, 2U, то есть «одна рэковая единица или 2 рэковые единицы»
б)напольные. Цель напольного преампа — это мобильность, с оригинальным звуком стационарной головы, либо рекового преампа. То есть весь упор в создании подобного устройства направлен на то, что бы позволить музыканту использовать звук любимой головы на любом концерте, в любых гастролях, при этом не отягощать себя бесконечными перевозками громоздких оконечных усилителей+подключением лишних девайсов, вроде фут свитча. Напольный преамп, по размерам, напоминает примочку-переростка. Его вполне можно уместить в чехол для гитары, или бросить в рюкзак. Наравне с такими безусловными плюсами, у «напольников» есть существенные минусы, в виде урезанного функционала. О функционале преампа будет рассказано ниже.
На этом, пожалуй, можно закончить краткий экскурс в схемотехнические особенности предварительных усилителей и педалей обработки звука.
Когда в обычном диалоге о музыке мы слышим понятие «каналы», обычно подразумевается стерео-выход звуковоспроизводящего устройства и, соответственно, левый и правый канал воспроизведения.
В преампе, каналы обычно делятся по характеру звучания, которое выдаёт преамп.
Итак, рассмотрим каналы преампа.
1) Чистый, он же клин (clean). Чистый канал — это звучание Вашей гитары без перегруза. Не стоит недооценивать важность этого канала. Чистый звук электрогитары непременно пригодится вам рано или поздно. Пусть не часто, но когда нужен «клин» — он просто обязан быть восхитительно-звучащим. Здесь то, вам и пригодится именно канал преампа, а не «холодный байпас» примочки, который пропустит через себя сухой сигнал гитары.
2) Кранч (crunch в переводе «хруст»). Кранч часто путают с овердрайвом, но на самом деле это немного рзные понятия. Кранч — реально сухой, хрустящий звук, который зачастую отлично подходит для ритм-партий. Именно поэтому, часто данный канал в усилителях подписывают как «Rhythm». Хотя, учитывая нынешнюю тенденцию к всё-большему утяжелению звука, данный канал постепенно забывается и используется на практике всё реже. Но, если Вы играете музыку разнообразную, и аранжировки Ваших песен нуждаются в обилии разнообразного звука — без канала кранч определённо не обойтись.
3) Ну и наконец, самый главный, самый востребованный для большинства гитаристов канал — это канал дисторшена, или канал «solo», он же канал «lead». Из названия, становится сразу понятно, что из себя представляет данный канал. Мощное плотное звучание с повышенным гейном. Зубодробительные риффы, или тягучие душераздирающие соло-партии — всё это канал «Lead».
Хотелось бы обратить внимание на то, что нельзя назвать преампы с 3-я каналами «хорошими» а с 2-я каналами, или даже с одним — «плохими». Нет. Это просто разные устройства, предназначенные для разных целей. Ну, и конечно же цена будет меньше у того устройства, функционал которого будет меньше в сравнении с его «собратьями».
Преампы, даже компактные напольные, могут обладать разным набором функций, которые призваны облегчить жизнь обладателя. К таким функциям относятся:
1) Выход на наушники. Согласитесь, ведь не всегда удобно подключаться в усилитель и играть на нормальной громкости? Иногда не позволяет время (если вдохновение Вас настигло ночью), иногда — отсутствие умения и нежелание утомлять уши близких Вам людей собственной лажей. В этих и многих других случаях Вам обязательно поможет выход на наушники. Стоит заострить внимание: выход на наушники — это очередной каскад усиления, с набором частотных фильтров, который позволит услышать в наушниках звук гитары через Ваш преамп, а не выдаст Вам в уши порцию отборного жужжащего дерьма, которое мы получим, если подключить наушники напрямую, на выход примочки. Поэтому отдельный выход для наушников — можно полноправно считать дополнительной опцией.
2) Линейный выход. Как уже было сказано в самом начале моего рассказа, преампы обладают очень большой амплитудой выходного сигнала, способной повредить оборудование Вашего компьютера\микшерного пульта и тд. Для того, что бы можно было спокойно делать домашнюю запись, подавать обработанный преампом сигнал на дальнейшие устройства воспроизведения\записи (кроме основного гитарного оконечного усилителя) используется линейный выход. Линейный выход — это такой же выход преампа как и основной (MainOut), только с гораздо меньшей амплитудой выходного сигнала. Если, с целью эксперимента, Вы подключите линейный выход преампа в оконечный усилитель — оконечный усилитель будет просто тише звучать, чем если бы Вы подключили преамп к оконечнику с основного выхода.
3) Петля\разрыв\посыл-возврат\send-return. Как видно из названия, этот узел предусматривает посыл сигнала куда-либо и возврат сигнала в преамп. Это, пожалуй, самая нужная опция в любом преампе. Сам узел «петли» нужен для того, что бы при использовании педалей пост-обработки звука (ревербератор\дилэй\хорус и тд) Вы не спалили бы эти самые педали мощным выходом преампа. Казалось бы, что проще чем использовать линейный выход, о котором было сказано в предыдущем пункте? Да, всё верно, можно использовать линейный выход, однако не стоит забывать, что преамп призван не только «приготовить вкусный звук» инструмента, но еще и раскачать сигнал гитары до величины, которая нужна оконечному усилителю, что бы последний отдал максимальную полезную мощность в динамик. Таким образом, если взять сигнал с линейного выхода, далее подать его на вход, например, ревербератора а с выхода ревербератора подать в оконечный усилитель — мы получим недостаточную громкость сигнала. И это очень здорово, если в голове есть своя «петля», и наша цепь преамп+ревер идет на «возврат» петли головы, тогда мы получим полную громкость сигнала. Но, если в голове предусмотрен только «power innput» — ничего хорошего из такой затеи не выйдет. Таким образом, полнофункциональный преамп обязан иметь «на борту» посыл-возврат петлю, с которой мы сможем посылать сигнал на педаль, и с выхода педали возвращать сигнал в преамп, который в свою очередь раскачает сигнал до требуемой оконечному усилителю величины.
Источник
Как выбрать преамп (preamp)
#1 Томилин Олег
у микрофона с 9.00-17.00 (по Мск.вр)
Что такое преамп и чем он занимается?
Вы слышали термин «дошкольник»? Это личность, у которой в графе «предыдущее место работы» стояло «эмбрион», и которую надо еще готовить для того, чтобы она пошла в школу. Предусилитель ( преамп) делает то же самое: он подготавливает аудиосигнал, прежде чем отправить его на усилитель мощности или на записывающее устройство.
В сущности, работа преампа заключается в том, чтобы взять слабый сигнал, к примеру, от гитарного звукоснимателя, микрофона, диджейской вертушки и усилить его до линейного уровня. Говоря техническим языком, преамп поднимает напряжение без существенного увеличения тока. Таким образом, преамп сам по себе подходит только для записи, но для того чтобы услышать свой звук — за ним должен следовать усилитель мощности, который увеличивает как ток, так и напряжение, позволяя сигналу «раскачать» динамики. (Гитарные усилители обычно включают в себя как преамп, так и усилитель мощности в одном корпусе).
Несмотря на то что преамп является вполне уилитарным устройством, его влияние на качество музыки неоспоримо. В основном это касается именно того качества звука, которое преамп придает исходному сигналу. Некоторые преампы хорошо подходят для гитары или микрофона, некоторые — для целой фонограммы или оркестра.
Виды преампов также могут быть различными. Это может быть как отдельное устройство, так и часть какой-то модульной системы (к примеру, записывающей консоли или канальной обработки (channel strip)). Отдельный прибор под названием «канальная обработка» основан на микшерном модуле микшерного пульта, в который добавлены преамп и другие обработки, такие как эквалайзер и компрессор (подробнее об этом позже).
Нужен ли преамп, если есть микшерный пульт или звуковая карта?
Если у вас есть один из тех доступных микшерных пультов, производители которых обещают функциональность, конкурирующую с более дорогими устройствами, или у вас есть звуковая карта и полный набор DAW-софта с плагинами, вы можете спросить: а зачем мне покупать еще и внешний преамп? Ответ прост. Хотя эти пульты и звуковые карты вполне успешно справляются со своей задачей — нести в массы доступную студийную запись — их производители все же вынуждены ради снижения цен кое-чем жертвовать. И первой их жертвой обычно становится блок предусилителя, то есть преамп. Это относится даже к устройствам мирового класса. Поэтому наличие внешнего преампа — это стандартная практика для любой уважающей себя студии.
Кроме того, проходя через пульт сигнал проходит через множество проводников, переключателей, усилителей, шин, контроллеров, patch point’ов и пр. Каждое такое путешествие ухудшает сигнал, а, единожды ухудшившись, он уже не восстанавливается. Прямая запись с преампа на рекордер делает звук более чистым, более детализированным и «пробивным». даже Rupert Neve, создатель легендарного студийного пульта Focusrite Forte стоимостью 1.2 миллиона долларов, заявлял, что лучший способ записи — это самый простой способ: с микрофона на преамп и на рекордер. Кроме того, на пульте просто нет места для того чтобы впихнуть туда ламповый прибор или современный навороченный преамп. К тому же, стоит понимать, что вы вряд ли сможете добиться от пульта за 3000$ такого же звучания, как от пульта за миллион $, поэтому необходимость навесного преампа еще более возрастает. Справедливости ради, надо сказать что множество великих записей были сделаны на таких пультах, но сейчас они используются больше для мониторинга или для сведения.
В цифровых студиях звукозаписи звуковая карта берет на себя функции пульта, такие как маршрутизация и мониторинг, и, хотя в ней может содержаться преамп — он не является основным компонентом. Профессионалы стараются использовать в всоей работе качественные аналоговые приборы для того чтобы компенсировать недостатки встроенных приборов и избежать «стерильности», присущей цифровой записи.
Прелесть приобретения высококачественного преампа или канальной обработки для вашей студии заключается в том, что вы, вместо того чтобы 32 раза платить по 4000$ за канал, покупая профессиональный пульт, за 2000-3000$ покупаете для своей компьютерной студии или пульта «золотой канал», который можно использовать для потрековой записи. Это один из секретов того, как получить звучание мирового уровня на вполне бюджетной студии. Если же вам нужно записать множество треков одновременно, то существует множество многоканальных преампов, выпускаемых фирмами PreSonus, Grace Designs, True Systems, Millennia и другими.
«Окрашивающие» и «прозрачные» преампы
Предусилители в основном подразделяются на категории в зависимости от электрической схемы, но с эстетической точки зрения они могут быть поделены на 2 основные группы. Те приборы, которые придают звуку характерную тембральную окраску называются «окрашивающими» («color») преампами. те же, которые стараются передать качество звука как можно ближе к оригиналу, называются «прозрачными» («transparent»). Обычно в студиях есть оба типа этих приборов для того чтобы удовлетворить любые запросы, возникающие в процессе записи. Например, окрашивающий преамп может добавить плотности и какую-то характерную особенность тонкому голсоу инструмента, тогда как «прозрачный» преамп будет бороться за то, чтобы звучание было передано как можно более аккуратно и близко к реальности.
«Окрашивающие преампы» (Color preamps)
Основная идея в рок- и поп-музыке — это сделать звучание более «широким» чем в жизни, и, что еще более важно — сделать его уникальным. Поэтому в этой области «окрашивающие» преампы используются очень часто. Тут работают люди с независимым мышлением, которые готовы пустить в дело все что угодно. Другими словами, неважно что именно дает тебе тот звук, который тебе нужен: lo-fi это или hi-fi аппаратура — все идет в ход. Преампы, которые попадают в эту категорию в основном ламповые и транзисторные с трансформаторной связью. Например: Universal Audio Solo/610, Groove Tubes Vipre, Tube Tech MP1A, Trident S40, и A Designs Audio Pacifica.
С другой стороны, на свете есть продюсеры и звукоинженеры, занимающиеся записью для аудиофилов, твердо уверенных в том, что «истинность» звука — это единственно возможный путь. Приверженцы школы аудиофилов считают, что для записи наиболее точного и реалистичного саунда, на пути сигнала должно быть как можно меньше активных компонентов. Идеал — это прямой провод с усилением. Исходя из этого, им требуются приборы, с кратчайшим путем от входа к записывающему устройству. В основном это транзисторные бестрансформаторные предусилители. Подобные приборы делают такие фирмы как Millennia, Grace Designs, True Systems и Audient.
Не стоит тупо примыкать к какому-то из лагерей
Помните: «прозрачный» не значит «стерильный»! George Massenburg (проектировщик и создатель оборудования для ведущих мастеринговых студий мира), являясь, пожалуй самым преданным сторонником «прозрачных» приборов, успешно продюсирует и записывает рок- и поп-группы. Его кредо такое: если ты больше не можешь ничего добавить или исправить с помощью сведения или эквалайзера, если ты уже не слышишь фактического саунда — все, ты записал. Кроме того, если инструмент изначально звучит хорошо, вы сами захотите передать его как можно более аккуратно с минимумом искажений и безо всяких электронных добавок. Не забывайте также, что существуют транзисторные преампы, которые умеют удачно эмулировать ламповый звук, что было доказано как вышупомянутым Mr. Neve, так и другими корифеями звукозаписи.
Главные здесь — только вы!
Любая электроника что-то прибавляет, но и что-то отнимает. Самый правильный акустический прибор — это ваше ухо. Любой звук, снятый микрофоном, преобразованный в электрический сигнал и пропущенный затем через преамп, эквалайзер, компрессор, цифровую обработку и, наконец, отправленный на динамики, будет так или иначе искажен. Таким образом, самая «аудиофильская» запись акустической гитары или рояля — это все равно электронный звук. В конечном итоге мы добиваемся звучания, максимально приятному вашему уху.
Схемы преампов
В основном преампы подразделяются на 2 основные категории: ламповые и транзисторные. Оамповые преампы, как понятно из названия, используют для усиления термоэлектронные лампы («tube» — американский вариант, «valve» — британский). Ламповые преампы в основном попадают в категорию «окрашивающих», добавляя звучанию характерный тембр, выпячивая средние частоты, углубляя низ и верхние частоты. Все это обычно описывается как «открытое» или «воздушное» звучание.
В дискуссиях относительно применения ламповых преампов вы часто услышите термины «теплое» и «жирное» звучание, но что они в действительности означают? Чтобы понять это, давайте разберемся как работают лампы. Сначала, с ростом сигнала, лампа начинает давать небольшой дисторшн, который, в свою очередь, дает нам плотность и глубину звука — то, что описывается словом «теплота». Поскольку дисторшн возникает постепенно, небольшими порциями — это приятно для уха. С увеличением дисторшна, выпячиваются четные, более «музыкальные» гармоники. И вот почему: гармоника представляет собой синусоидальное колебание, с частотой большей и кратной частоте основного тона. Четные гармоники представляют собой основной звук, поднятый на одну или несколько чистых октав. Звуки, остоящие от основного на октаву, «укрепляют» основной звук, дублируя его. Это обычно описывается словом «жирный», то есть, более широкий и плотный звук. (Буржуйские звукорежиссеры еще называют такой звук «beefier» — «говяжий» или «раскормленный»). Четные гармоники, таким образом, делают звук более приятным, не допуская «биения» (интермодуляции), происходящей по вине нечетных гармоник. Добавление лампой четных гармоник «окрашивает» звук.
Еще один фактор, вносящие свой вклад в копилку «музыкальности» ламповых преампов — это наличие у них естественной компрессии. Если вы посмотрите на форму выходной волны лампового преампа, то увидите, что верхушка волны с увеличением усиления (соответственно и дисторшна) становится более скомпрессированной. Такая натуральная компрессия также очень приятна для слуха. В профессиональных мастеринговых студиях до сих пор очень востребованы компрессоры, использующие ламповую компрессию (например классический Fairchild 670, который стоит 30000$ в винтажных магазинах). Они придают финальному миксу законченность. Еще одним естественным свойством ламповых приборов является низкочастотные фильтры, которые смягчают дисторшн в верхней области спектра, и, таким образом, срезают верхние частоты. Это может быть желательно или нежелательно в заисимости от ваших целей (например, это хорошо для смягчения вокала, но неприемлемо для перкуссионых инструментов, где верхние частоты очень важны).
Транзисторные преампы
Транзисторные преампы для усиления используют транзисторы или операционные усилители, которые делают то же самое что и лампы, однако более эффективно и с меньшим количеством выделяемого тепла. Противоположно своим ламповым коллегам, транзисторные преампы обращаются с усилением более последовательно. Дисторшн у сигнала очень невелик вплоть до порогового значения, когда сигнал достигает максимума (клиппинг). Это весьма хорошо, поскольку транзисторные преампы обеспечивают устойчивую работу при большому усилении. Результатом является более аккуратное обращение со входным сигналом. Именно поэтому транзисторные преампы относятся к группе «прозрачных». Поскольку транзисторные приборы работают с более высоким уровнем усиления без искажений, вы сможете записывать более мощные сигналы без дисторшна.
Несмотря на то, что лампы заслужили культовый статус «более музыкальных», нежели чем транзисторы, имеются также и транзисторные преампы, известные своей «звуковой подписью», например разработанные Rupert Neve, отцом профессиональной аудиоаппаратуры (серия Fairchild, винтажные преампы, изготовленные Neve, а именно 1073, уже во много раз превзошли свою изначальную стоимость). Как утверждал Neve, когда появились транзисторы, он просто думал о них как о еще одном виде электронных компонентов и пытался применить их характеристики в музыкальном контексте. Очевидно, ему это удалось, пототму что неотъемлимая музыкальность оборудования Neve стала легендой профессионального аудио.
Гибридные преампы: лучшее от обеих групп?
Гибридные преампы сочетают в себе как транзисторные, так и ламповые компоненты. Пример: Summit Audio 2BA-221. В нем используются транзисторы во входном каскаде и ламповый регулятор усиления на выходе. Таким образом достигается более быстрая реакция и чистота звука, характерная для транзисторных приборов и возможность добавлять насыщенность и теплоту лампового звучания.
Моделирующие преампы: лучшее от обеих групп?
Последней разработкой в области преампов являются моделирующие преампы, в которых также используются транзисторные схемы, однако «теплота» и другие отличительные особенности звука моделируются с помощью цифровых технологий. Например, в случае Focusrite Liquid Channel процесс свертки происходит в тесной связи с физическими процессами, происходящими в аналогвых цепях. Результатом является способность подражать звуку любого витруального преампа, компрессора, лампового, транзисторного или любой их комбинации. Хотя некоторый пуристы считают, что это не заменит настоящего прибора, Liquid Channel можно найти во многих топовых студиях. Конечно, в случае когда Liquid Channel комбинируется с другими моделями прампов или компрессоров, его более правильно называть канальной обработкой.
Цифровые преампы
Apogee Trak 2
По существу, будем говорить о преампах, которые сочетают в себе аналоговый вход, АЦП-преобразователь и цифровой выход чтобы записывать прямо в DAW-студию без использования конверторов. Некоторые модели преампов предлагают дополнительную цифровую карту, которую можно установить либо самому, либо у производителя (Focusrite ISA 428), в то время как другие включают цифровой выход в конструкцию прибора (Apogee Trak2 and the ART Digital MPA). Такие приборы могут даже рассматриваться в качестве аудио-интерфейса, однако их основным функциональным блоком все же остается преамп. Это не значит что цифровой блок таких устройств плохого качества — Apogee делает одни из лучших цифровых преобразователей в индустрии — различие весьма относительно. Было бы более правильно говорить «преамп со встроенным аудиоинтерфейсом».
Инструментальные преампы
Тут мы разберем категорию преампов, которые могут рассматриваться как активные DI-box. Обычно, когда мы говорим «преамп», мы подразумеваем «микрофонный преамп», в который может быть, как необязательная опция, добавлен инструментальный вход. Но поскольку в мире есть еще миллионы звучаний гитар, бас-гитар и других инструментов, производители создали преампы, которые подходят под входные сопротивления именно этих инструментов без дополнительных входных схем. Например такая модель как «A Designs Audio REDDI», которая обычно рассматривается как DI, представляет собой ламповый преамп, разработанный в первую очередь для бас-гитары. Многие из таких приборов представляют из себя моделирующие преампы и включают такие гитарные и басовые DSP-эффекты как дисторшн, модулирующие эффекты, эмуляцию кабинетов, микрофонов и усилителей. Преимуществом таких инструментально-ориентировааных моделирующих преампов является то, что вы можете получить звук определенного гитарного усилителя (например, Marshall), и отправить его прямо на запись, не покупая целый усилитель или DI-box чтобы послать сигнал с выхода усилителя на DAW-студию или в пульт. Если вы помните, в начале статьи мы упомянули, что гитарный усилитель содержит как секцию преампа, так и усилитель мощности. Примеры инструментальных преампов приведены в конце статьи.
Некоторые микрофонные преампы могут также служить в качестве инструментальных. Например модель EM-Blue от вышеупомянутых A Designs Audio служит для работы как с малым барабаном, так и с электрогитарой. Это достигается с помощью выбора входных и выходных трансформаторов. Количество витков и тип провода трансформатора выделяют те или иные частоты. Например, никелевые провода подчеркивают высокие частоты.
Что такое канальная обработка (channel strip)?
По существу, в качестве канальной обработки можно рассматривать любой преамп с дополнительными схемами обработки сигнала. На данный момент, канальная обработка — это отдельный прибор, включающий в себя преамп, эквалайзер и компрессор/лимитер. Некоторые канальные обратоки включают в себя только преамп и эквалайзер или преамп и компрессор, некоторые наоборот оборудованы дополнительными секциями, такими как эффект де-эссер (de-esser) или энхансер (enhancer). Вкратце: канальная обработка предлагает вам все инструменты для обработки сигнала в одном приборе.
Изначально канальная обработка появилась из соображений удобства. Когда запись происходила в больших студиях, звукоинженерам было лень тратить много времени на коммутацию между собой нескольких приборов. Кроме того, когда запись стоит больше 250$ в час, каждый чих стоил продюсеру около 5$. а поход в туалет тянул на 50$.
Millennia Origin STT-1
Что же качается компонентов, то канальные обработки обычно сочетают ламповые и транзисторные схемы. Например Millennia STT-1 включает как ламповую, так и транзисторную схему в то время как Focusrite ISA430 Producer Pack — полностью транзисторная.
Трансформаторные / бестрансформаторные
Также как одна половина людей встает под знамена PC, а другая клянется в вечной верности Mac’у, обсуждение электрических схем преампов вызывает схожие реакции.
Причина, по которой тема наличия или отсутствия трансформатора вызывает яростные пикировки — все тот же спор о преимуществах «окрашенного» или «прозрачного» звучания. Трансформаторные преампы звучат более «жирно» с «пробивным звуком» (адепты такого звука отсылают нас к легендарному звуку 70-х «big iron»), чем бестрансформаторные. Поскольку любой трансформатор окрашивает звук, приверженцы точного воспроизведения оригинального звучания инструмента предпочитают исключить его из электрической схемы.
Преимущества бестрансформаторных схем
Благодаря сокращению числа активных компонентов на пути прохождения сигнала отсутствие трансформатора — желательная опция для категории «прозрачных» преампов. Трансформатор всегда добавляет окраски в звук, поэтому трансформаторные схемы с точки зрения чистоты саунда не могут конкурировать с хорошими бестрансформаторными приборами, особенно в области верхней части спектра (все вышесказанное — точка зрения аудиофилов). Бестрансформаторные схемы преобладают в транзисторных преампах. Бестрансформаторные ламповые преампы существуют, но они очень дорогие, поскольку их производство гораздо более сложно по сравнению с их транзисторными коллегами. Основными сторонниками бестрансформаторных преампов являются John La Grou (Millennia Media) и George Massenburg (GML).
Millennia HV-3D
Преимущества трансформаторных схем
Как мы уже упоминали во введении, роль преампа заключатеся в том чтобы получить низкоуровневый входной сигнал и усилить его до линейного уровня. Функция трансформатора — установить связь между входной и выходной секциями преампа, усилив напряжение сигнала. Это происходит за счет электромагнитной индукции. Благодаре же электромагнитной индукции, между входным и выходным каскадами трансформаторных преампов отстуствует проводная связь, а, следовательно улучшаются изоляционные параметры и защищенность схемы. Все это ведет к уменьшению уровня шумов при соединении с лругими приборами. Как видите, совсем неплохо. Действительно, некоторые классические транзисторные трансформаторные преампы очень востребованы из-за той неповторимой «колоризации» звука, которую они дают, и практически диктуют цены на рынке винтажных приборов. Важной проблемой в трансформаторных приборах является качество трансформатора, поэтому производители преампов, такие как например A Designs Audio и PreSonus (ADL 600) изготавливают их сами. A Designs Pacifica
Как видите, абсолюта не существует. Электроника — это наука компромиссов. Нет надобности отвергать тот или иной прибор, руководствуясь лишь теорией. Мы рекомендуем послушать все варианты приборов и выбрать тот, что ближе вашему уху. Если вам нравится звучание какого-то определенного преампа — берите, несмотря на то, какая схема в нем используется. Это похоже на выбор гитары. Если вы выбираете Les Paul, то вы просто принимаете тот факт, что у нее вклееный гриф, хотя вы, может быть, без ума от болченых грифов. И наоборот, если вы фанат вклееных грифов, но вам нравится звук Fender Stratocaster — то смиритесь с болченым грифом.
Понял зачем нужно = сделал правильный выбор
Надеемся, на этот момент у вас есть представлени о том, какой тип преампа вам хотелось бы выбрать, но мы попытаемся проникнуть глубже в суть проблемы и обсудить премущества и области применения ламповых и транзисторных приборов. Это поможет сузить ваш выбор.
Преимущества и музыкальное применение ламповых преампов
Когда нужны характерность, плотность и густота звука, особенно если голос или инструмент имеют тонкое звучание, выход — ламповый преамп.Также он хорош, когда густота требуется не от отдельного инструмента, а от целого набора («стена звука» гитар, бас, сэмплы стрингов, скрипки). Примеры приборов: Universal Audio 2-610, Tube Tech MP1A.
Когда «аналоговая теплота» бывает лишней? Если вы записываете инструменты, которые уже имеют богатое звучание в области средних частот и нижней середины и не имеют заметной атаки, вы можете заметить, что лампа может давать слишком «густой» звук. Поскольку «пространство» дают верхние частоты, а ламповый преамп по природе своей выступает в роли низкочастотного фильтра, подавляя и размазывая верхи, то инструмент, в звучании которого и так недостаточно верхних частот, может размазаться и потеряться в общем миксе. И наоборот: ламповый преамп может подавлять слишком «выступающие» верхнечастотные звуки. Хороший ламповый преамп также может звучать «воздушно» в верхних регистрах, так что все вышесказанное — отнюдь не аксиома. Не ожидайте, однако, от лампового прибора, что он будет таким же малошумным как его транзисторный собрат. Лампы генерируют много тепловой энергии, которая впоследствии проявляется в виде шумов.
Преимущества и музыкальное применение транзисторных преампов
Транзисторные преампы обладают высоким быстродействием и лучшими характеристиками в области высоких частот (там где живут атака и пространственная информация). Поэтому такие приборы принято применять для барабанных оверхедов и инструментов с перкуссивной атакой (фортепиано, акустическая гитара). Если вам важны детали и прозрачность звука, то транзисторный преамп — ваш лучший друг. Также его можно использовать чтобы «вытащить» в миксе тусклый и невыразительный голос или инструмент, сделать его ярче, добавить деталей (ламповый преамп тут не поможет, он очень деликатен с верхними частотами). Если вам нужна прозрачная запись с «аудиофильским» качеством, то транзисторный бестрансформаторный преамп (такой как Millennia HV-3D или Grace Designs M801) — ваш лучший выбор.
Важно помнить, что не все транзисторные преампы дают исключительно «прозрачное» звучание. Некоторые из них дают весьма насыщенный, «окрашенный» звук. Для примера можно привести Avalon AD2022, A designs Audio Pacifica, и the Focusrite Red 8.
Focusrite Red 8
Гибридный или моделирующий
Если вы не можете себе позволить и ламповый и транзисторный преампы, возможно стоит рассмотреть гибридный преамп, такой как например Summit 2BA-221. Он сочетает в себе транзисторный входной каскад с регулируемым ламповым выходным, что позволит вам добавлять некоторое число четных гармоник в выходной сигнал. Другой возможность может быть канальная обработка Millennia Origin STT-1, которая позволят выбирать между транзисторной и ламповой, трансформаторной и бестрансформаторной операциями практически для каждой аудио обработки. Хотя этот прибор дороже чем Summit 2BA-221, это вложение позволит вам обеспечить ваши нужды на долгое время. Конечно, для многих звукоинженеров и продюсеров, преампы — это как картофельные чипсы — никто не останавливается на одном. Для тех кто предпочитает иметь множество тональных цветов в своей звуковой палитре, и в то же время не желает иметь у себя музей винтажного навесного оборудования — моделирующая канальная обработка, такая как Focusrite Liquid Channel — лучший выбор.
Что покупать: преамп или канальную обработку?
Это не вопрос «или-или». Выбор зависит от того, что вам нужно для записи, от философского вгляда на запись, от того что вы записываете, и, конечно, от бюджета.
Канальная обработка более удобна и эффективна с практической точки зрения. Когда все аши обработки находятся в одном корпусе, вы не тратите время на подключение, соединение и настройку отдельных приборов (эта концепция пришли из микшерных пультов, откуда, собственно, и произошел такой прибор как канальная обработка). Предположим, вы записываете вокал. Обычно при такой записи используется преамп, компрессори де-эссер. Вместо покупки трех отдельных приборов, вы используете канальную обработку, которая делает все то же самое, а обойдется вам дешевле чем покупка всех трех приборов по отдельности. Боле того, если вы хотите, например, фирменное «брит-роковое» звучание, которое дает консоль Trident или SSL, тогда идите и покупайте канальную обработку Trident S80 или SSL Xlogic Super Analogue Channel, получите то, что нужно.
Solid State Logic Xlogic Super Analog Channel
С другой стороны, если вы записываете акустические инструменты или оркестр, вам не придет в голову использовать канальную обработку в первую очередь. Специалисты в «аудиофильской» записи скорее выберут один только преамп без дополнительных электронных устройств на пути сигнала для как можно более чистого воспроизведения исходного звучания. Этот подход справедлив также и для поп-музыки. Кроме тоо, использование только преампа позволяет вам отложить дальнейшую обработку трека на период сведения.Например, когда вы записали вокал или инструменты с использованием эквалайзера, звучание, котрое само по себе было отличным, может совершенно не подойти для финального микса, и вы вдруг обнаруживаете, что сидите и урезаете те частоты, которые на записи наоборот, усиливали. То же относится к компрессии, ревербератору, дилеюи другим эффектам. Поэтому звукоинженеры стараются оставить эти обработки до сведения.
Канальная обработка с возможностью выбора тракта сигнала
Еще один фактор, который следует принимать во внимание — это шум. Поскольку в канальной обработке все секции скомбинированы в одном корпусе, возможность самонаводок или жужжания от «земляной петли» (ground loop) сведены к минимуму, в отличие от большой вероятности таких шумов в случае соединения нескольких отдельных приборов разных производителей. Но существует и другая сторона медали. Если использовать только преамп, сохраняя сигнал для сведения, проблема «земляной петли» вообще исчезает. Также, по сравнению с чистым преампом, канальная обработка дает больше шумов, поскольку сигнал проходит через все секции обработки, даже если те не используются. Учитывая вышесказанное, некоторые канальные обработки, такие как Focusrite ISA430 MKII, позволяют использовать только преамп или только эквалайзер независимо друг от друга с помощью дополнительных выходов, которые ставятся перед неиспользуемой секцией и отправляют сигнал на рекордер по кратчайшему пути.
Focusrite ISA430 MKII
Размышления о цифровой записи
Поскольку 24-битовая технология цифровой записи позволяет звукорежиссеру меньше думать об уровнях записи, многие предпочитают работать вообще без компрессии. В этом случае прямой выход из преампа обеспечит самый короткий, и, следовательно самый чистый звук. Все дальнейшие обработки сигнала могут быть произведены плагинами эмуляторов внешних приборов.
Некоторые инженеры предпочитают записывать вокал с небольшой компрессией. Имеет ли смысл в этом случае использовать канальную обработку? Да, если она обеспечивает достойной звук и хорошо подходит под голос вокалиста. Но если она не подходит? наличие нексольких преампов позволяет вам найти тот, который лучше всего подходит для работы с исходным материалом. Преимущество наличия нескольких отдельных приборов перед канальной обработкой — это возможность смешивать и сочетать их для создания уникального саунда, для достижения определенной цели или просто использовать их по отдельности для обработки уже записанного трека. Например, многоие звукоинженеры предпочитают использовать определенный эквалайзер или компрессор в сочетании с разными преампами. Очень важно также и то, что многие приборы обработки стали стандартами индустрии, благодаря тому специфическому звуку, который они придают голосу, гитаре или ударным. Наример ограничивающий усилитель Teletronix LA 2A и компрессор Universal Audio 1176LN уже в течение десятилетий являются студийными стандартами для записи соответственно голоса и ударных. В другом случае, вы можете обнаружить, что ламповый компрессор волшебно звучит в сочетании с определенным типом транзисторного преампа и ужасен, если кго включить в ламповый (гипотетически говоря). Возвращаясь к аналогии с гитарой, один и тот же Les Paul будет звучать по разному, если воткнуть его в Marshall’овский стек или в комбик Fender Twin Reverb. Ваш выбор зависит от той музыки, что вы играете. Это же относится к преампам и к другим обработкам.
Суммируя вышесказанное: сочеиая в себе преамп и обработку в одном корпусе, канальная обработка более удобна, выгодна по цене и создает фирменный звук желаемого пульта. Преимущества отдельного преампа в том, что он предлагает более короткий путь сигнала от источника до рекордера, и позволяет смешивать и сочетать его с другими обработками для создания уникального саунда или для каких-то специфических требований. Ваш выбор зависит только от ваших задач. Иногда вы можете использовать только преамп и ничего больше (например, при записи вокала), иногда вам больше подойдет канальная обработка (для записи голоса). Наконец, если ваш бюджет не позволяет вам покупку отдельных обработок, купите самую лучшую канальную обработку, которую вы можете себе позволить. Если вам нужно просто отправить сигнал на рекордер с последующей цифровой обработкой — купите самый лучший преамп, который можете себе позволить.
Преимущества обладания несколькими преампами
Микрофоны при пожключении к разным преампам звучат по разному. В основном это зависит от входных и усилительных характеристик преампа. Поэтому каждая комбинация микрофона, преампа и исходного материала обладает своим собственным спектром звуковых возможностей (иногда хороших, иногда плохих, иногда просто волшебных). Практически бесконечное количество таких возможностей стало той причиной, по которой наличие нескольких отдельных приборов столь популярно среди самых креативных звукорежиссеров и продюсеров. Исходя из тех областей применения обработок, что были описаны выше, понятно, что уважающая себя студия обязана иметь как минимум «окрашивающий» и «прозрачный» преампы.
Использование различных типов преампов
Предположим, вы записываете певца, который аккомпанирует себе на акустической гитаре. Голос у певца, предположим, немного тонкий. Вы можете добавить густоты голосу с помощью лампового окрашивающего преампа, такого как Tube Tech MP 1A или PreSonus ADL600. Что касается акустической гитары, предположим, что ее корпус сделан из красного дерева (mahogany), значит этот инструмент богато звучит в среднечастотном диапазоне. В этом случае вам не нужно ничего добавлять к этму звуку, лишняя обработка его только загрязнит. Прозрачный преамп с хорошей переходной характеристикой, такой как Millennia HV-3C или GML 2032 (оба транзисторные, бестрансформаторные) — то, что доктор прописал. Креативные звукорежиссеры и продюсеры рассматривают каждую комбинацию преампа и микрофона как еще одну краску для написания звукового пейзажа. Всего одна краска для художника — это просто белый холст. К счастью, разные инструменты звучат по разному, создавая каждый свою собственную звуковую картину, так что если вы пока не можете позволить себе стойку с преампами, вы можете выкрутиться. Однако, если вы будете рисовать только одной краской, вы потеряете тот контраст и то разнообразие, которое придает вашему миксу пространство и жизненность. Плюс к этому, если у вас есть только окрашивающий преамп, вскоре вы можете заметить, что ваши записи страдают от избытка красок.
Если вы не можете себе позволить покупку более одного преампа, или пока не представляете себе зачем вам нужно больше, преампы с переключателями «tone», такие как Groove Tubes ViPre и A Designs Audio MP-2A дадут вам достаточно возможностей для тоновых вариаций, и запись в результате будет более интересной.
Что выбрать: моно-, стерео- или мультиканальный?
Будете записываться только наложением (overdubbing)?
Если вы собираетесь записывать себя (или кого-то другого) по одному треку за раз — вам подойдет моно- прибор. Если вы — гитарист-вокалист, чьи бэк-треки будут созданы позже с помощью сэмплера, виртуального синтезатора или каких-то лупов — вам достаточно одного канала. Однако помните, что если вы захотите придать немного перца вашей записи с помощью стерео-клавиш, или записать вашу гитару в стерео для эффекта пространства — вам нужно подумать о двухканальном или стерео- преампе/канальной обработке. даже виртуальные инструменты или стерео-сэмплы можно улучшить, пропустив их через двухканальный или стерео- преамп. Больше — не меньше, это наш принцип.
Будете ли вы записывать несколько треков одновременно — в студии или «живьем»?
Если вы планируете записывать подзвученные микрофонами барабаны, ритм-секцию, духовую секцию или целый оркестр — тогда вам нужен мультиканальный преамп. Существует множество 4- и8-канальных преампов, которые ихготавлвают такие фирмы как Audient Focusrite, Mackie, Nady, Millennia, Grace Designs, и SMPro Audio. Если вы записываете концерт или шоу и вам требуется более 8 входных каналов преампа, некоторые приборы, такие как PreSonus или Studio Projects могуь быть соединены каскадом или расширены для большего числа входов. Для тех, кого не устраивает фиксированное число каналов или он не знает их точного числа, производители создали специальные одноканальные приборы (такие как серия A Designs EM), которые могут быть соединены каскадом по 8 штук в специальных открытых рековых стойках. Это хорошее решение для развивающихся студий: когда у вас кончаются каналы, вы просто добавляете еще.
Нужны ли вам несколько входов для DAW-студии?
Если вы не планируете записывать живые шоу, а просто хотите расширить возможности вашей DAW-студии для одновременной работы с несколькими микрофонными входами, мультиканальный преамп будет приятным дополнением. Например если у вас есть Digidesign Digi 002 и вы хотите иметь несколько микрофонных входов — 8-канальный преамп с интерфейсом ADAT lightpipe и/или Firewire будет хорошим решением. Примерами таких приборов являются Focusrite OctoPre, the PreSonus DigiMAX 96, и Audient ASP008-ADAT.
Audient ASP008
Входы/выходы преампа
Неотъемлемая часть выбора преампа — это понимание того, какие типы входных и выходных коннекторов вам нужны. Комбинация выходов, состоящая из XLR и 1/4″ джека, в принципе позаботится о большинстве входных конфигураций тех приборов, с которыми вы столкнетесь. Некоторые перампы имеют также цифровые выходы или дополнительные карты с цифровыми выходами, но тогда мы шагнем в царство цфировых аудиоинтерфейсов. В этом же ркуоводстве мы ограничимся аналоговыми входами/выходами — простыми и приятными.
Балансный и небалансный
Балансный вход/выход более предпочтителен, особенно в hi-end преампах, благодаря своим шумоподавляющим свойствам. Иногда вы можете обнаружить небалансный вход/выход в профессиональных преампах. Они обычно используются в качестве инструментальных входов, для петли эффектов (которая позволяет вам посылать сигнал на другие обработки) и для выходов, которые дублируют основной, посылая сигнал на микшерный пульт или аудиоинтерфейс (для мониторинга с нулевой задержкой в DAW-студиях). Небалансные кабели работают с балансными входами/выходами без проблем, при условии, что длина кабеля невелика. С длинными кабелями надо переходить на балансные входы/выходы. В целом, если вам нужна бесшумная система — работайте с балансными входами/выходами.
-10dBV/+4dBu
На задней панели многих преампов установлен переключатель, который позволяет переключать прибор между двумя рабочими уровнями. Это значения напряжения, которые определены для потребителя (-10dbV) и для профессионального оборудования (+4dBU) с целью оптимальной работы. Основная разница между ними состоит в том, что профессиональный уровень (+4dBU) предуматирвает большую мощность и позволяет работать с кабелями большой длины без потери уровня сигнала. В грамотно спроектированном оборудовании нет заметной разницы в звучании между уровнями -10dbV и +4dBU — разве что вы воткнете очень длинный кабель при установленном рабочем уровне -10dBV.
Все ваше оборудование должно иметь одинаковый рабочий уровень. Если вся ваша система работает при рабочем уровне +4dBU, и у вас вдруг появляется прибор, который имеет выход только -10dBV — то вот тут-то и нужен переключатель, иначе вы заметите, что вам не хватает входной чувствительности. И наоборот, если вы подключите выход +4dBU во вход -10dBV, то получите перегруз и проблемы с дисторшном сигнала.
Цифровые входы/выходы
Цифровые выходы преампов (обычно предусмотренные дополнительными картами) имеют множество вариантов. AES/EBU — профессиональный стандарт, представляющий из себя 3-х зубцовый XLR или 9-штырьковый коннектор (цифровая карта для Focusrite ISA 428). S/PDIF (Sony/Phillips Digital Interface) имеет вид обычного RCA-разъема. Имейте в виду, что AES и S/PDIF выходы относятся к схеме передачи данных, поэтому вид оборудования может принимать самые разные формы. Например, у цифровой карты Focusrite ISA 428 9-ти штырьковый AES формат может быть переключен на S/PDIF. ADAT lightpipe, стандарт, разработанный фирмой Alesis может передавать 8 каналов аудио. TDIF (TASCAM Digital Interface) может работать с тем же форматов, что и ADAT, но передает только 2 канала. TDIF может также выглядеть как 25-штырьковый D-sub разъем, как например в Apogee Trak2. некоторые цифровые преампы имеют также выходы FireWire как Presonus FireStudio, который включает 8 преампов, но в данном случае граница между преампом и аудио-интерфейсом становится размытой. Также у преампов существую цифровые выходы типа вида BNC-разъемов, которые передают информацию о времени для синхронизации устройств. Но мы опять углубляемся в царство аудио-интерфейсов.
Дополнительные опции
Ниже мы рассмотрим самые распространенные дополнительные возможности преампов. Имейте в виду, что некоторые из них могут быть необходимыми, другие могут использоваться редко или вообще не использоваться. Вместо того чтобы расширять свой список дополнительных опций, мы рекомендуем вам вложить эти деньги в качество звука. Некоторые производители ркуоводствуются этим принципом и не включают большинство этих функций в свои приборы, опасаясь ухудшения качества звука из-за удлинения пути сигнала. Некоторые наоборот делают их своей «фишкой» В этом руководстве мы будем разделять эти 2 подхода, тем более, что не все эти опции влияют на звук.
Переменное входное сопротивление
Классическая аналогия для объяснения понятия сопротивления — поток воды, вытекающий из шланга с насадкой. Когда насадка широко открыта или ее вообще нет (маленькое сопротивление), вода течет свободно, но с меньшей силой. Когда насадка закрывается, блокируя поток (большое сопротивление), поток начинает давить на насадку с большей силой, причем это сопровождается шипящим звуком (высокой частоты). Теперь рассмотрим микрофон, подключенный к преампу. Большое входное сопротивление преампа порождает больший максимум выходного сигнала микрофона и преобладание верхних частот. Оно также уменьшает дисторшн и заметно улучшает прозрачность звука. Первое в чем вы должны убедиться — что входное сопротивление преампа по карйней мере в 5 раз превышает выходное сопротивление микрофона. Переменное входное сопротивление позволяет вам управлять верхнечастотным содержимым так, как вам угодно. Это служит двум целям. Первое: можно управлять частотными характеристиками звука так, как будто у вас есть эквалайзер, но без подключения в цепь дополнительного прибора, что делает звук чище. Вторая: вы можете улучшить качество работы вашего микрофона, просто увеличивая входное сопротивление преампа. Это происходит из-за того, что выходное сопротивление микрофона зависит от частоты, и чем больше входное сопротивление преампа, тем меньшее влияние на качество звука будут оказывать вариации выходного сопротивления микрофона.
Фантомное питание
В обычных конденсаторных микрофонах фантомное питание служит для подачи поляризующего напряжения на преобразующий элемент (капсюль). Оно называется «фантомным» из-за своей «невидимости». Фантомное питание подает напряжение по микрофонному кабелю, так что если вы планируете использовать конденсаторный микрофон, вопрос о том, нужна ли вам такая опция не стоит. Кроме того, следует знать каково значение напряжения фантомного питания и достаточно ли его для вашего микрофона. Большинство конденсаторных микрофонов работают в диапазоне 12-48Впостоянного тока, у некоторых диапазон шире — 9-52В. Вопреки распространенному заблуждению, увеличение напряжения фантомного питания не влияет на качество звука. Микрофонная электроника не «видит» напрямую напряжения фантомного питания, но бывают исключения. Поэтому из соображений безопасности, следуйте рекомендациям производителя микрофона.
Переключатель фазы/полярности — что это и зачем он нужен?
Этот переключатель удобен, когда вы работаете с различными микрофонными установками. Если вы собираетесь записывать один микрофон за раз, то он вам не нужен. С другой стороны, если вы собираетесь использовать DI-вход вашего преампа для записи инструмента (например, бас-гитары) вместе с микрофонным сигналом, то переключатель инверсии фазы вам необходим. Инверсия фазы — немного неправильное определение, но мы используем его как устоявшийся термин. Эта тема может вызвать некоторое непонимание: сигнал, фаза которого изменена на 180 o , оказывается таким же как и сигнал с противоположной полярностью. Фаза — это временнóе явление, для которого требуется присутствие минимум 2 сигналов (переменный ток), в то время как изменение полярности — это просто замена плюса на минус у простого сигнала постоянного тока. В преампе или микшерном пульте этот переключатель фактически переключает полярность. Его задача — скорректировать 3-х контактный балансный XLR-кабель, который подключен в обратном направлении (контакты 2 и 3 поменены местами). Хотя это может быть полезным для заиси стереосигнала, наличие переключателя фазы в цепи сигнала может добавлять «окраску». Соответственно, аудиофилы-энтузиасты предпочтут преамп без этого переключателя. Если вы приверженец «прозрачной» школы записи, просто подключите кабель «наоборот» (поменяйте местами контакты 2 и 3) и обозначьте это место красной изолентой — вы получите инверсию полярности без добавления переключателя фазы в цепь.
Переключатель аттенюатора Pad — зачем он нужен?
Если ваш входной сигнал имеет очень высокое напряжение, что вызывает перегруз преампа, этот переключатель ослабляет сигнал до приемлемого уровня. Это, конечно, уменьшает отношение сигнал/шум, но не слишком значительно.
DI — высокоомный инструментальный вход
Многие преампы имеют удобно расположенный на передней панели 1/4″ вход для подключения гитары, баса или другого инструмента. Эта опция очень удобна во многих ситуациях, например для комбинированной записи гитары или баса, когда одновременно пишется прямой звук и звук с микрофона, который подзвучивает кабинет. В некоторых hi-end преампах этот DI вход отсутствует, поскольку очень трудно увязать схемы, работиающие на рабочем уровне +4dBU со слабым входным небалансным сигналом инструмента. Большинство звукорежиссеров предпочитают для этого использовать высосокачественные профессиональные DI-боксы.
Сцепление (chaining)
Это позволяет вам комбинировать или соединять в каскад два моно-преампа или канальных обработки в стерео- или мультиканальную установку. Это хорошая опция, ели у вас есть преамп или канальная обработка, которая вам очень нравится, и вы хотите приобрести для вашей студии такую же модель. Примерами могут служить преамп Summit 2BA-221, компрессор Summit TLA-50 или канальная обработка Focusrite Liquid Channel. Сцепление позволяет вам осуществлять стереофоническую запись или двухдорожечный мастеринг.
Регулятор чувствительности: пошаговый или плавный?
Ручки чувствительности бывают пошаговые и плавные. Пошаговый регулятор позволяет вам вернуться к точному значению. Это особенно удобно при мастеринге для установки точного соответствия между стереоканалами или для регулировки громкости при записи наложением (предполагается, что вы записали на бумажку ваши предыдущие установки). Плавная регулировка позволяет добиться большей точности. Например, если требуемы уровень чувствительности находится между двумя позициями регулятора, вы собираетесь просить певца держать микрофон на определенном расстоянии или попросите его петь тише? Наверное, нет. Вид регулятора определяют только ваши специфические требования к процессу записи.
Индикаторы
Для контроля за уровнем преампы предлагают различные формы визуальной обратной связи. Это может быть светодиод, который загорается в момент когда сигнал близок или превышает пороговый уровень или индикаторы громкости. которые регаируют на изменение уровня также плавно как человеческое ухо. Индикаторы громкости показывают средний уровень сигнала и не обеспечивают нас точной информацией о кратковременных пиковых уровнях сигнала — тех, что показывают нам светодиодные индикаторы. Настоящие индикаторы громкости обычно устанавливаются в hi-end приборы, тогда как в менее дорогих моделях стоят индикаторы, которые измеряют децибелы. Единицы измерения громкости в hi-end приборах соответствуют децибелам только в случае устойчивой синусоидальной волны. Вообще говоря, эта опция не является решающей. С пркатической точки зрения вполне достаточно светодиодного индикатора перегруза. Иногда перегрузка не слышна, но она вполне может доставить нам много неприятностей в будущем.
M-S декодирование — что это и зачем?
Не записываете в стерео? Топайте дальше.
M-S это сокращение от «mid-side». Это специальная техника размещения микрофонов для стерео записи. Преимущества такой техники заключаются в том, что она полностью моно-совместима, что дает более связную стерео-картину и больший контроль за стерео-информацией (возможность расширять и сужать стерео-поле). И вам не нужна пара подходящих друг другу стерео микрофонов. Такую опцию поддерживает мало преампов, тем более, что M-S декодирование (суммирование и вычитание каналов стереосигнала) легко реализуется в DAW-студиях или в микшерах с инверсией фазы. Если вы работаете в «мульти-моно» технике (проще говоря, записываете наложением), то эта опция вам не нужна. Однако если вы хотите добавить в ваши записи «эффект присутствия», то, возможно, вам стоит рассмотреть вариант преампа с этой опцией. В качестве примера можно привести M-Audio Octane и Grace Designs Lunatec V3. некоторые производители, такие как Millennia, выпускают отдельные M-S декодеры.
Что означают спецификации?
Эйнштейн однажды сказал: «Недостаток знаний — опасная вещь. Впрочем, как и избыток». Нигде это не может быть бóльшей правдой, чем в области всякого рода спецификаций (за исключением производства ядерного оружия). Список спецификаций — очень коварная вещь, которая может, прикрываясь объективностью измерений, ввести в заблуждение как простого потребителя так и профессионального специалиста в электронике. Мы не хотим умалять важность спецификаций, но с ними нужно обращаться с большой осторожностью. Существуют такие параметры, которые, будучи даны в правильном контексте, сильно помогают при выборе преампа. Однако во многих случаях практически невозможно использовать спецификации для сравнения приборов, потому что условия, при которых производились измерения часто бывают опущены. Например, у одного преампа динамический диапазон заявлен 118dB, а у другого — 122dB. Логично предположить, что лучше тот прибор, у которого число больше. Отнюдь. Само по себе число 122dB не говорит ничего. Мы не знаем при какой ширине диапазона проводились измерения, не знаем были ли использованы при измерении взвешивающие фильтры, мы просто имеем некое число без понятия к чему оно относится. Следовательно, точное сравнение невозможно. мы также видим, что производители выражают характеристики приборов самыми разными способами, что делает их сравнение еще более трудным и запутанным. Можем ли мы вам все разъяснить? Вряд ли, пока вы не пройдете 4-5 летний курс по специальности «звукорежиссура». Однако есть несколько характеристик, которые очень важны при выборе преампа и мы их обсудим ниже. Существуют также харакетристики, которые объективно отражают работу преампа, но не оказывают существенного влияния на качество звука. Это такие характеристики как полный коэффициент гармонических искажений (THD), частота биений (slew rate), АЧХ (frequency response), фазочастотная характеристика (phase response). Некоторые приборы могут иметь совершенно одинаковые значения этих характеристик, но абсолютно разное звучание. Говоря музыкальными терминами, это все равно что изучать гармонию, анализируя хоралы Баха на бумаге. Без прослушивания примеров любые правила бессмысленны. Пока вы не услышали прибор — вы не можете судить о его работе. Тут ваше ухо — Высший Суд.
Характеристики, определяющие эксплуатационные качества
Максимальный входной уровень (Maximum Input Level)
По существу, это значение определяет, будет ли напряжение, идущее с вашего микрофона, когда он улавливает громкие звуки, переггружать ваш преамп. Для этого вы должны знать какова чувствительность вашего микрофона, выражаемая часто (но не всегда) в mV/Pa (милливольт/паскаль) и каков максимальный входной уровень преампа. Проблема состоит в переводе чувствительности в максимальное выходное напряжение.решение требует немного математики или наличия таблицы, которая переводит чувствительность, выраженную в SPL (sound pressure level — уровень звукового давления) в напряжение, выраженное в dBU. поскольку максимальный входной уровень также выражается в dBU, вы легко поймете подходит ли микрофон. Но это худший сценарий. Если ваш микрофон умеет работать со звуковым давлением 140 dB (реактивный самолет в 3 метрах), а вы не собираетесь записывать звуки громче 110 dB (бензопила в 1 метре) — можете расслабиться. Дадим подсказку: чувствительность большинства конденсаторных микрофонов колеблется от 10 до 25mV/Pa, что при звуковом давлении 130dB SPL (болевой порог) дает нам выходное напряжение где-то от –2dBu до +6.5dBu. Большинтво микрофонных преампов имеют максимальный входной уровень как минимум +10dBu. Ваше основное применение конденсаторных микрофонов — это запись голоса, акустических инструментов и ударных на расстоянии (барабанные оверхеды), что дает нам уровень звукового давления много меньше 130 dB. Для более близкой записи горомких источников звука, таких как бас-бочка, рабочий барабан, гитарный и басовые комбики, вы будете в основном использовать менее чувствительные динамические микрофоны. Единственный раз можно об этом побеспокоиться, если вы купите спциальный микрофон, такой как DPA 4003, у которого чувствительность составляет 40mV/Pa, что в 2 раза выше чем средняя чувствительность студийного конденсаторного микрофона. И даже этот микрофон может эффективно работать с большинством преампов, если только вы не будете ставить его перед очень громким источником.
Частотный диапазон
С точки зрения электроники, музыкальный тон описывается с помощью понятия частоты, которая измеряется в Герцах (Hz). В сущности, частотный диапазон — это диапазон, в пределах которого ваш преамп «слышит». Обычно частотный диапазон описывается следующим образом: 20Hz – 20kHz (k – x 1000, 20kHz = 20,000Hz). В реальности, даже если бы мы могли слышать звуки ниже 14 Гц, в музыке ниже 40 Гц ничего интересного кроме шума и грохота не происходит. Также мы не слышим звуки выше 20КГц (большинство людей имеет верхний предел слышимости 17КГц). Тогда почему же бывают преампы с частотным диапазоном от 4Гц до 150КГц и выше? Ведь доказано, что звуки выше 20КГц неразличимы, и, кроме того, большинство микрофонов и диамиков также имеют ограниченный частотный диапазон до 20КГц? Причина, по которой изготавливают приборы с повышенным частотным диапазоном — улучшение фазового выравнивания частот в слышимиом диапазоне. Объяснение этого эффекта сложно и будет рассмотрено в другой статье. То же относится и к нижнему диапазон частот. Короче говоря, чем больше частотный диапазон преампа — тем звук лучше.
Эквивалентный входной шум (Equivalent Input Noise, EIN)
Существуют различные типа шумов, которые допускаются в электронике, но нас больше всего заботят 2 типа: тепловой шум, который производят все компоненты и шум от электрического сопротивления. У микрофонов есть сопротивление источника (импеданс), которое генерирует шум. У усилителей тоже есть шумы, производимые их компонентами и сопротивлением. Когда эти два шума, внешний и внутренний, складываются — мы получаем «эквивалентный входной шум». Однако, этот параметр сам по себе не скажет точно о том, хороший это преамп или плохой. Даем подсказку: ламповый преамп всегода имеет больший уровень тепловых шумов чем транзисторный, однако, если преамп хороший, то этот уровень будет весьма мал. Преамп с малым значением эквивалентного входного шума выбирается, если предстоит критически качественная запись или мастеринг. А если вы пишете тяжелый рок и хотите «окрашенного» звука, то уровень шума лампового преампа будет незаметен.
Коэффициент ослабления синфазного сигнала (Common Mode Rejection Ratio, CMRR)
Если вы используете длинные кабели, шум становится проблемой. Кабели могут «ловить» радиочастоты или другие сигналы, вот почему для подавления шумов используются балансные системы. Значение CMRR показывает насколько ослабляется сигнал на входе балансной системы. Если вы используете длинные кабели или работаете в окружении сильного электромагнитного излучения, тогда убедитесь, что преамп обладает высоким коэффициентом CMRR. Это число выражается в децибелах (dB), но для того чтобы эту характеристику можно было использовать для сравнения разных преампов, должна быть еще указана рабочая частота. Например значение CMRR 65dB само по себе ничего вам не скажет, но >65dB @ 10Hz-22kHz кое-что говорит о способности преампа (весьма хорошей в этом случае) подавлять шумы в указанном диапазон частот. В большинствк случаев эта характеристика дается для одной частоты, что, тем не мене, дает вам основу для сравнения. Кроме того, предполагается, что этот коэффициент будет одинаковым для всех входных уровней сигнала.
Максимальная чувствительность (Maximum Gain)
Это одна из немногих простых характеристик. Некоторые специальные виды микрофонов предъявляют особые требования к чувствительности преампа. Например, низкочувствительные ленточные микрофоны требуют очень большой чувствительности что бы заработала их магия. Если вы обладаете таким чудом, убедитесь что значение максимальной чуствительности лежит в пределах 60-70dB.
Источник