- Акустика концертная и акустика архитектурная: в чем разница
- Три основных типа концертных помещений
- Архитектура и наука о звуке
- Чем отличается акустика концертная от любой другой
- Аппаратура для концертных шоу
- Можно ли улучшить акустические свойства зрительного зала
- Как выбрать профессиональную акустику
- Акустика залов — что необходимо знать о данном понятии
- Что такое акустика залов и для чего она используется
- Требования к акустике залов
- Методы для проверки акустики залов
- Выводы
Акустика концертная и акустика архитектурная: в чем разница
Свойства музыкальной и звуковой акустики использовали еще древние греки. Известно, что для обеспечения равномерной слышимости расстояние от источника звука до слушателя должно быть менее 20 м. Многие современные залы и аудитории построены с учетом этого правила. Расположение зрительских мест по принципу амфитеатра позволяет не только отлично видеть происходящее на сцене, но и хорошо слышать голос выступающего.
Три основных типа концертных помещений
По целевому назначению и восприятию звука среди зрительных залов можно выделить следующие категории:
- с естественной свободной акустикой;
- оборудованные звуковоспроизводящей аппаратурой;
- универсальные.
К первому типу относятся старинные амфитеатры. Распространение звуковых волн происходило особым образом, и даже шепот был слышен в самых последних рядах с той же интенсивностью и четкостью, что и в начальных. Специалисты считают, что лучшая концертная акустика, лучшее воспроизведение и восприятие звука — именно в аудиториях, использующих принципы архитектуры этих древних строений.
Ко второй группе помещений для большого количества зрителей относят различные кинотеатры. В панорамных, обычных и широкоформатных зрительных залах передача и распространение звуков происходят только посредством специальной аппаратуры. Помещения для просмотра кинофильмов оборудованы одноканальными и многоканальными стереофоническими системами.
Третий тип – это универсальные современные киноконцертные залы многоцелевого назначения, рассчитанные на огромное количество слушателей. Для достижения высоких уровней громкости в залах современной конфигурации устанавливается новейшая аппаратура, лучшая концертная акустика.
Архитектура и наука о звуке
Впервые термином «акустика» физик Ж. Совер назвал в 1701 г. науку об изучении движений и биений звука. На основе его методов анализа колебаний пластин, струн, мембран, воздушных столбов в дальнейшем возникла база для развития нескольких научных направлений. Среди них и учение об особом звучании музыкальных инструментов.
Свой вклад в развитие и изучение движений, поведения звуковых волн в разные годы внесли такие значимые в науке личности, как:
- Леонардо да Винчи;
- Ж. Лагранж;
- Генрих Герц;
- Ф. Савар;
Продолжив труды своего отца, Винченцо Галилея (музыкального теоретика, композитора, одного из основателей жанра «опера»), Галилео Галилей впервые дал четкое объяснение тому, как человеческое ухо воспринимает тоны и частоту звуковых волн.
В старинных зданиях (соборах, амфитеатрах) хорошая слышимость, акустика концертных залов создавалась исключительно архитектурными особенностями строений. Знание этих законов помогает архитекторам проектировать спортивные сооружения и конгресс-холлы, театральные и музыкальные залы, клубы и дискотеки для принятия нескольких тысяч зрителей.
Чем отличается акустика концертная от любой другой
Уже в ХХ веке произошли кардинальные перемены в становлении науки о распространении звуковых волн. Появление фонографа и телефона, радио и телевидения, микрофона и мультимедийных средств способствует и сейчас колоссальному развитию усилительной аппаратуры.
Акустика активная, концертная, пассивная – это обобщенное название транслирующих музыку комплексов, состоящих из динамических колонок и микрофонов, мониторов и фронтальных громкоговорителей, сабвуферов и звуковых проекторов.
Аппаратура для концертных шоу
В современных реалиях акустика концертная обеспечивается не только внутренним устройством и объемом помещения для выступлений, но и технологическими средствами. При оснащении клубов, крупных залов, больших эстрадных площадок и помещений специалистами комплектуются целые наборы специального мощного оборудования. Акустика концертная должна отвечать требованиям слушателей, для которых устраивается представление, поэтому в комплектацию обязательно входят:
- фронтальные основные колонки (громкоговорители), создающие плотный звуковой поток;
- сателлиты – небольшие колонки, воспроизводящие звуки высоких и средних частот;
- центральные громкоговорители, передающие вокальные партии, речь, диалоги;
- мониторы – приборы, максимально транслирующие все звуковые нюансы;
- звуковой проектор (акустика активная) – концертная система, состоящая из нескольких динамиков и усилителей, встроенных в один корпус для моделирования шестиканальной передачи стерео;
- сабвуферы – басовые колонки, которые обогащают и наполняют любую музыку.
Можно ли улучшить акустические свойства зрительного зала
Согласно международным стандартам, для исполнения музыки различных жанров требуются помещения с разными акустическими характеристиками. Только несколько лучших концертных залов мира способны обеспечить нужные параметры. Основная часть требований к качеству звучания может быть выполнена с помощью архитектурных и дизайнерских приемов.
Для создания комфортного звукового давления в разных точках помещения, обеспечивая «натуральность» звучания, применяют шумоизолирующую отделку. В некоторых случаях вдоль стен располагают полуцилиндрические дефлекторы из гипса или фанеры. Акустика, концертная аппаратура создадут при таком подходе замечательное впечатление от эстрадных спектаклей и шоу.
В залах со слишком высокими потолками над эстрадой и участками стен, примыкающих к сцене, подвешивают специальные отражатели звука. Такие приспособления из фанеры помогают равномерному распределению звуковой энергии по всему помещению.
Источник
Как выбрать профессиональную акустику
Сохранить и прочитать потом —
Выбор довольно непростой. Профессиональные акустические системы для клуба, бара, дискотек представлены на рынке просто в огромном ассортименте, и, к сожалению, мы не всегда можем быть уверенными в качестве предлагаемого товара — среди предлагаемых моделей профессиональной акустики встречается много несоответствий между заявленными и реальными характеристиками. И если вам посчастливится приобрести некачественное звуковое оборудование для клуба, некачественную концертную акустику — можете попрощаться со своими мечтами об успешности клуба, ресторана. Люди быстро привыкают к хорошему, и качественный звук воспринимается как норма, в то время как плохое звучание вызывает вполне обоснованное раздражение. При некачественном звуковом оборудовании вашего клуба о посетителях, к сожалению, можно забыть.
Но не все так печально. В магазинах города представлена продукция ведущих мировых производителей, рассчитанная на самые разные бюджеты. Вы сможете здесь найти и сценические мониторы для открытой дискотеки или open air площадки клуба, а также акустические системы для актового зала. Для того, чтобы не попасть впросак с выбором техники, советую все же обратиться к специалистам. Они порекомендуют наиболее подходящие модели акустики для вашего ресторана, клуба, дискотек или акустику для бара.
Я могу лишь дать рекомендации общего характера. Выбрать профессиональную акустическую систему сложнее, чем обычную, кроме того, акустические системы разных производителей звучат по-разному. Поэтому перед приобретением акустики старайтесь прослушать звуковые колонки в реальных условиях. Если вы приобретаете колонки для клуба, колонки для дискотек — прослушивать их надо на их реальной мощности и на звуковом материале, максимально приближенном к тому, который вы будете использовать.
Если вы хотите, чтобы на дискотеке не было дефицита низких частот, стоит задуматься о приобретении профессионального сабвуфера или трехполосных систем большой мощности и объема. Но здесь главное – не перестараться, ведь если ваш клуб, дискотека находится вблизи от жилых помещений, могут возникнуть проблемы с местными жителями, которым ваша «профессиональная акустика» не придётся по вкусу.
Если рассматривать геометрическую форму акустических систем, то тут можно сказать следующее — чем более неправильной будет эта форма, тем лучше. Мониторный тип и трапеция — наиболее предпочтительный вариант, так как в этом случае вы получите более естественный звук, хотя и правильно спроектированный классический треугольник с валиком и внутренними перегородками тоже вполне подойдет.
Грамотно спроектированная акустика для клуба или колонки для дискотек вполне могут быть небольшого объема. При выборе акустики для ресторана, бара, клуба вы можете полагаться только на производителя, на бренд и на свой слух.
Внешне вы никак не сможете оценить акустическую систему, главный критерий выбора профессиональной акустики для ресторанов, дискотек — это только ваш слух. Иногда бывает такое, что из непрезентабельных на вид колонок вырывается такой замечательный звук, что общепризнанные производители могут только завистливо вздыхать. Поэтому, главное, что могу вам посоветовать при выборе акустической системы для клуба или акустики для бара — это всегда слушайте звуковые колонки перед покупкой — не стоит жалеть времени и бояться показаться чересчур придирчивым. Слушайте их порознь и вместе, слушайте на малой и на полной громкости. Также стоит прослушать их звучание без тембровой коррекции, т.е. чтобы все регуляторы тембра на микшерском пульте или предварительном усилителе были поставлены в позицию «ноль». Ведь именно такой режим позволяет судить о ровности звучания акустических систем, об их чувствительности на верхах и низах. Звук из колонок должен быть чистым, если к ним подключен усилитель заявленной мощности, и на нем при работе не загораются индикаторы пика сигнала. Также, следует учитывать, что многие акустические системы, в том числе дорогие и качественные, требуют длительной приработки — от нескольких дней до двух-трех месяцев. Звучание «из коробки» может довольно сильно отличаться от окончательно стабилизированного звучания (всегда в худшую сторону). Поэтому, следует не забывать спрашивать у продавца, каков срок приработки понравившейся вам акустической системы.
И последнее. Выбирая между американским, европейским и азиатским производителем, стоит присматриваться к результату, а не к производителю – последнее время очень многие даже китайские производители стали выпускать очень качественные профессиональные колонки, однако стоит всё тщательно проверить и не пренебрегать гарантией. Ведь от того, какое звуковое оборудование будет в вашем клубе, ресторане или дискотеке, зависит ваше будущее.
Источник
Акустика залов — что необходимо знать о данном понятии
Акустика — это то, что в дальнейшем влияет на успешность зала, на посещаемость.
В современном мире все чаще залы для большой аудитории беспокоятся за естественность звучания, пытаются усилить звук, дополнить его и усовершенствовать, для красоты и полноты звучания. Небольшие залы, такие как лекционные, театральные, залы в которых можно уместить малое количество людей используют в большей степени натуральные акустические способы передачи звука, так как не требуют сильного звучания.
Для больших, же нужно прибегать к специальным техникам для повышения звучания и тем самым повысить реалистичность звуковых отражений. Мы узнаем, что такое акустика, что такое акустический зал и как звук в зале влияет на наше подсознание, и как важно соблюдать все нормы и правила для строительства акустического зала.
Что такое акустика залов и для чего она используется
Акустика — самое важно, что есть в зале. Именно акустика помогает раскрыть качество зала, если это музыка то звучание, а если это лекция — слышимость и защиту от шума.
Акустикой зала принято считать звуковые волны, которые рассчитывают специально для каждого отдельного зала с его особыми шумовыми и звуковыми качествами. Для разных залов (закрытых и открытых помещений) специально задействуют архитекторов, которые помогают раскрыть и усилить слышимость каждого зала, усилить поток звуковых волн.
Такие приемы используют специально для того, чтобы подчеркнуть звучание, подавить остальные шумы, мешающие восприятию. Раньше такой прием использовали для шумоподавления в многоэтажных домах.
Еще в древнем Риме архитекторы использовали такой прием, в открытых театрах. А в залах с большим количеством людей для лучшей слышимости актеров.
Много лет подряд ученые раскрывали секрет звуковых волн, а в архитектурных проектированиях применяли несколько теорий о звуковых колебаниях. Таких теорий есть две — геометрическая, для технических расчетов и волновая — точная и лаконичная.
Для каждого отдельного помещения существует отдельная звуковая акустика.
Если брать, к примеру, Римскую оперу в отрытых помещениях — то тут передача была заключена в само строение театра, открытая зона еще больше подчеркивает звук посредством эхо и тем самым звук более четкий, мягкий, но в тоже время сильный. И сравнивая его с закрытой комнатой, в которой звук насыщен, громкий и сильный видно очень большую разницу.
Теперь акустика зала стала одним из главных элементов в архитектуре. Архитекторы современного мира используют различные формы и трансформации для создания залов с уникальными звуковыми данными. Все чаще появляются интересные архитектурные формы с различными звуковыми особенностями, которые можно интересно дополнить и подчеркнуть при создании акустического зала.
Теперь архитекторы часто используют даже природные образования — горы, скалы и ущелья. Создавая в них акустические залы, они добиваются звуковых волн, которые не может передать ни одна электроника.
Требования к акустике залов
Специально рассчитывают масштаб и вместимость зала, сколько помещается мест для зрителей и как близко к ним находится сцена. Ведь когда зритель сидит на своем месте, он должен чувствовать максимальный поток звука.
Это важно — так как зрители находятся в разной дальности от сцены. У архитекторов стоит сложнейшая задача — воссоздать оптимальный звук как для музыкальных произведений разного жанра. Подобрать специальные материалы для сцены, которые усиливали звук и подчеркивали красоту звукового звучания.
Исходя из этого, можно сказать, что для больших залов используют искусственные способы для повышения и усиления звуковых волн в зале, они качественные, но делают звук более пустым, контролируют и подавляют отражающие свойства звука. Но тем самым дают возможность всем слушателям большого зала услышать все, что происходит на сцене, усиливают звук и его качество.
При строительстве зала и расчете акустических возможностей нужно учитывать — планировочные решения, шумовой режим зала, графический анализ помещения. Последнее важно для учета стройматериалов, которые будут рекомендованы для построения сцены.
Также важным моментом является размер зала. Если зал широкий — это означает, что звук будем проходить довольно медленно, ухудшится слышимость в боковых местах со зрителями. Поэтому зал должен быть в пределах 30-ти метров. Также нужно избегать высоких потолков, они будут усложнять слышимость звуковых волн для зрителей, сидящих прямо перед сценой.
Также нужно учитывать прием звукового поглощения звука, которое присутствует в каждом акустическом зале, и которое заключено в стенах в полу зала, оно либо подчеркивает звук, либо подавляет шумовые волны, не давая им создавать звуковую вибрацию. Для этого используют математические расчеты, чтобы определить звуковое поле.
Методы для проверки акустики залов
Главным методом проверки акустики зала есть акустический расчет, он помогает создать правильный звук с учетом конфигурации зрительного зала. Главная проблема состоит в том, что существует нарастание и затухание звука в разных помещениях. Как упоминалось выше, эта проблема влияет на переход первых отражений звуковых волн и дальнейшей их передачи и звучания.
Как известно, основными звукообразующими плоскостями являются стены и потолок. Очень важно при проверке учитывать обзор материалов поглощающих реверберацию звуковых волн, иными словами — возникновение эха из-за неправильно подобранных материалов для зала. Обязательным есть наличие отражателя звука, применяется на музыкальных и симфонических концертах. Для лучшего образования звуковых и подавления шумовых волн.
При проверке нужно помнить, что рядом с залом не должно быть помещений с источниками шума, а также различные ограждающие конструкции, которые могут повлиять на изоляцию и сохранность звука.
Для проверки акустики зала задействуют также физику, она помогает рассчитать время прохода звука, время поглощения ревербераций, чтобы обеспечить самые лучшие условия для восприятия звука.
Используется проверка разборчивости речи в зале. Ведь важно знать, что при качественной подаче звука, зритель все четко слышит. Это очень важно в больших залах, с большим количеством слушателей. Особенно такую проверку проходят лекционные залы, для которых это является главной задачей. Важным есть отделка зала — очень ценима симфоническими оркестрами, для которых отделка зала важна для передачи атмосферы выступления и влияет на подсознание слушателя путем звучания и созерцания.
На основании, каких факторов нужно выбирать шумозащитные экраны, вы можете узнать здесь.
Выделяют несколько видов шумоотражающих панелей, более подробно перейди по ссылке.
Выводы
Акустика зала — это целая наука, которая идет еще с древнего Рима и построения амфитеатров. Чтобы добиться максимальной естественности звука приходиться прибегать к архитекторам, математикам, физикам. Это дает возможность понять, как движутся звуковые волны, их силу и качество.
Это очень важно, ведь каждый сидящий в зале человек хочет слышать звук с одинаковой силой и отдачей. В современном зале акустике уделяют очень много внимания, звук должен быть максимально естественным, натуральным и приятным. Часто используют шумоподавление для максимального звучания, которое сможет улавливать человеческий слух.
Также нужно соблюдать все технические нормы, а к отделочным материалам относиться с осторожностью – они могут, как усилить качество звуковых волн, так и подавить их, тем самым уменьшить слышимость сидящим в зале. Поэтому существует проверка мест для слушателей и расчета запоздания звука для каждого отдельно.
К акустическим залам ставят огромные требования, они проходят множество проверок перед началом эксплуатации. Нужно соблюдать все требования и нормы для достижения лучшего звука.
Источник