- Эквалайзер — темная «лошадка»?
- Контакты
- Что такое эквалайзер и как он «родился»
- Принцип работы эквалайзера и область его применения
- Виды эквалайзеров
- Графический эквалайзер
- Параметрический эквалайзер
- Советы по настройке эквалайзера
- Эквалайзеры. Полное руководство
- Что такое эквалайзер?
- Параметрический эквалайзер
- Что такое Q?
- Полочный эквалайзер (shelving EQ)
- Что делать?
- Буст или не буст…
Эквалайзер — темная «лошадка»?
Контакты
Телефон: 8 (800) 444 24 28
Время работы: пн-пт с 10:00 до 19:00 МСК
По всем вопросам пишите на почту: shop@bose.ru
При трудностях с заказом: help@bose.ru
Наш адрес: 105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, 12 стр 2
Недавно купили младшей дочери плюшевую игрушку. Она обожает лошадей и счастливо пополнила свою коллекцию. Назвала звучным именем Эквалайзер. И тут я понял, как много работаю.
Попробовал объяснить ребенку, что означает эквалайзер, и заметил удивленное лицо жены. Оказывается, о назначении этого прибора не знают и взрослые! А вот и тема для очередной статьи. Давайте вместе разберемся, что же делает эквалайзер и где этот зверь «живет».
Для тех, кто решил, что знание для него лишнее — забегу вперед. Они повсюду! Эти устройства есть даже на гаджете, с которого вы читаете эту статью.
Что такое эквалайзер и как он «родился»
Эквалайзер — это тембр блок или программа, которая позволяет регулировать звук: добавлять или убирать басы, делать тише или громче определенную звуковую зону, например, какой-либо инструмент в композиции. Сегодня он присутствует практически в любой бытовой технике (связанной со звуком, конечно).
Жаль, производители обходят вниманием эту деталь и не объясняют, как им пользоваться. А ведь он та самая волшебная палочка, которая отредактирует плохой звук, уменьшит помехи и сделает более или менее сносным изначально «подвальное» качество записи.
Откуда же взялась такая замечательная штука?
Вопреки ожиданиям, первыми начали пользоваться эквалайзером не музыканты, а звукорежиссеры в кинематографе. Правда, не уверен, была ли тогда такая профессия — звукорежиссер, ведь кино только появилось — дело было в 30-х годах прошлого века.
Эквалайзер применяли, чтобы сделать запись голоса актеров более естественной, убрать треск и помехи. Первый подобный прибор Langevin 251A был всего с двумя ползунками и выбором частот. Почти сразу же компания Cinema Engineering представила шестиполосное устройство, по принципу которого и работают современные эквалайзеры.
Во время Второй мировой войны интерес к коррекции звука поутих — было не до музыки. Зато в 60-х вместе с повальным увлечением роком бурно развивалась и деятельность инженеров, появлялись все более совершенные эквалайзеры. Их уже использовали не только в профессиональной технике вроде оборудования для кинотеатров и студий звукозаписи — эквалайзерами начали оснащать обычные магнитофоны, затем пришел черед плееров и наушников.
Принцип работы эквалайзера и область его применения
Основное назначение эквалайзера сводится к получению адекватного (линейного) звучания исходного материала.
При работе важно помнить, что усиление какого-либо отдельного сигнала приводит к усилению всей композиции, вместе с помехами и посторонними звуками. Поэтому чтобы выделить один фрагмент, надо уменьшить звучание остальной части записи.
Знаю, при новом инструменте первым делом хочется поиграться и подвигать все ползунки, залезть во все настройки. Но без надобности эквалайзер лучше не трогать, тем более что в современной акустике он часто редактирует звук самостоятельно.
В каких случаях он полезен:
- подправить звучание наушников или АК;
- скорректировать звук с учетом акустики комнаты, в которой установлена техника;
- сделать более чистым звук на старых звукозаписях;
- сделать акцент или скрыть некоторые моменты в композиции на свой неповторимый вкус музыкального гурмана.
Кроме «частников» эквалайзер вовсю используют и в качестве сценического оборудования. На концертах возникает эффект «обратной связи», когда усиливающие звук колонки вступают в конфликт с микрофоном. Из-за этого появляется гудение — без многополосного эквалайзера звукорежиссер оказывается как без рук.
В результате работы аппарата звуковой резонанс выравнивается, и концерт проходит более или менее хорошо. Но на всякий случай я никогда не беру билеты в первые ряды.
Виды эквалайзеров
Несмотря на широкое применение, видов эквалайзеров всего два: это графический и параметрический.
Графический эквалайзер
Встречается в аппаратуре для частного использования, но его можно встретить и среди сценического оборудования. Он делит музыкальную композицию на полосы, каждая из которых характеризуется постоянной рабочей частотой, фиксированной шириной полосы вокруг рабочей частоты, а также диапазоном регулировки уровня, одинакового для всех полос.
Если представить регулируемую частоту на графике, то полосы верхнего и нижнего регистра являются «полочными», а все, что находится между ними, представляет собой «колоколообразную» кривую.
Принцип работы с подобным эквалайзером понятен даже новичку: весь частотный диапазон делится на полосы, каждую из которых можно поднимать или опускать, но не более чем на 12 Дб. Однако здесь не без изъяна — между полосами образуются специфические пересечения кроссфейды.
Если опустить несколько полос, между ними появятся пики — довольно неприятный эффект, ведь узкие полосы начинают выпирать из общего стройного ряда. Чем больше полос у эквалайзера, тем менее заметен очередной кроссфейд.
Для наглядности скажу, что в эквалайзерах для домашнего пользования обычно бывает от 7 до 18 полос, в профессиональных устройствах уже до 31 полосы.
Из достоинств графических эквалайзеров приведу следующие:
- графически все понятно и удобно пользоваться;
- можно воздействовать на различные участки спектра повышая или снижая амплитуду, при этом сразу слышать изменения всей мелодии;
- простота и скорость воздействия на весь частотный диапазон.
К недостаткам стоит отнести:
- довольно грубая настройка, поскольку регулировка одной полосы неизбежно отражается на остальных;
- изменять каждую полосу можно только на 12 Дб;
- в большей или в меньшей степени, но звук неизбежно искажается из-за появления кроссфейдов.
Параметрический эквалайзер
Чаще всего это именно профессиональная техника, поскольку данный вид позволяет совершить более точную настройку звука.
В отличие от графического, параметрический эквалайзер не имеет так много полос, как правило, их всего 3–5 штук. Но большого разнообразия и не нужно! Дело в том, что настройка производится не целиком всех дорожек, а только одной, но зато сразу по нескольким параметрам:
- по центральной (рабочей) частоте в Гц;
- по типу фильтра;
- по ширине рабочей полосы вокруг центральной частоты Q;
- по уровню ослабления или усиления выбранной полосы в Дб.
Рабочая частота, она же Frequency, это участок, от которого ведется отсчет работы эквалайзера. В параметрическом аппарате рабочую частоту можно выбрать точно, тем самым погасив резонанс не касаясь других частей спектра.
Чаще всего виртуальные эквалайзеры (программы) позволяют выбрать тип фильтра, с помощью которого можно управлять частотным спектром.
Полостной фильтр — самый популярный, выполняет основную функцию параметрического эквалайзера — регулирует частоты в выбранном диапазоне на определенное количество Дб с заданным графиком кривой.
Незаменим, когда надо свести несколько звуков со схожим спектром, чтобы каждый звук хорошо читался.
Обрезной фильтр — обрезает низкие и высокие звуки, которые выходят за значения заданной кривой. Чаще всего встречаются двухразрядные (12 дБ/окт.), или четырехразрядные (24 дБ/окт.) фильтры, реже одно- (6 дБ/окт.) или трехразрядные фильтры (18 дБ/окт.). Разряд — это количество Дб, на которое изменяется громкость при изменении частоты на октаву.
Шельфовый фильтр — похож на обрезной, поскольку также действует в пределах заданной кривой. Однако «шельф» переводится как «полка», что и объясняет принципиальное различие между фильтрами.
Шельфовый фильтр равномерно изменяет частотный диапазон выше или ниже заданной частоты, следовательно, уменьшая амплитуду, фильтр уменьшает и громкость одинаково как через одну октаву, так и через пять.
И также этот фильтр работает как в «+», так и в «—», а значит, не только отсекает лишнее, но и способен придать звуку дополнительную окраску. Обрезной фильтр только убирает, ничего не добавляя в композицию.
Иногда встречаются эквалайзеры смешанного типа, графического и параметрического, но это редкое явление.
Советы по настройке эквалайзера
Итак, принцип работы эквалайзера и что он регулирует поняли, а как воспользоваться этим знанием?
В целом разобраться и приступить к работе достаточно просто. С чего начать?
- Внимательно прослушать композицию и отметить звучание отдельных инструментов.
- Выявить неприятные частоты и резонансы — методом «научного тыка» по очереди поднять и опустить каждый ползунок эквалайзера, и послушать, что изменилось в музыке.
- Убрать «лишние» частоты — звяканье тарелок, «коробочную» середину в гитаре, бубнеж на басах и шипящие согласные у вокалиста.
- Восполнить образовавшиеся пустоты частотами по своему вкусу.
В общем, взболтать, но не смешивать. Иногда лучшее применение эквалайзера — это его отключение. Избытком энтузиазма можно только испортить нормальный трек.
А вот еще пара советов, как работать с эквалайзером:
- эквалайзер делает звук менее естественным, поэтому надеяться полностью «вытянуть» изначально плохую запись с помощью техники не стоит;
- увеличение какого-либо параметра увеличивает все остальные, поэтому старайтесь убавлять, а не прибавлять;
- чтобы быть уверенным, что делаем эквалайзером лучше, а не хуже — нажимайте кнопку bypass, это поможет в ходе работы отслеживать изменения;
- применяйте правило противоположностей — убрав высокие ноты, заменяйте их низкими, и наоборот;
- для подчеркивания «конкурирующих» дорожек их можно разделить, вырезая и добавляя разные диапазоны частот;
- чтобы услышать бас-гитару и барабаны, поднимите средние и высокие ноты;
- а для снижения резкости малого барабана и гитары, слегка уберите высокие ноты и добавьте средних;
- духовые инструменты лучше вовсе не трогать эквалайзером, а подобрать нормальный микрофон.
Как видите, работа с эквалайзером требует хорошего слуха и профессиональных навыков. Но это вам пригодится только, если окажетесь за пультом звукорежиссера, а во всех наушниках Bose эквалайзер уже встроен и редактирует музыку автоматически.
До новых встреч!
Марк Авершин, приглашенный эксперт
Источник
Эквалайзеры. Полное руководство
Что такое эквалайзер?
Эквалайзер или EQ — это фильтр, который позволяет вам регулировать уровень громкости отдельных частот или диапазона частот аудио сигнала. Простыми словами, EQ позволит вам поднять или прибрать верха и бас, благодаря чему вы получите нужный вам окрас звучания, например, в вашей аудиосистеме в автомобиле или в вашем iPod. В звукозаписи эквализация — это целое искусство, сложное и требующее большого практического опыта.
Хорошая эквализация — это критичный момент в записи сведении любой записи. При правильном использовании, эквалайзер может создать у слушателя впечатления близости или дальности отдельного инструмента в миксе, сделать звук более жирным или более тонким, а также может помочь правильно смешать разные звуки или разделить похожие звуки в рамках трека, так, что их услышат и оценят профессиональные слушатели.
Параметрический эквалайзер
Параметрический EQ и полу-параметрический EQ — самые популярные и широко распространенные эквалайзеры как в звукозаписи, так и в живом звуке. Они обеспечивают быстрый и удобный контроль над всеми необходимыми параметрами звучания. Параметрический EQ позволяет постоянно контролировать содержимое аудио сигнала, разделяя его на несколько частотных полос (как правило, от трёх до семи).
Полностью параметрический EQ позволяет контролировать определенный назначенный диапазон частот, центральную частоту диапазона, и уровень громкости (boost/cut) этой частоты. Также возможно отдельное управление параметром Q, который представляет из себя соотношение центральной частоты с ширине частотного диапазона.
Что такое Q?
Q — отношение центральной частоты выбранного нами диапазона к его ширине. Если центральная частота — фиксированная величина, то ширина диапазона обратно пропорциональна значению параметра Q. Это означает, что увеличивая значение параметра Q вы уменьшаете ширину диапазона, на который воздействует эквалайзер. Q — это один из самых мощных инструментов, которые нам предлагают параметрические эквалайзеры.
Полностью параметрические эквалайзеры позволяют работать как с очень узким частотным диапазоном, так и с очень широким, решая любые задачи при сведении. Узкий диапазон (большие значения Q) даёт возможность устранять разные неприятные свойства у аудиосигнала.
Допустим, вы записали малый барабан и на сведении выяснилось, что он неприятно звенит. Или просто сам барабан звенит и вы ничего не можете с этим поделать, а записывать надо. Тут нам на помощь приходит эквалайзер. С его помощью мы можем изолировать эту неприятную частоту (обычно в районе 1кГц) и просто убрать её. В данном случае мы используем эквалайзер как узкополосный обрезной фильтр (notch filter).
Убирая только одну раздражающую нас частоту, мы не трогаем всё остальное и инструмент остаётся в миксе на прежнем месте. Точно также эквалайзер позволяет нам усилить положительные свойства звучания инструмента, к примеру, атаку. В случае с бас-барабаном его диапазон — примерно от 60 до 125 Гц, но атака, щелчок — звук более высокочастотный, в районе 2 — 5 кГц.
Назначив узкий диапазон для настройки и подняв конкретную частоту, отвечающую за атаку, мы можем сделать бочку более пробивной и при этом не испортить микс. В случае работы с широким диапазоном мы приглушаем или подчеркиваем более широкий набор частот. Обычно для полноценной обработки трека приходится использовать и широкий и узкий диапазоны на эквалайзере (соответственно — высокие и низкие значения Q).
Вернёмся к нашей бочке ещё раз. У нас есть бас-барабан с классным низом, мощным, объёмным, центральная частота его примерно равна 100 Гц, а атака — в районе 4 кГц. Чтобы подчеркнуть лучшие стороны звучания нашей бас-бочки, мы используем широкополосную обработку с центром на 100 Гц, и узкополосную — на 4 кГц. Таким образом, акцентируя внимание на плюсах, мы нивелируем минусы конкретно нашего бас-барабана.
Полочный эквалайзер (shelving EQ)
Полочный эквалайзер (shelving EQ) гасит или усиливает частоты выше или ниже указанных точек обреза. Бывает 2 вида полочных эквалайзеров — высокочастотные и низкочастотные. В некоторых полностью параметрических эквалайзерах есть функция, позволяющая переключать регуляторы ВЧ и НЧ в режим обрезных фильтров.
НЧ обрезной пропускает все частоты ниже выбранной нами, приглушая всё, что выше. ВЧ фильтр поступает обратным образом — пропускает всё, что выше указанной частоты, приглушая всё, что ниже.
Что делать?
Далее в статье указаны основные принципы управления частотами. Это начальная точка вашего путешествия по удивительному миру эквалайзеров, но, само собой, это не догмы. Эти рекомендации сэкономят ваше время в поисках нужных вам частот для подчеркивания положительных свойств различных музыкальных инструментов.
Алгоритм работы такой. Для начала включите режим «solo» на треке, с которым вы работаете. Большинство звукорежиссёров начинают строить свой микс на основе ударных и постепенно идут снизу вверх по частотному диапазону (бочка, малый, томы, хай-хэт, оверхэды). Каждый инструмент имеет какую-то характерную для него полосу частот, на которой он звучит и резонирует, так что если вы работаете с микрофоном бас-бочки, начните с самого низа.
Настройте оптимальный низ и переходите к атаке. Очень часто после настройки звучания бочки выползают какие-то паразитные призвуки типа звона или гула, даже несмотря на то что низ у вас отличный и атака — шикарная. Ваш следующий шаг — вырезать паразитов узкочастотным фильтром. Как только вы понимаете, что звук бас-бочки вас устраивает, глушите этот трек и переходите к следующему инструменту.
Не торопитесь с эквализацией. Кропотливая работа даст свои плоды, звучание станет более разборчивым и более ясным. Каждый инструмент займёт своё место и засияет в миксе. Вот еще несколько полезных советов:
- Помните, что общая картина важнее отдельных инструментов. Ваша цель — не заставить каждый трек звучать как можно лучше, а сделать общее звучание максимально убедительным. Не каждому инструменту нужна яркая атака и объёмный низ. Если вы будете бомбить все треки с одними и теми же настройками, инструменты только потеряют в звуке. Стремитесь к совершенству общего звучания
- Отдохните от сведения. Ваши уши устают точно так же как и все тело. Если вы долгое время работаете с одним и тем же инструментом, ваши уши постепенно становятся неразборчивыми и практически невосприимчивыми к конкретному диапазону частот. Отдыхайте!
- Всегда сравнивайте. Не надейтесь на вашу память. Часто бывает так, что вы потратили 15 минут на настройки эквалайзера а звук в итоге стал хуже чем до обработки. Будьте честны сами с собой, отказывайтесь от неверных решений быстро и без раздумий и начинайте снова.
- Не бойтесь рисковать. Самые лучшие трюки с эквалайзером придумали те, кто не боялся сумасшедших экспериментов. Поиграйте с частотами, ведь вы такой же музыкант как и те, с чьими партиями вы работаете на сведении.
Буст или не буст…
У каждого инструмента есть частоты, которые можно усилить, чтобы добавить ясности и чёткости или объёма в общем миксе. И, конечно же, есть «плохие» частоты, которые делают инструмент мутным, резким или просто раздражающим. Вот небольшая табличка, которая даст вам понятие, в каком направлении стоит работать дальше. Помните, что это всего лишь рекомендации. Частоты варьируются в зависимости от инструмента, помещения, в котором он записан и микрофона, который был использован при записи.
Источник