Что дает демпфирование колонки

Акустическое демпфирование громкоговорителей

Громкоговоритель, как правило, вносит наибольшие нелинейные искажения по сравнению с остальными звеньями звуковоспроизводящего тракта. Причем, если в области высших частот искажения вносит сам громкоговоритель, то в области низших частот (до 300-400 Гц) — решающее значение играет его акустическое оформление.

Неудачно выполненное акустическое оформление громкоговорителя может привести к появлению на частотной характеристике чувствительности пиков и провалов, что свидетельствует о плохих переходных характеристиках подвижной системы громкоговорителя. Демпфирование подвижной системы громкоговорителей приводит к уменьшению частотных и нелинейных искажений в области низших частот.

Существует несколько способов демпфирования подвижной системы громкоговорителя. Для радиолюбителей наибольший практический интерес представляет акустический способ демпфирования громкоговорителя в ящике или фазоинверторе.

Ряд зарубежных фирм наряду с тщательным изготовлением громкоговорителей широко применяет акустическое демпфирование подвижной системы с помощью панелей акустических сопротивлений — ПАС (Асоustical Resistance Unit — ARU).

Авторами экспериментальным путем подбирались параметры панелей акустического сопротивления для громкоговорителя в закрытом ящике и фазоинверторе. Работа в основном была проведена в лаборатории электроакустики НИКФИ.

Рис. 1:

Была предложена следующая конструкция ПАС: между двумя ластами фанеры толщиной 5-6 мм каждый, в которых соосно просверлены сквозные отверстия диаметром 10-30 мм, помещается и туго натягивается демпфирующая ткань; листы фанеры должны быть затем плотно стянуты между собой винтами или шурупами. Конструкция такой панели изображена на рис.1. Если панель изготавливается для закрытого ящика, то вместо одного слоя фанеры используется задняя стенка ящика так, как показано на рис.2 (лист фанеры и ткань, конечно, должны быть помещены внутри ящика).

Читайте также:  Можно ли заряжать бокс без наушников airpods pro

Рис. 2:

Суммарная площадь отверстий панели ПАС должна составлять не менее 40% от площади диафрагмы. Под площадью диафрагмы понимается площадь проекции диффузора на плоскость, перпендикулярную его акустической оси. В том случае, когда для воспроизведения низших частот используется несколько громкоговорителей, площадь отверстий панели ПАС должна быть не менее 40% от общей площади их диафрагм. При использовании в одном ящике вместе с низкочастотными отдельных громкоговорителей для воспроизведения средних и высших частот, их необходимо прикрыть изнутри плотными, без щелей, деревянными или металлическими крышками. В противном случае из-за влияния низкочастотных компонент сигнала в этих громкоговорителях могут появиться нелинейные н интермодуляционные искажения.

В фазоинверторе панель акустического сопротивления вставляется в фазоинверсное отверстие. Соотношения между суммарной площадью отверстий панели ПАС и площадью диафрагмы те же, что и для закрытого ящика. Это соотношение обычно удается реализовать, не увеличивая площади фазоинверсного отверстия. Влияние ПАС легко продемонстрировать с помощью частотной характеристики полного входного электрического сопротивления громкоговорителя.

Рис. 3:

На рис.3 представлены такие частотные характеристики громкоговорителя 6ГД-1 (ВЭФ), работающего в фазоинверторе без панели и с панелью ПАС. На рис.4 даны частотные характеристики чувствительности того же громкоговорителя. Из характеристики, изображенной на рис.3, видно, что при слабом демпфировании подвижной системы на частоте механического резонанса резко возрастает входное электрическое сопротивление, что объясняется ростом колебательной скорости диффузора и колеблющейся с ним массы воздуха. Из сопоставления частотных характеристик чувствительности громкоговорителя 6ГД-1 в фазоинверторе, изображенных на рис.4, видно, что панель ПАС эффективно работает только в области низких частот, где объем воздуха, заключенный в фазоинверторе, колеблется как целое и воздух «продувается» через демпфирующую ткань. При этом очень важно обеспечить неподвижность самой ткани. Если ткань колеблется, то демпфирование практически отсутствует. Чтобы ткань была неподвижна, диаметр отверстий в панели не должен быть слишком большим (не более 30 мм).

Рис. 4:

На рис.5 представлены частотные характеристики чувствительности кинотеатрального громкоговорителя 10ГДН, установленного в ящике, заполненном ватой (пунктир) и с панелью ПАС в задней стенке (без ваты). Несмотря на то, что частотные характеристики отличаются незначительно, звучание громкоговорителя в ящике с ПАС при сравнительном прослушивании было признано более приятным.

Рис. 5:

Изготовить ПАС можно следующим образом. Сначала нужно рассчитать общую площадь отверстий, а затем их количество по выбранному диаметру. Чтобы не было сколов фанеры при сверлении отверстий расстояние между ними не следует брать слишком малым. После разметки отверстий на одном листе фанеры его следует свинтить с другим и просверлить отверстия. Затем разъединить ласты и между ними поместить демпфирующую ткань таким образом, чтобы на ней не было складок. При затягивании винтов ткань надо все время подтягивать, чтобы она не ослабла. Если ПАС изготовляется для фазоинвертора, то наиболее подходящей тканью является хлопчатобумажное полотно в один слой. При этом отдача громкоговорителя на низших частотах практически остается неизменной, а неприятное подчеркивание низших частот, характерное для фазоинвертора и воспринимаемое как «бубнение», полностью устраняется. Для закрытого ящика более подходящим является льняное полотно или хлопчатобумажное в два слоя. Ткань, используемая для демпфирования, должна быть предварительно простирана для удаления крахмала.

Панель акустического сопротивления проста в изготовлении и универсальна, так как ее можно использовать для любого акустического оформления громкоговорителя. При установке панели ПАС в задней стенке ящика его не следует вплотную придвигать к стене. Минимальное расстояние от стены должно быть не менее 30 мм. В тех случаях, когда нежелательно наличие зазора между стеной и ящиком, панель ПАС можно разместить в одной из боковых стенок в месте, наиболее удаленном от низкочастотного громкоговорителя.

При применении панели ПАС обработка внутренней поверхности ящика необязательна. В некоторых случаях полезно разместить на оборотной стороне громкоговорителя – слой ваты или очесов толщиной 30-40 мм. При этом устраняется влияние резонансных явлений в области частот 300-600 Гц, где панель не работает.

Кандидат технических наук: Молодая Н.
Инженеры: Шоров В., и Храбан И.

Источник

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

ЗВУКОМАНИЯ

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

Демпфирование акустики

Демпфирование акустики

Ну что же придётся написать и полностью осветить эту ну оооочень интересную тему «демпфирования акустики».

Давайте сначала разберёмся по материалу для демфирования акустики.

Демпфирование акустики

Самое простое и наиболее доступное — это синтепон или обычная вата. Также очень хорош — войлок.
Формул для того чтобы хоть как то математически просчитать «демпфирование акустики» я так и не нашел, да и не существует.

Делаем всё своими руками — это просто

И почти каждая акустика по-своему индивидуальна. А самодельная акустика или акустика своими руками — тем более.

Если ЗЯ то наполнения демпфером может достигать до 50% от объёма позади самого динамика.
Если ФИ то в основном это задняя стенка и желательно боковые стенки.
Кстати, очень часто путают демпфирование акустики т.е. подавление волновых колебаний от звука внутри самого корпуса с шумоизоляцией или виброизоляцией стенок короба, это когда при простукивании стенок они начинают «звенеть».
Вот для этого — именно демпфирования акустики – используют такие материалы как вата и синтепон.

Есть очень много фирменных.
Демпфирующий материал для акустических систем.

В общем демпфирование акустики зависит от объёма короба, а наполнение попробуйте опытным путём.

Добавили немного ваты, поролона, синтепона — послушали. Передемфирование акустики опасно «ватным» размазанным звуком, причём уйдёт вся детальность. Бас тоже уйдет или его станет мало и т.д.

Если у вас звонкий корпус — это очень плохо, при верном подборе материалов вообще такого быть не должно.

ПВА отличный клей для демпфирования акустики!

Но если корпус звенит – то можно сделать самоклеющимися битумными виброгасящими материалами для автомобилей это всё исправить.

Они для шумоизоляции машин (двери , капот и т.д.) применяются.

В любом случае эффект демфирование акустики обязан быть больше в лучшую сторону.

Bozak Concert Grand внутри

Вот недавно видео сделал демпфирование акустики, корпус в ОЯ на динамиках 4а32 на кобальте.

Я надеюсь, статья «Демпфирование акустики» была интересной и помогла кому-то. Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам.

Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб, Одноклассники

Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.

You may manage your subscription options from your profile

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!

На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.

Источник

Тема: Демпфирование корпусов АС

Опции темы

Демпфирование корпусов АС

Здравствуйте форумчане! Не пинайте сразу! Всегда интересовал вопрос: при доработке АС одним из факторов улучшения звучания указывается демпфирование корпусов для устранения резонансов. Дополнительные распорки я понимаю, но когда внутри обрабатывают чуть ли не битумной мастикой, автомобильной виброй. Войлок, синтепон мне понятно. Но разве некое резонирование корпусов как бы не предусмотрено производителем? Почему бы тогда не делать их сразу из гранитных плит?! Не видел тех же гитар, контрабасов, виолончелей с битумной пропиткой. Те же скрипки Страдивари — комбинация пород дерева, секретный состав лака. Просветите пожалуйста!

Re: Демпфирование корпусов АС

Очевидно, у музыкального инструмента и ас разные задачи. Первый набором резонансов синтезирует звучание. Задача вторых преобразовать электрический сигнал в звуковой, с максимальным соответствием тому, что ранее было снято микрофоном при записи акустических инструментов или контрольным мониторам в студии, в случае электрического синтеза. Соответственно все резонансы не участвующие в расчётах, например фазоинвертора, по мере возможности подавляются. Не знаю есть ли смысл дорабатывать в этом плане промышленную акустику, скорей всего нет, ибо при приличных динамиках эти меры производителем скорей всего в достаточном количестве применяются, а от плохих толку всяко не будет.

Re: Демпфирование корпусов АС

Определенно логика в Вашем ответе есть. Сам слухом слава Богу не обделен, частый гость в студиях звукозаписи у друзей звукорежей и музыкантов в своем в городе. Привык к качественному студийному звуку. Занимаюсь автозвуком, периодически доработкой АС. Дополнительные перегородки, демпфирование, обязательная замена с подбором проводов, кроссы. Ничего нового и сверхъестественного в общем. Прирост качества в АС до 50т. колоссален. Иногда оторопь берет, когда в брендовых АС разводка выполнена проводами как из магазина электротоваров китайскими проводами, на голый корпус внутри наклеено (и то хорошо!) пару клочков синтепона, фазики просто вставлены, крепления динов элементарно не протянуты. Заметил, что не всегда наглухо завибрить АС приводит к положительному результату, АС просто издают звуки. НО справедливости надо сказать, это относится к совсем недорогим АС, как правило самых начальных уровней брендов или уж совсем откровенных китайцев. Вот мой отзывов по доводке своих JBL Northridge E80, кстати, на момент анонса признанных по результатам тестов лучшей АС года в своей ценовой категории:

Янушин Георгий, 30.08.2018
Достоинства:
Изначально понравился брутальный внешний вид, не страдающий избытком изящества на фоне основных конкурентов. Имел возможность за время работы в специализированном магазине сравнить с конкурентами и много дороже в различных связках с ресами и усями. Сразу обращает внимание слитность и ровность подачи, но при правильном подборе связки. В целом изначально чувствуется потенциал, переигрывают даже гораздо более дорогих конкурентов, не говоря уже об одноклассниках. Подключение по Bi-Wire и Bi-Amp дает принципиальный прирост в качестве воспроизведения.

Недостатки:
Бубнящий, слегка избыточный/размытый НЧ, резковатые ВЧ при слабомощьном ресе/усе, не гарантирующем хороший контроль. Требовательность к ресу/усю, кабелям, к месту установки. Жанрово ориентированы.

Комментарий:
Требуют прогрева не менее месяца. В стоке — больше театралы или для любителей слушать громко и с давлением на НЧ. Хотя качественно и достаточно сбалансировано. Отлично подойдут для современных стилей, рока, хеви. Джаз, инструментал, вокал — противопоказан. ИМХО конечно. Но! При доработке звучание преображается! Сменить внутреннюю разводку хорошими фирменными кабелями(с подбором), демпфировать корпус+убрать стояки. При более глубоком апгрейде доработка кроссоверов. Замена по номиналу керамических сопротивлений, ёмкостей на аудиофильские. Подключение по Bi-Wire и Bi-Amp дает принципиальный прирост в качестве звука. При сравнении переделанных АС и стоковых, создалось ощущение, что на стоковые накинуто толстое одеяло. Ощущение-подача теперь больше напоминает мониторную в студии. Отличная честная подача. Покупкой доволен, не жалею ни сколько о приобретении. Сравнить было с чем и за время работы и владением различных АС. Менять желания нет в ближайшем будущем.

Последний раз редактировалось Георгий Янушин; 27.09.2020 в 05:12 .

Re: Демпфирование корпусов АС

Бегло похожую тему не нашел, новую создавать не хотелось, поэтому можно я продолжу тематику, относительно своей проблемы? Итак, есть корпус с внутренними размерами 968х334х300 мм. Внутри 2 горизонтальные плиты-распорки и вертикальная плита-распорка, параллельно лицевой панели, по середине боковой. Выглядит это примерно так:

Да, СЧ бокс выполнен в виде полусферы, вставленной в трубу. Толщина стенок ЛДСП 16 мм, плиты-распорки из того же материала. Думал, что проблемы гудения корпуса всеми этими средствами будут решены, но имеется другая проблема, пока не ведомой мне природы. ну я догадываюсь, что это какой-то стояк, но чтобы я его видел на АЧХ НЧ динамика 10″ АСАЛаб В2512.8 в ближнем поле (5 мм от диффузора), да ещё при этом фаза перекручивается где-то на этих 260. 270 Гц. Кстати, АЧХ без фильтра!

Картинку из порта ФИ я не сохранил, но тот же самый выброс имеется и на АЧХ порта. Почему я решил, что фаза перекручивается? Потому что при стыковке с СЧ от 260. 270 Гц и выше АЧХ голов складываются, а до 275 Гц АЧХ вычитаются Тож картинки эти есть, но на измерительном компе.

Собственно вопрос — как бы этот артефакт побороть? Если я правильно считаю, то при сторонах 968х334х300 должны быть артефакты на 177х571х513 Гц. Ну ладно, передняя панель за НЧ динамиком имеет толщину 32 мм и там между панелями 318 мм получается. Чтобы артефакты получались на 260. 270 Гц, это должно быть расстояние

620 мм. ну опять же, если я правильно считаю, но плоскостей на таких расстояниях друг от друга у меня нет. ну разве что распорки от верха или низа. Ну, понятное дело, бывает там войлок, синтепон, вата, наконец, но окутывать всё внутри не хочется, да уже и не особо то и можется, т.к. ящик склеен и доступ между распорками осложнён. Мне бы понять, какую поверхность достаточно шумоизолировать, чтобы уменьшить этот всплеск на 260. 270 Гц. Возможно это задняя панель, но я не уверен в своих расчётах стоячих волн, да и в трубе ФИ там должна была быть бы другая частота?

Источник

Оцените статью