Чем отличаются студийные наушники от обычных

Как выбрать наушники для студии звукозаписи?

Содержание

Содержание

Бытовые наушники созданы для удовольствия, а не для работы, они приукрашивают звучание и «замыливают» нюансы. Студийные же позволят услышать все огрехи некачественной записи, все противные призвуки, резонансы и всю лажу музыкантов.

Абсолютно все студийные наушники будут полноразмерными и охватывающими. Вакуумные могут использоваться лишь на сцене для персонального мониторинга. Никаких гарнитур, систем активного шумоподавления и прочих Bluetooth в студийных наушниках быть не должно.

Наушники в студии нужны для:

  • Записи всего, что можно, особенно вокала. Через наушники мониторят себя вокалисты, они используются для записи акустических инструментов: классической гитары, барабанов, скрипок и т. п.
  • Проверки записи. Такие дефекты записи, как низкоуровневые шумы, слабые щелчки и нелинейные искажения проще всего обнаружить именно в наушниках.
  • Проверки сведения. При сведении наушники дополняют мониторы и являются своего рода увеличительным стеклом. В них удобно формировать тембры, работать с басом, динамикой, пространством и т. д.
  • Для специфических задач: ведения подкастов и радиоэфиров, восстановления старых и испорченных фонограмм, саунддизайна, создания звукового окружения в играх и фильмах и т. п.

Плюсы и минусы наушников в студии

Огромный плюс наушников в том, что их звучание не зависит от акустики помещения. Поэтому они представляют собой довольно бюджетный способ работы со звуком, ведь мониторы вкупе со звукоизоляцией комнаты обойдутся в разы дороже даже топовых моделей студийных наушников.

Читайте также:  Колонки с ровными ачх

Кроме того, наушники могут послужить временной (но лишь временной!) заменой студийных мониторов. В них можно работать даже в дороге. У наушников есть целый ряд преимуществ перед мониторами, особенно в условиях домашней студии с далекой от идеального акустикой, замыливающей многие детали звучания:

    Благодаря необычайно высокой детализации в наушниках удобно ловить резонансы и вырезать мельчайшие призвуки, работать с динамикой, транзиентами и пространством — будут слышны даже самые тихие хвосты реверберации. Расширенный частотный диапазон позволяет хорошо слышать низкий бас.

Студийные наушники — это своего рода микроскоп для трека.

Однако целиком и полностью полагаться на наушники при сведении музыки нельзя ни в коем случае, и тому есть причины:

  1. Правильный баланс громкости инструментов на них выстроить очень сложно. Тот же бас в наушниках хоть и лучше слышно, но он хуже ощущается из-за того, что само тело не улавливает мощные низкие частоты. Из-за этого неопытные звукорежиссеры могут навернуть их по-полной, задавив басом и бочкой все пространство трека.
  2. Стереообраз, получаемый с помощью мониторов, сильно отличается от стереообраза в наушниках. В последних динамики излучают звук изолированно в каждое ухо, в то время как при контроле через мониторы акустические волны левого и правого канала влияют друг на друга, да еще и уши слышат оба канала одновременно.
  3. Многочасовые сессии сведения в наушниках могут негативно сказаться на слухе. Из-за того, что динамик расположен очень близко к уху, возрастает звуковое давление на барабанную перепонку, следовательно, слух быстрее устает при работе, уши чаще требуют отдыха. Поэтому следует делать регулярные перерывы. Если усталость слуха начать компенсировать прибавлением громкости, ни к чему хорошему это не приведет.

Важные параметры

Конструкция: открытые или закрытые

Закрытые наушники изолируют слушателя от шумов окружающего мира, равно как и в окружающий мир не попадает звук из них самих. Это очень важно при записи вокала и акустических инструментов. Барабанщикам звукоизоляция и вовсе жизненно необходима: во-первых, нужно слышать метроном. Во-вторых, после целого дня грохотания по установке звон в ушах будет такой, что за пару таких сессий не трудно и оглохнуть. Минус наушников закрытой конструкции в том, что они не отличаются комфортом при длительном ношении из-за отсутствия вентиляции.

Закрытые наушники Sennheiser HD 280 PRO можно найти почти в любой студии звукозаписи

Открытые наушники, соответственно, звукоизоляции лишены. Зато они значительно комфортнее и удобнее, в некоторых моделях можно сидеть часами напролет. Поэтому такая конструкция подойдет, если в планах заниматься сведением и редактированием аудио. Также есть небольшая разница в звучании: открытые наушники звучат более натурально, в то время как закрытые — более детализировано и аналитично.

Открытые Sennheiser HD 600 и HD 650 хорошо зарекомендовали себя при сведении музыки

Бывают и полуоткрытые модели, например, Fostex T50RP MK3, берущие все лучшее из обоих миров: они детализированные, с натуральным звучанием и достаточно комфортны.

Импеданс

В отзывах на наушники иногда можно увидеть фразы вроде «нужен нормальный источник, чтобы их раскачать». Здесь имеется в виду, что у наушников высокое номинальное сопротивление, соответственно, в девайсе, куда они втыкаются, должен быть мощный усилитель.

К Beyerdynamic DT 990 с импедансом 600 Ом нужен хороший источник

Номинальное сопротивление часто называется импедансом. Бытовые наушники обычно имеют импеданс от 16 до 50 Ом. Такие раскачает даже смартфон. Но если подключить в смартфон наушники с импедансом 300 Ом — они будут звучать очень тихо, тускло и без нижних частот. Такие нужно подключать либо к аудиоинтерфейсу, либо к усилителю для наушников. Преимущество высокоомных наушников в том, что с ними усилитель выдает меньшее количество искажений.

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ)

Студийные наушники, как и мониторы, должны обладать максимально линейной АЧХ, чтобы звучать как можно более естественно и обеспечить честный контроль над звуком.

АЧХ Shure SRH840 достаточно линейна для работы в студии, отклонения от ровной линии не превышают 6 дБ, а преимущественно находятся в пределах ±3 дБ.

Диапазон воспроизводимых частот

Большое преимущество наушников перед мониторами в том, что они умеют воспроизводить более широкий спектр частот. Некоторые модели, например, Beyerdynamic DT 880, могут похвастаться недостижимыми для мониторов 5–35000 Гц! Хотя такие показатели являются скорее особенностью конструкции — чтобы обеспечить более ровную АЧХ в слышимом спектре, инженеры расширяют диапазон частот до инфра- и ультразвука. Тем не менее, в студийных наушниках действительно бывает очень удобно разбирать низкий бас, который попросту отсутствует на семи, а тем более пяти дюймовых мониторах ближнего поля.

Качество исполнения и личное удобство

Студийные наушники — рабочий инструмент, который будет использоваться ежедневно по много часов. Поэтому качество и личное удобство — параметр не менее важный, чем звучание. Амбушюры должны быть мягкими и не давить на голову, вес должен быть небольшим, чтобы не утомлять шею. Хорошие наушники для сведения могут практически не ощущаться на голове, а качественные наушники для записи выдержат швырок об стену из-за неудачного дубля и прослужат еще много лет.

Источник

Как выбрать профессиональные наушники для домашней студии

Главная трудность при выборе наушников для студии не в том, сколько технических характеристик придется перелопатить, а в том, насколько выбираемый продукт подходит к тому, для чего он нужен. Иначе говоря, все зависит от цели: запись, сведение, мастеринг, диджеинг, контрольное прослушивание или все сразу.

Но, прежде всего, нужно сказать, что никакие наушники не могут полностью заменить студийные мониторы. Только мониторы позволят адекватно выстроить баланс громкости, оценить количество баса и адекватно работать с пространством. Все из-за психоакустики — например, бас слушатель воспринимает не только ушами, но и всем телом, чего не происходит в наушниках. А на колонках пространство будет звучать по-иному из-за того, что сигналы из правых и левых динамиков пересекаются между собой, чего, опять же, почти не происходит в наушниках.

Несмотря на это, наушники постоянно используются в студии как дополнение к студийным мониторам. Главное отличие студийных наушников от бытовых в том, что первые передают звук максимально честно, без приукрашивания вроде раздутых басов «чтобы качало», приподнятых верхов «чтобы ярче» и тому подобных решений. Звукорежиссер использует наушники как увеличительное стекло, чтобы рассмотреть самые мелкие детали трека. Они позволяют очень точно работать с тембрами, эквализацией и динамикой. Все благодаря тому, что звук в наушниках не зависит от помещения, которое даже на крупных студиях не всегда имеет идеальную акустику.

Технические характеристики студийных наушников

Конструкция

Первое, что нужно знать — студийные наушники всегда охватывающие (в простонародье — лопухи) и по типу конструкции делятся на три типа:

  • Закрытые. Такая конструкция изолирует слушателя от посторонних звуков и не дает сигналу из наушников прорваться наружу. Идеально для записи вокала и акустических инструментов. Однако в закрытых наушниках очень быстро устают уши, сводить в них долго не получится, да и в звучании есть свои нюансы, например, недостаточно широкая сцена.

  • Открытые. Открытая конструкция улучшает передачу пространства и объема, расширяет звуковую сцену. Все потому, что в ней есть утечки звука из левого канала в правый и из правого в левый, как и в колонках. За счет того, что уши не изолированы в герметичном пространстве, открытые наушники очень комфортны и могут применяться для длительных сессий сведения. А вот записывать в них вокал — плохая идея: чувствительный конденсаторный микрофон будет ловить утечки звука из наушников, создавая нежелательный шум и проблемы с фазой. Также в них будет неуютно слушать музыку в общественных местах — все вокруг тоже будут ее слышать.
  • Полуоткрытые. Представляют собой некий компромисс первых двух вариантов. Звуковая сцена достаточно широкая, звукоизоляция есть, уши не устают так быстро, как в закрытых. Но по сравнению с открытыми они все равно уступают в плане комфорта, поэтому в профессиональных студиях используются, в основном, для работы с тембрами и контроля баса. В домашних же могут стать универсальным инструментом.

    Сопротивление, импеданс

    По-сути, динамик — это электромагнитная катушка с магнитом по центру. У нее есть электрическое сопротивление, измеряемое в Омах, которое и называется импедансом. Логично, что, чем выше сопротивление, тем более мощный усилитель для наушников нужен, чтобы они звучали как надо. В бытовых моделях импеданс — пара десятков Ом, но в студийных он доходит до нескольких сотен.

    Следует внимательно ознакомиться с техническими характеристиками своей звуковой карты. Недорогие карты для домашней студии не всегда могут «раскачать» высокоомные студийные наушники — не хватит мощности встроенного усилителя для наушников. Звук будет тихим, вялым, с ватными басами. Придется докупать отдельный усилитель. Интересно, что некоторые производители выпускают одну и ту же модель с разным импедансом. Например, Beyerdynamic DT 990 (250 Ohm) и Beyerdynamic DT 990 (600 Ohm).

    Зачем же, в таком случае, нужны высокоомные наушники? Дело в том, что высокий импеданс позволяет добиться большей ясности в звучании, особенно в середине и верхах спектра. Также становится лучше микродинамика, транзиенты отыгрываются четче и честнее, что важно при работе, например, с барабанами. Разница, конечно, не катастрофична, но она присутствует, и профессиональные студии предпочитают именно высокоомные модели.

    Если звуковая карта будет выбираться под наушники, тогда стоит обратить внимание на интерфейсы Focusrite. Они имеют качественный усилитель, который легко справится с 250-омными наушниками.

    Здесь все просто. Чем ровнее амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), тем достовернее наушники будут воспроизводить сигнал. Чем шире АЧХ, тем больше басов или высоких частот они будут отыгрывать. Интересно, что в последнее время среди звукорежиссеров набирают популярность магнопланарные наушники с электростатическим излучателем, например, Audezee LCD-2. Такие позволяют добиться почти идеально ровной АЧХ. Однако пока что это скорее экзотика, чем стандарт.

    Комфорт

    Даже для рядовых слушателей, проводящих в наушниках по часу-полтора в день, этот параметр имеет большое значение. Никто не хочет носить слишком тяжелые или давящие на виски наушники. Что уж говорить про звукорежиссеров, которые проводят в них по 4–6 часов в день! Профессиональные студийные наушники сделаны с заботой о бойцах невидимого фронта — они всегда очень удобны, нигде не давят, а порой очень гибко настраиваются под слушателя. Например, AKG K702 умеют делать это автоматически.

    А просто слушать музыку в них можно?

    Чтобы ответить на этот вопрос, стоит для начала дать ответ на вопрос более философский: «Доставит ли мне удовольствие музыка, в которой слышны огрехи звукозаписи и ошибки при сведении?» Ведь альбомов, сведенных идеально, почти не существует: музыка — это бизнес, у бизнеса есть дедлайны, а дедлайны порождают косяки и недоработки. Еще хуже со звуком у независимых групп и диайвайщиков (DIY — Do It Yourself, такие группы не подписаны на лейблы и выпускают релизы самостоятельно) — у них просто нет денег на качественную запись. Бытовые наушники замыливают неряшливые склейки, конфликты частот, недостаток реверберации или дилей невпопад, а в студийных это похоже на грубую орфографическую ошибку посреди поэмы. Наверное, с этим можно научиться мириться, но тем, кто причисляет себя к перфекционистам, придется нелегко.

    Источник

  • Оцените статью