- ЗВУКОМАНИЯ
- Демпфирование акустики
- Демпфирование акустики
- Демпфирование акустики
- Делаем всё своими руками — это просто
- Тема: Демпфирование корпусов АС
- Демпфирование корпусов АС
- Re: Демпфирование корпусов АС
- Re: Демпфирование корпусов АС
- Re: Демпфирование корпусов АС
- Как сделать маленький бокс большим или кое-что о заполнении
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
ЗВУКОМАНИЯ
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
Демпфирование акустики
Демпфирование акустики
Ну что же придётся написать и полностью осветить эту ну оооочень интересную тему «демпфирования акустики».
Давайте сначала разберёмся по материалу для демфирования акустики.
Демпфирование акустики
Самое простое и наиболее доступное — это синтепон или обычная вата. Также очень хорош — войлок.
Формул для того чтобы хоть как то математически просчитать «демпфирование акустики» я так и не нашел, да и не существует.
Делаем всё своими руками — это просто
И почти каждая акустика по-своему индивидуальна. А самодельная акустика или акустика своими руками — тем более.
Если ЗЯ то наполнения демпфером может достигать до 50% от объёма позади самого динамика.
Если ФИ то в основном это задняя стенка и желательно боковые стенки.
Кстати, очень часто путают демпфирование акустики т.е. подавление волновых колебаний от звука внутри самого корпуса с шумоизоляцией или виброизоляцией стенок короба, это когда при простукивании стенок они начинают «звенеть».
Вот для этого — именно демпфирования акустики – используют такие материалы как вата и синтепон.
Есть очень много фирменных.
Демпфирующий материал для акустических систем.
В общем демпфирование акустики зависит от объёма короба, а наполнение попробуйте опытным путём.
Добавили немного ваты, поролона, синтепона — послушали. Передемфирование акустики опасно «ватным» размазанным звуком, причём уйдёт вся детальность. Бас тоже уйдет или его станет мало и т.д.
Если у вас звонкий корпус — это очень плохо, при верном подборе материалов вообще такого быть не должно.
ПВА отличный клей для демпфирования акустики!
Но если корпус звенит – то можно сделать самоклеющимися битумными виброгасящими материалами для автомобилей это всё исправить.
Они для шумоизоляции машин (двери , капот и т.д.) применяются.
В любом случае эффект демфирование акустики обязан быть больше в лучшую сторону.
Bozak Concert Grand внутри
Вот недавно видео сделал демпфирование акустики, корпус в ОЯ на динамиках 4а32 на кобальте.
Я надеюсь, статья «Демпфирование акустики» была интересной и помогла кому-то. Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам.
Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб, Одноклассники
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.
You may manage your subscription options from your profile
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.
Источник
Тема: Демпфирование корпусов АС
Опции темы
Демпфирование корпусов АС
Здравствуйте форумчане! Не пинайте сразу! Всегда интересовал вопрос: при доработке АС одним из факторов улучшения звучания указывается демпфирование корпусов для устранения резонансов. Дополнительные распорки я понимаю, но когда внутри обрабатывают чуть ли не битумной мастикой, автомобильной виброй. Войлок, синтепон мне понятно. Но разве некое резонирование корпусов как бы не предусмотрено производителем? Почему бы тогда не делать их сразу из гранитных плит?! Не видел тех же гитар, контрабасов, виолончелей с битумной пропиткой. Те же скрипки Страдивари — комбинация пород дерева, секретный состав лака. Просветите пожалуйста!
Re: Демпфирование корпусов АС
Очевидно, у музыкального инструмента и ас разные задачи. Первый набором резонансов синтезирует звучание. Задача вторых преобразовать электрический сигнал в звуковой, с максимальным соответствием тому, что ранее было снято микрофоном при записи акустических инструментов или контрольным мониторам в студии, в случае электрического синтеза. Соответственно все резонансы не участвующие в расчётах, например фазоинвертора, по мере возможности подавляются. Не знаю есть ли смысл дорабатывать в этом плане промышленную акустику, скорей всего нет, ибо при приличных динамиках эти меры производителем скорей всего в достаточном количестве применяются, а от плохих толку всяко не будет.
Re: Демпфирование корпусов АС
Определенно логика в Вашем ответе есть. Сам слухом слава Богу не обделен, частый гость в студиях звукозаписи у друзей звукорежей и музыкантов в своем в городе. Привык к качественному студийному звуку. Занимаюсь автозвуком, периодически доработкой АС. Дополнительные перегородки, демпфирование, обязательная замена с подбором проводов, кроссы. Ничего нового и сверхъестественного в общем. Прирост качества в АС до 50т. колоссален. Иногда оторопь берет, когда в брендовых АС разводка выполнена проводами как из магазина электротоваров китайскими проводами, на голый корпус внутри наклеено (и то хорошо!) пару клочков синтепона, фазики просто вставлены, крепления динов элементарно не протянуты. Заметил, что не всегда наглухо завибрить АС приводит к положительному результату, АС просто издают звуки. НО справедливости надо сказать, это относится к совсем недорогим АС, как правило самых начальных уровней брендов или уж совсем откровенных китайцев. Вот мой отзывов по доводке своих JBL Northridge E80, кстати, на момент анонса признанных по результатам тестов лучшей АС года в своей ценовой категории:
Янушин Георгий, 30.08.2018
Достоинства:
Изначально понравился брутальный внешний вид, не страдающий избытком изящества на фоне основных конкурентов. Имел возможность за время работы в специализированном магазине сравнить с конкурентами и много дороже в различных связках с ресами и усями. Сразу обращает внимание слитность и ровность подачи, но при правильном подборе связки. В целом изначально чувствуется потенциал, переигрывают даже гораздо более дорогих конкурентов, не говоря уже об одноклассниках. Подключение по Bi-Wire и Bi-Amp дает принципиальный прирост в качестве воспроизведения.
Недостатки:
Бубнящий, слегка избыточный/размытый НЧ, резковатые ВЧ при слабомощьном ресе/усе, не гарантирующем хороший контроль. Требовательность к ресу/усю, кабелям, к месту установки. Жанрово ориентированы.
Комментарий:
Требуют прогрева не менее месяца. В стоке — больше театралы или для любителей слушать громко и с давлением на НЧ. Хотя качественно и достаточно сбалансировано. Отлично подойдут для современных стилей, рока, хеви. Джаз, инструментал, вокал — противопоказан. ИМХО конечно. Но! При доработке звучание преображается! Сменить внутреннюю разводку хорошими фирменными кабелями(с подбором), демпфировать корпус+убрать стояки. При более глубоком апгрейде доработка кроссоверов. Замена по номиналу керамических сопротивлений, ёмкостей на аудиофильские. Подключение по Bi-Wire и Bi-Amp дает принципиальный прирост в качестве звука. При сравнении переделанных АС и стоковых, создалось ощущение, что на стоковые накинуто толстое одеяло. Ощущение-подача теперь больше напоминает мониторную в студии. Отличная честная подача. Покупкой доволен, не жалею ни сколько о приобретении. Сравнить было с чем и за время работы и владением различных АС. Менять желания нет в ближайшем будущем.
Последний раз редактировалось Георгий Янушин; 27.09.2020 в 05:12 .
Re: Демпфирование корпусов АС
Бегло похожую тему не нашел, новую создавать не хотелось, поэтому можно я продолжу тематику, относительно своей проблемы? Итак, есть корпус с внутренними размерами 968х334х300 мм. Внутри 2 горизонтальные плиты-распорки и вертикальная плита-распорка, параллельно лицевой панели, по середине боковой. Выглядит это примерно так:
Да, СЧ бокс выполнен в виде полусферы, вставленной в трубу. Толщина стенок ЛДСП 16 мм, плиты-распорки из того же материала. Думал, что проблемы гудения корпуса всеми этими средствами будут решены, но имеется другая проблема, пока не ведомой мне природы. ну я догадываюсь, что это какой-то стояк, но чтобы я его видел на АЧХ НЧ динамика 10″ АСАЛаб В2512.8 в ближнем поле (5 мм от диффузора), да ещё при этом фаза перекручивается где-то на этих 260. 270 Гц. Кстати, АЧХ без фильтра!
Картинку из порта ФИ я не сохранил, но тот же самый выброс имеется и на АЧХ порта. Почему я решил, что фаза перекручивается? Потому что при стыковке с СЧ от 260. 270 Гц и выше АЧХ голов складываются, а до 275 Гц АЧХ вычитаются Тож картинки эти есть, но на измерительном компе.
Собственно вопрос — как бы этот артефакт побороть? Если я правильно считаю, то при сторонах 968х334х300 должны быть артефакты на 177х571х513 Гц. Ну ладно, передняя панель за НЧ динамиком имеет толщину 32 мм и там между панелями 318 мм получается. Чтобы артефакты получались на 260. 270 Гц, это должно быть расстояние
620 мм. ну опять же, если я правильно считаю, но плоскостей на таких расстояниях друг от друга у меня нет. ну разве что распорки от верха или низа. Ну, понятное дело, бывает там войлок, синтепон, вата, наконец, но окутывать всё внутри не хочется, да уже и не особо то и можется, т.к. ящик склеен и доступ между распорками осложнён. Мне бы понять, какую поверхность достаточно шумоизолировать, чтобы уменьшить этот всплеск на 260. 270 Гц. Возможно это задняя панель, но я не уверен в своих расчётах стоячих волн, да и в трубе ФИ там должна была быть бы другая частота?
Источник
Как сделать маленький бокс большим или кое-что о заполнении
Слово «волокно» прочно вошло в нашу жизнь — мы встречаем его в различных проявлениях: от волоконно-оптических кабелей опутавших весь мир, до экзотических кушаний в дорогих ресторанах, когда пища измельчается до состояния волокон. Но для могущественных бокс-билдеров, термин «волокно» означает в первую очередь волшебный ингредиент*, способный помочь в достижении максимума баса из минимальных размеров**.
*(Речь идет о волоконной вате из дакрона-полиэстера. Что это такое — понять трудно, но я, с помощью супруги, нашел некоторое подобие. Этот материал называется в простонародье «синтепон» и применяется в качестве подстежки в одежде и набивки мебели. Причем речь идет именно о вате, а не о листовом синтепоне, хотя последний продается в любом магазине тканей и может быть использован если его слегка распушить).
**(Хотя для меня термин «волокно» в первую очередь означает MDF, или, говоря по-русски ДВП — древесно-волокнистая плита. Уж очень удобно из нее боксы ваять. Не могу тут же не поделиться собственным наблюдением — MDF очень гигроскопична и главное — пропускает воздух! Пусть немного, но пропускает. Советую пропитывать ее какой-нибудь гадостью, например олифой).
Нет никакого секрета почему использование волоконного заполнителя с успехом применяется опытными установщиками уже много лет. Возмите два совершенно одинаковых бокса, вставьте в них совершенно одинаковые динамики, заполните один из них, и вы воочию убедитесь что заполненный бокс дает гораздо более убедительный низкий бас.
Проще говоря, наполнитель обманывает динамик, заставляя его считать что он стоит в ящике, большем по объему чем есть на самом деле. А чем больше бокс, тем ниже частоты он может воспроизводить.
Заполнение бокса — альтернатива для людей, кто не хочет отдавать много места под сабвуферный ящик.
Другой похожей альтернативой является изобарическая конструкция, где работает пара динамиков. Недостатком изобариков считается более сложная конструкция, необходимость покупать два динамика вместо одного, и потеря чувствительности почти на 6 дБ, поскольку масса подвижной системы увеличивается в два раза. Правда последнее, как правило, компенсируется параллельным включением динамиков.
Физическая сторона работы демпфирования внутри акустики не менее интересна: воздух внутри бокса при работе динамика сильно нагревается и при этом становится жестче***. Когда внутреннее пространство бокса заполнено волоконной ватой, шевелящиеся волокна рассеивают тепло, создавая для динамика видимость бокса большего размера.
Теоретически заполнение ящика акустики может дать виртуальную прибавку объема до 40% от истинных размеров. Проще говоря если у вас есть бокс объемом 20 литров, то при правильном его заполнении, с точки зрения динамика он будет выглядеть как бокс размером 28 литров.
***(Различают нагрев от сжатия воздуха и нагрев от выделяемого катушкой тепла, в некоторых источниках приводились данные о повышении температуры воздуха на два градуса на каждые 10Вт мощности. Очевидно под жесткостью воздуха автор подразумевал его тепловое расширение, в результате которого, с точки зрения динамика, воздух «за спиной» действительно становится жестче).
На сегодняшний день наиболее часто используют три типа заполнителя: стекловату, просто вату и полиэстерную вату. Полиэстерная вата является лучшим выбором, поскольку не имеет мелких частиц, способных повредить динамик или вашу кожу как стекловата и стоит гораздо дешевле, чем простая вата. Вы можете купить ее в мебельном отделе ближайшего K-Mart или Home Depot или на ближайшей мебельной фабрике. (Живущим в Росии просьба принять это как шутку и поискать ее в более подходящих для этого местах, например в американских матрасах).
Для измерения эффективности заполнения автор использовал анализатор MLSSA и три тестовых бокса — закрытые боксы 39 литров и 144 литра, и фазоинверторный бокс 39 литров (фазоинвертор 7.5см диаметром и 15 см длиной) с различной плотностью заполнения. Для закрытых боксов эффективный объем определялся по резонансной частоте системы и значению Qes. Для фазоинверторного бокса сравнвалась частота настройки пустого бокса с частотой настройки заполненного с помощью программы Speak for Windows, которая позволяет рассчитать эффективный объем по разности резонансов.
В каждом случае результаты эксперимента были более чем многообещающе: во всех трех боксах было получено увеличение эффективного объема от 25 до 35 процентов от объема фактического, используя заполнение на уровне от 16 до 28 грамм заполнителя на литр внутреннего объема.
Таблица 1. Закрытый ящик 39 литов
Плотность заполнения (грамм/литр ) | Резонансная частота (Fsb, Гц) | Эффективный объем (литров) | Процент увеличения |
---|---|---|---|
0 | 56.6 | 39 | — |
8 | 53.0 | 45.3 | 14% |
12 | 52.7 | 48 | 21% |
24 | 51.7 | 51 | 29% |
28 | 50.8 | 53.8 | 36% |
41.9 | 50.4 | 45.3 | 14% |
49.6 | 52.6 | 34 | -14% |
Таблица 2. Закрытый ящик 144 литров
Плотность заполнения (грамм/литр ) | Резонансная частота (Fsb, Гц) | Эффективный объем (литров) | Процент увеличения |
---|---|---|---|
0 | 42.0 | 144 | — |
4 | 42.0 | 144 | 0% |
8 | 41.2 | 164 | 14% |
12 | 40.3 | 175.5 | 22% |
16 | 39.4 | 184 | 27% |
20 | 38.6 | 184 | 27% |
24 | 40.2 | 158.6 | 9% |
Таблица 3. Фазоинвертор 39 литов
Плотность заполнения (грамм/литр) | Резонансная частота (Fsb, Гц) | Эффективный объем (литров) | Процент увеличения |
---|---|---|---|
0 | 42.0 | 39 | — |
6.4 | 39.1 | 45.3 | 14% |
13.6 | 37.2 | 51 | 29% |
20 | 35.2 | 53.8 | 36% |
22.4 | 34.2 | 56.6 | 43% |
28 | 35.2 | 53.8 | 36% |
При создании системы на основе этих данных надо иметь в виду, что Qes и, следовательно, Qts закрытых боксов понижается. Для фазоинверторного бокса уменьшается нижний пик импеданса, а верхний пик смещается чуть ниже по частоте. Также обнаружен еще один интересный эффект — при повышении плотности заполнения резонансная частота системы снова начинает повышаться. Причиной этого следует считать то, что волокна лежат так плотно, что не могут двигаться и эффективно распределять тепло.
Также следует отметить что заполнение менее эффективно в боксах больших размеров.
Мораль: чем больше ваш бокс, тем труднее обмануть динамик.
Несколько полезных закономерностей: Заполняйте небольшие боксы — до 85 литров — с плотностью 24 грамма на литр объема и вы получите 30% прибавку к объему без каких либо серьезных побочных эффектов. Для больших по объему боксов заполнение должно быть примерно 16 граммов/литр и увеличение объема будет около 25%.
Перевод статьи «Fill’er up» или «Make a small box act like a larger one with polyester fiberfill» by Tom Nousaine, опубликованной в 1995 году в журнале Car stereo review®, 1999.
Источник