- Тест лампового интегрального усилителя Cayin MT-12N: олдскульный комфортный звук
- Набор начинающего эстета
- Доминирующий характер
- Выводы
- Обзор компонентов Cayin «I»: цифровой транспорт iDAP-6, ламповый ЦАП iDAC-6 и усилитель для наушников iHA-6II
- ЦАП Cayin iDAC-6 и усилитель для наушников Cayin iHA-6II
- Сетевой плеер Cayin iDAP-6
- Cayin Desktop Trio
- Новая модификация ЦАПа Cayin iDAC-6MK2
Тест лампового интегрального усилителя Cayin MT-12N: олдскульный комфортный звук
Младшая модель усилителя от китайского Hi-Fi-бренда, по замыслу ее создателей, должна привлечь начинающих адептов лампы классическим подходом к конструкции, дизайну, а главное — звуку.
Бренд Cayin принадлежит китайской компании с длинным названием Zhuhai Spark Electronic Equipment Co., Ltd — основана она в 1993 году. Чтобы выделиться среди множества подобных фирм-соотечественников, руководство решило сделать упор на ламповые технологии, но не оставаться в традиционном русле, а сочетать классические конструктивные решения и современные инженерные находки.
Можно сказать, Cayin помешана на лампах: разработчики используют их не только в усилителях, но и в выходных каскадах собственных CD-плееров, внешних ЦАПах и даже в карманных портативных аудиоустройствах. Как и полагается аналоговому хайэндоделу, компания поддерживает имидж солидного производителя и постоянно подчеркивает, что большинство операций, включая намотку трансформаторов, производится вручную.
Усилитель Cayin MT-12N (EL84EH) — далеко не новичок на рынке. Модель считается начальной и, по меркам компании, совсем не дорогой. Это проверенное временем решение АВ-класса с предварительной секцией усиления на трех двойных триодах: двух лампах 6N1 и одной 12AU7. Выходной каскад собран на четырех пентодах EL84EH.
В классической традиции лампы симметрично расположены на передней части прямоугольного корпуса и прикрыты съемной защитной решеткой, а за ними находятся аккуратные параллелепипеды трансформаторных кожухов. Отвинтить их мне не позволили, но пояснили, что под одним скрывается трансформатор блока питания, а в двух остальных находятся широкополосные выходные трансформаторы с Ш-образным сердечником.
Если вы считаете, что форма должна полностью соответствовать содержанию, то советую присмотреться к классическому дизайнерскому исполнению с блестящей стальной фронтальной панелью, обрамленной накладкой из неких «ценных пород дерева». Имидж дополняет пара ностальгических круглых рукояток, где правая переключает линейные входы, а левая управляет громкостью посредством японского потенциометра ALPS.
Мне же на тест досталась версия с черной матированной панелью и аккуратными кругляшами рукояток. Это уже не винтаж, а стильное неоретро, которое впишется в большинство современных сетапов. На задней панели разместились три пары входных линейных RCA-разъемов и по два небалансных выхода на акустику.
Набор начинающего эстета
Перед тестом я попытался представить потенциального владельца Cayin MT-12N — пусть это будет меломан, который хочет собрать аналоговый сетап по разумной цене (хотя и не откровенно дешевый) и получить классическое звучание с теми самыми «четными гармониками», создающими акустический комфорт и особую атмосферу.
Считается, что покупатели ламповой аппаратуры отдают предпочтение инструментальным жанрам, классическому року, блюзу и джазу. И потому я предположил, что достойную компанию усилителю здесь составят полочные колонки DALI Oberon 3, хорошо проявившие себя в этих музыкальных направлениях.
А чтобы достовернее раскрыть характер усилителя, опробуем его и с другой полочной акустикой — ELAC Debut Reference DBR62, которая показала на тестах универсальный нейтральный характер с хорошей детальностью.
Мы решили, что все компоненты должны быть относительно близкими по цене, а из проигрывателей винила таковым под рукой оказался швейцарско-голландский аппарат Lenco L-87 с картриджем от Audio-Technica. Забегая вперед, скажу, что возможности усилителя заслуживают источник получше и подороже — как минимум, без апгрейда головки звукоснимателя здесь не обойтись.
Доминирующий характер
Как я и ожидал, вокально-инструментальные композиции, блюз и джаз оказались стопроцентно выигрышными жанрами для демонстрации талантов усилителя. Например, труба Майлза Дэвиса звучит очень живо и натурально, музыканты наглядно расставлены на объемной сцене, а все инструменты аккуратно согласованы и сбалансированы.
У полочников ELAC труба прозвучала чуть резче и пронзительнее при более чистой и прозрачной общей подаче, а DALI преподнесли этот инструмент сочнее, бархатистее и, я бы сказал, вальяжнее.
Рок-классика 70-х годов в интерпретации Cayin MT-12N обрела прежнюю непричесанную живость и бунтарский дух, которые многие современные цифровые сетапы так и норовят сделать стерильными и прилизанными. К примеру, композиция «Iron Man» от Black Sabbath, недавно прослушанная на той же акустике с бюджетным цифровым источником, сейчас словно обрела дополнительные нюансы и объем, став «жирнее» и полновеснее.
Обе пары колонок показали очень хороший баланс инструментов и вокала и сумели передать первозданный драйв. ELAC звучали более прозрачно, хорошо прописывая гитару и голос, а DALI сделали упор на слитность и эмоциональность с приятными мягкими низами. Но, как и раньше, общая подача осталась схожей, и чувствовалось, что доминирует здесь усилитель, а не акустика. Такое же впечатление оставили композиции Deep Purple и Uriah Heep.
Некоторые рок-жанры — вроде гранжа, «альтернативы» или Neue Deutsche Härte — усилитель подает не столь удачно. Гитары Muse и Radiohead в данном сетапе порой сбиваются в нагромождение звуков, а Rammstein и вовсе превращаются в невнятный агрессивный рев. Частично это можно исправить сменой источника, и здесь как раз бы выручила дорогая рафинированная «цифра» вроде сетевого проигрывателя Cambridge Audio Edge NQ, но у нас иные цели и бюджет.
С классической музыкой у Cayin MT-12N отношения тоже особые. Небольшие камерные коллективы из нескольких музыкантов в интерпретации усилителя звучат очень живо, естественно и комфортно, с объемной и хорошо прорисованной сценой. И снова колонки ELAC больше обращают внимание на инструменты, а DALI формируют цельный музыкальный образ — но это лишь нюансы, различимые при прямом сравнении акустики. А в целом, ламповик опять формирует схожую музыкальную подачу у изначально разной по характеру акустики.
А вот масштабные симфонические и оперные полотна для этого усилителя явно не в приоритете. Эмоциональный посыл произведения он передаст неплохо, но о детальности, проработке отдельных инструментов и расстановке исполнителей на большой сцене говорить не приходится.
Собственно, китайская компания и не планировала объять в начальной модели все музыкальные жанры — для этого у нее есть аппараты раза в четыре дороже, успевшие завоевать положительную репутацию экспертного сообщества. Cayin MT-12N призван работать c ограниченным кругом задач, но делает это добросовестно и эмоционально.
Выводы
Если вы ищете тот самый олдскульный комфортный звук, чтобы слушать старую добрую джазовую, блюзовую и рок-классику под уютным пледом с чем-нибудь горячим (или горячительным) в руке — то Cayin MT-12N в компании с аналоговым источником и подходящими колонками станет весьма интересным вариантом.
У него выраженная «ламповая» подача, которая воспринимается очень живой и естественной. Однако не стоит искать здесь высокую детальность и аналитичность — это, безусловно, Hi-Fi, но акцент здесь смещен скорее на эмоции и драйв, нежели на поиск микронюансов.
Естественное комфортное звучание. Подчеркнутый «ламповый» почерк, собственный узнаваемый характер. Уверенная работа с различной полочной и напольной акустикой. Привлекательный дизайн, аккуратная сборка.
Источник
Обзор компонентов Cayin «I»: цифровой транспорт iDAP-6, ламповый ЦАП iDAC-6 и усилитель для наушников iHA-6II
Китайская компания Zhuhai Spark Electronic Equipment известна миру по бренду Cayin, под которым делает компоненты для аудиофилов и меломанов. В 2013 году фирма начала выпуск портативных плееров, получивших весьма широкую популярность среди поклонников качественного персонального аудио. Однако основой каталога Cayin всегда были и остаются стационарные компоненты, о которых, как ни странно, известно чуть меньше. Среди продуктов компании ламповые и транзисторные усилители, цифровые плееры, CD-плееры, акустика и ряд аксессуаров. И сегодня мы рассмотрим линейку серии «I», впервые представленную публике четыре года назад.
На сегодняшний день в серии «I» значатся цифровой настольный плеер iDAP-6, цифроаналоговый преобразователь iDAC-6 и усилитель для наушников iHA-6II (на рынке этот усилитель представлен просто как iHA-6). Кстати говоря, летом состоится запуск новой модификации ЦАПа iDAC-6MK2, но об этом чуть позже.
Прежде всего, стоит отметить, что все три устройства, составившие серию, предлагают использовать как единую систему. С другой стороны, любой из аппаратов можно свободно использовать отдельно. Например, цифровой транспорт iDAP-6 можно без проблем подключить к ЦАПу стороннего производителя и вывести сигнал на имеющийся усилитель мощности. Таким образом, получится домашняя аудиосистема с практически неограниченными возможностями в плане проигрывания цифровой Hi-Res-музыки.
Если рассматривать эту троицу в формате одной системы, то все очень гармонично: устройства идеально подходят друг другу как по размерам и внешности, так и по функционалу.
ЦАП Cayin iDAC-6 и усилитель для наушников Cayin iHA-6II
Начнем с пары iDAC-6 и iHA-6II, которая появилась на рынке немного раньше транспорта iDAP-6 и с самого начала позиционировалась, как одна система. Оба девайса обладают алюминиевыми корпусами с круглыми металлическими кнопками и большими абсолютно идентичными ручками управления на правой стороне лицевой панели.
Корпуса выполнены из алюминия с пескоструйной обработкой
Цифроаналоговый преобразователь iDAC-6 представляет собой многофункциональный полностью балансный аппарат. В первую очередь, конечно, эта модель заточена под упомянутый усилитель для наушников, но производитель совсем не запрещает (и даже предлагает) использовать iDAC-6 в качестве всеформатного ЦАПа для домашней стереосистемы. Важно отметить, что аппарат может работать и как предусилитель с регулировкой громкости (отключаемый режим).
Еще одна важная особенность — ламповый и транзисторный режимы. Ламповый выход построен на четырех лампах 6N16B. В зависимости от желаемого звучания возможен выбор между ламповым режимом или транзисторным. Нужно отметить, что обе схемы возможны только с RCA-выходами, а при использовании балансных разъемов устройство работает только в ламповом режиме. Большинство обладателей данного ЦАПа недовольны этой особенностью, но, с другой стороны, на Head-fi.org, например, многие пишут, что именно при активных лампах ЦАП полностью раскрывается, делая звучание по-хорошему теплым и мелодичным.
iDAC-6 способен декодировать аудио в формате PCM до 32 бит/384 кГц (по USB) и DSD 128. В качестве источника может служить компьютер, CD-проигрыватель или специальный транспорт Cayin iDAP-6. Захват сигнала осуществляется через USB, коаксиальный или оптический входы. Также есть подключение по AES/EBU. При коммутации через этот разъем или через коаксиальный возможно декодирование формата DoP, поступающего с соответствующего источника.
Двойные триоды 6N16B в схеме iDAC-6 (слева). Японский потенциометр ALPS RK27114 в усилителе iHA-6II (справа)
В основе ЦАПа лежат два чипа (по одному на канал) AKM AK4490. Согласно Cayin, этого хватит практически для любых современных музыкальных задач. За блоком преобразования следует четырехканальный фильтр LPF, операционные усилители Texas Instruments OPA604/OPA2604 и уже упомянутые лампы. Вывести готовый аналоговый сигнал можно через RCA или балансные XLR-выходы.
Если верить тесту на сайте Headfonics.com, то декодированный аналоговый сигнал iDAC-6 получается слегка окрашенным — в звуке чувствуется дополнительная «открытость и динамичность». Также автор теста пишет, что ЦАП делает басы более плотными, а вокал энергичным, однако эти способности немного сказываются на детализации звука.
На лицевой панели iDAC-6 под углом 15° расположили LED-дисплей. Такое решение призвано не только улучшить внешний вид девайса, но и сделать информацию на экране более читаемой. Под дисплеем размещены три кнопки: выбор источника, тембр (лампа/транзистор) и включение/выключение предусилителя. Массивное колесо управления справа выполняет две функции: регулировка громкости (при включенном режиме Pre) или навигация по меню, активируемая при нажатии на колесо. Слева особняком расположена кнопка Power для включения аппарата. Кстати, после включения ЦАПу требуется 15 секунд, чтобы прогреться и перейти в активный режим.
Усилитель для наушников iHA-6II также построен на полностью балансной схеме. По утверждениям Cayin, это устройство справится с любыми самыми сложными наушниками, а качество звучания порадует самого привередливого любителя персонального аудио. Аппарат выдает максимум 2 200 мВт на 32 Ом при несимметричном подключении и 7 000 мВт на 32 Ом при балансном подключении.
На задней панели iHA-6II есть пара балансных входов XLR и пара RCA — можно подключить два источника одновременно
Производитель обращает внимание на то, что iHA-6II базируется на дискретных компонентах. В двухтактной схеме аппарата задействованы транзисторы MOSFET HUF7633, FET-транзисторы Toshiba K246 и конденсаторы WIMA. Для регулировки громкости используется японский потенциометр ALPS.
В зависимости от режима (сильноточный/слаботочный) меняется мощность усилителя: 1 100 мВт + 1 100 мВт (32 Ом) или 2 200 мВт + 2 200 мВт (32 Ом). При балансном подключении можно получить 5 000 мВт + 5 000 мВт и 7 000 мВт + 7 000 мВт, соответственно. Вкупе с регулировкой коэффициента усиления (предлагается два уровня) и низкоомными/высокоомными разъемами для наушников пользователь получает весьма универсальный усилитель, подстраиваемый под любые наушники, включая планарные.
240 мм x 252 мм x 69 мм (Ш х Г х В)
В тесте с уже упомянутого Headfonics.com пишут, что звучание усилителя iHA-6II характеризуется чистотой и нейтральностью. Аппарат никак не окрашивает звук. Автору даже «не хватает музыкальности», но желаемого он добивается за счет использования «музыкального» iDAC-6 и наушников.
На задней панели iHA-6II есть пара балансных входов XLR и пара RCA — можно подключить два источника одновременно. Больший интерес представляет лицевая панель, на которой не все так просто. Начнем с разъемов. Слева находится низкоомный выход TRS для небалансного подключения и там же реализован 3-пиновый левый выход для балансного подключения. В центре расположен высокоомный TRS-выход и правый балансный канал. Последний разъем справа предназначен для балансного XLR-подключения c 4-пиновым коннектором (стерео).
Что касается элементов управления, то кнопка Power служит для включения/выключения прибора, кнопка Source меняет источник, Current задает один из двух режимов тока, а Gain, соответственно, переключает коэффициент усиления. Колесо здесь отвечает только за уровень громкости.
Сетевой плеер Cayin iDAP-6
Теперь перейдем к iDAP-6. Сам производитель называет это устройство «цифровым транспортом и сетевым плеером с поддержкой всех востребованных форматов». Как транспорт iDAP-6 может быть подключен к внешнему USB-диску, SSD, HDD и карте типа SD (есть слот спереди), а как сетевой плеер iDAP-6 можно подключить по Ethernet или Wi-Fi к локальному хранилищу (NAS) и любому домашнему устройству, работающему по стандартам DLNA и Samba.
Неплохой набор возможностей, но этим он не ограничивается: отдельный акцент Cayin делает на способности плеера работать с мобильными гаджетами через AirPlay и Bluetooth 4.1. Устройство не только принимает аудио по Bluetooth, но и выдает сигнал по этому протоколу, используя кодеки aptX и SBC. Другими словами, к iDAP-6 можно напрямую подключить Bluetooth-наушники или колонку.
Вывести цифровой поток с транспорта можно через USB (режим USB-выхода включается при подсоединении соответствующего ЦАПа), оптический разъем, коаксиальный RCA, коаксиальный BNC и AES/EBU (XLR). Также имеется HDMI, который передает только I²S-сигнал. Производитель обращает внимание, что I²S не является стандартом индустрии, поэтому работа со сторонними девайсами не гарантируется, однако с родным iDAC-6MK2 (о нем читайте ниже) проблем не будет.
Список совместимых с плеером iDAP-6 файловых форматов впечатляет: DSF, DIFF, SACD-ISO, AIFF, WAV, FLAC, ALAC, APE, WMA, MP3, OGG, AAC. Устройство поддерживает PCM до 32 бит/384 кГц, DSD256 через I²S, а также DoP128 при выводе через USB и DoP64 при работе с остальными цифровыми разъемами.
В основе схемы iDAP-6 лежат сверхточные фемтосекундные осцилляторы со значением джиттера ниже 0,1 пикосекунды и минимальными фазовыми шумами. Согласно Cayin, сверхнизкий джиттер стал одним из факторов качественного проигрывания музыки — звучание получается натуральным и «нецифровым». Также компания делает акцент на низкошумном изолированном БП с тороидальным трансформатором собственного производства. Наконец, в iDAP-6 стоят японские конденсаторы Nichicon, положительно влияющие на детализацию и прозрачность звука.
Для управления всей системой и запуска музыки iDAP-6 оснастили большим (3,95 дюйма) цветным AMOLED-дисплеем. Компания постаралась сделать интерфейс меню «интуитивно понятным, визуально приятным и исчерпывающим». Согласно Cayin, вся информация представлена пользователю наиболее оптимальным образом. Навигация по меню осуществляется большим колесом на правой стороне плеера, и эта же ручка работает как кнопка Enter. Слева от дисплея расположена кнопка для возврата назад и большая подсвечиваемая кнопка включения устройства.
Под крышкой в нижнем левом углу спрятали слот для SD-карты и порт USB
Нужно отметить, что управлять транспортом можно и через мобильное устройство. В данном случае связь с аппаратом происходит по технологии HiByLink, основанной на Bluetooth. На мобильное устройство, выступающее в роли пульта, необходимо установить специальное приложение HiByMusic. После сопряжения пользователь сможет контролировать iDAP-6 со своего гаджета. Через HiByLink также можно воспроизводить музыку, но только ту, которая хранится на подключенных USB-носителях или карте SD. Приложение хорошо тем, что в нем отображается некоторая информация о контенте, недоступная на экране самого плеера. Кроме того, в программе есть поиск и управление файлами, включая создание плейлистов.
Cayin Desktop Trio
Как уже было сказано, плеер iDAP-6 может работать с любым ЦАПом, но производитель настоятельно рекомендует использовать аппарат в составе системы из трех компонентов: iDAC-6, iHA-6II и iDAP-6. Для этого комплекта у Cayin даже есть название — «Desktop Trio» (пер. с англ. — «Настольное трио»).
По дизайну и размерам все устройства отлично сочетаются. Ширина любого из компонентов равна 240 мм, высота — 69 мм. Корпуса серии I выполнены из алюминия. Что касается веса, то усилитель и ЦАП весят по 3,8 кг каждый, а транспорт — 3,3 кг. Cayin подчеркивает, что при создании серии дизайнеры сосредоточились на компактности, минимализме и стиле. Производитель считает, что система хорошо впишется в современный интерьер.
Новая модификация ЦАПа Cayin iDAC-6MK2
Новая модификация ЦАПа iDAC-6MK2, уже упомянутая в начале статьи, появится на рынке в июне. Модель будет способна декодировать DSD512 и PCM до 32 бит/768 кГц через USB или I²S. Как и первая версия, MK2 позволит выбирать ламповый или транзисторный режимы. Также на борту устройства будет независимая предусилительная секция. Сердцем системы стал чип ESS Sabre ES9028PRO.
iDAC-6MK2 получил дисплей типа AMOLED с разрешением 640 х 360
Элементы управления iDAC-6MK2 немного изменили свое расположение, но, в целом, особых изменений не произошло. Однако серьезную трансформацию пережил дисплей: теперь он цветной и большой (как у транспорта, но с более высоким разрешением). Производитель пишет, что такой же AMOLED-модуль стоит в топовом CS-100DAC.
По словам самой Cayin, выпуск обновленного ЦАПа в серии I нужен, чтобы поддерживать линейку в актуальном для индустрии состоянии. Как и предыдущий ЦАП, новое устройство будет полностью совместимо с усилителем для наушников iHA-6II и плеером-транспортом iDAP-6.
Цена: Cayin iDAC-6 — 42 990 рублей, Cayin iHA-6II — 42 990 рублей, Cayin iDAP-6 — 42 990 урблей
Источник