Устройство ТРК (топливораздаточной колонки) на АЗС
Судя по независимым отзовикам, некоторых наших клиентов беспокоит возможность недолива топлива на АЗС. Кроме того, возникло недоразумение с клиенткой, оплатившей топливо до того, как ее автомобиль подъехал к топливораздаточной колонке. Из-за нарушения алгоритма заправки девушка едва не осталась с пустым баком.
Чтобы Вы могли удостовериться, что налив топлива полностью автоматизирован, и любое постороннее вмешательство в этот процесс практически исключено, мы решили повторить материал об устройстве, типах и видах ТРК. А заодно напомнить и о самом алгоритме заправки. Соблюдая который, Вы убережете от неприятностей себя и наших сотрудников.
Процесс заправки: как это происходит?
Горючее попадает в бак автомобиля через топливораздаточный кран или пистолет, присоединенный через рукав к топливораздаточной колонке (ТРК). У современных колонок 2 вида такого «оружия», чтобы осуществлять выдачу топлива на обе стороны. Не исключена и односторонняя выдача единственного нефтепродукта. Таких пистолетов может быть от 1 до 5.
ТРК соединяются с резервуарами хранения топлива системой технологических трубопроводов, в основном подземных. Есть контейнерные АЗС (резервуар и ТРК — в едином блоке-контейнере); есть АЗС с наземным расположением резервуаров. Все современные АЗС имеют заглубленные резервуары, расположенные или под ТРК (блочные или портальные АЗС), или удаленно: в резервуарном парке.
Фото — Блочная АЗС: подземное расположение резервуаров, размещение ТРК над блоком хранения топлива.
Резервуары хранения топлива могут иметь различный объём, в зависимости от реализации АЗС. Бывают двухсекционными с перегородкой на два вида топлива, объемом от 15 до 75 м куб.
ТРК управляются оператором АЗС через контроллер или автоматизированную систему управления (АСУ АЗС). Через нее производятся все операции:
— прием и отпуск топлива;
— приёмка и реализация товаров магазина и пр.
К контроллеру или компьютеру АСУ АЗС подключается контрольно-кассовая машина для печати чеков и передачи данных о реализации в налоговые органы. Все данные о реализации АЗС передаются в бухгалтерскую службу для контроля и проведения отчетных мероприятий.
Фото — Автоматизация современной АЗС имеет сложную структуру передачи данных
Оператор АЗС для отпуска топлива вводит необходимый литраж или сумму, которую называет клиент.
На всех современных ТРК с электронным управлением есть датчик снятого пистолета. При его снятии ТРК издает звук, и в этот момент у оператора АЗС на мониторе отображается, какой именно пистолет снят.
Клиент произносит номер колонки, вид топлива и сумму или литраж, это делается для дополнительного контроля, если вдруг ошибочно снят не тот пистолет.
Для заправки до полного бака включается специальная функция. При этом у вас могут потребовать залоговую сумму, в пределах которой будет осуществлена заправка. Это способ для АЗС защитить себя от мошенников и неплатежеспособных клиентов.
Внимание! Не спешите оплачивать топливо до того, как Ваш автомобиль подъедет к ТРК!
После оплаты пистолет вставляется в бензобак и осуществляется налив топлива.
Сомневаетесь, что в бензобаке оказался оплаченный объем горючего? Попросите сотрудника АЗС принести мерник – специально поверенный инструмент, позволяющий отследить точность налива колонки. На нем должна быть выставлена температура окружающей среды, это важно! И пусть представитель администрации заправки наполнит мерник из той же ТРК, чтобы Вы могли своими глазами убедиться, есть ли погрешность.
АЗС работает круглосуточно, поэтому персонал выходит на работу посменно. Приём-передача смены происходит в «пересмену» — небольшой временной промежуток, когда сотрудники пересчитывают наличность, проводят сверку по топливу, по сопутствующим товарам. Время пересмены «священно», заправить Вас в этот промежуток просто не смогут.
Устройство и виды ТРК:
Все современные ТРК оснащены электронной системой управления. Это позволяет не только активировать подачу топлива дистанционно, с рабочего места оператора, но и отследить процесс заправки на компьютере и дисплее самого топливораздаточного агрегата. Механические устройства в настоящий момент практически не используются.
Устройство ТРК (схема)
1. Приемный клапан. Он не дает топливу сливаться с трубопроводов и всего оборудования обратно в резервуар. Без клапана насосу пришлось бы при каждой заправке полностью заполнять всю систему от резервуара до заправочного пистолета, а это — лишний расход электроэнергии и времени.
2. Фильтр. Еще один фильтрующий элемент на АЗС, он может быть установлен сразу после приемного клапана или в газоотделителе (5). Если фильтр забивается, то при заправке слышен гул, так как насосу приходиться работать с большим усилием.
3 и 4. Двигатель и насос. Работают в паре, соединены ременной передачей. Но есть конструкции, где насос и двигатель сидят на одном валу. Ременная передача — безопаснее: она защищена от повышенных нагрузок на двигатель.
5. Газоотделитель. Отделяет от топлива лишние газы, которые в спокойном состоянии находятся во взвешенном состоянии, а при активном перемешивании топлива объединяются и создают пену. Это небольшой резервуар, в котором топливо ненадолго задерживается, а лишние газы свободно уходят через дренажные отверстия сверху/
6. Электромагнитный клапан. Открывается при подаче топлива и закрывается сразу после прекращения закачки. Если данный клапан сломан, он может перекрыть всю систему или не закрывать ее, тогда топливо будет поступать в раздаточный пистолет по инерции даже после отключения насоса. Если клапан не закрылся, ТРК заправляет примерно 0,2-0,5 литра лишнего топлива.
7. Измеритель жидкости (он же — топливоизмеритель, счетчик жидкости и т.д.). Функция: точно отмерять количество топлива. Бывают электронные (настройка точности — с помощью специальных команд) или механические (с помощью регулировочных болтов).
8. Смотровое окно: полая колба со стеклом. Колба наполнена топливом? Приемный клапан работает, и топливо остается в системе после отключения насоса.
9. Раздаточный пистолет. Предназначен для управления подачей топлива в горловину бака. Отсекает подачу горючего при переполнении бака.
— многотопливные: на каждой стороне от двух до пяти видов топлива;
— однотопливные: односторонние с единственным видом горючего.
Количество многотопливных колонок варьируется от 2 до 6, в зависимости от местоположения и проходимости АЗС.
В зависимости от удаления ТРК от резервуара хранения топлива выделяют:
— всасывающие ТРК: насос подачи топлива — в самом корпусе колонки; их работу слышно по работе насоса возле колонки.
— напорные ТРК: насос подачи топлива — в резервуаре. Их работу можно вообще не услышать из-за внешнего шума, только тихие щелчки работы измерителя объема.
Особенности всасывающих ТРК
Всасывающие ТРК более популярны: примерно 60% всех колонок в мире. Больше их потому, что такие модели были изобретены и стали устанавливаться гораздо раньше.
Общий принцип работы всасывающих ТРК:
Запрос водителя — кассир АЗС с пульта отправляет сигнал, разрешающий подачу горючего, на выбранную ТРК — топливный пистолета опускается в бак и нажимается рычаг (при использовании пистолетов с ручным управлением) — осуществляется подача топлива.
В этот момент электронасос в корпусе самой колонки всасывает бензин или дизель из резервуара хранения. Мощность насоса невысока, потому резервуар должен быть расположен не дальше 45 метров от ТРК. Горючее попадает в бак автомобиля через серию фильтров, газоотделитель и измеритель объема.
Измеритель зафиксировал установленный оператором объем? Он мгновенно останавливает насос и подачу топлива.
Напорные ТРК. Особенности
Напорные ТРК появились в США полвека назад. Постепенно их становится все больше.
Ключевое отличие от всасывающих колонок — расположение насоса. Это погружное устройство устанавливается на самом дне резервуара с топливом. Погружной насос более мощный, поэтому он позволяет подавать бензин или дизель одновременно на несколько колонок. Резервуар может быть расположен на расстоянии до 150 м.
Общий принцип работы напорных ТРК:
Двигатель насоса активируется — топливо проходит сквозь него и отправляется на промежуточный узел— перераспределяется с помощью системы клапанов между несколькими ТРК, куда должна осуществляться подача. После отдачи необходимого объема клапана закрываются — оставшееся горючее возвращается в резервуар.
Преимущества и недостатки
Напорные ТРК в эксплуатации более эффективны, экономичны и удобны для клиентов.
Их единственный недостаток: при неисправности насоса на АЗС полностью прекращается продажа топлива определенной марки (нет физической возможности подачи его на топливные колонки).
Преимущества напорных ТРК:
- менее энергозатратны: вместо серии насосов работает лишь один на каждый вид продукции;
- больший срок бесперебойной работы: 300-500 млн. литров ( всасывающие рассчитаны на 10-12 млн.);
- не теряют мощности на всем периоде эксплуатации, обеспечивая более быстрое обслуживание;
- исключают образование воздушных пробок в жаркую погоду;
гарантируют большую безопасность счет большего удаления резервуаров; - не шумят при работе.
Фото — В корпусе напорной ТРК расположены только измерители объема. Погружной насос, подающий топливо по трубопроводу, располагается внутри резервуара.
Особенности оформления ТРК
— Сквозная нумерация сторон ТРК: первая колонка: стороны 1 и 2, вторая — 3 и 4 и т.д.
— Номера наносят на сами ТРК и на колонны так, чтобы оператор видел все колонки и автомобили возле них.
На сетевых АЗС «Змей Горыныч» используются напорные ТРК производства ООО «Ливенка» (г. Ливна). А также насосы итальянского производства. Это гарантирует высокую степень надежности, повышенной износостойкости и длительной работоспособности оборудования.
Все оборудование на сетевых АЗС «Змей Горыныч» регулярно проверяется, сотрудники сервисной службы оперативно устраняют любые неполадки.
Источник
Контроль за топливом на заправочной колонке.
Простой, малобюджетный способ контроля за топливом на современных топливораздаточных колонках с выдачей по магнитным картам и фиксацией в облачном мониторинге.
Данное решение является частью общего комплекса решений для автоматизации учета топлива от компании ООО «ЭКЗОТРОН ТЕХНОЛОДЖИ».
Любое действие связанное с сокращением времени передачи информации от объекта к объекту, является
действием по развитию , оптимизации предприятия. Таким образом если у предприятия есть свои АЗС , необходимо реализовать механизм по автоматической передаче информации с АЗС в 1С бухгалтерию предприятия, максимально исключая человеческую обработку информации , исключая человеческий фактор в учете.
Отчасти этому мешает дороговизна новых автоматизированных АЗС, которые есть на рынке, сложность включения в бюджет таких расходов. Поэтому компания ЭКЗОТРОН придумала для своих клиентов универсальный комплект для автоматизации любой ведомственной АЗС или электронного узла учета по выдаче топлива.
Комплект состоит из:
- Блок питания 220/24
- Бортовой модуль ГЛОНАСС Галилео 5.0
- MicroSD для хранения RFID карт.
- Считыватель пластиковых RFID карт ERF-01.
- Внешний карман для считывания карт.
- Блок управления доступом.(контроль клапана, контактора на двигатель)
- Использование специального алгоритма для контроля лимита отгрузки на АЗС.
Рассмотрим пример использования оборудования на ТРК ТОПАЗ 511. На фото слева установлен дополнительный карман для RFID карт.
Внутри короба установлен считыватель карт, и к нему подключена внешняя антенна RFID в виде кармашка для топливных карт.
Фото установки блока управления доступом. Блок управления имеет индикацию питания и текущего состояния доступа. На блоке управления имеется дополнительный резервный тумблер с щеколдой для организации пломбировки. В случае необходимости, возможно сорвать пломбу и отключить доступ для исключения остановки производственного процесса.
Беспроводное снятие импульсов с счетчика топлива.
Пример программной трёхсторонней интеграции баз Топаз и 1С с сервером Java Exzotron
Пример автоматизации колонок Бенза модулем ЕФЛ 6.0
Используя данный комплект, организуется возможность дистанционно из офиса управлять выдачей топлива в сети разнородного оборудования ведомственных АЗС и узлов выдачи топлива различных производителей.
Передача данных производится на сервер системы мониторинга ГЛОНАСС/GPS (Wialon, FortMonitor и пр.).
В случае необходимости , средствами api возможна интеграция с бухгалтерией.
Так же возможно использование в комплекте готового решения на базе платформы 1С Предприятие
1С Exzotron — модуль учета ГСМ.
Данное решение обеспечивает передачу данных по заправке на сервер, с показателями:
1- получатель топлива (идентифицируется по карте)
2- литраж
3- дата и время выдачи
Исключается возможность выдача топлива посторонним.
Применимо для всех современных ТРК, начиная с торговых марок Топаз, Нара, Ливенка, Шельф и оканчивая европейскими или китайскими моделями.
ПРИМЕР ОТЧЕТА ПО ВЫДАННОМУ ТОПЛИВУ:
Отчет о выдаче топлива
КОМПЛЕКТАЦИЯ:
БЕСПРОВОДНОЙ СЧИТЫВАТЕЛЬ ИМПУЛЬСОВ ECS-1.0
позволяет считывать сигнал, проходящий в проводе не повреждая изоляцию. При наличии двух проводов прибор позволяет получать надежное считывание сигнала определяя разницу напряжений между двумя измеряемыми проводами.
RFID СЧИТЫВАТЕЛЕЙ КАРТ ERF 1.0
Устройство имеет выходное реле, память на 250 карт, и может использоваться как блок блокировки доступа. Добавление, удаление карт производится через отдельную мастер карту. Управляет процессом и может передавать полученную информацию на бортовой терминал, по двум возможным интерфейсам: RS485 и 1-wire.
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ КЛАПАНОМ
Реле с индикацией
Используется для управления отсечным клапаном.
GPS ТЕРМИНАЛ GALILEOSKY V 5.0
Передовой терминал линейки GALILEOSKY обладает широчайшим функционалом и надёжностью, успешно испытан в лабораториях в РФ, Казахстане, Украине, Словакии. Сертифицирован СЕ. Возможность подключения до 16 ДУТ по цифровому интерфейсу RS485. Устанавливается на самые разные виды транспорта.
Возможность подключения датчиков уровня в емкостях ГСМ и дополнительных датчиков.
Возможность использования совмещенного графика учета и контроля качества и исправности оборудования.
Возможность контроля несанкционированного забора топлива, контроля накрутки счетчиков на АЗС.
Контроль времени и объема поступления топлива в емкость.
Получение информации о заправке.
Контроль несанкционированного отбора топлива с емкости.
Совмещённый учёт (наложение графиков по выдаче и по уровню в ёмкости)
На графике показан пример несанкционированного пролива топлива в емкости по кругу. Мы сразу же наблюдаем расхождение между графиком счетчика АЗС и графиком емкости.
Видео процесса расключки:
Tестовый вход для просмотра как выглядят отчёты в системе Форт монитор на примере реального заправщика
логин: demo2
пароль: demo2
Каталог оборудования
Бесконтактные считыватель RFID меток
Работа считывателя RFID основана на технологии радиочастотной идентификации. В ассортименте Экзотрон Технолоджи представлены разные модели сканеров RFID-меток. Мы предлагаем поставки данных устройств на предприятия и организации с системами автоматизированной раздачи топлива по картам.
Считыватели RFID сканируют и анализируют кодовую информацию с идентификатора. Устройства работают бесконтактно. Благодаря им не требуется вручную вводить данные с персональной карты пользователя топливораздаточного комплекса. Карточку подносят к прибору, и он автоматически распознает идентификационный номер.
Как работает метод радиочастотной идентификации?
RFID метки – устройства, состоящие из микрочипа и антенны. Они используются для распознавания объекта по индивидуальному номеру, который содержится в памяти микрочипа. К этому номеру привязана информация об объекте.
Технология радиочастотной идентификации используется в производственной сфере и торговли, других отраслях, где нужно автоматизировать учет ресурсов, защитить их от хищения и случайных потерь. Считыватели RFID автоматически распознают сведения и при необходимости передают информацию в специальное ПО. Благодаря данной технологии обеспечивается работа систем автоматизации разного типа и назначения.
Характеристики устройств
Предлагаем вашему вниманию линейку считывателей RFID для разной дальности сканирования. Устройства являются частью автоматизированных топливозаправщиков Exzotron Technology. Сканеры представлены в нескольких модификациях.
При помощи бесконтактного считывателя RFID можно идентифицировать пользователей топливных карт на расстоянии в несколько десятков метров. Оборудование может использоваться на территории предприятия и за ее пределами. Сканер оборудован антивандальным корпусом с защитой от влаги и пыли, защитой копирования ключей, системой световой индикации. Все оборудование прошло государственную регистрацию и включено в реестр Минпромторга.
Подробную информацию о технических характеристиках считывателей RFID для топливораздаточных комплексов Экзотрон Технолоджи можно узнать на страницах сайта.
Топливозаправщики (топливораздаточные колонки)
Топливозаправщики иначе называют топливораздаточными колонками. Устройство представляет собой установку для автоматической раздачи горючего и учета его движения. Компанией Экзотрон Технолоджи разработана целая линейка топливораздаточных узлов, рассчитанных на предприятия с разными потребностями в горючем. Устройства включают считыватель пластиковых карточек для идентификации получателя по топливным картам и прибор спутникового мониторинга для учёта выдачи топлива.
Предлагаемые нами аппараты автономного налива являются универсальным решением для ведомственных заправок, АЗС и любых хозяйств, которые выдают топливо по картам, нуждаются в оборудовании для полной автоматизации этого процесса.
Топливозаправщики из линейки Exzotron Technology обладают многочисленными преимуществами:
- полностью автоматизируют процесс выдачи горючего по картам;
- подходят для любых хозяйств;
- могут использоваться в качестве стационарного заправочного пункта и для оснащения бензовозов;
- экономят до 15% горючего за счет профилактики краж и потерь;
- автоматизируют не только заправку, но и учет движения топлива на предприятии.
Топливозаправщики Exzotron Technology интегрируются с 1C и другим ПО. Данные по выдаче топлива автоматически попадают в бухгалтерские ведомости. Это позволяет исключить человеческий фактор, обойтись без найма дополнительного персонала. Автоматизация учета предполагает занесение в память устройства регистрационного кода ТС для передачи данных в системы учёта и GPS мониторинга.
Топливозаправщики оборудованы чековым принтером, который выдает чеки с указанием даты и времени заправочной операции, данных пользователя. Это позволяет создавать детальные отчеты потребления топлива и отслеживать соблюдение графика выдачи горючего каждому отдельному потребителю.
Топливозаправщики Экзотрон Технолоджи обладают компактными габаритами и антивандальным исполнением. Эти устройства можно использовать в любых условиях, в том числе и за пределами территории промышленного предприятия.
Источник