Биполярные колонки что это

Типы акустических систем

Начнем рассказ с объяснения некоего казуса терминов — акустические системы на самом деле не то, что кажется!

Если говорить правильно, то колонка (колонна) — это сборка акустических систем (хотя большинство считают как раз наоборот) . Она же «стена», «стенка». Но мы привыкли называть колонкой именно акустическую систему. Дело в том, что, если использовать термины правильно, то колонки дома не ставят — они просто не влезут. Дома ставят именно акустические системы, называая их колонками. А что касается ошибочного понятия названий, то это объсняется просто. Так те, кто начинал в России озвучивание, по своей первоначальной неграмотности назвали — и пошло. Как с копировальными аппаратами. Мы их зовем «ксерокс». Из-за рекламы копиров в 90-х. А на самом деле — «Ксерокс» — это лишь фирма, которая выпускает копиры, принтеры, сканеры. Кстати, в Монголии из-за подобной рекламы (но уже другой фирмы) копиры зовут «Canon». Так же и с колонками и АС.

И еще одно заблуждение. Среди пользователей акустических систем иногда бытует уверенность, что чем громче они звучат, тем они мощнее. Однако акустика может звучать, заглушая все звуки в округе, но к ее мощности это не имеет никакого отношения. Параметр мощности на самом деле больше говорит о надежности системы и о ее механической устойчивости. В том случае, если мощность колонки меньше, чем мощность усилителя, не стоит надеяться на то, что они будут долго радовать ваше ухо.

Читайте также:  Оид наушники беспроводные приложение

Если громкость звучания акустики и зависит от чего-то, то от чувствительности частоты акустики.

Чувствительность акустической системы измеряется в децибелах, и чем этот показатель выше, тем выше звуковое давление принадлежащих нам колонок на окружающее пространство. Звук будет тем мощнее, чем выше чувствительность акустических систем.

Параметры акустических систем

Акустические системы с акустическим лабиринтом – по своей функции такие системы напоминают фазоинверторные. Они также состоят из трубки, но более длинной и с большим количеством изгибов. Предназначение лабиринта абсолютно схоже с предназначением фазоинвертора. Лабиринт по своим техническим показателям превосходит фазоинвертор, но, в связи с этим, для его изготовления требуются более громоздкие расчеты, он сложнее в производстве и, следовательно, более дорогой. Благодаря такой сложной конструкции звук становится более чистым и без посторонних призвуков. Они могут быть полочного и даже напольного типов.

Акустические системы открытого типа – это системы, которые изготавливаются без задней стенки в корпусе. Такая акустика достаточно громоздкая. Все детали большого размера, начиная от передней панели, на которую устанавливаются динамики, и заканчивая внушительными размерами самих динамиков. В системах открытого типа нет давления с задней стороны диффузора из-за этого звук воспринимается более открыто и легко. Помимо открытых систем встречаются также частично открытые. Суть такой системы в том, что в одной колонке совмещается сразу несколько типов акустического оформления.

Акустические системы закрытого типа – это акустика, в корпусе которой не предусмотрено никаких отверстий. Весь воздух в корпусе колонки находится в замкнутом виде и поэтому имеет определенную упругость, которая препятствует движению диффузоров и воссозданию музыки. Для того, чтобы максимально уменьшить это явление акустику изготавливают достаточно крупных размеров, поэтому они бывают чаще всего напольными. Основным плюсом закрытой акустики является абсолютное отсутствие посторонних звуков и проблем, которые присущи фазоинверторной акустике с акустическим лабиринтом. Также системы закрытого типа просты в установке. Минусом является только очень крупные габариты колонок.

Читайте также:  Стойки под акустику heco victa prime 302

Акустические системы изобарического типа – предназначены для воспроизведения низких частот. Если фазоинверторная акустика и акустика с акустическим лабиринтом только усиливает низкие частоты, то изобарический тип помогает как усилить мощность басов, так и способствует их грамотному воспроизведению. Внутри изобарическая акустика поделена на две части с помощью герметичной стенки с прикрепленной к ней динамиком. Между этими динамиками образуется определенный слой воздуха. Динамики принимают на себя одинаковый сигнал. Проще говоря совершая одну работу вместе динамики наблюдают друг за другом, в связи с этим погрешность становится меньше, а звучание басов становится качественнее. Такая акустика может быть выполнена и в полочном и в потолочном варианте. Основными минусами являются сложное производство и дорогая цена.

Акустические системы с пассивным излучателем – предназначены для лучшего звучания низких звуков. Акустика имеет совсем небольшой размер. В колонке есть отверстие, но в отличии от фазоинверторной системы или системы с акустическим лабиринтом нет никакой трубки, ее заменяет пассивный излучатель, который представляет собой неподключенный динамик. Такой излучатель чаще больше низкочастотного динамика, от его веса зависит частота резонанса. С помощью динамика, который воспроизводит низкочастотные звуки, происходит перемещение воздуха внутри колонки, и в связи с этим пассивный излучатель начинает двигаться. К плюсам такой акустики следует отнести чистое звучание даже очень низких басов без различных лишних звуков. Минусом является небольшая затянутость звука.

Биполярные (дипольные) акустические системы – используются для воспроизведения звуков в нескольких направлениях.К такой акустики можно отнести электростатические, планарные и акустические системы открытого типа. У биполярной акустики нет как такового корпуса в привычном для всех виде, поэтому на динамики не ложиться дополнительный груз, который обычно создается воздухом. Биполярная система достаточно большого размера, чтобы был баланс высоких и низких частот.

Контрапертурные (ненаправленные) акустические системы — система, которая наиболее редко встречается. У такой акустики нет определенного направления выхода звука, потому что динамики направлены либо вверх, либо вниз, а не в определенную сторону. В стандартном виде ненаправленные системы содержат два динамика, которые обращены друг к другу и так по два для всех видов частот. На каждую из таких пар отправляется идентичный сигнал и во время его столкновения звуковые волны расходятся в разные стороны. Другие контрапертурные системы работают по более простому принципу, в них динамики также установлены вверх и вниз, но они направлены не на второй динамик, а на специальный рассеиватель, от которого звук расходится в разные стороны. Плюсом является достижение эффекта слияния акустической системы с комнатой более простым способом, без сложных расчетов. Основной минус – это множество лишних отражений звука в специально необорудованном помещении, из-за этого звук кажется размытым.

Источник

Проект дипольной акустики

Домашний кинотеатр: биполярная и дипольная акустика / Гаджеты / XCOM-HOBBY

В продолжение серии статей о построении домашнего кинотеатра хотелось бы рассказать об интересных акустических системах, предназначенных для создания объемного звука, получивших название биполярные и дипольные.

Они имеют схожий принцип работы и при этом различающуюся техническую реализацию, поэтому рассматривать их целесообразнее вместе.

Теоретически, можно добавить сюда и всенаправленные модели, но с ними скорее будет интересно подробно познакомиться в отдельном обзоре.

Создавая домашний кинотеатр в небольших по размеру, да еще и акустически неподготовленных помещениях, можно столкнуться со множеством различных проблем. Наиболее часто встречающаяся из них — банальная нехватка места не то что для построения системы 7.

1, а даже для правильного расположения тыловых спикеров в 5.1-канальной системе.

Если вы читали нашу статью «Как организовать домашний кинотеатр», то должны знать, что их следует устанавливать в положение 110 градусов слева и справа от центральной точки экрана с погрешностью не более 10 — 15 градусов.

При этом не рекомендуется удалять акустику дальше четырех метров от места прослушивания. Обусловлено это однонаправленностью наиболее часто используемых для организации ДК конвенциональных АС, имеющих ограниченное по ширине и высоте пространство рассеивания волн.

Учитывая, что многоканальная аудиосистема в составе домашнего кинотеатра должна обеспечивать вокруг слушателя равномерное звуковое поле, существенные смещения спикеров или изменение положения самого человека неизбежно приведут не только к искажению тонального баланса, но и к разрушению аудиокартинки. Одним словом, располагать диван или другую мебель, сидя на которой предполагается просматривать кино, стоит исключительно в одной из центральных частей помещения, а ни как не у стены, в противном случае пространства для инсталляции у вас попросту не будет.

Особенности конструкции

Имея ограниченное свободное место, людям приходится идти на различные уловки. Это может быть как применение саундбаров, в которых множество динамиков транслирует под разными углами сигналы с отличающимися по времени задержками, имитируя тем самым отражения реальной комнаты, так и программная реализация алгоритмов объемного звука.

Достаточно интересной альтернативой этим двум способам может стать использование биполярных, дипольных или всенаправленных акустических систем.

Помимо решения проблемы равномерного распространения звука по всему помещению, такой тип АС обладает своим, интересным характером звукопередачи, существенно отличающимся от классических монополярных моделей, что в определенных ситуациях, например, использовании в составе ДК, может быть очень кстати.

Основное различие в конструкции между биполярными / дипольными системами и обычными конвенциональными кроется в применении не однонаправленного набора динамиков, а наличие двух групп, объединенные в которые излучатели смотрят в разные стороны.

Наиболее часто встречающимися значениями являются либо противоположно направленные, либо под углом в 90 или 45 градусов, при этом к слушателю они могут быть обращены и «немой» стороной. Такие АС обеспечивают менее локализованное, но более однородное распространение звукового поля, а кроме того, не так требовательны к точности расположения.

В системах с участием биполярных, дипольных или всенаправленных спикеров вы можете свободно перемещаться по комнате, звук же везде будет звучать одинаково хорошо.

Происходит это из-за того, что звуковые волны на разных частотах распространяются и затухают неодинаково, поэтому обычные колонки имеют референсные оси в месте пересечения которых и предполагается прослушивать аудиодорожку.

Дипольные и биполярные, наоборот, используют в процессе работы отражения от стен, мебели и других предметов, создавая так называемое диффузное звуковое поле.

Наиболее качественные модели вкупе с правильным акустическим оформлением комнаты способны обеспечить однородное и масштабное заполнение помещения, позволяя слушать в любой его точке.

Как несложно догадаться, то если перед экраном сидят не один человек, а целая семья, да еще и в небольшой по размерам комнате, то с монополярными спикерами кому-то будет слышно хорошо, а кому-то уже не очень. С биполями и диполями такой проблемы, естественно, не существует.

Несмотря на всю внешнюю схожесть, в конструкции и принципе действия биполярных и дипольных систем есть существенные различия, которые имеет смысл рассмотреть подробнее.

Диполь

Разница между двумя видами АС заключается в отличающейся согласованности работы динамиков, смотрящих в противоположные направлении. В дипольных моделях излучатели играют в противофазе, а оптимальным положением считается установка колонок справа и слева от слушателя, что обеспечивает свободное отражение волн от передней и задней стенок.

Такой вариант идеален для маленьких комнат и поможет добиться объемного звука, даже если диван стоит совсем близко от края помещения. Несет противофазное расположение и свои минусы.

Наслаивание симметрично-противоположных по фазе сигналов ведет к их взаимовычитанию, поэтому в дипольных системах будет чуть менее выраженная низкочастотная составляющая спектра, но по сравнению с биполярными, звуковое пространство шире, а образы не так четко локализованы.

Чтобы добавить системе «басовитости» ряд производителей реализует в конструкциях комбинацию из однонаправленных вуферов и дипольных твитеров, помогающую добиться однородности частотной характеристики по всему спектру. Альтернативным вариантом может стать увеличение количества сабвуферов или грамотная эквализация.

Биполь

Биполярныеные акустические системы настроены на софазную работу, а предполагаемое место их размещения — стена позади слушателя.

Такой спикер синхронно транслирует волны в обе сторны, а они, в свою очередь, множество раз отражается от мебели и предметов, формирую более густое, чем у диполей звуковое поле.

Немного понимая законы физики, становится очевидным, что волны здесь будут уже не вычитаться, а резонировать, наслаиваясь друг на друга при совпадении фаз.

А так как низкие частоты из-за короткой длины волны отличаются более плотным распространением, то и усиливаться они станут также активнее.

Сравнивая два типа АС, можно сказать, что биполи обладают более точной локализацией образов и басовитостью звучания.

Они предпочтительнее для больших пространств, а кому-то даже нравятся в качестве основной системы для прослушивания музыки, записанной в высоком разрешении.

Заключение

Биполярная и дипольная акустика — весьма интересный класс систем объемного звука, способный обеспечить глубокую вовлеченности в просмотр фильма, даже в небольшом помещении, но при этом обладающий своим характером. Прежде чем решиться на приобретение такой АС настоятельно рекомендуем послушать их в работе в салоне или у владельцев.

Разные производители выбирают для своих моделей отличающуюся диаграмму направленности, на что тоже следует обращать внимание при выборе.

Интересным решением может стать покупка колонок с изменяемой согласованностью, способных играть как в дипольном, так и в биполярном режимах.

Немаловажной является и схожесть характера звучания тыловых и фронтальных спикеров, поэтому лучшим вариантом считается подбор всего комплекта из одной линейки той или иной компании.

В любом случае применение подобных систем открывает дополнительное пространство для экспериментов на пути к заветному звучанию. Главное не забывать, что оно состоит из грамотного подбора всех компонентов, их расположения и настройки в конкретном помещении.

Дипольная и биполярная акустика элитного класса

Для озвучивания тыловых каналов часто используют обычные полочные мониторы, причём с вполне удовлетворительным результатом. Но чтобы собрать по-настоящему качественную многоканальную систему, понадобится акустика, специально разработанная для создания объёмного заднего плана.

Jamo D600 SUR | Triad OnWall Silver Surround | Wharfedale Opus2 Surround | Polk Audio LSiM702 F/X | MartinLogan FX2 | Atlantic Technology 8200eSR | KEF R800ds | Monitor Audio Gold GX-FX | RBH 66-SE

  • CD-проигрыватель Bryston BCD 1 ($4186)
  • Интегральный стереоусилитель Bryston В100 SST ($6787)
  • Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515)
  • Межблочные кабели RCA Acuphase Super Refined SL-10G (€455)
  • Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)

Это т.н. дипольные и биполярные акустические системы, которые при всей внешней схожести существенно различаются технически. В первом случае динамические головки включены в противофазе, что позволяет получить широкое звуковое пространство с минимальной локализацией виртуальных источников.

В биполярных конструкциях драйверы работают в фазе и за счёт многочисленных переотражений от различных поверхностей формируют более равномерное звуковое поле, позиционирование в котором мнимых источников заметно точнее.

Первый вариант обычно используется в продвинутых театральных комплексах (а в системах, сертифицированных по THX, это одно из обязательных требований), тогда как биполяры могут успешно применяться для полноценного воспроизведения многоканальных DVD-Audio и SACD.

В ходе сегодняшнего обзора мы познакомимся не только с тыловыми системами этих двух типов, но и весьма любопытными конструкциями, в которых используется комбинированный принцип работы. И конечно, среди участников есть универсальные модели, способные работать как в биполярном, так и в дипольном режимах.

Все девять громкоговорителей проектировались с учётом настенного монтажа. Располагать их рекомендуется выше головы сидящего слушателя, примерно в полутора метрах от пола. В процессе прослушивания мы постарались как можно полнее учитывать эти требования, поскольку в свободном пространстве характер звучания акустики меняется кардинально.

Для оценки звучания каждая из систем подключалась к редакционному комплексу, собранному из аудиокомпонентов высокого класса.

В качестве тестового материала использовались записи, позволяющие оценить такие аспекты звучания, как масштабность воспроизведения, динамический и частотный диапазоны, отсутствие заметного роста искажений на повышенной громкости.

Все перечисленные качества как раз и отличают высококлассные тыловые АС, ведь создание максимально естественного звукового пространства на заднем плане — их основное назначение.

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

  • 1. «Burmester Vorfuhrungs CD III HDCD». Bailey Records, 2003, CD
  • 2. Bartok, «Concerto For Orchestra». JVC XRCD2, 2000, CD
  • 3. Dream Theater, «Awake». EastWest Records, 1994, CD
  • 4. Carl Orff, «Carmina Burana». Decca, 1976/2002, CD
  • 5. Tchaikovsky, «1812 Overture». Telarc, 2001, Hybrid SACD

При всем многообразии вариантов выбор специализированной тыловой акустики — дело достаточно простое. В подавляющем большинстве случаев лучше всего остановиться на моделях той же марки, что и фронтальная. Но как быть, если производитель не предлагает достойных вариантов? Вот здесь и пригодится наше исследование.

Явные преимущества Atlantic Technology 8200eSR — сертификация по стандарту ТНХ Ultra2, гарантирующая оптимальное согласование с другими компонентами системы THX, и возможность выбора режима работы биполь/диполь.

Компактные KEF R800ds могут служить примером систем, почти незаметных в прямом и переносном смысле. Благодаря скромным габаритам они не займут много жилого пространства и при этом способны перенести слушателя в эпицентр событий.

Продвинутая модель FX2 от MartinLogan отличается не только крайне высокотехнологичным уровнем конструкции, но и максимально живым и естественным звучанием. Она обладает феноменальным звуковым разрешением в средней и верхней полосах, и от внимания слушателя не ускользнут даже самые мелкие детали звуковой картины.

Массивные Polk Audio LSiM702 F/H предназначены для работы в просторных апартаментах, там они способны сполна продемонстрировать свои лучшие качества. Главное из них — убойная динамика с сокрушительным ударом и конкретным мощным басом. Остальные аспекты звучания также на высоте, поэтому выбор этой модели можно признать более чем оправданным.

Пока не слишком известная на российском рынке марка Triad, представленная системами OnWall Silver Surround, может служить примером грамотного проектирования. Акустика не имеет отдельного ВЧ-звена, но даже эта особенность ничуть не мешает ей озвучивать весь частотный диапазон.

Американские RBH 66SE — единственные в обзоре акустические системы с комбинированным типом излучения. И надо сказать, с формированием масштабного звукового пространства у них полный порядок.

Шикарные Monitor Audio Gold GX-FX способны легко вписаться практически в любую систему. Имея множество вариантов подстройки под конкретные условия эксплуатации, можно абсолютно не беспокоиться за результат — успех наверняка предсказуем. Эти системы и получают награду «Выбор эксперта».

Датские Jamo D-600 SUR привлекательны не только по цене, но и по качеству воспроизведения. В идеале эти колонки стоит использовать в составе монобрэндовой THX-системы, но и в других вариантах они обеспечат весьма добротный и надёжный тыл. Без сомнения, это очень «Удачная покупка».

Тыловые системы Wharfedale Opus2 Surround имеют трипольную конструкцию, построенную на первоклассных излучателях. По звучанию они соответствуют высокому классу остальных моделей линейки Opus2, демонстрируя мощную динамику и замечательное звуковое разрешение. Очень выгодное соотношение качество/цена, поэтому — ещё одна «Удачная покупка».

Размещение тыловых громкоговорителей: биполи, диполи, прямонаправленные

Истинный ценитель домашнего кинотеатра, оказавшись однажды в гостях и оценивая новую систему домашнего кинотеатра хозяев, может испытать шок.

На первый взгляд может показаться, что все в порядке: левый и правый каналы перед экраном, центральный канал расположен выше или ниже экрана.

Но затем он обнаруживает тыловые колонки стоящими на развлекательном центре в передней части комнаты или поставленными прямо на фронтальных колонках. Или, например, один тыловик стоит в углу комнаты, а другой сзади, при этом обе колонки направленны в совершенно разные стороны.

Пытаясь добиться от хозяев вразумительного ответа о причинах такого размещения, можно услышать такие варианты: “Хотелось бы, конечно, использовать тыловики по назначению, но мне лень тянуть провода через всю комнату”, или “мне просто некуда их больше поставить” и даже “а я как-то не задумывался”. В этом случае остается задержать дыхание, досчитать до 10 и напомнить себе, что курс “Системы окружающего звучания” не входят в обязательную программу обучения. Учитывая объемы недостоверной информации в интернете о размещении колонок окружающего звучания, нет ничего удивительного, что люди непосвященные теряются в этом вопросе. Более того, существует так много различных типов динамиков объемного звучания: прямонаправленные, биполи, диполи… даже квадрополи! Большая редкость, когда новичку-любителю, непрофессионалу удается самому справиться с полной системой объемного звучания.

Динамики прямого излучения
Специалисты говорят: “Если вы не можете обеспечить достойное размещение колонок окружающего звучания, не используйте их вообще. Неправильное размещение не принесет пользы и даже может навредить”.

Для системы окружающего звучания 5.1 самым разумным размещением динамиков прямого излучения (имеются в виду обычные колонки с прямо смотрящими драйверами) является расположение позади зрителя под углом 110 градусов от экрана.

Для простоты, имея в виду, что положение непосредственно справа и слева от зрителя – это 90 градусов от экрана, правильное место для тыловых колонок будет находиться чуть позади зрителя. Еще важно стараться размещать их на той же высоте, что и фронтальная акустика или немного выше.

Конечно, особенности помещения не всегда дают возможность правильно разместить колонки окружающего звучания, но чем ближе их размещение будет к идеальному, тем лучше будет эффект.

Биполь и диполь
Биполярные динамики работают примерно так же, как динамики прямого излучения. Вместо направления звука прямо вперед, биполи, используя 2 набора драйверов, расположенных в разных плоскостях, излучают звук во фронтальном и тыловом направлениях.

При этом фазы драйверов совпадают (работают синфазно). Такая конструкция направляет звук в нескольких направлениях, создавая больше звуковой энергии.

Слушатель получает больше отраженного звука от стен, потолка, шкафов, столов и других поверхностей, чем в случае с динамиками прямого излучения.

На самом деле, биполярные динамики объемного звучания встречаются достаточно редко. В большинстве случаев выбор стоит между динамиками прямого излучения и дипольными динамиками. Как и биполи, диполи имеют 2 набора драйверов, излучающих звук в разных, чаще противоположных направлениях.

В отличие от биполей, драйверы работают в противофазе, то есть когда один драйвер работает, второй отдыхает. Когда диполи расположены правильно, под углом 90 градусов от экрана, непосредственно справа и слева от слушателя, они создают так называемую нулевую зону – область, в которой звук от каждой колонки эффективно гасится.

Прямое излучение не доходит до слушателя, слушатель получает только звуковые отражения. Источник звук локализовать практически невозможно, и таким образом достигается эффект окружающего звучания. Стоит учесть, что дипольные громкоговорители были изобретены в дни аналогового звука с целью имитации излучений нескольких динамиков.

В наши дни практически все DVD и Blu-ray диски, а также ТВ-шоу имеют цифровой объемный звук с пятью отдельными каналами. И неправильное использование диффузного звукового поля диполей в этом случае может оказать медвежью услугу.

Что касается систем 7.1, если у вас есть возможность хорошо разместить четыре тыловых динамика с прямым излучением, использование биполей и диполей оправдать еще сложнее.

Резюмируя: для построения качественной современной системы домашнего кинотеатра с объемным звуком достаточно использовать тыловую акустику с прямым излучением, уделив особое внимание ее правильному размещению.

Эксперименты! Выдумываю новое акустическое оформление) — DRIVE2

Доброго дня!Эксперименты с акустическим оформлением.Хочу получить максимально хороший звук в середине от этих широкополосников.

Резонанс 70Гц, добротность 0,8

Чтобы он был открытым, точным, резким, детальным.

Какое оформление для этого подобрать?

Послушал я практически голый динамик (как на первом изображении). Типа диполь. И звук получился гораздо более открытым, точным, резким, детальным (в сравнении с ящичными оформлениями). Но с солидным завалом на нижней середине и НЧ, что логично.

Возник вопрос — такая резкость звука возникла из-за того, что излучают обе стороны диффузора, или из-за того, что динамик абсолютно не зажат и никакой корпус его не демпфирует и не сдерживает?

Уже можно сформулировать задачу: нужно такое акустическое оформление, которое бы позволило сохранить детальность диполя и при этом иметь отдачу на НЧ, сопоставимую с ящичными оформлениями.
Как быть?

Возникла у меня мысль, возможно бредовая, но которую явно нужно попробовать)Что, если взять рупор и развернуть его на 180град? Установить динамик в широкой части, а узкую часть оставить открытой.

Тогда, возможно, рупор не будет нагружать динамик, и он останется не задемпфированным. При этом, короб будет открытым, горло рупора (которое в нашем случае является выходом) может быть достаточно большим для того, чтобы динамик свободно дышал.

Но это все не точно. Так, предположение)Сделал я такую вот конструкцию.

Перевернутый рупор — такое оформление вообще существует?

Вставил туда дин, и записал одну и ту же композицию на диполе, в этой бочке, и неудачный ЧВ сюда же добавил, для полноты сравнения.Вот что получилось:

Явно видно, что каждое оформление явно косячит. У ЧВ горб на 90-100Гц, у бочки 300-400 выпирают, у диполя ниже 1500Гц солидный спад. И ямка на 3кГц.

АЧХ трех оформлений

Но насколько у диполя детальный и острый звук!

Теперь возникает вопрос: как убрать горб на 300-400Гц? Отчего он вообще вылез?
Снял АЧХ практически у самого выхода из бочки: этого горба нет!

микрофон у выхода перевернутого рупора

Выходит, он получается благодаря хитрому наложению фронтального и тылового излучения?Идея не сработала?Не факт)Есть вариант, что у меня просто не получился рупор. Скорее всего, у меня не получилось сделать необходимого расширения. В самом широком месте присутствует достаточно большой магнит, который съедает часть объема. Получилась труба, немного сужающаяся)

В подтверждение этого говорит импеданс: в этой бочке он упал на 2-3 Гц относительно голого динамика. Именно так ведут себя трубы! Получился некий ЧВ с настройкой 300-400Гц?))

Дальше я попробую добавить более широкое начало рупора, компенсировать изменение сечения от магнита и проведу эксперимент еще раз. Потому что ту самую детальность в этой бочке динамик вроде пока не потерял)И достаточно сильно поднял СЧ НЧ относительно диполя. Но горб все портит.

Вот полное видео на эту тему:

Тыловые колонки в домашнем кинотеатре: биполь, диполь и прочие хитрости – Barnsly Sound Blog

В «монофоническую эпоху» единственную колонку зачастую норовили поставить в угол.

Во-первых – так она занимала меньше места в помещении, во-вторых – угол удачно выступал в качестве своего рода низкочастотного рупора, добавляя несколько децибел звукового давления на басу.

Пожалуй самые известные угловые модели того периода (середина XX в.) – Hartsfield от JBL и Klipschorn, который выпускается и поныне.

Вот эти два монстра и есть угловые АС JBLHartsfield

Однако с приходом стереовещания ситуация изменилась. Высвободить под музыку один угол – задача в целом нехитрая, но вот два, а фактически целую стену – это уже проблема.

Плюс к этому, благодаря новым материалам и технологиям, постепенно увеличивалась протяженность АЧХ акустических систем вниз, появлялись сабвуферы… В общем, от естественной угловой поддержки можно было более-менее безболезненно избавиться.

За последующие десятилетия потребитель «смирился» с необходимостью размещения в комнате полноценной стереопары, чаще всего – по бокам стойки с аппаратурой, а впоследствии и телевизора. Безусловно, видеомагнитофоны 1980-х с их архаичным Dolby Pro Logic порой вдохновляли отчаянных синефилов и на увеличение числа колонок, но это было скорее баловство, нежели осознанная необходимость.

Но четверть века назад появился Dolby Digital, в настоящий момент – самый распространённый многоканальный цифровой формат. Начиная с фильма «Бэтмен возвращается», с его использованием было снято около 20 тысяч кинокартин.

А буквально через несколько лет начал свое победное шествие по планете и самый часто встречающийся теперь цифровой видеоноситель – DVD.

Дальнейшее стало, как говорится, делом техники, и сегодня перед любым человеком помимо выбора фильма стоит и проблема места его просмотра – в кинотеатре или дома.

Не в каждом доме, не говоря уже о городской квартире, можно найти место для такого просторного домашнего кинотеатра

Однако кинотеатр, чаще всего, большой, а комната, опять же – чаще всего, не очень. А размещать там с каждым разом (вернее – с каждым новым многоканальным аудиоформатом) требуется всё большее число колонок.

Понятно, что сабвуфер, по большому счёту, никуда с пола не уберёшь, центральный канал можно «приткнуть» в стойку, фронтальные колонки, если на них еще и музыку послушать иногда захочется, будут полноценными напольниками, но вот многочисленные каналы эффектов… как бы сделать их, скажем так, чуть менее доминирующими в помещении? Ну конечно же – повесить на стены! Благо, если стены не заняты картинами, то и места там предостаточно.

А вот дальше начинается самое интересное. Эффектов, как несложно догадаться, бывает много и разных. И теория качества в данном случае подсказывает нам желательность узкой специализации. Другими словами: чем более нишевую задачу выполняет то или иное устройство, тем более качественно оно это делает.

Разместить акустику пространственного звучания на стене – само собой разумеющееся решение

Самый распространённый класс – монополярные колонки, то есть те, где все излучатели расположены на передней панели, а оси излучения, чаще всего, параллельны и направлены непосредственно на слушателя. Приставка «моно», в данном случае, означает не число каналов, но число направлений излучения динамиков, то бишь – единственное.

Биполярные колонки оснащены динамиками, расположенными на разных панелях, чаще всего под углом друг другу, и работающими в фазе.

Конструктивно похожие на них «диполи» имеют одно существенное отличие: их динамики работают в противофазе.

Первые обеспечивают самое чёткое, практически точечное звучание, у вторых, в большей степени, проявляется пространственный эффект, третьи создают максимально диффузное звуковое поле.

Пусть и с изрядной долей условности, но можно расположить их на некоей шкале, где первым будет отвечать максимальное соответствие музыке, а третьим — максимальный эффект присутствия в кино.

Естественно, что такой солидный и уважаемый производитель акустических систем, как Monitor Audio, предусмотрел в своём модельном ряду специальные колонки эффектов. Во всех трёх основных сериях, Bronze, Silver и Gold, есть настенные модели с аббревиатурой FX – думаю, нет нужды объяснять ее происхождение?

Bronze FX оснащен фирменным 5.5-дюймовым басовиком C-CAM на фронтальной панели и парой дюймовых твитеров, изготовленных по аналогичной технологии, на скошенных боковых гранях. Акустическое оформление – закрытый ящик, тумблер для переключения биполь / диполь расположен на задней панели, рядом с клеммами для подключения усилителя, внешняя отделка – виниловая плёнка.

Задняя панель Monitor Audio Bronze FX оснащается специальным переключателем конфигурации

Silver FX, представитель шестого поколения этой модельной линейки Monitor Audio, посолидней, калибр басовика увеличен до 6 дюймов, изготовлен он по технологии RST, варианты внешней отделки – натуральный шпон или лак.

Monitor Audio Silver FX с особым блеском сыграет роль колонки тыловых или боковых каналов

Наконец в Gold FX мы видим 6 (!) излучателей, включая ленточный для фронтальной монополярной пары, возможность переключения режимов с передней панели и даже триггерные входы для управления ими с процессора.

Эксклюзивная отделка Piano Ebony делает Monitor Audio Gold FX ещё более привлекательными

Подводя итог вышесказанному: специализированные колонки эффектов – не прихоть производителя и не маркетинговая хитрость, это очевидный и необходимый элемент любого полноценного домашнего кинотеатра.

Скорей уж банальные полочники в роли тыловиков – это некий компромиссный способ решения задачи, примерно как попытка замены сабвуфера чуть более басовитыми фронтами.

Такой режим в ресивере есть, но это не значит, что он единственно правильный и полностью соответствует концепции бескомпромиссного домашнего кинотеатра.

Прочие публикации и статьи

Расположение фронтальных громкоговорителей

Акустические системы, размещенные в замкнутом пространстве музыкальной комнаты прослушивания или домашнем театре, акустически взаимодействуют с ограждающими конструкциями стен, пола и потолка.

Это приводит к возникновению целого ряда негативных акустических явлений и дефектов, таких как: – собственные резонансы помещения (возбуждаются в большей или меньшей степени в зависимости от месторасположения АС); – SBIR-эффект (Speaker Boundary Interference Response) значительно искажает АЧХ громкоговорителей в НЧ диапазоне; – эффект гребенчатой фильтрации на НЧ/СЧ (зависит от взаимного расположения в комнате громкоговорителей и слушателя); – порхающее эхо (возникает между внутренними плоскопараллельными поверхностями комнаты). Произвольное расположение акустических систем и пренебрежение акустической обработкой помещения, как правило, приводит к значительному искажению звучания исходной фонограммы. Правильная расстановка фронтальных громкоговорителей помогает снизить негативное влияние отражений звука от ограждающих поверхностей комнаты. Кроме того, от расположения АС зависят основные параметры виртуальной звуковой сцены (soundstage). Существует довольно много различных методов поиска оптимального расположения основных громкоговорителей. Но практический опыт показывает, что для обеспечения сбалансированной звуковой сцены фронтальные громкоговорители должны располагаться на равном расстоянии от боковых стен. При этом, расстояния от громкоговорителя до фронтальной стены и ближайшей боковой стены должны быть разными и соотноситься в определенной пропорции. Указанное расположение АС является достаточно удачной «стартовой позицией» для дальнейшего определения оптимального расположения динамических фронтальных громкоговорителей в комнате прямоугольной формы. Для комнат неправильной формы или для планарных громкоговорителей принципы размещения АС могут существенно отличаться. Теоретические расчеты месторасположения АС, которые выполняются специалистами-акустиками, как правило, очень близки к оптимальным для заданных конкретных условий. Но наилучшие результаты могут быть получены только после фактического прослушивания, поскольку в реальных условиях существует множество факторов, которые невозможное учесть. Это касается, например, музыкальных предпочтений слушателя. В общем случае, расположение громкоговорителей «обычным» способом (близко к задней стене) приводит к усилению звучания низких частот за счет ухудшения четкости звуковых образов и разбалансированности (размытия) звуковой сцены. Приближение громкоговорителей друг к другу может создать более четкие звуковые образы, но при этом субъективно воспринимаемый размер звуковой сцены уменьшается. В целом, необходимо размещать громкоговорители таким образом, чтобы избежать возникновения пиков или провалов звука в области НЧ в зоне прослушивания. В большинстве случаев в литературе используют либо «правило 1/3» либо «правило 1/5». То есть, расстояние от громкоговорителей до стены, находящейся за ними, должно составлять или 1/3 или 1/5 от общей длины комнаты. Самое главное, что необходимо для нахождения наиболее удачного варианта размещения громкоговорителей – это терпение. Правильная установка АС требует достаточно много времени и многократного сравнивания звучания для различных вариантов размещения АС.

Несколько практических советов:

1. Первая задача, которую необходимо решить, это вычисление оптимального положения громкоговорителей относительно фронтальной стены.

Начните с изучения звучания Вашей системы при определенной пространственной локализации громкоговорителей, т.н. «стартовой позицией».

«Стартовой позицией» могут служить рекомендации Джорджа Кардаса или результаты расчетов месторасположения АС из акустического проекта, если Вы предварительно воспользовались услугами инженера-акустика.

Слушайте музыку некоторое время (это может потребовать несколько дней) стараясь запомнить все нюансы звучания и обращая внимание на особенности звуковой сцены, её глубину, ширину и высоту. Обращайте внимание на кажущийся размер виртуальных образов исполнителей и музыкальных инструментов.

Затем установите громкоговорители очень близко к фронтальной стене, и постарайтесь услышать все особенности звучания системы при этом расположении АС. После этого послушайте музыку, выдвинув громкоговорители в комнату на большее расстояние по сравнению с тем, которое было определено «стартовой позицией».

Постарайтесь сравнить отличия в звуковой сцене и вашем восприятии музыки для каждого из трёх положений. Для определения оптимального месторасположения фронтальных громкоговорителей необходимо поэтапно перемещать АС (назад-вперед) в пространстве между двумя крайними положениями.

Это может потребовать достаточно много времени, на протяжении ряда дней, а в результате, возможно, громкоговорители окажутся всего в нескольких сантиметрах от исходной «стартовой позиции».

Не удивляйтесь, если оптимальная позиция АС (оптимальная только для Вас) не совпадет точно с рекомендациями Джорджа Кардаса или результатами акустических расчетов инженера-акустика. Рекомендации специалистов только дают правильное направление движению Вашей мысли, но окончательное решение формируется в Вашей голове.

2. Следующим этапом будет определение расстояния от фронтальных громкоговорителей от боковых стен. Однозначно, это расстояние не должно быть равным расстоянию от АС до фронтальной стены, поскольку это приведет к значительной неравномерности АЧХ и «бубнению» басов.

Методика определения оптимального расстояния от фронтальных громкоговорителей до боковых стен подобна методике, использовавшейся в первом случае. Послушайте звучание АС в «стартовой позиции». После этого послушайте музыку, полностью придвинув громкоговорители к боковым стенам, а затем сдвинув их, близко друг к другу.

Постарайтесь сравнить отличия в звуковой сцене и вашем восприятии музыки для каждого положения. Вы быстро почувствуете, что изменяется в звучании системы, когда вы сдвигаете и раздвигаете громкоговорители. Увеличение расстояния между АС и приближение их к боковым стенам добавляет басы, но делает их менее артикулированными.

В свою очередь, сближение громкоговорителей может уменьшить ширину стереопанорамы до размеров телевизора.

Во время проведения этого эксперимента необходимо учесть два момента. Во-первых, если боковые стены в комнате были акустически обработаны для коррекции ранних отражений , необходимо убедиться, попадает ли абсорбер в площадку первых отражений, когда громкоговорители перемещаются ближе к стенам. Во-вторых, необходимо учитывать, на сколько развернут громкоговоритель к слушателю.

В общем случае, чем ближе друг к другу расположены АС, тем меньше они должны быть повернуты внутрь. Это немного усложняет выбор оптимального расположения, потому что для создания максимально реалистичной звуковой сцены, необходимо изменять оба указанных параметра одновременно. Рекомендуется поступить следующим образом.

Измерьте расстояние от плоскости расположения АС до слушателя. Затем отметьте условную точку, которая является половиной этого расстояния позади головы слушателя на оси помещения. Например, если громкоговорители находятся в 3 метрах от слушателя, отметьте точку, находящуюся в 1,5 метрах позади слушателя.

Все время направляйте громкоговорители на эту точку, когда будете изменять их положение по отношению к боковым стенам. Хотя и существуют громкоговорители, для которых определенный таким образом угол поворота не является наилучшим, для большинства видов громкоговорителей этот метод вполне подходит.

Методика, которая является наиболее эффективной, заключается в том, что сначала громкоговорители располагают ближе друг к другу, чем они должны быть расположены в «стартовой позиции». Затем необходимо постепенно раздвигать их, при этом, изменяя угол их разворота таким образом, чтобы сохранить их направленность на условную точку, расположенную за слушателями (см.

описание выше). Для определения расположения громкоговорителей по отношению к боковым стенам лучше всего слушать вокал, он должен звучать точно между громкоговорителями.

По мере того, как громкоговорители перемещаются ближе к боковым стенам, вокал будет становиться менее определенным, и, в конце концов, может показаться, что он доноситься из двух отдельных динамиков, а не из воображаемой точки между ними. Это значит, что громкоговорители разнесены слишком далеко друг от друга, и расстояние между ними необходимо уменьшить.

Подбор оптимального расстояния между громкоговорителями и угла их разворота может оказаться достаточно трудоёмким процессом и потребовать много итераций. Но в результате этой кропотливой работы будет получена звуковая сцена, обладающая реалистичной глубиной, высотой и шириной, а музыкальные образы будут иметь реальный размер и будут четко локализованы в пространстве.

Расположение громкоговорителей центрального канала

Как правило, громкоговоритель центрального канала располагается прямо напротив слушателя. При использовании в акустической аппаратуре современных звуковых процессоров, расстояние от громкоговорителя центрального канала до слушателя не является слишком важным параметром. Но есть ряд особенностей, которые следует учитывать.

Во-первых, звук, воспроизводимый громкоговорителем центрального канала, должен сосредотачиваться в районе экрана, даже если экран не располагается строго между двумя фронтальными громкоговорителями.

Центральный канал – канал диалога, он связывает в единую звуковую картину звучание фронтальных АС и обеспечивает привязку диалогов к происходящему на экране. Зрителю должно казаться, что диалог доносится от говорящих людей, а не из другого места.

Конечно, рекомендуется, чтобы телевизионный экран был расположен по центру между двумя главными каналами, но это не всегда возможно. Большинство громкоговорителей центральных каналов ограничено в плане воспроизведения низких частот.

Размещение таких громкоговорителей относительно фронтальной стены не является очень принципиальным. Если громкоговоритель центрального канала все-таки обладает полно диапазонной АЧХ, рекомендуется устанавливать его на таком же расстоянии от фронтальной стены, что и основные громкоговорители, если это возможно.

Во-вторых, следует избегать размещения центральных громкоговорителей слишком высоко или слишком низко.

Интенсивные отражения звука от пола или потолка могут ухудшить четкость звучания центрального канала.

Если не получается избежать расположения центрального канала вблизи пола или потолка, необходимо акустически обработать пол или потолок соответственно, чтобы уменьшить интенсивность первых отражений.

Расположение тыловых громкоговорителей (диполи и громкоговорители прямого излучения)

Сначала необходимо определиться с тем, какого типа громкоговорители будут использоваться в каналах окружающего звучания – дипольные или прямого излучения.

Компания «Lucas THX» рекомендует для воспроизведения саундтреков к видеофильмам устанавливать в задней части помещений домашних кинотеатров дипольные громкоговорители.

В общем случае это хороший совет для больших помещений, в которых предусмотрено размещение более 8 зрительских мест.

Дипольные АС имеют преимущество в плане создания равномерного звукового поля, поскольку они воспроизводят звук в двух направлениях одновременно, при этом громкоговорители в данной системе работают в противофазе. Маловероятно, что кто-то из зрителей окажется в области прямого звука диполя. В первую очередь дипольные громкоговорители создают объемное звуковое поле в тыловой части домашнего театра (лев. рис).

Иногда в тыловых каналах домашних кинотеатров применяют биполярные громкоговорители, у которых громкоговорители в работают синфазно (прав. рис).

Громкоговорители прямого излучения, более подходят для небольших помещений домашних кинотеатров, вмещающих небольшое количество человек. Их преимущество состоит в том, что они могут обеспечить в задней части кинотеатра более сфокусированную звуковую сцену.

После того, как Вы определитесь с типом громкоговорителей окружающего звучания, необходимо их правильно расположить в тыловой части помещения.

Легче всего размещать дипольные громкоговорители. Если в домашнем кинотеатре предполагается один ряд, предназначенный для размещения зрителей, то центр диполя должен располагаться прямо напротив этого ряда.

Если предусмотрено два ряда, то центр диполя должен располагаться между рядами, сдвинутый назад от первого ряда примерно на 2/3 расстояния между рядами. Диполи могут монтироваться либо на потолок, либо на стены.

Предпочтительнее установка на стены, при этом диполь должен располагаться примерно на высоте ушей зрителей или немного выше.
При использовании дипольных громкоговорителей рекомендуется выполнять звукоотражающую отделку тыловой части домашнего театра.

Желательно, чтобы на стенах и потолке в этой части театра были смонтированы конструкции, диффузно отражающие звук. Это значительно усиливает эффект от использования канала окружающего звучания.

Если Вы выбрали громкоговорители прямого излучения, это может обеспечить более качественные тыловые эффекты, но их нельзя располагать слишком близко к зрительским местам.

Громкоговоритель прямого излучения является точечным и четко позиционируемым источником звука, особенно для слушателя, который расположен к нему достаточно близко.

Для такого слушателя тыловой громкоговоритель может звучать слишком громко, и будет скорее раздражать, нежели служить источником создания специальных звуковых эффектов. Хорошим решением может стать их размещение около потолка и далеко позади зрителей (если позволяют размеры помещения).

Если громкоговорители прямого излучения воспроизводят полный спектр частот, следует быть осторожным, располагая их близко к углам комнаты, поскольку это может вызвать высокую неравномерность звукового поля в области НЧ. В этом случае рекомендуется располагать громкоговорители по принципу «золотого сечения» относительно тыловой стены.

Cабвуфер является самым трудным для определения месторасположения громкоговорителем. Дело в том, что качественное звучание сабвуфера сильно зависит от акустики помещения, расположения в комнате предметов интерьера, слушателей и, собственно, от места расположения самого сабвуфера.

Существует достаточно много методов и способов поиска оптимального месторасположения сабвуфера, описать даже часть которых просто нереально в рамках одной статьи, да и не имеет особого смысла. Этому вопросу будет посвящена отдельная статья.

Приведу лишь несколько наиболее общих аспектов взаимодействия сабвуфера и комнаты:

  • Наихудшее место для расположения сабвуфера это центр комнаты.
  • Наиболее неудачная форма комнаты для качественного воспроизведения басов это квадрат. Если у Вас есть возможность выбирать комнату для домашнего театра, избегайте помещений с кратными размерами.
  • Приближение сабвуфера ближе к стене приводит к увеличению баса в комнате.
  • Максимум басов можно получить, разместив сабвуфер в углу комнаты. Но учтите, что при этом будут возбуждаться все комнатные резонансы.
  • Приближение слушателя к стене также приводит к увеличению интенсивности низких частот. Но при этом может наблюдаться высокая неравномерность АЧХ на НЧ. В зависимости от положения слушателя может проявляться «бубнение» или, наоборот, «вялость» баса.
  • «Настройка» расстояния между диваном или креслом и стенами, а также определенная установка сабвуфера относительно угла комнаты, почти всегда будет полезна для получения глубокого баса с более гладкой частотной характеристикой для нескольких зрительских мест в комнате.
  • Добавление второго сабвуфера не решит проблему стоячих волн или неравномерности на НЧ, но может помочь расширить зону прослушивания с более ровным басом для большего количества зрителей. При установке сабвуферов вдоль фронтальной стены выбирайте разные расстояния и по отношению к боковым стенам.
  • Старайтесь не устраивать домашний театр в комнатах с бетонными стенами, полом и потолком, в которых практически невозможно избежать эффекта «бубнения». Если это невозможно, то выполните дополнительные каркасные облицовки стен листами гипсокартона, ДСП или фанеры. Это обеспечит некоторое низкочастотное поглощение звука и уменьшит «бубнение» фонограммы. Чтобы избежать нежелательного переизлучения звука дополнительными облицовками, их необходимо акустически задемпфировать (в этом случае необходимо проконсультироваться с инженером-акустиком).

Поиск оптимального расположения акустических систем процесс достаточно кропотливый. Но он является очень мощным инструментом акустической настройки помещения и может привести к удивительным результатам на пути поиска верного звука.

Литература : 1. “How to Find the Best Place for Your Subwoofer” by Alan Lofft 2. “Loudspeaker Placement Guide” by Richard Rives, 2005

3. “Musik och Ljudteknik”, by Ingvar Öhman, Sweden

Тыловые АС – О СЛОЖНОЙ ТЕХНИКЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ

Тыловые АС Распределение • Установка • Биполярные/дипольные

В поисках лучшего звука для домашнего кинотеатра

Какой тип тыловых АС считается лучшим?
Сложный вопрос. На него у каждого есть свой ответ, а единого мнения не сложилось. Начнем с самого начала: что именно делают тыловые АС. Когда в 1992 году появилась технология создания 5.

1-канального объемного звука (Dolby Digital), звукоинженеры фильмов получили возможность распределять эффекты в левом или правом тыловых каналах.

В старых системах (например, Dolby Surround) со звуком в моно для задних каналов один и тот же сигнал подавался на несколько АС.

В результате мои тыловые АС вносят больший вклад в окружающее звучание?
Именно так. Помимо лучшего распределения звуковых эффектов (которое соответствует происходящему на экране), 5.

1-канальный формат обеспечивает больший динамический диапазон. Он подразумевает пять полнодиапазонных аудиоканалов (от 20 Гц до 20 кГц), так что тыловые АС могут создавать столько же НЧ, сколько и фронтальные.

А почему тогда есть разные мнения?
Кое-кто считает, что поскольку 5.

1-канальная система обеспечивает полнодиапазонные звуковые сигналы, тыловые АС должны быть способны воспроизводить их – так что это должны быть напольники или крупные полочники.

Большие тыловые Hi-Fi-колонки в идеале должны быть идентичными фронтальным, чтобы обеспечить тональную согласованность системы окружающего звучания. Высококлассные АС отлично подойдут и для многоканальной музыки.

Обязательно ли использовать Hi-Fi-колонки в 5.1-канальной системе? Не обязательно. Во-первых, большие тыловые АС капризны к расположению. Установите их близко к дивану – и они будут «бухать» прямо в ухо; поставьте в угол или к стене – и качество звучания резко упадет.

Во-вторых, Hi-Fi-акустика призвана создавать стереопанораму, в которой отдельные элементы размещены на сфокусированной звуковой сцене. Именно такого «прямого» подхода к воспроизведению звукоинженеры стараются избегать при микшировании дорожек для тыловых АС.

В фильме их задача заключается в создании звукового фона, позволяющего ориентироваться в пространстве фильма, атмосферы, иногда «разбавленной» точечными эффектами.

Чтобы избежать локализации звука, когда он словно бы исходит из одной точки, в кинозалах применяется несколько пар тыловых АС, обычно расположенных на боковых и задней стенах выше уровня голов зрителей. Даже если звуковой эффект должен подчеркнуть нужный момент фильма, это делается экономно: меньше всего режиссер хочет отвлечь ваше внимание от экрана на выяснение, откуда исходит звук.

А как мне добиться этого? Вы можете повесить полочные Hi-Fi-колонки или стильные АС повыше на стену, купив подходящий кронштейн; либо приобрести специальные тыловые АС – дипольные или биполярные. Колонки обоих типов должны монтироваться высоко на стене – лучше сбоку, а не прямо позади вас (хотя это и не запрещено).

В дипольных АС устанавливаются два динамика, излучающих в разных направлениях в противофазе; их задача заключается в создании трудно локализуемого звука, более полно покрывающего всю комнату. В биполярных АС два противоположно направленных динамика работают в фазе.

Это обеспечивает больше басов и приличное наполнение, однако звук менее объемный и воздушный, чем у дипольных АС.

Какой вариант лучше для вас? Как мы сказали в начале статьи, единого мнения на этот счет нет. Возможно, самый надежный способ – приобрести тыловые АС наподобие Monitor Audio BXFX, объединяющие обе технологии: переключатель на задней панели позволит вам выбрать нужный тип излучения.

Калибровка-ключ к успеху

Независимо от типа АС, проверьте уровни звука. Не поддавайтесь искушению поднять громкость тыловых АС – это противоречит их предназначению: они не должны привлекать к себе внимание.

Некоторые фильмы не содержат почти никакой информации для тыловых каналов, за исключением небольших деталей, создающих нужную атмосферу, – и даже в формате 5.1 тыловые каналы нередко записаны в режиме моно.

В конце концов, если в фильме льет дождь, это же не значит, что он льет исключительно за правым плечом зрителя?

ТРИ ОСНОВНЫХ ТИПА ТЫЛОВЫХ АС

Прямые

Мощные полнодиапазонные АС; отличная интеграция с фронтальными колонками; хороши для многоканальной музыки
Сфокусированный звук плохо подходит для создания атмосферы; слишком велики для настенной установки

Дипольные

Обволакивающее звуковое поле помогает созданию атмосферы и звука “как в кино”; обычно просты в установке
Сложнее “прокачать”; НЧ слабее, чем у обычных АС; возможность тонального дисбаланса с фронтальными каналами; не идеальны для музыки

Биполярные

Басы лучше, чем у дипольных, но звук разносят так же хорошо; легко установить в большинстве комнат
Легче определить источник звука, чем у диполей; также склонны к дисбалансу с фронтальными колонками

Источник

Оцените статью