- Антивибрационные опоры для акустики
- Когда цель оправдывает средства и наоборот
- №1 Опоры
- №2 Конусы
- №3 Шипы
- №4 Антивибрационные площадки под аппаратуру
- №5 Топперы
- Подводя черту…
- Виброразвязка на примере конусов Audiocore, Soundcare, Nordost и Cold Ray
- Стальные шипы Audiocore Spike: для серийной и самодельной акустики
- Шипы Soundcare: соприкосновение разных материалов
- Конусы Nordost Sort Kones: шариковое соединение
- Конусы Cold Ray: «острием» вверх
- Эксперименты
Антивибрационные опоры для акустики
«Не бойтесь совершенства. Вам его все равно не достичь»
Представьте, что перед вами на столе стоит красивая тарелка с картофельным пюре, которое пышет жаром и манит своим вкусным ароматом. Оно украшено зеленью, чесночком — ммм… А рядом с ним лежат сочные стейки или говяжьи бифштексы, запеченные в духовке с сырной крошкой и сладкими томатами. Представили? Аппетитно, не правда ли. Казалось бы это — идеальный обед и все в нем превосходно. А теперь подумайте, что не хватает в этом ястве для пресыщенного гурмана, знатока, так сказать, шедевров кулинарного искусства? Кто-то скажет, что это изысканный соус, другие назовут фужер легкого фруктового вина, третьи ответят, что не хватает ломтика черного хлеба, а четвертым хотелось бы видеть маринованные корнишончики…И каждый будет по-своему прав. Ведь пределов для совершенства, как известно не бывает. Настоящим ценителям всегда хочется добиться нечто идеального и самого лучшего или, хотя бы, приблизиться к этому (что более реалистично). Это касается не только любителей вкусной трапезы, но и истинных меломанов, которым далеко не все равно, какой звук «выдает» их аудиосистема.
Когда цель оправдывает средства и наоборот
Ничто так не может испортить наслаждение звуковой картиной при прослушивании виниловых пластинок, как искажения, вибрации и резонансы. Казалось бы, все в порядке: настройки аппаратуры откорректированы в соответствии с рекомендациями производителя и собственными слуховыми ощущениями; составляющие аудиосистемы расставлены верно — по всем правилам «акустического фен-шуй кодекса»; необходимая для улучшения звука перестановка мебели прошла удачно и без жертв; там где нужно — постелены ковры, где не нужно — сняты и убраны на балкон и т.д. Но все равно звук дрожит, искажается и… ужасно раздражает. Вот тогда на помощь виниломану придут специальные устройства для наилучшей защиты системы от вибраций и резонансов во время прослушивания винила на проигрывателе.
Если, все-таки, достижение абсолютного совершенства — это нереальная задача, то максимальное приближение к нему — это уже в наших силах. Поэтому сегодня мы как раз и расскажем вам о 5 самых популярных и доступных средствах эффективной защиты акустики от проклятых резонансов.
№1 Опоры
Одно из самых простых и одновременно действенных антивибрационных устройств — это опоры. Их без малейшего труда можно установить под составляющие аудиосистемы самостоятельно.
Принцип их действия прост: они изолируют поверхность, на которую установлена ваша система, а также ножки от соприкосновения, устраняя тем самым даже сильные вибрации. Эффект после применения заметен даже «невооруженным» ухом.
Опоры различаются по своему предназначению и имеют различный вес, плотность и твердость: одни идеальны для напичканной инновациями «электроники», а другие — для акустики и виниловых проигрывателей любых габаритов. Это важный аспект, поэтому при выборе той или иной опоры подробно объясните специалисту (консультанту) для какой именно цели и для какого агрегата вы подбираете аксессуар. В противном случае можно купить хорошую опору, но при этом абсолютно не подходящую к вашей системе. Можно выделить несколько видов упомянутых устройств:
- виниловые опоры — в этих аксессуарах в роли опорного механизма выступает покрытый хромом стальной зафиксированный шарик;
- металлические опоры — самые прочные, но вот изоляционные свойства у них чуть хуже, чем у аналогов из более легких и пластичных материалов. Хорошо подходят для крупной техники;
- полимерные опоры — они, пожалуй, считаются наиболее эффективными по своим антирезонансным функциям за счет своей конструкции, напоминающей пчелиные соты. Подходят для аппаратуры малых и средних размеров;
- дюралюминиевые опоры — очень легкие устройства. Их рекомендуется использовать совместно с другими средствами защиты от резонансов, например с конусами;
- опоры со струнной структурой — они имеют сэндвич-конструкцию, обеспечивающую хорошую изоляцию от вибрации, благодаря чередованию специальных материалов. Они эластичные и одновременно твердые. Есть варианты для массивной аппаратуры.
№2 Конусы
Конусы подходят как для акустики, так и для электроники. Как правило, эти аксессуары состоят из 3-х отдельно взятых элементов:
- основа конической формы из стали;
- маленький керамический или стальной шарик;
- внешняя оболочка составляющего в виде небольшого стального колпачка.
Конструкция опоры — это шарик. Если он произведен из керамики, а не из стали, то это даже хорошо. Ведь, как известно, такой материал, как керамика устраняет резонанс лучше, чем иные материалы. Этот шарик в содействии с колпачком оказывает действие, подобное резонатору, тем самым сокращая вибрации.
Антивибрационные конусы хорошо подходят для тяжелых компонентов акустических систем. К примеру, максимально снизить вибрации при работе большого CD-проигрывателя или крупногабаритного усилителя (особенно это касается профессиональных линеек подобной техники и полупрофессиональных, т.е. предназначенных в основном для студий звукозаписи, а не для домашних условий) только лишь используя опоры, не удастся. Тут нужно будет либо совмещать опору со звукопоглощающими матами и подставками, либо необходимо будет приобрести качественные конусы, специально разработанные для тяжелой аппаратуры.
№3 Шипы
Они являются самыми маленькими антивибрационными аксессуарами…но далеко не по своей значимости.
Установив громкоговорители аудиосистемы на правильно подобранные шипы, вы сможете добиться отличных результатов в улучшении качества звучания акустики (особенно в басовом регистре). Лаконичная и часто даже очень стильная конструкция и дизайн этих устройств позволяет не «перегружать» интерьер. Они занимают минимум пространства и практически незаметны — это еще один плюс в пользу антирезонансных шипов.
Многие считают, что из-за своих острых концов и специфики конструкции шипы могут портить такие напольные покрытия, как ламинат, паркет, ковролин и линолеум. Это не совсем верно. Сами по себе они ничего повредить не могут. Но, если вы используете шипы для крупной акустической системы и ее составляющих, то под весом такой большой аппаратуры не то что шипы, но и пуховое перышко сможет нанести механическое повреждение на поверхность пола с любым покрытием. Поэтому говорить, что этот тип антивибрационных средств плохой, не стоит. Для перестраховки можно поставить шипы на специальную подставку (или мат) и только затем установить на них аудиосистему. Или использовать шипы для небольших по размеру составляющих акустики. Позаботившись об этом, вы никогда не увидите царапин на своем полу или паркете. А звук при этом станет лучше.
№4 Антивибрационные площадки под аппаратуру
У многих обладателей дорогих акустических систем последнее лет 5 большой популярностью стали пользоваться специальные «струнные» антирезонансные площадки, изготовленные по типу сэндвич-конструкции. Они обычно представляют собой 2 соединенные между собой подвижные деревянные рамы, посередине которых установлена специальная прослойка из поглощающего нежелательные вибрации материала. Они бывают различных размеров, форм и цветов, что позволяет их гармонично «вписывать» в любой интерьер даже небольшой городской квартиры.
Также рынок антивибрационных аксессуаров не так давно представил миру свою новинку — это усовершенствованная площадка, в которой вместо 2-х деревянных рам, использовано 3 или 4 детали. Это позволяет при сокращении вибраций не терять насыщенность звука в области низких частот.
№5 Топперы
Данные средства предназначены для устранения вибраций и резонансов, исходящих с поверхности компонентов.
У топперов интересное действие. В отличие от аксессуаров, которые защищают от вибраций «снизу», эти средства делают тоже самое, но только «сверху». Поэтому их нужно устанавливать строго на верхнюю поверхность корпуса вашей акустической системы. Они, кстати, также подходят и для электронной аппаратуры.
Производители топперов утверждают, что данные аксессуары разрабатывались на основе фрактальной математики, именно поэтому инженеры уверены в том, что устройства идеально справляются с резонансами и вибрациями любой величины.
Внешне топперы напоминают небольшие магниты, которые похожи по форме на кленовый лист с равноудаленными друг от друга уголками. На аппаратуру средних размеров, как правило, размещают от 4 до 7 топперов. Эти оригинальные аксессуары позволяют достичь самого чистого звучания, усовершенствовать звуковую картину басов и ее четкость в целом.
Разработчики топперов также рекомендуют устанавливать устройства в самом помещении, в котором вы обычно слушаете музыку. Ведь их можно легко прикреплять к мебели, подоконникам и другим элементам интерьера.
Подводя черту…
Каждое вышеперечисленное устройство лучшее по-своему. Важно, чтобы вы выбрали именно то, которое подходит именно для вас, учитывая 3 самых важных фактора:
- Габариты помещения, где размещена акустическая система.
- Тип и размеры аппаратуры.
- Финансовая составляющая.
Кроме этого всегда полагайтесь на мнения хороших специалистов, иначе, рассчитывая лишь на свою интуицию и собственные желания, не обладая знаниями всех необходимых тонкостей, можно серьезно прогадать с выбором антивибрационного устройства. А мы постарались, в свою очередь, рассказать вам сегодня самое основное и важное.
Удачи вам, четкого звука и хороших покупок!
Источник
Виброразвязка на примере конусов Audiocore, Soundcare, Nordost и Cold Ray
Виброразвязке компонентов в той или иной мере уделяют внимание сами производители — даже в бюджетных компонентах легко найти примеры того, как крепится силовой трансформатор или транспортный механизм. У аппаратов постарше найдутся силовые элементы корпуса, подпружиненные ламповые панельки или демпфер. Об акустике и говорить не стоит, сейчас разве что пластиковые наборы 5.1 в одной коробке не комплектуют шипами или специальными ножками. Но конечно же, есть и отдельные, внешние устройства для виброразвязки. И есть производители, которые делают эти устройства под разные задачи и разные бюджеты.
С технической точки зрения вибрации и резонансные эффекты в аудиосистемах — процессы сложные: от работы механических частей, приводов дисковых и аналоговых проигрывателей и того, что привносят трансформаторы в блоках питания, до влияния рядом стоящей акустики. Причем все эти типы вибраций легко найти в одной стерео- или кинотеатральной системе. Чтобы улучшить ее звучание, придется в буквальном смысле «разобрать» эти процессы на составляющие. А это непросто, ведь по стеклянно-металлической стойке вибрации гуляют от одного компонента к другому, а если акустика плохо развязана с полом, то вдобавок и то, что мы слушаем, пойдет по перекрытиям и начнет резонировать.
Существует не так уж и много решений «вибропроблем»: максимально изолировать компонент от окружающей среды (острые шипы, конусы и т.п.), наоборот, рассеять вибрации за счет легких поглощающих элементов, или и то, и другое сразу — типа резиновых и полимерных демпферов, пружины и похожие по свойствам конструкции.
Чтобы достичь желаемого результата и не потратить при этом много времени и денег, нужно изучить хотя бы часть конструкций, предложенных на рынке, и провести пару экспериментов, желательно на своей технике.
Кстати, не всегда очевидно, какие компоненты «отзовутся» на доработку. Вроде бы High-End-устройства спроектированы идеально, однако некоторые из них все же начинают звучать лучше, получив дополнительную виброразвязку. Аппараты в средней и бюджетной ценовых категориях, случается, «откликаются» с такой благодарностью, на какую сложно было рассчитывать.
Стальные шипы Audiocore Spike: для серийной и самодельной акустики
Самый распространенный вариант виброразвязки — шипы, конусы и подобные им конструкции. В основе принципа их работы лежит именно виброразвязка, которая происходит за счет уменьшения площади контакта и многократного увеличения давления в точках соприкосновения.
Шипы Audiocore Spike Big MK2
В качестве примера простой конструкции рассмотрим комплекты шипов Audiocore Spike Big MK2 и Audiocore Spike Small MK2. Это классические стальные шипы для акустики, поставляются комплектами из 4 штук. Модели различаются размерами и рассчитаны на разные габариты и массу акустики. Эти шипы можно использовать для улучшения звучания серийной акустики. Подойдут они и самодельщикам — в комплекте, помимо шипов и контргаек, есть забивные гайки, которые устанавливают в основание корпуса акустики или стойки во время сборки.
У шипов и конусов, предназначенных для использования вместе с акустическими системами, есть ряд особенностей. Прежде всего, это установочная резьба — она должна совпадать с резьбой у гаек в основании акустики. Также она нужна для регулировки высоты. Контргайки помогут закрепить шипы после того, как акустика установлена по уровню. Если колонку ставить на паркет или линолеум, понадобятся ответные подставки под шипы, иначе покрытие будет повреждено и конструкция не заработает как ей полагается.
Разницу в звучании между акустикой, поставленной «плашмя» и на шипах, легко услышит не сведущий в аудиофильских премудростях человек. И соседям достанется чуть больше тишины, что также дело хорошее.
Шипы Soundcare: соприкосновение разных материалов
Продукция норвежской компании Soundcare хорошо известна меломанам — свою деятельность производитель ведет с 1996 года и специализируется исключительно на системах развязки для акустики и компонентов. Объемный каталог включает множество вариантов резьбы для разных колонок.
Шипы Soundcare SuperSpiked feet for electronics
В основе всех моделей Soundcare SuperSpike — все тот же шип и подставка к нему. Но конструкция другая: сам шип и опорная выемка изготавливаются из различных материалов, вдобавок оба компонента выполнены во внешней оболочке из цинкового сплава. В старших моделях SuperSpike Titanium используется титан и титановый сплав.
Общие конструкции и принципы работы шипов Soundcare SuperSpike (слева) и одна из самых распространенных моделей — шипы Soundcare SuperSpike 3 1/4″ (слева)
Конструкция помещена во внешний декоративный кожух — оболочку из черного или прозрачного пластика. Пластик не только скрывает конструкцию и делает дизайн красивее, но еще и удерживает все части вместе — ножка остается цельной конструкцией, ее проще использовать и меньше вероятность потерять мелкие детали. При этом пластик не скрепляет жестко детали, что позволяет конструкции правильно функционировать. В итоге получается система виброразвязки и ножка, которая не повредит поверхность установки.
Одни из старших моделей — шипы Soundcare SuperSpike 5/16″ HE
Модели для использования с электронными компонентами выполнены как обычные подставки, которые крепятся на самоклейку, или их можно прикрутить вместо штатных ножек винтом.
Особенность аппаратных SuperSpike, которую необходимо учитывать, — у конструкции нет регулировки высоты. И если стойка или полки стойки так же не регулируются, для дисковых транспортов и проигрывателей винила это не самый подходящий вариант.
Шипы-подставки Soundcare SuperSpike SA Titanium
Конусы Nordost Sort Kones: шариковое соединение
Nordost Sort Kones — это сборные ножки-конусы с системой развязки внутри. Внешне разные модели в линейке не отличаются ничем, кроме маркировки, однако все различия прячутся внутри.
Младшая версия AS — это сочетание алюминия и стали, AC — алюминий и керамика, BC — бронза и керамика, а модель TC изготовлена из титана и керамики. Предназначены эти конусы в первую очередь для виброразвязки компонентов. Конусы продаются поштучно, можно выбрать не только модель, но и нужное количество (три или четыре конуса). Внешний «колокольчик» имеет как декоративное значение, так и собирает всю конструкцию в единое целое, не будучи жестко связанным с основными элементами.
Основных элементов три: нижнее основание, шарик и стержень с углублением, которым он в этот шарик упирается. Собственно, эти внутренние детали и делают из разных материалов. Конструкция получается простая и надежная.
Конус Nordost Sort Kone TC — внешний вид и конструкция
Однако ни крепления к корпусу аппарата, ни регулировки по высоте не предусмотрено. Также следует учитывать, что нижняя поверхность основания опирается на стойку не всей плоскостью, а только внешней кромкой. При сочетании особо увесистых компонентов и деревянной стойки это может быть не самый подходящий вариант развязки, но во всех прочих случаях Nordost Sort Kones весьма удобны и универсальны.
Для акустических систем компания выпускает модель Nordost Sort Fut. Сложная и дорогая конструкция этих шипов рассчитана на использование с High-End-акустикой. Принцип развязки похож на Nordost Sort Kones — соединение приходится на керамические шарики. В каждой ножке, изготовленной из алюминия и бронзы, расположено по три таких шарика. Конструкция предусматривает возможность резьбового крепления к основанию акустики, также есть регулировка по высоте. Несмотря на рекомендации производителя, эти ножки иногда используют в качестве опоры для аппаратных стоек или для отдельных платформ под компоненты.
Конусы Cold Ray: «острием» вверх
Конусы Cold Ray — это по-своему очень минималистская конструкция. Алюминиевый конус-основание с углублением вместо острия, в который помещается шарик. И вся эта конструкция накрывается алюминиевым же колпачком. Получается уже знакомая нам схема — две поверхности с небольшой площадью контакта и шарик из твердого материала между ними.
Конусы Cold Ray
Cold Ray устанавливается на стойку «острием» вверх, или основание при помощи резьбового соединения крепится к корпусу компонента или даже акустики. Необычно здесь то, что все три части конструкции никак не связаны между собой, а поэтому требуют бережного обращения — шарик можно выронить, после чего его будет непросто найти. Продаются Cold Ray комплектами по 3 и 4 штуки. Помимо разных материалов шарика, компания предлагает несколько вариантов цветовой окраски.
Эксперименты
Чтобы подобрать правильное сочетание виброразвязки с техникой, советуем провести несколько экспериментов. Например, возьмем расположение. В ряде случаев, как для некоторых дисковых транспортов, требуется 5 конусов. Точки установки следует подбирать индивидуально, но с пониманием того, как распределен вес компонента внутри корпуса и где какие элементы конструкции расположены. Установка вместо штатной ножки — вариант простой, но чаще не такой результативный.
В отношении виброразвязки стоит всегда помнить, что существует множество способов, вариантов и решений, но если вдумчиво подойти к этому вопросу, то результат непременно будет положительным и этот результат оправдывает и затраты и усилия. Ведь цель по сути одна — создать такие условия, в которых каждый компонент системы наиболее полно раскроет свой потенциал.
Источник