Шедевры мирового колонкостроения: Technics SB-1000 — эталон АС от Мацуситы
Существуют устройства, которые остаются в памяти нескольких поколений, а порой даже прочно входят в историю и становятся символами своей эпохи. Именно такие устройства я описывал в своих циклах “Легендарные усилители” и “Советский HI-FI и его создатели”. Сегодня речь пойдет об АС, а этот пост станет пилотным в новом цикле «Легенды мирового колонкостроения”. Серия публикаций будет полностью посвящена акустике, которая, по моему субъективному мнению и объективным данным достойна называться легендарной.
В этом посте рассказ об акустической системе, которую сравнивали с такими бестселлерами как JBL L200 Studiomaster, Yamaha NS-1000, Coral DX-Eleven, Sony SS-G7. Тема материала — легендарная мелкосерийная Technics SB-1000, которая по сей день поражает любителей аудио. Интересно, что эта акустика признается одной из лучших в мире как представителями субъективно-аудиофильского, так и инженерного, научно-психоакустического подхода, что само по себе — большая редкость. Более того, система является предметом своеобразного культа и вожделенной мечтой многих коллекционеров аудиотехники. Найти негативный отзыв об этой системе, равно как и её саму — достаточно сложно.
Предпосылки к появлению легенды
К концу 60-х годов требования к среднестатистическому аудиопродукту заметно выросли — это в полной мере касалось акустических систем. Потребитель стал привередлив как Европе и США, так и в самой Японии. Людям хотелось большей мощности с меньшим количеством искажений и это было наиболее логичным путём развития аудиотехники.
Покупка HI-FI и стремление получить звук с высокой верностью становилось модной тенденцией. Даже несмотря на то, что в тот момент не существовало соответствующего стандарта, само понятие о High fidelity ушло в массы и стало будоражить не только ограниченные группы аудиофилов, но и прочие социальные группы.
В Японской корпорации хорошо чувствовали актуальный тренд и стремились создать нечто концептуально новое и поражающее воображение как качеством звука, так и дизайном. В компании великого Коносукэ Мацусита хотели удержать лидерство в достаточно жесткой конкурентной среде, что требовало соответствующих мер.
Так у инженеров Matsushita Electric появилась идея создать модель, превосходящую аналоги по верности воспроизведения, функциональности, а также обладающую компактными габаритными размерами. В идеале продукт должен был значительно опередить своё время и дать толчок к разработке принципиально новых акустических систем.
Важным требованием к продукту была способность вписаться в сложный интерьер, что серьёзно ограничивало возможности разработчиков. Также высокие планки по количеству искажений и частотному диапазону серьезно замедляли разработку. Так первый прототип устройства, начатого в 1969-м году, появился лишь к 1972-му. Для реализации проекта понадобилась серия психоакустических исследований, результаты которых были неоднократно использованы компанией впоследствии.
Триумф мелкосерийного чемпиона
К началу 1973-го удалось полностью подготовить трехполосную АС к серии и запустить производство. К 1974-му году система попала на выставки и несколько позже на полки Японских, Европейских и Американских магазинов. Цена на устройство была сравнительно высокой — 220,000 Йен, что сегодня составило бы с учетом инфляции около $9000. Критики из тогда ещё честной и почти неподкупной аудиопрессы отозвались о продукте очень лестно.
Большинство из тех, кто делился впечатлениями от новых колонок, отмечали акцентированное воспроизведение басов, предельный для того времени частотный диапазон, выходивший за пределы порога человеческого восприятия, и чистый звук, лишенный заметных искажений даже на сложном симфоническом музыкальном сигнале.
В связи с высокой стоимостью в компании великого и ужасного (зачеркнуть) Коносуке Мацусита решили не запускать аппарат в полномасштабную серию. Вместо этого прагматики из Technics ограничились мелкосерийным выпуском для узкого круга понимающих в звуке меломанов.
Конструкция, определяющая основной тренд поколения
Для 1974 года SB-1000 была продуктом, воплотившим в одном устройстве годы разработок и инноваций. Для системы были созданы новые уникальные для того времени динамические ГГ. Кроме того, были впервые опробованы принципиально новые подходы к разработке корпуса и конструкции, существенно снижены вибрации.
Звукоинженерам удалось значительно улучшить показатели соотношения сигнал-шум в диапазоне НЧ. В качестве основного в НЧ спектре был использован 30 см НЧ динамик конической формы EAS-30L100S. Мембрана этого динамика изготавливалась из трехслойного композита, который имеет высокий модуль Юнга. Мембрана отличается прочностью и низким уровнем частотных искажений.
Усовершенствованный подвес позволяет частично снизить нелинейные искажения. Отверстие хода диффузора, размещенное в магните, обеспечивает не только беспрепятственный ход мембраны, но и оптимальное охлаждение катушки.
Для снижения сопротивления хода диффузора в магните имеется большое отверстие, которое также хорошо отводит тепло.
Динамические возможности громкоговорителя обеспечиваются мощной магнитной системой с диаметром магнита 220 мм (размер магнита 220х120х23 мм) при диаметре самого динамика 300 мм. Традиционно такие мощные магниты применяются в концертной аппаратуре. Едва ли можно припомнить иной случай использования таких гигантов в домашнем хайфае.
Звучание в СЧ диапазоне обеспечено 4,5-сантиметровым драйвером EAS-18KM100S с куполом, мембрана которого также изготовлена из трехслойного
целлюлозно-карбонового композита. Производитель также сообщал, что для уменьшения потерь в СЧ драйверах были использованы сердечники из листовой электротехнической стали, обладающей внушительной магнитной индукцией. Ход катушки СЧ излучателя удалось увеличить на 7 мм.
. 19 — миллиметровый твитер устройства, EAS-12KH100S был изготовлен из титанового сплава толщиной всего 20 мкм. Этот сплав на 30 % легче алюминия и обладает более впечатляющими переходными характеристиками. Плотность магнитного потока ВЧ-излучателя составляет ок 19000 Гс. Кроме того, ВЧ-динамик оснащен дросселем из кремнийсодержащего сплава на стальной основе, который позволяет снизить КНИ высокочастотного динамика до отметки менее 0,1% на 100Вт.
Интересной особенностью стало то, что подключение к динамикам может осуществляться через кроссовер либо напрямую к каждому динамику по-отдельности.
Корпус АС создан из трех слоев: поверхностного и внутреннего слоев фанеры толщиной — 9 мм, промежуточного слоя ДСП с толщиной 18 мм (общий 36 мм). Надежное внутреннее демпфирование позволило избавиться от паразитных резонансов, которых, по утверждению производителя, вообще нет. Ещё одной особенностью корпуса стало использование виброгасящих покрытий с наружной стороны.
- Далее перечисляю сухие характеристики системы:
- Диапазон частот: 20 – 30000 Гц;
- Чувствительность: 90 дБ/Вт/м;
- Мощность (DIN): 100 Вт;
- Сопротивление: 8 Ом;
- Частоты среза кроссовера: 500 Гц и 5000 Гц;
- Габаритные размеры (ВхШхГ): 582х392х397 мм;
- Масса: 52 кг;
Technics SB-1000 стала своеобразным эталоном домашней акустической системы высокой верности вплоть до начала 90-х годов, хотя выпуск её завершился уже в 1975-м году. Она и сегодня находится на почетном месте среди эпохальных продуктов компании Panasonic (Matsushita Electric).
На многочисленных аудиофорумах её сей день вспоминают, и как правило, причисляют к мониторам. Учитывая характеристики — это не удивительно. При большом желании легендарный и редкий винтаж можно приобрести на аукционах. Как правило, стоимость такой АС в хорошем и идеальном состоянии не ниже чем в 1974-м году.
Источник
Technics SB-MX200
Изготовитель: Япония, 1988 – 1989 года.
Технические характеристики:
3-х полосная АС с фазоинвертором
Диапазон частот по уровню -16 дБ: 25 – 45000 Гц
Чувствительность: 88 дБ/Вт/м
Сопротивление: 6 Ом
Максимальная (предельная) синусоидальная мощность: 125 Вт
Музыкальная мощность: 250 Вт
НЧ: 270 мм, конусный EAS-27PL01A
СЧ: 60 мм, купольный EAS-60KM01A
ВЧ: 25 мм, купольный EAS-25KH34A
Частоты раздела фильтра: 450 Гц и 4000 Гц
Габаритные размеры (ВхШхГ): 863х320х415 мм
Описание:
Корпус Technics SB-MX200 по сути визуально кажется узким и стройным, такое впечатление создают сильно закруглённые и скошенные углы, а также горизонтальные линии (заполненные пористым звукопоглотителем) условно разделяющие акустику на три части. Внутренний объём и на самом деле разделён на три отсека. Верхний, где установлены СЧ и ВЧ головки, соединён с басовым отсеком панелью акустического сопротивления (ПАС). Басовый отсек квадратной формы, то есть его высота равна ширине, а глубина несколько больше (такие пропорции препятствуют возникновению стоячих волн). Нижний резонансный отсек, соединён с басовым через ПАС, который работает в тандеме с фазоинвертором (ФИ). ФИ настроен не как у большинства АС на резонансную частоту (это делается для поднятия отдачи на басе), а на частоту ниже резонансной, что продлевает вниз диапазон воспроизводимых частот, но снижает чувствительность.
Корпус выполнен из специального ДСП с переменной рыхлостью b толщиной стенок 30 мм. Все стенки укреплены уголками, перегородками и утолщениями, иногда до 50 мм в ответственных местах. Передняя панель состоит из трёх частей: отсек СЧ и ВЧ, НЧ отсек и резонансная камера. НЧ динамик закреплён к наружному слою собственной лицевой панели изнутри, при этом он виброразвязан с тыльным слоем, лицевыми панелями СЧ/ВЧ и резонансной камерой. СЧ и ВЧ динамики закреплены к тыльному слою изнутри, при этом они виброразвязаны с собственной лицевой панелью и басовыми лицевой и тыльной панелями. Такая сложная конструкция корпуса полностью препятствует взаимному влиянию головок громкоговорителей между собой и нежелательным резонансам корпуса. Динамики как будто работают все в разных корпусах с полной виброизоляцией друг от друга, но в тоже время физически они находятся близко друг к другу, что делает более цельным звуковой образ.
На фото видны три отсека, СЧ/ВЧ, НЧ и резонансный отсек. Между всеми отсеками ПАС. Также видно, что каждый динамик закреплён на собственной панели, которая имеет два слоя, ВЧ динамик вообще не видно, он со своим компактным неодимовым магнитом уместился между слоёв толстенной передней панели.
В диффузорах всех динамических головок применяется слюда. У данного материала самая высокая скорость распространения звука. Слюда так же имеет маленький удельный вес – в три раза легче алюминиевых диффузоров, и высокую жесткость – жестче титана. При всём при этом, слюда благодаря своей слоистой структуре обладает высоким декрементом внутреннего затухания, что исключает призвуки и окрас, вносимые в звук диафрагмой. Чтобы не быть прозрачными, диффузоры покрыты чёрным красителем и лаком.
Для снижения дифракции наружные стороны корзин всех динамиков отделаны специальным пористым полимером, фланцы СЧ и ВЧ головок покрыты бархатом, корпус в месте крепления СЧ и ВЧ излучателей также имеет бархатистое покрытие. Все головки имеют магнитное экранирование.
Купольный ВЧ динамик со слюдяной диафрагмой и алмазным покрытием плазменным методом. Такой жесткий купол способен воспроизводить без искажений быстрые всплески высокочастотного сигнала вплоть до 45 кГц. Для большей отдачи и скорости инженеры Technics первыми в домашнем аудио применили неодимовый магнит (NdFeB).
Среднечастотник EAS-60KM01A и высокочастотник EAS-25KH34A, настолько были удачными, что позже, в конце 90-х годов модернизированные их версии применялись в самой дорогой модели акустики – Technics SB-M10000.
СЧ имеет купольный излучатель, который также как и у НЧ выполнен из лакированной слюды, и имеет пару массивных феррито-бариевых магнитов. Катушка данного драйвера намотанная плоским проводом уложенным на ребро, имеет такой же диаметр (60 мм) как и сам купол. Такое решение даёт минимальную компрессию мощности и минимальные искажения. Купол настолько линеен и сбалансирован, что ему не понадобились ни фазовыравнивающие рёбра, ни гасящие резонансы вставки, как это сделано у большинства других купольных динамиков.
НЧ динамик EAS-27PL01A построен по уникальной фирменной конструкции TMD (Technics Monocoque Diafragm). Её суть заключается в цельной несущей конструкции диффузора, то есть излучающая поверхность имеет цельную, единую рабочую поверхность, без приклеенных пылезащитных колпачков и других элементов. TMD исключает переход звуковой волны из материала в материал или переход через клеевой шов, при применении однотипных материалов.
До сих пор, подобное решение смогли воплотить только в компании DYNAUDIO в своих магниевых диффузорах. Для жесткого, скоростного диффузора требовалась соответствующая магнитная система, способная передать все мельчайшие звуковые подробности и высокую скорость. Было решено применить пару мощных феррита-бариевых магнитов приклеенных друг к другу в противофазе, что лучше фокусирует магнитное поле в зазоре и уменьшает магнитное поле вне зазора. Для лучшего демпфирования подвижной системы было принято решение отказаться от охлаждения катушки через керн, инженеры Technics разработали специальные желобки в корзине динамика, через которые осуществлялся отток горячего воздуха от звуковой катушки. В самой звуковой катушки применен полиамидный каркас (термостойкость до 250С), хорошо выдерживающий работу при высокой мощности, сохраняя минимальные искажение выходного акустического сигнала даже при мощном басовом ударе. Керн для лучшей фокусировки магнитного поля в зазоре выполнен в форме гриба, в верхушке которого установлена цинковая шайба, которая призвана замыкать токи Фуко на себя, благодаря этому повышается детальность и разборчивость на низких частотах.
Темно-красным выделена цельная конструкция TMD:
Японцы при изготовлении Technics SB-MX200 особо не экономили – качественный, толстенный корпус, дорогие высокотехнологичные динамики, болты которыми прикручены динамики (и те с медным напылением, хотя их видно только при разборке), фазоинвертор, не пластиковый, не картонный, а алюминий с медным напылением, наружные болты задней стенки все закрыты войлочными вставками и так далее. В одном месте была найдена небольшая экономия, это фильтр. Нет, он на дорогих комплектующих, всё сделано аккуратно, но применяется много электролитических конденсаторов, что отстаёт от современных тенденций Хай Энда.
Клеммы у Technics SB-MX200 рассчитаны на двух проводное подключение, хотя как видно фильтр разделён на три независимые части НЧ, СЧ и ВЧ. Внутренняя разводка сделана качественным фирменным кабелем из бескислородной меди.
Описание взято с сайта stereotest.ru
16 комментариев: Technics SB-MX200
Видел в одном магазине эти колонки.И был это 2007 год.Хозяин их сдал в комиссионный магазин.Звучание впечатлило..даже..можно сказать очень.После них,а у меня акустика Эстония, слушать их не хочется.Ощущение того что в Эстонии все смазано в звуке,а у Техникса как и должно быть,все по полочкам.Хотя Эстония до этого была для меня эталоном..
Фильтры – бюджетные. Катушки,конденсаторы,резисторы,провода,лучше поменять на качественные.
На воздушном сердечнике,полипропилен,безиндукционные.
Задняя панель грамотно спроектированна – удобно.
Жаль чувствительность не высокая и оформление ФИ – хуже для музыки, чем ЗЯ.
Источник