Акустика открытого типа open baffle

Акустика есть, корпуса нет

Данный тип акустики называется Open Baffles (OB) или дипольная. Это означает, что излуче­ние акустики происходит в двух направлениях – вперед и назад. В сравнении с традици­онной корпусной акустикой, OB создают большую звуковую сцену и более натуральное ощущение пространства. Это создает сильный эффект вовлеченности. Зона комфортного прослушивания также гораздо больше, чем в случае с традиционными корпусными аку­стическими системами.

Чтобы полноценно наслаждаться звуком, вам не обязательно находится на пересечение акустических осей. Зона комфортного прослушивания достаточно большая. Следует отме­тить, что расширение комфортной зоны повлекло за собой некоторое ослабление локали­зации виртуальных источников звука. Однако для некоторых слушателей это является приемлемым компромиссом. Связано это с тем, что звук достигает ушей слушателя не только прямым образом, но и через многочисленные отражения от стен.

Акустика го­раздо сильнее взаимодействует с помещением прослушивания. В связи с этим, располо­жение акустики в помещении может значительно изменить характер звука. Например, если вы расположите акустику слишком близко к фронтальной стене, то некоторые час­тоты могут быть подавлены вследствие больших фазовых сдвигов между прямой волной, излучаемой акустикой и отраженной волной от стен.

Как показано на рисунке, акустика OB имеет более прогнозируемую диаграмму излуче­ния. Излучение практически отсутствует по сторонам акустики – это означает, что негатив­ное влияние боковых стен практически отсутствует. Негативное влияние потолочных пе­реотражений также невелико. С другой стороны, возрастает излучение задней плоскости динамиков. Что, при правильном расположении акустики, может подчеркнуть эффект присутствия. За счет правильного расположения также можно добиться полной компен­сации первых отражений звука от фронтальной и задней стены.

Читайте также:  Инструкция для колонки borofone br4

Существует огромное множество OB акустики. В сети интернет есть несколько сайтов, по­священных подобным конструкциям. Только вы можете решить, какая из них будет наи­лучшим вариантом для вашего помещения.

Основные преимущества OB конструкции:

Нет корпуса – используется излучение задней части диффузора, в отличие от корпус­ной акустики, где излучение задней плоскости поглощается. Отсутствие кор­пуса – а значит отсутствуют «ящичные» призвуки.

Дипольная диаграмма излучения – усиливается излучение назад, но практически от­сутствует излучение по сторонам и вверх-вниз. Как следствие уменьшаются переотражения от боковых стен, пола и потолка.

Быстрый бас – однако характер звука значительно меняется в зависимости от распо­ложения в помещении.

Источник

Open-baffle акустика — шо за.

Крайне интересный вид АО, особенно если жилплощадь позволяет.

Вот, еще у Димы Баранова можно почитать, да поглазеть http://openbaffle.narod.ru/

165см. Действительно, в обычной жизни (более-менее типовые квартиры) такие габариты мало приемлемы. Однако для 60 Гц (а это реальный предел для подавляющего большинства разных вариантов «ящиков») достаточно уже 73см, что уже более приемлемо (хотя все равно нужна комната от 25м2). Кроме того, приведенные рассчеты верны для бесконечно большого объема или заглушенной камеры, а в жилой комнате все немного иначе, так что экран может быть даже меньших размеров. Основная засада в другом: нужны качественные пятнашки (или даже восемнашки) с высокой добротностью и чутьем, в идеале — на подмагничивании, а это большая редкость, да и цены не радуют (для примера — пара 15» RCA на подмагничивании ушла недавно на Е-бэе за 2450$, а с пересылкой и таможней сумма станет еще краше, и существенно).
Так что, Федя, если интересуетесь вопросом, почитайте на досуге книжки (а не форумы) по акустике помещений и акустическому оформлению ГГ, да поэкспериментируйте дома — многие вопросы отпадут сами собой )

Цитата
The open baffle, or dipole, loudspeaker is the least room resonance sensitive platform
Цитата
Согласно Линквицу, open-baffle АС наименее чувствительны к комнатным резонансам
Цитата
Так что, Федя, если интересуетесь вопросом, почитайте на досуге книжки (а не форумы).

1. Грех почитывания сего форума, как явствует из сего обмена репликами, для нас с Вами общий.
2. Цитата из одной из книжечек (М.А. Сапожков «Электроакустика». М., «Связь», 1978):
«Для ящика с открытой задней стенкой (а также для громкоговорителей без оформления) диффузор является излучателем первого порядка, если длина волны значительно больше размеров ящика (или самого г/говор, если он используется без оформления), т.е. на низких частотах. Соответственно этому на низких частотах при dλ

На самом деле конструкция OB достаточна проста. На СЧ-ВЧ ставят широкополосник, чтобы он играл от частоты среза экрана и выше. НЧ драйвер берут большого размера, можно два, с очень низким резонансом. Ставят басовик(и) в экран близко к полу — дополнительный плюс в виде излучения в полупространство. Пускают сигнал через фильтр первого порядка, причем рассчитанный так, чтобы выровнять два горба: резонанс динамика (1 горб) и частота экрана (2 горб). Если делают «крылья» назад, или даже открытый ящик, то получают еще и третий горб ровно на половине частоты экрана, т.к. ящик начинает работать как четвертьволновой резонатор (это есть у Линквица). Вот такого трехгорбого верблюда и объезжают. Если учесть обычную решетку на низах в стандартной комнате, то ничего страшного в этой неравномерности нет: тщательней подбирают место для установки акустики и еще непонятно что будет интереснее играть.

Вот сайт француза, на нем есть даже Excel файлы с базой данных динамиков и расчетом вышеприведенной классической схемы:

Там есть куча фич: расчет последовательного сопротивления для повышения Qtr динамика до нужного уровня; рисует график отдачи басовика с учетом пола, подбирает к нему первого порядка фильтр — чтобы выровнять горбы; автоматом подставляются данные на динамики из базы; и пр.

Источник

Sergei Klimanski

Personal web blog

Открытый экран ( ОЯ ) на 8″ широкополосном динамике L.Cao. Open baffle speaker

Изготовленные ранее самодельные колонки на Висатон В200 радуют меня своим звуком и поныне http://klimanski.com/?p=263 , но желание их усовершенствовать взяло верх и начал изготовление нового открытого экрана, на этот раз на широкоплоснике от известного китайского аудио-энтузиаста L.Cao. Об этих динамиках можно почитать на ветке форума diyaudio.com: http://www.diyaudio.com/forums/vendors-bazaar/127996-new-8-full-range-speaker-l-cao.html а также http://www.onecaudio.com/lcao_eng.html . Он имеет следующие характеристики ( данные производителя ):

Достаточно высокое значение Qts позволяет применить его как основной драйвер в колонке открытого типа. При разработке конструкции за основу была взята публикация Мартина Дж. Кинга от 2007 года Designing a Passive Two Way Open Baffle Speaker System http://www.quarter-wave.com/OBs/OB_Design.pdf . Если вы не питаете нежных чувств к китайскому хай-энду, и вы на распутье, то сделать свой выбор поможет большая база данных по широкополосникам: http://www.spectrumaudio.de/breit/tabelle.htm.

К тому же у меня появилось неозвученное пространство в загородном доме и вот что уже готово и звучит:

Басовый динамик – Eminence Alpha 15А с полной добротностью 1.2 – как раз для открытого ящика. На этот раз я отказался от идеи улучшить отдачу в нижнем регистре путем создания фазоинверторов, TQWT, труб Войта и тому подобных ухищрений и попробовал сделать чистый, “кошерный” ОЯ. Передняя панель склеена из двух купленных в магазине стройматериалов клееных 28мм щитов размером 40х100 см, то есть размер лицевого щита – 1 м в высоту и 80 см в ширину. Боковые откосы сделаны из распиленной по диагонали панели размером 30 х 100 см( толщина тоже 28 мм). Все это установлено на панель толщиной 40мм и размером 40 х 88 см. Все соединения – 10мм деревянные шпунты на клею ПВА. Обратная сторона вертикальной части щитов покрыта слоем пробкового покрытия, которое иногда используется для подстилки под ламинатный пол и которое можно купить в строительных магазинах.
Согласно рекомендациям приведенной вначале статьи, предпочтительно, чтобы среднее звуковое давление басового динамика превышало таковое для широкополосника на 6 – 10 дБ, что в данном случае не соблюдается ( 94 дБ у Cao и 95,6 дБ Eminence Alpha 15А http://www.lean-business.co.uk/eshop/eminence-alpha-15-8ohm-15-200watt-speaker-p-759.html?zenid=2c92169351e860a50d4ada8a2ed5298c ), что и явилось главной сложностью в стыковке их в одном корпусе, без активного управление басовым динамиком тут не обойтись. Предварительное прослушивание колонок с подключением только широкополосников показало наличие у них той же проблемы, которая есть у Вистона В200 ( и которая по имеющейся в интренете информации присуща практически всем широкополосным динамикам ) – выпяченная середина в районе 1 – 2 кГц. Поэтому для выравнивания АЧХ широкополосника было решено изготовить фильтр по схеме примененной Бокаревым для Висатона В200 http://tubeaudi.ucoz.ru/index/0-16 . Вот его схема ( лишь немного изменены номиналы исходя из того, что было под рукой ):

Потенциометром можно регулировать глубину среза середины. Кроме выравнивания АЧХ этот фильтр также снижает средний уровень звукового давления широкополосника, что в данном случае даже очень полезно. Потенциометр – проволочный ППБ-15, индуктивность без сердечника, намотана медным лакированным проводом сечением 1 мм на пластмассовом каркасе, резистор R1 – проволочный ПЭВ-15, конденсатор – полипропиленовый Monacor. Пробы показали заметное преимущество указанного фильтра перед стандартным режекторным RC фильтром.

Продолжая сравнение Висатона и L.Cao отмечу более чистую середину и верха китайского динамика, в тоже время, Висатон имеет несколько более богатый басовый регистр. От этого на китайском динамике прекрасно звучит вокал. В общем – плюсы китайского динамика – высокая датальность и прозрачность в среднем и верхнем регистре, и нет ощущения недостатка или низкого разрешения на ВЧ, как это имеет место быть у Висатона.

Для управления НЧ динамиком были выбраны транзисторные платы известного усилителя Quad405, купленные на е-Вае, и для того, чтобы обрезать верхний регистр, платы были немного доработаны. Перед входом поставлен однозвенный RC фильтр из 22К и 0,47мкф, и в схеме Quad’a конденсатор С6 увеличен до 1 мкф, что в общем привело к нужной АЧХ c крутизной среза 12 дБ на октаву и заодно решило извечную проблему шумов Quad405, теперь колонки мертвенно тихие.

Блок питания Quad”а самодельный, но в принципе – стандартный, сетевой трансформатор ТПП 323, мне посчастливилось найти экземпляр, который не гудит. Подойдет также ТПП307. На выпрямитель подано 2 по 20 ( фактически 22 )вольта, выпрямленное получается +-30Вольт. Выпрямитель на четырех диодах Шоттки, в фильтре по два конденсатора 10 000 мкф на 50В в плече.
Схема соединений блоков.

Потенциометром VR2 устанавливается уровень баса, потенциометром Р3 – частота среза за счет изменения постоянной времени цепочки P3-R2-C2. Вот как это выглядит с внутренней стороны по завершении работы:

Предварительное прослушивание очень и очень порадовало. Бас стал настоящий, естественный, ненавязчивый но богатый и мощный. Оно и понятно, теперь нет резонансных явлений и послезвучия как это имеет место быть в фазоинверторах и TQWT и от которых бас часто бывает монотонным или гулким, аморфным. Мощность баса настолько велика, что пришлось дорабатывать приборную полку и все помещение ( около 25 кв метров ) для устранения механических резонансов. Еще не снята кривая отдачи на разных частотах, но 31.5 герца по тест-диску воспроизводятся очень уверенно. Проект еще не закончен, по его окончании я планирую организовать открытое прослушивание, следите за блогом – будет приглашение.

Дополнено 12 октября 2012 года. Наконец в премежутке между командировками удалось снять характеристики колонки. В качестве генератора и спектроанализатора использовалась USB-приставка Villeman PCSGU250 к компьютеру, также понадобился микрофон на штативе и ламповый предусилитель TUBE ULTRAGAIN MIC200 от Behringer – все это у меня осталось от записей концертов. Сигнал с микрофонного предусилителя подавался на вход приставки PSGU250. Вначале при собранной на слух схеме фильтров колонки оказалось, что неравномерность характеристики все еще велика – более 25 дБ, причем был очень велик подъем на 40 Гц и два горба на 3 и 5 КГц. Полное введение в действие резистора фильтра перед широкополосным динамиком не решало проблемы в полной мере и я попробовал еще добавить рекомендованый автором широкополосника L.Chao фильтр.

Горб на 40 Гц убрать было легко потенциометром на входе платы Quad. После этого картинка приняла нормальный вид, да и звучание стало мягче. Вот диаграмма отдачи полученной колонки ОЯ :По оси ординат отложены условные дБ, абсолютное значение не измерялось. Как видно, неравномерность характеристики не превышает +-7 дБ от 15 Гц до 10 кГц. На слух в комнате площадью 25 кв. метров в стереоварианте – бас просто сокрушительный. Вибрирует, резонирует и звенит все, что плохо закреплено. Прослушивание фуг Баха для органа доставило колоссальное удовольствие, бас просто великолепен, ощущение зала – полное. Колонки также легко справляются с попсой, великолепно звучит классика и джаз. Но серьезное прослушивание пока впереди, колонки еще не доработаны до конца – не решен вопрос с обратным излучением – позднее сообщу и об этих улучшениях. Да и честно говоря, хотя АЧХ теперь в норме и звук причесанный, но что-то ушло – ушло наверно то, за что так люблю пентоды и так скучными иногда кажутся триоды…. Нет драйва. Явно перемудрил я с фильтром. Надо дорабатывать….

Хочу поблагодарить Андрея Чинарева за идеи и ссылки, которые помогли мне в создании этой звуковой колонки.

Источник

Оцените статью