Focal ISS 165
• Диффузор бумажный с фирменным покрытием Polyglass, средней глубины
• Фазовыравнивающая «пуля» диаметром 24 мм
• Подвес шириной 10 мм
• Центрирующая шайба текстильная с пропиткой, 6 гофров
• Корзина стальная штампованная, 4 сдвоенных спицы, достаточно глухая
• Звуковая катушка диаметром 1 дюйм, выводы свободные
• Магнит ферритовый диаметром 90 мм в защитном кожухе из пластика
• Клеммы-лопаточки шириной 3 и 5 мм
Кроссовер только для пищалки, врезан в провод и затянут термоусадочной трубкой. Провод, маркированный display, рекомендовано использовать при демонстрации в стенде, позже увидим, зачем и почему.
• Сетка несъёмная с шестигранными отверстиями, под ней фазовыравнивающее тело в виде пули
• Вогнутый алюминиевый купол диаметром 25 мм
• Выводы — гибкие проводники длиной 10 см
• В комплекте чашка для установки на поверхность и угловой подиум обтекаемой формы
- Номинальный импеданс, Ом 3
- Мощность RMS/максимальная (по данным изготовителя), Вт 70/140
- Средняя чувствительность, дБ/Вт (1 м) 91
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ, 1 м), %
- 100 — 300 Гц 0,45
- 300 Гц — 3 кГц 0,55
- 3 — 10 кГц 1,1
Параметры мидбасовой головки
- Масса подвижной системы, г 9,05
- Силовой фактор, Тл м 3,63
- Fs, Гц 92,1
- Vas, л 9,49
- Qts 0,895
- Мидбас, габариты (A, B, C, D), мм 3, 165, 141, 51
- Твитер, габариты (A, B, C, D), мм 6, 47, 42, 11
Звучание эмоциональное и комфортное, с фирменной фокаловской детальностью. Хорошо передаются нюансы во всём диапазоне громкости. Вокал чистый, детально проработанный и тонально точный. И сольные партии, и хор звучат очень живо. Атмосфера передаётся весьма убедительно, локализация отличная, есть и глубина, и высота.
Для серии Integration характерна повышенная чувствительность, в том числе благодаря довольно высокой частоте резонанса и сниженному импедансу. На взгляд у ISS довольно много неравномерности в диапазоне 3 — 12 кГц, но здесь осевая и угловая АЧХ почти зеркальны, и суммарный итог излучения оказывается тонально сбалансированным. Позиция display означает дальнейший рост и без того высокой отдачи пищалки, в машине это ни к чему. Нелинейности на ВЧ несколько повышены, это следствие огромной отдачи твитера на краю звукового диапазона.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- Простая установка
- Великолепное звучание
- Высокая чувствительность
- Если не heavy metal — можно и без усилителя
- Конструкция и исполнение 9,0
- Частотная характеристика 8,0
- Басовые возможности 7,5
- Реальная чувствительность 9,0
- Искажения 8,0
- Звук 9,0
- Итог 8,4
Источник
Акустика компонентная focal integration iss 165
В каком-то смысле ISU 165 продолжают идею относительно известного комплекта IS 165. В иерархии Focal они стоят на ступеньку выше акустики начального уровня Access, но пока ещё без ценового экстрима.
На момент теста рекомендованная цена Focal ISU 165 составляет 8690 рублей – примерно тот уровень, с которого действительно можно начинать рассматривать замену штатных «говорителей».
В первом приближении конструкцию мидбасового динамика можно назвать традиционной – диффузор на целлюлозной основе и стальная штампованная корзина.
Тем не менее, кое-какие интересные особенности динамик всё же имеет. Во-первых, это установочная глубина. Она составляет всего лишь 49 мм – динамик без труда встанет даже в самые тесные посадочные места.
Во-вторых, диффузор. Он имеет шероховатое покрытие, которое демпфирует внутренние резонансы материала. Это та самая фирменная «фокаловская» запатентованная технология Polyglass – стеклянные микросферы в целлюлозной пульпе. Покрытие очень хорошо сказывается на звучании, избавляя его от «окрашенности». Результат, как всегда, оценю при прослушивании.
Звуковая катушка имеет диаметр 1 дюйм, что вполне логично для концепции Integration (апгрейд штатного аудио). Осевого отверстия в магнитной системе нет, зато есть окна под фланцем центрирующей шайбы, и они крупнее, чем обычно делают для такого рода динамиков – с охлаждением катушки всё должно быть нормально.
Кстати, понравились терминалы для подключения акустических кабелей. Да, это простые «лопаточки», но зато они выполнены в аккуратном пластиковом держателе, а не на обычной дохлой текстолитовой площадке. На надёжность особо не влияет, но в руках держать приятно.
Ещё одна приятная мелочь в комплектации – мягкие уплотнительные прокладки, которые точно будут нелишними при установке.
А вот чего в комплекте нет, так это защитных грилей. Впрочем, если опять же вспомнить про концепцию Integration, то станет понятно, что в большинстве случаев они всё равно окажутся не у дел.
Твитеры в новом поколении акустики изменились, об этом как раз говорилось на недавней конференции компании «Бонанза» (официального дистрибьютора Focal в России).
Теперь мембраны не алюминиевые, а из алюминиево-магниевого сплава. Такой материал имеет лучшее внутреннее демпфирование или, иными словами, такие твитеры имеют меньше «металлических» призвуков.
Традиционных «чашек» для врезного монтажа в комплекте не предусмотрено, но зато есть вот такие интересные чашки для внешнего монтажа. Должен отметить, довольно изящные.
Фильтры верхних и нижних частот выполнены прямо в разрыв проводов. Это большой плюс для удобства установки.
Правда, если с фильтром для мидбасового звена всё более-менее понятно, то с фильтром для твитера поначалу смутило обозначение входов – они обозначены как Car и Display. Оказывается, подключение Display предназначено для установки акустики в демонстрационный стенд, а Car нужно использовать при обычной установке в машину.
В первом варианте звучание получается заметно ярче и явно рассчитано на ситуации, когда акустика находится на некотором удалении. При подключении к проводу с маркировкой Car твитер звучит немного сдержаннее. Впрочем, я немного забегаю вперёд, обо всём по порядку.
Первое, что обратило на себя внимание – импедансные кривые всей акустической системы в сборе. Частоты среза ФНЧ и ФВЧ заметно разнесены, что выразилось в непривычно большом горбе графика в области их стыка. Причём, в режиме Car частоты разнесены сильнее, чем в режиме Display.
Измеренные параметры Focal ISU 165:
- Fs (собственная резонансная частота) – 86 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 6,2 л
- Qms (механическая добротность) – 7,04
- Qes (электрическая добротность) – 0,95
- Qts (полная добротность) – 0,87
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,1 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,0 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,9 дБ
НЧ/СЧ динамики имеют относительно высокую резонансную частоту, хотя перед измерениями я в обязательном порядке «прогревал» акустику. Кто-то может и покривиться, но я бы точно не стал рассматривать это как недостаток – такие динамики не будут растрясать двери, пытаясь воспроизвести бас, а при инсталляции в штатные места это важно.
К тому же добротность здесь заметно выше баттервортовского значения 0,7, а это значит, что пологого спада на АЧХ и острой нехватки баса можно не бояться. По крайней мере, верхний бас точно будет. Собственно, измеренная АЧХ это только подтверждает.
Искажения находятся на вполне приемлемом уровне, хотя с понижением частоты начинают опасно приближаться к критической отметке 5%. Всё же не любят ISU 165, когда их напрягают слишком низким басом.
Немного странным показался участок АЧХ в области 1,5 кГц. График акустической фазы намекнул, что спад в этой области с последующим подъёмом вызван, скорее всего, поведением самого диффузора. Но это и закономерно – он имеет относительно малую глубину конуса и лишён колпачка, придающего дополнительную жесткость. Тем не менее, всё выглядит не так уж и критично – линейность фазы в этой области нарушается не очень сильно, а выше в любом случае своё дело сделает фильтр.
Фильтр в звене НЧ/СЧ динамика имеет невысокую добротность, спад АЧХ получается плавным и начинается довольно низко по частоте. В целом форма АЧХ получается непривычной, но тут, как говорится, нужно слушать. Об этом чуть позже.
Твитер получился очень интересным. Во-первых, его можно вертеть практически как угодно, сам характер АЧХ при этом почти не меняется – при развороте он лишь становится чуть тише. Во-вторых, явно выраженный всплеск в районе 14-15 кГц – это то что нужно, если вы слушаете в основном MP3 (вполне логично, потому как аудиофилы, слушающие исключительно Hi-Res, обычно на простом апгрейде штатки не останавливаются, для них Focal предлагает другие серии акустики).
Гармонические искажения тоже каких-либо вопросов не вызвали. Алюминиево-магниевый купол ведёт себя аккуратно, хотя резать твитер слишком низко всё равно не нужно.
Кривая фазы в области 10-15 кГц имеет небольшую нелинейность – она как раз совпадает с пиком на АЧХ. Если простыми словами, то твитер разрабатывался с тем расчётом, чтобы намеренно «сконцентрировать» звуковую энергию в узкой области частот и получить подъём АЧХ.
Фильтр режет твитер снизу довольно радикально даже при подключении к проводу Display (для демонстрации на стенде).
При подключении к проводу Car (для инсталляции в машине) твитеру остаётся ещё более узкий участок спектра.
Характеристики немного непривычные, но тут нужно понимать, что комплект делался не только «по циферкам и графикам», но и по живым слуховым ощущениям. А чтобы понять, к какому звучанию стремились разработчики Focal, нужно просто взять и послушать этот комплект.
Установив динамики в боксы и подключив комплект в свой тракт, практически сразу обнаружилось, что звучание в режиме Car намного комфортнее. Но это было ожидаемо, поскольку в отличие от «магазинных» стендов, я всегда провожу прослушивание в основном в ближнем поле, а динамики при этом развёрнуты и направлены примерно так же, как и в типичной автомобильной инсталляции – почти друг на друга.
Конечно, даже такой подход не даёт права говорить о звучании как о чём-то абсолютном, но понять потенциал акустики и её характерные черты такая методика позволяет очень хорошо.
Однажды я услышал словосочетание «французская концепция звучания». Под ним имелись ввиду особый упор на динамику звучания и ясная подача вокала и инструментов в среднечастотном диапазоне. Focal – всегда был наглядной иллюстрацией «французского звука», и модель ISU 165 не стала исключением.
Звучание яркое, атака инструментов действительно обращает на себя внимание. Рояль в джазовых композициях передаётся с напором, удары молоточков по струнам чёткие, с достойной динамикой. К примеру, показателен в этом смысле трек Tsuyoshi Yamamoto – Star Dust с диска The Super Extended Resolution Sound of TBM. Правда, передача объёма этого немаленького, в общем-то, инструмента оказалась неидеальной – корпус рояля будто бы уменьшился в размерах. Но покажите мне, кто нынче без греха?
Серединка передаётся с напором, настырно, особенно в верхней части этого диапазона, из-за чего звучание воспринимается как немного холодноватое. С такой подачей акустика начинает предъявлять определённые требования уже к самим записям. Например, треки с жёсткой компрессией или просто резким вокалом воспринимаются несколько кричаще. Пробежался по своей музыкальной коллекции, чтобы привести что-нибудь наглядное. К примеру, Bettye LaVette – Why Does Love Got to Be so Bad или заводной, но не всегда комфортный для ушей трек Tower Of Power – Diggin On James Brown, не говоря уж о закомпрессированных «в ноль» альбомах American Blues Box.
На более спокойных треках, в которых звукорежиссёр поаккуратнее обращался с компрессией, акустика звучит интереснее. К примеру, душевно зашли альбомы Acoustic Alchemy начала 2000-х. Или некоторые альбомы южнокорейского пианиста Yiruma – рояль хоть воспринимался на грани натуральности, но зато приобретал эдакую кристальную прозрачность и эмоциональность.
В роке всё примерно то же самое – всё зависит от записи. Треки с острым звучанием воспринимались эмоционально и позволяли пошалить с громкостью. Те же Five Finger Death Punch бодренько так резали фуззами, а вот каких-нибудь готичных The 69 Eyes, особенно их последние альбомы, хотелось немедленно выключить. В общем, в плане качества записи Focal ISU 165 в буквальном смысле вытаскивают все косяки звукорежиссуры.
Звучание на верхних частотах во многом зависит от разворота твитера. Направлять их «в лоб» – не самая лучшая идея, верха становятся слишком навязчивыми, а в системах без процессора привязка звука к ближнему твитеру может быть слишком сильной.
Разворот твитеров делает звучание более сбалансированным, «верх» уже не отделяется от основной музыкальной картинки, звучание воспринимается более цельно. Тут я пришёл к тому же выводу, который предварительно сделал на измерениях – производитель спроектировал твитеры явно с учётом установки под углом. Собственно, этим объясняется и немного странная, на первый взгляд, стыковка НЧ/СЧ и твитеров с большим «разносом» частот.
Бас не лезет в сабвуферные глубины, но к его «подвижности» вопросов не возникло – струнки у контрабаса и бас-гитары упругие, корпус у инструмента не превращается в здоровую резиновую шину от трактора. К акустике просится какой-нибудь хороший 10-дюймовый сабвуфер с не слишком тяжёлой подвижкой и не очень тугим подвесом.
Focal ISU 165 – акустика с ясным и ярким звучанием. Хорошо приспособлена к автомобильным условиям, да и в целом соответствует принципу plug-n-play.
НЧ/СЧ динамики – чисто дверная установка, причём то, что она не пытается раскачать дверь басами, как мне кажется, сделано намеренно – это может оказаться полезным свойством как раз при замене штатной акустики без лишних телодвижений с вибродемпфированием дверей. Нужен бас – не пытаемся выжать его из 6,5-дюймовых динамиков, а просто добавляем сабвуфер. Логично же.
Твитеры тоже спроектированы с учётом автомобильных особенностей – лучше всего они покажут себя при развороте, а не при ориентации прямо на слушателей. А это означает, что их можно спокойно ставить в штатные места, например, с направлением друг на друга или в панели с отражением от стекла.
- Малая монтажная глубина НЧ/СЧ динамиков
- Не нужно искать место под отдельные кроссоверы
- Симпатичные чашки для внешнего монтажа твитеров
- Твитеры могут играть даже из штатных мест
- Ограниченный басовый потенциал
Источник