Аудиосистема в Volkswagen Passat B6
Конфликт отцов и детей вечен. Но есть и удачные симбиозы старшего и младшего поколений: Александры Дюма, Сергей и Фёдор Бондарчуки, Сергей, Андрей и Никита Михалковы. Вот и в нашем случае любовь к музыке есть не только у главы семьи, но и у его сына. И не только любовь, но и вкус, и понимание того, какой должен быть звук, ведь дома стоит хорошая стереосистема, что, конечно же, накладывает отпечаток на восприятие аудиоматериала. Почему бы не сделать что-то похожее в машине?
БЫТЬ КАК ДОМА
Текст: Кот-д’Ивуар
Студия: VW Audio
Руководители проекта Евгений Ермолаев, Александр Анненков
- Тип системы: аудио
- Структура: двухполосный поканальный фронт
- Источники: Kenwood DMX-7017, iPhone, Astell&Kern АК240 mod.V3 (АК47)
- Усилитель: Alpine PDX-V9
- Акустика фронтальная: Focal PS165FX, Helix C1T
- Сабвуфер Peerless XLS-10
Решение и осуществление идеи взял на себя отец семейства. Для начала нужна была база о четырёх колёсах и она появилась в виде предыдущего автомобиля отца. Этому Volkswagen Passat B6 исполнилось десять лет – срок для машины совсем немалый. Первый владелец благоразумно (с точки зрения аудио) заказал автомобиль с аудиоподготовкой, впоследствии просто доставив в него Alpine IVA-W200R с отдельным блоком навигации, на чём всё и остановилось.
Однако время на месте не стоит, и вот Passat переходит в руки молодого поколения, которому важна не только функциональность, но и качество звучания, тем более что молодой человек вырос на хорошей домашней технике, а родители весьма требовательно относятся к качеству не только звука, но и музыкального материала, поэтому традиционные автомобильные системы (ну или то, что принято сейчас в большинстве своём это называть) семью не устроили. Функциональность решили с помощью двухдинового головного устройства Kenwood DMX-7017BTS. «Ко двору» пришлось всё: и CarPlay, и линейный вход для внешнего источника, и встроенный процессор, и нейтральное звучание.
А дальше ставить звук доверили мастерам из специализированного проекта «VW Audio», известным не только специализацией на автомобилях VAG, но и домашним подходом к звучанию автомобильных аудиосистем. Тем более, что домашняя коллекция у клиента состоит в основном из купленных FLAC, DSD и Hi-Res, а это, знаете ли, обязывает. Однако бюджет не безграничен и во всём важна мера: Фольксваген как-никак не только из салона и целесообразность внедрения дорогой High End-системы весьма спорна, по крайней мере для тех, кто только начинает свой автозвуковой путь, пусть даже не с шажка, а с хорошего прыжка. Вместо бесконечного перебора компонентов, так свойственного аудиофилам, владелец автомобиля решил сразу довериться установщикам, предварительно долго и дотошно консультируясь как по выбору каждого элемента системы вплоть до кабельной продукции, так и по концепции будущего проекта.
Focal PS165FX предложены не в последнюю очередь благодаря кроссоверу: в первой редакции усилитель не планировался, а возможности головного устройства не полностью отвечали требованиям мастеров по настройке системы. А уж звучание этих динамиков по домашним меркам вполне приличное в данной ценовой категории. Однако практически за неделю до начала работ пришла директива: усилителю быть! Задел под возможное расширение специалисты применили и тут в виде пятиканального Alpine PDX-V9, который, словно родной, занял своё место под водительским сидением.
Усилитель закрыт фальшпанелью
Этот усилитель хорош не только своим звучанием, но и фильтрами: в VW Audio предпочитают по минимуму использовать возможности процессоров недорогих головных устройств, небезосновательно считая пагубным влияние электронных регулировок на звук, тем более, что в данном случае речь идёт о максимально возможном качестве звучания без привнесения синтетики или мёртвости, чем нередко грешат системы аналогичного уровня, но с полностью процессорной настройкой. Понятное дело, что при появлении усилителя родные фокаловские кроссоверы остались не у дел.
Основным источником музыки в этой системе суждено было стать iPhone, который не только хранит некоторое количество треков на себе самом, но и выступает посредником между головным устройством и сетевым сервисом Tidal, откуда материал поступает во FLAC. Коллегой-конкурентом «яблока» стал аудиофильский плеер Astell&Kern АК240 mod.V3 (АК47), причём не просто базовая модель, а со встроенным композитным усилителем, который и тугие наушники раскачать может, и нормальный линейный сигнал выдаст без проблем. Управляется он с помощью Wi-Fi-приложения AC Connect.
Как обычно, уделено большое внимание кабельной продукции, практически вся она (за исключением питания) из домашней среды: межблочный кабель для каналов, работающих на твитеры, взят Neotech NEI-5002, его собрата на мидбасовую часть предложил сам клиент – Atlas Equator Integra, аналоговый для внешнего плеера QED Profile Stereo Jack, акустический – InAkustik Star LS Special Edition и лишь USB оказался «универсалом» – DAXX U81.
На этом история совсем не заканчивается. После инсталляции в штатные места (а фольксвагеноводы, наверное, самые трепетные адепты родного интерьера) и настройки очень быстро стало понятно, что высокочастотная часть не устраивает сильной неравномерностью и ранним завалом частотной характеристики. Об этом, кстати, специалисты проекта говорили ещё до начала работ, и после практического подтверждения предложили заменить треугольники зеркал на другие, от более продвинутой версии со штатной Dynaudio. Гулять так гулять, и фокаловские твитеры не стали переезжать в новое место, а вместо них за металлическими сетками с датским логотипом поселились немцы. Helix C1T – это один из самых удачных вариантов внедрения в штатные места с возможностью какой-либо небольшой корректировки направления излучения и при всём этом со вполне себе домашним звучанием.
Был Dynaudio, стал Helix C1T
С новыми треугольниками зеркал интерьер только выиграл…
На этом фото, кстати, треугольники зеркал старые – почувствуйте разницу. А подиум с динамиком – уже новый
Как-то между делом прошла и полная шумоизоляция автомобиля, процесс обыденный, но тем не менее весьма необходимый. И эффективный
Практически треть времени работ над «Пассатом» заняла тщательная настройка с применением средств измерения и контроля
«Аппетит приходит во время еды» – не устают повторять в VW Audio и снова оказались правы. Не успели утихнуть восторги на тему получившегося звука обновлённой аудиосистемы, как глава семьи уже попросил провести расчёт сабвуфера: от концепции до итоговой стоимости. Удивительно, но непосредственно владелец автомобиля сначала был против установки низкочастотной поддержки. Учитывая высочайшие требования заказчика, специалисты предложили легендарный динамик Peerless XLS10. Прошерстив всю информацию по динамику, заказчик засомневался: очень много противоречивых отзывов. Однако в VW Audio, напротив, были уверены в модели. Для спокойствия всех участников процесса после получения из Штатов и месячного прогрева Peerless был передан в лабораторию журнала «Автозвук» на точные замеры и получение рекомендаций. Всё это было выполнено: коллектив издания честно замерил и посоветовал, а в VW Audio изготовили короб и установили его в автомобиль.
Тщательнейшее внимание к кабельной продукции было и здесь. Межблочным стал такой же Atlas Equator Integra, как и на фронтальных мидбасах, а акустический – Atlas Hyper 3,5. Специально была приобретена и качественная клеммная колодка, а пайка внутри корпуса сделана с применением серебросодержащего припоя. Всё по-взрослому!
Корпус установлен за центральным подлокотником, со стороны багажника установлена фальш-стенка. И образовались две потайных багажных полости…
Финальный результат по замерам студии
ОТ РЕДАКЦИИ
Проект этот развивался без малого полгода, с доработками и дополнительными настройками, в коротком авторском тексте отражено лишь самое главное. Я уже не раз имел возможность убедиться в компетентности авторов (в том числе и в литературе). Поэтому повторять измерения не стал. А что касается звучания – слово заказчикам.
ЗВУЧАНИЕ
«Посадил сына, включил он свою музыку, послушал – аж светится весь» © – это самое ёмкое определение результата проделанной работы. В не меньшей радости оказался и глава семьи. Звучание получилось неутомительным, но при этом динамичным. Чёткий, структурированный бас глубок не по-сабвуферному, и оставляет ощущение достаточности. Крупные и телесные образы настолько осязаемы, что совсем не укладывается в голове тот факт, что не самые дорогие динамики установлены в штатных местах. Непривычная для автозвуковых систем воздушность сразу обращает на себя внимание. Удачное сочетание применённых средств и решений выдало настолько серьёзный для такого бюджета звук, что улыбка не сходила с лица клиента. А ведь он слушал несколько машин, владельцы которых с нескрываемой гордостью демонстрировали свои системы, имеющие привычный автозвуковой характер звучания.
Кстати, для тонкой доводки по настройке специалисты VW Audio пригласили самого заказчика, и уже опираясь на его вкус и ощущения провели финишную настройку. Удивительно, но конфликта отцов и детей не случилось: аудиосистема в VW Passat B6 превзошла ожидания обоих поколений. И всё это благодаря совместной работе специалистов VW Audio и заказчика.
Источник
Аудиосистема в Volkswagen Passat B6
Не ищите этот принцип в энциклопедии, где он должен был бы найтись между принципом максимума Понтрягина и принципом Маха. Но его там нет…
ПРИНЦИП МАЛОБАСА
Студия: Sound Lab Фили. Руководитель проекта: Сергей Голубков
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + тыл + outdoors + сабвуфер
- Источник: Blaupunkt RCD-310 (OEM)
- Усилители: Genesis Stereo 100, Dual Mono, Master Kit
- Акустика: Hertz HT 25, HL 70, ESX 165, CDT HD-M6, AD W600
- Сабвуфер: Kicker S12L74
Это вас сбила с толку орфография, а если на слух, заглавная буква и слитное написание перестанут вводить в заблуждение. Так что вошедшего в энциклопедии автора у принципа нет, а сам принцип — есть, я знаю и другие примеры такого толка, когда объект есть, а слова — нету. Но это так, навеяло. А наш принцип в полную силу проявился при создании этой системы, доказав своё существование.
Олег, хозяин этой машины, приехал в студию на Горбушке (официально — Фили, но ехать — как на Горбушку) не с пустыми руками. В первый приезд они были заняты найденными в Интернете фотографиями аудиоустановки в другой машине той же модели, в качестве образца, или, скорее, руководства к действию. Там, собственно, были три вдохновивших Олега аспекта. Действительно мощная система, вся на компонентах Soundstream, оформление сабвуфера с прозрачной стенкой и подсветкой, а главное — звено outdoors, то есть часть системы для работы «на улицу». Олегу это было нужно…
Зачем? Если для вас это вопрос, значит, вы — человек необщительный, а среда обитания Олега — клубно-рейсерское сообщество, так что нужно, однозначно. С тем и приступили, до поры принцип себя не проявлял. Головное устройство решили оставить штатное, оно в B6 нескрываемо принадлежит перу Blaupunkt, хотя, как почти всякое штатное ГУ, от природы лишено линейных выходов. Ну, где как, а у нас для этого существует юридическое лицо по имени ERTA, учиняющее «линейки» всем желающим.
Схема предполагалась такая: фронт — тыл — сабфуфер плюс озвучка улицы при открытом багажнике, всё — с серьёзным уровнем звукового давления. И начали закономерно… нет, не с фронта, а с сабвуфера. Вначале была идея поставить Hertz новой серии SPL Show, уже модель была присмотрена, SX300 D. Но потом концепцию поменяли в пользу Kicker Solobaric, что в тех же габаритах давало существенную прибавку площади диффузора. И даже успели сделать пробный корпус для выбранного динамика. Вот здесь упомянутый принцип заявил о себе впервые. «Что-то мало баса…» — это от двенадцати (а по существу — пятнадцати) дюймового «Кикера»… Посовещавшись, решение приняли нестандартное. Головку оставить, акустическое оформление — переделать. «Солобарики», вообще-то, предназначены для закрытых ящиков, но под давлением неумолимого принципа этому пришлось переселиться в непривычный для него ФИ. Корпус объёмом 52 л настроили на 37 Гц с помощью двух тоннелей, расположенных на передней, выходящей в салон стенке, в обычных условиях тоннели «дуют» за спинку сиденья, в режиме форсажа спинка складывается, и все три источника басовых волн смотрят непосредственно в салон.
К этому можно было начинать подбирать фронт. Естественно, его задумали трёхполосным, в первом варианте — на комплекте Hertz HSK 163, через штатный кроссовер от усилителя Genesis Stereo 100. Технологически, следуя за логикой сохранения штатного ГУ, постарались максимально вписаться в штатные посадочные места. Опорную пластину («матрёшку», как её назвали в студии) сделали таким образом, что объёмы, на которые работают басовик и среднечастотник, разошлись по разные стороны панели двери: басовик, смонтированный на высоком опорном «колодце», излучает тыльной стороной диффузора внутрь двери, среднечастотник — в объём между обивкой и панелью.
Подключили и испытали фронтальную систему. Знаете, что оказалось? Правильно, «мало баса». И звукового давления вообще. Тогда на фронт назначили ещё один усилитель той же модели. Два усилителя подключены к разделённым (хирургическим путём) входам трёхполосного кроссовера 3W20, так что один усилитель сосредоточился на СЧ/ВЧ, второй — на том, чего оказалось мало. Давления опять оказалось мало. Теперь начались манёвры с акустикой. Для начала сменили НЧ-головку HV 165L (целевым образом предназначенную для этого комплекта) на просто HV 165 в расчёте получить от более жёсткого динамика с менее тяжёлой подвижной системой недостающие децибелы. Оказалось, что «L» для такой конфигурации всё же лучше. Следующим претендентом на место в двери оказался CDT HD-M6. Поработал он здесь недолго, был уволен с записью в трудовой книжке: «Пропал верхний мидбас». Окончательным выбором стали AD W600, с ними всё встало на свои места. Оставшиеся же без работы CDT переехали в задние двери, где до них жил компонентный набор Hertz HSK 165. Пищалка и кроссоверы остались, а в системе прописался ещё один Stereo 100. Теперь можно было заняться багажником. В той его части, которая предназначалась для озвучивания окружающего пространства. Сначала (здесь почти всё проходило эту фазу) решено было поставить два комплекта коаксиальных Hertz ESX 165, нагрузив ими, в параллельном соединении, ещё один, уже пятый по счёту усилитель. Поставили. Нагрузили. Знаете, что? Ну разумеется, «мало баса». Тогда одну пару коаксиалов заменили парой мидбасов CDT HD-M6, уже испытанных на фронте и одобренных для тыла. Но — в другом оформлении, ориентированном на уже известный вам принцип. CDT поселили в ящики пирамидальной формы, расположенные по углам багажника (что, как известно, способствует подъёму на низах), а сами ящики — это фазоинверторы объёмом примерно по 5 л, настроенные на «уличную» частоту 80 Гц. Эта акустика теперь должна была стать единственной заботой Stereo 100, к выходам которого CDT подключены через пассивные фильтры первого порядка с частотой среза около 400 Гц. Оставшаяся в крышке багажника пара Hertz теперь стала СЧ/ВЧ-звеном, и для работы с ним… ну, знаете ли, ставить для этой цели ещё один Genesis было бы нарушением принципа. Там же басов нет. А раз нет, можно что-нибудь поскромнее. Установили предел скромности — миниатюрный усилитель на мощных микросхемах серии TDA, приобретённый в виде набора серии «Мастер Кит». Нормально работает. На бас — не влияет.
Ну а завершил облик системы элемент, рабочий диапазон частот которого совершенно не акустический. Раз всё по-клубному, значит, нужно и лазерное шоу, а то как же… Выбранный на необъятных просторах Горбушки (ну хорошо, пусть будет Филей), он устанавливается (или не устанавливается, в зависимости от планов и настроения) на крышке багажника с питанием от съёмного инвертора 12/220 В.
Теперь вроде всё хорошо. Но мастеров студии не оставляет мысль о том, что в один прекрасный день в боксе снова появится Олег со своим «Пассатом» и своим принципом…
Благодаря умениям одного юридического лица любое штатное ГУ имеет право обзавестись линейными выходами
Передние двери B6 позволяют разместить трёхполосную акустику, задние не возражают против двухполосной
В обычном режиме из салона видно только защищённый сеткой диффузор «Солобарика»
«На форсаже» спинка складывается, освобождая путь басам из всех трёх стволов
Средство от «малобаса» для улицы — пирамидальные фазоинверторы по углам багажника
В укромном месте багажника — выключатели цепей Rem «уличных» усилителей
На крышке багажника — СЧ/ВЧ-коаксиалы уличной системы (стационарно) и лазерная установка (съёмно)
На «открытой выкладке» четыре усилителя. Пятый можно разглядеть справа, шестой — нигде, он маленький и прячется
Это когда-то называлось «мало баса»? Наверное, очень давно, а то и неправда. Бас — первое, что слышно в этой системе, главное, что слышно в этой системе, а иногда кажется, что единственное, несмотря на очевидно мощный трёхполосный фронт и немалую помощь тыла, как в любой системе, ориентированной на электронный «клубняк», роль тыла здесь не второстепенная. Канонические семь барабанов звучат, как положено в беспроцессорной да ещё «клубной» системе — с существенным сдвигом влево и вперёд, на водителя. Но и тембрально звучат они не как рабочие, а как басовые барабаны, все семь штук. В соло ударника малые барабаны большие, большой — огромный, а тарелки изготовлены из материала толщиной по меньшей мере 3 миллиметра. При этом надо отметить, что когда по нашей просьбе вместо стандартного, с уклоном в филармонизм, тестового материала поставили «расчётную» клубную электронику, эффект оказался совершенно другим: весьма реалистичное ощущение присутствия в местах распространения и употребления… я хотел сказать «культурного отдыха молодёжи».
Баса не мало, причём по АЧХ можно легко сказать, где его было мало и как его стало больше. Останься «Кикер» в ЗЯ, АЧХ от 80 Гц и ниже шла бы примерно ровно, при этом заметно ниже того, как идёт сейчас, с максимумом на 50 — 55 Гц. Раз уж изучаем АЧХ, заметим, что усилия фронта, тыла и сабвуфера по совместному созданию звукового давления в салоне организованы вполне удачно, суббасовый горб плавно, не теряя энергии, последовательно переходит в нижний мидбас, верхний и так далее, до самой середины. Выше области средних частот ситуация не столь благостная, с провалом на 2 кГц и максимумом излучения на верхах, приходящимся на 10 кГц, но в рамках жанровой ориентации это нормально, в клубах на скрипках вроде не играют.
Источник