- Подбор с нуля Dolby Atmos-кинотеатра для крохотного помещения: Monitor Audio, Bowers & Wilkins и другие
- Что такое Dolby Atmos
- Содержание
- Содержание
- Краткая история многоканального звука
- В чем отличие Dolby Atmos
- Где применяется Dolby Atmos
- В кинозалах
- В телевизорах
- В саундбарах
- В домашних кинотеатрах
- В видеоиграх
- В музыке
- В наушниках
- В мобильных устройствах
- Другие форматы объемного звука
- Заключение
Подбор с нуля Dolby Atmos-кинотеатра для крохотного помещения: Monitor Audio, Bowers & Wilkins и другие
Доброго времени суток.
Дано: небольшая комната — кабинет, когда сидишь на диване — до телевизора (LG CX 55) порядка 1.5 метра, диван сзади/слева стоит вплотную к стене, никак не выдвинуть, некуда. Тыловые колонки наверное будет проблематично как-то размещать, слева справа где-то по полметра от слушателей есть, когда сидят двое человек на диване. У полки на которой стоит телевизор слева и справа есть место под фронты по полметра.
Дом каркасный, стены и пол обшиты плитами ISOTEX (возможно важно в плане звука).Изначально думал взять саундбар, но как всегда оно бывает дочитал до того, что фигня, нужно строить полноценную аудиосистему.
По тому что надо:
— учитывая малые размеры комнаты, полагаю, мощность особо вообще не важна
— к телевизору подключены несколько приставок (хотя можно оставить одну — PS5) и Apple TV.
— прослушивания музыки вполне вероятно вообще не будет, за телевизором только смотрю фильмы и играю, музыку обычно в ушах слушаю
— хочется EARC для упрощения подключения всего добра (наверное разумно)
— хочется Dolby Atmos, пусть и «виртуальный», с отражением от потолка, потолок кстати низкий, 2.4 всего.
— поддержка всех актуальных кодеков
— Учитывая PS5 хочется, чтобы поддерживалось 4К/120Hz (может чушь ляпнул, насколько это касается звука, но вроде были проблемы у ресиверов с этим, если я верно понял)
— по ресиверу мне полагаю хватит Denon AVR-X1600H, в нем все плюшки есть, но возможно я не прав.
На другом форуме мне советовали сетап с напольниками Monitor Audio Monitor 200. Там в плюсах что Atmos колонки сверху напольных ложатся на магнитах, единое решение. Но Monitor Audio, я так понимаю, не Hi-Fi. Но опять же, насколько оно мне надо в моем случае, пространства с гулькин нос, прослушивание музыки (пока) не планирую, хотя конечно кто знает, если будет прям вау-эффект может и начну )
Ну и напольная акустика стоит дороже полочной, те что предлагали стоят 70 т.р., при этом нашел довольно негативный отзыв на них, что весь бюджет ушел во внешний вид.
А взять те же полочники Bowers & Wilkins 607 — стоят дешевле (50 т.р.), но при этом Hi-Fi. Как вариант: лучше, хуже?
В общем хотелось бы услышать альтернативные решения. У меня по 31-е декабря скидка на Bower в 15% вроде есть, так что если будут равнозначные варианты наверное лучше смотреть в их сторону )
Также, кстати, мне сказали, что Dolby Atmos с отражением так себе затея в моем случае, действительно даже не стоит и заморачиваться, или все же эффект будет?
Приблизительный план комнаты приложил
Источник
Что такое Dolby Atmos
Содержание
Содержание
В начале было моно. Затем появилось стерео, и до сих пор чаще всего музыка звучит через две колонки. Потом начались эксперименты: квадро — с двумя колонками сзади, несколько форматов с шестью спикерами, и, наконец, 5.1 с фронтальным каналом для диалогов и боковыми для эффектов. Но тут появляется Dolby Atmos — новый формат объемного звука, превосходящий все предыдущие. В чем его отличие, какие новые впечатления он может подарить, где он используется и что для него нужно?
Краткая история многоканального звука
Именно звук создает эффект присутствия в кино и погружает в атмосферу фильма. Звуковое кино буквально за несколько лет убило немой кинематограф. Первый фильм с объемным звуком — диснеевская «Фантазия» — был выпущен еще в сороковых. Спустя десятилетие в Нью-Йорке имел большой успех демо-фильм «Это — Синерама», сочетавший панорамную картинку с 7-канальным звуком: 5 каналов для источников с экрана, и еще пара — по бокам для эффектов.
С пятидесятых годов, до появления технологий Dolby, в кинематографе 20 лет правил стандарт многоканального звука Todd-AO. Пять колонок ставили за экраном, и дополнительный канал с эффектами шел в колонки по бокам. Компания Dolby Laboratories была основана в 1965 году, она усовершенствовала систему Todd-AO — вместо двух из пяти фронтальных каналов поставили два сабвуфера, а затем оставили лишь один, освободившийся канал использовали для звукового окружения.
Первым хитом, который позволил Dolby доминировать на рынке технологий объемного звука для кино, стали Звездные Войны. На старом постере в правом нижнем углу виден логотип Dolby System.
В чем отличие Dolby Atmos
К девяностым годам в кинозалах и домашних кинотеатрах закрепились системы многоканального звука 5.1 и выше. Они актуальны и сегодня, хотя имеют ограничения.
Дело в том, что раскидывать звук по каналам должен звукорежиссер в студии. Это строго регламентирует схему позиционирования акустики в помещении. Не проблема для 5.1, но при 11 и больше каналах требования к размещению акустики уже настолько сложные, что не каждый кинозал может соответствовать стандартам, не говоря уже о домашних кинотеатрах. Именно эту проблему решает появившийся всего несколько лет назад формат Dolby Atmos.
Главное отличие Atmos от 5.1 и иже с ним — в новом формате звук по каналам раскидывает аудиопроцессор.
А звукорежиссер в специальной программе лишь рисует, откуда звуковой объект должен исходить и куда двигаться. Таким образом, технология сама подстраивается под количество каналов, не важно, 5 их или 25, и сводит звук в реальном времени. Это позволяет легко масштабировать систему — от домашних кинотеатров до гигантских кинозалов.
Второй важный момент — это объем. Dolby Atmos нужны колонки сверху, благодаря им звук получается по-настоящему 3D и звучит не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. Технология позволяет создать объемную бесшовную звуковую картину, когда гром гремит прямо над головой, а космические корабли проносятся сверху вниз и по диагонали. Словом, новый формат позволяет погрузиться в происходящее на экране и действительно открывает новое измерение.
Где применяется Dolby Atmos
В кинозалах
Новым стандартом сразу заинтересовались кинотеатры, ведь он позволяет привлечь больше зрителей. Atmos в кинозалах раскрывается на полную, позволяя задействовать до 64 каналов и пустить по ним до 128 звуковых объектов, и все они автоматически распределяются по аудиосистеме. Иными словами, по залу одновременно может летать до 128 разных звуков, и всех их будет одинаково хорошо слышно.
Большой плюс кинозалов с Dolby Atmos в том, что все они построены по лицензии. После установки оборудования в зал приезжает специалист компании Dolby и настраивает оборудование самостоятельно. Поэтому все залы с Atmos звучат одинаково хорошо, в них приятно смотреть современные блокбастеры.
В телевизорах
Стоит сразу отметить, что Atmos в бытовой технике отличается от стандарта в кинозалах — до 32 каналов (против 64 в залах), до 11 звуковых объектов (против 128). Но это не значит, что в домашних кинотеатрах Atmos какой-то ущербный и урезанный — объекты просто группируются в кластеры, поскольку пропускная способность аудиотракта в домашних кинотеатрах ограничена, да и все 128 объектов на блю-рэй диск не влезут.
Многие современные топовые ТВ поддерживают Dolby Atmos. Понятное дело, что крохотные динамики в ультратонком телевизоре не способны сотрясать стены так же, как киловатт звука в настоящем домашнем кинотеатре. Поэтому в телевизорах Atmos — это, скорее, демо-версия, которая позволяет подарить впечатления, схожие с настоящим форматом. Зато такая функция поможет понять, нужен ли он зрителю, или ему роднее старый добрый 5.1.
В саундбарах
Куда более яркие впечатления могут подарить саундбары, некоторые из которых поддерживают Atmos и буквально напичканы технологиями на грани магии. В них встроены узконаправленные динамики, которые стреляют в потолок — звук отражается от него и попадает прямо в слушателя, как будто это колонки сверху.
Благодаря играм с фазой и эффектам психоакустики саундбары создают впечатление объемного звука со всех сторон, при этом избавляют от необходимости расставлять колонки по комнате и тянуть к ним провода, не заставляют глушить помещение акустическими панелями и вообще представляют собой компактное и элегантное решение.
Однако минусы все же есть — качество звучания зависит от материалов стен и потолка, ведь звуку нужно отражаться от них, и лучше всего он отражается от голых бетонных стен. Если же в комнате стоит много мебели, то звук будет рассеиваться и попадет куда угодно, только не в зрителя.
В домашних кинотеатрах
Dolby Enabled Speakers — штука, позволяющая превратить старую добрую систему 5.1 в Dolby Atmos покупкой всего нескольких дополнительных колонок. Как минимум, нужны два сателлита, стреляющие в потолок, подобно саундбарам, они ставятся на фронтальные колонки.
Для полного эффекта еще пару сателлитов можно расположить по бокам. Эта штука была придумана компанией Dolby чтобы максимально быстро вывести на рынок новый формат. Как и в случае с саундбаром, система чувствительна к отделке помещения.
Но все же лучшие впечатления от Dolby Atmos дарит система с настоящими потолочными сателлитами. Чаще всего это формат 7.1.4 — три фронтальные колонки, две сзади, две по бокам (итого 7 в горизонтальной плоскости), на потолке — по паре сзади и спереди, плюс сабвуфер.
Естественно, колонкам нужен подходящий источник, поэтому для работы Atmos понадобится AV-ресивер, поддерживающий этот формат. Про выбор ресивера можно почитать тут, но главное, о чем нужно помнить — это о мощности. Не у каждого ресивера ее достаточно, чтобы питать разросшееся поголовье колонок, а потому многие используют связку ресивера или звукового процессора с мощным многоканальным усилителем.
В видеоиграх
Что особенно подкупает — Dolby Atmos поддерживают консоли последнего поколения Xbox One и PS5 (хотя в последней гейминг с Atmos доступен только в наушниках, но фильмы смотреть можно и через колонки).
Видеоигры — штука сама по себе интерактивная и подкупает особенным погружением в экшн, а объемный звук усиливает многократно впечатление, особенно в батальных сценах, когда все вокруг горит, стреляет и взрывается. К тому же, технология дает возможность точно определить, откуда стреляет враг. Как включить Dolby Atmos в играх, и какие из них поддерживают технологию, рассказано в этой статье.
В музыке
Да, в формате Atmos даже выпускается музыка — многие артисты взяли новую технологию на вооружение, тем более что на рынке уже полно наушников, ее поддерживающих.
Пока сложно сказать насколько такой формат станет популярным — эксперименты с объемной музыкой были еще в шестидесятых годах прошлого века, и мало к чему привели. Правда, в отличие от шестидесятых, сегодня в продаже есть и наушники с Atmos.
В наушниках
Как можно догадаться, оборудовать домашний кинозал с настоящим Dolby Atmos — задача не из легких. Поэтому многие идут по иному пути — наушники. Таких с каждым днем все больше, и они имеют весомые плюсы: не нужно тратить деньги на колонки, усилитель и ресивер, вешать акустические панели и басовые ловушки, тянуть провода и т.п.
Сертифицированные наушники позволяют передать всю суть новой технологии без головной боли. А на ПК достаточно скачать официальную программу Dolby Atmos for Headphones, чтобы получить объемный звук в любых наушниках.
В мобильных устройствах
Даже мобильные устройства поддерживают Dolby Atmos. Конечно, это все не настоящий Atmos, а скорее демо-версия, чтобы передать впечатления от реальной технологии. Тем не менее, технологию стараются пихать во все топовые новинки, так что найти смартфон с ее поддержкой не проблема — например, он присутствует в любом последнем Айфоне.
Другие форматы объемного звука
DTS:X — главный конкурент Atmos, который также основан на звуковых объектах. В максимальной версии DTS:X Pro позволяет сделать до 30 каналов с двумя сабами, имеет аж целых 5 слоев в высоту: первый возле пола, второй — на уровне ушей, третий — чуть выше, четвертый — еще выше, и последний — в самом верху по центру. Из минусов — мало ресиверов и процессоров, которые поддерживают именно Pro версию, а стандартная инкарнация ограничена 11 каналами. Из плюсов — есть апмикшер Neural:X, превращающий 5.1 в настоящий объемный звук. Есть и DTS Headphone:X для наушников.
Auro 3D — стандарт, который, в отличие от Atmos, основан на поканальном микшинге. То есть вместо звуковых объектов — старые добрые каналы звука (хотя есть Aura MAX для кинотеатров, где объекты таки есть). Максимальное количество каналов — 13.1, из них: до 7 горизонтальных, до 5 — сверху, один — сверху по центру, именуемый не иначе как Voice of God. Главный минус стандарта — он очень узконаправленный, лучший звук получается в одной конкретной точке, где сидит зритель, если же походить по залу, то звук сильно меняется, обычно не в лучшую сторону. Второй минус — очень мало контента в этом формате, однако есть апмикшер Auro Matic, который конвертирует 5.1 в Auro 3D.
Заключение
Миллион колонок в помещении с голыми стенами могут создать такую какофонию, что ни о каких впечатлениях от Dolby Atmos говорить не придется. Поэтому, даже если в комнате уже стоит система 5.1, рекомендуется сначала добиться идеального звучания всех колонок в горизонтальной плоскости, и лишь затем наращивать сателлиты на потолке.
Об акустической обработке и звукоизоляции помещений можно почитать тут. В дополнение к этому, система Atmos предъявляет требования к покрытию пола, ведь колонки на потолке стреляют вниз, и отражения от пола затуманят звуковую картину. Поэтому лучше всего положить на пол толстый ковер или ковролин.
Источник