Тема: Проект ШП-акустика на 10ГД-36К vs Visaton BG 20 vs SEAS H1597-08
Опции темы
Проект ШП-акустика на 10ГД-36К vs Visaton BG 20 vs SEAS H1597-08
Здравствуйте!
Случайно приобрел 10АС-318 на 10ГДШ-1-4 (он же 10ГД-36К), звук понравился. Планирую изготовить акустику на ШП-динамиках с «подпоркой» верхов ВЧ-твиттером.
Перечитал множество тем по данным динамикам, возникают следующие вопросы к специалистам, буду признателен за помощь.
1. Выбор ШП-динамика. Рассматриваю 3 варианта: 10ГД-36К (1000руб/шт), Visaton BG 20/8 (2600руб/шт) или SEAS H1597-08 (9000руб/шт).
Характеристики ШП-головок:
1ГД-36К, 4Ом, 10Вт, 90дБ. Qts = 0,8 (+-0,2), Fs = 45Гц, Vэкв = 20л.
Visaton BG 20/8, 8Ом, 90…92 дБ. Qts = 0,44, Fs = 38Гц, Vэкв = 110л.
SEAS H1597-08, 8Ом, 40Вт, 88…95дБ. Qts = 0,35, Fs = 30Гц, Vэкв = 134л.
Все динамики по 8 дюймов в диаметре.
Какой из предложенных вариантов выбрать, может кто-то сравнивал по звучанию все три вариант?
2. Расчеты АЧХ. Рассматриваю ЗЯ. Для получения результирующего Qtc всей системы равного 0,707, объемы и F-3дб следующие:
10ГД-36К: V стремиться к бесконечности, т.к. Qts головки 0,8 (+-0,2), т.е. чем больше, тем лучше. При V=60л Qtc = 0,92, F-3дБ = 52Гц, при V=80л Qtc = 0,84, F-3дБ = 50Гц.
Visaton BG 20/8: Vопт = 69,5л, F-3дБ = 61Гц, при V=80л Qtc = 0,68, F-3дБ = 59Гц
SEAS H1597-08: Vопт = 43л, F-3дБ = 61Гц, при V=60л Qtc = 0,63, F-3дБ = 54Гц
Вопрос: понимаю, на что это влияет и как меняется АЧХ, но что лучше на слух, «передемпфированая» головка или «недодемпфированная» и насколько сильно это заметно на слух, какое допустимое отклонение от 0,707? Какие выводы можно сделать из расчетов: получается, в плане охвата НЧ, выигрывает советский динамик 10ГД-36К?
Судя, по рекомендациям Seas, надо ставить RLC-цепочку, чтобы давить выпирающую середину-верх, итоговая чувствительность всей системы получается тогда менее 90дБ/Вт/м. Почему Seas так дорог по сравнению с Visaton, чем он лучше? – по характеристикам и приведенным АЧХ мне кажется, что они одной ценовой категории.
3. Расчет короба. Планирую делать напольные «столбы», высота задана: 1100мм, материал МДФ 22мм. Вопросы:
— Можно ли использовать МДФ 16мм или он уже будет тонковат? – планирую без вибропоглощающего покрытия изнутри.
— Какое соотношение оставшихся сторон выбрать? Ширина колонки планируется 25см, если брать золотое сечение, то 40 см, мне кажется как-то многовато, 30…35см подойдет? Основная цель, если правильно понимаю, разнести резонансы корпуса по всему диапазону и их подавить «толщиной стенок» или вибропоглотителем.
— Есть ли какие-то рекомендации по размещению динамика на передней панели? Хотелось бы симметрично относительно вертикальной оси, какой отступ делать от верхней грани? Как размещать «подпирающий» ВЧ-динамик, над или под ШП-динамиком и т.п.? Буду признателен за ссылки на авторитетных авторов типа Алдошиной, Иоффе и т.п.
— Демпфировать планирую синтепоном, также есть поролон 40мм. Можно подвесить «колбасу» из ваты. Это увеличит виртуальный объем самого корпуса на 20…30%, что, например, для случая 10ГД-36К только на пользу.
— Делать ли заднюю стенку наклонной для размазывания резонанса «передняя-задняя панель»? с дизайнерской точки зрения, колонка визуально будет «легче». Собираюсь заказывать распиловку на производстве, может можно будет сделать что-то оригинальное.
4. Расчет фильтра. Мои варианты ШП-динамиков неидеальны, и судя по их АЧХ их надо дополнять ВЧ-твиттером.
С точки зрения психоакустики и всех плюсов ШП-акустики, на какой частоте надо резать и делать сшивку с ВЧ? Например, судя по АЧХ Visaton BG 20/8 резать надо на 8КГц, хотя можно чуть раньше, например, с 5КГц.
Планирую для ШП использовать фильтр 1-го порядка (одна индуктивность) с F-3дб = 8КГц (в случае Visaton), а ВЧ-головку подключать через LC-фильтр второго порядка (12дБ/окт).
Вопросы:
Какую пищалку выбрать? Если говорим про пищалку для «подпирания» в ВЧ для 10ГД-36К, то там будет достаточно чувствительности 90дБ/Вт/м. Судя по АЧХ 10ГД-36К, срезать надо будет на частоте 3,5КГц, т.к. далее там хорошая «расческа» с размахом до 10дБ.
Если для Visaton, то там нужна пищалка с чувствительностью около 95 дБ/Вт/м – хотелось бы чтобы АЧХ была сплошной, т.е. сам Visaton немного задирает ВЧ-область, но т.к. направленность на ВЧ не очень хорошая, то это не критично, а может и плюс.
С Seas H1597-08 еще больше вопросов, он задирает ВЧ-область под 100 (в пике до 103дБ) и непонятно где срезать, хочется на 2кГц срезать – но тогда теряется вся прелесть и преимущества ШП. Мне кажется, что нч и сч область он должен самостоятельно отыгрывать, а тут получится что-то непонятное, если в важной области спектра (2-3кГц) производить сшивку, верно? Тем более не каждый ВЧ динамик будет играть с такой частоты и ему как минимум понадобится фильтр 3-го порядка, для ШП тоже нужен будет фильтр высокого порядка.
Лично мне приглянулся ленточный ВЧ Fountek NeoCD3.0 (5500р.) дороговато, но дешевле нет пищалок с такой высокой чувствительностью (4…20кГц – 94дБ чувств.) и такой хорошей зависимостью АЧХ от угла. У более массовых вч-динамиков от Visaton, Seas, Vifa чувствительность порядка 90дБ, т.е. пришлось бы отдельно согласовывать чувствительности, ставить резистор в цепь ШП. Да, а если совмещать с советским 10ГД-36К, то 90дБ хватит за глаза, тогда выбрал бы SEAS H0831 (92дБ) или Visaton SC10 или SC20, в конце-концов 3гд-2.
Важный момент, правильно ли я считаю результирующее звуковое давление в области ВЧ в дБ, не суммируя с хвостом АЧХ самого ШП?
Буду благодарен за конструктивную критику, рекомендации и идеи.
Последний раз редактировалось Gedonist; 01.11.2017 в 11:26 . Причина: Исправил обозначение Qtot на Qtc
Источник
Самодельные акустические системы для лампового усилителя
alexzender 19 сентября 2017
- Самоделки для радиолюбителейзвук
Недавно в Мире Самоделок публиковалась статья о самодельном ламповом усилителе, сегодня пришла очередь рассказать как сделать своими руками акустику для лампового усилителя.
Хотите классную акустику? Не престижную, от известных фирм, а именно классную, выдающую детальный, глубокий, атмосферный и достаточно энергичный звук? Если вы живете не в замке и не планируете озвучивать стадион или пытаться произвести впечатление на соседей тремя этажами ниже, а хотите наслаждаться музыкой, возможно, мой рецепт акустики именно для вас.
Есть вещи, которые очень хочется сделать, но останавливает отсутствие средств, материалов, оборудования и т.п. Но очень хочется… Дал себе пенделя, и понесло… По принципу: «Хочу, потому что нравиться!» и потому, что надо наконец сделать акустику для моего Magnifique Evolution. Хотелось собрать АС, хорошо звучащую, и в большой и в маленькой комнате, и при этом изящную, а не шкафаподобную. Всё-таки – элемент интерьера. В любом случае это должна быть напольная АС, так как «полочники» все равно надо ставить на стойки.
Созидание
Для лампового однотакта динамики я выбрал тоже «ламповые»: 4ГД-35 (4ГД-36) и 3ГДВ-1 (2ГД-36), широко известные по советским радиолам.
3ГДВ-1 (паспортные данные):
- Диапазон частот: 3150- 20000 Гц;
- Неравномерность АЧХ: 14 дБ;
- Чувствительность: 90 дБ;
- Рабочая мощность: 2 Вт;
- Коэффициент гармоник в диапазоне частот 4000 – 10000 Гц: 3 %;
- Сопротивление: 8 Ом;
- Паспортная мощность: 3 Вт;
- Долговременная мощность: 3 Вт;
- Кратковременная мощность: 6 Вт;
- Частота основного резонанса: 1200 – 2000 Гц;
- Масса: 0,11 кг.
4ГД-35 (4ГД-36) (паспортные данные):
- Диапазон частот: 63 – 12500 Гц;
- Неравномерность АЧХ: 16 дБ;
- Чувствительность: 92 дБ;
- Рабочая мощность: 0,8 Вт;
- Коэффициент гармоник при рабочей мощности: 125 Гц:7 %, 200 – 300 Гц: 5%, 1000 – 8000 Гц: 3%;
- Сопротивление: 4 Ом;
- Паспортная и долговременная мощность: 8 Вт;
- Кратковременная мощность: 15 Вт;
- Полная добротность: 1,4 (±0,3);
- Частота основного резонанса: 65 Гц (+20, -15);
- Размеры: Ø 200 х 75,6 мм.;
- Вес: 0,88 кг.
По моим сравнительным замерам оказалось, что 4ГД-36 и 4ГД-35 имеют одинаковую АЧХ, но 4ГД-36 звучали более комфортно для слуха.
Рассматривалось четыре варианта оформления:
- Открытый ящик. Полуоткрытый ящик.
- Закрытый ящик. Ящик с «лазом для кота».
- TQWP – (TaperedQuarter-WavePipe – Расширяющаяся Четвертьволновая Труба).
- Четвертьволновый резонатор (TwinPipe) по образу Castle Knight 5, от британской Castle Acoustics.
Все варианты заслуживают внимания и показали определённые достоинства и недостатки в звуке, хотя официально эти динамики предназначены для открытого оформления.
Напилив и наломав кучу досок, делюсь результатами.
Открытый ящик. Классический легкий звук. Многим может понравиться, но отражения от стен не позволяет построить ясную сцену. Если корпус сзади закрыть куском войлока (около 1 см толщиной), то ситуация несколько исправляется. Такая конструкция (называется: апериодическая нагрузка) показала самую лучшую линейность, но при этом более скромные динамические показатели и чувствительность. Построение сцены тоже не впечатлило. Всё очень уж академически правильно, но сухо. В комнате 10 кв. м слушать ещё можно, а вот в двадцати метровой стало скучно – слабая атака.
Ящик со звуковым портом спереди. Просто и довольно эффективно. Низа выпирают, остальное в нормах приличия. Чувствительность и динамика средние. Для комнаты в 20 метров может и подойдет, но в 10 метровке «буянит».
Поскольку хотелось чего-то с изюминкой, я остановился на варианте «из рыцарского замка». Да и фактически, Twin Pipe продемонстрировал самую большую чувствительность и лучшие возможности по регулировке басов, чем популярный TQWP. Звучание легкое, агрессивное и открытое. Басы адекватны и в маленькой и в большой комнате. Сцена и детальность радуют. Линейность, правда, у этого «мустанга» совсем не хайфайная: 18db (относительный замер в резонирующей комнате), при определенной настройке резонатора можно опустить и до 14db. Единственный существенный недостаток – звук отдает «коробкой». Виноват в этом звуковой порт на передней панели. Бороться с этим можно плотным заглушением корпуса различными материалами, но падает чувствительность и тогда теряется смысл выбора такой конструкции.
Вообще, все звуковые порты и фазоинверторы служат для вывода наружу всяких утробных звуков, так что если нет желания слушать, как звучит нутро, лучше ими не пользоваться.
У Ронни Дио на альбоме «Дурной сон» есть такая песня — «Все дураки заплывали далеко». Это видимо про меня, и теперь я горжусь этим.
Итак, что я изобретаю? Велосипед с квадратными колёсами…, взяв за основу динамик для открытого оформления… Проблема в том, что для хорошей атаки акустике нужна задняя стенка. Возьми я 10ГДШ-1-4 и такие вопросы вообще б не возникли. Его, что в ящик, что в большой ящик с фазиком, поставь — будет «петь». Но я уже «заплыл далеко». Корпус под 4ГД-36 готов, и это ЗЯ!
Тестим и слушаем….
Независимо от стиля музыки, звук агрессивный и жесткий, как на концерте хеви метал. Барабаны и гитары пробивают стены и уши. Насладившись такой «радостью», я захотел вернуться к музыкальности.
Куда «плыть» теперь? Возвращаюсь к апериодической нагрузке, но теперь с добавлением синтепона. Распушенный синтепон укладываю волной, а зад АС закрываю войлоком 5 мм толщины.
Вот он! Нужный мне музыкальный звук получен. Лёгкое открытое звучание, не травмирующее слух, но обладающее достаточной динамикой. Даже барабанное вступление Ле Бинкса к песне Judas Priest Better by you, better than me звучит по-концертному убедительно. Устраиваю «глубокое» прослушивание… Прошло три месяца…
Заключение
Сначала о плохом. Акустика и мой однотакт совсем не «дружат» с современной компрессированной музыкой и с музыкальными стилями повышенной плотности и напористости, будь то электроника или треш метал и подобное. На выходе скрипящая каша.
О хорошем. Классический хеви метал воспроизводится хорошо (но не сногсшибательно). Хард рок — неплох. Очень органично звучат Led Zeppelin и вообще ранний рок, до 1976 года (видимо старые технологии записи дают знать). Электроника: Kraftwerk, Yello, Enigma, Era, B-Tribe.
О великолепном. Антонио Вивальди и вообще скрипичная классика. Камерный джаз, типа Дианы Крол и подобн. Все вокальные партии всех певцов великолепно воспроизводятся связкой Magnifique Evolution & Magnifique Accustic. С претензией на роскошь!
Рецепт и ингредиенты
Корпус из ламинированного ДСП толщиной 16мм. Крепление внутреннее: рейки, шурупы, клей. Дополнительно утолщать стенки я не стал (кроме нижней части лицевой панели), мотивируя это тем, что акустика маломощная.
Внутреннее демпфирование корпуса: войлок, синтепон.
Под динамики надо подложить уплотнитель или «посадить» их на пластелин.
Основание: ДСП плита с декоративным алюминиевым уголком по периметру.
Ножки регулируемые, на основе мебельных гаек «краб».
Фильтр – конденсатор МБГЩ-2 4мкф 160в.
Подключение динамиков синфазное.
Внутренние провода медные 1,5 мм «Одескабель».
Разъемы под «банан» советские приборные (бронзовый точеный контакт в корпусе из карболита).
Кабель «усилитель-АС»: Одескабель 2Х4мм; разъёмы «бананы» Profigold.
Собрав корпус, закрепив и подключив динамики, расставьте АС в нужное вам положение в комнате. Прослушайте свою любимую музыку на интересующей вас громкости. Добавляйте войлок и синтепон «по вкусу», добиваясь нужного вам оттенка а звуке.
Спасибо за внимание и желаю успехов.
Приложение
Рассуждения по поводу
В сети широко распространено мнение, что конструировать АС можно, только если вы имеете в своем арсенале профессиональный измерительный микрофон, а ещё лучше, шумомер, (например: ВШВ-003) и основательно задемпфированную, заглушенную комнату, без резонансов. Далее надо досконально изучить работу программ проектирования и моделирования. И уже на их основе, из особых аудиофильских материалов сделать действительно «правильную АС».
Все это отчасти, правда. Отчасти… Точнее не совсем, правда. То есть, в реале, будет совсем не так.
Даже если у вас в кладовке завалялся ВШВ-003 или его аналог, измеренная АЧХ, в условиях городской квартиры, будет изобиловать резонансными искажениями, перечеркивающими всю потенциальную точность измерительного оборудования. По этой же причине не следует «охотиться» за какими-то особыми микрофонами, типа PanasonicWM-61A.
Программы проектирования корпусов АС, конечно, помогают ориентироваться, но чисто виртуально.
Главное это концепция и желание её воплотить на основе здравого смысла и соразмерности. Живой эксперимент всегда покажет, что лучше, а что хуже звучит в конкретной обстановке, для которой и создается АС. Например: динамику нужен воздух – это факт, поэтому не стоит зажимать его в тесный закрытый ящик, но и не надо ставит его в огромный шифоньер. Его установочные размеры уже указывают на минимальные пропорции корпуса АС в ширину, а в глубину и высоту, статистически, это в два раза больше. Высота динамика от пола влияет на прозрачность и плотность низов и определяется только эмпирически в конкретной обстановке, и ни как не по мудреным программам, замкнутым на самих себе.
Ещё больше творчества предусматривает процесс демпфирования корпуса разными материалами (войлок, линолеум, вата, синтепон и пр.). Сделав все правильно, по рекомендации борьбы с резонансами, можно полностью убить музыку в звуке.
Коэффициент демпфирования и импульсные характеристики вашего усилителя заставят работать, спроектированную вами АС, только так как им угодно, нарушая все правила и каноны. Вывод – экспериментировать, слушать и соотносить с относительными замерами. Эти замеры можно спокойно делать с помощью простого измерительного микрофона, собранного из дешевого китайского микрофона и любого линейного усилителя на одной микросхеме. Далее подключайте его, хоть в звуковую карту, или по-старинке «гудите» с генератором и милливольтметром.
Я свой измерительный микрофон сделал на базе китайца с ничего не значащим именем JM901,и линейным усилителем на К157УД2. Собрал я его лет 15 назад, просто ради интереса и засунул в кладовку. Теперь, вдруг, он пригодился и прекрасно справился со своей задачей.
Автор статьи “Акустические системы для лампового усилителя” Alexzender
Источник